Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ

План

Введение…………………………………………………………………………………3

  1. Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ……………………………………………………………….……………5
  2. Методы исследования акалькулии……………………………………………..8
  3. Нейропсихологические синдромы спазмов сосудов головного мозга…….11
  4. Методы восстановления письма при афферентной эфферентной моторной афазии……………………………………………………………………………17

Выводы………………………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………….…………………21

Нейропсихология представляет собой междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейро науки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология применяется как к исследованиям с повреждениями у животных, так и работам, базирующимся на изучении электрической активности отдельных клеток (или групп клеток) у высших приматов (в том числе, существуют исследования человека в данном контексте).

Нейропсихология является обширной научной дисциплиной, которая занимается исследованием роли мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающих вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей. Школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно

следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов.

В задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание. Нейропсихология применяет научный метод и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации.

Данная концепция пришла из когнитивной психологии и когнитивной науки. Это одна из самых эклектичных дисциплин психологии, пересекающаяся с исследованиями в области нейронауки, философии (особенно философии разума), нейрологии, психиатрии и информатики (особенно, в создании и изучении искусственный нейронных сетей).

19 стр., 9469 слов

Учебно-методический комплекс по основам нейропсихологии Специальность: ...

... лобных долей г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга д) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга. 11. Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга (по монографии А.Р. Лурия «Мозг и психические процессы»). 12. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга. 13. Синдром "расщепленного мозга" при поражении ...

На практике нейропсихологии в основном работают в научных исследовательских организациях и в организациях, занятых клиническими исследованиями, специализированных клиниках (направление клиническая нейропсихология), судебных и следственных учреждениях (часто занимаются судебной экспертизой в судебных процессах) или индустрии (часто как консультанты в организациях, где нейропсихологические знания важны и применяются при разработке продукции).

Нейропсихология является одновременно отраслью экспериментальной психологии и клинической неврологии. Психология сформировалась как наука к концу 19 в., когда было признано, что психические процессы можно исследовать, наблюдая за поведением человека. Выделяют два типа поведения: инструментальное, представляющее собой определенные действия и манипуляцию предметами, и вербальное (речевое), связанное с образованием символов, например при построении высказывания. Еще одну свойственную нашей культуре форму коммуникации музыку не так легко отнести к какого-либо типу, но и она может использоваться для изучения психических процессов.

Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ

Нейропсихологический фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходи­мых условий. С одной стороны, нейропсихологический фактор является результатом активности определенных функциональных органов мозга, а с другой играет объединительную роль для психических процессов в их системной функции реализации какого либо специфического звена. Поражение той или иной мозговой структуры (одно­го из компонентов функциональной системы) может проявляться в полном или частичном выпадении ее функции, либо в патологическом изменении режима ее деятельности (угнетении, раздражении, смены принципа работы).

Инструментом выделения нейропсихологических факторов является синдромный анализ, включающий три этапа осмысления регистрируемых изменений психической деятельности.

1. Качественная квалификация нарушений психических функций с объяс­нением причин возникших изменений [6].

2. Анализ и сопоставление первичных и вторичных расстройств, то есть установление причинно следственных связей между непосредственным источником патологии и возникающих по закону системной организации функций производных расстройствах. В частных случаях таким последствием может быть полный распад соответствующей психической функции. К числу тре­тичных нарушений иногда относят компенсаторные перестройки той или иной функциональной системы в ответ на возникшее поражение с целью замеще­ния пораженного звена [4].

3. Изучение состава сохранных внешних психических функций, облегчающее дифференциальную топическую диагностику

Перечислим основные нейропсихологические факторы:

1) модально неспецифический (энергетический) фактор;

4 стр., 1695 слов

Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном ...

... черепно–мозговых травм выделяет: · коммоции - сотрясение головного мозга; · контузии - ушибы головного мозга и травмы взрывной волной. Психические расстройства, непосредственно обусловленные черепно-мозговой травмой, формируются поэтапно, характеризуются ...

2) кинетический фактор;

3) модально специфический фактор;

4) кинестетический фактор (частный случай модально-специфического фактора);

5) фактор произвольной непроизвольной регуляции психической деятельности;

6) фактор осознанности неосознанности психических функций и состояний;

7) фактор сукцессивности (последовательности) организации высших психических функций;

8) фактор симультанности (одновременности) организации высших психических функций;

9) фактор межполушарного взаимодействия;

10) обще мозговой фактор;

11) фактор работы глубоких подкорковых структур [2].

В отношении детского возраста психологическая оценка нарушений раз­вития или локальных поражений мозга не может быть полной, если она не учитывает также и отклонений от среднего возрастного развития, на кото­ром находится ребенок, или особенностей дизонтогенеза (расстройства индивидуального развития), вызванного болезненным процессом или его по­следствиями. Различные виды психического дизонтогенеза ребенка могут обусловливаться как автономным влиянием биологических или социальных факторов, так и их сложной комбинацией, отличающейся по механизмам воздействия на различных этапах развития организма [1].

Синдромный анализ введенный в нейропсихологию А. Р. Лурия метод изучения различных нарушений высших психических функций (или нейропсихологических симптомов) при локальных поражениях мозга в целях тонической диагностики. Это анализ первичного дефекта и его вторичных (системных) последствий, поэтому синонимом синдромного анализа является также системный анализ. Так, поражение коры височной области мозга (у правшей) приводит к первичному дефекту нарушению звукового анализа и синтеза слов и вторичным дефектам нарушениям произношения слов, письма и чтения; к целостному височному синдрому. Введение синдромного анализа в нейропсихологические исследования позволило создать новую клиническую нейропсихологию, не имеющую аналогов за рубежом, и обосновать новую факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий).

Для синдромного анализа используются клинические нейропсихологические методы исследования, позволяющие дифференцировать общемозговые и локальные поражения мозга.

Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:

  1. Необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, какой характер носит дефект и почему он появился;
  2. Необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;
  3. Необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных высших психических функций, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.

2. Методы исследования акалькулии

Данное нарушение является приобретенным, акалькулия выражается в сбое работы мозга. При этом у больного возникают трудности выполнения простейших математических задач, например, вычитания и сложения, затруднительно умножение, сравнение простых чисел. От дискалькулии акалькулия отличается тем, что она приобретается пациентом в процессе жизни, так как человек получает неврологические травмы, и особенно это касается инсульта. Что касается дискалькулии, то она возникает у детей при нарушенном развитии мозга, в ходе приобретения математических знаний. То есть, ребенок практически лишен возможности получать такие знания [2]. Как известно, возможность считать является интеграцией нескольких различных когнитивных навыков. Страдающий акалькулией человек испытывает значительные трудности в четырех областях. То же самое можно сказать и о людях, имеющих дискалькулию. Одна область является пониманием того, чем является каждое число, что оно собой представляет, незамедлительная регистрация этого значения в сознании. Еще одной областью следует считать сравнение чисел, то есть, понимание числового значения по отношению к другому числу.  Также важна ассоциация обозначения числа с названием, произносящимся в устной форме.  В основном, акалькулия имеет отношение к поражению лобной и теменной доли, нередко представляет собой ранний признак деменции.

6 стр., 2898 слов

Тема: Динамика становления мозговой организации психических функций ...

... которые непосредственно связаны с поражением определенной мозговой структуры и дефектом соответствующего фактора. Например, недоразвитие или распад функции фонематического восприятия – следствие поражения вторичной ... на разных этапах развития ребенка. Морфогенез – это анатомическое созревание мозга, которое является основой функциогенеза. Функциогенез и морфогенез составляют механизм формирования ...

В редких случаях акалькулию можно наблюдать как единственное заболевание, чаще всего заболевание обнаруживается как целый ряд заболеваний. В данном случае можно назвать агнозию, аграфию, иногда даже афазия. Человек, страдающий акалькулией, или имеющий дискалькулию, в основном живет полноценной нормальной жизнью. Проблемы у них возникают вы том случае, если приходится что либо считать в уме. Основой данного нарушения являются различные механизмы, и главным определяющим фактором является нарушение счетных операций. Все зависит от того, где очаг поражения локализован. Известно, что если нарушение возникло в левом полушарии, затронуты затылочно-теменные области, или имеется двухсторонний очаг, то имеет место первичная акалькулия. Если поражена затылочная область, оптический образ цифры исчезает, и цифра перестает являться для больного знаком, отражающим конкретное количество. Человек плохо узнает цифры, в его восприятии они смешиваются. В особенности это касается тех, которые близки по начертанию, например, это шестерка и девятка. Специалисты отмечают, что подобное нарушение имеет оптика гностический характер, поэтому имеется сходство с оптической алексией, или наблюдается их сочетание. Другой тип акалькулии основан на нарушенном представлении восприятия цифр в пространстве. Например, видя многозначное число, человек может читать его, как отдельные числа. Возникают проблемы и с многозначными числами, содержащими одинаковые цифры. Например, могут казаться одинаковыми числа сто восемьдесят семь и семьсот восемьдесят один. Кроме того, серьезной трудностью при акалькулии является оценка и узнавание элементов, содержащихся в римских цифрах. Больные не способны выявить разницу, оценивают их неверно, или просто смешивают.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... у детей и пройти соответствующее лечение. 2. Виды и типы памяти формирующиеся при нарушениях зрения. Память - это психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, воспроизведении и ... зрительного органа. Неправильная осанка, вызывающая неправильное положение головы и снижение кровоснабжения мозга. Длительный просмотр телевизора и частые игры за компьютером. Чтение в неправильном ...

При написании римских цифр возникают такие же ошибки. По мнению ученых, основой такого проявления акалькулии является наличие общих апрактоагностические расстройства, которые типичны для левого полушария теменной доли. Особого внимания заслуживает третий тип акалькулии. Этот тип имеет отношение к нарушению счета, описанного выше, но в то же время может возникать и в том случае, когда имеется сохранность значения простых символов чисел. При этом пациент утрачивает возможность выполнения простейших арифметических действий, ему трудно производить элементарный устный счет. Наиболее грубые нарушения отмечаются, если больной ведет счетные операции, переходящие на десятки. Также человек не может выполнять счет столбиком, операции с дробями ему крайне сложны. Вторичную акалькулию выявляют при афазии различных форм, и она тесно связана с расстройствами речи. Лечение акалькулии, первичного и вторичного вида в первую очередь подразумевает устранение у пациента основного заболевания. Причины нарушенной мозговой деятельности всегда различны. Это кровоизлияния, травматические поражения, новообразования. Чтобы правильно выбрать терапию, требуется консультация нейропсихолога. При акалькулии коррекционное воздействие должно начинаться без промедления, тем более, если проблема возникла после инсульта, получения травмы. При раннем начале восстановительного обучения можно предотвратить возникновение ряда осложнений, не допустить патологического состояния речевых симптомов. В частности, имеется в виду аграмматизм, парафазии, речевой эмбол. Работа логопеда при акалькулии может продолжаться до трех лет.

Чтобы преодолеть акалькулию, нейропсихолог и логопед проводят трудоемкую и длительную работу с пациентом. Лечащий врач должен сотрудничать не только непосредственно с пациентом, но и с его близкими. Чем раньше начать подобное лечение, тем лучше будет прогноз восстановления, который определяется размером пораженной области. Кроме того, существенная роль отведена возрасту пациента, степени речевого расстройства. Известно, что пациенты молодого возраста демонстрируют лучшую динамику. Кроме того, если заболевание возникло в младшем возрасте, то в последующем может наблюдаться и грубое нарушение речевого развития, так как акалькулия часто сочетается с афазией [6]. Профилактические меры в первую очередь заключаются в том, чтобы предупреждать мозговые травмы, не допускать сосудистых катастроф. Если имеются опухолевые новообразования, они должны быть немедленно выявлены. Акалькулия поддается лечению, если своевременно заняться решением данной проблемы, не откладывая на потом посещение специалиста.

3. Нейропсихологические симптомы спазмов сосудов головного мозга

В настоящее время достаточно хорошо изучены симптомы спазма в бассейнах передней мозговой артерии, средней мозговой артерии, внутренней сонной артерии и в вертебро базиллярной системе Сосудистый бассейн передней мозговой артерии обеспечивает кровоснабжение медиальных отделов лобных и части теменных долей мозга, передних и средних отделов мозолистого тела, передних отделов подкорковых образований и гипоталамуса. Естественно предположить, что при спазме в бассейне передней мозговой артерии может сформироваться комплекс нейропсихологических симптомов, вбирающий в себя патологические феномены, происхождение которых обусловлено дефицитом кровоснабжения всех мозговых зон, объединенных данным сосудистым бассейном [3].

9 стр., 4097 слов

Мозг и память человека

... мозга обеспечивают в первую очередь сонные артерии; у основания мозга они разделяются на крупные ветви, идущие к различным его отделам. Хотя вес мозга ... защитные механизмы, способные поддержать мозговой кровоток в случае кровотечения или травмы. Особенностью мозгового кровообращения является также ... ее в сферу сознания и поведения. Память свойственна человеку и животным, имеющим достаточно развитую ...

Показано, что уменьшение кровотока по передней мозговой артерии может приводить к разнообразным нарушениям от массивного синдрома сочетанного поражения подкорково-диэнцефальных структур, мозолистого тела и медиальных отделов лобных и теменных долей до практически бессимптомно протекающих случаев (А. Р. Лурия и др. , 1970).

Центральное место в клинической нейропсихологической картине спазма передней мозговой артерии занимают нарушения памяти. По своей структуре они соответствуют описанным выше мнестическим расстройствам, связанным с поражением диэнцефальногипоталамической области. И здесь механизм повышенной тормозимости следов интерферирующими воздействиями является синдромообразующим радикалом в мнестическом дефекте. Генерализованный характер мнестических расстройств, различная степень их выраженности, патологические механизмы забывания позволяют связать эти нарушения с дисциркуляторными явлениями в области передних отделов подкорковых образований и гипоталамической области. Выраженность механизма избирательности воспроизведения с грубыми контаминациями и конфабуляциями, соскальзываниями при воспроизведении на побочные ассоциации, скорее всего, обусловлена изменением функционального состояния медиальных отделов лобных долей мозга. Это подтверждается новыми клиническими данными о «месте» нарушения кровотока в пределах передней мозговой артерии. Если спазмированным оказывался отрезок А1, откуда получают кровоснабжение подкорковые образования и гипоталамус, то нарушения памяти наблюдаются у всех больных, достигая нередко крайней степени выраженности амнестического синдрома. При спазме отрезка А2, расположенного после отхождения от передней мозговой артерии ветвей, кровоснабжающих подкорку и гипоталамус, нарушения памяти имеют место лишь у 25 % больных и не достигают столь выраженной степени. При сочетанном спазме отрезков А1 и А2 к мнестическим расстройствам присоединяются такие признаки лобного синдрома как нарушение контроля за деятельностью, трудности программирования и снижение регулирующей функции речи. Одновременно с нарушениями памяти нейропсихологический синдром, обусловленный нарушением кровотока в бассейне передней мозговой артерии, характеризуется нарушениями сознания в виде дезориентировки во времени, месте, своем заболевании; снижением критичности больных; эмоциональными изменениями, характерными для поражения медиальных отделов полушарий, общей инактивностью, сужением мотивационно потребностной сферы и отчетливыми нарушениями динамики протекания психических процессов. Все эти симптомы протекают на фоне выраженной истощаемости психической деятельности, характерной для больных с сосудистой патологией даже в отдаленных от субарахноидальных кровоизлияниях [3].

6 стр., 2637 слов

1. Нарушение высших мозговых функций – это (3):

... поражения ассоциативных корковых зон теменных долей головного мозга (2): 1) нарушения памяти на текущие события, 2) семантическая афазия, 3) корсаковский синдром, 4) нарушение схемы тела, 5) зрительная агнозия. 6 ...

По всей вероятности, недостаточность кровотока, связанная с длительным спазмом сосудов, несущих аневризму, ограничивает возможности работы мозга в режиме, оптимальном для полноценной психической активности. Спазм в системе средней мозговой артерии вызывает иную картину нейропсихологических симптомов. Средняя мозговая терапия кровоснабжает конвекситальные отделы заднелобных, височных и теменных долей мозга. В результате дисциркуляторных расстройств в этом бассейне в центре нейропсихологического синдрома оказывается комплекс речевых нарушений в виде смешанной формы афазии, сочетающей в себе симптомы афферентной и эфферентной моторной, сенсорной и акустика мнестической афазий. Вместе с этим можно видеть расстройства динамического и кинестетического праксиса, нарушение пространственной организации движений и симптомы недостаточности зрительно конструктивной деятельности. Все эти симптомы могут выступать в различных сочетаниях с преобладанием признаков преимущественной дисфункции заднелобных, теменных или височных структур мозга, но в большинстве случаев при спазме средней мозговой артерии вовлеченными в патологический процесс оказываются вое структуры, кровоснабжение которых обеспечивается средняя мозговая артерия левого или правого полушарий мозга.

В нейропсихологическом синдроме, возникающем при спазме средней мозговой артерии, особое место в отсутствие собственно речевых, двигательных и зрительно пространственных расстройств занимают модально специфические нарушения памяти, соответствующие тем мозговым зонам, которые объединены данным сосудистым бассейном. При этом нарушения памяти в зависимости от стороны поражения бассейна средней мозговой артерии проявляются либо симптомами нарушения непосредственного (правое полушарие), либо отсроченного в условиях интерференции (левое полушарие) воспроизведения. Спазм внутренней сонной артерии по своему нейропсихологическому синдрому практически идентичен нарушениям, возникающим при спазме средней мозговой артерии. Такая идентичность становится понятной, если учесть, что спазм средней мозговой артерии является одной из ветвей внутренней сонной артерии. Однако при этом нарушения психических функций могут быть представлены меньшей степенью выраженности и полноты симпомокомплекса [3]. Можно предположить, что нарушение кровотока не захватывает всей системы средней мозговой артерии, а коллатеральное кровообращение в значительной степени компенсирует дисгемические расстройства. В пользу такого предположения (хотя механизмы данного феномена остаются пока неясными) говорит тот факт, что наиболее характерным для спазма внутренней сонной артерии являются нарушения памяти, имеющие признаки модально специфического дефекта в виде недостаточности в запоминании зрительно-пространственной, слуховой или кинестетической информации. Даже в сочетанном виде модально специфические нарушения памяти при этом достаточно редко (не более, чем в 20 % случаев) «суммируются» в единый амнестический синдром, который, если и имеет место, то проявляется в весьма редуцированной форме и выявляется только в сенсибилизированных условиях клиника экспериментального исследования (увеличение объема запоминаемого материала, гомогенная интерференция).

Эти данные свидетельствуют о том, что спазм внутренней сонной артерии приводит к нарушению работы заднелобных, височных и теменных отделов только на мнестическом уровне (в отличие от гностического), т. е. дисфункция указанных зон мозга выражена достаточно мягко.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... стойкость эмоций Эмоциональная реактивность – быстрота эмоционального отреагирования, скорость «ответа». Нарушение эмоциональных реакций Физиологический аффект- состояние выраженного аффекта (гнева), не ... или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, основанное на ...

Латеральные различия в структуре нарушений памяти представлены здесь так же, как и при спазме средней мозговой артерии. Одновременно с этим у данной группы больных могут возникать такие специфические расстройства, как системные персеверации при спазме левой внутренней сонной артерии и феномен левостороннего игнорирования в различных афферентных и эфферентных системах при локализации аневризмы в правой внутренней сонной артерии. Спазм в вертебро базиллярной системе в подавляющем большинстве случаев сопровождается развитием глобальных модально неспецифических нарушений памяти по типу амнестического синдрома.

При внешнем сходстве с мнестическими расстройствами, возникающими при спазме передней мозговой артерии, этот синдром имеет, как показывает нейропсихологическое исследования, свои особенности. Прежде всего центральным симптомом здесь является нарушение не отсроченного в условиях интерференции, а непосредственного воспроизведения, причем интерференция вообще не оказывает существенного отрицательного влияния на продуктивность воспроизведения. Эти расстройства памяти выступают на фоне нарушения ориентировки, причем не столько во времени и месте, сколько в собственной личности, достигая и такой тайней степени выраженности, когда больной не в состоянии дать сведения о своей профессии, семье и других индивидуально значимых событиях и фактах своей жизни, включая и сведения о своем заболевании. К явлениям нарушения памяти и ориентировки больного могут присоединяться симптомы нарушения пространственных функций, зрительного и акустического гнозиса, которые не достигают при этом достаточной степени выраженности. Необходимо отметить, что нейропсихологический синдром спазма вертебро базиллярной системе несет в себе черты локального правостороннего поражения теменное височно-затылочных отделов мозга. Вертебро базиллярная система обеспечивает кровоснабжение медиальных отделов теменных, височных и затылочных долей мозга, задних отделов подкорковых образований, мозолистого тела и лимбической коры. Описывая синдромы локальных опухолевых поражений мозга, мы говорили о более выраженных патологических проявлениях при поражении задних медиальных отделов правого полушария мозга по сравнению с левым. Сосудистая клиника еще раз подтверждает это положение. Обычно нарушения высших психических функций при спазме сосудов головного мозга являются нестойкими и быстро регрессируют после восстановления кровотока в данном сосуде.

Однако полный регресс нейропсихологических симптомов наблюдается не всегда даже при том, что ангиографический контроль показывает восстановление кровотока. В значительном большинстве таких случаев методом компьютерной томографии выявляются ишемические очаги в ткани участков мозга, входящих в зону кровоснабжения данного сосуда. По всей вероятности, в ряде случаев спазм и связанный с ним дефицит кровоснабжения может привести к необратимой гибели нервных клеток и волокон. Наконец, у небольшой группы больных сужение просвета сосуда на ангиограмме может регистрироваться длительное время спустя после перенесенного ангиоспазма. Очевидно, в ряде случаев как следствие последнего могут возникать морфологические изменения стенки сосуда. В целом соотношение функционального и морфологического в патогенезе спазма и восстановление связанных с ним нарушенных психических функций определяется его выраженностью и длительностью, а также условиями коллатерального кровообращения. Хорошим состоянием коллатералей можно, по видимому, объяснить случаи отсутствия нейропсихологических симптомов при наличии спазма, и, в противоположность этому, недостаточность коллатерального кровообращения приводит, как правило, к массивно выраженному нарушению мозговых функций (особую роль при этом играет патология Виллизиева круга).

11 стр., 5260 слов

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей ...

... уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. логопедический нарушение речь Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ... осложнений в школьном обучении. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в ...

Таким образом, спазм каждого из церебральных сосудов имеет свой определенный симптома комплекс. И все же общим для клиники спазма в целом является высокая частота возникновения нарушений памяти и эмоционально личностных расстройств. Спазм сосудов головы чаще наблюдается у людей после  30 лет. Причины этого недуга не изучены до конца, но к наиболее распространенным факторам, способствующим  развитию данного синдрома, относятся:  стрессы, переутомление, различные повреждения мозга, остеохондроз, нарушение работы сердца, щитовидной железы, почек [3].

4. Восстановление навыков письма при афферентной моторной афазии и эфферентной моторной афазии

Моторная афазия — нарушение членораздельной речи вследствие повреждения речевого центра в головном мозге. Непосредственно органы речи (язык, губы, зубы) при этом сохраняют полноценную функциональность. Нарушается «центральное управление» этими органами. Афазия может быть симптомом различных заболеваний. Произношении отдельных слов и составлении предложений до полного отсутствия внятной речи. Афазия обычно сочетается с патологией письма аграфией, причём степень тяжести нарушения речи у них одинакова [5].

Афферентная моторная афазия развивается при локализации патологического процесса в речевых зонах постцентральной и нижнетеменной извилины. При этом у больного затруднёно воспроизведение положения артикуляционного аппарата, нужного для произнесения звука. Различают два варианта афферентной моторной афазии: При поражении указанных отделов в левом полушарии у правшей и левшей моторная афазия, крайне выраженная вплоть до полного отсутствия связной речи. При сохранности речи больные часто вынуждены заменять слова синонимами. С трудом выговаривают согласные звуки, отдельные буквы вообще не могут произносить. Слова, даже самые простые, выговаривают по слогам. Затруднено и понимание чужой речи, в частности сложных предложений, глаголов с приставками, местоимений в разных формах. Для этой формы афазии характерно сочетание с аграфией. Повреждение этих же отделов у левшей, переученных в раннем возрасте на правшей, протекает иначе. У больных возникают сложности с записыванием и произношением букв в правильном порядке. Такие больные могут полностью пропускать гласные или согласные в слове, или же записывать сначала один вид букв, потом другой. При этом понимание нужного порядка букв сохраняется, и больные пытаются его компенсировать.

Например, афферентной моторной афазии, пропустив букву «й», больной ставит чёрточку над следующей или предыдущей буквой. Эфферентная моторная афазия. Возникает при поражении премоторной области коры. Больной при этом не может изменять положение артикуляционного аппарата, произнеся один звук, он не может переключиться на следующий. Эфферентная моторная афазия также называется афазией Брока по названию причинной зоны коры головного мозга[5].

Эфферентная моторная афазия сочетается с двигательными нарушениями они становятся «механическими», лишенными плавности, с периодическими замираниями. Произношение звуков при этом виде моторной афазии сохранено, однако речь теряет плавность, интонации, она становится монотонной. Письмо возможно только при одновременном произнесении записываемых слов. В речи встречаются перестановки букв между соседними словами. Моторная афазия может сочетаться с другими видами нарушения речи при распространении патологического процесса на соседние участки коры. Так появляются афферентно-эфферентные афазии, сенсомоторная афазия тотальная афазия.

Выводы

В ходе выполнения контрольной роботы установлено, что нейропсихология является наукой, которая применяет научный метод исследования основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Целью нейропсихологии является понимания связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Таким образом, нейропсихологический фактор является принципом физиологической деятельности определенной мозговой структуры. Этот фактор является связующим понятием между психическими функциями, которые отвечают за роботу интопритацию восприятие дальнейшею обработку и выдачу информации с соответствующим информационным аспектом. и работающим мозгом. Что же касается синдромного анализа как уже говорилось раньше синдромный анализ движущая сила совершающегося процесса или одно из его необходи­мых условий. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.

Ещё выяснилось, что акалькулия, которая понимается как нарушение способности производить арифметические действия, обусловленное поражением коры левого полушария головного мозга. До сих пор не только в Украине, но и в зарубежных странах книги по нарушению счета, и особенно по методам его преодоления, исчисляются единицами. Малочисленность исследования акалькулии и разработки методов ее преодоления связана с множеством причин. В основном это то, что исследования по данной проблеме происходят редко и не в каждой стране в основном такие исследования проводятся за рубежом.

На счёт нейропсихологических симптомов спазмов сосудов головного мозга можно подытожить, что для этого характерным является то что в основном каждый человек не сидит на месте, находится в движении. При физической нагрузке или стрессе у него происходит учащение сердцебиения, что увеличивает поступление крови к органам и тканям. И, наоборот, при резком падении давления кровоток снижается. Здоровые сосуды за счет эластичности своих стенок обеспечивают постоянный приток крови ко всем органам, в том числе и к головному мозгу, благодаря чему клетки способны нормально функционировать. Если по каким то причинам произойдет спазм (резкое сужение просвета сосуда), мозг начинает получать недостаточно кислорода, что проявляется головной болью, помутнением в глазах, головокружением с тошнотой, а иногда и рвотой, потерей сознания. Таким образом, мозг сигнализирует, что что-то не так, и если не предпринять меры, то это может привести к такому грозному последствию, как инсульт.

Что же касается таково заболевания как моторная афферентная и эфферентная афазия профилактическая направленность, которая в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения. Решением этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобальный характер. Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (физического, психического, речевого и т.д.) с опорой на нормативы развития. Некоторые дефекты речи ограничивают возможности выбора профессии. Профессиональная ориентация и обучение лиц страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий речевых нарушений.

Список литкратуры

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. — 421 с.

2. Зайцев и. С. Афаназия: [учеб. Пос.] / и. С. Зайцев.- м., 2006. — 452 с.

3. Корсакова Н. К. Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — М., 1988. -135 с.

4. Слободняк Н. В. Психологическая помощь с проблемами в обучении / Н. В. Слободняк. — М., 2003. — 256 с.

5. Релина В. Н. Ворронцов В. Д. Юматова И. И. Основы клинической психологии / В. Н. Релина, В. Д. Ворронцов. М., 2003. — 57с.

6. Цветкова Л. С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. — М.: Издательский центр «Юристъ», 1997. — 256 с.

7. Фёдорова Е. А. Афазия не приговор / Е. А. Фёдорова. — Нижний Новгород: Дрофа, 2005. -128 с.

21