Виды малых групп. Их психологическая характеристика

1. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии.

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии; Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия

2. Группа как объект социального изучения.

3. Количественные и качественные характеристики малой группы.

Количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа – значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев).

Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек – так называемая «диада».

Качественные характеристики малой группы:

— композиция – совокупность индивидуальных особенностей членов группы, характеризующих ее как единое целое (пол, возраст, образование и т.п.),

— структура – совокупность связей, складывающихся в группе между отдельными индивидами и микрогруппами как элементами данной группы.

Структура функциональных связей (распределение функций) и структура эмоциональных связей. В исследованиях формальных групп выделяют формальную и неформальную структуры, связанные с официальными и неофициальными отношениями.

Социометрическая структура – выявленная по итогам социометрического исследования по методике Джекоба Морено, в основе – симпатии и антипатии, предпочтения и отвержения. Коммуникативная структура – совокупность связей, связанных с приемом и передачей информации. «Коммуникативные сети». Централизованная и децентрализованная структуры каналов коммуникации (а еще фронтальная, радиальная, цепная, круговая и т.п.).

10 стр., 5000 слов

Социальные группы, организации, общности

... связь между членами группы сильна настолько, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Нижний предел для малой группы ... и позитивный характер. С позиций больших социальных групп структура общества может иметь несколько самостоятельных и дополняющих ... т. д.). Большие социальные группы в социологии называются также социальными общностями. Большая группа в сфере религии ...

Структура социальной власти и влияния связана с направленностью и интенсивностью влияния. Системы связей, лежащих в основе руководства и неформального лидерства. Координационные и субординационные взаимоотношения.

4. Виды малых групп. Их психологическая характеристика.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в каких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты и закономерности и в какой степени приложимы (релевантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность. Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.

Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений.

5. Механизмы групповой динамики

три таких механизма: — разрешение внутригрупповых противоречий;  — «идиосинкразический кредит»;  — психологический обмен.

Поскольку первый из названных механизмов наиболее релевантен идее развития, именно с него мы и начнем последующее изложение. Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития отмечают наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах (работа осуществлялась в рамках параметрического подхода Л. И. Уманского), А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой.

11 стр., 5118 слов

Тема 6. Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

... – в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удовлетворения. Массовидные социально ... и водителя автомобиля, студенческого и педагогического коллективов и пр.; поведенческие взаимоотношения. Их психологические ... социально-психологических явлений, преобладающих в группе, большой общности, обществе. Это явления: преимущественно мотивационно-потребностного ...

Идиосинкразический кредит. В еще большей степени с анализом поведения лидера связано выделение нами другого механизма развития группы, получившего в работах известнейшего исследователя лидерства Е. Холландера название феномена «идиосинкразического кредита». Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высоко статусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Психологический обмен.В психологии (особенно в социальной ее ветви) понятие «обмен» пользуется большой популярностью, равно, впрочем, как и в некоторых других обществоведческих дисциплинах (например, в философии, социологии).

6. Значение идей Макаренко для разработки социально-психологической теории коллектива.

Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Поэтому первым признаком коллектива как группы особого рода является именно его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, в него входящих, а именно – их целеустремленность, что и позволяет создать организацию с соответствующими органами управления и выделением лиц, уполномоченных на выполнение определенных функций. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между его членами. Такой подход предполагал сразу же и необходимость развития коллектива, неизбежность ряда стадий, которые он проходит, и по мере прохождения которых все названные качества полностью развертываются. Характеризуя эти стадии, А.С.Макаренко создал достаточно четкую картину того, каким образом можно обеспечить движение коллектива по ступеням. Важнейшим условием является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Красной нитью во всех рассуждениях у А.С.Макаренко проходит мысль о том, что успех внутренних процессов, протекающих в коллективе, может быть обеспечен только в том случае, если все нормы взаимоотношений, вся организация деятельности внутри коллектива строятся на основе соответствия этих образцов более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет рассогласования целей коллектива и общества.

7. Формально-динамический подход к развитию малой группы как коллектива к.К. Платонова, л.М. Уманского

В частности, сама идея определенных стадий развития группы, выделенных на основе уровней развития деятельности, получила широкое признание. В разработке данной проблемы Л.И.Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность (Уманский, 1971).

3 стр., 1202 слов

Организация творческой деятельности в школьном коллективе

... деятельности в школьном коллективе. Объектом работы выступает творческая деятельность в школьном коллективе, а предметом исследования организация творческой деятельности в школьном коллективе. Проблема создания условий для развития ... пути решения, адекватность действий. Эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, ...

Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости. Отличие одной стадии от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив в данной схеме соответствуют тем трем слоям, которые были выявлены А.В.Петровским и на основании которых была разработана идея разной степени деятельностного опосредования всей системы отношений группы на соответствующих уровнях ее развития. Особое значение при разработке проблемы развития группы имеют две проблемы. Первая из них – поиск адекватных методических средств, позволяющих в экспериментальном исследовании замерить степень выраженности в каждой конкретной группе тех ее качеств и характеристик, которые дают основание для эффективной диагностики уровня развития этой группы. Много предложений в этой области уже апробировано, но построение системы методик, пригодных для этой цели, остается еще задачей.

8. Стратометрческая концепция коллективо образования а.В.Петровского.

В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y).

Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор «опосредованности» имеет одностороннее направление, вектор «содержания деятельности» позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему. Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп: фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью; фигура 2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия); фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что ... и свойства темперамента у конкретного человека или группы людей способствует нахождению подхода к человеку и лучшему построению отношений с ... Следовательно, понятие темперамента объединяет ряд частных понятий (например, активность, эмоциональность и др.) и выступает уже в ...

9. Эмоционально-символическая аналогия этапов коллктивообразования ан Лутошкина

Предложил вариант движения групп от не коллективного к коллективному на основе этапов к которому определил свой образ символ — отражающее качество межличностного отношения в группе.

Этапы развития:

  1. песчаная рассыпь
  2. мягкая глина
  3. мерцающий маяк
  4. алый парус
  5. горящий факел

10. Зарубежные многофакторные модели динамики малой группы.

1.двухфакторная модель Б.Такмена (описывал динамику групп) факторы: 1)сфера межличностного отношения 2)решение групповых задач (сфера деловой активности).

В каждой из сфер 4 стадии развития. СФЕРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ: (1 стадия зависимсти;2 стадия внутреннего конфликта; 3 стадия развития групповой сплочённости; 4 стадия функционально – ролевой соотнесённости.) СФЕРА ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (1 ориентировка в задаче; 2 эмоциональный ответ на предъявляемые требования; 3 открытого обмена; 4 принятие решений)

2.И.Ялом, К Хек – 3 фазы развития.1. Фаза неуверенности (адаптация) пассивно напряжён; 2 фаза сплочённости (сотрудничество)активной работы; 3 фаза целенаправленной деятельности.

11. Понятие гр-х процессов и состояний. Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Они различаются по времени протекания и интенсивности воздействия на личности членов группы.

Групповые процессы могут быть двух типов: процессы развития и процессы функционирования. Процессы развития обусловливают переход группы к качественно новому состоянию. Процессы функционирования обеспечивают стабильность достигнутого качественного состояния группы и постепенное накопление количественных изменений. Когда такое накопление происходит – осуществляется качественный скачок, т.е. процесс функционирования переходит в процесс развития.

Стержнем групповых процессов является процесс решения групповой задачи в ходе совместной деятельности. Он интегрирует и подчиняет себе другие процессы, происходящие в группе. По мнению 3.А. Богданова, в число основных групповых процессов входят: коммуникация, управление, адаптация, соревнование, консолидация, эмоциональная идентификация, принятие решения.

Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия.

11 стр., 5362 слов

Педагогическая деятельность как творческий процесс

... становится в позицию соучастника педагогического процесса. Педагогической деятельности как метадеятельноcти свойственны рефлексивные процессы. Ю.Н. Кулюткин определяет их следующим образом: "Рефлексивные процессы - это процессы отображения одним человеком (учителем.) "внутренней картины мира" ...

Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности интенсивности.

12. Процесс общения как предпосылка готовности группы к совместной деятельности.

Первое состояние: подготовленность – характеризуется степенью подготовки и готовности членов группы к решению поставленной задачи и формируется на основе процесса общения.

Процесс общения в группе может быть описан как континуум по следующим параметрам: 1. случайное – ситуативное – целенаправленное общение; 2. кратковременное – периодическое – постоянное общение; 3. регламентированное культурными нормами – регламентированное специальными нормами — согласованное общение; 4. не профессиональное – профессиональное – специальное общение.

В свою очередь, степень подготовленности группы к совместной деятельности можно охарактеризовать в континууме: нулевая – минимальная – средняя – максимальная. В зависимости от степени подготовленности группы к совместной деятельности специфики общения можно предложить новую типологию малых групп.

Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса).

Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия такой группы может служить слово «сборище».

Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров).

Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности.

Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья).

Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятельности, но их подготовка минимальна.

Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов).

Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой.

Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда).

Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта.

Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения).

15 стр., 7121 слов

Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности ...

... по достижению поставленной цели и получению продукта совместной деятельности; - обеспечивает единство и преемственность различных сторон образовательного процесса, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков; - ... поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: ...

В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.

Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками и опытом. Но на формирование состояния подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение.

13. типология малых групп в зависимости от степени подготовленности и специфики общения. Процесс общения является предпосылкой готовности группы к совместной деятельности. Виды групп в зависимости от степени подготовленности и специфики общения : 1.Акциденция (лат. accidentia – случайность) – группа случайно встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (например, пассажиры автобуса).

Общение в такой группе случайное, кратковременное, не профессиональное, но регламентированное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе возможности подготовиться к совместной деятельности. 2.Комиция (лат. comitia – собрание) – группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров).

Общение в такой группе ситуативно, кратковременно, не профессионально. Но люди устанавливают определенный регламент своего общения (процедуру, органы управления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подготовиться к участию в совместной деятельности. 3.Компания (от франц. campagnie) – группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья).

Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профессиональное. 4.Коалиция (лат. coalitio – объединение) – объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов).

Подготовка такой группы к совместной деятельности будет средней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каждый работает над своей проблемой. 5.Команда (от франц. commande) – крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (например, спортивная команда).

Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специально подготовлены для совместной деятельности, т.е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных действий. Особым типом команды является когорта. 6.Когорта (от лат. cohortis) – группа специально подготовленных людей для выполнения агрессивных действий (например, группа специального назначения).

В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей. Безусловно, состояние готовности к совместной деятельности не может быть достигнуто без взаимного обмена информацией, мнениями, установками и опытом. Но на формирование состояния подготовленности влияет комплекс всех групповых процессов, а не только общение. 14. процесс консолидации как необходимое условие направленности группы на решение задачи. Консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Этапы консолидации: 1.Знакомство членов группы с поставленной перед ними задачей. 2.Осознание своих индивидуальных целей, интересов, возможностей, знаний при решении данной задачи. 3.Обмен членов группы между собой информацией – целями, интересами, знаниями, опытом. 4.Анализ каждым членом группы полученной от других информации. 5.Выработка единых для группы целей, норм, способов действий, направленных на решение задачи. 6.Согласование общих для группы целей и норм деятельности. 7.Интериоризация каждым членом группы согласованных целей, ценностей, норм, средств и способов деятельности. Процесс консолидации строится на основе процесса общения, способствует подготовленности группы к деятельности и, в итоге, определяет направленность группы на решение задачи

15.Концептуальные подходы к определению лидерства. Типология лидерства. (групповой процесс)

Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус, т. е. пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Процесс лидерства представляет собой социально- психологический способ управления группой в ходе решения групповой задачи. Процесс лидерства приводит группу к состоянию организованности.

1.Психодинамиеческое направление;,

2.Персоналогическое направление;

«теория ориентации на великих личностей» (Михайловский, статья 1862 год, психолог, социолог);

«теория черт личности лидера» М. Вебер, Э. Кац, Богардус, Лазарсфельф;

3.«ситуативное направление: Основателем этой теории является Р. Стогдилл. В 1948 году опубликована его работа «Личностный фактор, связанный с лидерством», где предложено рассматривать лидерство в динамическом аспекте. «Теория лидерства как функции группы» Хоманс – Лидер – человек наиболее полно отражающий групповые ценности. Любая группа – группа ведомых нуждающихся в лидере. Каждая группа выбирает лидера способного удовлетворить ее потребности; «Теория ситуативного лидерства» Р. Стогдилл; «Теория взаимосвязанных факторов» интегральный подход к лидерству, Д. Мак Грегер. Лидерство зависит от 4 взаимосвязанных факторов: 1) характеристики личности; 2) отношения, потребности, интересы, тех кто окружают данную личность (ведомых); 3) от особенностей группы: структуры, задач, которые в ней решаются, деятельности, которая там протекает; 4) от политической, экономической, социальной среды.

Типология лидерства

Типы лидерства зависят от структуры группы и характера стоящей перед ней задачи. Вопрос о типах лидерства широко освещен в зарубежной литературе. Существует несколько типологий лидерства.

Дж.Морено (Формальные лидеры — это люди, которых члены группы выбирают или выдвигают на какой-либо формальный пост (например, бригадиры производственных бригад, старосты учебных групп и пр.).Неформальные лидеры — это люди авторитетные в сфере психологических взаимоотношений членов группы.

Социометрический лидер- это конвергенция, схождение в одном лице формального и неформального лидера. X. Дженингс (выделяет два типа лидера — социолидер и психолидер.

Ф. Селзник (Институциональный лидер -человек, который является пре-имущественно специалистом по выдвижению и защите ценностей, целей, норм, правил группы. Межличностный лидер — человек, который старается смягчить, сгладить человеческие отношения, сформировать чувства преданности и лояльности членов группы друг к другу, уменьшить тревожность, разрешить межличностные конфликты. Он более связан с людьми, чем с задачами группы.)

Р. Бейлз (деловой лидер, организующий группу для решения конкретной задачи, и популярный лидер, влияющий на характер и направленность личностных взаимоотношений)

Ю. Хемфилл (классифицирует лидерство процессуально, развертывая его от начала деятельности группы (пробное лидерство) к попыткам решить задачу (успешное лидерство) и, наконец, до результата группового решения (эффективное лидерство)

Р. Кеттелл (фокусированное и рассеянное лидерство.)

16.Процесс конкуренции в малой группе как источник индивидуальной и групповой активности. (групповой процесс)

Конкуренция — это развитие взаимоотношений людей по поводу успехов в деятельности. Конкуренция характеризуется стремлением членов группы выразить себя, самореализоваться в деятельности и в то же время превзойти других. В процессе конкуренции проявляется или сотрудничество, или соперничество людей друг с другом. Если же члены группы стремятся наиболее полно проявить себя и чем-то стать лучше, профессиональнее остальных, но при этом помогают друг другу, то в процессе конкуренции складываются отношения сотрудничества. Если же члены группы стремятся самовыразиться и самоутвердиться за счет других членов группы, то тогда складываются отношения соперничества.

Конкуренция бывает двух видов: личная и безличная. Личная конкуренция возникает, когда два или более человека одновременно в одном и том же месте соревнуются друг с другом по поводу эффективного решения одной и той же задачи. Например, два рабочих на фрезерном станке состязаются в том, кто быстрее обработает одно и то же количество деталей и получит звание «Лучший по профессии». Безличная конкуренция возникает тогда, когда люди соревнуются с эталоном, идеалом, мировым рекордом и каждый стремится сделать свою работу как можно лучше.

Групповая конкуренция выполняет две психологические функции: ориентирующую и стимулирующую. Ориентирующая функция состоит в том, что в процессе конкуренции его участники более четко видят цели и задачи своей деятельности, а главное — результаты своего труда и имеют возможность постоянно оценивать эти результаты, корректировать свои цели, нормы, совершенствовать средства и способы деятельности. Стимулирующая функция конкуренции основывается на сопоставлении результатов труда. В процессе конкуренции важное значение имеет принцип сравнимости целей и результатов, поскольку для того чтобы стать стимуляторами деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс конкуренции является источником индивидуальной и групповой активности.

17.Виды активности и их характеристика.(групповое состояние)

Активность — характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. В зависимости от цели деятельности можно выделить четыре типа групповой активности:

а) трудовая — показывает степень превышения работниками нор-мативных или средних показателей (по производительности труда, качеству продукции, использованию рабочего времени и т. д.);

б) творческая — характеризует деятельность, направленную на ре-шение нестереотипных, нестандартных производственных задач, спо-собствующую повышению качества и количества продуктов труда;

в) личностно развивающая -связана с повышением образовательного уровня и квалификации, совершенствованием профессионализма и мастерства, освоением смежных и новых профессий;

г) общественная — направлена на формирование внутригрупповых (сплоченность, взаимопомощь, сотрудничество) и межгрупповых отношений.

Активность как определенное групповое состояние характеризует степень включенности членов группы в совместную деятельность и объем физических и интеллектуальных усилий, затрачиваемых группой на достижение результата.

18.Социально-психологические характеристики процесса адаптации к условиям малой группы. (групповой процесс)

Адаптация -это взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде. Социальная адаптация — более сложное явление по сравнению с простым приспособлением. Ее следует рассматривать как определенную совокупность приспособительных реакций, как стабильный, хорошо организованный способ решения типичных ситуаций. Социальная адаптация отражает уровень освоения человеком технологии профессиональной деятельности. Адаптированный человек не только четко представляет себе результат будущей деятельности, обладает необходимыми знаниями, умениями и навыками, соблюдает очередность операций, но и затрачивает оптимальное количество физических и интеллектуальных усилий для решения поставленной задачи.

19.Виды адаптации и их характеристика.

В социальной психологии выделяют два вида адаптации. Профессиональная адаптация — это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности. Социально-психологическая адаптация — это включение работника в систему взаимоотношений, характеризующих конкретную группу. Социально-психологическая и профессиональная адаптации неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. Исследования показывают, что скорость и качество усвоения профессиональных знаний и навыков обусловлены особенностями социально-психологической адаптации на предприятии.

20.Сплоченность как состояние малой группы, обеспечивающее ее стабильность и преемственность деятельности. (групповое состояние)

Сплоченность — характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы. Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы.

В основе сплоченности, лежит возможность группы удовлетворять потребности людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. Результатом групповой сплоченности является жесткий групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, строгое соблюдение групповых норм, высокая степень принятия людьми групповых ценностей, устанавливается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, формируется чувство групповой принадлежности, что способствует стабильности и устойчивости взаимоотношений в группе в стрессовых ситуациях (К. Левин).

Эксперименты М. Шерифа в двух детских лагерях скаутов выявили способы создания сплоченных групп. Первый, создание враждебных отношений между двумя лагерями, возникновение чувств «мы и они». Второй, постановка единых для группы целей и интериоризация их членами группы. Третий, совместная деятельность членов группы, направленная на достижение цели. Сплоченность предполагает готовность членов группы поддерживать друг друга в совместной деятельности и в стрессовых ситуациях.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:

а) характер межличностных эмоциональных взаимоотношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы, эмоциональные переживания);

б) характер отношений между членами группы в процессе совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

в) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.

21.Коллективное принятия решения как фактор интегративности малой группы. (групповое состояние)

Принятие решения -это разработка технологии совместной деятельности с целью достижения конечного результата. Процесс принятия решения в группе может осуществляться двумя способами: единоличное принятие решения руководителем (лидером) группы и коллективное принятие решения.

Единоличное принятие решения руководителем имеет ряд достоинств и недостатков. Такой способ принятия решения целесообразен в стрессовых, экстремальных ситуациях, в условиях военного времени. Он эффективен только тогда, когда основные параметры технологии деятельности продуманы и проработаны группой заранее. Единоличное принятие решения характеризует авторитарный стиль руководства. Недостатком его является то, что исполнители не принимают участия в выработке решения и поэтому не несут ответственности за результаты деятельности.

Коллективное принятие решения в большей степени влияет на последующее поведение людей, которые принимали участие в его выработке. Однако здесь требуется достаточно много времени, поскольку обсуждение в группе предполагает всестороннее рассмотрение проблемы и выбор лучших вариантов. Принятие коллективного решения зависит от характера решаемой задачи, особенностей межличностных отношений, заинтересованности участников обсуждения в решении этой задачи. Оно возможно двумя путями: а) совещания или собрания и б) дискуссии.

В процессе принятия решения члены группы сталкиваются со следующими вопросами:

1. «В чем дело?». Ответ на этот вопрос требует, во-первых, получения информации о существе проблемы, о сложившейся ситуации, а во-вторых, разработки системы норм и критериев, на основе которых можно было бы сформулировать принципиальные положения будущего решения.

2. «Что делать?». При ответе на этот вопрос выдвигаются разные предположения, и в итоге принимается окончательное решение.

3. «При чем тут мы?». При ответе на этот вопрос возникают либо включенность членов группы в решение задачи, их единство, заинтересованность в принятии согласованного решения, либо разброд, конфликтность, напряженность в отношениях.

Коллективное принятие решения способствует интегративности группы (интегративность – процесс, который характеризуется согласованностью и упорядоченностью внутригрупповых процессов.).

22.Процесс эмоциональной идентификации(групповой процесс) и референтность в малой группе. (групповое состояние)

Эмоциональная идентификация — отождествление себя со всей группой как целостным образованием. Процесс эмоциональной идентификации осуществляется на основе принятия и усвоения групповых ролей, норм и ценностей. Механизмами эмоциональной идентификации являются:

а) подражание — следование образу, примеру другого человека;

б) эмпатия — способность поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами, почувствовать его переживания, усвоить его личностный смысл;

в) проекция — наделение другого человека своими чертами, чувствами, желаниями как продолжение и отражение себя самого в других людях.

Групповая эмоциональная идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.

Референтность — характеризуется тем, что членство в группе представляется для людей наиболее ценным и значимым.

2 типа групп (М. Шериф, «Основы социальной психологии» (1948 г.):

а) актуальная группа членства;

б) референтная группа, к которой человек причисляет себя пси-хологически, к которой он хотел бы принадлежать.

Т.о. референтная группа — это реальная или воображаемая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется в своем поведении. Т. Ньяком выделили позитивные и негативные референтные группы. Позитивные — это группы, нормы и ценностные ориентации которых принимаются человеком и вызывают у него стремление быть принятым в них. Негативные — группы, которые вызывают у человека стремление выступить против них и членом которых он не хотел бы быть ни в коем случае. Референтность группы — один из наиболее значимых мотивов совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека на принадлежность к группе, референтность одновременно мотивирует его и на участие в совместной деятельности.

23.Эффект социальной фасилитации как базовый групповой эффект

Эффект социальной фасилитации -это усиление доминантных реакций в присутствии других, т.е побуждение человека к более первичным действиям. Открытие данного эффекта принадлежит Норману Триплетту в 1897 году. (эксперимент на велосипедистах)

В 20-х годах эффект социальной фасилитации интерпретировался учеными как изменение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии значимых для него людей. Причем присутствие значимых других влияло на продуктивность индивидуальной работы не прямо, а косвенно, посредством изменения в мотивации.

Эффект присутствия других может влиять на мотивацию человека как в положительном, так и в отрицательном планах. В положительном плане – это «эффект социальной фасилитации», а в отрицательном – он носит название «эффекта социальной ингибиции», что означает уменьшение мотивации решения задачи у члена группы в присутствии остальных.

В середине 60-х годов понимание термина «социальная фасилитация» изменилось. Ученые стали рассматривать ее как более широкое социально-психологическое явление. Так, Р. Зайенс изучал как присутствие других людей создает нервно-психическое (социальное) возбуждение и усиливает доминантные реакции.

Согласно Д. Майерсу, факторами, определяющими степень реакции, являются:

  • количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей. Массовидность повышает возбуждение, которое обостряет доминирующую реакцию;
  • взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;
  • значимость окружающих людей для человека;
  • степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Д. Майерс также указывает три причины возникновения эффекта социальной фасилитации:

  • социальное возбуждение, т.е. возбуждение нервной системы от присутствия других людей, является врожденным и присуще большинству общественных животных;
  • боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают другие люди. Доминантная реакция усиливается, если человек думает, что его оценивают;
  • отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

24.Эффект групповой идентичности как базовый групповой эффект.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем:

человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;

Групповая идентичность состоит из следующих компонентов:

1. когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков.

2. эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;

3. поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

3 группы социальной идентичности (С. Москович):

1. объективные природные идентичности — человек, пол, возраст;

2. объективные социальные идентичности — национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;

3. субъективные идентичности- ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр

25.Характеристика эффекта социальной лени

Открыл данный эффект Макс Рингельман. Он обнаружил, члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий. Этот феномен получил название социальной лени – это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Формула Ригельмана: С=100-7(К-1) С- средний индивидуальный вклад участников

К- количество членов группы

Б. Латайне описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена закономерность – вероятность получения помощи выше, когда человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Причиной социальной лени, по мнению Д. Майерса, является реакция человека на оценку его личности и деятельности со стороны других людей.

Формами социальной лени являются:

  1. наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;
  2. групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;
  3. численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;
  4. кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;
  5. гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

26.Способы снижения социальной лени.

• наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда: чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

• удовлетворенность трудом: чем выше у сотрудников уровень удовлетворенность трудом сотрудников, тем ниже их социальная лень;

• численность группы: чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

• гендерные различия: статистически установлено, что женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины;

• групповая сплоченность и благоприятный социально-психологический климат. Люди в сплоченных группах с благоприятным социально-психологическим климатом меньше бездельничают, так как принимают больше ответственности за результаты совместного труда.

27.Характеристика эффектов группомыслия и синергии.

Эффект «синергии»- это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1 + 1 > 2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брэйнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия- это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису.. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, далее если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, не традиционным взглядом. Симптомы группомыслия по Джанису: оптимизм, вера в этичность, рационализация, стериотипизация, конформизм, иллюзия единодушия.

28. Социально-психологическая сущность эффекта конформизма

Конформизм — изменение поведения или убеждения , под влиянием давления группы.

Условия возникновения конформизма (Малер):

  • степень конформизма возрастает, если задание действительно сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность;
  • тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;
  • численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;
  • состав группы.
  • ловушка группомыслия среди людей;
  • сплоченность.
  • статус, авторитет.
  • наличие союзника:.
  • публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради.

4 Типа поведения:

-Внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает..

-Внутренний конформизм – человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека.

-Негативизм – человек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто заявляет об этом своем желании.

-Нонконформизм – независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы.

29. Причины конформного поведения.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения.

1. настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения.

2. член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание.

3. неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принят группового решения.

30. Эксперименты по изучению групповых норм и группового давления в западной социальной психологии: м. Шериф, с. Милграм, с. Аш.

В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 году Соломон Аш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга, равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспериментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или наказаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли конформизм.

В 1965 году Стенли Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль пытуемых.

31.Характеристика эффектов группового фаворитизма и группового эгоизма

Эффект группового фаворитизма— это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. 

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

— эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

— групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

— членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

— члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма— это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

32. Основные подходы к пониманию природы социально-психологического климата.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

1. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат – отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

2. Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат – настроение группы людей.

3. Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

4. Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

33. Факторы формирования социально-психологического климата и способы его изучения

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов.

2. субъективные – характер официальных и организационных связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов, сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

Благоприятный климат переживается каждым человеком как состояние удовлетворенности отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

34. Отличительные особенности лидерства и руководства в малой группе.

Б.Д.Парыгин называет следующие различия лидера и  руководителя: 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в  группе  в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и  является малая группа), руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства  менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства  обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;6) процесс принятия решения руководителем и  вообще в системе руководства  значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе  в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

35. Качества руководителя и стиль руководства

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

• Демократический стиль (коллегиальный);

• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

36. Основные разновидности больших временных (стихийные) социальных групп.

Большие стихийные социальных группы – это кратковременные объеди­нения большого числа лиц, часто с весьма различными интере­сами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются пред­ставители разных больших организованных групп. Такое образование не является «субъектом совместной деятельности». Среди стихийных групп чаще всего выделяют толпу, массу, пуб­лику.

Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента.

Масса собирается по поводу какой-либо акции. Масса определяется как более стабильное образование с нечёткими границами. В её действиях более продуманы конечные цели и тактика поведения. Масса достаточно разнородна: в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким зрелищем. Элементы стихийности выражены слабее. Собираются ради общей и определенной цели. Она более управляема, но достаточно какого либо инцидента и публика станет неуправляемой. В замкнутых помещениях публику часто называют аудиторией.

37. Психология толпы

Толпа – как правило образуется стихийно по поводу различных событий, случайная самозараждающееся неорганизованное скопление людей, которое имеет тенденцию к самопроизвольном росту, каждый человек в толпе находится на близком расстоянии от другого человека вступая в непосредственное взаимодействие. Толпа – кратковременное образование, длительность существования зависит от значимости инцидента. Цементирующим фактором выступают эмоционально устойчивые связи. Толпа действует эмоционально и единодушно. Эмоциональные связи в толпе имеют свою динамику, порождая различные типы толпы и различные типы социального поведения: от пассивного «глазения» на инцидент до открытой агрессии и паники. Приемущественную роль в толпе играют социально психологические механизмы как заражение и подражание. Все процессы происходящие в толпе раскручиваются по закону «циркуляционной реакции». Церкуляционная реакция обеспечивает эмоциональное кружение, т.е. постоянное самозарожение членами массы одной и той же эмоции по отношению к друг другу. В толпе могут возникнуть элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Основной характеристикой поведения толпы являются: стихийность, повышенный динамизм, резкий переход от одного состояния к другому. Виды толпы: конвенциональная, созидательная, агрессивная, пассивная, стяжательная, паническая;

38. Паника как социально-психологическое явление.

Паника (греч. panikon – безотчетный ужас) – это состояние массового страха при явной или мнимой угрозе.

Непосредственным поводом к панике  является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем  наращивает силу, когда включается в действие рассмотренный механизм взаимного многократного отражения. Заражение, возникающее при панике  нельзя недооценивать, в том числе и в современных обществах.

Паника  относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во-вторых, потому, что в ситуации паники  весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники , в той или иной степени поддается ей.

Виды паники:

1) по охвату людей:

а) массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. д.);

б) индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами);

2) по характеру:

а) аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха. Начинается с индивидуальной паники отдельных истерических, высоко внушаемых личностей (паникеров), которые заражают паническими настроениями других людей. Характерно состояние острого психоза, истерии, не контролируемого поведения, туманное восприятие окружающего;

б) поведенческая паника (панические настроения) – это эмоционально продиктованные осмысленные решения и действия, которые не всегда адекватны угрозе или причине, побуждающих к ним. Развивается и затухает постепенно. Возникает не в толпе, а среди населения или его отдельных групп.

39. Факторы распространения паники слухов. Способы предотвращения их распространения

Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.

Факторы, способствующие распространению слухов:

1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);

2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;

3) недоверие к информации властей;

4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);

5) общая усталость, изнурение;

6) подтверждение предыдущих слухов;

Факторы, способствующие развитию паники:

1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;

2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;

3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;

4) необходимости действовать без осознанного плана;

5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;

6) большое количество людей, подверженных панике;

7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).

Способы предотвращения паники:

1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;

2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;

3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).

40. Виды устойчивых социальных групп и их характеристики.

Большие устойчивые группы – долговременные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие определенные места в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества.

К таким группам относят социальные классы, различные этнические группы, половозрастные группы и т.д. Эти группы имеют наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса.

Для этих групп характерны такие общие признаки, как нравы, обычаи, традиции, язык. Их существование обусловлено наличием специфической общественной практики, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического развития, передаваясь от поколения к поколению. На этой основе возникает такая важная характеристика большой группы как образ жизни, включающий особую систему потребностей, интересов, ценностей, социальных стереотипов, а также специфических форм общения, быта. Благодаря этому формируется так называемая групповая психология, которая выступает по отношению к отдельному индивиду как некая социальная реальность, выходящая за пределы его сознания и воздействующая на него вместе с остальными объективными условиями жизни.