ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 5

1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста 5

1.2. Клинико-пихолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией 7

1.3. Проявления нарушений речи у дошкольников с дизартрией 11

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 16

ГЛАВА 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИЗАРТРИЧЕСКИЙ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17

2.1. Методики обследования речи детей с дизартрией 17

2.2. Современные технологии коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией 24

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 35

ВВЕДЕНИЕ

Впервые термин «дизартрия» был описан в 1879 году А. Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции. В литературе XX века понятие «дизартрия» переводили как расстройство членораздельной речи, речь невнятная, словно «каша во рту».[22]

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

В наше время дизартрия считается распространённой речевой патологией (из 7 детей рождается 5 с поражением ЦНС).

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии изучается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. В 1911г. лого-терапевт Г. Гуцман (немецкий врач) определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил две её формы: центральную и периферическую. Большое влияние на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса (1926), который впервые чётко отграничил дизартрию от моторной афазии и разделил её на бульбарную и церебральную формы. [21] Врач М.С. Маргулис впервые вводит классификацию дизартрии. В последующие годы наш отечественный учёный О.В.Правдина описывает дизартрию с псевдобульбарным парезом. [16]

В настоящее время проблема нарушения речи у детей очень актуальна. С каждым годом детей с нарушением речи становится всё больше. Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.

16 стр., 7994 слов

Развитие речи в дошкольном возрасте

Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова Курсовая работа Дисциплина «Возрастная психология» Тема: «Развитие речи в дошкольном возрасте» Выполнила: ст-ка гр. ДОиВ-12 Исхакова Р. Проверил: преподаватель Каратаева И.П. Караганда – 2008 Содержание Введение Глава 1. Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка 1 ...

Дизартрия является сложным речевым расстройством. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Цель

Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и показать возможность преодоления имеющихся отклонений в развитии

Задачи

1. Изучить закономерности развития речи детей дошкольного возраста

2. Ознакомиться с клинико-пихолого-педагогической характеристикой детей дошкольного возраста с дизартрией

3. Рассмотреть проявления нарушений речи у дошкольников с дизартрией

4. Изучить методики обследования речи детей с дизартрией

5. Проанализировать современные технологии коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ

1.1. Закономерности развития речи детей дошкольного возраста

Закономерности развития речи детей дошкольного возраста рассмотрены в трудах таких педагогов, психологов как А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Г.Л. Розенгард-Пупко и др. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.

4 стр., 1514 слов

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

... . 25. Щербакова И.Ю. Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развитие двигательной сферы / И.Ю. Щербакова // Работа с дошкольниками ... 1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - Москва: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с ...

Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.[5] Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.[20] Более подробно мы рассмотрим этапа в становлении речи детей по А.Н. Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

· 1-й — подготовительный (с момента рождения — до года); Крик — первая голосовая реакция ребенка. Уже в 1,5 месяца, а затем — в 2-3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, а-га, бу и т.д. В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются новые, типа гн-агн, ля-аля, рн и т.д. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями.[10]

· 2-й — преддошколъный (от года до 3 лет); расширяется объем лепетных слов, повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, усиливается его речевая активность. Употребляемые ребенком слова многозначны. После полутора лет наблюдается рост активного словаря детей. Факторы:

а) механизм подражания словам окружающих;

б) сложная система функциональных связей, обеспечивающих осуществление речи;

в) благоприятные условия, в которых воспитывается.

К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. В 2,5-3 годам дети пользуются трех-четырехсловными предложениями, используя частичные грамматические формы (иди — идет — идем — не иду; кукла — кукле — куклу).

· 3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет); характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.[11] В 5-6 лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

16 стр., 7652 слов

Сравнительная характеристика устной и письменной речи детей, воспитывающихся в детских домах, и детей, обучающихся в общеобразовательных школах

... , интонационно-мелодической стороны речи. В контрольной группе 8% детей со стертой формой мозжечковой дизартрии. У данных детей наблюдалась замедленная толчкообразная речь, отмечалось нарушение модуляции ... голоса. Таким образом, самым распространенной формой дизартрии у всех ...

· 4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.[11]

1.2. Клинико-пихолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией

Аксенова Л.И. и Архипова Б.А. в учебном пособии «Специальная психология» утверждают, что клиническое, психологическое и педагогическое изучение детей с дизартрией очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений. Главным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. [1]

Лалаева Р.И. в своем учебном пособии пишет, что у детей — дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него слабый, тихий, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть замедленным или ускоренным. Данные нарушения выражаются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной и периферической нервной системе, от тяжести нарушения и времени возникновения дефекта. Воздействие различных неблагоприятных факторов на формирующийся мозг ребенка в период внутриутробного развития, а также на ранних этапах его развития после рождения приводит к органическому поражению центральной нервной системы ребенка, что в конечном итоге является главной причиной дизартрии. Основными источниками внутриутробных поражений являются острые, хронические инфекции, интоксикация, кислородная недостаточность (гипоксия), токсикоз беременности, а также ряд других факторов, приводящих к возникновению родовой травмы. Также, дизартрия может явиться результатом несовместимости по резус-фактору. Несколько реже дизартрия может возникнуть под воздействием инфекционных заболеваний нервной системы в первые годы жизни ребенка. [8]

2 стр., 717 слов

Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Методика музыкального воспитания» на тему: «Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения» Выполнил студент гр. Руководитель: Салехард, 2006 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ...

Мастюкова Е.М. утверждает, что дизартрию можно наблюдать у детей, которые страдают детским церебральным параличом (ДЦП), при ДЦП дизартрия проявляется в 65-85% случаев. [15]

В пособии Филичевой Т.Б., Чевелевой Н.А., Чиркиной Г.В. указано, что в основе классификации клинических форм дизартрии лежит принцип выделения различной локализации поражения мозга. У детей, страдающих различными формами дизартрии можно наблюдать отличительные специфические дефекты звукопроизношения. По локально-диагностическим признакам выделяют следующие виды дизартрии. Корковая дизартрия — группа моторных расстройств речи различного патогенеза, которые связаны с очаговым поражением коры головного мозга. Данная разновидность является наиболее сложной для выделения и распознавания. В сфере звукопроизношения корковая дизартрия проявляется как моторная алалия. Дети, страдающие данным нарушением, испытывают затруднение динамики переключения от одного звука к другому, а также между артикуляционными позами. Ребенок способен отчетливо произносить изолированные звуки, однако в условиях речевого потока возникает замена звуков, и они искажаются, что приводит к запинкам в речи, напоминающим заикание. Дети, страдающие корковой дизартрией, не имеют нарушений в развитии лексико-грамматического строя речи. Данную форму дизартрии следует также отличать от дислалии. В условиях коррекционной работы можно отметить тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесении, но с трудом автоматизируются в речи. [21]

Филичева Т.Б. утверждает, что другой формой дизартрии является подкорковая дизартрия (экстрапирамидная), возникающая в условиях подкорковых узлов головного мозга. Насильственные непроизвольные движения в области артикуляционной и мимической мускулатуры и нарушение мышечного тонуса, не контролируемые ребенком являются характерным проявлением подкорковой дизартрии. Данные движения могут наблюдаться в состоянии покоя, но обычно усиливаются при речевом акте. Дети, страдающие данной формой дизартрии могут правильно произносить отдельные звуки, слова и короткие фразы (в игре, в беседе с близкими), и через мгн……..

6 стр., 2889 слов

Логопедия как отрасль педагогической науки

... пособие для вузов. – М., 2004 Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, учебник - М.: Владос, 2008. Логопедия ... логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии. Особенности речевых нарушений. Понятийно- категориальный аппарат логопедии (норма речи, недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи ... страдающими дизартрией. ...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аксенова Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.

2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТРЕЛЬ, 2007. — 343 c.

3. Борозинец, Н. М. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. — Ставрополь : , 2008. — c.

4. Волоскова, Н. Н. Логопедия Дизартрия / Н. Н. Волоскова, Л. И. Белякова. — М. : Владос, 2009. — 287 c.

5. Гвоздев А.Н., От первых слов до первого класса / Гвоздев. А.Н.. — СПб. : КомКнига, 2005. — 320 c.

6. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда. — М., Просвещение, 2010 г.

7. Краузе Е. Н. Логопедия. — Санкт-Петербург, Корона принт, 2002.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов-на-Дону: «Феникс”, СПб: «Союз”, 2007 г.

9. Лалаева, Р. И. Учебное пособие / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская. — М. : Владос, 2011. — 285 c.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. — с. 287.

11. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. — 18 c.

12. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов/ Под ред. Л.С.Волковой, С.А.Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1999.- с. 156-196

13. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Л. В. Лопатина. — СПб. : Союз, 2005. — 192 c.

27 стр., 13068 слов

Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТим. А.С. ПУШКИНА» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Методические рекомендации по совершенствованию словообразования глаголов у дошкольников с ОНР Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы проблемы развития ...

14. Лопухина И.С. Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. — СПб.: Дельта, 2007 г.

15. Мастюкова Е.М. Дизартрия. Логопедия [Текст]/ Под ред. Волковой Л.С. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

16. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для пед. институто. / О. В. Правдина. — Челябинск: Б.и., 2004. — 192 с.

17. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург 2005.

18. Трубникова Н.М.Выпускная квалификационная работа по специальности 031800 — «Логопедия». Методические рекомендации для студентов коррекционной педагогики. Екатеринбург, 2000.

19. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. — Екатеринбург : Урал, гос. пед, ун-т, 199. — 51 c.

20. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина- М.: Просвещение, 1989.-223 с.: ил.

21. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, М., Просвещение, 1989.

22. Хрестоматия по логопедии // Под ред. Л. С. Волковой и В. И Селиверстова, Том I. — М.: Владос, 1997.