V1: Предмет философии
I:
S: Понятие «философия» ввел
+: Пифагор
I:
S: В античности под философией понималась вся совокупность
+:рациональных знаний
I:
S: Философия является
+: особым типом мировоззрения
I:
S: Общим у мифологии, религии и философии является то, что
+: их предметом выступает всеобщее
I:
S: Общим у философии и науки является то, что
+: они польуются рациональными способами познания мира
I:
S: Онтология — это раздел философии, изучающий
+: бытие
I:
S: Гносеология — это раздел философии, изучающий
+: познание
I:
S: Социальная философия – раздел философии, изучающий
+: общество
I:
S: Философская антропология — это раздел философии, изучающий
+: человека
I:
S: Аксиология — это раздел философии, изучающий
+:ценности
I:
S: Философская теория прекрасного
+: эстетика
I:
S: Философское учение о нравственности
+: этика
I:
S: Классические разделы философии
+: онтология
+: гносеология
I:
S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ
+: история
I:
S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ
+: социология
I:
S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ
+: искусствоведение
I:
S: К разделам философии НЕ ОТНОСИТСЯ
+: политология
I:
S: Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она
+: дает человеку целостное видение мира
I:
S: Методологическая функция философии заключается в том, что она
+: выступает в качестве общей методологии познания
I:
S: Аксиологическая функция философии заключается в том, что она
+: помогает человеку в создании различных ценностей
V1: Классическая философия — 1
I:
S: Характерная черта античной философии
+: космоцентризм
I:
S: Основатель древнегреческой философии
+:Фалес
I:
S: Крупнейшие представители античностй философии
+: Сократ, Платон, Аристотель
Философия образования и науки 2
... проектных работ, в управлении коллективом (ПК-11). Раздел 2. Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки Дисциплина «Философии образования и науки» входит в образовательный стандарт для ...
I:
S: В античной философии наибольшее внимание уделялось проблеме
+: субстанции (первоначала)
I:
S: Представители ранней античной философии считали первоначалом всего сущего
+: различные природные стихии
I:
S: Философы, утверждавшие, что все сущее состоит из мельчайших и неделимых частиц — атомов
+: Левкипп и Демокрит
I:
S: По вопросу о первоначале всего сущего в античной философии сложились следующие направления
+: материализм и идеализм
I:
S: Античный философ, утверждавший, что подлинным бытием обладают идеи, а не конкретные вещи
+: Платон
I:
S: Направление античной философии, представители которого утверждали, что в основе мироздания лежит число
+: пифагореизм
I:
S: Важнейшими социально-историческими условиями, сделавшими возможным возникновение в Древней Греции классической философии, являются
+: возникновение классического типа рабовладельческого строя
+: создание демократических городов-государств
I:
S: Античный философ, создавший логику
+: Аристотель
I:
S: Метод познания, разработанный Сократом и Платоном
+: диалектический
I:
S: Метод познания, разработанный Аристотелем
+: аналитический
I:
S: Характерная черта средневековой философии
+:теоцентрнзм
I:
S: Крупнейшие представители средневековой философии
+: Августин, Аквинский, Абеляр
I:
S: Основные этапы средневековой западной философии
+: патристика и схоластика
I:
S: Стремление к философскому обоснованию основ христианского учения характерно для этапа
+: патристики
I:
S: Превращеие основ христианского учения в неоспоримые догмы характерно для этапа
+:схоластики
I:
S: В средневековой философии наибольшее внимание уделялось проблеме
+: универсалий
I:
S: По вопросу о природе универсалий в средневековой философии сложились следующие направления
+: реализм и номинализм
V1: Классическая философия — 2
I:
S: Характерная черта философии эпохи Возрождения
+:антропоцентризм
I:
S: Характерная черта философии эпохи Возрождения
+:пантеизм
I:
S: Крупнейшие представители философии эпохи Возрождения
+: Кузанский, Бруно, Мор
I:
S: В центре внимания философия эпохи Возрождения находилась проблема
+: человека
I:
S: В философии эпохи Возрождения человек рассматривается как
+: микрокосм
I:
S: Философ эпохи Возрождения, сыгравший ключевую роль в формировании ренессансного мышления
+: Николай Кузанский
I:
S: Характерная черта философии Нового времени
+:деизм
I:
S: Крупнейшие представители философии Нового времени
+: Бэкон, Декарт, Спиноза
I:
S: В философии Нового времени на первый план выходят проблемы
+:гносеологии
I:
S: Философские направления, сложившиеся в Новое время
+: рационализм и сенсуализм
Раздел III. — философия познания
... Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об) ... уровнях познания средствах познания истине форме познания 168393 Взгляд личности на что-либо есть ... мнение истина убеждение ... 587208 «Сколько бы ни было мнений, истина всегда одна», – так полагали в эпоху Античности … Сократ Горгий Протагор Платон Пиррон 587211 С диалектической точки зрения, … истина ...
I:
S: Философское учение, признающее ощущения единственным и достоверным источником познания
+:сенсуализм
I:
S: Философское учение, признающее разум единственным и достоверным источником познания
+: рационализм
I:
S: Философское учение, которое исходит из того, что не может быть доопытного знания
+:эмпиризм
I:
S: Представители эмпиризма
+: Бэкон, Гоббс, Локк
I:
S: Представители эмпиризма
+: Декарт, Спиноза, Лейбниц
I:
S: Метод познания, разработанный Бэконом
+: индуктивный
I:
S: Метод познания, разработанный Декартом
+: дедуктивный
I:
S: Крупнейшие представители немецкой классической философии
+: Кант, Гегель
I:
S: Великий немецкий философ, утверждавший, что философия должна стать критической теорией
+: Кант
I:
S: Великий немецкий философ, своей теорией познания осуществивший «коперниканский переворот» в философии
+: Кант
V1: Постклассическая философия
I:
S: Неклассическая философия складывается в
+: Х1Х — первой половине ХХ вв.
I:
S: К неклассической философии относятся
+: позитивизм
+: герменевтика
+: экзистенциализм
I:
S: Основоположник позитивизма
+: Конт
I:
S: Основоположник феноменологии
+: Гуссерль
I:
S: Основоположник экзистенциализма
+: Кьеркегор
I:
S: Основоположник философии психоанализа
+: Фрейд
I:
S: Мыслитель, считавший, что философия должна стать философией жизни
+: Ницше
I:
S: Позитивизм утверждал, что философия должна стать
+: методологией специальных наук
I:
S: Марксизм утверждал, что философия должна стать
+: средством преобразования социальной действительности
I:
S: Прагматизм утверждал, что философия должна стать
+: методом решения проблем, с которыми сталкивается человек
I:
S: Феноменология утверждала, что философия должна стать
+: строгой наукой
I:
S: Главным вопросом философии экзистенциализм считает
+:бытие человека
I:
S: В неклассический философии происходит
+: антропологический поворот
I:
S: Наиболее яркие представители позитивизма
+: Конт, Спенсер
I:
S: Наиболее яркие представители экзистенциализма
+: Камю, Сартр
I:
S: Наиболее яркие представители философии психоанализа
+: Фрейд, Юнг
I:
S: Постнеклассическая (постмодернистская) философия складывается в
+: второй половине ХХ в.
I:
S: Наиболее яркие представители постмодернистской философии
+: Лиотар, Деррида, Бодрийяр
I:
S: В постмодернистской философии мир рассматривается как
+: хаосмос
I:
S: Главным методом современной философии в постмодернизме считается
Назовите пять основных периодов становления античной философии ...
... эксперименту) 17. Почему учение Б. Спинозы получило название "пантеизм", а философия Р. Декарта — «дуализм»? ПАНТЕИ́ЗМ (от греч. pan — "всё" и theos — "Бог") — философское учение о том, что ... Первооснова мира- это идеи, представляющие собой образы вещей. Идеализм- философск. точка зрения, согласно кот существует высшие необъяснимые явления, кот не поддаются рациональному обоснованию. Платон считал ...
+: деконструкция
V1: Традиции отечественной философии
I:
S: Отличительная черта русской философии
+: нравственная направленность
I:
S: Отличительная черта русской философии
+: религиозно-мистический характер
I:
S: Самостоятельная философская мысль в России складывается в
+: Х1Х в.
I:
S: Основные направления русской философской мысли в первой половине Х1Х в.
+: славянофильство
+: западничество
I:
S: Видные представители славянофильства
+: Киреевский, Аксаков, Хомяков
I:
S: Видные представители западничества
+: Чаадаев, Белинский, Герцен
I:
S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что дальнейшее развитие России возможно только при опоре на самобытные духовные ценности и социальную систему.
+: славянофильство
I:
S: Направление русской философской мысли, утверждавшее, что Россия должна пройти тот же исторический путь развития, что и другие развитые страны.
+: западничество
I:
S: Видные представители русской религиозной философии
+: Соловьев, Флоренский, Булгаков
I:
S: Крупнейший русский философ, автор оригинальной философии всеединства
+: Соловьев
I:
S: Согласно Соловьеву, высшей формой философии является
+: свободная теософия
I:
S: Согласно Соловьеву, предметом философии является
+: всеединое
I:
S: Согласно Соловьеву, свободная теософия есть органический синтез
+: науки, философии и теологии
I:
S: Видные представители русского марксизма
+: Плеханов, Ленин
I:
S: Русский философ, внесший значительный вклад в развитие марксизма
+: Ленин
I:
S: Видные представители русского космизма
+: Федоров, Чижевский, Вернадский
I:
S: Направление русской философской мысли, подчеркивавшее органическое единство человека и природы (космоса).
+: космизм
I:
S: Представитель русского космизма, автор «философии общего дела»
+: Федоров
I:
S: Представитель русского космизма, развиваший учение о биосфере и ноосфере
+: Вернадский
I:
S: Видные представители советского периода отечественной философии
+: Лосев, Ильенков, Кедров
V1: Онтология
I:
S: Бытие в широком смысле — это философская категория, которая обозначает
+: все сущее
I:
S: Философская категория, обозначающая то, из чего состоит все сущее
+: субстанция
ТЕРМИНЫ ПО ФИЛОСОФИИ
... иlogos– учение, слово) - теория познания, раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о ... (от греч.hedone– наслаждение) – этическое учение, согласно которому добро определяется как все то, ... которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Данное представление о бессознательном ... развивающегося затем по своим собственным законам. Деконструкция– одно из центральных ...
I:
S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из одного начала (субстанции)
+: монизм
I:
S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из двух независимых друг от друга и равноправных начал (субстанций)
+: дуализм
I:
S: Философское учение, согласно которому все сущее состоит из множества начал (субстанций)
+: плюрализм
I:
S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто материальное
+: материализм
I:
S: Философское учение, согласно которому первоначалом всего сущего является нечто идеальное
+: идеализм
I:
S: Разновидности (формы) бытия
+: материальное (бытие вещей)
+: идеальное бытие
+: бытие человека
+: социальное бытие
I:
S: Философская категория, которая обозначает протяженность и место нахождения предметов
+: пространство
I:
S: Философская категория, которая обозначает последовательность существования сменяющих друг друга явлений
+: время
I:
S: Основные философские концепции пространства и времени
+:субстанциальная
+: реляционная
I:
S: Философская концепция, согласно которой пространство и время абсолютны и независимы друг от друга
+:субстанциальная
I:
S: Философская концепция, рассматривающая пространство и время как отношения и образующие единое пространство-время
+: реляционная
I:
S: В философии под движением понимаются
+: изменения вообще
I:
S: Простейшая форма движения
+: механическая
I:
S: Наиболее сложная форма движения
+: социальная
I:
S: Основные признаки развития
+: направленность изменений
+: необратимость изменений
+: качественный характер изменений
I:
S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит путем постепенных изменений
+: эволюционизм
I:
S: Философская концепция, согласно которой развитие происходит внезапно
+: эмерджентизм
I:
S: Философская концепция, согласно которой эволюционные изменения приводят к революционным изменениям
+: диалектический материализм
V1: Сознание
I:
S: Условие и продукт сигнального взаимодействия живой системы с окружающей средой
+: психика
I:
S: Высшая форма психического отражения действительности
+: сознание
I:
S: Структурные компоненты сознания
+: познавательные способности
+: эмоции
+: ценностно-смысловые компоненты
+: волевые способности
I:
S: Философское учение об универсальной одушевленности материи
+: гилозоизм
I:
S: Направление материализма, утверждавшее, что мозг выделяет мысль, как печень — желчь
+: вульгарный материализм
I:
S: Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определенной социальной общности, группы или общества в целом
Место психологии в системе наук и ее структура. Методы психологии.
... Методы психологии. 1.Психология как наука. Объект и предмет психологии. Слово психология в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (psyche - душа , logos – наука, учение). ... подхода к периодизации истории развития психологии. Согласно первому, в истории психологии различают два ... до смерти каждого конкретного человека (личности). Законы онтогенеза: • Личностью не рождаются, а становятся. ...
+: общественное сознание
I:
S: Уровни общественного сознания
+: обыденное сознание
+: теоретическое сознание
I:
S: Общественное сознание, формирующееся стихийно, в процессе практической деятельности
+: обыденное сознание
I:
S: Уровень общественного сознание, носящий систематический и рациональный характер
+: идеология
I:
S: Обыденное сознание выступает как
+: общественная психология
I:
S: Теоретическое сознание выступает как
+: идеология
I:
S: Формы сознания
+: нравственное сознание
+: религиозное сознание
+: политическое сознание
I:
S: Психолого-философская концепция, в центре которого стоит проблема бессознательного
+: психоанализ
I:
S: Согласно психоанализу, в психике человека доминирующую роль играет
+: бессознательное
I:
S: Сферы психики (по Фрейду)
+: Я
+: Оно
+: Сверх-Я
I:
S: Сфера сознания (по Фрейду)
+: Я
I:
S: Сфера бессознательного (по Фрейду)
+: Оно
I:
S: Проявления бессознательного (по Фрейду)
+: оговорки
+: описки
+: сновидения
I:
S: Элементы коллективного бессознательного
+: архетипы
I:
S: Философ, разработавший учение о коллективном бессознательном
+: Юнг
V1: Гносеология
I:
S: Философское учение, доказывающее возможность адекватного познания мира
+: гностицизм
I:
S: Философское учение, отрицающее возможность адекватного познания мира
+: агностицизм
I:
S: Основные признаки научного знания
+: рациональность и доказательность
+: проверяемость и воспроизводимость
I:
S: Высшей целью научного познания является
+: постижение истины
I:
S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает чувства
+: сенсуализм
I:
S: Учение в гносеологии, которое основным источником знания считает опыт
+: эмпиризм
I:
S: Учение в гносеологии, которое главным источником знания считает разум
+: рационализм
I:
S: Способность постижения истины путем ее прямого, непосредственного усмотрения без доказательств с помощью опыта и разума
+: интуиция
I:
S: К формам рационального познания НЕ ОТНОСИТСЯ
+: ощущение
I:
S: К формам чувственного познания НЕ ОТНОСИТСЯ
+: умозаключение
I:
S: Отражение отдельных, единичных свойств прдеметов объективной реальности во время их непосредственного воздействия на органы чувств
+: ощущение
I:
S: Целостный образ материального предмета
+: восприятие
Социометрия экспериментальный метод и наука об обществе
... исследования структуры человеческого общества, явилось определение и разработка социометрических методов, способных преодолеть вышеописанные трудности. Социометрические методы пытаются выявить основополагающие структуры общества, раскрывая влечения, ... объекта, но и в качестве лица, субъективно заинтересованного в познании и измерении глубинной социально-психологической структуры группы, с которой ...
I:
S: Целостный образ предмета, сохраняющийся памяти
+: представление
I:
S: Форма мысли, выражающая общий для некоторого класса объектов существенный признак
+: понятие
I:
S: Форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается
+: суждение
I:
S: Мыслительный акт, в котором из ряда суждений выводится новое суждение
+: умозаключение
I:
S: Согласно классической теории истины, истина есть
+: соответствие утверждения реальности
I:
S: Согласно конвенциональной теории истины, истина есть
+: то, что по соглашению считается истиной
I:
S: Полезность критерием истины считает
+: прагматизм
I:
S: Решающим, высшим критерием истины общественно-историческую практику считает
+: диалектический материализм
V1: Философия как методология познания
I:
S: Способ познания
+: метод
I:
S: Учение о способах познания
+: методология
I:
S: К частнонаучным методам относится
+: спектральный анализ
I:
S: К общенаучным методам относится
+: анализ
I:
S: К общенаучным методам относится
+: моделирование
I:
S: К общенаучным методам относится
+: габлюдение
I:
S: К общенаучным методам относится
+: индукция
I:
S: К всеобщим (философским) методам относится
+: диалектика
I:
S: К всеобщим (философским) методам относится
+: метафизика
I:
S: Философский метод, при котором исследуемый объект рассматривается в развитии
+: диалектика
I:
S: Основные принципы диалектического метода
+: всесторонность
+: историзм
I:
S: Основные законы диалектики
+ закон единства и борьбы противоположностей
+: закон перехода количественных изменений в качественные
+: закон отрицания отрицания
I:
S: Закон диалектики, раскрывающий причины и источники развития
+ закон единства и борьбы противоположностей
I:
S: Закон диалектики, раскрывающий механизм развития
+: закон перехода количественных изменений в качественные
I:
S: Закон диалектики, показывающий направление, характер и форму развития
+: закон отрицания отрицания
I:
S: Основные законы диалектики сформулировал
+: Гегель
I:
S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ
+: закон возрастания энтропии
I:
S: К основным законам диалектики НЕ ОТНОСИТСЯ
+: закон всемирного тяготения
I:
S: Философский метод, при котором исследователь отвлекается от изменчивой природы изучаемого объекта и рассматривает его в статике
+: метафизика
I:
S: Основные принципы метафизического метода
+: односторонность
Воздействие науки на человека
... общест- во еще и сегодня стоит далеко. Практическая история науки на- чинается не с вопроса о хлебе, а ... ных решений и выборов. Из поколения в поколение миллионы людей в неповторимо-личном контексте повседневного опыта задаются вопросом следующего ... истории, тем решитель- нее заявляет о себе _1мнимые всезнание. _0Такие разные по методу и исходным установкам исследователи первобытного общества, ...
+: антиисторизм
V1: Методология научного познания
I:
S: Уровни научного познания
+: эмпирический и теоретический
I:
S: Объектом эмпирического познания выступают
+: реально существующие объекты
I:
S: Объектом теоретического познания выступают
+: идеализированные объекты
I:
S: К формам эмпирического знания относятся
+: факт
+: эмпирический закон
I:
S: К формам теоретического знания относятся
+: проблема
+: гипотеза
+: теоретический закон
+: теория
I:
S: Предположение, нуждающееся в научном подтверждении
+: гипотеза
I:
S: Внутренняя существенная и устойчивая связь явлений
+: закон
I:
S: Высшая, самая развития форма организации научного знания
+: теория
I:
S: К методам эмпирического исследования относятся
+: наблюдение
+: эксперимент
I:
S: Метод познания, при котором объект фактически или мысленно разделяется на части
+: анализ
I:
S: Метод познания, при котором исследователь сознательно мысленно отвлекается от некоторых свойств изучаемого объекта и одновременно фокусирует внимание на других его свойствах
+: абстрагирование
I:
S: Метод познания, при котором мысленно конструируются объекты, у которых в природе нет аналогов и которые в реальности неосуществимы
+: идеализация
I:
S: Метод познания, при котором общий вывод делается на основе частных посылок
+: индукция
I:
S: Метод познания, при котором из общего знания выводится частное знание
+: дедукция
I:
S: Метод познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам
+: аналогия
I:
S: Метод познания, заключающийся в планомерном, систематическом восприятие объекта
+: наблюдение
I:
S: Метод познания, при котором объект исследуется в контролируемых условиях
+: эксперимент
I:
S: Метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их свойств на другом объекте — образце
+: моделирование
I:
S: Метод познания, при котором различные объекты сопоставляются в целях выяснения их сходства и различия
+: сравнение
I:
S: Метод познания, при котором устанавливаются общие свойства и признаки объектов
+: обобщение
V1: Философия науки -1
I:
S: К основаниям науки относятся
+: идеалы и нормы научного познания
+: философские основания науки
+:научная картина мира
I:
S: Нормативные структуры, отличающие науку от других форм познания, составляют
+: идеалы и нормы научного познания
I:
S: Основные системные характеристики изучаемой реальности составляют
+:научную картину мира
I:
S: Функцию исследовательской программы выполняет
Тема 1. Психология в системе наук о человеке и обществе
... 18. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. –М., 1990. 19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. ... Социокультурные функции образования. 45. Модели образования в современном обществе. 46. Общемировые тенденции развития образования. 47. Образовательные ... Н.Г. Психология. Учебное пособие в трех книгах: Методология познания психологической реальности. На пути к продуктивному мышлению. “Я ...
+:научная картина мира
I:
S: Функцию включения новых научнх знаний в культуру выполняют
+: философские основания науки
I:
S: Концепции развития научного знания
+: кумулятивизм и антикумулятивизм
I:
S: Концепция, согласно которой развитие научного знания представляет собой процесс добавления новых положений и выводов к наполленной сумме знаний
+: кумулятивизм
I:
S: Наиболее яркие примеры кумулятивизма
+: эволюционная эпистемология Поппера
+: методология научно-исследовательских программ Лакатоса
I:
S: Концепция, согласно которой сменяющие друг друга научные теории не вытекают друг из друга
+: антикумулятивизм
I:
S: Наиболее яркие примеры антикумулятивизма
+: концепция парадигм Куна
+: анархическая эпистемология Фейерабенда
I:
S: Автор теории развития научных знаний как смены парадигм
+: Кун
I:
S: Автор теории развития научного знания как непрерывного процесса конкуренции и смены научно-исследовательских программ
+: Лакатос
I:
S: Автор концепции «научного анархизма»
+: Фейерабенд
I:
S: Автор эволюционной эпистемологии
+: Поппер
I:
S: Кун является автором
+: теории развития научных знаний как смены парадигм
I:
S: Лакатос является автором
+: концепции научно-исследовательских программ
I:
S: Фейерабенд является автором
+: концепции «научного анархизма»
I:
S: Поппер является автором
+: эволюционной эпистемологии
I:
S: Набор предписаний, которыми руководствуется научное сообщество Кун назвал
+: парадигмой
I:
S: Не подвергающиеся сомнению и считающиеся неопровержимыми фундаментальные положения Лакатос назвал
+: жестким ядром
V1: Философия науки -2
I:
S: Научной революцией называется
+: перестройка оснований науки
I:
S: Исторические типы науки
+: классическая наука
+: неклассическая наука
+: постнеклассическая наука
I:
S: Классическая наука складывается:
+: в ХУ11-ХУ111 вв.
I:
S: Неклассическая наука складывается:
+: на рубеже Х1Х-ХХ вв.
I:
S: Постнеклассическая наука складывается:
+: в конце ХХ в.
I:
S: Механическая картина мира характерна для:
+: классической науки
I:
S: Динамическая картина мира характерна для:
+: неклассической науки
I:
S: Глобальный эволюционизм является научной картиной мира:
+: постнеклассической науки.
I:
S: Основным объектом познания классической науки являются:
+: малые системы
I:
S: Основным объектом познания неклассической науки являются:
+: сложные саморегулирующиеся системы
I:
S: Основным объектом познания постнеклассической науки являются:
+: сложные исторически развивающиеся системы.
I:
S: Наиболее ярко особенности классической науки проявились в
+: физике Ньютона
I:
S: Наиболее ярко особенности неклассической науки проявились в
+: квантовой физике
I:
S: Наиболее ярко особенности постнеклассической науки проявляются в
+: синергетике
I:
S: Социальные функции науки
+: функция непосредственной производительной силы
+: функция социальной силы
+: культурно-мировоззренческая функция
I:
S: Промышленная революция произошла:
+: в ХУ111 вв.
I:
S: Научно-техническая революция произошла:
+: в ХХ в.
I:
S: Философское учение, считающее научное знание наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире
+: сциентизм
I:
S: Философское учение, отрицающее положение о том, что научное знание является наивысшей культурной ценностью и определяющим фактором ориентации человека в мире
+: антисциентизм
I:
S: По вопросу о месте науки в обществе в современной философии сложились такие учения, как
+: сциентизм и антисциентизм
V1: Социальная философия
I:
S: Социальная философия изучает
+: общество как особую разновидность бытия
I:
S: Сферы общественной жизни
+: экономическая сфера
+: духовная сфера
+: социальная сфера
+: политическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется воспроизводство материальных условий существования общества
+: экономическая сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство социальных связей и отношений
+: социальная сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой осуществляется производство духовных ценностей
+: духовная сфера
I:
S: Сфера общественной жизни, в которой главным является вопрос о власти
+: политическая сфера
I:
S: Социально-философское учение, рассматривающее общество как самостоятельную и особую субстанцию
+: социологический реализм
I:
S: Социально-философское учение, отрицающее, что общество является самостоятельной и особой субстанцией
+: социологический номинализм
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно циклическое восприятие времени
+: традиционное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно восприятие пространства как ограниченного и замкнутого
+: традиционное общество
I:
S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество механической солидарности
+: традиционное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно линейное восприятие времени
+: индустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, для которого характерно представление о пространстве как бесконечном, но при этом поддающемся познанию и освоению
+: индустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, которое Дюокгейм характеризовл как общество органической солидарности
+: индустриальное общество
I:
S: Исторический тип общества, в котором социальное пространство одновременно «сжимается» и бесконечно расширяется
+: постиндустриальное общество
I:
S: В философии античности господствует
+: идея органического единства общества (человека) и природы
I:
S: В философии Нового времени утверждается
+: образ природы как «творческой мастерской» человека
I:
S: В современной философии утверждается
+: теория коэволюции
I:
S: Биосфера — это
+: оболочка Земли и слои атмосферы, «освоенные» живыми организмами
I:
S: По мнению Вернадского, под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в
+: ноосферу
V1: Философия истории
I:
S: Направление в философии истории, утверждающее, что философия должна стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития
+: спекулятивная философия истории
I:
S: Направление в философии истории, доказывающее, что философия должна изучать логику и методологию исторического познания, а не стремиться постичь смысл истории и открыть законы исторического развития
+: критическая (гносеологическая) философия истории
I:
S: Направление в философии истории, рассматривающее исторический процесс как поступательное, последовательное, прогрессивное развитие человечества
+: линейная концепция философия истории
I:
S: Направление в философии истории, утверждающее, что история человечества есть совокупность историй замкнутых и локальных цивилизаций
+: циклическая (цивилизационная) философия истории
I:
S: Приверженцы линейной концепции философии истории
+: Гегель
+: Маркс
I:
S: Приверженцы циклической концепции философии истории
+: Шпенглер
+: Данилевский
I:
S: Философское учение, доказывающее, что историчсекий процесс протекает в соответствии с объективными законами, которые человек не может ни обойти, ни отменить
+: исторический детерминизм
I:
S: Философское учение, отрицающее предопределенность исторического процесса
+: исторический индетерминизм
I:
S: Впервые направленность исторического процесса была обоснована в учении
+: Августина
I:
S: Представление об истории как прогрессивном развитии человечества утверждается в философии
+: Нового времени
I:
S: Направленное развитие от низшего к высшему, от простого к сложному
+: прогресс
I:
S: Переход от сложного к простому, от высшего к низшему
+: регресс
I:
S: В философии под «концом истории» понимается
+: достижение конечной цели исторического развития
I:
S: Философ, который рассматривал исторический процесс как последовательную смену общественно-экономических формаций
+: Маркс
I:
S: Философ, который разработал материалистическое понимание истории
+: Маркс
I:
S: Философ, который считал, что человеческая история — это история самопознания абсолютного духа
+: Гегель
I:
S: Философ, который рассматривал культуру и цивилизацию как стадии в развитии общества
+: Шпенглер
I:
S: Для современной философии истории характерно признание
+: многофакторности исторического развития
+: поливариантности исторического развития
I:
S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно раскрывается и расцветает
+: культура
I:
S: Стадия в развитии общества, на которой, согласно Шпенглеру, оно исчерпывает себя и постепенно приходит в упадок
+: патриархат
V1: Философия политики
I:
S: Под политическим бытием понимается
+: политическая жизнь в целом
I:
S: К политическим институтам относятся
+: государство, партии, конституция
I:
S: Античный философ, утверждавший, что человек – существо политическое (общественное)
+: Аристотель
I:
S: Античный философ, утверждавший, что не бывает аполитических или дополитических обществ
+: Аристотель
I:
S: Философ эпохи Возрождения, разработавший утопический проект переустройства общества (государства)
+: Мор
I:
S: Философы, разработавшие теорию договорного происхождения государства
+: Локк, Руссо, Гоббс
I:
S: Философы, доказывавшие, что государство возникло в результате социально-классовой дифференциации общества
+: Маркс, Энгельс
I:
S: Философы, рассматривавшие государство как машину подавления одних классов другими
+: Маркс, Энгельс
I:
S: Философ, считавший характерным для естественного состония «войну всех против всех»
+: Гоббс
I:
S: Философ, доказывавший, что в процессе исторического развития государство неизбежно отомрет
+: Маркс
I:
S: Совокупность сфер общественной жизни, в которых люди реализуют свои неполитические интересы
+: гражданское общество
I:
S: Философы, разработавшие теорию правового государства
+: Локк, Монтексье
I:
S: Согласно Платону, в идеальном государстве должны править
+: философы
I:
S: Марксизм рассматривает государство как
+: машину для подавления одни классов другими
I:
S: Философ, считавший волю к власти высшим законом жизни
+: Ницше
I:
S: Автор теории коммунистического общества
+: Маркс
I:
S: Автор концепции «открытого общества»
+: Поппер
I:
S: Автор концепции «общества свободных»
+: Хайек
I:
S: Характерные черты «открытого общества»
+: динамичность
+: рациональное, критическое отношение к социальным институтам
I:
S: Характерные черты «закрытого общества»
+: косность
+: магическое (иррациональное) отношение к социальным институтам
V1: Философская антропология
I:
S: Понятие, выражающее общие признаки всех людей
+: человек
I:
S: Понятие, выражающее единичного представителя человеческого рода
+: индивид
I:
S: Понятие, выражающее неповторимое своеобразие отдельного человека
+: индивидуальность
I:
S: Понятие, выражающее социальные качества человека
+: личность
I:
S: Биологизаторские концепции человека главными его качествами считают
+: биологические
I:
S: Социологизаторские концепции человека главными его качествами считают
+: социальные
I:
S: Ярким примером биологизаторской концепции является
+: социал-дарвинизм
I:
S: Ярким примером социологизаторской концепции является
+: марксизм
I:
S: В современной философии общепризнанно, что человек является
+: биосоциальным существом
I:
S: Теория, согласно которой человек произошел от определенных предков под влиянием различных факторов
+: эволюционная
I:
S: Теория, согласно которой возникновение человека связано с внезапными изменениями (типа привнесения жизни с других планет и т.п.)
+: эмерджентная
I:
S: Теория, согласно которой в становлении человека ключевую роль сыграл труд
+: марксизм
I:
S: Учение, считающее, что у человека нет свободы, так как все в мире определяется необходимостью (судьбой)
+: фатализм
I:
S: Философ, утверждавший, что свобода есть познанная необходимость
+: Спиноза
I:
S: Философ, утверждавший, что чеовек есть совокупность общественных отношений
+: Маркс
I:
S: Философ, утверждавший, что люди сами делает свою историю, но при обстоятельствах, которые им даны
+: Маркс
I:
S: Философское учение, согласно которому сущность человека есть его существование
+: экзистенциализм
I:
S: Философское учение, утверждающее, что не может быть «завершения человека»
+: экзистенциализм
I:
S: Философское учение, утверждающее, что человек обречен быть свободным
+: экзистенциализм
I:
S: Автор концепции «человека играющего»
+: Хейзинга
V1: Философия культуры
I:
S: Под культурой в широком смысле слова понимают
+: все созданное целенаправленной деятельностью человека
I:
S: Понятие «культура» первоначально означало
+: возделывание земли
I:
S: Элементы материальной культуры
+: здания
+: техника
I:
S: Элементы духовной культуры
+: литература
+: искусство
+: мораль
I:
S: Философ, связывавший возникновение культуры с «незавершенностью» человека
+: Гелен
I:
S: Философ, доказывавший, что развитие культуры несет в большей степени зло, чем добро
+: Руссо
I:
S: Философ, доказывавший, что культура по своей природе враждебна человеку
+: Фрейд
I:
S: Учение, считающее, что развитие культуры в конечном итоге определяется развитием экономики
+: марксизм
I:
S: Культурные ценности, имеющиеся во всех обществах
+: культурные универсалии
I:
S: Культурные ценности, характерные для отдельных обществ
+: национальная культура
I:
S: Культурные ценности, разделяемые всеми представителями данного общества
+: доминирующая культура
I:
S: Культурные ценности, противопоставляемые доминирующей культуре
+: контркультура
I:
S: Уровни культуры
+: массовая культура
+: элитарная культура
I:
S: Культурные ценности, решающие глубокие проблемы и доступные только избранным
+: элитарная культура
I:
S: Культурные ценности, основанные на архетипах и доступные всем
+: массовая культура
I:
S: Культуру часто называют
+: «второй природой»
I:
S: Функция культуры, посредством которой человек реализует свои творческие возможности
+: креативная функция
I:
S: Функция культуры, посредством которой передаются социальный опыт, знания и практики
+: функция трансляции
I:
S: Функция культуры, посредством которой человеку прививаются ценности и знания общества
+: функция социализации
I:
S: Функция культуры, посредством которой обеспечивается согласованное действие членов общества
+: коммуникативная функция
V1: Философия морали
I:
S: Структурные компоненты морали
+: моральное сознание
+: моральные отношения
+: моральная деятельность
I:
S: Создатель первого философского учения о морали
+: Сократ
I:
S: Этическое учение, идеалом которого является человек, ведущий умеренный образ жизни и посвящающий себя умственной деятельности
+: эвдемонизм
I:
S: Этическое учение, считающее высшей этической ценностью наслаждение
+: гедонизм
I:
S: Этическое учение, идеалом которого является человек, с достоинством повинующийся неизбежности
+: стоицизм
I:
S: Этическое учение, призывающее безразлично и невозмутимо относиться ко всему
+: скептицизм
I:
S: Этическое учение, призывающкк вести «естественный» образ жизни
+: кинизм
I:
S: Основатель этического учения скептицизма
+: Пиррон
I:
S: Основатель этического учения стоицизма
+: Зенон
I:
S: Автор работы «Этика, доказанная в геометрическом порядке»
+: Спиноза
I:
S: Великий философ, пытавшийся «геометрически» вывести моральные принципы из природы
+: Спиноза
I:
S: Великий философ, который доказывал, что нравственность автономна
+: Кант
I:
S: Категорический императив Канта гласит
+: «Поступай согласно максиме, которая в то же время может иметь силу всеобщего закона»
I:
S: Философское учение, доказывающее социально-классовую и экономическую детерминацию морали
+: марксизм
I:
S: Философское учение, согласно которому критерием моральности поступков и действий является польза
+: утилитаризм
I:
S: Философ, разработавший философию имморализма
+: Ницше
I:
S: Автор «этики благоговения перед жизнью»
+: Швейцер
I:
S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а изучать методологические аспекты различых этических систем
+: критическая этика (метаэтика)
I:
S: Направление современной философии морали, утверждающее, что философия должна стремиться не создавать этические системы, а выступать в качестве посредника (медиума, модератора) в утверждении этических ценностей
+: дискурсивная этика
I:
S: Направление современной философии морали, утверждающее, что этические принципы и ценности должны распространяться и на отношения человека с Землей
+: новая этика