[Введите текст]
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Инженерная педагогика и психология»
Курсовая работа
по дисциплине «Методика преподавания специальных дисциплин»
на тему: «Тест как объективное средство контроля»
Минск 2012
Введение
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся.
Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым преподавателем, — совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся, и умение применять эти знания на практике.
Проверка знаний подводит итог главного труда учащегося — учения. От организации проверки в системе урока, характера и содержания проверяемых знаний зависят успехи в обучении и воспитании. Большую роль при этом играют формы и методы проверки, применяемые преподавателем с целью объективного подхода к решению этой проблемы.
Можно использовать разнообразные формы и методы проверки знаний и умений. Эффективность их применения зависит от мастерства и творческой деятельности каждого преподавателя.
Основными формами и методами проверки качества усвоения изучаемого материала являются: устный опрос, при котором два-три учащихся дают обстоятельные ответы на главные вопросы, запланированные для проверки усвоения изученной темы, фронтальный (устный или письменный) опрос, выполнение программных практических работ, комбинированные опросы, сочетающие наряду с устным опросом использование всевозможных карточек с заданиями для письменного опроса и др.
На современном этапе одной из эффективных форм проверки качества усвоения изучаемого материала являются тестовые задания. Тестовые задания — это современная, международно-признанная форма контроля знаний. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.
Спектр использования тестов в учебной практике очень широк: распределение учащихся по способностям, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и, одарённых, с другой стороны, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профессиональные консультации учащихся колледжей и так далее.
Методические аспекты использования тестирования для текущего ...
... материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. ... наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и их навыки в изучении номенклатуры 5. ...
Нормы тестирования теряют в древности. Ученые приводят любопытные описания существовавшей около 3000 лет назад системы приёма на гражданскую службу в Китайской империи. У греков тестирование было признанным спутником процесса обучения. Тесты использовались для оценки овладения физическими, умственными навыками. В Средневековье европейские университеты ввели соответствующие экзамены для присвоения учёных званий и степеней.
В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам — первыми стали применяться тесты для проверки правописания).
Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические и психологические. Макколл обосновал цель использования педагогических тестов — объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». В 1915-1930 годы в Америке социальные измерения нашли особо широкое распространение, и этот период характеризуется как настоящий бум в развитии тестологии.
Распространение психолого-педагогической диагностики связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки — педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка. Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.
Начало 30-х годов прошлого века стало временем массового использования тестов и их неконтролируемого применения в народном образовании. Были допущены серьезные ошибки в практике их применения, что нанесло определенный ущерб школе (например, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учёта других факторов, влияющих на результаты проверки), а поэтому и было справедливо подвергнуто критике.
В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в профессиональной школе. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки преподавателем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.
Целью курсовой работы является изучение такой формы контроля как тестирование. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить значимость изучения темы дисциплины в процессе подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования и место темы в учебной программе;
Разработать краткий конспект предметных знаний по теме программы;
Разработать структурно-логическую схему содержания темы программы, определить сложность учебного материала;
Провести анализ структуры учебного занятия;
Определить особенности проведения учебного занятия;
Разработать средства контроля;
Разработать план занятия на основе технологического подхода.
1. Значимость изучения темы дисциплины в процессе подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования. Место темы в учебной программе
Дисциплина «Ревизия и контроль» — одна из профилирующих дисциплин для учащихся специальности 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль» и является завершающей при изучении специальных дисциплин «Бухгалтерский учет», «Налогообложение», «Статистика», «Экономика предприятия», «Анализ хозяйственной деятельности».
В учебном плане вышеназванной специальности данная дисциплина включена в специальный цикл профессионального компонента. Согласно учебному плану на ее изучение отводится 64 часа.
Министерством образования Республики Беларусь утверждена типовая учебная программа по дисциплине «Ревизия и контроль» для средних специальных учебных заведений по вышеназванной специальности, на основании которой разрабатываются календарно-тематические планы преподавателя.
Типовая учебная программа состоит из следующих структурных частей:
пояснительная записка;
примерный тематический план;
содержание предмета;
литература.
Примерный тематический план приведен в таблице 1.
Целью изучения дисциплины «Ревизия и контроль» является изучение теоретических положений и практического опыта, освоение ключевых теоретических понятий, порядка организации, технологии проведения ревизий и аудита, практических навыков, необходимых для качественного осуществления ревизий и аудита, оформление их материалов.
В процессе изучения дисциплины учащиеся должны разобраться во всем многообразии существующих методов контроля; изучить методику проверки документов и имущества субъектов хозяйствования, хозяйственных операций и финансовых сделок; научиться давать правовую и экономическую оценку фактам возможных нарушений.
Таблица 1.1 — Примерный тематический план по дисциплине «Ревизия и контроль»
Раздел и тема |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе на практические работы |
||
Введение Раздел 1. Организационные формы и виды контрольно-ревизионной работы Система финансово-хозяйственного контроля и формы его проведения в Республики Беларусь Аудит как форма контроля Основные приемы и этапы проведения ревизии предприятия Планирование, отчетность контрольно-ревизионной работы Раздел 2. Ревизия и контроль производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Ревизия денежных средств, подотчетных сумм и расчетных операций 2.2. Контроль учета основных средств и нематериальных активов, целевого использования капитальных вложений 2.3. Контроль учета товарно-материальных ценностей 2.4. Контроль операций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) и финансовых результатов деятельности предприятия 2.5. Ревизия фондов и резервов предприятия 2.6. Ревизия деятельности вспомогательных и обслуживающих хозяйств 2.7. Ревизия финансовых вложений у инвесторов Обязательная контрольная работа 2.8. Проверка достоверности отчетов предприятия Итого |
1 17 3 4 4 6 48 12 6 6 7 4 4 4 1 2 64 |
4 2 2 26 6 4 4 4 2 2 2 2 30 |
|
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
сущность и значение контроля, ревизии и аудита;
организацию и планирование контрольно-ревизионной работы и аудита;
способы и приемы, используемые при осуществлении проведения ревизий и аудита денежных средств, материальных ценностей, расчетно-кредитных операций, операций с основными средствами и нематериальными активами, с расходами и финансовыми результатами.
Учащиеся должны уметь:
составлять планы ревизий, инвентаризаций и аудита;
проводить проверки кассовых, банковских, товарных, расчетно-кредитных операций, операций по основным средствам и нематериальным активам;
осуществлять проверку правильности образования, эффективности использования фондов;
осуществлять проверку мероприятий по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, денежных средств, состояния внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля, учетной дисциплины в организации;
обобщать материалы ревизий и аудита и осуществлять контроль за выполнением принятых решений по результатам ревизий и аудита.
Остановимся на одной из тем программы дисциплины: «Основные приемы проведения проверки предприятия». Выбранная тема является наиболее значимой из всех тем первого раздела, так как дальнейшее изучение дисциплины с ней тесно взаимоувязано и опирается на изученный материал.
2. Разработка краткого конспекта предметных знаний по теме программы
По теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» разрабатывается краткий конспект предметных знаний.
Краткий конспект по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия»
Вопросы темы:
Приемы и способы документального контроля.
Приемы фактического контроля.
1 Приемы и способы документального контроля
Приемы и способы документального контроля используются контролерами при проверке источников информации (документов) с учетом поставленных целей и задач [14, с.23].
Способы документального контроля делятся на:
Сплошной — проверка всех документов и записей.
Выборочный — проверка документов, записей за какой-либо отдельный промежуток контролируемого периода:
проверка части документов за весь контролируемый период;
проверка однородных операций за квартал, месяц и т.д.;
проверка всех документов за 1 декаду, за последний месяц каждого квартала и т.п. [14, с.24]
Основными приемами документального контроля являются:
1. Формальная проверка — контроль документов на соответствие их установленным формам, полноту заполнения всех реквизитов; наличие подписей, печатей и т.д.
2. Арифметическая проверка — контроль правильности арифметических подсчетов.
3. Логическая проверка — сопоставление отраженной в документах информации с реальными показателями, событиями. (Могло ли быть такое на самом деле?)
4. Экспертная проверка — направлена на выявление подделок в документах (дописки текста, цифр, подделка подписей, частичное или полное удаление написанного текста и т.д.).
Подделки в документах могут быть выявлены при внимательном осмотре текста.
5. Нормативно-правовая проверка — устанавливает соответствие совершенных операций действующим актам законодательства, учредительным документам, приказу об учетной политике, коллективным договорам и т.д.
6. Экономическая проверка — устанавливает экономическую целесообразность совершаемых операций, их влияние на финансовый результат.
7. Встречная проверка — изучение достоверности операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимосвязанным операциям (обычно все документы составляются в двух экземплярах).
2 направления встречной проверки [16, с. 32]:
Сопоставление экземпляров одного и того же документа (первый и второй экземпляры накладной);
Сопоставление значения одного и того же показателя в различных документах («поступило материалов» по приходному ордеру и сравнивают с материальным отчетом).
8. Контрольные сличения — устанавливают достоверность учета движения имущества организации. Используются при проверке оборотно-сальдовых ведомостей и т.п.
9. Обратная калькуляция (обратный счет) — устанавливает достоверность списания сырья, то есть по фактическому выпуску готовых изделий исчисляется расход сырья в соответствии с установленными нормативами и сопоставляется с фактически произведенным списанием сырья по первичным документам (ЛЗК, накладные и т.д.).
10. Проверка корреспонденции счетов — контроль бухгалтерских записей (проводок) на соответствие их плану счетов, обоснованности исправительных записей.
11. Аналитическая проверка — контроль согласованности показателей аналитического синтетического учета, показателей в формах отчетности и т.д.
2 Приемы фактического контроля
Приемы фактического контроля помогают установить действенность, реальность, количественное и качественное состояние контролируемого объекта [14, с. 26].
Основными приемами фактического контроля являются:
1. Инвентаризация — проверка в натуре денежных средств, материальных ценностей, состояния расчетов и других статей баланса на определенную дату.
2. Контрольные обмеры (используются в основном при изучении капитальных и ремонтных работ) — организуются для определения выполненного объема строительно-ремонтных работ. Обеспечивают проверку достоверности учета списания строительных материалов, начисления заработной платы строителям и т.д.
3. Обследование объектов — изучение организационно производственной деятельности объекта контроля.
Его целесообразно проводить в начале аудиторско-ревизионных процедур.
В круг обследования могут быть включены [6, с.102]:
Анкетирование;
Хронометраж;
Наблюдение;
Фотографирование.
4. Контрольный запуск сырья и материалов в производство. В присутствии контролеров и специалиста технолога проверяется весь технологический процесс: начиная от взвешивания сырья, материалов, его обработки и заканчивая взвешиванием готовых изделий.
5. Контрольные закупки товаров (контрольное оформление заказов) — искусственно созданная ревизорами ситуация приобретения товаров (работ, услуг) без целей их потребления (или последующей реализацией. С последующим объявлением субъекту о проведении такой закупки и оформлением акта такой закупки.
6. Лабораторный анализ (технический контроль ОТК) — проверка качества готовых изделий на соответствие стандартам.
Позволяет установить достоверность отнесения изделий к готовой продукции.
3. Разработка структурно-логической схемы содержания темы программы. Определение сложности учебного материала
Структурно-логическая схема (СЛС) содержания темы «Основные приемы проведения проверки предприятия» представлена на рисунке 1.
Характеристиками структурно-логической схемы являются следующие: число вершин, ребер и замкнутых контуров, ранг структурной схемы, средняя степень ее сложности. Под рангом схемы понимают число ребер, связывающих последнюю вершину графа с наиболее удаленной от нее. Для определения степени сложности учебного материала по теме «Основные приемы проведения проверки предприятия» используем формулу (3.1).
р = 2т/п, (3.1)
где т — число ребер-связей, п — число вершин-понятий.
Подставим значения в формулу (3.1), получим:
Р=2Ч23/22=2,1
Рисунок 3.1 — Структурно-логичесая схема
Итак, можно сделать вывод о том, что составленная СЛС содержания вышеназванной темы не сложна, следовательно, на ее усвоение учащиеся затратят не большое количество времени.
4. Анализ структуры учебного занятия
Цель занятия: обучающая — ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля; развивающая — развитие навыков логического мышления, сравнения и обобщения; воспитательная — ориентация на приобретаемую специальность; методическая — освоение и реализация современных технологий обучения.
Цель проведения занятия определяет его тип. Тип занятия -комбинированный.
Структура занятия следующая: организационная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение тестовых, подведение итогов и выдача домашнего задания.
Структура занятия рассматривается на следующих уровнях: дидактическом, логико-психологическом, методическом.
Компонентами дидактической структуры занятия (и одновременно основными этапами занятия) являются следующие обобщенные дидактические задачи, которые в разной степени могут решаться:
Мотивация деятельности учащихся, целевая установка, актуализация опорных знаний и способов действий.
В процессе актуализации создается проблемная ситуация и формулируется учебная проблема. Таким образом, учащиеся подготавливаются к осознанному восприятию объяснения педагогом нового учебного материала или к самостоятельной поисковой деятельности.
Видом деятельности учащегося на этом этапе выступает устное изложение усвоенных знаний.
Формирование новых понятий и способов действий.
В содержание этого компонента входит важнейший элемент — усвоение. Оно включает психологический акт «присвоения» учащимися новых знаний или способа действия. Способом объяснения педагога является лекция, демонстрация мультимедийных слайдов и первичных документов. На этом этапе совершается основной процесс — постановка проблемы и поиск способов ее решения.
Применение — формирование умений (включающее и специальное повторение и закрепление).
На этом этапе происходит более глубокое и осознанное формирование понятия в процессе его применения в практической ситуации. Т.е выполняются рассматриваются реальные практические ситуации, анализируется ход их решений и т.п.
Контроль знаний и умений.
На этом этапе занятия происходит контроль качества обучения. Осуществляется тестирование (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
По каждой теме теоретического обучения мною составлены задания трёх уровней сложности.
Тесты первого уровня — это тесты на различение (избирательные и выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения (испытуемый должен дать формулировку понятию).
Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий.
Группа заданий I уровня выполняется всеми учащимися отдельно. После выполнения заданий I уровня все учащиеся приступают к выполнению тестовых заданий II уровня сложности. Тестовые задания III уровня выполняются учащимися по желанию. Проверка и оценка работ ведется с учётом уровня выполненного задания.
Дидактическая структура занятия раскрывается и конкретизируется в методической подструктуре занятия элементами которой будут различные виды деятельности педагога и учащихся.
5. Особенности методики проведения учебного занятия
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся.
В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и технологиях обучения (как линейные, так и нелинейные).
По определению, тест — стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки преподавателем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.
К нелинейным технологиям обучения относится тестирование. Использование тестов дает возможность оценивать уровень соответствия сформированных знаний, умений и навыков учащихся, позволяет педагогу скорректировать учебный процесс, меняя сочетания используемых линейных и нелинейных технологий обучения.
По определению, тест — стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. Несмотря на то, что ведется много споров по поводу использования тестов для контроля и оценки качества знаний, на мой взгляд, именно тестовый контроль подходит для оценки преподавателем работы учащихся с материалом раздела, особенно теоретическим.
Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память. Для организации тестов не требуется много времени урока, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Учащимся нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест — разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т.д. При этом выявляется глубина знаний теоретических вопросов.
Программа учебной дисциплины «Ревизия и контроль» для средних специальных учебных заведений, предназначенная для реализации учебного плана предполагает не только практическое применение существующих приемов и способов контроля, но и приобретение большого объема теоретических знаний.
Тесты позволяют:
эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени;
качественно оценить знания учащихся;
освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ;
повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков;
в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи);
вывить проблемы при изложении и усвоении учебного материала;
применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми,
повышение мотивационной стороны обучения,
использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке),
большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся),
возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Кроме того, систематическое тестирование стимулирует учащихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор.
Опыт показывает, что и сами учащиеся предпочитают тестирование другим методам контроля знаний, считая его наиболее объективным.
Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.
Основной задачей педагогического использования тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.
Типы тестовых заданий по блоку «знания»:
альтернативные вопросы (требуют ответа «да/нет»);
вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознавание деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):
задания на стандартные алгоритмы (альтернативные «да/нет», выбор из набора вариантов);
выполнение определенных действий.
Типы тестовых заданий по блоку «умения»
задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные «да/нет», выбор из набора вариантов);
выполнение определенных действий.
Тестирование может применяться на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.
В настоящее время контроль знаний с помощью тестирования приобретает массовый характер. В этой связи стали актуальными проблемы повышения объективности создаваемых тестов, их надежности.
Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: валидность, определенность, стандартизированность, надежность, практичность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка тестовых заданий, конструирование тестов — сложный процесс, требующий высоко профессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.
Валидность тестов отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.
Валидность разработанного теста проверяется на основе сравнения результатов его использования с результатами проверки уровня обученности протестированных учащихся другими методами (устный опрос, самостоятельная или контрольная работа), сопоставление этих результатов с текущей успеваемостью учащихся.
Определенность теста означает, что при его чтении испытуемый хорошо понимает, какие задания и в каком объеме он должен выполнить, чтобы полученный результат соответствовал поставленной задаче.
Стандартизированность — единая процедура проведения тестирования и подведение его итогов.
Надежность теста — это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:
строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
простота — каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
однозначность — формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:
информационные навыки (узнает, вспоминает),
понимание (объясняет, показывает),
применение (демонстрирует),
анализ (обдумывает, обсуждает),
синтез (комбинирует, моделирует),
сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Это позволяет определить уровень сложности теста.
В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых обозначает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не освоил предшествующий уровень знаний.
Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это — распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий.
Тесты первого уровня — это тесты на опознание (“да” — “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:
дополните текст …; (испытуемый должен дать полную формулировку)
напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу)
Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.
Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.
Тесты четвертого уровня требую таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.
Существуют методики составления тестовых заданий, которые используют структурированную нелинейную модель знаний в виде ориентированного семантического графа понятий и две формы представления тестовых заданий: каноническую (вопрос — 4 варианта ответов) и открытую (не содержащую вариантов ответов).
Текстовые задания объединяются в группы по разделам, темам и классам эквивалентности. Класс эквивалентности тестовых заданий — это множество однотипных и одинаковых по сложности заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других.
Для проведения итогового контроля по усвоению изучаемого материала темы «Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия» мной разработаны тестовые задания (Приложение 1).
6. Разработка средств обучения и контроля
Для объяснения материала темы «Основные приемы проведения проверки предприятия» мною разработан учебно-методический комплекс занятия (УМК).
Данный комплекс обеспечивает двустороннюю деятельность преподавателя и обучающихся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и учения в их единстве.
Основными компонентами УМК являются средства обучения и контроля.
Средства обучения включают:
Учебные пособия (1) Пупко, Г.М. Аудит и ревизия: учебник / Г.М. Пупко -Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005; 2) Хмельницкий, В.А. Ревизия и аудит: учебный комплекс / В.А.Хмельницкий. — Мн.: Книжный Дом, 2005);
Плоскостные материальные средства обучения (учебные плакаты: «Приемы документального контроля», «Приемы фактического контроля», первичные бухгалтерские документы: карточка лицевого счета работника, расчетно-платежная ведомость, приходный кассовый ордер, материальный отчет, карточки складского учета материалов);
Технические средства обучения (компьютер, мультимедийный диапроектор, компьютерная аудитория);
Электронные средства обучения (электронный учебник по дисциплине «Ревизия и контроль»).
Средства контроля включают тестовый контроль трех уровней (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
7. Разработка плана занятия на основе технологического подхода
ПЛАН проведения занятия по дисциплине «Ревизия и аудит»
Тема: Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия
Группа: Бк-32
Дата: «__» ____________ 20__ г.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: лекция
Цель: обучающая — ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля, приемами контроля в условиях автоматизации бухгалтерского учета;
развивающая — развитие навыков логического мышления, сравнения и обобщения;
воспитательная — ориентация на приобретаемую специальность;
методическая — освоение и реализация современных технологий обучения.
В результате усвоения учебного материала учащиеся должны:
— знать отличительные особенности приемов документального контроля от фактического;
— перечислять существующие приемы и способы контроля, давать им характеристику;
— применять на практике существующие способы и приемы контроля.
Межпредметные связи: с дисциплинами «Бухгалтерский учет», «Анализ хозяйственной деятельности», «Бухгалтерский учет во внешнеэкономической деятельности».
Внутрипредметные связи: раздел «Ревизия и контроль производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
Оснащение: мультимедийный диапроектор, ПЭВМ.
Структура урока
I. Вступительная часть (10 минут)
проверка явки учащихся (по рапорту дежурного/старосты);
повторение ранее пройденного материала;
объявление темы занятия и учебных вопросов.
II. Основная часть (60 минут)
Приемы и способы документально контроля.
Приемы фактического контроля.
III. Заключительная часть (20 минут)
закрепление материала новой темы;
проведение итогового контроля по усвоению изучаемого материала (тестирование);
подведение итогов занятия;
объявление оценок;
выдача задания на дом (Г.М. Пупко «Аудит и ревизия» стр. 59-70, конспект).
Преподаватель Веретенникова О.Г.
Технологическая карта занятия приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Заключение
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
Тестирование применяется на всех этапах учебного процесса. С его помощью эффективно обеспечиваются предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости. При проверке определяются, прежде всего, пробелы в знаниях, что очень важно для дальнейшего обучения. Именно на этом можно основывать индивидуальную работу с обучаемыми по предупреждению неуспеваемости.
Чаще всего контроль и оценивание достижений учащихся производится только по конечному результату, при этом остаются неоцененными деятельность учащегося, его уровень развития и динамика обучения. Применение тестового контроля способствует рассмотрению достижений учащихся в процессе продвижения от одного уровня усвоения материала к другому.
Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память.
Для организации тестов не требуется много времени учебного занятия, но они выполняют определенную положительную роль в процессе обучения, развития, воспитания. Учащимся нравиться работать с тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.
Список использованных источников
1. Аванесов В. Определение педагогического теста // Управление школой. — 1999. № 29.
2. Аксенова Л.Н. Нетрадиционный урок: Метод. Рекомендации / Л.Н. Аксенова — Минск: РИПО, 1999. — 22с.
3. Акулич Ю.И. Ревизия и аудит: практикум / Ю.И. Акулич. — Мн.: Мисанта, 2005. — 204 с.
4. Андреев В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие / В.Д. Андреев — М.: Финансы и статистика, 2003. — 464 с.
5. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А Реан- Спб.: Питер, 2001. — 304с. — (Серия «Учебник нового века»).
6. Веренич Г.В. Бухгалтерский учёт, анализ и аудит в АПК: практикум / Г.В. Веренич, С.К. Маталыцкая, А.Н. Соболевская. — Мн. 2003. — 143 с.
7. Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие / И.Н. Гулидов — М.: ФОРУМ, 2005. — 240 с.
8. Киреенко Н.Н. Аудит и ревизия: практикум / Н.Н. Киреенко, Г.М. Пупко. — Мн.: БГЭУ, 2004. — 58 с.
9. Кравченко М.А. Ревизия и аудит: практикум / М.А. Кравченко, Т.Л. Кравченко, Н.В. Мартынов. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 127с.
10. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории / М.И. Махмутов — М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информацион-ные технологии / Е.С. Полат — М., 1999.
12. Ильин М.В. Педагогика профессионального образования / М.В. Ильин, Э.М. Калицкий, А.Х. Шкляр и др.; Авт. — сост. Ю.И. Кричевский; Науч. ред. А.Х. Шкляр.- Мн.: РИПО, 2003. — С.263-272. — (Профессиональное образование).
13. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учеб.пособие / Г.М. Пупко -Мн.: Мисанта, 2002.
14. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учебник / Г.М. Пупко — Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. — 512 с.
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко — М., 1998.
16. Хмельницкий В.А. Ревизия и аудит: учебный комплекс / В.А. Хмельницкий. — Мн.: Книжный Дом, 2005. — 480с.
Приложение 1
учебный занятие методика конспект
Задание первого уровня:
1. К приемам документального контроля относят:
Арифметическая проверка;
Инвентаризация;
Формальная проверка;
Обследование;
Лабораторный анализ.
2. К приемам фактического контроля относят:
Нормативная проверка;
Встречная проверка;
Контрольная закупка;
Контрольные обмеры;
Контрольные сличения;
Логическая проверка.
3. Способы документального контроля делятся на:
Сплошные и выборочные;
Непрерывные и выборочные;
Частичные и полные.
Задание второго уровня:
4. Дать определение следующим понятиям:
Встречная проверка — …
Логическая проверка — …
Инвентаризация — …
Контрольная закупка — …
Экономическая проверка — …
Задание третьего уровня:
5. Приемы и способы контроля, которые могут быть использованы аудитором/ревизором с целью получения доказательств в следующих описанных ситуациях. Ответы обосновать.
Проверка карточки лицевого счета и расчетно-платежной ведомости с целью подтверждения идентичности суммы начисления заработной платы и прочих выплат отдельному работнику за отчетный месяц;
Проверка полноты и правильности заполнения всех реквизитов в товарно-транспортной накладной на отгрузку готовой продукции;
Проверка правильности расчета командировочных расходов работнику с целью установления правомерности применения норм оплаты командировочных расходов при служебных командировках;
Проверка правильности подсчета итоговых сумм за отчетный год в расчетно-платежных ведомостях;
Изучение организационно-производственной структуры организации (расположение на его территории цехов, складов и т.п.);
Проверка фактического выполнения объема строительных работ с целью подтверждения (неподтверждения) правильности начисления заработной платы рабочим-строителям;
Сличение фактического наличия производственных запасов на складе с данными бухгалтерского учета.
Приложение 2
Структура и содержание занятия
Дидактическая структура занятия |
Время |
Методическая подструктура |
||||
Методы обучения |
Методические приемы, их содержание |
Средства обучения |
Формы организации работы учащихся |
|||
1 Мотивация деятельности учащихся Целевая установка Актуализация опорных знаний |
110 |
пассивный |
Приветствует учащихся Объясняет вид занятия, называет тип занятия и его цели Мотивирует целесообразность данной формы занятия Задает вопросы |
Учебные плакаты НПА в области аудита |
Приветствуют преподавателя; слушают доклад дежурного; слушают преподавателя, анализируют отвечают на вопросы преподавателя |
|
2 Формирование новых понятий и способов действий |
660 |
активный проблемный репродуктивный |
Объявляет структуру доклада Показывает слайды презентации, дает комментарии, поясняет Демонстрирует первичные документы, приводит примеры Зачитывает производственную ситуацию, делает комментарии. |
Текстовые и графические слайды с использованием мультимедийного диапроектора, ПЭВМ; учебные плакаты, первичные документы |
Слушают, обсуждают, анализируют |
|
3 Применение — формирование умений (включает специальное повторение и закрепление) 4 Контроль знаний и умений |
2 20 |
проблемный интерактивный |
Проводит опрос Заслушивает учащихся, комментирует ответы, исправляет ошибки Раздает тестовые задания Проводит оценку работы учащихся Проводит рефлексию по итогам занятия Выдает задание на дом |
Карточки с тестовыми заданиями Критерии оценок по 10-ти бальной системе |
Отвечают на вопросы преподавателя, Выполняют тестовые задания Слушают, записывают домашнее задание |
|
Размещено на