Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ПСИХОЛОГИИ.PR

БЛОК ЗАДАНИЙ 1

Задание 1.

Ф.И.О. ученого (годы жизни) Научные взгляды, разработанные понятия, теории Основные научные труды (название произведений, год написания)
И.П. Павлов (1849-1936) Академик И.П. Павлов — великий российский физиолог, известный во всем мире как создатель учения о высшей нервной деятельности, оставивший неизгладимый след в истории отечественной науки и всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии, провозглашенный на 15 Международном конгрессе физиологов 1935 года Princepes phisiologorum mundi. Теоретико-методологической основой исследования являются:   — философские положения о биологической, социальной, психической, духовной сущности человека, о человеке как субъекте общественных отношений, культурно-исторической обусловленности его психики и поведения, о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира Павлов И. П. Собрание сочинений 6 томов 1951г включает в себя все его работы включая «Лекции по физиологии» «Рефлекс цели» «Рефлекс свободы» и т.д.
Л.С. Выготский (1896-1934) Советский психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии и лидер круга Выготского.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.   Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

Психология искусства (1922) Сознание как проблема психологии поведения (1924/5) Исторический смысл психологического кризиса(1927) Проблема культурного развития ребенка(1928) Конкретная психология человека(1929) Орудие и знак в развитии ребенка(1930) (в соавторстве с А.Р.Лурия) Этюды по истории поведения: Обезьяна.

Примитив. Ребенок(1930) (в соавторстве с А.Р.Лурия) История развития высших психических функций(1931) Педология подростка Лекции по психологии(1. Восприятие; 2. Память; 3. Мышление; 4. Эмоции; 5. Воображение; 6. Проблема воли) (1932) Проблема развития и распада высших психических функций(1934) Мышление и речь (1934)  

С.Л. Рубинштейн (1889-1960) Один из крупнейших психологов и философов. Рубинштейн приступил к решению задачи построения психологии на диалектико-материалистической основе, уже будучи оригинальным философом. Это позволило ему исходить из целостного марксистского учения, а не обращаться к его отдельным, более близким к психологии положениям. Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922).

В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.

Принцип творческой самодеятельности (1922) Проблемы психологии в трудах Карла Маркса (1933) Основы общей психологии (1940; 1946; 1989; 2009) Основы общей психологии HTML (СПб: Издательство «Питер», 2000) Пути и достижения советской психологии. Вестник АН СССР, 4, 1945. Бытие и сознание (1957) О мышлении и путях его познания (1958) Принципы и пути развития психологии (1959)    
А.Н. Леонтьев (1903-1979) При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.   Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии.

Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Список печатных работ А. Н. Леонтьева Развитие памяти., М., 1931 Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.) К вопросу о сознательности учения, 1947 Психологические вопросы сознательности учения idem// Известия АПН РСФСР.- М., 1947.- Вып. 7. Очерк развития психики. — М., 1947 Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48 (совмест но с О. В. Овчинниковой).

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948 Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст).

— М.,1950 Умственное развитие ребенка. — М., 1950 О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38. Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.) Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971 Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977 Воля, 1978

А.В. Петровский (1924—2006 ) А.В.Петровский сформулировал оригинальную концепцию, описывающую динамику развития социальных групп— теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений. Согласно этой теории, отношения, складывающиеся в группе, имеют многослойный характер. Можно выделить поверхностный слой непосредственных отношений, который образуют прежде всего отношения взаимной симпатии и антипатии между членами группы, и более глубинный слой отношений, опосредствованный целями и задачами совместной деятельности. Степень того, насколько опосредованными являются отношения в конкретной группе определяют один вектор группового развития. Второй вектор— степень асоциальности или просоциальности групповой деятельности. Сочетание этих двух параметров определяет тип группы. В рамках данной типологии выделено семь основных типов групп: группа высокого уровня развития типа коллектива и корпоративная группировка, группы среднего уровня развития просоциальная и антисоциальная кооперации, группы низкого уровня развития просоциальная и асоциальная ассоциации, диффузная группа. В рамках данной теории был переосмыслен ряд явлений групповой динамики. Например,конформизм и нонконформизм как формы реакций индивида на давление группы характерны для групп низкого уровня развития (ассоциаций и коопераций), а группам более высокого уровня развития свойствен такой тип поведения как самоопределение личности в группе.   Петровский А. В.Личность.Деятельность.Коллекти—М.: Политиздат, 1982. — 255с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).

·Петровский А. В.Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды—М.: Педагогика, 1984. — 271с. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР).

·Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Основы теоретической психологии—М.: Инфра-М, 1998. — 525с. — (Высшее образование).

· ·Петровский А. В.Психология и время (Мастера психологии).

 

 

Задание 2. Что вы можете сказать о потребности в общении у животных и человека, прочитав следующие отрывки?

1. В начале 1967 г. в один из зоопарков отправили леопарда и пустили к нему в клетку живую курицу, чтобы он подкрепился в дороге; вместо потребности в пище леопард почувствовал большую потребность в общении с птицей в незнакомой обстановке. И впоследствии не трогал курицу, поселившуюся в его клетке.

2. Попав в плен в Германии, Кристофер Берни в течение 8 месяев находился в одиночном заключении, и его лишь изредка выводили из камеры. Как-то раз ему удалось пронести в камеру улитку. Она не только составила ему компанию на какое-то время, но и стала для него своего рода эмиссаром реального мира.

3. Овцы, которые держатся стадами, не так зависимы друг от друга, как это может показаться по их поведению. Лидерство матери-овцы запечатлевается в мозгу молодого ягненка на очень ранней стадии, и это животное, даже став взрослой особью, будет стремиться следовать за матерью. Каждый ягненок следует только за своей собственной матерью, не проявляя никакого интереса к остальному стаду, довольный, когда толкает других…

У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Однако из первого отрывка мы можем наблюдать доказательство того,что мотивацией общения у животных может быть сама потребность в нем как и у человека. Желание- не быть одиноким побуждает не только людей,но и животных к необчным, а точнее непривычным формам общения. Именно так леопард и курица, человек и улитка участвовали в процессе общения, отсюда видно что все нуждаются в социуме или хотя бы в простейшей форме коллектива. Из третьего текста можно сделать вывод,что как человек ,так и животное привязаны к матери, и у тех, и у других с рождения зарождается привязанность. Мать для обоих является безусловным примером поведения.

Задание 3.

Дистанция общения и допустимость физического контакта в общении — яркие черты коммуникативного поведения, в которых наглядно проявляется заметная национальная специфика. Оба параметра коммуникативного поведения целесообразно рассматривать и описывать вместе, поскольку они очень тесно взаимосвязаны.Национальная специфика физического контакта людей разных национальностей проявляется в самых разных ситуациях.
Как показали многочисленные исследования, социальная и физическая дистанции находятся в прямой зависимости — с возрастанием первой, как правило, увеличивается вторая. Американский психолог Е.Холл, «…описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями. Указанные расстояния представляют концентрические пространства с субъектом общения в центре: 1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей; 2) персональное расстояние от 45 до 120 см используется при общении со знакомыми людьми; 3) социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении; 4) публичное расстояние от 400 до 750 см используется при выступлении перед различными аудиториями Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить, что приводит к возникновению “эффекта движущегося общения” Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.

БЛОК ЗАДАНИЙ 2.

Задание 1.

 

Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений отечественных и зарубежных авторов.

Проверьте алгеброй гармонию», попытавшись объяснить, за счет чего в стихах возникает эмоциональный настрой. Выделите ключевые слова, создающие настроение — какое?

1. Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь терлась о локоть.

И было темно. И это был пруд

И волны. — И птиц из породы люблю вас,

Казалось, скорей умертвят, чем умрут

Крикливые, черные, крепкие клювы.

И это был пруд. И было темно.

Пылали кубышки с полуночным дегтем.

И было волною обглодано дно.

У лодки. И грызлися птицы у локтя.

И ночь полоскалась в гортанях запруд.

Казалось, покамест птенец не накормлен,

И самки скорей умертвят, чем умрут,

Рулады в крикливом, искривленном горле.

(Б. Пастернак)

Возникает угрюмый и даже немного устрашающий нвстрой засчет употребления автором раличных литературных средств выразительности, а также засчет описания обстановки и нагнетания образов неугомонных агрессивных птиц.

2. Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим…

И, наконец, — чтоб было всем известно! —

Что ты любим! любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

(М. Цветаева)

Создается сильный и мощный образ. Появляется позитивное настроение и чувство окрыленности. Засчет повторения, акцентирования того что действие происходило много раз. Опять же автор усилил создаваемый образ тем что она перечесляла свои действия, а в конце подчеркнула эмоции и добавила позитивной окраски.

3….И в яму, в бородавчатую темь

скольжу к обледенелой водокачке

и, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

и разлетаются грачи в горячке,

и я за ними ахаю, крича,

в какой-то мерзлый, деревянный короб…

(О. Мандельштам)

Здесь у читателя создается негативный, отталкивающий образ. Все говорит о смерти. Слова, употребляемые автором вызывают легкий страх, где-то даже чувство отвращения.

4. …Сегодня чувствую в сердце неясную дрожь созвездий, но глохнут в душе тумана моя тропинка и песня. Свет мои крылья ломает, и боль печали и знанья в чистом источнике мысли полощет воспоминанья…

(Ф. Гарсии Лорка)

Здесь автор пытался передать чувство терзания и неясности мыслей,вызванных воспоминаниями.

5.До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.

(С. Есепип)

Автор передает настроение безисходности, то от чего нельзя уйти. Благодаря грамотному употреблению слов, то неприятное что должно призойти воспринимается с большим облегчением.

Задание 4. Проанализируйте приведенные отрывки. В каких из них (и почему) можно рассматривать альтруизм как черту характера?

1. Ф. М. Достоевский никогда не выходил из дому без мелких денег для раздачи нищим, что, однако, не всегда одобряла его жена Анна Григорьевна, на плечи которой была возложена забота о бюджете и благополучии семьи.

2. Известный американский психотерапевт Э. Шостром сознается, что он как некая промежуточная стадия между психологом и бизнесменом переживает глубокий душевный конфликт, связанный с физической невозможностью оказать помощь всем нуждающимся.

Альтруи́зм(от лат. Alter— другой)— нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей).

Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага. Термин альтруизм введён в противоположность эгоизму.

В первом случае можно считать альтруизм чертой характера Достоевского, т.к. он совершает данный поступок абсолютно безвозмездно, вдобавок это убыток ему самому. Он не задумывается о выгоде либо об отдаче. Он просто помогает нищим.Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях.

Что касается второго случая,то здесь абсолютно другая картина. Несмотря на, по его словам, глубокий душевный конфликт, Шостром не принимается помогать тем кому он может. Он только констатирует факт о невозможности помочь всем нуждающимся и говорит о своих переживаниях по данному поводу. Здесь не происходит безвозмездной самоотдачи либо каких-либо определенных благих свершениях.

 

 

БЛОК ЗАДАНИЙ 3

Задание 1. Заполните тематическую таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии, психологии PR, ).

Название метода Основное описание Положительные/отрицательные стороны
Массовые коммуникации Массовые коммуникации(.mass communication)— дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи,Интернет,социальные сетии др. большим сегментам населения одновременно. Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем. Положительные стороны: МК демократична, т.е. обращена к людям без различения класса или нации. Компенсирует эмоциональный дефицит, носит развлекательный характер. Открывает доступ широкой публике к искусству(фильмы,спектакли,концерты) Отрицательные стороны: Массовая культура направлена на создание массового человека,заимствующего свои мысли из СМИ. Продукция МК навязывает определенные нормы и ценности,при этом активно воздействуя на психологию человека.
Коммуникации Коммуникация может рассматриваться как научная дисциплина, метадискурс о социальном процессе «коммуникации/взаимодействия/интеракции», а также сам этот процесс и его результаты. Коммуникации в психологии- это обмен информацией между живыми организмами. Существуют вербальная и невербальная коммуникация. Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления. Визуальная (невербальная) коммуникация– передача информации посредством невербальных средств общения (жестов, мимики, телодвижений, цвета, пространственной среды и т.д.).

 

Коммуникации имеют различный вид. Безусловно каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Разберем пример рекламы. Реклама может привлечь большой, географически широкий рынок. Единое послание передается сразу всей целевой аудитории. Для печатных средств тираж издания повышается передачей экземпляра одного читателя — другому. Кроме того потребители могут повторно прочитать объявление. Расходы на одного зрителя или слушателя достаточно низки. В рекламе можно использовать широкий диапазон средств: от национально телевидения до местных газет. Реклама контролируется спонсором, поскольку он заинтересован в ней и ответственен за ее содержание (вместе с СМИ).Отрицательная сторона состоит в отсутствии гибкости в рекламных объявлениях, трудности их приспособления к нуждам и особенностям потребителя. Значительная часть информации приходиться на т. н. бесполезную аудиторию.
Информационное общество Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;развитие электронной демократии,информационной экономики,электронного государства,электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;   Положительные стороны:Возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика,кибернетика,теория принятия решений,теория игрит.д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств. Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.  
Информационная культура Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках. В противном случае он не сможет адаптироваться к жизни в новых условиях, в частности, к изменению социальных структур, следствием которого будет значительное увеличение числа работающих в сфере информационной деятельности и услуг. В настоящее время существует множество определений информационной культуры. В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле — оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.   Положительные стороны:с овременная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Отрицательные стороны: информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.  
Профессиональный имидж Имидж— совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров и прочего вместе с мимикой, улыбкой, походкой, жестикуляцией, речью, тембром и высотой голоса, словарным запасом, сленгом и т.д. Каждый человек создает свой собственный имидж.Профессиональный имидж— это образ, который соответствует специфике той или иной профессии, то представление о специалисте, которое складывается о нем у его руководителей, подчиненных, коллег, клиентов компании.Управление профессиональным имиджем— это умение создать позитивный образ, который подчеркнет лучшие качества специалиста как личностные, так и деловые. Для того, чтобы в кабинете работодателя по достоинству оценили профессиональные качества PR-менеджера, ему необходимо донести правильную информацию о своих возможностях. Но прежде новобранцу необходимо разработать профессиональный имидж, учитывая «фактуру», «манеры», «костюм» и «антураж» выбранной им компании. Положительные стороны: Хорошо продуманный костюм может помочь человеку легко найти работу,заработать положительную репутацию. Профессиональный имидж помогает человеку показать свою профпригодность и произвести впечатление на работодателя. Так же профессиональный имидж отражает специфику рода деятельности организации, в которой работает человек. Отрицательные стороны: Не все люди способны составить правильный имидж. В наше время важна любая,даже мальейшая деталь во внешности человека. Засчет этого многие специалисты остаются без работы,т.к. Не могут создать правильное впечатление. Также не всегда все элементы могут быть истрактованы верно,вместог подчеркивания индивидуальных качеств,специалист их может скрыть за чрезмерной строгостью.
Персональный имидж Самая узкая трактовка личного имиджа – быть хорошо одетым. Личный имидж должен учитывать социальный и материальный статус, страну, местность, в которой вы живете, особенности организации, где вы работаете и многие другие составляющие того огромного контекста, в котором каждый из нас имеет свое особенное место. Что бы имидж не был слишком схематичен и шаблонен, необходимо добавить к этим составляющим поставленный голос, умение держаться, выступать перед публикой и вести диалог. Персональный имидж важен на всех уровнях коммуникации – от внутрикорпоративной до международной. Наиболее очевидно необходимость в адекватном имидже проявляется в шоу-бизнесе и политике. Удачный имидж создается с учетом личных качеств. Пользуясь театральной терминологией, “амплуа” должно соответствовать возможностям и устремлениям человека. Приступая к созданию имиджа, необходимо трезво оценить личный потенциал объекта. Если он недостаточен, то затраты на искусственно созданный имидж не оправдывают себя. Это доказано целым рядом “одноразовых звезд” и в шоу-бизнесе, и в политике. Сам по себе имидж может быть положительным и отрицательным. Но об одном и том же человеке может быть разное мнение в разных группах людей (« Гений нашего времени» и «предатель Родины»- об А. Солженицыне).

Отсюда следует, что имидж характеризуется, не только знаком (положительный или отрицательный), но и субъективностью.

Масса Масса-множество лиц, принадлежащих к различным слоям и социальным группам, характеризующееся одинаковым поведением , отвечающим навязываемым стандартам (в следовании моде, потреблении, проведении досуга , формировании полит, взглядов и т. д.); М. а. является, в частности, следствием влияния средств массовой коммуникации. Особенности поведения массы и, в частности, ее влияния на входящих в нее индивидов зависят от индивидуальности лидеров, их типов и психологических качеств. Это, безусловно, люди особого склада. Лидерство в массе принципиально отличается от лидерства в группе и требует совершенно иных качеств. Масса меняет входящего в нее человека. При этом, вовлекая в себя значительное число людей, масса не просто стирает различия между ними. Она в значительной мере трансформирует всю индивидуальную психику, подчиняя себе индивидуальное сознание. Утрата индивидуальности. Еще Г. Лебон отмечал, что в массе стираются индивидуальные различия отдельных людей и исчезает их своеобразие. Однако масса не только «отнимает» что-то у индивидуальной психики — она еще и придает входящим в нее людям новые качества.  
Толпа Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится: -публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение; контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно; -совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно.     Толпа обладает поражающей силой и мощью,практически несокрушимостью. Однако существует огромный ряд минусов. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Толпа не рассуждает и не обдумывает.

 

 

Задание 2.

Термин Определение Область PR и психологии
Вербальный словесный; речевой; выраженный словами. МК/психология общения
Барьер смысловой непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуются ими по-разному. Реклама,МК,психология общения
Бессознательное совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение манипуляция
Внушаемость свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию. манипуляция
Внушение (суггестия) вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается. манипуляция
Групповая динамика внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др. менеджмент/психология общения
Индивидуальность совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость. Создание образа/психология личности
Интерес мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания. мотивация/психология поведения человека
Когнитивный психологический термин, характеризующий познавательные процессы в отличие от эмоциональных. коммуникации/психология
Коммуникабельность способность к легкому установлению социальных контактов, общительность Персональные качества пиарщика/психология личности
Мониторинг наблюдение, оценка и прогноз развития процессов или состояния системы (например, систематический контроль и оценка результатов деятельности школы, систематическое изучение общественного мнения). Политический PR
Аргументация Социальная,интелектуальная и вербальная деятельность,направленная на оправдание или опровержение некоего мнения коммуникации/психология общения
Барьеры восприятия информации Информационные фильтры,зависящие как от ментальных уровней, ситуационных состояний состояний, психофизиологических особенностей целевых групп, так и от технологий прохождения информационных потоков. коммуникации/психология общения
Идеология Совокупность убеждений,установок и взглядов,образующихся на основе тесных или свободных связей коммуникации/общая психология
Инвенция Отбор аргументов,эмоциональных отсылок коммуникации/психология общения
Коммуникативные барьеры Препятствия,связанные с логическим, фонетическим непониманием,социально-культурными особенностями,чувством неприязни,недоверия между партнерами. коммуникации/психология общения
Кризис Ситуация нарушения привычного хода жизни человека или организации,чреватая непредсказуемыми последствиями коммуникации/психология личности
Лидер мнений Человек,который можетповлиять на отношение группы к определенным проблемам Коммуникации,менеджмент/психология общения
Мнения Суждения,выражаущие оценку, отношение, взгяд на что-либо. коммуникации/общая психология