V1: Классическая философия — 2

V1: Предмет философии

 

I:

S: Понятие «философия» ввел

+: Пифагор

 

I:

S: В античности под философией понималась вся совокупность

+:рациональных знаний

 

I:

S: Философия является

+: особым типом мировоззрения

 

I:

S: Общим у мифологии, религии и философии является то, что

+: их предметом выступает всеобщее

 

I:

S: Общим у философии и науки является то, что

+: они польуются рациональными способами познания мира

 

I:

S: Онтология — это раздел философии, изучающий

+: бытие

 

I:

S: Гносеология — это раздел философии, изучающий

+: познание

I:

S: Социальная философия – раздел философии, изучающий

+: общество

 

I:

S: Философская антропология — это раздел философии, изучающий

+: человека

 

I:

S: Аксиология — это раздел философии, изучающий

+:ценности

 

I:

S: Философская теория прекрасного

+: эстетика

 

I:

S: Философское учение о нравственности

+: этика

 

I:

S: Классические разделы философии

+: онтология

+: гносеология

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: история

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: социология

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: искусствоведение

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: политология

 

I:

S: Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она

+: дает человеку целостное видение мира

 

I:

S: Методологическая функция философии заключается в том, что она

+: выступает в качестве общей методологии познания

 

I:

S: Аксиологическая функция философии заключается в том, что она

+: помогает человеку в создании различных ценностей

V1: Классическая философия — 1

I:

S: Характерная черта античной философии

+: космоцентризм

 

I:

S: Основатель древнегреческой философии

+:Фалес

 

I:

S: Крупнейшие представители античностй философии

+: Сократ, Платон, Аристотель

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11). Раздел 2. Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки Дисциплина «Философии образования и науки» входит в образовательный стандарт для ...

 

I:

S: В античной философии наибольшее внимание уделялось проблеме

+: субстанции (первоначала)

 

I:

S: Представители ранней античной философии считали первоначалом всего сущего

+: различные природные стихии

 

I:

S: Философы, утверждавшие, что все сущее состоит из мельчайших и неделимых частиц — атомов

+: Левкипп и Демокрит

 

I:

S: По вопросу о первоначале всего сущего в античной философии сложились следующие направления

+: материализм и идеализм

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что подлинным бытием обладают идеи, а не конкретные вещи

+: Платон

 

I:

S: Направление античной философии, представители которого утверждали, что в основе мироздания лежит число

+: пифагореизм

 

I:

S: Важнейшими социально-историческими условиями, сделавшими возможным возникновение в Древней Греции классической философии, являются

+: возникновение классического типа рабовладельческого строя

+: создание демократических городов-государств

 

I:

S: Античный философ, создавший логику

+: Аристотель

 

I:

S: Метод познания, разработанный Сократом и Платоном

+: диалектический

 

I:

S: Метод познания, разработанный Аристотелем

+: аналитический

 

I:

S: Характерная черта средневековой философии

+:теоцентрнзм

 

I:

S: Крупнейшие представители средневековой философии

+: Августин, Аквинский, Абеляр

 

I:

S: Основные этапы средневековой западной философии

+: патристика и схоластика

 

I:

S: Стремление к философскому обоснованию основ христианского учения характерно для этапа

+: патристики

 

I:

S: Превращеие основ христианского учения в неоспоримые догмы характерно для этапа

+:схоластики

 

I:

S: В средневековой философии наибольшее внимание уделялось проблеме

+: универсалий

 

I:

S: По вопросу о природе универсалий в средневековой философии сложились следующие направления

+: реализм и номинализм

 

V1: Классическая философия — 2

I:

S: Характерная черта философии эпохи Возрождения

+:антропоцентризм

 

I:

S: Характерная черта философии эпохи Возрождения

+:пантеизм

 

I:

S: Крупнейшие представители философии эпохи Возрождения

+: Кузанский, Бруно, Мор

 

I:

S: В центре внимания философия эпохи Возрождения находилась проблема

+: человека

 

I:

S: В философии эпохи Возрождения человек рассматривается как

+: микрокосм

 

I:

S: Философ эпохи Возрождения, сыгравший ключевую роль в формировании ренессансного мышления

+: Николай Кузанский

 

I:

S: Характерная черта философии Нового времени

+:деизм

 

I:

S: Крупнейшие представители философии Нового времени

+: Бэкон, Декарт, Спиноза

 

I:

S: В философии Нового времени на первый план выходят проблемы

+:гносеологии

 

I:

S: Философские направления, сложившиеся в Новое время

+: рационализм и сенсуализм

 

6 стр., 2873 слов

Раздел III. — философия познания

... Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об) ... уровнях познания средствах познания истине форме познания 168393 Взгляд личности на что-либо есть ... мнение истина убеждение ... 587208 «Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна», – так полагали в эпоху Античности … Сократ Горгий Протагор Платон Пиррон 587211 С диалектической точки зрения, … истина ...

I:

S: Философское учение, признающее ощущения единственным и достоверным источником познания

+:сенсуализм

 

I:

S: Философское учение, признающее разум единственным и достоверным источником познания

+: рационализм

 

I:

S: Философское учение, которое исходит из того, что не может быть доопытного знания

+:эмпиризм

 

I:

S: Представители эмпиризма

+: Бэкон, Гоббс, Локк

 

I:

S: Представители эмпиризма

+: Декарт, Спиноза, Лейбниц

 

I:

S: Метод познания, разработанный Бэконом

+: индуктивный

 

I:

S: Метод познания, разработанный Декартом

+: дедуктивный

 

I:

S: Крупнейшие представители немецкой классической философии

+: Кант, Гегель

 

I:

S: Великий немецкий философ, утверждавший, что философия должна стать критической теорией

+: Кант

 

I:

S: Великий немецкий философ, своей теорией познания осуществивший «коперниканский переворот» в философии

+: Кант

 

 

V1: Постклассическая философия

I:

S: Неклассическая философия складывается в

+: Х1Х — первой половине ХХ вв.

 

I:

S: К неклассической философии относятся

+: позитивизм

+: герменевтика

+: экзистенциализм

 

I:

S: Основоположник позитивизма

+: Конт

 

I:

S: Основоположник феноменологии

+: Гуссерль

 

I:

S: Основоположник экзистенциализма

+: Кьеркегор

 

I:

S: Основоположник философии психоанализа

+: Фрейд

 

I:

S: Мыслитель, считавший, что философия должна стать философией жизни

+: Ницше

 

I:

S: Позитивизм утверждал, что философия должна стать

+: методологией специальных наук

 

I:

S: Марксизм утверждал, что философия должна стать

+: средством преобразования социальной действительности

 

I:

S: Прагматизм утверждал, что философия должна стать

+: методом решения проблем, с которыми сталкивается человек

 

I:

S: Феноменология утверждала, что философия должна стать

+: строгой наукой

 

I:

S: Главным вопросом философии экзистенциализм считает

+:бытие человека

 

I:

S: В неклассический философии происходит

+: антропологический поворот

 

I:

S: Наиболее яркие представители позитивизма

+: Конт, Спенсер

 

I:

S: Наиболее яркие представители экзистенциализма

+: Камю, Сартр

 

I:

S: Наиболее яркие представители философии психоанализа

+: Фрейд, Юнг

 

I:

S: Постнеклассическая (постмодернистская) философия складывается в

+: второй половине ХХ в.

 

I:

S: Наиболее яркие представители постмодернистской философии

+: Лиотар, Деррида, Бодрийяр

 

I:

S: В постмодернистской философии мир рассматривается как

+: хаосмос

 

I:

S: Главным методом современной философии в постмодернизме считается

7 стр., 3437 слов

Назовите пять основных периодов становления античной философии ...

... эксперименту) 17. Почему учение Б. Спинозы получило название "пантеизм", а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что ... Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал ...

+: деконструкция

 

V1: Традиции отечественной философии

I:

S: Отличительная черта русской философии

+: нравственная направленность

 

I:

S: Отличительная черта русской философии

+: религиозно-мистический характер

 

I:

S: Самостоятельная философская мысль в России складывается в

+: Х1Х в.

 

I:

S: Основные направления русской философской мысли в первой половине Х1Х в.

+: славянофильство

+: западничество

 

I:

S: Видные представители славянофильства

+: Киреевский, Аксаков, Хомяков

 

I:

S: Видные представители западничества

+: Чаадаев, Белинский, Герцен

 

I:

S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что дальнейшее развитие России возможно только при опоре на самобытные духовные ценности и социальную систему.

+: славянофильство

 

I:

S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что Россия должна пройти тот же исторический путь развития, что и другие развитые страны.

+: западничество

 

I:

S: Видные представители русской религиозной философии

+: Соловьев, Флоренский, Булгаков

 

I:

S: Крупнейший русский философ, автор оригинальной философии всеединства

+: Соловьев

 

I:

S: Согласно Соловьеву, высшей формой философии является

+: свободная теософия

 

I:

S: Согласно Соловьеву, предметом философии является

+: всеединое

 

I:

S: Согласно Соловьеву, свободная теософия есть органический синтез

+: науки, философии и теологии

 

I:

S: Видные представители русского марксизма

+: Плеханов, Ленин

 

I:

S: Русский философ, внесший значительный вклад в развитие марксизма

+: Ленин

 

I:

S: Видные представители русского космизма

+: Федоров, Чижевский, Вернадский

 

I:

S: Направление русской философской мысли, подчеркивавшее органическое единство человека и природы (космоса).

+: космизм

 

I:

S: Представитель русского космизма, автор «философии общего дела»

+: Федоров

 

I:

S: Представитель русского космизма, развиваший учение о биосфере и ноосфере

+: Вернадский

 

I:

S: Видные представители советского периода отечественной философии

+: Лосев, Ильенков, Кедров

 

V1: Онтология

 

I:

S: Бытие в широком смысле — это философская категория, которая обозначает

+: все сущее

 

I:

S: Философская категория, обозначающая то, из чего состоит все сущее

+: субстанция

11 стр., 5264 слов

ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ

... иlogos– учение, слово) - теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о ... (от греч.hedone– наслаждение) – этическое учение, согласно которому добро определяется как все то, ... которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Данное представление о бессознательном ... развивающегося затем по своим собственным законам. Деконструкция– одно из центральных ...

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из одного начала (субстанции)

+: монизм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из двух независимых друг от друга и равноправных начал (субстанций)

+: дуализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из множества начал (субстанций)

+: плюрализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто материальное

+: материализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто идеальное

+: идеализм

 

I:

S: Разновидности (формы) бытия

+: материальное (бытие вещей)

+: идеальное бытие

+: бытие человека

+: социальное бытие

 

I:

S: Философская категория, которая обозначает протяженность и место нахождения предметов

+: пространство

 

I:

S: Философская категория, которая обозначает последовательность существования сменяющих друг друга явлений

+: время

 

I:

S: Основные философские концепции пространства и времени

+:субстанциальная

+: реляционная

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой пространство и время абсолютны и независимы друг от друга

+:субстанциальная

 

I:

S: Философская концепция, рассматривающая пространство и время как отношения и образующие единое пространство-время

+: реляционная

 

I:

S: В философии под движением понимаются

+: изменения вообще

 

I:

S: Простейшая форма движения

+: механическая

 

I:

S: Наиболее сложная форма движения

+: социальная

 

I:

S: Основные признаки развития

+: направленность изменений

+: необратимость изменений

+: качественный характер изменений

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит путем постепенных изменений

+: эволюционизм

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит внезапно

+: эмерджентизм

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой эволюционные изменения приводят к революционным изменениям

+: диалектический материализм

 

 

V1: Сознание

I:

S: Условие и продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающей средой

+: психика

 

I:

S: Высшая форма психического отражения действительности

+: сознание

 

I:

S: Структурные компоненты сознания

+: познавательные способности

+: эмоции

+: ценностно-смысловые компоненты

+: волевые способности

 

I:

S: Философское учение об универсальной одушевленности материи

+: гилозоизм

 

I:

S: Направление материализма, утверждавшее, что мозг выделяет мысль, как печень — желчь

+: вульгарный материализм

 

I:

S: Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности, группы или общества в целом

9 стр., 4220 слов

Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.

... Методы психологии. 1.Психология как наука. Объект и предмет психологии. Слово психология в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche - душа , logos – наука, учение). ... подхода к периодизации истории развития психологии. Согласно первому, в истории психологии различают два ... до смерти каждого конкретного человека (личности). Законы онтогенеза: • Личностью не рождаются, а становятся. ...

+: общественное сознание

 

I:

S: Уровни общественного сознания

+: обыденное сознание

+: теоретическое сознание

 

I:

S: Общественное сознание, формирующееся стихийно, в процессе практической деятельности

+: обыденное сознание

 

I:

S: Уровень общественного сознание, носящий систематический и рациональный характер

+: идеология

 

I:

S: Обыденное сознание выступает как

+: общественная психология

 

I:

S: Теоретическое сознание выступает как

+: идеология

 

I:

S: Формы сознания

+: нравственное сознание

+: религиозное сознание

+: политическое сознание

 

I:

S: Психолого-философская концепция, в центре которого стоит проблема бессознательного

+: психоанализ

 

I:

S: Согласно психоанализу, в психике человека доминирующую роль играет

+: бессознательное

 

I:

S: Сферы психики (по Фрейду)

+: Я

+: Оно

+: Сверх-Я

 

I:

S: Сфера сознания (по Фрейду)

+: Я

 

I:

S: Сфера бессознательного (по Фрейду)

+: Оно

 

I:

S: Проявления бессознательного (по Фрейду)

+: оговорки

+: описки

+: сновидения

 

I:

S: Элементы коллективного бессознательного

+: архетипы

 

I:

S: Философ, разработавший учение о коллективном бессознательном

+: Юнг

 

 

V1: Гносеология

I:

S: Философское учение, доказывающее возможность адекватного познания мира

+: гностицизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания мира

+: агностицизм

 

I:

S: Основные признаки научного знания

+: рациональность и доказательность

+: проверяемость и воспроизводимость

 

I:

S: Высшей целью научного познания является

+: постижение истины

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает чувства

+: сенсуализм

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает опыт

+: эмпиризм

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое главным источником знания считает разум

+: рационализм

 

I:

S: Способность постижения истины путем ее прямого, непосредственного усмотрения без доказательств с помощью опыта и разума

+: интуиция

 

I:

S: К формам рационального познания НЕ ОТНОСИТСЯ

+: ощущение

 

I:

S: К формам чувственного познания НЕ ОТНОСИТСЯ

+: умозаключение

 

I:

S: Отражение отдельных, единичных свойств прдеметов объективной реальности во время их непосредственного воздействия на органы чувств

+: ощущение

 

I:

S: Целостный образ материального предмета

+: восприятие

4 стр., 1596 слов

Социометрия экспериментальный метод и наука об обществе

... исследования структуры человеческого общества, явилось определение и разработка социометрических методов, способных преодолеть вышеописанные трудности. Социометрические методы пытаются выявить основополагающие структуры общества, раскрывая влечения, ... объекта, но и в качестве лица, субъективно заинтересованного в познании и измерении глубинной социально-психологической структуры группы, с которой ...

 

I:

S: Целостный образ предмета, сохраняющийся памяти

+: представление

 

I:

S: Форма мысли, выражающая общий для некоторого класса объектов существенный признак

+: понятие

 

I:

S: Форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается

+: суждение

 

I:

S: Мыслительный акт, в котором из ряда суждений выводится новое суждение

+: умозаключение

 

I:

S: Согласно классической теории истины, истина есть

+: соответствие утверждения реальности

 

I:

S: Согласно конвенциональной теории истины, истина есть

+: то, что по соглашению считается истиной

 

I:

S: Полезность критерием истины считает

+: прагматизм

 

I:

S: Решающим, высшим критерием истины общественно-историческую практику считает

+: диалектический материализм

 

 

V1: Философия как методология познания

I:

S: Способ познания

+: метод

 

I:

S: Учение о способах познания

+: методология

 

I:

S: К частнонаучным методам относится

+: спектральный анализ

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: анализ

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: моделирование

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: габлюдение

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: индукция

 

I:

S: К всеобщим (философским) методам относится

+: диалектика

 

I:

S: К всеобщим (философским) методам относится

+: метафизика

 

I:

S: Философский метод, при котором исследуемый объект рассматривается в развитии

+: диалектика

 

I:

S: Основные принципы диалектического метода

+: всесторонность

+: историзм

 

I:

S: Основные законы диалектики

+ закон единства и борьбы противоположностей

+: закон перехода количественных изменений в качественные

+: закон отрицания отрицания

 

I:

S: Закон диалектики, раскрывающий причины и источники развития

+ закон единства и борьбы противоположностей

 

I:

S: Закон диалектики, раскрывающий механизм развития

+: закон перехода количественных изменений в качественные

 

I:

S: Закон диалектики, показывающий направление, характер и форму развития

+: закон отрицания отрицания

 

I:

S: Основные законы диалектики сформулировал

+: Гегель

 

I:

S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ

+: закон возрастания энтропии

 

I:

S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ

+: закон всемирного тяготения

 

I:

S: Философский метод, при котором исследователь отвлекается от изменчивой природы изучаемого объекта и рассматривает его в статике

+: метафизика

 

I:

S: Основные принципы метафизического метода

+: односторонность

11 стр., 5265 слов

Воздействие науки на человека

... общест- во еще и сегодня стоит далеко. Практическая история науки на- чинается не с вопроса о хлебе, а ... ных решений и выборов. Из поколения в поколение миллионы людей в неповторимо-личном контексте повседневного опыта задаются вопросом следующего ... истории, тем решитель- нее заявляет о себе _1мнимые всезнание. _0Такие разные по методу и исходным установкам исследователи первобытного общества, ...

+: антиисторизм

 

V1: Методология научного познания

I:

S: Уровни научного познания

+: эмпирический и теоретический

 

I:

S: Объектом эмпирического познания выступают

+: реально существующие объекты

 

I:

S: Объектом теоретического познания выступают

+: идеализированные объекты

I:

S: К формам эмпирического знания относятся

+: факт

+: эмпирический закон

 

I:

S: К формам теоретического знания относятся

+: проблема

+: гипотеза

+: теоретический закон

+: теория

 

I:

S: Предположение, нуждающееся в научном подтверждении

+: гипотеза

 

I:

S: Внутренняя существенная и устойчивая связь явлений

+: закон

 

I:

S: Высшая, самая развития форма организации научного знания

+: теория

 

I:

S: К методам эмпирического исследования относятся

+: наблюдение

+: эксперимент

 

I:

S: Метод познания, при котором объект фактически или мысленно разделяется на части

+: анализ

 

I:

S: Метод познания, при котором исследователь сознательно мысленно отвлекается от некоторых свойств изучаемого объекта и одновременно фокусирует внимание на других его свойствах

+: абстрагирование

 

I:

S: Метод познания, при котором мысленно конструируются объекты, у которых в природе нет аналогов и которые в реальности неосуществимы

+: идеализация

 

I:

S: Метод познания, при котором общий вывод делается на основе частных посылок

+: индукция

 

I:

S: Метод познания, при котором из общего знания выводится частное знание

+: дедукция

 

I:

S: Метод познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам

+: аналогия

 

I:

S: Метод познания, заключающийся в планомерном, систематическом восприятие объекта

+: наблюдение

 

I:

S: Метод познания, при котором объект исследуется в контролируемых условиях

+: эксперимент

 

I:

S: Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их свойств на другом объекте — образце

+: моделирование

 

I:

S: Метод познания, при котором различные объекты сопоставляются в целях выяснения их сходства и различия

+: сравнение

 

I:

S: Метод познания, при котором устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+: обобщение

 

 

V1: Философия науки -1

I:

S: К основаниям науки относятся

+: идеалы и нормы научного познания

+: философские основания науки

+:научная картина мира

 

I:

S: Нормативные структуры, отличающие науку от других форм познания, составляют

+: идеалы и нормы научного познания

 

I:

S: Основные системные характеристики изучаемой реальности составляют

+:научную картину мира

 

I:

S: Функцию исследовательской программы выполняет

10 стр., 4913 слов

Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе

... 18. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. –М., 1990. 19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. ... Социокультурные функции образования. 45. Модели образования в современном обществе. 46. Общемировые тенденции развития образования. 47. Образовательные ... Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я ...

+:научная картина мира

 

I:

S: Функцию включения новых научнх знаний в культуру выполняют

+: философские основания науки

 

I:

S: Концепции развития научного знания

+: кумулятивизм и антикумулятивизм

 

I:

S: Концепция, согласно которой развитие научного знания представляет собой процесс добавления новых положений и выводов к наполленной сумме знаний

+: кумулятивизм

 

I:

S: Наиболее яркие примеры кумулятивизма

+: эволюционная эпистемология Поппера

+: методология научно-исследовательских программ Лакатоса

 

I:

S: Концепция, согласно которой сменяющие друг друга научные теории не вытекают друг из друга

+: антикумулятивизм

 

I:

S: Наиболее яркие примеры антикумулятивизма

+: концепция парадигм Куна

+: анархическая эпистемология Фейерабенда

 

I:

S: Автор теории развития научных знаний как смены парадигм

+: Кун

 

I:

S: Автор теории развития научного знания как непрерывного процесса конкуренции и смены научно-исследовательских программ

+: Лакатос

 

I:

S: Автор концепции «научного анархизма»

+: Фейерабенд

 

I:

S: Автор эволюционной эпистемологии

+: Поппер

 

I:

S: Кун является автором

+: теории развития научных знаний как смены парадигм

 

I:

S: Лакатос является автором

+: концепции научно-исследовательских программ

 

I:

S: Фейерабенд является автором

+: концепции «научного анархизма»

 

I:

S: Поппер является автором

+: эволюционной эпистемологии

 

I:

S: Набор предписаний, которыми руководствуется научное сообщество Кун назвал

+: парадигмой

 

I:

S: Не подвергающиеся сомнению и считающиеся неопровержимыми фундаментальные положения Лакатос назвал

+: жестким ядром

 

 

V1: Философия науки -2

I:

S: Научной революцией называется

+: перестройка оснований науки

 

I:

S: Исторические типы науки

+: классическая наука

+: неклассическая наука

+: постнеклассическая наука

 

I:

S: Классическая наука складывается:

+: в ХУ11-ХУ111 вв.

 

I:

S: Неклассическая наука складывается:

+: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

 

I:

S: Постнеклассическая наука складывается:

+: в конце ХХ в.

 

I:

S: Механическая картина мира характерна для:

+: классической науки

 

I:

S: Динамическая картина мира характерна для:

+: неклассической науки

 

I:

S: Глобальный эволюционизм является научной картиной мира:

+: постнеклассической науки.

 

I:

S: Основным объектом познания классической науки являются:

+: малые системы

 

I:

S: Основным объектом познания неклассической науки являются:

+: сложные саморегулирующиеся системы

 

I:

S: Основным объектом познания постнеклассической науки являются:

+: сложные исторически развивающиеся системы.

 

I:

S: Наиболее ярко особенности классической науки проявились в

+: физике Ньютона

 

I:

S: Наиболее ярко особенности неклассической науки проявились в

+: квантовой физике

 

I:

S: Наиболее ярко особенности постнеклассической науки проявляются в

+: синергетике

 

I:

S: Социальные функции науки

+: функция непосредственной производительной силы

+: функция социальной силы

+: культурно-мировоззренческая функция

 

I:

S: Промышленная революция произошла:

+: в ХУ111 вв.

 

I:

S: Научно-техническая революция произошла:

+: в ХХ в.

 

I:

S: Философское учение, считающее научное знание наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

+: сциентизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее положение о том, что научное знание является наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

 

+: антисциентизм

I:

S: По вопросу о месте науки в обществе в современной философии сложились такие учения, как

+: сциентизм и антисциентизм

V1: Социальная философия

I:

S: Социальная философия изучает

+: общество как особую разновидность бытия

 

I:

S: Сферы общественной жизни

+: экономическая сфера

+: духовная сфера

+: социальная сфера

+: политическая сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется воспроизводство материальных условий существования общества

+: экономическая сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство социальных связей и отношений

+: социальная сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство духовных ценностей

+: духовная сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой главным является вопрос о власти

+: политическая сфера

 

I:

S: Социально-философское учение, рассматривающее общество как самостоятельную и особую субстанцию

+: социологический реализм

 

I:

S: Социально-философское учение, отрицающее, что общество является самостоятельной и особой субстанцией

+: социологический номинализм

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно циклическое восприятие времени

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно восприятие пространства как ограниченного и замкнутого

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество механической солидарности

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно линейное восприятие времени

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно представление о пространстве как бесконечном, но при этом поддающемся познанию и освоению

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество органической солидарности

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, в котором социальное пространство одновременно «сжимается» и бесконечно расширяется

+: постиндустриальное общество

 

I:

S: В философии античности господствует

+: идея органического единства общества (человека) и природы

 

I:

S: В философии Нового времени утверждается

+: образ природы как «творческой мастерской» человека

 

I:

S: В современной философии утверждается

+: теория коэволюции

 

I:

S: Биосфера — это

+: оболочка Земли и слои атмосферы, «освоенные» живыми организмами

 

I:

S: По мнению Вернадского, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в

+: ноосферу

 

V1: Философия истории

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что философия должна стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

+: спекулятивная философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, доказывающее, что философия должна изучать логику и методологию исторического познания, а не стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

+: критическая (гносеологическая) философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, рассматривающее исторический процесс как поступательное, последовательное, прогрессивное развитие человечества

+: линейная концепция философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что история человечества есть совокупность историй замкнутых и локальных цивилизаций

+: циклическая (цивилизационная) философия истории

 

I:

S: Приверженцы линейной концепции философии истории

+: Гегель

+: Маркс

 

I:

S: Приверженцы циклической концепции философии истории

+: Шпенглер

+: Данилевский

 

I:

S: Философское учение, доказывающее, что историчсекий процесс протекает в соответствии с объективными законами, которые человек не может ни обойти, ни отменить

+: исторический детерминизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее предопределенность исторического процесса

+: исторический индетерминизм

 

I:

S: Впервые направленность исторического процесса была обоснована в учении

+: Августина

 

I:

S: Представление об истории как прогрессивном развитии человечества утверждается в философии

+: Нового времени

 

I:

S: Направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному

+: прогресс

 

I:

S: Переход от сложного к простому, от высшего к низшему

+: регресс

 

I:

S: В философии под «концом истории» понимается

+: достижение конечной цели исторического развития

 

I:

S: Философ, который рассматривал исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций

+: Маркс

 

I:

S: Философ, который разработал материалистическое понимание истории

+: Маркс

 

I:

S: Философ, который считал, что человеческая история — это история самопознания абсолютного духа

+: Гегель

 

I:

S: Философ, который рассматривал культуру и цивилизацию как стадии в развитии общества

+: Шпенглер

 

I:

S: Для современной философии истории характерно признание

+: многофакторности исторического развития

+: поливариантности исторического развития

 

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно раскрывается и расцветает

+: культура

 

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно исчерпывает себя и постепенно приходит в упадок

+: патриархат

V1: Философия политики

I:

S: Под политическим бытием понимается

+: политическая жизнь в целом

 

I:

S: К политическим институтам относятся

+: государство, партии, конституция

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что человек – существо политическое (общественное)

+: Аристотель

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что не бывает аполитических или дополитических обществ

+: Аристотель

 

I:

S: Философ эпохи Возрождения, разработавший утопический проект переустройства общества (государства)

+: Мор

 

I:

S: Философы, разработавшие теорию договорного происхождения государства

+: Локк, Руссо, Гоббс

 

I:

S: Философы, доказывавшие, что государство возникло в результате социально-классовой дифференциации общества

+: Маркс, Энгельс

 

I:

S: Философы, рассматривавшие государство как машину подавления одних классов другими

+: Маркс, Энгельс

 

I:

S: Философ, считавший характерным для естественного состония «войну всех против всех»

+: Гоббс

 

I:

S: Философ, доказывавший, что в процессе исторического развития государство неизбежно отомрет

+: Маркс

 

I:

S: Совокупность сфер общественной жизни, в которых люди реализуют свои неполитические интересы

+: гражданское общество

 

I:

S: Философы, разработавшие теорию правового государства

+: Локк, Монтексье

 

I:

S: Согласно Платону, в идеальном государстве должны править

+: философы

 

I:

S: Марксизм рассматривает государство как

+: машину для подавления одни классов другими

 

I:

S: Философ, считавший волю к власти высшим законом жизни

+: Ницше

 

I:

S: Автор теории коммунистического общества

+: Маркс

 

I:

S: Автор концепции «открытого общества»

+: Поппер

 

I:

S: Автор концепции «общества свободных»

+: Хайек

 

I:

S: Характерные черты «открытого общества»

+: динамичность

+: рациональное, критическое отношение к социальным институтам

 

I:

S: Характерные черты «закрытого общества»

+: косность

+: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам

V1: Философская антропология

I:

S: Понятие, выражающее общие признаки всех людей

+: человек

 

I:

S: Понятие, выражающее единичного представителя человеческого рода

+: индивид

 

I:

S: Понятие, выражающее неповторимое своеобразие отдельного человека

+: индивидуальность

 

I:

S: Понятие, выражающее социальные качества человека

+: личность

 

I:

S: Биологизаторские концепции человека главными его качествами считают

+: биологические

 

I:

S: Социологизаторские концепции человека главными его качествами считают

+: социальные

 

I:

S: Ярким примером биологизаторской концепции является

+: социал-дарвинизм

 

I:

S: Ярким примером социологизаторской концепции является

+: марксизм

 

I:

S: В современной философии общепризнанно, что человек является

+: биосоциальным существом

 

I:

S: Теория, согласно которой человек произошел от определенных предков под влиянием различных факторов

+: эволюционная

 

I:

S: Теория, согласно которой возникновение человека связано с внезапными изменениями (типа привнесения жизни с других планет и т.п.)

+: эмерджентная

 

I:

S: Теория, согласно которой в становлении человека ключевую роль сыграл труд

+: марксизм

 

I:

S: Учение, считающее, что у человека нет свободы, так как все в мире определяется необходимостью (судьбой)

+: фатализм

 

I:

S: Философ, утверждавший, что свобода есть познанная необходимость

+: Спиноза

 

I:

S: Философ, утверждавший, что чеовек есть совокупность общественных отношений

+: Маркс

 

I:

S: Философ, утверждавший, что люди сами делает свою историю, но при обстоятельствах, которые им даны

+: Маркс

 

I:

S: Философское учение, согласно которому сущность человека есть его существование

+: экзистенциализм

 

I:

S: Философское учение, утверждающее, что не может быть «завершения человека»

+: экзистенциализм

 

I:

S: Философское учение, утверждающее, что человек обречен быть свободным

+: экзистенциализм

 

I:

S: Автор концепции «человека играющего»

+: Хейзинга

 

V1: Философия культуры

I:

S: Под культурой в широком смысле слова понимают

+: все созданное целенаправленной деятельностью человека

 

I:

S: Понятие «культура» первоначально означало

+: возделывание земли

 

I:

S: Элементы материальной культуры

+: здания

+: техника

 

I:

S: Элементы духовной культуры

+: литература

+: искусство

+: мораль

 

I:

S: Философ, связывавший возникновение культуры с «незавершенностью» человека

+: Гелен

 

I:

S: Философ, доказывавший, что развитие культуры несет в большей степени зло, чем добро

+: Руссо

 

I:

S: Философ, доказывавший, что культура по своей природе враждебна человеку

+: Фрейд

 

I:

S: Учение, считающее, что развитие культуры в конечном итоге определяется развитием экономики

+: марксизм

 

I:

S: Культурные ценности, имеющиеся во всех обществах

+: культурные универсалии

 

I:

S: Культурные ценности, характерные для отдельных обществ

+: национальная культура

 

I:

S: Культурные ценности, разделяемые всеми представителями данного общества

+: доминирующая культура

 

I:

S: Культурные ценности, противопоставляемые доминирующей культуре

+: контркультура

 

I:

S: Уровни культуры

+: массовая культура

+: элитарная культура

 

I:

S: Культурные ценности, решающие глубокие проблемы и доступные только избранным

+: элитарная культура

 

I:

S: Культурные ценности, основанные на архетипах и доступные всем

+: массовая культура

 

I:

S: Культуру часто называют

+: «второй природой»

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой человек реализует свои творческие возможности

+: креативная функция

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой передаются социальный опыт, знания и практики

+: функция трансляции

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой человеку прививаются ценности и знания общества

+: функция социализации

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой обеспечивается согласованное действие членов общества

+: коммуникативная функция

 

V1: Философия морали

I:

S: Структурные компоненты морали

+: моральное сознание

+: моральные отношения

+: моральная деятельность

 

I:

S: Создатель первого философского учения о морали

+: Сократ

 

I:

S: Этическое учение, идеалом которого является человек, ведущий умеренный образ жизни и посвящающий себя умственной деятельности

+: эвдемонизм

 

I:

S: Этическое учение, считающее высшей этической ценностью наслаждение

+: гедонизм

 

I:

S: Этическое учение, идеалом которого является человек, с достоинством повинующийся неизбежности

+: стоицизм

 

I:

S: Этическое учение, призывающее безразлично и невозмутимо относиться ко всему

+: скептицизм

 

I:

S: Этическое учение, призывающкк вести «естественный» образ жизни

+: кинизм

 

I:

S: Основатель этического учения скептицизма

+: Пиррон

 

I:

S: Основатель этического учения стоицизма

+: Зенон

 

I:

S: Автор работы «Этика, доказанная в геометрическом порядке»

+: Спиноза

 

I:

S: Великий философ, пытавшийся «геометрически» вывести моральные принципы из природы

+: Спиноза

 

I:

S: Великий философ, который доказывал, что нравственность автономна

+: Кант

 

I:

S: Категорический императив Канта гласит

+: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона»

 

I:

S: Философское учение, доказывающее социально-классовую и экономическую детерминацию морали

+: марксизм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому критерием моральности поступков и действий является польза

+: утилитаризм

 

I:

S: Философ, разработавший философию имморализма

+: Ницше

 

I:

S: Автор «этики благоговения перед жизнью»

+: Швейцер

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а изучать методологические аспекты различых этических систем

+: критическая этика (метаэтика)

 

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а выступать в качестве посредника (медиума, модератора) в утверждении этических ценностей

+: дискурсивная этика

 

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что этические принципы и ценности должны распространяться и на отношения человека с Землей

+: новая этика