Экзаменационные материалы по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Вопрос 1. Внедрение Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Содержание:Основные понятия федерального закона, принципы государственной политики в сфере образования. Реализация права на дошкольное образование. Структура системы образования, дошкольное образование как первый уровень общего образования. Образовательные стандарты (ФГОС).
Образовательная деятельность. Участники образовательного процесса.
Практический вопрос:
1. Проанализируйте предложенную ситуацию и обоснуйте действия воспитателя ссылаясь на законодательные документы.
Экзаменационные материалы по дисциплине
Теоретические основы дошкольного образования
Вопрос 1. Современные тенденции обновления дошкольного образования.
Содержание:Новая образовательная парадигма – ориентация на развитие личности. Федеральные государственные образовательные стандарты как отражение и конкретизация ведущей концепции развития дошкольного образования.
Практический вопрос:
1. Охарактеризуйте вариативную программу, на основе которой разработана Образовательная программа дошкольного учреждения, в котором вы работаете. Раскройте роль, место и функции воспитателя в реализации Образовательной программы.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Педагогика»
Общая характеристика педагогической профессии.
Содержание: Возникновение и становление педагогической профессии. Сущность и структура педагогической деятельности. Личностные качества и педагогические умения воспитателя детского сада.
Дошкольная педагогика как наука. Основные понятия дошкольной педагогики.
Содержание:Дошкольная педагогика как наука о воспитании и образовании детей. Задачи и методы дошкольной педагогики. Основные понятия дошкольной педагогики.
Методы воспитания. Использование методов воспитания в педагогическом процессе детского сада.
Содержание:Сущность и классификация методов воспитания. Характеристика методов воспитания. Педагогические возможности и условия применения методов воспитания в работе воспитателя детей дошкольного возраста.
Трудовое воспитание дошкольников. Виды и формы организации труда детей.
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... психологического и физического насилия; • принцип связи воспитания с жизнью, проявляющийся в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий ... детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов; • принцип вариативности деятельности, предполагающий соответствие содержания этой ...
Содержание:Сущность и своеобразие труда дошкольников. Задача трудового воспитания детей дошкольного возраста. Виды (самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд).
Содержание труда детей. Форма организации труда в детском саду: поручения дежурства, коллективный труд.
Практические вопросы:
1. Проанализируйте предложенную ситуацию. Обоснуйте свое решение. Раскройте содержание и методику работы воспитателя в I половину дня.
2. По результатам своей практики проанализируйте вопросы детей. Выделите виды детских вопросов и особенности их изменения в связи с возрастом. Раскройте требования к ответам воспитателя на вопросы детей.
3. По результатам своей практики проанализируйте уровень развития культурно-гигиенических навыков детей той группы, в которой Вы работали. Определите виды культурно-гигиенических навыков. Укажите, какие условия необходимо создавать воспитателю для формирования культурно-гигиенических навыков. Раскройте приемы формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
4. Проанализируйте педагогическую ситуацию с позиции использования методов нравственного воспитания. Дайте психолого-педагогическое обоснование своего решения. Раскройте условия, необходимые для эффективного использования методов нравственного воспитания.
Экзаменационные материалы по дисциплине «Психология»
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста.
Содержание:
Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Основные понятия возрастной психологии (возрастная периодизация психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития).
Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Роль воспитателя в развитии различных видов деятельности детей дошкольного возраста.
Организация образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в обучении
Содержание: Содержание образования детей с трудностями в обучении. Принципы обучения детей, испытывающих трудности на занятиях. Методы и формы обучения детей, испытывающих трудности на учебных занятиях. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Практические вопросы:
1. Проанализируйте педагогическую ситуацию с позиции использования принципов обучения. Обоснуйте свое решение.
2. Разработка алгоритма обучения детей дошкольного возраста решению проблемных ситуаций, стимулирующих их умственную активность на занятиях.
3. По результатам своей практики составьте план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим трудности в обучении.
Экзаменационные вопросы
«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
Характеристика игры как деятельности. Классификация детских игр
Содержание:Происхождение игры в истории общества, её связь с трудом и искусством. Социальный характер игры. Многообразие детских игр, их классификация. Своеобразие каждого вида игр и их роль в воспитании детей.
3 стр., 1460 слов
процесс развития конструктивных умений детей младшего дошкольного ...
... деятельности, способствующего развитию разностороненней творческой личности, а также недостаточная разработанность в теории и методике дошкольного воспитания обусловили выбор темы исследования: «Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста в работе ... Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. ...
Режиссерские и строительные игры. Педагогическое руководство режиссерскими и строительными играми
Содержание:Характеристика режиссерских игр. Педагогические условия развития режиссерских игр. Строительные игры: характеристика, воспитательно-образовательная ценность. Методика обучения конструктивным умениям. Игры с природным материалом.
Практические вопросы:
1. Проанализируйте предложенную ситуацию. Определите, какие особенности игры проявляются у детей. Раскройте структуру сюжетно-ролевой игры и её особенности.
2. По результатам педагогической практики проанализируйте подбор и хранение разных видов игрушек в Вашей группе. Дайте теоретическое обоснование. Дайте определение игрушки. Назовите виды игрушек. Раскройте методику ознакомления с новой игрушкой.
Экзаменационные вопросы
«Теория и методика развития речи у детей»
Специфика реализации цели, задач и содержания работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста
Содержание:Понятия «правильная речь» и «хорошая речь». Характеристика задач речевого развития детей дошкольного возраста, их содержание по современным образовательным программам для ДОУ. Реализация цели, задач и содержания работы по развитию речи в условиях многонациональной Республики Башкортостан.
Организация непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста
Содержание:Роль обучения в овладении детьми родным языком. Дидактические требования к организации НОД по речевому развитию. Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми. Коллективные групповые и парные формы работы для активизации речевой и мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Использование детской художественной литературы в образовательном процессе дошкольного учреждения
Содержание: Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка. Методика художественного чтения и рассказывания детям. Заучивание стихотворений как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Использование художественной литературы вне занятий.
Развитие речевого общения и навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста
Содержание:Понятие диалогической речи и ее значение. Разговор воспитателя с детьми как основной метод обучения диалогической речи. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.
Актуальность проведения физкультурно-оздоровительной работы в современном дошкольном образовательном учреждении
Содержание:Значимость физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня. Особенности проведения всех форм работы по рекомендациям авторских программ в современных условиях. Методика проведения физкультурно-оздоровительной работы в разных возрастных группах (утренняя гимнастика, физминутка, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами).
Практические вопросы:
1. По результатам педагогической практики спроектировать возможные варианты физкультминуток на познавательных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. Обосновать целесообразность общеразвивающих упражнений для реализации данной формы работы с детьми.
Особенности развития процесса мышления у детей дошкольного возраста
... дошкольников будет эффективнее, если обучение детей проводить в игровой форме. Объектом исследования данной работы является процесс мышления. Предмет исследования: особенности мышления детей дошкольного возраста. ... взаимодействия сразу нескольких предметов [5, с. 132]. Содержание образного мышления ребенка - дошкольника не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на более ...
2. Составьте план индивидуальной работы с детьми по развитию движений на прогулке. Обоснуйте выбор методов и приёмов обучения.
3. Раскройте своеобразие народной игры (по выбору студента), составьте план подготовки детей к осознанию игрового и двигательного содержания народной игры Республики Башкортостан.
4. Проанализируйте конспект физкультурного досуга. Выделите и обоснуйте способы создания и сохранения интереса к двигательной деятельности у дошкольников в активном отдыхе.
Экзаменационные вопросы
«Медико-биологические и социальные основы здоровья»
Организация мероприятий по адаптации детей к условиям образовательного учреждения
Содержание: Понятие «адаптация», виды адаптации. Этапы адаптации. Особенности адаптации детского организма к условиям дошкольного образовательного учреждения: лёгкая, средней тяжести и тяжёлая адаптация. Способы введения ребенка в условия образовательного учреждения
Организация психолого-педагогической поддержки воспитанников в дошкольном учреждении
Содержание: Факторы риска нарушения поведения дошкольников. Признаки агрессивного, тревожного и гиперактивного поведения дошкольников. Способы педагогической поддержки воспитанников. Организация педагогического наблюдения за изменениями в самочувствии детей во время пребывания в образовательном учреждении.
Особенности профилактической работы воспитателя по физическому развитию детей дошкольного возраста
Содержание:Основные виды отклонений в физическом развитии детей дошкольного возраста: плоскостопие, осанка, избыточная масса тела, нарушение зрения. Причины нарушений. Методы диагностики. Профилактическая работа по предупреждению нарушений.
4. Кожные болезни и их профилактика
Содержание: Возрастные анатомо-физиологические особенности кожи. Неинфекционные заболевания кожи. Инфекционные заболевания кожи: гнойничковые и грибковые. Чесотка. Профилактика заболеваний кожи у детей.
Практические вопросы:
1. Разработка плана проведения адаптационно-оздоровительных мероприятий в группе дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработать правила работы с агрессивными, тревожными и гиперактивными детьми (по выбору)
3. Составить план беседы с родителями на тему: «Профилактика грибковых заболеваний кожи».
4. Подобрать комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
Экзаменационные вопросы
«Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности
детей дошкольного возраста»
«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
Виды и своеобразие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Содержание:Виды изобразительной деятельности дошкольников: рисование, лепка, аппликация и конструирование. Специфика их содержания, техники и материала. Этапы развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Методика обучения и развития детского творчества на занятиях по лепке
роль воспитателя в процессе адаптации дошкольников раннего возраста ...
... анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника; - качественный и ...
Содержание:Виды, способы и приёмы лепки. Материалы и оборудование для лепки. Требования к организации занятий по лепке в дошкольном образовательном учреждении. Методика развития творчества и обучения лепке детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
3. Обучение дошкольников техническим приёмам рисования в процессе ознакомления с нетрадиционной техникой изображения
Содержание:Техника рисования, и её роль в создании изображения. Характеристика своеобразия некоторых нетрадиционных техник в детском рисовании. Методика обучения дошкольников нетрадиционной технике в рисовании.
Методика обучения и развития детского творчества на занятиях по аппликации
Содержание:Аппликация как вид декоративного искусства. Виды, способы и приёмы аппликации. Методика развития творчества и обучения лепке детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Практические вопросы:
1. Решить предложенную педагогическую ситуацию. Оценить действия воспитателя, дать психолого-педагогическое обоснование своим суждениям. Раскрыть методику использования образца и показа способа изображения на занятиях в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.
2. Решить предложенную педагогическую ситуацию. Объяснить причины однообразных изображений в рисунках детей. Спланировать необходимые педагогические действия по обучению дошкольников рисованию.
3. Решить предложенную педагогическую ситуацию. Оценить действия воспитателя, дать психолого-педагогическое обоснование своим суждениям. Раскрыть методику использования образца и показа способа изображения на занятиях в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.
4. Проанализировать рисунки детей дошкольного возраста. Оценить уровень развития технических умений и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности. Дать психолого-педагогическое обоснование творческой деятельности дошкольников. Выявить в рисунках выразительные средства характерные для детского изобразительного творчества.
Экзаменационные вопросы
Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения
Задачи и содержание взаимодействия ДОУ и семьи
Содержание: Задачи, принципы, условия взаимодействия ДОУ и семьи. Основы планирования работы с родителями. Содержание эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
Содержание и формы работы с семьей
Содержание:Содержание работы с семьей. Нетрадиционные формы сотрудничества.
Традиционные формы сотрудничества (посещение детей на дому, беседы и др.): коллективные, индивидуальные.
Организация взаимодействия воспитателя с работниками дошкольного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников
Содержание:Формы, методы и приемы взаимодействия с сотрудниками образовательного учреждения, работающими с группой. Руководство деятельностью помощника воспитателя.
Практические вопросы:
1. По результатам своей практики дайте анализ форм работы с родителями. Раскройте, в каких направлениях необходимо работать воспитателю, чтобы обеспечить единство семейного и общественного воспитания.
Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях ...
... инструкторов физкультуры и воспитателей детских садов с целью повышения эффективности организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Структура курсовой: введение, ... в современной педагогике все больше внимания уделяется физическому развитию детей - дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека путем ...
2. Составьте памятку по установлению положительных детско-родительских взаимоотношений.
Раскройте, в каких направлениях необходимо работать воспитателю, чтобы обеспечить гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.
3. По результатам своей практики разработайте рекомендации по поло-ролевой социализации дошкольников.