ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по воспитательной работе БГПУ

________________С.И. Коптева

« » 2015г.

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-31-02 / ________/уч

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа государственного экзамена для специальностей:

1- 01 01 01 «Дошкольное образование»

1- 01 01 02 «Дошкольное образование. Дополнительная специальность»

1-03 03 06 «Сурдопедагогика. Дополнительная специальность»

1-03 03 08 «Тифлопедагогика. Дополнительная специальность»

1-03 03 08 «Олигофренопедагогика. Дополнительная специальность»

 

2015 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

Т. В. Поздеева– кандидат педагогических наук, доцент ,заведующий кафедры общей и дошкольной педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

О. В. Леганькова – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедры детской психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Т.М. Недведская – заведующий кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования учреждения образования “Минский областной институт развития образования”, кандидат психологических наук.

Е.Ч.Алехнович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусства».

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой общей и дошкольной педагогики учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»(протокол 10 от 19. 03. 2015 г.).

______________ Т.В.Поздеева

 

Советом факультата дашкольного образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № 9 от 15. 04. 2015 г.).

_______________ А.Н. Касперович

Оформление программы государственного экзамена и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует

Методист учбно-методического управления БГПУ _______ А.В. Виноградова

10 стр., 4957 слов

Федеральное агенство по образованию рф государственное образовательное ...

Протокол №_______ Председатель УМК Хотемова Л.В.______________ Рабочая учебная программа Дисциплины «Профконсультирование» Блок дисциплин ( ДС Спецкурс) Специальность 040101 "социальная работа" Факультет «психологии и социальной работы» Форма обучения (дневная, заочная) Семестр: 9 Всего учебных занятий - 104 часа В том числе: Аудиторных 30 часов, из них; Лекций - 18 часа; Практических - 34 часов; ...

Ответственный за редакцию: Т. В. Поздеева

(И.О.Фамилия)

 

Ответственный за выпуск: Т. В. Поздеева

(И.О. Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа государственного экзамена по дошкольной педагогике и детской психологии предназначена для студентов, обучающихся по специальности 1 – 01 01 01 «Дошкольное образование» и 1 – 01 01 02 «Дошкольное образование. Дополнительная специальность», соответствует образовательному стандарту высшего образования, составлена на основе типовых программ по следующим дисциплинам: «Дошкольная педагогика», «Возрастная и педагогическая психология: детская психология».

Составители, опираясь на классические и современные педагогические исследования, данные смежных наук, включили в программу узловые, принципиально важные проблемы педагогической науки.

Программа состоит из двух разделов. Первый раздел программы структурирован по частям, отражающим основное содержание детской психологии, второй раздел включает части, раскрывающие важнейшие вопросы дошкольной педагогики.

К выпускникам на государственном экзамене предъявляются следующие требования:

· понимание неразрывного единства взаимосвязи педагогических явлений с реалиями современного общества;

· знание современных педагогических исследований по вопросам дошкольной педагогики и возрастной и

педагогической психологии;

· знание психолого-педагогических основ важнейших проблем педагогики в их историческом развитии;

· знание законодательных и программных документов в области общественного дошкольного образования.

 

ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ:

· определить уровень теоретической и практической подготовки по детской психологии;

· определить уровень теоретической и практической подготовки по дошкольной педагогике;

· определить сформированность умения оперировать методическими знаниями при выполнении различных функций педагога учреждения дошкольного образования;

· дать итоговую оценку уровня профессиональной подготовки будущего работника учреждения дошкольного образования.

ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

· законы, специфику и логику развития психики ребёнка;

· особенности развития, воспитания ребёнка раннего и дошкольного возраста;

· цель, задачи, содержание и формы образовательной работы в современном учреждении дошкольного образования;

· стратегию взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников, пути и средства организации сотрудничества педагогов и родителей;

· стратегию и тактику преемственности дошкольного и начального школьного образования.

 

ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

· изучать особенности развития когнитивных, эмоциональных и индивидуально-личностных характеристик психики ребёнка;

· владеть приёмами коррекции неравномерности развития;

· творчески применять воспитательные и образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста в разных типах учреждений дошкольного образования;

· составлять перспективный и календарный планы образовательной работы с детьми на основе действующей учебной программы;

8 стр., 3529 слов

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной ...

... реализована в любом образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного ...

· уметь педагогически целесообразно и эффективно строить взаимодействие с семьями воспитанников;

· внедрять образовательный стандарт дошкольного образования нового поколения.

ВЫПУСКНИК ДОЛЖЕН ВАДЕТЬ:

· способами отбора педагогических средств, необходимых для достижения поставленных целей и задач с учетом возрастных особенностей детей;

· способами отбора, систематизации и планирования педагогического материала;

· профессиональной психологической культурой;

· навыками педагогического взаимодействия.

Психологическая готовность детей к обучению в школе

Структура и содержание психологической готовности детей к обучению в школе. Психолого-педагогические условия её формирования.

Социально-психологическая и личностная готовность детей к обучению в школе. Изменение внутренней позиции ребенка. Проявления социальной активности личности, готовность к освоению новых социальных ролей. Формирование представлений о себе как о будущем школьнике. Притязание на признание моральных качеств. Роль оценки взрослых в формировании нравственной зрелости.

Мотивационно — волевая готовность к школе. Анализ мотивов отношения к школе и учению. Осознанность учебной мотивации. Формирование способности управлять своим поведением, умственной деятельностью. Готовность к соблюдению правил поведения и нравственных норм.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Познавательная активность старших дошкольников, ее содержательная направленность. Формирование умений добывать знания. Развитие умственных действий, переход от внешних практических действий к действиям умственным, интериоризированным. Формирование системы образных и вербальных обобщений. Роль образного и наглядно-схематического мышления в подготовке детей к обучению в школе.

 

Психология личности и деятельности воспитателя детского сада

Психология личности и деятельности педагога дошкольного учреждения. Требования к личности педагога в свете гуманизации образовательной системы. Социальные ожидания по отношению к педагогу. Профессионально-педагогическая направленность, любовь к детям, эмпатия, чуткость, гуманность, оптимизм, юмор как профессионально ценные качества педагога. Креативность, самостоятельность, инициативность педагога как важные для достижения педагогом профессионализма качества. Педагог как субъект гностико-преобразующей деятельности. Личностные качества, способствующие успеху в ней (психологическая и социально-психологическая наблюдательность, социальный и эмоциональный интеллект, практичность ума, тактичность, рефлексивность и др.).

Профессионально-значимые волевые качества педагога. Профессиональное самосознание педагога. Основные профессиональные функции воспитателя. Индивидуальный стиль деятельности и его проявления в работе воспитателя.

Педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми. Психологические основы педагогического общения. Педагогическое взаимодействие и его функции. Структура педагогического взаимодействия. Внутренняя подструктура педагогического взаимодействия. Ценностные ориентации педагога, его установки по отношению к руководимой им деятельности. Типы отношения педагогов к детям. Педагогическая эмпатия как важная составляющая внутреннего компонента педагогического взаимодействия. Социальная перцепция педагога. Педагогическая рефлексия. Внешний поведенческий компонент межличностного взаимодействия педагога. Осознаваемые (преднамеренные) и неосознаваемые (непреднамеренные) педагогические воздействия. Вербальные и невербальные воздействия педагога. Место и роль невербальных воздействий (контакт глаз, физический контакт и др.) в педагогическом общении. Прямые и косвенные воздействия педагога. Преимущество игрового общения с дошкольниками, общения посредством искусства (песни, сказки, поэзии и т.п.).

14 стр., 6983 слов

Индивидуальный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста

... воспитании детей дошкольного возраста. 3. Рассмотреть методы и приема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. 4. Проанализировать проблемы индивидуального подхода к дошкольникам в семейном воспитании. 5. Раскрыть роль педагога ... и количественного описания; теоретический анализ научной литературы по педагогике, психологии; синтез, сравнение, обобщение, систематизация и классификация ...

Типология педагогического взаимодействия по параметру соотношения внешних и внутренних его подструктур. Влияние стиля педагогического взаимодействия на развитие личности дошкольника и взаимоотношения в «детском обществе». Эффективное педагогическое взаимодействие.

 

Раздел 2. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Предмет и задачи дошкольной педагогики как науки

Дошкольная педагогика как наука. История развития дошкольной педагогики как науки в трудах зарубежных педагогов-классиков, в трудах и опыте русских педагогов.

Становление отечественной дошкольной педагогики.

Предмет дошкольной педагогики. Учет своеобразия развития ребенка-дошкольника.

Задачи дошкольной педагогики. Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе.

Источники развития дошкольной педагогики как науки

Народная педагогика как первоисточник научной дошкольной педагогики. Влияние религии на складывающийся опыт воспитания подрастающего поколения.

Развитие дошкольной педагогики на основе изучения педагогической мысли прошлого, данные смежных наук.

Инновационный творческий педагогический опыт как источник развития дошкольной педагогики. Обогащение дошкольной педагогики на основе специальных экспериментальных исследований.

Специфика профессиональной деятельности педагога учреждения дошкольного образования

Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика предмета, объекта труда. Способы осуществления педагогической деятельности, ее мотивы и результат. Модели педагогической деятельности.

Условия диалогичности педагогической деятельности.

Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога.

Функции педагога. Профессиональные умения.

Система профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.

Методы педагогического исследования. Их использование в работе воспитателя учреждения дошкольного образования

Теоретические методы педагогического исследования.

Эмпирические методы педагогического исследования.

Наблюдение как метод педагогического исследования, его значение, виды. Способы фиксации результатов наблюдения, использование технических средств. Анализ результатов наблюдения, их обобщение.

Педагогический эксперимент, его виды, значение, организация, методика проведения. Фиксация и анализ данных эксперимента, количественные и качественные показатели эффективности проведенного эксперимента.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной игре взрослого с ре­бенком (детьми), где взрослый высту­пает ... Поэтому данные ниже рекомендации могут использоваться как воспитателя­ми второй группы раннего возраста (дети не младше 1 года 7 мес.), так и воспитателями первой младшей группы ...

Опрос как метод изучения личности и педагогического опыта, его виды.

Особенности и техника использования метода контент-анализа в педагогическом исследовании.

Методы социометрии и аутосоциометрии, тестирование.

Математические и статистические методы исследования.

2.5. Белорусская народная педагогика: традиции, средства, методы воспитания детей

Характеристика воспитательной системы белорусского народа.

Исторические традиции белорусской семейной педагогики.

Средства воспитания в белорусской народной педагогике: труд, устное народное творчество игры, традиции, обычаи, обряды, праздники.

Методы воспитания в белорусской народной педагогике: убеждение, внушение, поучение, уговор, совет, разъяснение, предупреждение, запрет, пример, принуждение, высмеивание, упражнение, испытание, соревнование и др.

Современные исследования идей белорусской народной педагогики.

Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе

Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания.

Объективный и субъективный характер цели воспитания. Реальная цель воспитания детей дошкольного возраста. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Требования образовательных стандартов к организации воспитательной работы.

Интеллектуально-познавательное воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Понятия «интеллектуально-познавательное воспитание», «интеллектуально-познавательное развитие», «познавательно-практическая деятельность».

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников. Условия интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников. Средства и формы интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста.

Современные исследования интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.

Значение и специфика обучения детей дошкольного возраста

(по возрастам)

Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития, его сущность.

Развитие дошкольной дидактики в классической и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста.

Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

Типы обучения дошкольников, технология их осуществления.

Основные группы методов обучения, формы организации обучения.

Дидактические принципы и специфика их реализации в обучении дошкольников (по возрастам)

Понятие дидактических принципов. История разработки принципов обучения, их научное обоснование: наглядности (Я.А.Коменский), научности, систематичности, последовательности, доступности (Л.А.Занков), воспитывающего обучения (А.П.Усова), развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер), их психолого-педагогическое обоснование, специфика использования в дошкольном образовании.

Характеристика дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.

 

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Значение труда для полноценного развития личности.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, характеристика ее структурных компонентов.

17 стр., 8417 слов

Сенсорное воспитание детей раннего возраста 2

... дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.1 Сенсорное воспитание дошкольников играет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста ... ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. ...

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Виды и формы труда детей.

Условия организации труда дошкольников.

Современные исследования приобщения дошкольников к труду.

 

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы экономического воспитания подрастающего поколения на современном этапе. Нравственно-трудовое воспитание как фундамент экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель и задачи экономического воспитания дошкольников.

Содержание экономического воспитания дошкольников.

Экономические умения детей дошкольного возраста.

Возможности различных видов деятельности для формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста.

Современные вариативные программы и исследования экономического воспитания дошкольников.

 

Сюжетно-ролевая игра дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы ее развития.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

Прямые и косвенные приемы руководства. Метод комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой.

Формирование детского коллектива в сюжетно-ролевой игре, игровые и реальные взаимоотношения.

Современные исследования сюжетно-ролевой игры дошкольников.

 

Режиссерская игра дошкольников

Сущность режиссерской игры, ее значение для социального развития дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребенка.

Возникновение и развитие режиссерской игры, ее особенности. Взаимосвязь режиссерской и сюжетно-ролевой игры. Педагогические условия развития режиссерских игр.

 

Дидактические игры дошкольников

Педагогическая ценность дидактических игр.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры.

Виды дидактических игр, их своеобразие.

Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.

Классические и современные исследования дидактических игр дошкольников.

Театрализованные игры дошкольников

Значение театрализованных игр для развития личности ребенка.

Театрализованные игры как вид игр, разновидность художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Своеобразие театрализованных игр дошкольников.

Виды театрализованных игр, их характеристика.

Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.

Современные исследования театрализованных игр детей дошкольного возраста.

 

2.30. Значение игрушек в жизни ребенка: классификация, требования к ним

Образовательная и воспитательная ценность игрушки.

История игрушки как предмета и средства воспитания.

Белорусские народные игрушки, их художественные и педагогические достоинства.

15 стр., 7231 слов

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

... детей, их игрой и трудом. Цель данной курсовой работы - изучить основные аспекты современного дошкольного образования и его психологические особенности. Данная курсовая работа, содержит сведения об основных моментах развития детей дошкольного возраста. ... ряда задач: 1.Создание развивающей среды для ребенка. 2. Охрана и укрепления здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры. . Разработка ...

Разные подходы к классификации современных игрушек. Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушке.

Современные исследования проблемы игрушек ребенка.

 

Взаимодействие педагогов учреждений дошкольного образования с семьей

Актуальность проблемы взаимодействия педагогов учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.

Задачи сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьей.

Принципы взаимодействия детского сада с семьей.

Условия оптимизации сотрудничества учреждения дошкольного образования с семьей.

Содержание и формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей.

Современные исследования проблем взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников.

 

Преемственность в работе учреждений дошкольного образования и школы

Актуальность проблемы преемственности в работе дошкольного учреждения образования и школы.

Основные задачи преемственности дошкольного и начального образования.

Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования и школы.

Современные исследования проблемы преемственности в образовательной работе учреждения дошкольного образования и начальной школы.

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ I

Основная литература:

1. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студ. высш. пед. завед./ Е.О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

2. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения: Психология / Е.А. Панько. – 2-е изд. – Минск: Зорныверасень, 2006. – 264 с.

3. Панько, Е.А. Детство как самоценность / Е.А. Панько. – Мн.: Изд-во МОИРО, 2009. – 68 с .

4. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М., 2006. М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с.

5. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов дошк. образования / под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А.; – Мозырь: Белый ветер,2014.– 184 с.

Дополнительная литература:

1. Волков, Б.С. Детская психология: логические схемы/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 252 с.

2. Кайл, Р. Развитие ребёнка / Р. Кайл. – СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.– 640 с.

3. Рубцов, В.В. Современные проблемы образования детей младшего возраста/ В.В. Рубцов, Е.Г. Юдина. – Мир психологии. – 2010. – №1 (61) – С. 11-24.

 

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ II

Основная литература:

1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика / Т. М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007.

2. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007.

3. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.

4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2008.

5. Образовательный стандарт «Дошкольное образование» // Пралеска. – 2011. – № 11. –С. 2–64.

6. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь – Минск: НИО; Аверсев, 2013-416 с.

3 стр., 1394 слов

Педагога-психолога в дошкольном учреждении

... Работаем по программе “Пралеска”: Пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.А. Панько и др. — Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. — 304с. ... объединений входит в рабочее время специалистов, которое согласовывается с руководителем дошкольного учреждения. Литература, рекомендуемая для использования при организации коррекционно-развиваюшей работы.   ...

Дополнительная литература:

1. Работаем по программе «Пралеска» / Е.А. Панько [и др.]. Минск: НИО; Аверсэв,2007.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Изд-во «Адукацыя і выхаванне», 2007. – 496 с.

3. Хуторской, А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2007. – 639 с.