Учреждение образования 25

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-___________/баз.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА

Учебная программа для специальности

1-23 01 04 Психология

1-23 01 04 13 Спортивная психология

2011

Составитель:

О.Н.Мельникова – ассистент кафедры психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

Рецензенты:

М.А. Дыгун – доцент кафедры психологии УО «Мозырьский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина», кандидат психологических наук, доцент

Н.В. Гапанович-Кайдалов — доцент кафедры социальной и педагогической психологии УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», кандидат психологических наук, доцент

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой психологии УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

(протокол № ___ от ___ _апреля__ 2011 );

Методическим советом факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»

(протокол № ___ от ____ _апреля__ 2011);

Ответственный за редакцию: О.Н.Мельникова

Ответственный за выпуск: О.Н.Мельникова

Пояснительная записка

Дисциплина «Психология личности и деятельности тренера» носит научно-прикладной характер и предназначен для студентов 4-го курса дневной формы обучения специальности 1-23 01 04 – «Психология». Учебная программа предусматривает необходимые в практической деятельности специалиста знания, умения, навыки в организации психологического сопровождения деятельности спортивного тренера. В учебной программе представлены предмет, задачи, основные теоретические позиции в исследовании личности и деятельности тренера, рассматриваются представления о специфике работы спортивного тренера с учетом особенностей видов спорта и направлений его деятельности. Главная цель изучения психологии личности и деятельности тренера состоит в ознакомлении студентов с особенностями деятельности тренера в современном спорте, в изучении спектра проблем, с которыми сталкивается тренер в своей работе. В учебной программе раскрываются такие проблемы как взаимодействие тренера и спортсмена в тренировочном и соревновательном процессах, конфликты в системе «тренер-спортсмен», особенности успешных и неуспешных тренеров.

5 стр., 2410 слов

Основы научно-исследовательской деятельности в психологии

... Выделяют следующие методы: наблюдение - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Этот метод является одним из основных на этапе получения эмпирических данных. ... организационные" методы (по Ананьеву): сравнительный - применяется во всех областях психологии. В сравнительной психологии - сопоставление развития психики на разных этапах эволюции. В этнопсихологии ...

Особое внимание уделяется проблеме психолгической поддержки тренера, сопровожденю его деятельности.

Цель дисциплины: ознакомление студентов с психолого-педагогическими проблемами деятельности спортивного тренера .

  1. Задачами дисциплины специализации являются:

— усвоение методологических принципов изучения личности;

— усвоение основных диагностических средств исследования личности тренера;

  • овладение навыками диагностической работы спортивного психолога;
  • формирование умений и навыков составления рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению деятельности тренера.

Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как общая психология, педагогическая психология, социальная психология и психодиагностика.

В результате изучения дисциплины

Специалист должен иметь представление:

  • о методологических основах получения психодиагностических данных;
  • о модели профессиональной деятельности психолога, психологической задаче и психологической помощи.

Специалист должен знать:

– основные отрасли и методы психологического исследования;

  • психический склад личности, особенности проявления и распознавания задатков, способностей;

Специалист должен владеть:

  • методами организации и проведения психологического исследования, сбора и обработки эмпирической информации, навыками психометрической оценки психодиагностических средств.

Специалист должен уметь использовать:

– современную научную литературу.

Специалист должен иметь опыт:

– проведения научно-исследовательских работ по общей и специальной психологии с использованием различных методов психодиагностики.

Дисциплина «Психология личности и деятельности тренера» изучается студентами 4 курса специальности 1-23 01 04 «Психология» со специализацией «Спортивная психология».

Общее количество часов – 112 ; аудиторное количество часов – 52, из них: лекции – 14, семинарские занятия – 14, лабораторные занятия –24, контролируемая самостоятельная работа — 4. Форма отчётности – экзамен.

Примерный тематический план

пп

Название темы

Лекции

Семинар

Лабораторные занятия

СУРС

Всего

Психология личности и деятельности тренера

10

14

24

4

52

1.

Психологические особенности тренерской деятельности

2

2

2

2

8

2.

Профессиональные знания и умения тренера

2

2

2

2

8

3

Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров

4

6

10

4

Специфика деятельности тренера в ДЮСШ

2

2

4

5

Общение тренера со спортсменами

2

12

14

6

Формы психологического воздействия тренера на спортсменов

4

2

6

7

Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях

2

2

Всего часов:

10

14

24

4

52

Содержание учебного материала

Тема 1: Психологические особенности тренерской деятельности

Деятельность спортивного тренера как вид педагогической деятельности. Специфика тренерской деятельности. Воспитание и обучение в спорте. Общие и частные технологии обучения и воспитания в спорте.

Профессиональный риск. Нравственная ответственность за здоровье и развитие учеников. Стрессогенность профессии. Публичность профессии.

Функции тренера: экспертно-консультативная, проектировочная, хозяйственно-организаторская, представительская, воспитательная, познавательная, секундантская. Классификация тренеров

Тема 2: Профессиональные знания и умения тренера

Общие педагогические требования: высокий уровень нравственного самосознания; педагогическое образование; широкий кругозор; устойчивые морально-волевые качества; интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии; высокий общий культурный уровень; умение управлять собой в любых условиях; хорошие организаторские способности; умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности: знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля; умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта; умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц; способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности; умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом; способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, творческо-исследовательские умения тренера.

Тема 3 : Психологическая характеристика успешных и неуспешных тренеров

Авторитет тренера и факторы его обуславливающие. Псевдоавторитет.

Личностные качества успешных и неуспешных тренеров. Отличия в мотивационной и волевой сфере.

Отношния со спортсменами как фактор успешности тренера. Модель личности и деятельности идеального тренера. Социально-психологические особенности взаимопонимания тренеров со спортсменами. Взаимопонимание тренера и спортсмена как фактор успешности их деятельности.

Совместимость тренера и спортсмена. Типологические особенности свойств нервной системы и личности. Спортсменов и тренеров. Самопознание как фктор успешного взаимодействия и взаимопонимания тренера и спртсмена. Типы руководства тренеров.

Тема 4: Специфика деятельности тренера в дюсш

Педагогический характер деятельности тренера. Особенности взаимодействия тренера с учениками разного возраста.

Возрастные особенности подростков и юношей. Особенности мотивации спортивных занятий детей в разные возрастные периоды. Особенности мотивации мальчиков и девочек.

Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе воспитания подростков.

Тема 5: Общение тренера со спортсменами

Общение тренера со спортсменами в различных видах спорта. Общение с командой в игровых видах спорта.

Факторы, обуславливающие эффективность общения тренера и спортсмена. Внешние и внутренние факторы. Поведение тренера. Половые особенности тренеров. Психологический такт.

Трудности педагогического общения. Умение слушать. Культура речи тренера. Стили общения тренеров. Общение тренера со спортсменами, имеющими разный социометрический статус.

Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами. Типы отношения тренеров к конфликтам. Правила поведения тренера в конфликтной ситуациии.

Тема 6: Формы психологического воздействия тренера на спортсменов

Воздействие на сознание и волю спортсмена. Проявление внимания. Просьба. Требование. Убеждение. Внушение и егго разновидности. Принуждение. Оцениывние действий и поступков учеников. Поощрение и наказание.

Индивидуализация педагогического воздействия тренеров на спортсменов.Особенности индивидуально-воспитательной работы со спортсменами с различной силой нервной системы.

Тема 7 : Особенности секундирования тренером спортсменов на соревнованиях

Секундирование как специфическая форма работы тренера со спортсменом. Секундирование до соревнований, во время соревнований и после соревнований. Советы-наставления и их влияние на поведение спортсмена. Советы-подсказки.

Особенности общения тренеров со спртсменами во время соревнований. Влияние присутствия-отсутствия тренера на эмоциональное состояние спортсмена. Учет индивидуальных особенностей спортсмена при секундировании.

Особенности поведения эмоциональных тренеров.

Информационно-методическая часть

Перечень лабораторных работ

  1. Диагностика направленности личности тренера.

  2. Выявление «синдрома выгорания» в тренерской деятельности.
  3. Изучение оценочных стереотипов восприятия и понимания тренером себя и других.
  4. Прогноз и оценка успешности профессиональной карьеры в спорте.
  5. Программа наблюдения за поведением и действиями тренера.
  6. Обучение тренеров умению преодолевать трудности педагогического общения.
  7. Обучение тренеров педагогическим умениям выслушивать учеников и вести с ними воспитательную беседу
  8. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении тренера со спортсменами .
  9. Анализ ситуаций общения тренера со спортсменами в ходе соревнования.
  10. Измерение психологической атмосферы в команде.
  11. Принципы и упражнения для формирования командной сплоченности.
  12. Предупреждение и разрешение конфликтов в общении членов команды.

Перечень семинарских занятий

  1. Воспитание и обучение в спорте.

  2. Модель личности и деятельности тренера
  3. Авторитет и псевдоавторитет тренера .
  4. Совместимость тренера и спортсмена.
  5. Трудности педагогического общения.
  6. Причины и условия возникновения конфликта тренера со спортсменами.
  7. Особенности взаимодействия тренера с учениками разного возраста.

Формы контроля знаний

  1. Защита отчетов по лабораторным работам

  2. Контрольные работы по темам 1 и 2.

Перечень литературы

Основной

1. Бабушкин, Г.Д. Специфика деятельности тренера / Г.Д.Бабушкин. — Омск: ОГИФК, 1985. — 68 с.

2. Варфоламеева, Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры: Автореф. докт. дис. / Л.Е.Варфоломеева. — СПб., 1999. — 40 с.

3. Ганюшкин, А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена / А.Д.Ганюшкин. // Психологические аспекты подготовки спортсменов. — Смоленск: СГИФК, 1980, с. 3-9.

4. Гогунов, Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пос. / Е.Н.Гогунов. — М.: ИЦ «Академия», 2000. — 288 с.

5. Горбань, А.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера: Методическое пособие / А.П.Горбань. — Малаховка: МОГИФК, 1988. — 33 с.

6. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д.Горбунов. — М.: ФиС, 1986. — 208 с.

7. Деркач, А.А., Творчество тренера/ А.А.Деркач, Исаев А.А. — М.: ФиС, 1982. — 239 с.

8. Климов, Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Б.А.Климов — Казань: КГУ, 1969. — 278 с.

9. Корх , А.Я. Тренер: деятельность и личность: Учеб. пос./А.Я.Корх. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.

10. Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте / Б.Д.Кретти. — М.: ФиС, 1978. — 224 с.

11. Максаков, А.Ю. Специфика общения тренера со спортсмена­ми в условиях соревнований и тренировки/ Психофизиологичес­кие аспекты учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр./Подред. Б.А. Ашмаринаидр. — Л.:ЛГПУим. А.И. Гер­цена, 1987, с. 17-21.

12. Максаков, А.Ю. Стили педагогического общения тренеров детс­ких команд и их оптимизация: Автореф. канд. дис. / А.Ю.Максаков. — Л., 1990. — 15с.

13. Попов, Д.В. Особенности предсоревновательного эмоционального напряжения тренеров по спорту // Психологические основы обучения и воспитания / Под ред. А.Н. Николаева. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000, с. 95.

14. Приставкина, М.В. Некоторые особенности личности успешно работающих тренеров по художественной гимнастике //Тез. док. ХI Всесоюз. научно-практ. конф. психологов спорта. ч.1 / М.В.Приставкина М.В. — Минск, 1990, c. 58-60.

15. Прохоров, В.Н. Полифункциональность деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. канд. дис. / В.Н.Прохоров.- Л., 1982. — 16 с.

16. Прохоров, В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: Матер. межвуз. научно-практ. конф. /Под ред. М.В. Прохоровой. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997, с. 27-29.

17. Прохорова, М.В. Особенности коммуникативной деятельности тренера ДЮСШ: Автореф. канд. дис./ М.В.Прохорова. — М., 1975. — 19 с.

18. Решетень, И.Н. Вопросы педагогического мастерства тренера / И.Н.Решень, М.И.Фролова. — Малаховка, 1978. — 43 с.

19. Решетень, И.Н. Основы педагогического мастерства тренера: Учеб. пос. / И.Н.Решень, И.Х.Кобер, М.В.Прохорова. — Малаховка: МОГИФК, 1986. — 55 с.

20. Рогалева, Л.Н. Влияние спорта и установок тренера на личность юного спортсмена: Автореф. канд. дис. / Л.Н.Рогалева. — М., 1999. — 20 с.

21. Стамбулова, Н.Б. Динамика когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения «спортсмен-тренер» на протяжении спортивной карьеры / Психология и педагогика — новый синтез: Матер. 24-й науч. конф. / Под ред. А.Н. Николаева. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998, с. 67-68.

22. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры. / Н.Б.Стамбулова. — СПб.: Центр карьеры, 1999. — 368 с.

23. Станиславская, И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности. Канд. дисс. / И.Г.Станиславская. — СПб., 1994. — 147 с.

Дополнительной

24. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова.- СПб.: Питер, 2002. — 288 с.

25. Волков, И.П. Очерки спортивной акмеологии / И.П.Волков. — СПб.: изд-во БПА, 1998. — 126 с.

26. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: Учеб. пос. / Е.П.Волков — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.

27. Иванов, С.В. Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры: Автореф. канд. дис./ С.В.Иванов. — Л., 1990. — 17 с.

28. Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности./ Н.В.Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1967. — 183 с.

29. Осницкий, А.В. Психологические проявления дезадаптации личности учителя в педагогической деятельности: Автореф.канд. дис./А.В.Осницкий. — СПб., 1999. — 23 с.

30. Певзнер, А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения : Канд. дис. / А.Е.Певзнер. — СПб., 1996. — 139 с.

31. Пономарев, В.М. Требования к профессиональным способностям, подготовленности и мастерству преподавателя физической культуры / Психологические основы обучения и воспитания: Матер. 26-й науч. конф. / под ред. А.Н. Николаева. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000, с. 43-46.

32. Пфейфер, Н.Э. Исследования профессионально-педагогического потенциала специалиста по физической культуре / Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: Матер. межвуз. научно-практ. конф./ под ред. М.В. Прохоровой. — СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997, с. 6-8.

33. Руйбите, Л.М. Зависимость успешности соревновательной деятельности от особенностей межличностного восприятия и психологического климата в спортивных командах: Автореф. канд. дис./ Л.М.Руйбите. — Л., 1984. — 21 с.

34. Савенков, Г.Н. Педагогические способности тренеров./ Г.Н.Савенков. — Волгоград, 1979. — 49 с.