Учреждение образования 32

20

«Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Кафедра психологии

Ректор БрГУ

имени А.С. Пушкина М.Э. Чесновский

«___"__________________ 2007 г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 1−23 01 04 02

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1−23 01 04 ПСИХОЛОГИЯ

для студентов очной и заочной форм обучения

психолого-педагогического факультета

Брест 2007

УДК 159(073)

ББК 88.5

Рекомендовано редакционно-издательским советом

учреждения образования

«Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Составители:

Г. И. Малейчук, Г. В. Лагонда, Е.И. Медведская,

Е.В. Романюк, Н.Н. Сачик, С.Л. Ящук, О.А. Пшеничная

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент И.Е. Валитова

кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Ничишина

Утверждена на заседании Совета БрГУ имени А.С. Пушкина

(протокол № 8 от 28.03.2007 г.)

Утверждена на заседании Совета психолого-педагогического факультета

БрГУ имени А.С. Пушкина

(протокол № 6 от 27.03.2007 г.)

10 стр., 4874 слов

Психология (модуль 2) Лекционные материалы

... человека недостойного, злого (по А.С.Пушкину). В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XXвека ... году книги немецкого психолога В.Штерна «Психология личности – дифференцированная психология» несколько поколений пытались дать полное ... внутренние (сознание, подсознание) без должного внимания). Гештальт-психология (Целостность структур является центральным моментом данного направления). ...

Рекомендована на заседании кафедры психологии

(протокол № 8 от 26.03.2007 г.)

Учебная программа государственного экзамена по психологии: для студ. очн. и заочн. формы обучения психол.-пед. фак. по специализации 1−23 010 402 «Социальная психология» специальности 1−230 104 «Психология» / [сост.: Г. И. Малейчук, Г. В. Лагонда, Е.И. Медведская, Е.В. Романюк, Н.Н. Сачик, С.Л. Ящук, О.А. Пшеничная]; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. психологии.Брест: Изд-во БрГУ, 2007.21 с.

Программа составлена в соответствии с требованиями «Положения о государственных экзаменационных комиссиях высших учебных заведений Республики Беларусь», утвержденного приказом министра образования Республики Беларусь № 356 от 27.06.1997 г. В основу издания положены типовые программы учебных дисциплин «Социальная конфликтология», «Психология рекламы и маркетинга», «Психология управления», «Основы сексологии и сексопатологии», «Психология личности», «Психологический тренинг», «Работа с детьми с девиантным поведением» для гуманитарных вузов.

Предназначена для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета по специализации «Социальная психология» (1−23 010 402) специальности «Психология» (1−230 104).

УДК 159(073)

ББК 88.5

БрГУ имени А.С. Пушкина, 2007

Пояснительная записка

Программа предназначена для студентов специальности «Психология», обучающихся по специализации «Социальная психология». Данная программа включает в себя содержание следующих курсов: «Социальная конфликтология», «Психология управления», «Психология рекламы», «Основы сексологии и сексопатологии», «Психология личности», «Психологический тренинг», «Работа с детьми с девиантным поведением».

5 стр., 2160 слов

Социальное поведение. Формы позитивизма

... или же агрессивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое поведение изучают психология, социальная психология, социология. Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением ... Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную ...

Содержание программы и вопросов отвечает требованиям государственного образовательного стандарта. Освоение содержания вышеперечисленных дисциплин позволит психологу со специализацией «Социальная психология» успешно работать на различных предприятиях и фирмах, в отделах по подбору, подготовке и переподготовке кадров, в центрах профессиональной ориентации и занятости населения, в средствах массовой информации, рекламных бюро, в организациях и отделах, занимающихся маркетингом, в центрах социальной адаптации и поддержки различных групп населения.

На государственном экзамене студенты должны показать глубокие и прочные знания в области социальной психологии, психологии личности, конфликтологии, психологии управления и рекламы, психологического тренинга.

Выпускники:

— должны знать психологические закономерности управленческой деятельности, теоретические и методологические проблемы психологии рекламы, прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств, факторы эффективности управления малой группой, особенности поведения человека в группе, межличностное взаимодействие, статистические и динамические характеристики группы, межличностные отношения, процесс совместной деятельности, принятие решений в группе, позитивные и негативные формы социального поведения;

— должны владеть методами психологического анализа различных форм поведения и деятельности индивидов и группы, методами психологического воздействия, основами психологической экспертизы и консультирования, способами эффективного разрешения межличностных и производственных конфликтов, практическими навыками в сфере современных информационных и коммуникативных технологий, навыками организации и проведения психологических тренингов.

Социальная конфликтология

Феноменология конфликта.

14 стр., 6845 слов

Психология рекламы 3

... 2015. - №1. - С. 53-61. 11. Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы / А. Лебедев-Любимов. - СПб: ЗАО Питер, 2009. - 368 с. ... незнакомый Разумовский Б. С. Искусство рекламы / Б.С. Разумовский - Минск: Полымя, 2012.. Психология рекламы такова, что человеку предлагает обдумать ... малая их часть наше внимание привлекает. А далее, достигает своей цели - стимулирует наш выбор еще более меньшая часть. Реклама ...

Понятие «конфликт» в философии, социологии, психологии. Природа и сущность социального конфликта. Виды конфликта. Функции конфликта. Структурные элементы конфликта: стороны, зона разногласий, представления сторон о конфликтной ситуации, мотивы, действия. Энергетика, баланс сил в конфликте. Динамические характеристики конфликта: предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, цена завершения конфликта, постконфликтная стадия.

Модели поведения людей в конфликте.

Стратегии поведения в конфликте (концепция Томаса-Киллмена).

Конфликтные паттерны в транзактной психологии. Манипуляции в конфликте. Гендерные различия как фактор конфликта. Возрастные и характерологические различия как факторы конфликта. Конфликтные личности. Типы неврозов как стратегии поведения людей в конфликте.

Особенности конфликтных ситуаций: внутриличностные и межличностные конфликты.

Концепции внутриличностного конфликта в зарубежной и отечественной психологии: взгляды З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Левина, исследования А.Р. Лурии, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева. Специфика внутриличностного конфликта: структура, особенности протекания. Психологическая защита личности. Способы разрешения и последствия внутриличностных конфликтов.

Межличностные конфликты: специфика, объективные и субъективные факторы возникновения, варианты исхода, разрешение и предупреждение. Супружеские конфликты: причины возникновения, формы разрешения, профилактика.

Конфликты в социальных группах.

Конфликты в социально-педагогическом процессе: специфика, причины возникновения, варианты предупреждения и урегулирования. Конфликты в организациях: типы, источники, признаки «зреющего конфликта», управление и разрешение. Использование интегрального коэффициента социальной напряженности в ходе предупреждения конфликтов в организациях.

Межэтнические конфликты: специфика, типы, причины возникновения, особенности развития, способы урегулирования. Политические конфликты: виды, причины, способы урегулирования. Межкультурные конфликты.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... Лютенс выделяет 3 типа внутриличностных конфликтов: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией, конфликт целей. Межгрупповые конфликт — это, как правило, конфликты интересов групп в производственной сфере ... , объединенные общностью положения; конфликты между ассоциациями внутри и межинституциональные конфликты конфликты между государственными образованиями конфликты между культурами или типами ...

Технология разрешения конфликтов.

Психологическая готовность личности к разрешению конфликта. Основные формы завершения конфликта. Завершение конфликта с помощью третьей стороны. Основные стратегии разрешения конфликтов. Сочетание тактик «выигрыш» и «проигрыш». Методы разрешения конфликтов: предотвращение, устранение причин, снижение уровня противостояния сторон. Переговоры в конфликтных ситуациях: организация, процесс проведения, переговорные стили. Медиация как форма разрешения конфликтов.

Социальная психология малой группы: структурные характеристики.

Проблема малой группы в социальной психологии: понятие, классификация, границы. Генезис и развитие малой группы. Структурные характеристики малой группы: эмоциональная, коммуникативная, ролевая структура. Лидерство и руководство как феномены психологической власти в группе. Факторы эффективности управления малой группой.

Социальная психология малой группы: динамические характеристики.

Понятие групповой динамики. Нормативное влияние большинства в группе: проблема конформизма и независимости. Нормативное влияние меньшинства в группе. Процесс принятия групповых решений. Механизмы групповой динамики. Феномены социальной фасилитации и ингибиции. Социометрические и аутосоциометрические методы изучения структуры взаимоотношений в малой группе.

Особенности психологии больших социальных групп.

Виды больших групп и их специфика. Проблема методов исследования больших групп. Особенности психологии социальных классов и социальных страт. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.

Особенности психологии этнических групп. Национальные стереотипы и межэтнические отношения. Общая характеристика и типы стихийных групп. Способы воздействия, реализуемые в стихийных группах: заражение, внушение, убеждение, подражание.

ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ И МАРКЕТИНГА

Теоретические и методологические проблемы психологии рекламы.

Рекламная деятельность как явление экономики, психологии и культуры. Системный подход и психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности. Понятие рекламы, маркетинга. Цели и функции рекламы и маркетинга. Реклама как коммуникация. Психологические основы рекламных коммуникаций. Человек как субъект рекламных коммуникаций.

2 стр., 935 слов

Основные типы психологического воздействия на человека и их применение в рекламе

Основные тины психологического воздействия на человека и их применение в рекламе Воздействие рекламы на получателя призвано создавать у него социально-психологическую установку (аттитюд). ... . Акцентирование образа жизни. Пример: реклама «ARDO» («Европейский стиль жизни»); рекламные щиты и полиграфическая реклама итальянского вермута «Martini», реклама яхт, престижных марок автомобилей; видеоролик ...

Виды рекламы и их характеристика. Типология рекламных сообщений: по способу воздействия на покупателя (эмоциональные или ассоциативные, и рациональные или предметные); по способу выражения («жесткая» и «мягкая»); с точки зрения основных целей и задач («имидж-реклама», стимулирующая реклама, реклама стабильности, внутрифирменная реклама, реклама в целях расширения сбыта продукции, «увещевательная» реклама, сравнительная реклама, напоминающая реклама, подкрепляющая реклама, информирующая реклама, превентивная реклама); с точки зрения возможной обратной связи с потребителем рекламы (рекламные средства с обратной связью, рекламные средства без обратной связи).

Психотехнология рекламной стратегии. Содержание основные этапов разработки рекламного проекта: установление целей, установление ответственности, определение бюджета, разработка рекламных тем, выбор времени выхода рекламы, анализ совместных усилий, определение эффективности (успеха или неуспеха) рекламы.

Содержание операционального алгоритма психотехнологии рекламной стратегии по позициям: цель компании; продукт или услуги; главное достоинство этого продукта; целевой рынок; информация о продукте; имидж продукта; формулировка «уникального торгового предложения»; эмоциональный призыв; творческая стратегия; выбор рекламных носителей; побуждение покупателя к действию.

Психические процессы в рекламе. Проблема исследования психических процессов человека в рекламе. Психические процессы и психологические воздействия. Роль психических процессов в формировании рекламных образов. Когнитивный компонент рекламного воздействия, ощущения и реклама, восприятие рекламы, рекламный образ, внимание и реклама, память и реклама, мышление и реклама.

Эмоциональный компонент в рекламе. Создание определенного эмоционального состояния. Преодоление определенных негативных эмоциональных состояний по отношению к рекламируемой продукции.

9 стр., 4143 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

... широко используются методы и способы психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей, т.к. реклама – это явление социально-психологическое. Это многоплановый товар, затрагивающий ... с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмоционально-психическое воздействие. Реклама все чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном ...

Творческий компонент в формировании рекламных образов. Поведенческий компонент в рекламе. Осознанное поведение потребителя на уровне мотивации, потребности, воли. Покупательское поведение на бессознательном уровне, исходя из установок и интуиции человека. Управление поведением человека. Реклама как психологическое программирование людей.

Психология творчества и реклама. Творчество — неотъемлемая часть любого аспекта рекламы (оценка ситуации, постановка задачи, определение проблемы, использование подсознания в творчестве и т. д.).

Качества преуспевающих творческих рекламистов. Основные приемы творческой стратегии, применяемые в рекламной деятельности.

Прикладные вопросы психотехнологии рекламных средств.

Психотехнология рекламных средств без обратной связи. Реклама в газете. Реклама в журнале. Реклама по радио. Реклама по телевидению. Наружная реклама. Реклама на транспорте (транзитная реклама).

Психотехнология рекламного текста без обратной связи. Психографика рекламного текста. Психотехнология иллюстрации в рекламе. Психология слогана и заголовка рекламного текста. Психолингвистика рекламного текста. Рекомендации по составлению рекламных текстов.

Психотехнология рекламных средств с обратной связью. Прямая почтовая рассылка. Представление товара или услуг в прямом контакте. Реклама по телефону. Реклама непосредственно на месте продажи.

Реклама как средство психологического воздействия. Концепция рекламы как формы психологического воздействия. Основные сферы рекламного воздействия. Этические проблемы психологического воздействия в рекламе. Суггестивные психотехнологии в рекламе. Психоаналитически ориентированные подходы. Гипнотический подход (внушение, заражение и т. п.).

Механизмы социального влияния: стереотип, подражание, имидж, механизма «ореола». Технология «25-го кадра». Техники эриксонианского гипноза. Нейролингвистическое программирование в рекламе.

Проблемы психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности.

Психологическая эффективность рекламы. Проблемы эффективности рекламы. Критерии эффективности рекламы.

Методики расчета эффективности рекламы. Метод фокус-групп в исследовании потребительских интересов в рекламе. Основные характеристики метода. Процедура фокус-группы. Проблемы эффективности фокус-групп. Психологическая экспертиза рекламной продукции экспериментальными методами.

Психология управления

Личность как субъект управления. Различные подходы к вопросу управления (фордизм, менеджеризм).

Проблема руководства и лидерства. Сходства и различия между феноменами «руководство», «лидерство». Профессиональная пригодность человека к управленческому труду.

Концепции происхождения личностных качеств руководителя (харизматическая, теория черт, синтетическая).

Управленческие роли (главный руководитель, лидер, связующее звено, приемник информации, распределитель информации, предприниматель и др.).

Личность, организация, социальная группа как объекты управления. Мотивация как фактор управления. Процессуальные теории мотивации и их характеристика (теория ожидания, теория справедливости и др.).

Содержательные теории мотивации (Маслоу, Герцберг и др.).

Малая социальная группа. Механизмы групповой динамики. Этапы развития группы (Кузьмин, Обозов, Уманский).

Организационные изменения, причины их возникновения. Управление изменениями по Э. Грейнеру (этапы; барьеры; типы отношений; причины сопротивлений; преодоление сопротивлений)).

Изучение групповой динамики неформальных групп. Причины вступления в неформальные группы и их характеристики.

Общение в практике управления. Общение как форма взаимодействия. Понятие об управленческом общении. Его формы (субординационное, служебно-товарищеское и др.), принципы (создание условий, полномочий и ответственности и др.), уровни (макроуровень, мезоуровень, микроуровень), стадии (ориентировка, привлечение внимания и др.).

Речь как средство управленческого общения. Основы теории аргументации. Социальная перцепция в общении. Трудности и барьеры коммуникации (социальные, перцептивные, психологические и др.).

Контроль и стратегическое планирование как основные функции руководителя. Смысл контроля в организации (способ воздействия, проверка, оценка и др.).

Составляющие контроля (установление стандартов; соответствие; внесение корректировок).

Виды контроля (предварительный, текущий, заключительный).

Характеристики эффективного контроля: поведение людей, стратегический характер и т. п.

Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. Этапы выработки решений (постановка проблемы, делегирование полномочий, построение информационной и концептуальной моделей, выявление и оценка альтернатив, принятие решения).

Модели поведения руководителя в процессе принятия решений («одномерные» — либерально-попустительский, авторитарный, демократический; «двумерные» Блейка и Муттона и др.).

Психологические закономерности управленческой деятельности. Предмет и объект психологии управления. Содержание понятия «управленческая деятельность». Принципы управления (по Тейлору): разделение труда, вопрос власти, вопросы вознаграждения, ответственность и др.

Характеристика подходов управленческой деятельности (ситуационный, процессный или функциональный).

Особенности современного похода к управлению. Психологические закономерности управленческой деятельности: закон неопределенности отклика; закон неадекватности отражения человека человеком; закон неадекватности самооценки; закон расщепления смысла управленческой информации.

Конфликты в организации и способы их разрешения. Феноменология конфликта. Причины возникновения конфликта (распределение ресурсов, различия в целях, в представлениях, ценностях и т. д.).

Типы конфликтов: межличностные, межгрупповые, личностно-групповые, внутриличностные. Виды конфликтов в организациях: конфликт ценностей, интересов, ресурсов, правил взаимодействия и др. Последствия конфликта: функциональные и дисфункциональные. Способы эффективного разрешения (разъяснение требований к работе, интеграционные требования и др.).

Личностные способы разрешения конфликтов и возможности их использования. Задачи и роль психолога в разрешении конфликтов.

Имидж. Принципы создания, формула воздействия.

Имидж и его составляющие. Имидж организации. Принципы формирования имиджа: повторения, непрерывного усиления воздействия, принцип «двойного вызова». Воздействие имиджа по формуле AIDA (привлечение внимания, побуждение интереса, к имиджу, возбуждение потребности к действию, побуждение к совершению действия).

Построение имиджа участников процесса. Схема построения: сообщение о себе — когнитивная карта, развлечение, связь информации с опытом и др. Интегральный портрет современного менеджера.

Основы сексологии и сексопатологии

Детерминанты пола.

Соотношение понятий «пол» и «гендер». Физикальные детерминанты (генетический пол, гормональный пол, гонадный пол, гаметный пол, морфологический пол).

Социально-психологические детерминанты (половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная направленность).

Девиации в развитии пола. Правовые аспекты работы с пациентами с синдромом отвергания пола.

Генезис сексуальности

Общее представление о норме сексуального развития. Периодизации сексуального развития человека. Период формирования полового самосознания. Период формирования полоролевого поведения. Источники гендерно-ролевой социализации. Период формирования психосексуальной направленности. Либидо и стадии его развития

Психологические основы полового воспитания

Сущность, основные аспекты и главные принципы полового воспитания. Роль различных категорий значимых взрослых в осуществлении полового воспитания. Специфика содержания полового воспитания ребёнка на разных этапах его сексуального развития.

Норма сексуального развития взрослого человека.

Научные психологические требования к критериям нормы сексуального развития взрослого человека. Создание взрослым человеком собственной концепции жизни как специфическая основа его сексуальности. Векторная шкала определения половой конституции мужчины и женщины. Частные критерии оценки сексуальности взрослого человека.

Комплексная оценка сексуального здоровья супружеской пары.

Общее представление о сексуальном здоровье. Формула сексуального здоровья в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Формула сексуального здоровья в адаптационной концепции В.В.Кришталя. Характеристика социального, психологического, социально-психологического и биологического компонентов сексуального здоровья.

Психология личности

Психология личности — особая предметная область психологии.

История психологии личности. Личность в философии, социологии и психологии. Проблема личности в многочисленных современных психологических исследованиях (30−40-е гг., 60−70-е гг., 80−90-е гг.).

Понятие личности с точки зрения различных психологических теорий в исследованиях отечественных и зарубежных ученых.

Особенности предметной области психологии личности с точки зрения деятельностного подхода. Идея субъектности личности.

Проблема личности и уровни методологии науки.

Многомерность феноменологии личности (внешние характеристики; прошлый опыт; мотивация; цели и ценности; язык и речь; черты характера; социальные роли и т. п.).

Методология и методы исследования в современной психологии личности. Философские и психологические основания интегрально-эклектического подхода. Сравнительный анализ своеобразия психологических парадигм. Своеобразие социально-психологических методов исследования личности: ограничения и возможности.

Проблема психологической структуры личности.

Понятие о структуре личности (Ананьев Б.Г., Бехтерев В.М., Фрейд З., Джеймс У., Берн Э. и др.).

Установка у человека (Узнадзе Д.И., Братусь Б.С. и др.).

Личность и отношения (Мясищев В.Н., Орлов А.Б., Роджерс К., Маслоу А. и др.).

Направленность личности (Ломов Б.Ф. и др.).

Смысловая сфера личности (Братусь Б.С., Франк С.Л., Чудновский В.Э., Франкл В. И др.).

Социально-исторический образ жизни — источник развития личности. Социотипическое поведение личности в истории культуры. Понятие социогенеза (Выготский Л.С., Лурия А.Р., Леви-Брюль Л., Гумбольдт В., Вундт В.).

Социотипическое поведение личности и его подсознательные проявления (Леонтьев А.Н., Фромм Э. и др.).

Диспозиционная регуляция социотипического поведения личности (Ядов В.А., Узнадзе Д.Н. и др.).

Социальные ситуации развития личности и ее статус (Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г., Берн Э., Фромм Э. и др.).

Реальные формы социального поведения (Выготский Л.С., Анцыферова Л.И., Орлов А.Б., Адлер А., Фромм Э., Роджерс К., Олпорт Г. и др.).

Личность в системе межличностных отношений.

Личность в деятельности и общении (Абульханова-Славская К.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Орлов А.Б. и др.).

Особенности межличностных отношений в системе «роль-для-группы» (Выготский Л.С., Бахтин М.М.).

«Объектное и субъектное» межличностное восприятие (Бодалев А.А., Хараш А.У.).

Концепция деятельностного опосредствования МЛО (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Петровские А.В. и В.А.).

Уровень анализа отношений личности в системе «роль-для-себя» (Хараш А.У.).

Индивидуальность личности и ее жизненный путь.

Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности (Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.).

Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика (Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А.).

Мотивация развития индивидуальности (Асмолов А.Г., Братусь Б.С.).

Три подхода к изучению мотивации индивидуальности (Анцыферова Л.И., Олпорт Г., Левин К.).

Самоосуществление индивидуальности. Специфика личностного выбора (Поршнев Б.Ф.).

Черты самоактуализирующейся личности (Маслоу А., Роджерс К., Бюлер Ш.).

Выход за пределы самого себя и социальное бессмертие (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Петровские А.В. и В.А.).

Методы исследования в психологии личности.

Конструктивный подход в исследовании личности. Типология и диагностика свойств личности по параметрам активности и реактивности (привести конкретные примеры исследования личности).

Типология и диагностика свойств личности по параметрам направленности и возможностей (показать на конкретных примерах).

Метод виртуальной субъектности. Экспериментальный метод отраженной субъектности (разъяснить на основе разработанного и проведенного эксперимента.

Психологический тренинг

Психологический тренинг как форма организации психологической практики.

История возникновения групповых форм работы. Определение психологического тренинга. Преимущества групповой формы работы. Особенности психологического тренинга по сравнению с группами встреч и психотерапевтическими группами. Специфика тренинга: приобретение теоретических знаний и их практическое освоение, активная позиция обучаемого, двусторонний канал связи. Цели психологического тренинга: тренинг как способ развития специальных умений (тренинг разрешения межличностных конфликтов, тренинг ведения переговоров); тренинг, направленный на углубление опыта анализа ситуаций общения — повышение адекватности анализа себя, партнера по общению и групповой ситуации в целом (группы самоанализа, тренинг сензитивности, креативности, группы личностного роста).

Организация психологического тренинга.

Методические требования, предъявляемые к организации психологического тренинга. Организация пространства психотренинговых занятий. Методы подбора и формирования тренинговой группы. Требования к участникам тренинга (мотивация, способности, черты личности и характера).

Требования, предъявляемые к тренинговой группе.

Психодиагностические методы в подборе участников тренинговой группы. Принципы формирования тренинговой группы. Количество и продолжительность психотренинговых занятий. Классификация тренинговых групп. Подготовка тренера психотренинговой группы к занятиям. Структура и содержание психотренинговых занятий. Основные принципы психотренинга.

Ведущий тренинговой группы.

Требования к личностным и профессиональным качествам ведущего группы. Кодекс фасилитатора. Этические требования к руководителю группы (К.Роджерс).

Основные роли ведущего группы: И. Ялом (технический эксперт, эталонный участник); С. Кратохвил (активный руководитель, аналитик, комментатор, посредник, член группы).

Стили руководства группой (авторитарный, демократический, попустительский).

Преимущества и недостатки каждого из стилей. Подготовка ведущих тренинговых групп.

Групповая дискуссия как метод тренинговой работы. Понятие «групповая дискуссия». Цели дискуссии. Классификация групповой дискуссии по уровню организации (структурированная, неструктурированная), по содержанию (тематическая, биографическая, интеракционная).

Способы активизации групповой дискуссии: высказывание по кругу, метод эстафеты, высказывание за определенный промежуток времени. Невербальные способы управления дискуссией: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова.

Направления современного психологического тренинга: арт-тренинг.

Проективное рисование: диагностика и интерпретация затруднений в общении, изучение неосознаваемых чувств, активизация группового процесса. Методики проективного рисования: свободное, разговорное, дополнительное, совместное, их функциональное назначение. Способы работы с готовыми рисунками.

Направления современного психологического тренинга: телесно-ориентированный тренинг.

Общая характеристика. Этапы проведения. Используемые техники. Основные приемы: работа над структурой тела, чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, восточные методы. Медитативные техники, их функции (развитие навыков аутосуггестии и закрепление способов саморегуляции).

Направления современного психологического тренинга: лабораторный тренинг.

Понятие «обучающей лаборатории». Понятие тренинговой группы в лабораторном тренинге. Содержание тренинговых занятий в лабораторном тренинге. Цели и задачи тренинговой группы в лабораторном тренинге. «Окно Джогари» (арена, слепое пятно, видимое, неизвестное).

Понятие о принципе «здесь и теперь».

Поведение и функции руководителя группы в лабораторном тренинге. Разновидности лабораторного тренинга: тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных способностей, специализированный тренинг (тренинг деловых качеств, делового общения, разрешения конфликтных ситуаций).

Направления современного психологического тренинга: тренинг умений.

Понятие о тренинге умений. Понятие об учебной модели. Понятие тренинговой группы в тренинге умений. Содержание тренинговых занятий в тренинге умений. Цели и задачи тренинговой группы в тренинге умений. Разновидности групп тренинга умений и частные цели тренинга (группы жизненных тем, группы жизненных переходов, тренинг уверенности в себе, тренинг улучшения взаимоотношений, структурировано обучающий тренинг).

Понятие об измеримости проблем.

Направления современного психологического тренинга: тренинг уверенности в себе.

Общая характеристика. Классификация групп тренинга уверенности в себе. Понятие «уверенности» в себе. Понятие «неуверенности», «застенчивости» в себе. Понятие «агрессивного» поведения. Агрессия и фрустрация. Понятие основных прав человека по Келли. Основные методики, применяемые в группах уверенности в себе. «Репетиция поведения». Три компонента «репетиции поведения» — моделирование, инструктаж, экспериментирование, подкрепление. Задачи «репетиции поведения».

Направления современного психологического тренинга: релаксационный тренинг.

Общая характеристика. Понятие о прогрессивной мышечной релаксации Якобсона. Понятие о методе систематической десенсибилизации. Понятие о шкале субъективных единиц дискомфорта (шкала СЕД).

Самовнушение. Аутогенная тренировка.

Общая характеристика. Этапы проведения. Используемые техники.

Символдрама как психотерапия в парах и группе.

Техника проведения групповой символдрамы. Релаксация и работа с рисунком. Показания и противопоказания применения имаготерапии в группе. Проблематика и соответствующие мотивы: путешествие на воздушном шаре, посещение пещеры, необитаемый остров, прошлая жизнь, нахождение в образе другого или животного.

Показания и противопоказания для применения символдрамы. Проблематика заболевания и соответствующие мотивы.

Стандартные мотивы в символдраме.

Теоретическая основа и психоаналитическая направленность мотивов символдрамы (архитипический, мотивационный, конфликтный, психосоматический аспекты проведения глубинной психотерапии).

Техники проведения.

Релаксация, работа с рисунком. Символика цвета. Элементарный уровень: луг, подъем в гору, следование вдоль ручья, обследование дома. Средний уровень: встреча с особо значимым лицом, наблюдение опушки леса, куст розы или автостоп, плодовое дерево, дикие животные. Продвинутый уровень: пещера, отверстие на болоте, вулкан, змея, фолиант.

Возникновение и развитие гештальт-подхода. Теория контакта в гештальт-терапии.

Истоки возникновения гештальт-терапии, история ее развития. Основные понятия гештальт-терапии (контакт, граница контакта, творческое приспособление, осознавание, саморегуляция, self).

Динамический цикл контакта. Основные механизмы прерывания контакта (конфлюэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия).

Теорияselfи ее функции, нарушенияself.

Основной инструментарий гештальт-терапевта.

Парадоксальная теория изменений (А. Бейсер).

Полярности. Поддержка и фрустрация в гештальт-терапии. Эксперимент в гештальт-терапии. Фазы эксперимента. Виды эксперимента. Основные стратегии работы гештальт-терапевта: работа с внутренней феноменологией и работа на границе контакта. Основные типы терапевтических интервенций и их использование гештальт-терапевтом.

Личность психолога как основной инструмент его профессиональной деятельности.

Личностный характер психологического знания (взаимосвязь субъекта и объекта познания).

Характер рабочей ситуации психолога во взаимодействии с другим человеком (неопределенность, многозначность, отсутствие готовых схем решений и др.).

Основные требования профессии к личностным качествам психолога: рефлексивность; система гуманистических установок и ценностей; гибкость мышления и поведения; владение несколькими знаковыми системами; ответственность и др.

Отличительные особенности квалифицированного и неквалифицированного психолога.

Профессионально-личностный рост психолога как профессиональная задача.

Понятие «личностный рост». Понимание сущности личностного роста в традициях разных психологических школ: самореализация (К. Роджерс), самоактуализация (А. Маслоу), индвидуация (К.Г. Юнг) и др. Технологии личностного роста. Характеристика «человека развивающегося». Трудности личностного роста.

Возможность проявления деструктивности в деятельности психолога.

Позитивные и негативные образы профессионалов социономических профессий. Деструктивные проявления личности психолога: «шарлатан», «мнимый пророк», «волшебник», «чудак» и др. Психологические основания для проявления деструктивности и симптоматика в профессиональной деятельности психолога.

Варианты объяснения деструктивности: аналитическая традиция (К.Г. Юнг) и гуманистическая традиция (А. Маслоу).

Способы профилактики деструктивности в деятельности психолога.

Проблемы профессиональной деформации в работе психолога.

Понятие «профессиональная деформация». Феноменология. Усталость от другого человека как основная причина профессиональной деформации.

Когнитивно-поведенческая сфера. Процесс познания другого человека и его основные механизмы (категоризация, стереотипизация, схематизация и др.).

Рефлексия и развитие творческого мышления как пути профилактики ригидности психолога.

Эмоцинально-мотивационная сфера: синдром эмоционального выгорания. Фазы синдрома: напряжение, резистенция и истощение; их симптоматика. Факторы, способствующие развитию СЭВ (ролевой, организационный и личностный).

Способы профилактики СЭВ,

Работа с детьми с девиантным поведением

Содержание понятия «девиантное поведение».

Современное состояние проблемы девиантного поведения. Понятие «трудновоспитуемости». Типы девиаций. Классификация поведенческих девиаций по Ю.А. Клейбергу. Понятие «девиантного поведения» в различных науках. Его соотношение с нормой. Подростковый возраст как сензитивный для возникновения девиаций. Основные концепции девиаций.

Основные причины и психологические теории возникновения нарушений в поведении.

Биологические причины девиантного поведения. Причины специального и психологического характера. Ошибки семейного воспитания. Типология неблагополучных семей. Причины, связанные с возрастными кризисами. Психодиагностическая модель возникновения нарушений в поведении (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни).

Фрустрационная модель. Аффективно-динамическая модель (И.А. Фурманов).

Поведенческая модель.

Суицидальное поведение, его механизмы и особенности.

Понятие «самоубийство». Анализ понятий: «суицидальные покушения», «суицидальные попытки», «суицидальные проявления». Классификация суицидальных проявлений (В.А. Тихоненко).

Основные концепции суицидального поведения. Причины самоубийств. Факторы суицидального поведения. Клинические аспекты суицидологии. Психологическая диагностика суицидального риска. Факторы профилактики подростковой суицидности. Этапы профилактики суицидального поведения по В.Т. Кондратенко. Особенности психопрофилактической и психокоррекционной работы с суицидентами. Принципы коррекции.

Психологические проблемы наркозависимости и алкоголизма.

Симптомы наркомании. Классификация веществ, вызывающих наркозависимость. Этиология наркотической зависимости. Профилактика и коррекция наркозависимости. Понятие «алкоголизма». Предпосылки, стимулирующие рост употребления алкоголя. Действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма в детском, подростковом и юношеском возрастах. Профилактическая работа с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Проблема созависимости. Характеристики созависимости. Критерии оценки созависимости. Сравнительная характеристика проявлений зависимости и созависимости. Преодоление созависимости.

Виды девиантного поведения.

Проституция. Формы девиантного сексуального поведения. Бродяжничество. Правонарушения. Агрессивное поведение. Особенности криминальных групп несовершеннолетних. Криминальная субкультура. Татуировки в криминальной среде несовершеннолетних. Особенности профилактики детей с различными видами девиантного поведения.

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Цели и принципы поведенческой коррекции. Стимулирование позитивной мотивации. Методы формирования позитивного поведения. Формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

Особенности работы школы по профилактике и коррекции девиантного поведения (классный руководитель, социальный педагог, педагогический психолог, школьный врач).

Критерии эффективности деятельности школы по профилактике отклоняющегося от нормы поведения. Особенности психологического консультирования девиантных подростков.

Литература

1. Аверин, В.А. Психология личности: Учебное пособие / В.А. Аверин. — Санкт-Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 191 с.

2. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком: Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. — Москва: Генезис, 2005. — 256 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. — Москва: Смысл, 2001. — 422 с.

4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — 464 с.

5. Бандурко, А.М. Психология управления / А.М. Бандурко. — Москва, 1990. — 284 с.

6. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — Санкт-Петербург: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2001. — 318 с.

7. Булюбаш, И.Д. Руководство по гештальт-терапии / И.Д. Булюбаш. — Москва, 2004. — 274 с.

8. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие / Н.Ф. Вишнякова. — Минск: Университетское, 2002. — 246 с.

9. Верду, К. Энциклопедия сексуальной жизни для детей, подростков и взрослых: в 3 т. / К. Верду, Ж. Коэн, Ж. Кан-Натан, Ж. Торджман. — Москва: Дом, 1994. — Т. 1−3.

10. Волков, Б.С. Конфликтология: Учебн. пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. — Москва: Академический Проект, 2006. — 384 с.

11. Гапова, Е.И. Антология гендерной теории / Е.И. Гапова, А.Р. Усманова; под общ. ред. Е.И. Гаповой. — Минск: Пропилеи, 2000. — 383 с.

12. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учеб. метод. пособие для вузов. / А.В. Гоголева. — Москва: Модэк, 2003. — 240 с.

13. Гоголева, А.В. Беспризорность: Социально-психологические и педагогические аспекты. / А.В. Гоголева. — Москва: МПСИ, 2004. — 464 с.

14. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. — Санкт- Петербург: Питер, 2005. — 464 с.

15. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П. Елисеев. — Псков: Изд-во Псковск. обл. ин-та усоверш. учит., 1994. — 280 с.

16. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 486 с.

17. Кон, И. С. Введение в сексологию / И. С. Кон. — Москва: «Медицина», 1989. — 317 с.

18. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 336 с.

19. Лебедев-Любимов, А. Психология рекламы / А. Лебедев-Любимов. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 368 с.

20. Лебедева, Н.М. Путешествие в гештальт: теория и практика / Н.М. Лебедева, Е.Л. Иванова. — Санкт-Петербург: Речь, 2004. — 560 с.

21. Лейнер, Х. Кататимное переживание образов / Х. Лейнер. — Москва: Эйдос, 1996. — 417 с.

22. Мескон, М. Основы менеджмента / Москва: Мескон. — Москва: Дело. 1997. — 704 с.

23. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: Учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев. — Москва: ИНФРА-М, Новосибирск, 2001. — 229 с.

24. Обухов Я.Л. Символдрама: Введение в основную ступень / Я.Л. Обухов. — Ростов на Дону: Мини-Тайп ООО, 2005. — 120 с.

25. Панкратов, В.Н. Психотехнология управления людьми / В.Н. Панкратов. — Москва: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 336 с.

26. Панкратов, Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Г. Панкратов. — Москва: «Маркетинг», 2000. — 362 с.

27. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие / В.Э. Пахальян. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 223 с.

28. Потеряхин, А.Л. Психология управления / А.Л. Потеряхин. — Киев: ВИРА-Р, 1999. — 381 с.

29. Рубин, Дж. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж. Рубин, Д. Пруйт, Ким Хе Сунг. — Санкт-Петербург, Еврознак, 2001. — 352 с.

30. Руководство по сексологии / С.С. Либих [и др.]; под общ. ред. С.С. Либиха. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 475 с.

31. Сартан, Г. Н. Новые технологии управления персоналом / Г. Н. Сартан. — Санкт-Петербург: Речь, 2003. — 273 с.

32. Степанов В. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей / В. Степанов. Москва: Академия, 1996. — 293 с. 33. Соколов, С.В. Социальная конфликтология. Учеб. пособие / С.В. Соколов. Москва: ЮНИТИ, 2002. — 327 с.

34. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д.Зиглер. — 3-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 637 с.

35. Фопель, К. Технология ведения тренинга: Теория и практика / К. Фопель. Москва: Генезис, 2005. — 267 с.

36. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. — Москва: ВЛАДОС, 2004. — 351 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector