роль воспитателя в процессе адаптации дошкольников раннего возраста к условиям детского общеобразовательного учреждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ….…….6

1.1. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению……….…..6

1.2. Требования адаптации ребенка по ФГОС ……………………………….9

1.3. Роль воспитателя в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ……………………………………………………………………19

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ …………………..………………………………………….23

2.1 Социально — педагогическая программа по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………….28

2.2 Анализ опыта реализации программы по организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ………….……………………………………..…….49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………55

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………59

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Приход в детский сад — важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего гармоничного развития ребенка.

Известные в литературе исследования адаптации ребенка раннего возраста к условиям общественного воспитания касаются либо психофизиологических аспектов поведения (Р.В. Тонкова-Ямпольская, А. Тардош), либо рассматривают этот вопрос с точки зрения депривации, отделения ребенка от матери (Дж. Гервиц, Дж. Боулби, Р. Сирс и др.), либо с психолого-педагогической точки зрения дают анализ режимных моментов, позволяющих ребенку успешно преодолевать трудности адаптационного периода (Н.Д. Ватутина).

Включение ребенка в групповую жизнь, формирование тех условий, которые обеспечивают психологический комфорт детей, во многом зависит от взрослых, от того, насколько ими осуществляется индивидуально- дифференцированный подход к детям (М.Я Басов, Н.Д. Ватутина, Э.Пиклер, Н.М. Щелованов и др.).

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в детского образовательного учреждения. Экспериментально доказано, что темп физического и психического развития в этот период очень быстрый (В.М. Бехтерев, Н.М. Аксарина, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина).

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста ...

... особенно актуальной. Объект исследования - адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Предмет исследования - психоэмоциональные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Цель исследования - раскрыть психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. ...

Но, наряду с этим, ранний возраст отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, реальной опасностью нарушения сбалансированности организма. Именно поэтому необходимо контролировать процесс адаптации дошкольника к условиям детскому образовательному учреждению, а именно — использовать программу психолого-педагогического сопровождения, позволяющую избежать отклонений и нарушений в развитии дошкольника.

Объект исследования — особенности развития личности в детском возрасте.

Предмет исследования — роль воспитателя в процессе адаптации дошкольников раннего возраста к условиям детского общеобразовательного учреждения.

Цель исследования — изучить особенности адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения, разработать программу психолого-педагогическое сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения.

В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из следующих предположений:

— высокий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению высокого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также низкого уровня тревожности;

— низкий уровень адаптации дошкольников способствует проявлению низкого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также высокого уровня тревожности.

Задачи исследования:

1. Изучить основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования.

2. Провести подбор методик исследования особенностей адаптации дошкольников к условиям детского образовательного учреждения адекватных целям и задачам исследования.

3. Определить уровень и особенности адаптации у дошкольников к условиям детского образовательного учреждения.

4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения.

Теоретическим основанием исследования является личностно- деятельностный подход развитию личности ребенка (Л.С.Выготский,

С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович), а также подходы к изучению адаптации личности Л.Филипса, А.А.Началждяна, Дж. Робертсона.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы и других источников по проблеме исследования;

— тестирование, с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника;

— качественный и количественный анализ полученных результатов был осуществлен с помощью метода корреляционного анализа Браве-Пирсона.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплексную программу психолого- педагогического сопровождения адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения. Предложенная программа может быть использована как практическими психологами, так и педагогами, работающими в дошкольных образовательных учреждений.

21 стр., 10202 слов

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с умственной ...

... детьми дошкольного возраста. Цель исследования: выявить уровень психолого - педагогического сопровождения в условиях дошкольного учреждения. Объектом исследования является организация психолого - педагогического сопровождения дошкольников. Предметом исследования является психолого - педагогическое сопровождение умственно - отсталого дошкольников в условиях ... трудности для адаптации таких детей в ...

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольной организации [30,45].

Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

1.1. Прблема адаптации ребенка к детской образовательному учреждению

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок — в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию[18,79].

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев).

В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит отследующих факторов[21,57]:

· возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

·состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

19 стр., 9296 слов

Психолого-педагогические условия развития мыслительных операций ...

... их в работе со слабослышащими детьми. Цель исследования: изучить психолого-педагогические условия, способствующие эффективному развитию мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями ... полученные данные показывают, что при соблюдении психолого-педагогических условий происходит эффективное развитие мыслительных операций у детей 6-7 лет с нарушениями зрения; подобранный диагностический ...

· сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

· индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель[34,67].

· условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.).

Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

· уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачуи т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Таким образом, объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

· глубокий сон;

· хороший аппетит;

· бодрое эмоциональное состояние;

· полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение.

1.2. Требования адаптации ребенка по ФГОС

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДУ является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность — здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша[37,112].

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

16 стр., 7766 слов

Особенности развития речи у детей раннего возраста с нарушенной ...

... из трех параграфов, заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей раннего возраста с нарушенной слуховой функцией 1.1 Речь - понятие, виды, средства Речь ... является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это ...

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация»[35,76].

Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада — легкую, среднюю и тяжелую.

Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности[29,57]. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

— развитие предметной деятельности;

— развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки[8,45].

Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка — любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители — сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду[16,66].

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... на лице. В такой момент малыш ваш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на "ахиллесову пяту" и ... адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше ...

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.

Как же успешно организовать процесс адаптации детей в 1младшей группе?

Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием пространственной предметно-развивающей среды: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития[27, 134]. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

Зона познавательной деятельности — способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» — чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала — рост ребенка + приподнятая рука.

Художественная зона — изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

Констуктивно-игровая зона — конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал — в корзинах, ящичках.

2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога.

Для успешной организации процесса адаптации малышей педагогу необходимо хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста, учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша, ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду. Для решения выделенных задач воспитателю необходимо активно реализовывать процесс самообразования: знакомиться с новыми методическими разработками по проблеме адаптации детей до 3-х лет, принимать участие в методических мероприятиях, активно сотрудничать с психологом, педагогами, которые уже имеют опыт проведения адаптационной кампании в детском саду[24, 10]. Опыт работы в выделенном направлении показывает, что эффективность работы обеспечивается готовностью педагога планировать и реализовывать мероприятия, направленные на успешную адаптацию детей, а также осуществлять целенаправленную работу с семьями воспитанников: например, создание для родителей рекомендаций «Подготовка ребёнка к посещению детского сада»; привлечение к участию взрослых в совместных занятиях, играх, праздниках. Способствует получению положительных результатов и использование произведений устного народного творчества в работе с детьми, создание мини хрестоматийного сборника из произведений малых фольклорных форм.

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...

... детского аутизма.  Объект исследования  – закономерности развития аффективной сферы ребенка в раннем возрасте в норме и при формирующемся синдроме детского аутизма.   ... малыша, нарушающей  его психическое и социальное развитие. 4. Трудности адаптации ребенка, проявляющиеся в неадекватности реакций самосохранения, отсутствии исследовательского поведения, недостаточности & ...

Раскрывая требования к компетентности педагога важно остановиться на готовности воспитателя решать задачи педагогического мониторинга. Умение педагога получить полную и достоверную информацию об особенностях развития ребенка, о его интересах и потребностях неразрывно связано с возможностью обеспечить каждому малышу комфортные условия пребывания в детском саду, позволяет проектировать маршруты сопровождения малыша.

Эффективным диагностическим инструментом становится метод наблюдения за ребенком. Анализ результатов наблюдения предполагает обмен информацией между воспитателями и родителями ребенка, обсуждение полученной информации со специалистами[12,60]. Сведения о развитии ребёнка, полученные в результате проведения систематических наблюдений, являются неотъемлемой основой для построения конструктивного взаимодействия между педагогами детского сада и семьями детей, что способствует активному вовлечению семьи и привлечению родителей к процессу принятия решений, касающихся всех аспектов развития их ребёнка.

Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребёнка и используются для принятия совместных решений. В программах, ориентированных на ребёнка, родители получают регулярную и персональную информацию, которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за их детьми. Описанные выше положения позволяют логично перейти к третьей группе условий:

3. Организация работы с родителями. Взаимодейств……..

. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель. — 2014. — 264с.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.- Л.: Наука, 1998. — 270 с.

7. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2011. — 189с.

8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад, — М.: Просвещение, 2013. — 216с.

9. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой — Ямпольской и др. — М.: Медицина, 1994. — 207 с.

10. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. : Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца и др. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж. — М, 2013. — 144 с.

11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. — М.: Аркти. — 2014. — 248с.

4 стр., 1705 слов

Особенности общения детей подросткового возраста с глубоким нарушением зрения

... параметров, связанных с личностными особенностями. Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста. Предметом исследования выступают особенности общения детей подросткового возраста, имеющих глубокие нарушения зрения. Цель дипломной работы выявление ...

12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести лет, — М.: Интор, 2013. — 157с.

13. Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстниками в раннем возрасте. Вопросы психологии. — № 3. — 2015. — С 18-26.

14. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. — Ростов — на — Дону, Феникс , 2012 . — 243с.

15. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. — М.: Педагогика, 1999. — С. 220.

16. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого — педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. — 2014. — №7. — с.66 — 77.

17. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск, 2013. — 192 с.

18. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Т., Пиаже Ж. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин. — М.: Педагогика, 1997. — 414с.

18. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. — 2012. — №1 — c.34 — 37.

19. Лютова Е.К., Монина Т.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).

— СПб.: Речь. — 2008. — 164с.

20. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. «Воспитание и развитие детей раннего возраста»: Пособие для воспитателей дет.садов. — М.: Просвещение, 2011. — 145с.

22. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. — М.: Педагогика, 1991. — 278 с.

21. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду //Дошкольное образование. — № 5 (77).

— 2012. — С 31-45.

22. Морозова Е. И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. — 2012. — № 11. -с.10 — 14.

23. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Ж-л Альманах института коррекционной педагогики РАО. — № 4. — 2014. — С. 17-26

24. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. — Л.: Медицина, 1994. — 316с.

25. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии).

— Ереван, 1998. — 263 с.

26. Остроухова А. Успешная адаптация / Обруч. — № 3. — 2014. — С. 16 — 18.

27. Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т.З, кн.2., — М.: Педагогика, 1999. — 354с.

28. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие — М., Мозаика Синтез, 2014. — 244с.

29. Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому учреждению. МГППУ. — М.: Акадения, 2012. — 189с.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... процесс недостаточно учитывает фактор саморазвития личности. Другое направлениев педагогике отражает эволюцию в философских воззрениях современных ученых на воспитание и связано с развитием гуманистических ... различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждений открытого типа, социально-педагогических, ...

30. Психологический словарь / Авт. — сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л. Неймерова. — Ростов — на -Дону: Феникс, 2011. — 640 с.

31. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. — № 2. — 2013. — С. 12-18.

32. Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: Академия Холдинг, 2013. — 187с.

33. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. — 1999. — №20. — С.74-79.

34. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 — 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: — Книголюб. — 2014. — 184с.

35. Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии адаптирующейся личности. — Новосибирск: Институт психологии личности. — М.: Педагогика, 2012. — 296с.

36. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. — М., 1990. — 254 с.

37. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет. — М., Школа-Пресс, 2015. — 162с.

38. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой — Ямпольской, Е. Шмидт — Кольмер, А. Атанасовой — Вуковой. — М.: Академия, 2011. — 208с.

39. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. — 2013. — № 3, — № 4. — С . 46 — 51.