V1: Классическая философия — 2

V1: Предмет философии

 

I:

S: Понятие «философия» ввел

+: Пифагор

 

I:

S: В античности под философией понималась вся совокупность

+:рациональных знаний

 

I:

S: Философия является

+: особым типом мировоззрения

 

I:

S: Общим у мифологии, религии и философии является то, что

+: их предметом выступает всеобщее

 

I:

S: Общим у философии и науки является то, что

+: они польуются рациональными способами познания мира

 

I:

S: Онтология — это раздел философии, изучающий

+: бытие

 

I:

S: Гносеология — это раздел философии, изучающий

+: познание

I:

S: Социальная философия – раздел философии, изучающий

+: общество

 

I:

S: Философская антропология — это раздел философии, изучающий

+: человека

 

I:

S: Аксиология — это раздел философии, изучающий

+:ценности

 

I:

S: Философская теория прекрасного

+: эстетика

 

I:

S: Философское учение о нравственности

+: этика

 

I:

S: Классические разделы философии

+: онтология

+: гносеология

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: история

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: социология

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: искусствоведение

 

I:

S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ

+: политология

 

I:

S: Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она

+: дает человеку целостное видение мира

 

I:

S: Методологическая функция философии заключается в том, что она

+: выступает в качестве общей методологии познания

 

I:

S: Аксиологическая функция философии заключается в том, что она

+: помогает человеку в создании различных ценностей

V1: Классическая философия — 1

I:

S: Характерная черта античной философии

+: космоцентризм

 

I:

S: Основатель древнегреческой философии

+:Фалес

 

I:

S: Крупнейшие представители античностй философии

+: Сократ, Платон, Аристотель

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Гуманитарный институт ____________________________________________________________________________ Кафедра философии УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора Гуманитарного института ...

 

I:

S: В античной философии наибольшее внимание уделялось проблеме

+: субстанции (первоначала)

 

I:

S: Представители ранней античной философии считали первоначалом всего сущего

+: различные природные стихии

 

I:

S: Философы, утверждавшие, что все сущее состоит из мельчайших и неделимых частиц — атомов

+: Левкипп и Демокрит

 

I:

S: По вопросу о первоначале всего сущего в античной философии сложились следующие направления

+: материализм и идеализм

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что подлинным бытием обладают идеи, а не конкретные вещи

+: Платон

 

I:

S: Направление античной философии, представители которого утверждали, что в основе мироздания лежит число

+: пифагореизм

 

I:

S: Важнейшими социально-историческими условиями, сделавшими возможным возникновение в Древней Греции классической философии, являются

+: возникновение классического типа рабовладельческого строя

+: создание демократических городов-государств

 

I:

S: Античный философ, создавший логику

+: Аристотель

 

I:

S: Метод познания, разработанный Сократом и Платоном

+: диалектический

 

I:

S: Метод познания, разработанный Аристотелем

+: аналитический

 

I:

S: Характерная черта средневековой философии

+:теоцентрнзм

 

I:

S: Крупнейшие представители средневековой философии

+: Августин, Аквинский, Абеляр

 

I:

S: Основные этапы средневековой западной философии

+: патристика и схоластика

 

I:

S: Стремление к философскому обоснованию основ христианского учения характерно для этапа

+: патристики

 

I:

S: Превращеие основ христианского учения в неоспоримые догмы характерно для этапа

+:схоластики

 

I:

S: В средневековой философии наибольшее внимание уделялось проблеме

+: универсалий

 

I:

S: По вопросу о природе универсалий в средневековой философии сложились следующие направления

+: реализм и номинализм

 

9 стр., 4157 слов

Философия 6

... бытия 4 Философия эпохи Возрождения 2 1 5. Сознание 4 Философия Нового времени 2 2 6. Познание 4 Философия эпохи Просвещения. 2 2 7. Научное познание 2 Немецкая ... теология. Основные школы и направления раннехристианской философии. Школы, направления и представители схоластической философии. Центральные проблемы схоластической философии: проблема рационального доказательства бытия Бога, проблема ...

V1: Классическая философия — 2

I:

S: Характерная черта философии эпохи Возрождения

+:антропоцентризм

 

I:

S: Характерная черта философии эпохи Возрождения

+:пантеизм

 

I:

S: Крупнейшие представители философии эпохи Возрождения

+: Кузанский, Бруно, Мор

 

I:

S: В центре внимания философия эпохи Возрождения находилась проблема

+: человека

 

I:

S: В философии эпохи Возрождения человек рассматривается как

+: микрокосм

 

I:

S: Философ эпохи Возрождения, сыгравший ключевую роль в формировании ренессансного мышления

+: Николай Кузанский

 

I:

S: Характерная черта философии Нового времени

+:деизм

 

I:

S: Крупнейшие представители философии Нового времени

+: Бэкон, Декарт, Спиноза

 

I:

S: В философии Нового времени на первый план выходят проблемы

+:гносеологии

 

I:

S: Философские направления, сложившиеся в Новое время

+: рационализм и сенсуализм

 

I:

S: Философское учение, признающее ощущения единственным и достоверным источником познания

+:сенсуализм

 

I:

S: Философское учение, признающее разум единственным и достоверным источником познания

+: рационализм

 

I:

S: Философское учение, которое исходит из того, что не может быть доопытного знания

+:эмпиризм

 

I:

S: Представители эмпиризма

+: Бэкон, Гоббс, Локк

 

I:

S: Представители эмпиризма

+: Декарт, Спиноза, Лейбниц

 

I:

S: Метод познания, разработанный Бэконом

+: индуктивный

 

I:

S: Метод познания, разработанный Декартом

+: дедуктивный

 

I:

S: Крупнейшие представители немецкой классической философии

+: Кант, Гегель

 

I:

S: Великий немецкий философ, утверждавший, что философия должна стать критической теорией

+: Кант

 

I:

S: Великий немецкий философ, своей теорией познания осуществивший «коперниканский переворот» в философии

+: Кант

 

 

V1: Постклассическая философия

I:

6 стр., 2985 слов

Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

... философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др., опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие. Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии ... видела в принципиальной переоценке ценностей научного знания и всей предшествующей философии. Согласно «философии жизни», целостное мировоззрение может возникнуть на базе философствования, ...

S: Неклассическая философия складывается в

+: Х1Х — первой половине ХХ вв.

 

I:

S: К неклассической философии относятся

+: позитивизм

+: герменевтика

+: экзистенциализм

 

I:

S: Основоположник позитивизма

+: Конт

 

I:

S: Основоположник феноменологии

+: Гуссерль

 

I:

S: Основоположник экзистенциализма

+: Кьеркегор

 

I:

S: Основоположник философии психоанализа

+: Фрейд

 

I:

S: Мыслитель, считавший, что философия должна стать философией жизни

+: Ницше

 

I:

S: Позитивизм утверждал, что философия должна стать

+: методологией специальных наук

 

I:

S: Марксизм утверждал, что философия должна стать

+: средством преобразования социальной действительности

 

I:

S: Прагматизм утверждал, что философия должна стать

+: методом решения проблем, с которыми сталкивается человек

 

I:

S: Феноменология утверждала, что философия должна стать

+: строгой наукой

 

I:

S: Главным вопросом философии экзистенциализм считает

+:бытие человека

 

I:

S: В неклассический философии происходит

+: антропологический поворот

 

I:

S: Наиболее яркие представители позитивизма

+: Конт, Спенсер

 

I:

S: Наиболее яркие представители экзистенциализма

+: Камю, Сартр

 

I:

S: Наиболее яркие представители философии психоанализа

+: Фрейд, Юнг

 

I:

S: Постнеклассическая (постмодернистская) философия складывается в

+: второй половине ХХ в.

 

I:

S: Наиболее яркие представители постмодернистской философии

+: Лиотар, Деррида, Бодрийяр

 

I:

S: В постмодернистской философии мир рассматривается как

+: хаосмос

 

I:

S: Главным методом современной философии в постмодернизме считается

+: деконструкция

 

V1: Традиции отечественной философии

I:

S: Отличительная черта русской философии

4 стр., 1767 слов

Философия о сущности сознания

Соотношение материи и сознания   Сознание наряду с философией изучают многие науки. Это, с одной стороны, облегчает философское рассмотрение проблемы, а с другой – сложно дифференцировать философское понимание сознания. Вопрос об отношении материи и сознания по-разному решается в материализме и идеализме. В субъективном идеализме, как известно, сознание выступает как единственная реальность. ...

+: нравственная направленность

 

I:

S: Отличительная черта русской философии

+: религиозно-мистический характер

 

I:

S: Самостоятельная философская мысль в России складывается в

+: Х1Х в.

 

I:

S: Основные направления русской философской мысли в первой половине Х1Х в.

+: славянофильство

+: западничество

 

I:

S: Видные представители славянофильства

+: Киреевский, Аксаков, Хомяков

 

I:

S: Видные представители западничества

+: Чаадаев, Белинский, Герцен

 

I:

S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что дальнейшее развитие России возможно только при опоре на самобытные духовные ценности и социальную систему.

+: славянофильство

 

I:

S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что Россия должна пройти тот же исторический путь развития, что и другие развитые страны.

+: западничество

 

I:

S: Видные представители русской религиозной философии

+: Соловьев, Флоренский, Булгаков

 

I:

S: Крупнейший русский философ, автор оригинальной философии всеединства

+: Соловьев

 

I:

S: Согласно Соловьеву, высшей формой философии является

+: свободная теософия

 

I:

S: Согласно Соловьеву, предметом философии является

+: всеединое

 

I:

S: Согласно Соловьеву, свободная теософия есть органический синтез

+: науки, философии и теологии

 

I:

S: Видные представители русского марксизма

+: Плеханов, Ленин

 

I:

S: Русский философ, внесший значительный вклад в развитие марксизма

+: Ленин

 

I:

S: Видные представители русского космизма

+: Федоров, Чижевский, Вернадский

 

I:

S: Направление русской философской мысли, подчеркивавшее органическое единство человека и природы (космоса).

12 стр., 5978 слов

Познание как предмет философского анализа

Познание как предмет философского анализа СОДЕРЖАНИЕ 1. Познание как предмет философского анализа 1.1 Структура и динамика познавательного процесса 1.2 Вера, творчество и интуиция 1.3 Теория истины Список использованных источников 1.Познание как предмет философского анализа В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения ...

+: космизм

 

I:

S: Представитель русского космизма, автор «философии общего дела»

+: Федоров

 

I:

S: Представитель русского космизма, развиваший учение о биосфере и ноосфере

+: Вернадский

 

I:

S: Видные представители советского периода отечественной философии

+: Лосев, Ильенков, Кедров

 

V1: Онтология

 

I:

S: Бытие в широком смысле — это философская категория, которая обозначает

+: все сущее

 

I:

S: Философская категория, обозначающая то, из чего состоит все сущее

+: субстанция

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из одного начала (субстанции)

+: монизм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из двух независимых друг от друга и равноправных начал (субстанций)

+: дуализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из множества начал (субстанций)

+: плюрализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто материальное

+: материализм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто идеальное

+: идеализм

 

I:

S: Разновидности (формы) бытия

+: материальное (бытие вещей)

+: идеальное бытие

+: бытие человека

+: социальное бытие

 

I:

S: Философская категория, которая обозначает протяженность и место нахождения предметов

+: пространство

 

I:

S: Философская категория, которая обозначает последовательность существования сменяющих друг друга явлений

+: время

 

I:

S: Основные философские концепции пространства и времени

+:субстанциальная

+: реляционная

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой пространство и время абсолютны и независимы друг от друга

+:субстанциальная

 

I:

S: Философская концепция, рассматривающая пространство и время как отношения и образующие единое пространство-время

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

Никогда не отворяй дверь тем, кто отворяет ее и без твоего разрешения. Станислав Ежи Лец Человеческая голова, т.е. сознание, никогда не была одинокой крепостью, она всегда была частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного. В одной аудитории на вопрос, насколько же ...

+: реляционная

 

I:

S: В философии под движением понимаются

+: изменения вообще

 

I:

S: Простейшая форма движения

+: механическая

 

I:

S: Наиболее сложная форма движения

+: социальная

 

I:

S: Основные признаки развития

+: направленность изменений

+: необратимость изменений

+: качественный характер изменений

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит путем постепенных изменений

+: эволюционизм

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит внезапно

+: эмерджентизм

 

I:

S: Философская концепция, согласно которой эволюционные изменения приводят к революционным изменениям

+: диалектический материализм

 

 

V1: Сознание

I:

S: Условие и продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающей средой

+: психика

 

I:

S: Высшая форма психического отражения действительности

+: сознание

 

I:

S: Структурные компоненты сознания

+: познавательные способности

+: эмоции

+: ценностно-смысловые компоненты

+: волевые способности

 

I:

S: Философское учение об универсальной одушевленности материи

+: гилозоизм

 

I:

S: Направление материализма, утверждавшее, что мозг выделяет мысль, как печень — желчь

+: вульгарный материализм

 

I:

S: Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности, группы или общества в целом

+: общественное сознание

 

I:

S: Уровни общественного сознания

+: обыденное сознание

+: теоретическое сознание

 

I:

S: Общественное сознание, формирующееся стихийно, в процессе практической деятельности

+: обыденное сознание

 

I:

S: Уровень общественного сознание, носящий систематический и рациональный характер

+: идеология

 

I:

S: Обыденное сознание выступает как

+: общественная психология

 

I:

S: Теоретическое сознание выступает как

+: идеология

 

I:

S: Формы сознания

+: нравственное сознание

+: религиозное сознание

+: политическое сознание

 

I:

S: Психолого-философская концепция, в центре которого стоит проблема бессознательного

+: психоанализ

 

I:

S: Согласно психоанализу, в психике человека доминирующую роль играет

+: бессознательное

 

I:

S: Сферы психики (по Фрейду)

+: Я

+: Оно

+: Сверх-Я

 

I:

S: Сфера сознания (по Фрейду)

+: Я

 

I:

S: Сфера бессознательного (по Фрейду)

+: Оно

 

I:

S: Проявления бессознательного (по Фрейду)

+: оговорки

+: описки

+: сновидения

 

I:

S: Элементы коллективного бессознательного

+: архетипы

 

I:

S: Философ, разработавший учение о коллективном бессознательном

+: Юнг

 

 

V1: Гносеология

I:

S: Философское учение, доказывающее возможность адекватного познания мира

+: гностицизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания мира

+: агностицизм

 

I:

S: Основные признаки научного знания

+: рациональность и доказательность

+: проверяемость и воспроизводимость

 

I:

S: Высшей целью научного познания является

+: постижение истины

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает чувства

+: сенсуализм

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает опыт

+: эмпиризм

 

I:

S: Учение в гносеологии, которое главным источником знания считает разум

+: рационализм

 

I:

S: Способность постижения истины путем ее прямого, непосредственного усмотрения без доказательств с помощью опыта и разума

+: интуиция

 

I:

S: К формам рационального познания НЕ ОТНОСИТСЯ

+: ощущение

 

I:

S: К формам чувственного познания НЕ ОТНОСИТСЯ

+: умозаключение

 

I:

S: Отражение отдельных, единичных свойств прдеметов объективной реальности во время их непосредственного воздействия на органы чувств

+: ощущение

 

I:

S: Целостный образ материального предмета

+: восприятие

 

I:

S: Целостный образ предмета, сохраняющийся памяти

+: представление

 

I:

S: Форма мысли, выражающая общий для некоторого класса объектов существенный признак

+: понятие

 

I:

S: Форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается

+: суждение

 

I:

S: Мыслительный акт, в котором из ряда суждений выводится новое суждение

+: умозаключение

 

I:

S: Согласно классической теории истины, истина есть

+: соответствие утверждения реальности

 

I:

S: Согласно конвенциональной теории истины, истина есть

+: то, что по соглашению считается истиной

 

I:

S: Полезность критерием истины считает

+: прагматизм

 

I:

S: Решающим, высшим критерием истины общественно-историческую практику считает

+: диалектический материализм

 

 

V1: Философия как методология познания

I:

S: Способ познания

+: метод

 

I:

S: Учение о способах познания

+: методология

 

I:

S: К частнонаучным методам относится

+: спектральный анализ

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: анализ

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: моделирование

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: габлюдение

 

I:

S: К общенаучным методам относится

+: индукция

 

I:

S: К всеобщим (философским) методам относится

+: диалектика

 

I:

S: К всеобщим (философским) методам относится

+: метафизика

 

I:

S: Философский метод, при котором исследуемый объект рассматривается в развитии

+: диалектика

 

I:

S: Основные принципы диалектического метода

+: всесторонность

+: историзм

 

I:

S: Основные законы диалектики

+ закон единства и борьбы противоположностей

+: закон перехода количественных изменений в качественные

+: закон отрицания отрицания

 

I:

S: Закон диалектики, раскрывающий причины и источники развития

+ закон единства и борьбы противоположностей

 

I:

S: Закон диалектики, раскрывающий механизм развития

+: закон перехода количественных изменений в качественные

 

I:

S: Закон диалектики, показывающий направление, характер и форму развития

+: закон отрицания отрицания

 

I:

S: Основные законы диалектики сформулировал

+: Гегель

 

I:

S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ

+: закон возрастания энтропии

 

I:

S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ

+: закон всемирного тяготения

 

I:

S: Философский метод, при котором исследователь отвлекается от изменчивой природы изучаемого объекта и рассматривает его в статике

+: метафизика

 

I:

S: Основные принципы метафизического метода

+: односторонность

+: антиисторизм

 

V1: Методология научного познания

I:

S: Уровни научного познания

+: эмпирический и теоретический

 

I:

S: Объектом эмпирического познания выступают

+: реально существующие объекты

 

I:

S: Объектом теоретического познания выступают

+: идеализированные объекты

I:

S: К формам эмпирического знания относятся

+: факт

+: эмпирический закон

 

I:

S: К формам теоретического знания относятся

+: проблема

+: гипотеза

+: теоретический закон

+: теория

 

I:

S: Предположение, нуждающееся в научном подтверждении

+: гипотеза

 

I:

S: Внутренняя существенная и устойчивая связь явлений

+: закон

 

I:

S: Высшая, самая развития форма организации научного знания

+: теория

 

I:

S: К методам эмпирического исследования относятся

+: наблюдение

+: эксперимент

 

I:

S: Метод познания, при котором объект фактически или мысленно разделяется на части

+: анализ

 

I:

S: Метод познания, при котором исследователь сознательно мысленно отвлекается от некоторых свойств изучаемого объекта и одновременно фокусирует внимание на других его свойствах

+: абстрагирование

 

I:

S: Метод познания, при котором мысленно конструируются объекты, у которых в природе нет аналогов и которые в реальности неосуществимы

+: идеализация

 

I:

S: Метод познания, при котором общий вывод делается на основе частных посылок

+: индукция

 

I:

S: Метод познания, при котором из общего знания выводится частное знание

+: дедукция

 

I:

S: Метод познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам

+: аналогия

 

I:

S: Метод познания, заключающийся в планомерном, систематическом восприятие объекта

+: наблюдение

 

I:

S: Метод познания, при котором объект исследуется в контролируемых условиях

+: эксперимент

 

I:

S: Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их свойств на другом объекте — образце

+: моделирование

 

I:

S: Метод познания, при котором различные объекты сопоставляются в целях выяснения их сходства и различия

+: сравнение

 

I:

S: Метод познания, при котором устанавливаются общие свойства и признаки объектов

+: обобщение

 

 

V1: Философия науки -1

I:

S: К основаниям науки относятся

+: идеалы и нормы научного познания

+: философские основания науки

+:научная картина мира

 

I:

S: Нормативные структуры, отличающие науку от других форм познания, составляют

+: идеалы и нормы научного познания

 

I:

S: Основные системные характеристики изучаемой реальности составляют

+:научную картину мира

 

I:

S: Функцию исследовательской программы выполняет

+:научная картина мира

 

I:

S: Функцию включения новых научнх знаний в культуру выполняют

+: философские основания науки

 

I:

S: Концепции развития научного знания

+: кумулятивизм и антикумулятивизм

 

I:

S: Концепция, согласно которой развитие научного знания представляет собой процесс добавления новых положений и выводов к наполленной сумме знаний

+: кумулятивизм

 

I:

S: Наиболее яркие примеры кумулятивизма

+: эволюционная эпистемология Поппера

+: методология научно-исследовательских программ Лакатоса

 

I:

S: Концепция, согласно которой сменяющие друг друга научные теории не вытекают друг из друга

+: антикумулятивизм

 

I:

S: Наиболее яркие примеры антикумулятивизма

+: концепция парадигм Куна

+: анархическая эпистемология Фейерабенда

 

I:

S: Автор теории развития научных знаний как смены парадигм

+: Кун

 

I:

S: Автор теории развития научного знания как непрерывного процесса конкуренции и смены научно-исследовательских программ

+: Лакатос

 

I:

S: Автор концепции «научного анархизма»

+: Фейерабенд

 

I:

S: Автор эволюционной эпистемологии

+: Поппер

 

I:

S: Кун является автором

+: теории развития научных знаний как смены парадигм

 

I:

S: Лакатос является автором

+: концепции научно-исследовательских программ

 

I:

S: Фейерабенд является автором

+: концепции «научного анархизма»

 

I:

S: Поппер является автором

+: эволюционной эпистемологии

 

I:

S: Набор предписаний, которыми руководствуется научное сообщество Кун назвал

+: парадигмой

 

I:

S: Не подвергающиеся сомнению и считающиеся неопровержимыми фундаментальные положения Лакатос назвал

+: жестким ядром

 

 

V1: Философия науки -2

I:

S: Научной революцией называется

+: перестройка оснований науки

 

I:

S: Исторические типы науки

+: классическая наука

+: неклассическая наука

+: постнеклассическая наука

 

I:

S: Классическая наука складывается:

+: в ХУ11-ХУ111 вв.

 

I:

S: Неклассическая наука складывается:

+: на рубеже Х1Х-ХХ вв.

 

I:

S: Постнеклассическая наука складывается:

+: в конце ХХ в.

 

I:

S: Механическая картина мира характерна для:

+: классической науки

 

I:

S: Динамическая картина мира характерна для:

+: неклассической науки

 

I:

S: Глобальный эволюционизм является научной картиной мира:

+: постнеклассической науки.

 

I:

S: Основным объектом познания классической науки являются:

+: малые системы

 

I:

S: Основным объектом познания неклассической науки являются:

+: сложные саморегулирующиеся системы

 

I:

S: Основным объектом познания постнеклассической науки являются:

+: сложные исторически развивающиеся системы.

 

I:

S: Наиболее ярко особенности классической науки проявились в

+: физике Ньютона

 

I:

S: Наиболее ярко особенности неклассической науки проявились в

+: квантовой физике

 

I:

S: Наиболее ярко особенности постнеклассической науки проявляются в

+: синергетике

 

I:

S: Социальные функции науки

+: функция непосредственной производительной силы

+: функция социальной силы

+: культурно-мировоззренческая функция

 

I:

S: Промышленная революция произошла:

+: в ХУ111 вв.

 

I:

S: Научно-техническая революция произошла:

+: в ХХ в.

 

I:

S: Философское учение, считающее научное знание наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

+: сциентизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее положение о том, что научное знание является наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире

 

+: антисциентизм

I:

S: По вопросу о месте науки в обществе в современной философии сложились такие учения, как

+: сциентизм и антисциентизм

V1: Социальная философия

I:

S: Социальная философия изучает

+: общество как особую разновидность бытия

 

I:

S: Сферы общественной жизни

+: экономическая сфера

+: духовная сфера

+: социальная сфера

+: политическая сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется воспроизводство материальных условий существования общества

+: экономическая сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство социальных связей и отношений

+: социальная сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство духовных ценностей

+: духовная сфера

 

I:

S: Сфера общественной жизни, в которой главным является вопрос о власти

+: политическая сфера

 

I:

S: Социально-философское учение, рассматривающее общество как самостоятельную и особую субстанцию

+: социологический реализм

 

I:

S: Социально-философское учение, отрицающее, что общество является самостоятельной и особой субстанцией

+: социологический номинализм

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно циклическое восприятие времени

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно восприятие пространства как ограниченного и замкнутого

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество механической солидарности

+: традиционное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно линейное восприятие времени

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, для которого характерно представление о пространстве как бесконечном, но при этом поддающемся познанию и освоению

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество органической солидарности

+: индустриальное общество

 

I:

S: Исторический тип общества, в котором социальное пространство одновременно «сжимается» и бесконечно расширяется

+: постиндустриальное общество

 

I:

S: В философии античности господствует

+: идея органического единства общества (человека) и природы

 

I:

S: В философии Нового времени утверждается

+: образ природы как «творческой мастерской» человека

 

I:

S: В современной философии утверждается

+: теория коэволюции

 

I:

S: Биосфера — это

+: оболочка Земли и слои атмосферы, «освоенные» живыми организмами

 

I:

S: По мнению Вернадского, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в

+: ноосферу

 

V1: Философия истории

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что философия должна стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

+: спекулятивная философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, доказывающее, что философия должна изучать логику и методологию исторического познания, а не стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития

+: критическая (гносеологическая) философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, рассматривающее исторический процесс как поступательное, последовательное, прогрессивное развитие человечества

+: линейная концепция философия истории

 

I:

S: Направление в философии истории, утверждающее, что история человечества есть совокупность историй замкнутых и локальных цивилизаций

+: циклическая (цивилизационная) философия истории

 

I:

S: Приверженцы линейной концепции философии истории

+: Гегель

+: Маркс

 

I:

S: Приверженцы циклической концепции философии истории

+: Шпенглер

+: Данилевский

 

I:

S: Философское учение, доказывающее, что историчсекий процесс протекает в соответствии с объективными законами, которые человек не может ни обойти, ни отменить

+: исторический детерминизм

 

I:

S: Философское учение, отрицающее предопределенность исторического процесса

+: исторический индетерминизм

 

I:

S: Впервые направленность исторического процесса была обоснована в учении

+: Августина

 

I:

S: Представление об истории как прогрессивном развитии человечества утверждается в философии

+: Нового времени

 

I:

S: Направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному

+: прогресс

 

I:

S: Переход от сложного к простому, от высшего к низшему

+: регресс

 

I:

S: В философии под «концом истории» понимается

+: достижение конечной цели исторического развития

 

I:

S: Философ, который рассматривал исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций

+: Маркс

 

I:

S: Философ, который разработал материалистическое понимание истории

+: Маркс

 

I:

S: Философ, который считал, что человеческая история — это история самопознания абсолютного духа

+: Гегель

 

I:

S: Философ, который рассматривал культуру и цивилизацию как стадии в развитии общества

+: Шпенглер

 

I:

S: Для современной философии истории характерно признание

+: многофакторности исторического развития

+: поливариантности исторического развития

 

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно раскрывается и расцветает

+: культура

 

I:

S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно исчерпывает себя и постепенно приходит в упадок

+: патриархат

V1: Философия политики

I:

S: Под политическим бытием понимается

+: политическая жизнь в целом

 

I:

S: К политическим институтам относятся

+: государство, партии, конституция

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что человек – существо политическое (общественное)

+: Аристотель

 

I:

S: Античный философ, утверждавший, что не бывает аполитических или дополитических обществ

+: Аристотель

 

I:

S: Философ эпохи Возрождения, разработавший утопический проект переустройства общества (государства)

+: Мор

 

I:

S: Философы, разработавшие теорию договорного происхождения государства

+: Локк, Руссо, Гоббс

 

I:

S: Философы, доказывавшие, что государство возникло в результате социально-классовой дифференциации общества

+: Маркс, Энгельс

 

I:

S: Философы, рассматривавшие государство как машину подавления одних классов другими

+: Маркс, Энгельс

 

I:

S: Философ, считавший характерным для естественного состония «войну всех против всех»

+: Гоббс

 

I:

S: Философ, доказывавший, что в процессе исторического развития государство неизбежно отомрет

+: Маркс

 

I:

S: Совокупность сфер общественной жизни, в которых люди реализуют свои неполитические интересы

+: гражданское общество

 

I:

S: Философы, разработавшие теорию правового государства

+: Локк, Монтексье

 

I:

S: Согласно Платону, в идеальном государстве должны править

+: философы

 

I:

S: Марксизм рассматривает государство как

+: машину для подавления одни классов другими

 

I:

S: Философ, считавший волю к власти высшим законом жизни

+: Ницше

 

I:

S: Автор теории коммунистического общества

+: Маркс

 

I:

S: Автор концепции «открытого общества»

+: Поппер

 

I:

S: Автор концепции «общества свободных»

+: Хайек

 

I:

S: Характерные черты «открытого общества»

+: динамичность

+: рациональное, критическое отношение к социальным институтам

 

I:

S: Характерные черты «закрытого общества»

+: косность

+: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам

V1: Философская антропология

I:

S: Понятие, выражающее общие признаки всех людей

+: человек

 

I:

S: Понятие, выражающее единичного представителя человеческого рода

+: индивид

 

I:

S: Понятие, выражающее неповторимое своеобразие отдельного человека

+: индивидуальность

 

I:

S: Понятие, выражающее социальные качества человека

+: личность

 

I:

S: Биологизаторские концепции человека главными его качествами считают

+: биологические

 

I:

S: Социологизаторские концепции человека главными его качествами считают

+: социальные

 

I:

S: Ярким примером биологизаторской концепции является

+: социал-дарвинизм

 

I:

S: Ярким примером социологизаторской концепции является

+: марксизм

 

I:

S: В современной философии общепризнанно, что человек является

+: биосоциальным существом

 

I:

S: Теория, согласно которой человек произошел от определенных предков под влиянием различных факторов

+: эволюционная

 

I:

S: Теория, согласно которой возникновение человека связано с внезапными изменениями (типа привнесения жизни с других планет и т.п.)

+: эмерджентная

 

I:

S: Теория, согласно которой в становлении человека ключевую роль сыграл труд

+: марксизм

 

I:

S: Учение, считающее, что у человека нет свободы, так как все в мире определяется необходимостью (судьбой)

+: фатализм

 

I:

S: Философ, утверждавший, что свобода есть познанная необходимость

+: Спиноза

 

I:

S: Философ, утверждавший, что чеовек есть совокупность общественных отношений

+: Маркс

 

I:

S: Философ, утверждавший, что люди сами делает свою историю, но при обстоятельствах, которые им даны

+: Маркс

 

I:

S: Философское учение, согласно которому сущность человека есть его существование

+: экзистенциализм

 

I:

S: Философское учение, утверждающее, что не может быть «завершения человека»

+: экзистенциализм

 

I:

S: Философское учение, утверждающее, что человек обречен быть свободным

+: экзистенциализм

 

I:

S: Автор концепции «человека играющего»

+: Хейзинга

 

V1: Философия культуры

I:

S: Под культурой в широком смысле слова понимают

+: все созданное целенаправленной деятельностью человека

 

I:

S: Понятие «культура» первоначально означало

+: возделывание земли

 

I:

S: Элементы материальной культуры

+: здания

+: техника

 

I:

S: Элементы духовной культуры

+: литература

+: искусство

+: мораль

 

I:

S: Философ, связывавший возникновение культуры с «незавершенностью» человека

+: Гелен

 

I:

S: Философ, доказывавший, что развитие культуры несет в большей степени зло, чем добро

+: Руссо

 

I:

S: Философ, доказывавший, что культура по своей природе враждебна человеку

+: Фрейд

 

I:

S: Учение, считающее, что развитие культуры в конечном итоге определяется развитием экономики

+: марксизм

 

I:

S: Культурные ценности, имеющиеся во всех обществах

+: культурные универсалии

 

I:

S: Культурные ценности, характерные для отдельных обществ

+: национальная культура

 

I:

S: Культурные ценности, разделяемые всеми представителями данного общества

+: доминирующая культура

 

I:

S: Культурные ценности, противопоставляемые доминирующей культуре

+: контркультура

 

I:

S: Уровни культуры

+: массовая культура

+: элитарная культура

 

I:

S: Культурные ценности, решающие глубокие проблемы и доступные только избранным

+: элитарная культура

 

I:

S: Культурные ценности, основанные на архетипах и доступные всем

+: массовая культура

 

I:

S: Культуру часто называют

+: «второй природой»

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой человек реализует свои творческие возможности

+: креативная функция

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой передаются социальный опыт, знания и практики

+: функция трансляции

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой человеку прививаются ценности и знания общества

+: функция социализации

 

I:

S: Функция культуры, посредством которой обеспечивается согласованное действие членов общества

+: коммуникативная функция

 

V1: Философия морали

I:

S: Структурные компоненты морали

+: моральное сознание

+: моральные отношения

+: моральная деятельность

 

I:

S: Создатель первого философского учения о морали

+: Сократ

 

I:

S: Этическое учение, идеалом которого является человек, ведущий умеренный образ жизни и посвящающий себя умственной деятельности

+: эвдемонизм

 

I:

S: Этическое учение, считающее высшей этической ценностью наслаждение

+: гедонизм

 

I:

S: Этическое учение, идеалом которого является человек, с достоинством повинующийся неизбежности

+: стоицизм

 

I:

S: Этическое учение, призывающее безразлично и невозмутимо относиться ко всему

+: скептицизм

 

I:

S: Этическое учение, призывающкк вести «естественный» образ жизни

+: кинизм

 

I:

S: Основатель этического учения скептицизма

+: Пиррон

 

I:

S: Основатель этического учения стоицизма

+: Зенон

 

I:

S: Автор работы «Этика, доказанная в геометрическом порядке»

+: Спиноза

 

I:

S: Великий философ, пытавшийся «геометрически» вывести моральные принципы из природы

+: Спиноза

 

I:

S: Великий философ, который доказывал, что нравственность автономна

+: Кант

 

I:

S: Категорический императив Канта гласит

+: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона»

 

I:

S: Философское учение, доказывающее социально-классовую и экономическую детерминацию морали

+: марксизм

 

I:

S: Философское учение, согласно которому критерием моральности поступков и действий является польза

+: утилитаризм

 

I:

S: Философ, разработавший философию имморализма

+: Ницше

 

I:

S: Автор «этики благоговения перед жизнью»

+: Швейцер

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а изучать методологические аспекты различых этических систем

+: критическая этика (метаэтика)

 

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а выступать в качестве посредника (медиума, модератора) в утверждении этических ценностей

+: дискурсивная этика

 

I:

S: Направление современной философии морали, утверждающее, что этические принципы и ценности должны распространяться и на отношения человека с Землей

+: новая этика