V. ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИИ

Мышление — высший психический познавательный процесс.

Это — обобщенное, опосредованное, целенаправленное отражение мира, осуществляемое с помощью речи. Мышление оперирует понятиями.

 

Обобщенное — переработанный опыт предыдущих поколений. “Всякое слово уже обобщает”.

Опосредованное — через что-либо, если нет возможности непосредственно ознакомиться. Опора на знания, которые представлены нам опосредовано – через различные источники.

Целенаправленное — ТОЛЬКО ПРОИЗВОЛЬНЫЙ процесс. (Непроизвольный — воображение). Непроизвольный поток сознания — ассоциативное мышление — речь шизофреника.

Мышление всегда направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

“От живого созерцания… к абстрактному мышлению… Вершина познания“.

Мышление — социально-обусловленный процесс.

“Мышление — не существует вне общества, вне языка, вне накопленных знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Отдельный человек становится Sb мышления лишь овладев языком, понятиями, логикой…” А.Н. .Леонтьев.

Уровень развития общества напрямую связан с уровнем мышления.

Пример. Мышление т.н. “культурно отсталых” народов. Мышление наглядно-ситуационное, наглядно-действенное, наглядно-образное, непосредственно включенное в практическую деятельность, подчиненное ей. Простейшие суждения. Счет — считать что-то конкретное – коров, овощи, домашнюю утварь и др. Такое мышление не выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

 

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ. ЕДИНСТВО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Физиологическая основа представляет 3 составные части:

· рефлекторная дуга

· под влиянием II сигнальной системы,

· но на основе I СС (ощущение, восприятие, представления).

 

Слово — материальная оболочка мысли — есть обобщенное при помощи слова отражение действительности.

III. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

 

Рассмотрим основные виды мышления. Их три: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление —вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование действительности в процессе действий с предметами.

18 стр., 8771 слов

Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с задержкой ...

... задержкой психического развития основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Основы отечественной теории развития мышления заложены такими выдающимися психологами, как ... дают следующее определение мышления как высшей формы активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектов существенных ...

Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении действительность преобразуется лишь в плане образа (без реального взаимодействия с предметом).

Словесно-логическое мышление -вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышлениеразличают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми, имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность).

Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышлениенаправлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).

Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивногомышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

IV. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ.Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение мыслительной задачиявляется естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженноев начале и удовлетворенноев конце.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

 

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышлении, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

•определить, какое именно правило привлечь для решения;

•применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считатьнавыками мышления.Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

 

При разрешении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза.Осознание гипотезы порождает потребность в проверке.Критичность — признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждениюпо данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

•подготовка;

•созревание решения;

•вдохновение;

•проверка найденного решения.

СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алго­ритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

4 стр., 1876 слов

Пути решения экологических проблем глазами психолога

... окружающей среды требует немедленного решения этой проблемы. Возможны различные подходы при решении глобальных проблем сохранения биосферы: - во- ... понимание целостности человечества, формируется новый способ мышления, усиливается тенденция экологизации различных форм общественного ... природные богатства и какие задачи нужно решать по устранению экологических проблем. Это и является целью ...

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» — «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне;! при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

 

PS: Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия).

Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукту действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влияние тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

 

V. ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Герцен писал: «Надо иметь много ума, чтобы что-то не понять, чтобы задуматься». Детские «почему» — тому пример.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, понимание.

Сравнение -мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Жане говорил, если понаблюдать за тем, как мы здороваемся, мы людей фактически классифицируем”.

Анализ -мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементом. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез -обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анaлиз и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых — в широте синтеза.

14 стр., 6804 слов

Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников

... осуществления основных операций мышления- абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации и другие. В ряде подходов мышление определяется преимущественно как процесс решения задачи, где ... действие , направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «различие-сходство», «причина-следствие», «действительное- возможное». Психологическое понимание мышления отлично ...

Абстракция -выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение(или генерализация) — отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношенний, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Понимание — включение данного факта в более широкую связь с изучаемым явлением. Как бы законченная форма понимания — это логическое определение. В результате возникает понятие. В этом случае можно говорить обистинном,логическом понимании.

Но существует и иллюзорное понимание: авторитарное — строгий вопрос преподавателя “Понятно?” провоцирует ответ – «Да» (боятся переспросить); субъективное (понятно на житейском уровне); по привычке – не особо вникают на лекции, думая, что разберутся самостоятельно дома.

 

VI. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Познание совершается в следующих формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятия- отражение ОБЩИХ и СУЩЕСТВЕННЫХ свойств ряда однородных предметов и явлений. Понятия — высшая степень отражения мира и познания.

Понятия результат взаимодействия обеих сигнальных систем (1 и 2 СС).

I СС — чувственный опыт

II СС — обозначение словом или словосочетанием. Слово — чувственная, материальная оболочка мысли. Мыслить понятиями, значить мыслить словами. (Мышление — оперирование понятиями, выраженными в словах).

Например, Владеть понятием «Лимон» — на уровне 1 СС – ощущение вкуса, запаха, цвета, формы… На уровне 2 СС — определение лимона – это цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой.

Суждениеявляется основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ — это работа мысли над суждением.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием.

Индуктивное – умозаключением.

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение, понимание.

Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и основной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением.

11 стр., 5041 слов

Развитие мышления у детей раннего возраста

... деятельностью и направлена на ее обслуживание. Это - наглядно-действенное мышление. Значение наглядно-действенного мышления для общего умственного развития ребенка определяется тем, что оно выступает как исходный пункт ... При этом наблюдаются элементарные сенсомоторные обобщения и активная перестройка действий в новой ситуации. К 10 мес. жизни у детей возникают особые формы практических действий, ...

Мышление может происходить на разных уровнях, таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Мышление как процесс разрешения задач — это анализ, синтез и обобщение, посредством которых человек ставит и решает задачу (вычленяет ее условия и требования, соотносит их друг с другом, выявляет искомое и т. д.).

Личностный аспект мышления составляют, прежде всего, мотивация и способности человека (т. е. его отношение к решаемой задаче, к другим людям и т.д., в чем проявляются и формируются его побуждения к мыслительной деятельности и его умственные способности).

Процессуальный, динамический аспект мышления не тождествен операциональному (операционному).

Первый шире второго и включает его в свой состав в качестве необходимого компонента. Любая интеллектуальная операция, умственное действие и т.д. или система таких операций не содержит в себе всех условий своего формирования и применения. Лишь в ходе актуального (протекающего в данное время) мыслительного процесса решения данной конкретной проблемы человек раскрывает необходимые условия образования и функционирования соответствующих умственных действий и операций, Не операции порождают мышление, а процесс мышления порождает операции, которые затем в него включаются.

Мышление как процесс (искания и открытия существенного нового) является формирующим, т.е. изначально полностью не заданным, не затрагивающим, не запрограммированным, и поэтому вся его детерминация объективно выступает как процесс, как нечто образующееся, динамичное, а не заранее и целиком готовое. Это значит, что не только интеллектуальные операции, но и мотивация мышления именно формируется в этом процессе, а не привносится в него извне уже в законченном виде.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в ... ______________________________________________ Введение В настоящее время, чтобы адаптироваться в усложняющемся мире, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим ...

 

VII. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПЕРСОНОГЕНЕЗЕ

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер.

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление — последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления — наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребенка можно наблюдать в конце первого — начале второго года жизни, еще до овладения им активной речью.

Примитивная чувственная абстракция, при которой ребенок выделяет одни стороны и отвлекается от других, приводит к первому элементарному обобщению. В результате создаются первые неустойчивые группировки предметов в классы и причудливые классификации.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийнуюи понятийную.Допонятийное мышление — это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей — единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства — пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо объясняя ему, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами.

Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).

Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции. Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как:

1) нечувствительность к противоречиям,

2) синкретизм (тенденция связывать все со всем),

3) трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

4) отсутствие представления о сохранении количества.

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным (абстрактным}, где компонентами служат понятия и применяются формальные операции. Понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Так, Л.С. Выготский выделял пять этапов в переходе к формированию понятии. Первый — ребенку 2-3 года — проявляется в том, что при просьбе положить вместе похожие, подходящие друг к другу предметы, ребенок складывает вместе любые, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие, — это синкретизм детского мышления. На втором этапе дети используют элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может быть похож, только на один из первой пары — возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. И, наконец, у подростков четвертый этап 9-12 лет появляется понятийное мышление, однако еще несовершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. Совершенные понятия формируются на пятом этапе, в юношеском возрасте 14-18 лет, когда использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта. Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах.

25 стр., 12068 слов

Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного ...

... младший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития наглядно-действенного мышления. Тема: влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками. ... в себя действия ориентировочно-исследовательского, познавательного и преобразующего характера. Мышление - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, ...

Таким образом, наглядно-образное мышление возникает у школьников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. То есть школьники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным. Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется мерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Формирование мышления у школьников.

Вопросы на осмысление.

Доказательность ответа.

Усложнение задания.

Проблемные ситуации.

Самоконтроль действий.

 

 

СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

 

Для активизации мышления можно применять специ­альные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм«, илибрейнсторминг, —методпредложен А.Осборном (США), предназначен, для продуцрования идей или решений при работе в группе. Основные правила поведения «мозгового штурма»:

13 стр., 6206 слов

Расстройства мышления

... этом случае о формальных нарушениях мышления. Им противопоставляют расстройства мышления по содержанию. К последним относят явления навязчивости, сверхценные идеи и бред. Ниже приводятся наиболее часто ... или иной степенью монотонности и замедленности. В ряде случаев обстоятельность мышления захватывает лишь определенную группу представлений, например, при бредовой обстоятельности, в других - все ...

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеются, лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прервать, критиковать, можно лишь похвалить; развить чужую идею или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т.е. состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся проблемой, для отбора наиболее ценных идей: Как правило, таких идей оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри экспертов» не включают.

 

«Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики,предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного объекта и рассуждать с его точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сутизадачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов.Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящихся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр«, а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализазаключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска иметод контрольных вопросов,который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т.д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

IX. РАССТРОЙСТВА МЫШЛЕНИЯ

 

Психологи достаточно хорошо умеют определять формы и уровни расстройств мышления, степень его отклонения от стандартов, «нормы». При эйфории, приподнятом настроении, увлеченности (у некоторых людей — в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наезжает» на другую. Непрерывно возникающие мысли, суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и

изливаются целыми потоками на окружающих. Подобный непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется «ментизмом».

Противоположное качество — неоправданная «обстоятельность мышления».Оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие подобной ‘ «обстоятельностью», старательно и бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.

Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединить несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения, допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.

Логические связи нарушены, смысловое единство отсутствует, но грамматическое построение фраз остается совершенно правильным. Человек с серьезным видом вам что-то объясняет, а вы не можете понять, а чем дело. Такое мышление называют «разорванным»(разорванное мышление).

 

Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т.е. к тому, что в психологии называют функциональной ригидностью мышления.Эта особенность мышления связана, с его чрезмерной зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем воспроизводятся стереотипами мысли.

Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении.Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с действительностью, исчезает

стремление общаться с окружающими. Аутистическое мышление отражает «психическую реальность, удивительное переплетение мотивов, желаний; влечений, устремлений и эмоциональных реакций, которые в совокупности могут быть названы душевным состоянием человека.

Крайняя степень расстройства мышления — бред, интеллектуальная мономания». Бредовымисчитаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Во всех остальных отношениях нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают высказывать крайне странные для окружающих идеи, не поддаваясь никаким переубеждениям. Одни не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»).

Другие разрабатывают проекты совершенствования общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»).

Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в которой, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»).

Наиболее распространенным является бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.

Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить «бредовый» характер умело излагаемых идей далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.