Особенности психологической помощи неуспевающим учащимся с несформированностью мыслительных процессов

В в е д е н и е

Предлагаемые задания и рекомендации по оказанию психологической помощи школьнику предусматривают следующее:

— диагностика затруднений учащихся в учебной работе и общении с другими людьми;

— оказание на основе диагностики психологической помощи школьнику в учебе и общении.

Мы выделяем следующие виды психологической помощи школьнику:

— помощь в школьной адаптации;

— помощь в учебной работе путем формирования правильных приемов учебной деятельности;

— помощь в учебе через улучшение мыслительной деятельности учащихся;

— помощь в более адекватном использовании собственных индивидуально-психологических особенностей;

— формирование у школьника положительной устойчивой мотивации учебной деятельности;

— консультативная помощь школьнику.

По каждому из этих видов помощи ниже даются рекомендации и задания для студентов-практикантов.

Задание 1

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАПТАЦИИ И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

ШКОЛЬНИКУ В ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ТРЕБОВАНИЯМ ШКОЛЫ

Педагогу приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (в худшую сторону) от других детей. В категорию «трудных» попадают самые разные школьники: неуспевающие, недисциплинированные, дети с самого разного рода нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагоприятных семей. Такие дети выделяются в школе среди сверстников различными, присущими им формами дезадаптированного поведения. Поскольку задачи выделения типов трудных детей малопродуктивна, мы предлагаем Вам методику Д. Скотта, направленную на определение характера дезадаптации ребенка к школе. В основе этой методики лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика называется «КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ» Д. Скотта (КН).

Студент-практикант может сам провести такое наблюдение, а также использовать опыт наблюдений других воспитателей, студентов, классных руководителей и т.п. В любом случае это должны быть люди, которые в течение длительного времени постоянно общаются с ребенком и наблюдают его в самых разнообразных ситуациях.

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... школьников. Понятие о девиантном поведении. Трудновоспитуемость как психолого-педагогическая проблема. Причины трудновоспитуемости: социальные, психологические, педагогические. Типология трудновоспитуемых детей. Акцентуации. ... Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе обучения и воспитания, в учебной и внеклассной воспитательной ...

Предлагаемая Вам методика КН Д. Скотта ставит задачу тщательной фиксации форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

КН включает 169 фрагментов фиксированных форм поведения, о наличии которых у ребенка должны судить наблюдатели, заполняющие карту. Эти фрагменты сгруппированы в 12 синдромов.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет наиболее тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева).

В бланке номера не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа – двумя баллами. Подсчитывается сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по всем синдромам.

Ниже приводится полный текст КН и регистрационный бланк. В начале описания каждого симтокомплекса дается его аббревиатура (НД, Д, У и т.п.) и краткий ключ.

Карта наблюдений

  1. НД – НЕДОВЕРИЕ К НОВЫМ ЛЮДЯМ, ВЕЩАМ, СИТУАЦИЯМ.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1

до 11 – менее явные симптомы; от 12 до 17 – симптомы явного нарушения.

  1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.
  2. Плачет, когда ему делают замечания.
  3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает

ее, если его об этом попросят.

4. Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5. Слишком встревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13. Слишком застенчив, чтобы просить о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

4 стр., 1700 слов

Симптомы маниакально-депрессивного психоза

... иным набором признаков. Больной с симптомами маниакально-депрессивного психоза второго типа апатичен, безразличен ко всему. На лицах ... в комплексе с разгрузочными диетами, лечебным голоданием, а иногда и лишением сна до нескольких суток. Для ... происходят циклически. Никогда нельзя заранее предугадать, когда какое из состояний будет превалировать у пациента. Основными симптомами биполярной ...

II. Д – ДЕПРЕССИЯ. В более легкой форме (симптомы 1-6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9-20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебе меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный, « впадает в бешенство».

9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15.Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву.

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — УХОД В СЕБЯ. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие, проявленного к нему чувства любви.

  1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.
  2. Не реагирует на приветствия.
  3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.
  4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).
  5. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в

другом мире).

  1. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.
  2. Не проявляет интереса к коллективным играм.
  3. Избегает других людей.
  4. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-

то подозревается.

10. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

19 стр., 9190 слов

Тренинг эмоциональной саморегуляции, как способ снижения уровня ...

... зависит от фазы синдрома эмоционального выгорания также от стажа работы учителя. Кроме того, симптомы, составляющие отдельные фазы, будут иметь различные показатели разницы “до” и ... 1. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в деятельности учителей .1 Понятие “синдром эмоциональное выгорание”. Симптомы эмоционального выгорания Прежде чем говорить о синдроме эмоционального ...

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV. ТВ – ТРЕВОЖНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1-6 – ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы 7-10 – обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 – проявляет большое беспокойство о том, «принимают ли его взрослые.

  1. Очень охотно выполняет свои обязанности.
  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.
  3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
  4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.
  5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы,

рисунки, модели и т.п.

  1. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.
  2. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.
  3. «Подлизывается», старается понравиться учителю.
  4. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
  5. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
  6. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными

мелкими делами и жалобами на товарищей.

12.Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13.Рассказывает фантастические вымышленные истории.

14.Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16.Полностью «устраняется», если его усилия не увенчаются успехом.

V. ВВ – ВРАЖДЕБНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЗРОСЛЫМ. Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Симптомы 18-24 – полная, неуправляемая, привычная враждебность.

  1. Переменчив в настроениях.
  2. Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в

«хорошем» настроении.

3. Проявляет упорство и настойчивость в ручной работе.

4. Часто бывает в плохом настроении.

5. При соответствующем настроении предлагает свою помощь и услуги.

6. Когда о чем-то просит учителя, то бывает иногда очень сердечным, иногда – равнодушным.

7. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем.

8. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9 стр., 4145 слов

Разрешения конфликтов: дети — взрослые

... наркоманию и другие формы девиантного поведения среди подростков.   Разрешения конфликтов: дети — взрослые Во взаимоотношениях взрослых друг с другом общество устанавливает, как мож­но выражать ненависть и ... 30 % от общего числа браков. Второй кризисный период связан с появлением детей. Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. У супру­гов появляются новые нелегкие ...

9. Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10. Очень переменчив в поведении.

11. Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте).

12. Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13. Неприятен, в особенности тогда, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

14. «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15. Негативно относится к замечаниям.

16. Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

17. Раз или два был замечен в воровстве денег, сладостей, ценных предметов.

18. Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

19. «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья».

20. Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

21. Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

22. Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами».

23. Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы.

24. Ведет себя непристойно.

VI. ТД – ТРЕВОГА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТЯМ. Тревога ребенка за принятие себя другими детьми. Временами она принимает форму открытой враждебности. Все симптомы одинаково важны.

  1. «Играет героя», особенно когда ему делают замечания.
  2. Не может удержаться, чтобы не «играть» перед окружающими.
  3. Склонен «прикидываться дурачком».
  4. Слишком смел (рискует без надобности).
  5. Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством.

Навязывается другим, им легко управлять.

  1. Любит быть в центре внимания.
  2. Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше

себя.

  1. Старается занять ответственный пост, но опасается, что не справится с

ним.

  1. Хвастает перед другими детьми.
  2. Паясничает (строит из себя шута).
  3. Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
  4. Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики;

преувеличенность в одежде, косметика – девочки).

  1. Со страстью портит общественное имущество.
  2. Дурацкие выходки в группе сверстников.
  3. Подражает хулиганским проделкам других.
  1. А — НЕДОСТАТОК СОЦИАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОСТИ

(АССОЦИАЛЬНОСТЬ).

Неуверенность в одобрении взрослых, которая выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1 – 5 – отсутствие стараний, понравиться взрослым. Безразличие и отсутствие заинтересованности в хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 – у более старших детей могут указывать на определенную степень независимости. Симптомы 10 – 16 – отсутствие моральной щепетильности в мелочах. 16 – считает, что взрослые недружелюбны, вмешиваются, не имея на это права.

  1. Не заинтересован в учебе.
  2. Работает в школе только тогда, когда его контролируют или

заставляют работать.

3. Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или заставляют работать.

4. Не застенчив, но проявляет безразличие при ответе на вопрос учителя.

5. Не застенчив, но никогда не просит о помощи.

6. Никогда добровольно не берется ни за какую работу.

6 стр., 2669 слов

ТЕМЫ контрольных РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

... студенты должны: Овладеть компетенциями: · проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении ... проблем кадрового менеджмента, Ø осуществлять самостоятельную аналитическую и научно-исследовательскую работу в области психофизиологии профессиональной деятельности, применяя адекватные психологические методы и ...

7. Не заинтересован в одобрении и в неодобрении взрослых.

8. Сводит к минимуму контакты с учителем, но нормально общается с другими людьми.

9. Избегает учителя, но разговаривает с другими людьми.

10. Списывает домашние задания.

11. Берет чужие книги без разрешения.

12. Эгоистичен, любит интриги, портит другим детям игры.

13. В играх с другими детьми проявляет хитрость и непорядочность.

14. «Нечестный игрок» (играет только для личной выгоды, обманывает в играх).

15. Не может смотреть прямо в глаза другому.

16. Скрытен и недоверчив.

VIII. ВД – ВРАЖДЕБНОСТЬ К ДЕТЯМ (От ревнивого соперничества к открытой враждебности).

1. Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2. Временами очень недоброжелателен по отношению к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3. Надоедает другим детям, пристает к ним.

4. Ссорится, обижает других детей.

5. Пытается своими замечаниями создать трудности у других детей.

6. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7. Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8. Пристает к более слабым детям.

9. Другие дети его не любят или даже не терпят.

10. Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается и пр.).

IX. Н — НЕУГОМОННОСТЬ. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания, размышления. Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

  1. Очень неряшлив.
  2. Отказывается от контактов с другими детьми таким образом,

что это для них очень неприятно.

  1. Легко примиряется с неудачами в ручном труде.
  2. В играх совершенно не владеет собой.
  3. Непунктуален, нестарателен. Часто забывает или теряет карандаши, книги, другие предметы.
  4. Неровный, безответственный в ручном труде.
  5. Нестарателен в школьных занятиях.
  6. Слишком беспокоен, чтобы работать в одиночку.
  7. В классе не может быть внимателен или длительно на чем-либо

сосредоточиться.

10. Не знает, что с собой поделать. Ни на чем не может остановиться хотя бы на относительно длительный срок.

11. Слишком беспокоен, чтобы запомнить замечания или указания взрослых.

20 стр., 9926 слов

Организация учебной деятельности с учетом особенностей различных ...

... следующие задачи: 1.  Проведение анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. .    Рассмотрение особенностей учебной деятельности в подростковом возрасте. 3.       Изучение особенностей различных типов темперамента. .        Изучение особенностей ... индивидуальные особенности каждого ученика. ...

X. ЭН — ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. Симптомы 1 — 5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости, 6 – 7 – о серьезных страхах, 8 – 10 – о прогулах и непунктуальности.

  1. Играет игрушками слишком детскими для его возраста.
  2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.
  3. Слишком инфантилен в речи.
  4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.
  5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.
  6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.
  7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»).
  8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом

деле он пытался сделать это раз или два.

  1. Часто опаздывает.
  2. Неорганизован, разболтан, несобран.
  3. Ведет себя в группе (классе), как посторонний, отверженный.

XI. НС — НЕВРОТИЧЕСКИЕ СИМТОМЫ. Острота их может зависеть от

возраста ребенка. Они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

  1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».
  2. Говорит беспорядочно.
  3. Часто моргает.
  4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «пики».
  5. Грызет ногти.
  6. Ходит подпрыгивая.
  7. Сосет палец (старше 10 лет).

  1. С — НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ СРЕДЫ.

  1. Часто отсутствует в школе.
  2. Не бывает в школе по нескольку дней.
  3. Родители сознательно лгут, оправдывая отсутствие ребенка в школе.
  4. Вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям.
  5. Неряшлив, «грязнуля».
  6. Выглядит так, как будто очень плохо питается.
  7. Значительно некрасивее других детей.

  1. Ф — ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ.

  1. Плохое зрение.
  2. Слабый слух.
  3. Слишком маленький рост.
  4. Чрезмерная полнота.
  5. Другие ненормальные особенности телосложения.

Выводы, которые можно сделать после заполнения КН:

— большое число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка свидетельствует о нарушениях в развитии его личности и поведении;

— если «коэффициент дезадаптации» превышает 25 баллов, это свидетельствует о значительной серьезности нарушения механизмов личностной адаптации. Такие дети нуждаются в специальной помощи психолога.

7 стр., 3436 слов

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

... под слабым давлением. Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные ... руки (10-11 мес.); - ходьба самостоятельная (12 мес.); 2) целенаправленная моторная деятельность: - активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними (5-6 мес.); - ...

Обращаем внимание студента-практиканта на то, что содержательная интерпретация материалов, получаемых с помощью КН, может проводиться только школьным психологом или руководителем практики по психологии. Вместе с ними Вы проанализируете структуру КН, доминирующие синдромы (в случае их наличия), особенности подчеркнутых фрагментов поведения. Это позволит понять природу и проявления дезадаптации школьника и наметить пути коррекции.

Список литературы, в которой подробно рассмотрены формы работы с трудными детьми.. Вы найдете в конце методического пособия в разделе : Литература. Работа с «трудными детьми».

Задание 2.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОМОЩЬ В ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ

Неуспевающие дети – это «вечная» проблема школы. Почему ребенок плохо учится ? Материал, предложенный Вам в этом разделе методического пособия поможет определить психологические причины неуспеваемости. Зная эти причины, студент-практикант сможет помочь школьнику всать вровень со сверстниками в усвоении учебной программы.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, объединяются в две группы:

I группа – недостатки познавательной деятельности;

II группа — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.

I группа причин неуспеваемости.

Речь идет о тех случаях, когда школьник плохо понимает, не способен усваивать качественно школьные предметы, не умеет на должном уровне выполнять учебные действия. Причины I группы можно разделить, в свою очередь, на три подгруппы:

а) несформированность приемов учебной деятельности;

б) недостатки в развитии мышления ребенка;

в) неадекватное использование учащимися своих индивидуально-психологических особенностей.

Особенности психологической помощи неуспевающим школьникам с несформированностью правильных приемов учебной деятельности.

Об этих учащихся можно сказать, что они не имеют учиться. К числу наиболее распространенных неправильных и малоэффективных способов учебной работы можно отнести следующие:

— заучивание без предварительной логической обработки материала;

— выполнение упражнений без предварительного усвоения соответствующих правил;

— недостатки контролирующей деятельности и др.

Как же научить правильным способам учебной работы ? Сделать это можно, заменив неправильные способы и приемы правильными. Но самостоятельно обнаружить ошибочность своих способов и произвести их замену школьник не может. Студент-практикант в индивидуальной работ6е с учащимся, наблюдая его в учебном процессе, беседуя о том, как он выполняет то или иное учебное задание, может обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них его внимание и внимание его родителей, научить правильным приемам работы, а родителей – способам контроля за их использованием.

8 стр., 3749 слов

Домашняя учебная работа учащегося

... развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков. Как следует из этого определения, домашняя работа ... основы­вающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности по овладению изу­чаемым материалом. Рассмотрим ... материала. Этот настрой (установка) побуждает ученика к прилежной работе, проявле­нию умственных и волевых усилий, ...

Часто задача педагога состоит не в том, чтобы полностью разрушить нежелательные приемы работы и сформировать новые, а перестроить те, которые реально имеются у неуспевающего ученика.

Так, например, хорошо известно, что многие учащиеся, даже старших классов, при усвоении текста учебника используют многократное прочтение этого текста. Между тем, чтобы усвоить прочитанное, нужно использовать также рациональные приемы смысловой обработки – группировка материала, выделение спорных пунктов, составление плана, тезисов, логической схемы прочитанного, формулирование главной мысли и т.д.

Эти приемы можно постепенно ввести в деятельность ученика, не лишая его привычного способа работы. Если первое прочитывание будет служить для общего ознакомления с содержанием текста, при втором прочитывании возможна разбивка его на отдельные, логически связанные между собой отрывки. При третьем прочитывании можно заставить учащегося выделять в каждом из отрывков основную мысль, а после чтения проговорить эти основные положения в виде логической схемы прочитанного.

Более подробно о помощи учащимся с неформированностью правильных приемов учебной деятельности говорится в работе психолога И.Е. Божович «Психологическая коррекция учебной работы школьников» в сб. «Научно-практические проблемы школьной психологической службы» (М., 1987).

Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника; специфика мыслительной деятельности является первоисточником трудностей у значительной части неуспевающих детей. Каковы же особенности мышления, на базе которых могут возникнуть трудности и отставания в учебе ? К ним относятся:

— трудности в выделении основного, существенного;

— неумение рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми данными:

— неумение устанавливать причинно-следственные связи;

— негибкость мышления и т.д.

Неумение преодолеть трудности, возникающие в связи с несформированностью мыслительных процессов, приводит к отказу от активной мыслительной работы – например, к механическому заучиванию материала без его понимания и т.д.

Как помочь неуспевающему самостоятельно мыслить ? Формирование мыслительных навыков у детей происходит, как правило, стихийно, а поэтому далеко не у каждого. Известно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них: абстрагирование, обобщение,, анализ, классификация, сравнение. Поэтому их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучать, так как чаще всего многие из них не осознаются.

Каждому неуспевающему учащемуся для формирования интеллектуальных умений нужна своя коррекционная программа. Для анализа мыслительных процессов можно использовать тесты умственного развития, включающие задания на выполнение различных умственных операций. (ШТУР – школьный тест умственного развития).

По результатам теста строится коррекционная программа, часть которой состоит из специальных заданий по развитию и отработке мыслительных операций и навыков.

Школьный тест умственного развития (ШТУР) выдается в кабинете педагогики и психологии студенту-практиканту:

а) при обосновании целесообразности его использования для психологической помощи неуспевающему;

б) при условии владения методикой;

в) после прохождения консультации у психолога.

Для ознакомления с другими диагностико-коррекционными программами умственного развития неуспевающих учащихся можно порекомендовать сборник «Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития» под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной (М., 1986).

Психологическая помощь неуспевающим школьникам, неадекватно использующим свои индивидуально-психологические особенности

Эти особенности связаны с типологическими свойствами нервной системы, которые понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Именно поэтому их нельзя не учитывать в педагогическом процессе.

Среди основных свойств нервной системы выделим силу и подвижность как наиболее влияющие на обучение особенности человека.

Сила нервной системы характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы – слабость нервной системы. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью.

Другое свойство нервной системы – подвижность – определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов – возбуждением и торможением. Подвижной нервной системе противостоит инертная. Человека с инертной нервной системой характеризует замедленное протекание нервных процессов.

Слабые и инертные по своим нейродинамическим особенностям школьники хуже учатся, они чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих. Но это не означает, что они заранее своей природой обречены на плохую успеваемость. Поэтому успех или неуспех в учебе может быть объяснен не природными чертами субъекта, а тем, насколько сформировались индивидуальные приемы и способы учебных действий. Существенную роль при этом может играть учитель. Чем он может помочь ? Зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может применить по отношению к ним специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

Полезными для слабых по своим нейродинамическим свойствам учеников будут следующие правила:

1) не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на подготовку и обдумывание;

2) желательно, чтобы ответ был не в устной, а письменной форме;

3) нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные куски и давать их постепенно по мере усвоения;

4) лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

5) путем правильной тактики опроса и поощрения (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.), нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных и т.д.

6) следует осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

7) во время подготовки ответа нужно дать время для проверки написанного и исправления написанного;

8) следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание; создавать спокойную, на нервозную обстановку.

При работе с инертными учениками нужно особенно обратить внимание на следующие моменты:

1) не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового рода заданий возрастает постепенно;

2) следует помнить, что инертные люди не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

3) не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок; ему необходимо время для обдумывания нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

4) не следует проводить опрос инертных учеников в начале урока (они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации);

5) нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным следует предоставлять время на обдумывание и подготовку;

6) в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-то другое;

7) нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Зная, как помочь слабым и инертным. Вы можете осуществлять индивидуальный подход в обучении, принимая во внимание разные темпы учеников. Установить особенности нервной системы ребенка можно с помощью специальных методик:

1) Для диагностики подвижности – Козлова В.Т. Методика изучения генетически обусловленных свойств второстепенной деятельности // Психологическая диагностика, 1981.

2) Для диагностики силы – Данилов В.А. Диагностика проявлений силы нервной системы в мыслительно-речевой деятельности // Вопросы психологии, 1973, № 3.

Пользоваться этими методиками можно после консультации школьного психолога или руководителя практики по психологии.

Зная индивидуально-психологические особенности своих учеников, Вы можете строить обучение с учетом этих особенностей. Индивидуализация обучения проявляется в выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий и т.д. Умение учителя найти индивидуальный подход иногда отражается не только на учебе, но и на судьбах отдельных учеников.

II группа причин неуспеваемости.

Мы рассмотрели три психологические причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности.

Теперь рассмотрим ту группу психологических причин неуспеваемости, которая связана с особенностями мотивационной сферы. Несформированность у шк5ольника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развития учебных интересов.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха имеет два этапа:

1 Этап. Повышение самооценки и психологической устойчивости школьника. Это является базой для развития учебной мотивации, размывает позицию неуспевающего

Действия педагога:

1. Создать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы, так как они соответствуют его возможностям или находятся в зоне его ближайшего развития.

2. Выделить те сферы деятельности, где ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть туристический поход, занятия спортом, работа в летнем трудовом лагере и т.д. Вычленение «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей, товарищей в лучшую сторону.

3. Превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.

Обращаем Ваше внимание на следующие моменты:

1. Рекомендуется закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов. Отталкиваясь от них, нужно помогать ему воспринимать очередное учебное задание само по себе, без воспоминаний о переживаниях, которые ему сопутствовали при прежних неудачах.

2. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в у4чебе самые незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца.

3. Особое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков. (Например, нарушение дисциплины,, небрежность в работе и т.д.).

Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика. («Я не ожидал», «Меня очень удивило…» и т.д.).

Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.

4. Следует давать подробное обоснование оценке, получаемой неуспевающим. Он должен знать критерии, по которым идет оценивание.

2 Этап. Постановка перед неуспевающим конкретной и четкой цели по преодолению отставания в учебе и ее реализации.

Такая цель ставится уже после того, как у ребенка преодолена неуверенность в себе.

Условия принятия этой цели ребенком:

1. Ребенок должен сам участвовать в ее постановке, анализе, обсуждении, осознании условий и путей ее достижения.

2. Необходим перечень того, что неуспевающий ученик обязан знать по каждой пройденной теме. Ученик сам может отмечать против каждого пункта этого перечня, что он усвоил, что он еще не усвоил, соответствующими знаками « + « (уже знаю); « — « (еще не знаю); « ? « (сомневаюсь).

Это дает возможность ему видеть свое движение вперед и похоже на соревнование с самим собой, что вызывает повышение активности.

Более подробное описание методов формирования мотивационной среды детей Вы найдете в следующих работах:

1. Маркова А.К., Орлов А.Б, Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

2. Матюхина М.В. Особенности мотивации учения у младших школьников // Вопросы психологии, № 1, 1985.

3. Бардин К.В. Если Ваш ребенок не хочет учиться. М., 1980.

Развитие учебных интересов — это еще один путь, ведущий к формированию положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности. Психологи, характеризуя учебные, познавательные интересы неуспевающих учащихся, обычно отмечают их неустойчивость, слабость и пассивность, узкий характер.

Причина этого – отсутствие необходимого минимума систематических знаний в какой-либо области, что является основой для развития устойчивого и постоянного интереса.

Учитель может использовать для развития учебных интересов следующие приемы:

1. Использование дополнительного развивающего материала, различные оживляющие урок моменты (использование наглядных пособий, элементов игры и т.д.).

2. Обращение к непосредственному опыту детей, широкое использование их собственных наблюдений, практических действий, проведение экскурсий, носящих познавательный характер, и т.д.).

На основе начальных интересов к указанным видам работы возникает интерес и к содержанию учебной деятельности. (Знаниям как таковым и процессу выполнения сложных учебных действий).

В данном разделе методического пособия мы остановились на основных причинах учебных трудностей и наметили пути помощи ребенку в их преодолении. Студент-практикант может и должен помочь неуспевающему ребенку, его можно и нужно научить учиться.

Литература

I. Работа с «трудными» детьми

1. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Хрестоматия. М., 1986.

2. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1076.

4. Шонфельд Г. Должны ли дети быть трудными. М., 1982.

5. Исурина Г.Л. «Трудные» подростки в массовой школе // Патохарактерологический опросник для подростков. Л., 1976.

6. Трудный подросток: Причины и следствия // Под ред. В.А. Татенко. Киев, 1985.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986.

8. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися // Методические рекомендации. Киев, 1981.

9. Кочетов А.И., Верцинская И.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.

10. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.

11. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992.

12. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. М., 1986.

II. Помощь неуспевающему школьнику

1. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться ? М., 1975.

2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.

3. Фрабал В. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии, № 1, 1986.

4. Зюбин Я.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., 1974.

5. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1986.

6. Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск, 1977.

7. Психологические особенности неуспеваемости школьников // Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.

8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезали тройки. М., 1979.

Нижегородский государственный лингвистический университет

имени Н.А. Добролюбова

Кафедра педагогики и психологии

Психология на педагогической практике

Учебная практика

III курс, V семестр

Направление подготовки: Педагогическое образование

Специальность: Иностранный язык

СОДЕРЖАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ШКОЛЬНИКУ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Составитель: кандидат психологических

н а у к

доцент Творогова Е.П.

2014 Год