Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 7

1.1. Понятие общения и коммуникативных умений 7

1.2. Особенности развития общения и коммуникативных умений в раннем возрасте 15

1.3. Игра как средство развития коммуникативных умений у детей раннего возраста 22

Выводы по первой главе 29

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 30

2.1. Изучение коммуникативных умений детей раннего возраста 30

2.2. Система работы по развитию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 33

Выводы по второй главе 37

Заключение 38

Список литературы 39

Приложение 44

Введение

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общениис другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности — важная проблема научных исследований.

Признание самоценности раннего возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М.Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Изменение отношения к раннему детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.

В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, C.B.Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (J1.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, A.A. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (P.C. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А.Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, C.B. Пете-рина).

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к раннему возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей раненго возраста. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативнойдеятельности и неразработанностью методики формирования данных умений.

Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы пути развития коммуникативных умений ребенка раннего возраста в современном детском саду?

С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду».

Цель исследования – разработать и теоретически обосновать содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду.

Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей, а предметом — содержание, средства и приемы формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста.

22 стр., 10830 слов

Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...

... методики исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. 4. Охарактеризовать выборку испытуемых и проанализировать результаты исследования уровня развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. 5. Разработать и внедрить программу развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста ...

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений у детей раннеговозраста будет происходить наиболее успешно, если:

— содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возрста;

— средством формирования коммуникативных умений будут выступать коммуникативные игры.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Конкретизировать содержание коммуникативных умений детей раннего возраста, критерии и показатели их сформированности.

2. Изучить роль игры в развитии коммуникативных умений детей раннего возраста.

3. Разработать систему работы по развитию коммуникативных умений у детей.

В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, оценка экспертов, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).

Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад №460 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду

1.1. Понятие общения и коммуникативных умений

Общение — взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения [1; с.106].

Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность).

Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.

Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:

 коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми)……

Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 — 375 с.

2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982. — 127с.

3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. — М.: НЦ ЭНАС, 2003. — 136 с.

4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. — М.: Просвещение, 1973. — 175 с.

5. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. — №1. — С. 68-72.

24 стр., 11634 слов

Психолого-педагогический аспект развития социально-коммуникативной ...

... знаниями в области межличностного общения, поэтому необходимо эти навыки развивать. Поскольку в подростковом возрасте большую часть времени ребенок проводит в школе, то развитию коммуникативной компетентности должен способствовать педагог-психолог, ...

6. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

7. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. — 2004. — №4. — С. 49-52.

8. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. — 2006. — №4. — С. 77-84.

9. Ковалев, В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков [Текст] / В.В. Ковалев. — М.:ЦОЛИУВ, 1985. — 19 с.

10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2001. — 416 с.

11. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – С.97-114.

12. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. — 2004. — №1. — С. 54-60.

13. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. — Ростов н/Д : МарТ, 2002. — 301 с.

14. Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. — Киев: Радянська школа, 1989. — С. 10-20.

15. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин. — М.: Просвещение, 1991. — 143 с.

16. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Н. Лебедева. — М.: Классикс Стиль, 2004. — 72 с.

17. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Дефектология. — 2006. — №3. — С. 15-27.

18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.

19. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. — М.: Просвещение, 1998. — 76 с.

20. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М., 1986. – С.75-103.

21. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. — М., 1976. — С.130-147.

22. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 28-34.

23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. — М.: Академия, 2000. — 192с.

24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 352 с.

25. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом. Развитие познавательной дея­тельности характеризуется диалектическими переходами от ... сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, «кризисные» 1 явления, а в тех случаях, когда они ... действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с ...

26. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 128 с.

27. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред.И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. — 181 с.

28. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. — М.: Просвещение, 1987. — 144 с.

29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2000. — 272 с.

30. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.

31. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. — 2003. — №6. — С.3-12.

32. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. — №1. – С. 55-62.

33. Петровская, Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216с.

34. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У.В. Ульенковой. — СПб.: Питер, 2007. — 304 с.

35. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: НИИ шк. технологий, 2005. — 144 с.

36. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского. — Минск, 1985. — С.102.

37. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.

38. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И.Лубовского. — М.: Академия, 2006. — 464 с.

39. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. — М.: Медицина, 1986. — 194 с.

40. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.

41. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. — Н.Новгород, 1994. — 230 с.

42. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. — М., 1990. — С.6-17.

43. Ульянова, И.А. Межличностные отношения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания [Текст]: Автореферат дисс. . канд. психол. наук / У.В. Ульенкова. — СПб., 2003. — 12 с.

44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

45. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.

11 стр., 5269 слов

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с ...

... отсталость), локальная ретардация (или задержка психического развития). У детей с задержкой психического развития наблюдается локальность, мозаичность и порциальность недоразвития психических функций. Задержка психического развития (ЗПР) - это слабо ... для этого является развитие импрессивной речи, то есть понимания обращённой к ребёнку речи. То, насколько успешным будет обучение ребенка в школе ...

46. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.

47. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — №4. — С.31 — 32.

48. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — №1. — С.3-9.

49. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб., «Союз», 2004. — 336 с.

50. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – С.169-270.