Диагностика развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ 6

1.1 Понятие мыслительных операций в психологии 6

1.2 Вопросы развития мыслительных операций в психологической литературе 12

1.3 Определение мышления в специальной психологии ………………………………………………………..………………………….18

1.4 Развитие мыслительных операций старших подростков………20

ГЛАВА II МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ «КЛАССИФИКАЦИЯ» У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ….21

2.1 Организация диагностического обследования………………….…23

2.2 Тест «Сложные аналогии» 25

2.3 Тест умственного развития АСТУР 28

2.4 Методика «Исключение лишнего» 32

2.5 Методика «Выделение существенных признаков» 35

2.6 Методика «Классификация предметов» 36

ГЛАВА III ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ….…………………………….…………………………53

ВВЕДЕНИЕ

Проблему исследования особенностей мыслительных операций старших подростков можно обозначить следующим образом: несмотря на то, что мыслительные операции подростка достигают существенного развития к концу возраста, подросток еще склонен мыслить конкретно. В связи с этим следует выстраивать и обучение в старших классах, развивая логическое мышление.

Продукты мышления входят в то интегральное образование, которое А. Н. Леонтьев назвал «образом мира», и вместе с тем составляют качественно своеобразный его компонент. Мышление человека личностно обусловлено так же, как оно обус­ловлено и его индивидными особенностями. Это необ­ходимый компонент рефлексии личности, но и само мышление становится объ­ектом этой рефлексии.

Подростковый возраст — такой этап жизни человека, когда меняются представления о себе и окружающей действительности. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато. Подростки проявляют самый разнообразный интерес к жизни, в этом возрасте начинают формироваться черты будущей личности.

11 стр., 5337 слов

Вопрос 1. Коррекционность психодиагностических методик умственного развития

... развития учащихся, обладающий коррекционностью, должен оценивать те знания и мыслительные операции, которые обнаруживают себя и в учебной деятельности, от которых зависит успешность последней. Расхождение между традиционной тестовой методикой ... сформированность мыслительных операций у испытуемого. Прежде всего, они не раскрывают, не "расшифровывают" обнаруживаемые дефекты умственного развития, так ...

Подросток сталкивается с большими сложностями в области самопознания и в области общения. Справиться с этими проблемами подросток сможет лишь постепенно по мере формирования обобщенного, рефлексивного мышления, целостного мировоззрения. Поэтому актуальным является изучение особенностей мыслительных операций подростков, развитие которых может помочь подростку в самопонимании и понимании других, сделать правильный профессиональный и личностный выбор.

Теории мышления разрабатывались во многих психологических школах, проведено множество исследований мышления:

1. Теория В. Штерна — анализ развития личности, исследование этапов развития мышления и речи;

2. Дж. Брунер создает опросник «Определение типов мышления и уровня креативности»;

3. Теория детского мышления Ж. Пиаже — исследование этапов развития интеллекта, основой которых является логическое мышление; стадии сенсомоторного интеллекта, период конкретных операций, стадия формальных операций ( подростковый возраст);

4. Теория формирования понятийного мышления Л.С. Выготского — описание связи, сходства в аспекте мышления между первобытным человеком и ребенком;

5. Логическая теория мышления С.Л. Рубинштейна — основой теории является изучение таких мыслительных операций, как анализ, обобщение, сравнение и классификация;

6. Теория формирования мышления взрослых ( Б.Г. Ананьев, Ю.Н. Ку- люткин, Г.С. Сухобская и др.) — возрастно — половые особенности развития профессионального мышления.

Особенности развития старших подростков рассмотрены в работах Э. Эриксона и Д. Марсиа (становление идентичности), Р. Бернс (становление Я ? концепции), Е. Шострома (развитие мотивов самоактуализации), Л.И. Божович (самосознание в старшем подростничестве), В.В. Давыдова, Т.И. Драгуновой, И.В. Дубровиной, А.В. Захаровой, А.К. Марковой, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна (труд и учение как основные виды деятельности), Д.Б. Эльконина и др. Особенности мышления подростков изучались Е.Е. Останиной, А.А. Столяр, Л.М. Фридман, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, В.В. Гуленко, К.К. Платоновым и др.

Цель исследования — выявить особенности развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков.

Объект исследования — развитие мыслительных операций.

Предмет исследования — мыслительная операция «классификация» у старших подростков.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности подросткового возраста с точки зрения различных подходов.

2. Выявить уровень развития мыслительной операции «классификация» у старших подростков.

3. Подобрать методики для диагностики мыслительной операции «классификация».

4. Проанализировать результаты диагностики.

Гипотеза исследования: своевременное развитие мыслительной операции «классификация» у старших подростков будет осуществляться эффективно при наличии актуальных и правильно подобранных диагностических методик.

Методы исследования: теоретический анализ психолого — педагогической литературы, диагностическое обследование, качественный и количественный анализ полученных данных.

18 стр., 8724 слов

Психолого-педагогические условия развития наглядно-действенного ...

... -педагогические условия развития наглядно-действенного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. Цель исследования – определить комплекс психолого-педагогических условий развития наглядно-действенного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: формирование и развитие наглядно-действенного мышления слабослышащих детей ...

ГЛАВА I ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.1 Понятие мыслительных операций в психологии

Мышление — это высший уровень психической, познавательной деятельности человека, в процессе которой происходит обобщен­ное опосредствованное речью и прошлым опытом отражение дей­ствительности в ее существенных связях и отношениях.

Изучение мышления базируется на пересече­нии двух областей: того, что относится к компетенции психологи­ческого изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. Таким образом, мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический под­ход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук.

Существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чувственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения. Оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

По стадиям развития в онтогенезе выделяются наглядно-дей­ственное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности чело­века. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и со­храняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. у ребенка в дошкольном возра­сте формируется наглядно-образное мышление. Генетически это вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего пси­хического образа объекта. На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мыш­ления от реального объекта. Человек начинает оперировать поня­тиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление — выс­ший этап развития мыслительной деятельности. Человек овладева­ет основными логическими операциями мышления, которые стано­вятся его внутренними мыслительными операциями. На этой стадии человек начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключе­ния, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а присоединяется к ним. В интеллектуаль­ной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

Посредством мышления человек решает различного рода задачи — теоретические и практические. Соответственно выделяют теоретическое (направлено на познание законов объективной реальности, решение теоретических задач не предполагает быстрой реализации результатов на практике) и практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... всем Космосе. Но приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда следует обобщать. Потому укажите, что так ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ...

По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют рациональное (аналитическое) и интуитив­ное мышление. Первое развернуто во времени, имеет четко выра­женные этапы, в значительной степени представлено в сознании. Интуитивное мышление основано на решении без логического ана­лиза ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать реше­ния при неполной информации.

В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделя­ют реалистическое и аутистическое мышление. Цель реалисти­ческого мышления — получение правильного познания окружа­ющего мира и нахождение истины. При аутистическом мышле­нии ход и содержание мысли подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия. Следствием является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутис­тическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет ме­сто при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление. Процессуальные осо­бенности творческого мышления делают его результаты индивиду­альными и оригинальными. Основная трудность, которая препятствует творческому мышле­нию, заключается в том, что люди слишком полагаются на име­ющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими предметами.

А.А. Алексеев говорит, что в мышлении каждого человека заметно преобладание опреде­ленных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления — характерная для конкретной личности система спо­собов решения задач в типичных для него условиях.

А.А. Алексеев и Л.А. Громова выделяют следующие индивидуальные стили мышления.

Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем, повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, стремление сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях.

Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш.

Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями.

Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и реальным является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... дидактики быстро узнать, что уже сделано в той или иной области.2 Текст рекламы среди психологии речевого воздействия, как и в среде людей, может попасть в хорошее ...

Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов.

Свойства мышления:

1. Направленность. Мышление направленно, оно отвечает на какой-то (не обязательно целесообразный) вопрос.

2. Логичность. Мышление необъективно, но логично. Логика может быть неверной, но она есть всегда, если речь идет о мышлении.

3. Развиваемость. Мышление может быть развитым и неразвитым. Неразвито оно обычно у детей, которые еще учатся осмысливать происходящее. Мышление развивается не в результате заучивания, а в результате понимания.

Можно выделить следующие функции мышления:

· установление всеобщих взаимосвязей;

· понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений;

· обобщение свойств однородной группы явлений;

· выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.

Операции мышления — это умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями.

Существуют различные классификации мыслительных операций, выделяемые разными авторами:

1. Л.С. Рубинштейн — анализ и синтез, абстракция, обобщение;

2. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов — анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия обобщение;

3. А.Н. Леонтьев — анализ и синтез, классификация, обобщение.

Важнейшими операциями являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения.

Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.

Обобщение — это мысленное объединение предметов и явл……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альманах психологических тестов [Текст]. — М., 400 с.

2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. — СПб.: Питер, 2001. — 473 с.

3. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток [Текст] / Р. Байярд, Дж. Байярд. — М.: Просвещение, 2006. — 350 с.

4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. ? СПб.: Изд-во «Речь», 2000. ? 440 с.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика [Текст]: Уч. для вузов / Л.Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2005. — 351 с.

6. Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]: Уч. пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 240 с.

7. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2008. — 600 с.

8. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]: Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Питер, 2008. — 450 с.

3 стр., 1017 слов

Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!!

... Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию. Курс лекций. Издательство АСТ, ... Немов Р.С. «Общая психология» (библиотека ТФ РАНХ и ГС) 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Издательство Питер. (2000) Маклаков А. Общая психология Издательство Питер. (2010) !!! 4. ...

9. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский — М., 2003. ? 600 с.

10. Глуханюк, Н.С. Общая психология [Текст]: Уч. пособие для вузов / Н.С. Глуханюк, С.Л. Семенова, А.А. Печенкина. — М.: Академический проект, 2005. — 368 с.

11. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. — М., 2009. ? 306 с.

12. Гуревич, К.М. Психодиагностика и школа [Текст] / К.М. Гуревич. ? Таллин, 2011. ? 22 с.

13. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст]: Уч. для вузов / Н.Н. Данилова. ? М.: Аспект-Пресс, 2008. ? 372 с.

14. Дружинин, В.Н. Диагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — М., 2007. ? 386 с.

15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст] / И.С. Кон. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 145 с.

16. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст]: Проблемы развития психики. ? 9 — е изд. / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. — 304 с.

17. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. — М., 2000. — 450 с.

18. Мадорский, Л.Р. Глазами подростков [Текст]: книга для учителя / Л.Р. Мадорский. — М., 2004. — 176 с.

19. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2009. — 592 с.

20. Матюшкин, А.М. Психология мышления [Текст]: Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. ? М.: КДУ, 2009. — 350 с.

21. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] ? 12 — е изд., стер.: уч. для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 608 с.

22. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р.С. Немов. — М.: “ВЛАДОС”, 2009. — 632 с.

23. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. — 640 с.

24. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. — М.: 2003. — 640 с.

25. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: Уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. ? М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 184 с.

26. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. — СПб.: Питер, 2003. ? 560 с.

27. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб.: 2008. — 688 с.

28. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Н.С. Пряжников. — М.: Воронеж, 2006. — 320 с.

29. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст]: Уч. пособие / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2007. — 304 с.

30. Донцов, Д.А. Психология подросткового возраста [Текст]: Уч. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология» / Авт.-сост. Д. А. Донцов, М. В. Донцова, Г. В. Сухова, О. В. Матвеева. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. — 134 с.

31. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2000. — 365 c.

32. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: младенчество, детство, юность, взросление, старость (полный курс психологии развития) / А.А. Реан. — СПб.: 2001. — 765 с.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

3. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (коммуникативная функция взаимоотношения). Выделяют следующие виды общения: «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, строгости, ...

33. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. ? М.: ЭКСМО-Пресс, 2003. — 573 с.

34. Слободчиков, В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. ? М.: «Школа-Пресс», 2006. — 365 с.

35. Тихомиров, О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров. — М.: Академия, 2008. — 360 с.

36. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельдштейн. — М.: Педагогика, 2005. — 304 с.

37. Хрестоматия по общей психологии [Текст]: психология мышления. -2-е изд., перераб. и доп. / под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова.- М.: ACT: Астрель, 2008. ? 672 с.

38. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики [Текст] / А.Г. Шмелев. — Ростов н/Д, 2005. ? 380 с.

39. Шэффер, Д. Дети и подростки [Текст]: психология развития / Д. Шэффер. — СПб.: Питер, 2003. — 263 с.