Теория бюрократии по Веберу

Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу (1864-1920), автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

Вебер предложил следующие принципы бюрократической концепции организационной структуры:

· иерархическое построение организации;

· иерархия приказа, построенная на легальной власти;

· подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

· специализация и разделение труда по функциям;

· четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

· система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

· ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.

Термин «бюрократия» Вебером использовался для обозначения рациональной организации, предписания и правила которой создают фундамент эффективной работы и позволяют бороться с фаворитизмом. Бюрократия рассматривалась им как некий идеальный образ, наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными структурными единицами.

По мнению Вебера, жестко формализованный характер бюрократических отношений, четкость распределения ролевых функций, личная заинтересованность бюрократов в достижении целей организации приводят к принятию своевременных и квалифицированных решений, основанных на тщательно отобранной и проверенной информации.

Бюрократию как рациональную машину управления характеризуют:

· жесткая ответственность за каждый участок работы:

· координация во имя достижения организационных целей;

· оптимальное действие безличных правил;

· четкая иерархическая зависимость.

Однако позже Вебер стал различать бюрократию в позитивном смысле (западная рациональная система управления) и в негативном смысле (восточная иррациональная система управления), понимая под восточной иррациональной системой управления такую, в которой инструкции, приказы, задания и прочие формальные атрибуты власти становятся самоцелью.

 

Управленческая деятельность. Теория деятельности и анализ управленческой деятельности.

Управленческая деятельность — тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью «организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

19 стр., 9133 слов

Социально-психологические и организационные основы разработки ...

... исследования социально-психологических и организационных основ разработки управленческих решений в системе управления организацией .1 Социально-психологические факторы, влияющие на процесс разработки управленческих решений ... ходе нашего исследования. Итак, организация, как утверждают Мэскон и Хедоури в своей работе "Основы менеджмента" - это группа людей, деятельность которых координируется для ...

Управленческая деятельность — сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая определенных знаний и опыта.

Управленческая деятельность — тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью «организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

Теория деятельности. Деятельность – это специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Иначе говоря, это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды (физической, социальной), в результате которого получается нечто новое – продукт, результат. Активность – это деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения. Деятельность — процесс, включающий цель, средства и результат. Типы и формы деятельности различаются по субъекту, объекту, функциям и целям. Выделяют: индивидуальную общественную, производственную, воспроизводящую, творческую деятельность. Специфическим видом является управленческая деятельность. В социологии обычно используется понятие социальная деятельность.

Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах, на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические, идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

Социальная деятельность характеризует активность субъекта. Ее элементами являются: предметность, обусловленная результатами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями; целесообразность; преобразование объекта, на который направлена деятельность или создание нового, ранее не известного объекта.

В основе всякой деятельности лежат определенные социальные отношения. В их структуре выделяются две взаимосвязанные стороны: служебные отношения и отношения к данной деятельности ее субъектов. Служебные отношения включают отношения руководства и подчинения (субординации) и отношения взаимодействия и сотрудничества (координации).

Анализ управленческой деятельности. Центральным звеном процесса управления любой сложноорганизованной социальной системой становится способность во время уловить и правильно отреагировать на те внутренне стихийные организационные процессы, которые являются определяющими в строении социальной системы и ее жизнеспособности.

Социальное управление можно представить в качестве запрограммированного комплекса воздействий на управляемую подсистему. С точки зрения объективных характеристик систем возможны три типа воздействий: а) воздействия на структуру; б) воздействия на поведение (т.е. воздействие на различные типы отношений, взаимодействий, определяющие внутреннюю структуру системы); в) воздействие на динамику (учет основных принципов и свойств процесса самоорганизации системы).

5 стр., 2312 слов

Организация социальной защиты населения. Управление системой образования

... механизм свободного рынка создает наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и ... может осуществляться по спискам, составляемым социальными службами, или по талонной системе. - Содействие в социальной реабилитации инвалидов. Инвалидам оказывается содействие в ...

В связи с этим основная проблема оптимальной организации механизма функционирования и развития социальной системы заключается в максимальном «раскрепощении» внутренней энергии саморазвития, а прямым назначением самого процесса управления является обеспечение оптимальных условий, способствующих нормальному и бесперебойному ходу самоорганизационных процессов. Это и составляет основное содержание управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – это вид деятельности, направленный на упорядочение и согласование действий элементов определенной системы для достижения намеченных целей, изменения состояния этой системы или придания ей новых свойств. Основу этой деятельности составляют управленческие отношения.

Субъектом управленческой деятельности являются руководители, объектом – подчиненные и управляемая система в целом.

Управленческая деятельность – это профессиональная деятельность. Профессионализм управления означает отделение функции управления от функций исполнения, разделяет людей в процессе социального управления на носителей общественного интереса (объект управления) и выразителей (субъект управления).

Субъект управления (руководитель) выступает как выразитель общих и носитель своих специфических интересов.

Выделяют два основных типа руководителей: руководители, ориентированные на дело и руководители, ориентированные на межличностные отношения.

Законы Паркинсона С. Н. Паркинсон классифицировал ряд закономерностей, открытых в разное время, которые должен учитывать каждый руководитель. Он обосновал традицию управленческого фольклора, которой дал свое имя подобно тому, как классическая физика называется ньютоновской, геометрия эвклидовой, а астрономия коперниковской.

Паркинсон обосновал три секрета успешного руководства.

Первый – воображение: “Если предстоит что-то создать, построить, переместить или реорганизовать, руководитель должен четко представить себе конечный результат. Такая картина, созданная его фантазией, являет собой совокупность элементов, виденных им в другом месте и по другому поводу, но сейчас преобразованных в новом контексте. Встав на мостик нового, еще не укомплектованного людьми судна, капитан должен видеть, что именно он хочет провести в жизнь, чего хочет добиться. Выбирая лучшее из своего опыта, он создает в воображении единое целое.

Возможно, реальность не будет иметь с этим ничего общего, но, по крайней мере, сначала наш руководитель знал, чего он хочет. Таким образом, воображение необходимо, оно для руководителя важнее всего, ибо без воображения он будет блуждать в тумане”.

Второй секрет – знание: “Без него не спланировать маршрут, который приведет к цели. Именно знание дает лидеру необходимую уверенность, ощущение того, что он знает, о чем говорит. В мире полно профанов, занимающих ответственные посты, иногда это объясняется слишком быстрым продвижением по службе, иногда просто отсутствием мозгов. Могут ли они завоевать уважение технически грамотных и компетентных специалистов? Как правило, нет. Они сознают уязвимость, не прочность своего положения. За эту слабость они отыгрываются на подчиненных придирками, срывают на них зло, кричат, оскорбляют. Можно возразить, что виной тому плохое усвоение пищи или сварливая жена. Однако наш вельможный грубиян имеет свою причину, это непреложный факт. Он знает, что в его ведомстве будут часто совершаться ошибки – как было везде, где он управлял, заранее хочет доказать, что виноваты в них другие. Все младшие по службе разгильдяи, бездельники и тупицы и не болеют за дело. Работники его уровня некомпетентны …В основе не компетентности подобного ранга часто (хотя не всегда) лежит невежество. Такой человек буквально не ведает, что творит”.

3 стр., 1136 слов

Конфликты в системе управления

... или иные системе управления организации (производственные, финансовые, коммерческие, государственного управления, научные, системы образования, средств информации, социального обеспечения, общественные и др.), а конфликт, назревший в системе управления организации — столкновение субъектов ...

Третий секрет – умение: “Это слово нуждается в определении, ибо надо четко различать понятия “умение” и “мастерство”. Мастер легко делает то, что другим дается тяжелым трудом. Но когда человек выходит за пределы собственных способностей и организует работу других – например, дирижируя оркестром или становясь капитаном футбольной команды, ему требуется умение. Его личное мастерство (которое должно быть выдающимся) отходит на второй план, тут важнее его умение руководить другими. Человек умелый способен контролировать положение. Каждый под его началом получает задание точно по своим возможностям, каждый точно знает, что ему надлежит делать. У такого руководителя всегда порядок на фабрике, и в собственном кабинете, он не расходует впустую ни время, ни деньги, ни усилия.

 

Управление социальными конфликтами и массовым социальным поведением.

Сущность социального конфликта Конфликты все осуждают, но, тем не менее, все в них участвуют. Для того чтобы успешно разрешать конфликты и конфликтные ситуации, необходимо знать некоторые положения теории социального конфликта. В социологии существует два основных подхода: функционалистский и конфликтологический.

Основное содержание конфликтологического подхода в социологии заключается в том, что различные социальные потрясения рассматриваются как неизбежный процесс, вытекающий из самой сущности социальной организации. Социальный конфликт, по мнению сторонников этого подхода, представляет собой решающий фактор общественного развития. Этот конфликт отражает устремления и чувства социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, изменение ценностей.

Функционалистский подход основан на аналогии общества и живого организма, где каждый орган выполняет специальные функции. В силу этого никаких конфликтов в обществе не должно быть. Если же конфликты происходят, то это прискорбное исключение, временно нарушающее всеобщую гармонию. Социальные конфликты объявляются болезнями общества по аналогии с заболеваниями живого организма.

Социальный конфликт – это социальное явление, содержанием которого является процесс развития и разрешения противоречивости отношений и действий людей, детерминируемый, прежде всего объективными закономерностями развития общества.

Все социальные конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом: межличностные, межгрупповые, конфликты принадлежности, возникающие в силу двойной принадлежности индивидов, и межэтнические. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разумного делового соперничества, перераспределения ресурсов и совершенствования социальной структуры. Эмоциональным называется разрушительный конфликт на эмоциональной основе.

22 стр., 10624 слов

Социальные стереотипы поведения молодежи

... в содержании пропагандируемых стереотипов становится существенной предпосылкой «управления» социальным поведением массы. Если в «нормальной» жизни поведение человека, находящегося под влиянием поступающих извне «стимулов», опосредуется ... трудно модифицировать их и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта [15, С. 19]. Стереотип состоит из двух компонентов: когнитивного образа, ...

Структура социального конфликта Любой социальный конфликт имеет довольно сложную внутреннюю структуру. Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта обычно проводится по трем основным стадиям: предконфликтной, непосредственного конфликта и стадии разрешения конфликта.

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Ему всегда предшествует предконфликтная стадия. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение определенного времени. Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина конфликта.

Стадия непосредственного конфликта характеризуется наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Действия, составляющие инцидент, могут быть различными. Условно их можно разделить на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей.

К первой группе относятся конфликтные действия, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воздействие, политическая борьба и т.п. Такие действия легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные. Поскольку конфликт происходит в социальной среде, количество людей втянутых в него возрастает. Активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Это скрытая, завуалированная, но, тем не менее, чрезвычайно открытая борьба, имеющая целью навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно вы явить его стратегию. Основным образом действий здесь является рефлексивное управление.

Внешним признаком стадии разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Это означает, что между конфликтными сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Однако для полного прекращения конфликта этого недостаточно. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации, т.е. совокупности социальных и психологических условий, вызывающих конфликт. Изменение конфликтной ситуации означает устранение причин конфликта.

Анализ причин конфликтов Все причины конфликтов можно разделить на две группы: социальные и психологические. К причинам социального характера можно отнести:

1.Статусно-ролевые противоречия в социальной группе. Их суть состоит в том, что руководитель и исполнитель (подчиненный) выполняют различные социальные роли. Хотя вне этих ролей их индивидуальные качества совместимы, а увлечения сходны так, что на этой почве никогда не возникали бы конфликтные ситуации, конфликты имеют место именно в связи с исполнением этими людьми различных служебных обязанностей.

2.Различное понимание групповых норм поведения. В каждой социальной группе существуют нормы “должного”, “рекомендованного” и “запрещенного” по ведения. П.А. Сорокин в этой связи писал: “Стоит вступить в общение двум или большему числу лиц, из которых каждый понимает по своему разряду должного, а соответственно и рекомендованного и запрещенного поведения, и конфликт и борьба между ними будут неизбежными”(1).

9 стр., 4106 слов

Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях ...

... цели, вытекают следующие задачи: - раскрыть сущность девиантного поведения человека; - рассмотреть проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества; - выявить пути ... отклоняющегося поведения несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Согласно культурологическим объяснениям, девиация возникает в результате конфликтов между ...

3.Борьба за более высокий социальный статус. Обострение противоречий в социальной группе (организации) происходит тогда, когда выравниваются статусноролевые позиции ее членов. Выравнивание социальных позиций – это своего рода “лакмусовая бумажка” для прогнозирования социальных конфликтов.

4.Ослабление социального контроля. Любая социальная система разрушается тогда, когда перестают действовать ценности и нормы, лежащие в ее основе. Это, в сою очередь, происходит тогда, когда ослабевает управленческое звено.

5.Социальное неравенство и нарушение принципов социальной справедливо сти, которые в большинстве случаев понимаются субъективно.

Профилактика и разрешение межличностных конфликтов Поскольку межличностные конфликты трудноразрешимы или неразрешимы вообще, очень важно своевременно обнаружить наличие конфликтной ситуации.

В том случае, если конфликт стал реальным целесообразно установить, мотивы поступков и характеристики его участников; предмет конфликта; размеры и причины; характер противоречий, лежащих в его основе; степень остроты конфликта.

Так, характеристики участников нужны для того, чтобы понять внутренние причины, заставляющие их идти на конфликт. Обнаружение предмета, т.е. материальных или духовных ценностей, из-за которых разгорелся конфликт, помогает скоординировать усилия по его преодолению. Вместе с тем, многие конфликты, в сущности, беспредметны. Представление о размерах конфликта необходимо для определения адекватности предпринимаемых действий.

Профилактика конфликта предполагает устранение его основы. Участникам конфликта предлагается вдуматься в доводы друг друга, осмыслить последствия конфликта, переориентировать негативное отношение друг к другу на нейтральное.

Обычно участники конфликта даже не подозревают, что их доводы во многом сходны и скорее сближают их, чем разъединяют. Среди методов разрешения конфликта наиболее часто применяется метод “выпускания пара”. Его суть состоит в том, что противники высказывают свои обвинения третьей стороне (руководителю), и стараются сформулировать их логично. При этом многое отбрасывается, поскольку конфликт основывается на эмоциях, а не на объективных причинах.

Ввиду того, что межличностный конфликт трудноразрешим, единственным средством его преодоления является увеличение психологической дистанции. По этому следует развести конфликтующих и тем самым перевести конфликт в иное русло. Снижению уровня конфликтности способствует применения метода “сверх задач”. Он направлен на то, чтобы заставить участников конфликта думать о других, более важных проблем, чем выяснение отношений. Этот метод предусматривает во влечение противостоящих сторон в активную совместную деятельность, поскольку возникающие в ходе нее межличностные контакты могут привести к разрушению негативных стереотипов и групповых антиподов. При этом значимый для всех результат деятельности должен зависеть от сотрудничества, а не от соперничества и сопровождаться усилением положительной информации друг о друге.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п. Групповое поведение — совместные действия людей ...

Важным фактором нормализации межличностных отношений между сотрудниками является нейтрализация поддерживающих группировок, заложниками которых нередко становятся участники конфликта, а также принятие других мер, разработанных на основе анализа конкретной ситуации.

 Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

В соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты –толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).

Способы управления социальными движениями. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически перестает существовать.

Управление коллективным поведением предполагает воздействие на его субъекты. Так, для того, чтобы предотвратить образование толпы или рассеять уже с обравшуюся, необходимо переориентировать внимание ее участников. Сосредоточение внимание на одном объекте есть атрибут единства толпы.

Управлять поведением личности – значит воздействовать на ее установки. Социальная установка имеет достаточно сложную структуру. Стоит изменить хоты бы один из ее компонентов, изменится и установка в целом.

Определенных условий требует не только возникновение, но и успешное решение конфликта Гораздо легче предупредить конфликт, чем его решить. Но если, конфликт возник, необходимо сделать все для его быстрого решении.

Разрешение конфликта — это полное или частичное устранение причин, его порождающих, или изменение целей и поведения участников конфликта Разрешение конфликтов является главной, но не единственной составляющей процесса управления конфликтами, который включает в себя меры и стратегии не только преодоление, но и предупреждения конфликтов.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие соответствующих государственных органов, общественных организаций на характер отношений между социальными субъектами с целью:

• избежание их конфликтного взаимодействия;

• устранение или минимизации возможных конфликтов;

• а в случае их возникновения — корректировка поведения участников конфликта в направлении поиска взаимоприемлемых путей его конструктивного решения.

Разработка технологий управления социальными конфликтами, регулирования конфликтных отношений в обществе является одной из центральных проблем современной социологии конфликта. Такие технологии опираются на использования, апробированных практикой научно обоснованных методов решения конфликтов.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... зеркалом) своих рабочих имитаций. Жесты "Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, ... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ...

Метод избегания конфликта позволяет выиграть время, мобилизовать ресурсы, объективно оценить ситуацию, скорректировать свои цели, однако не устраняет причины, а, следовательно — и вероятности возникновения конфликта в будущем.

Метод переговоров позволяет избежать насильственных методов, снять остроту конфликта, понять аргументацию оппонента, объективно оценить реальное соотношение сил и условия примирения Переговоры позво оляють рассмотреть альтернативные ситуации, прийти к взаимопониманию, открыть путь к сотрудничества.

Метод использования посредничества Практика показывает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможным Метод третейского разбирательства Предскажи чает, что анализ конфликта осуществляется в строгом соответствии нормам закона, в том числе и международного права.

Использование указанных методов, или их сочетание позволяет участникам конфликта успешно реализовать ту или иную стратегию выхода из конфликта

Апробация указанных методов и стратегий разрешения конфликтов на практике позволила ученым сформулировать также принципы поведения субъектов конфликта

Профилактика конфликтов — совокупность направлений, средств и методов управления социальными организациями, уменьшают вероятность возникновения конфликтов. Важной составляющей предотвращения конфликтов является \»обучение\» сотрудников организации правилам бесконфликтной поведения, соблюдение которых позволит уменьшить риск возникновения и углубления конфликтов в организации из субъективных причиной.

Важной проблемой управления конфликтами является их институализация — формирование в обществе устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм регулирования конфликтных отношений, опре знают субъектами социального взаимодействия Наличие институциональных механизмов, обеспечивающих проведение консультаций, переговоров, привлечения третьей стороны, поиск взаимоприемлемых решений, изучения альтернатив и т.д. является залогом мирного, ненасильственного урегулирования конфликтов.

Наряду с закреплением в общественном сознании определенных правил и норм конфликтного поведения, институциализация конфликтов также предусматривает:

• закрепление на ментальном уровне образа конфликта как нормального, а не патологического явления, его своеобразная легитимация в общественном сознании;

• признание альтернативности социальных позиций — политических, социально-экономических, духовно-идеологических, социокультурных, национально-этнических, религиозных и т.д.;

• распространение общепризнанных правил, норм конфликтного поведения не только на действия субъектов конфликтов, но и их закрепления в политико-правовой культуре общества, государства;

• наличие или формирование специальных институтов регулирования социальных конфликтов;

• существование конституционных подходов к управлению социальными конфликтами.

Значительную роль в предупреждении и преодолении конфликтов играют также социологические методы их изучения, которые позволяют своевременно диагностировать, всесторонне анализировать и прогнозировать развитие конфликтов.

12 стр., 5626 слов

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной ...

... интересов. Глава 1. Общие требования к взаимодействию органов государственной власти и населения 1.1 Взаимодействие органов государственной власти и населения. Обеспечение открытости и доступности ... основных принципов эффективного и плодотворного использования информационных технологий при взаимодействии органов власти с населением. Прежде всего, это территориальная доступность, когда гражданам ...

 К таким методам, в частности, относятся:

• метод системно-структурного анализа, с помощью которого определяются содержательные и пространственно-временные параметры конфликта, выясняются его структурные элементы и характер связей между ними, установление ется их иерархия.

• метод системно-функционального анализа, который позволяет зафиксировать внешние проявления конфликта в обществе, его влияние на макро-и микросреду;

• методы конкретных социологических исследований, в частности, метод измерения, с помощью которого осуществляется регулярное измерение социальной напряженности и ее диагностика, методы сбора и анализа социо ологичнои информации, позволяют обобщить и систематизировать социальные факты о развитии конфликта и поведение конфликтующих сторон и др..

       Массовое поведение и проблема социального управления.

 Социальное управление – это управление всеми и любыми общественными процессами. Массовое социальное поведение – один из таких процессов. Оно закономерно, т.е. подчинено действию определенных социальных законов и закономерностей, а, следовательно, управляемо.

а) Сущность массового социального поведения.

Массовое социальное поведение – это образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную стабильность общества. К субъектам массового социального поведения обычно относят: массы, толпу, публику и отдельных индивидов, а также их микрообъединения (семью, микрогруппы, круги межличностного общения).

Термин “массы” употребляется тогда, когда мы имеем дело с людьми, которых в силу их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих этих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе: политические партии, профессиональные и иные организации. Массы, в таком понимании, существуют в каждой стране. Они состоят из тех огромных количеств ней- тральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединятся ни к одной партии, ни к одному социальному движению, а также в большинстве своем не ходят к избирательным урнам.

В социологии чаще всего употребляется термин “народные массы”. Народные массы – это социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. Толпа – это контактная, внешне не организованная общность, отличающаяся высшей степенью конформизма (т.е. приспособленчества, пассивного приятия господствующих мнений) составляющих ее индивидов, действующая крайне эмоционально и единодушно. Это понятие количественное и видимое. Если масса инертна по своей сути, толпа всегда активна. Под термином “публика” понимается большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы. Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. Субъектами массового социального поведения являются и индивиды. Это объясняется тем, что их действия, формально не согласованные во времени и пространстве, приводят к серьезным социальным последствиям. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции. Таким образом, в соответствии с уровнем организованности массовых действий можно выделить следующие разновидности массового социального поведения: социальные движения (субъект – массы), коллективное поведение (субъекты – толпа и публика) и социальное поведение личности (субъект – личность).

б) Социальное движение – это массовые действия представителей какой-либо одной большой социальной группы или нескольких, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей. Иначе говоря, это организованные усилия больших групп людей, способствующие или препятствующие социальным переменам. Социальные движения могут быть систематизированы в соответствии с характером перемен, к которым они стремятся. В тех случаях, когда соответствующие действия выражаются в требованиях, обращенных к государству, они приобретают характер политического движения. Но нередко массовые действия социальных групп по обеспечению своих интересов не приобретают политического характера. Кроме того, выделят утопические социальные движения, движения реформ, регрессивные движения и революционные движения. Утопическими называются движения по созданию идеальных, совершенных систем. Движения реформ имеют целью изменение отдельных сторон общественной жизни и социальной структуры общества без полной его трансформации. Регрессивные движения (движения сопротивления) представляют собой организованные усилия больших групп людей, направленные на блокирование возможных и искоренение уже произошедших изменений. Революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему и установить новый социальный порядок. Все социальные движения возникают в связи с чувством недовольства заведенным порядком вещей. Недовольство появляется в результате несоответствия между объективными условиями и тем, какими они должны быть. Кроме этого необходимо осознание несправедливости существующего положения дел. Должна быть уверенность в том, что власти не принимают никаких мер и не имеют представления о том, что нужно предпринять. Мостом между недовольством и действием служит идеология. Наконец, нужна организация и лидер, вокруг которого сплачиваются сторонники. Социальные движения объединяют недовольных и поэтому лишь те социальные движения достигают успеха, которые наиболее последовательно находятся в оппозиции к существующей власти.

в) Способы управления социальными движениями.

Первый оригинальный план управления социальными движениями разработал и применил в начале ХХ века начальник московского охранного отделения полков- ник С.В. Зубатов. Для того, чтобы привлечь на сторону самодержавия рабочие массы, он начал создавать среди них политические организации под контролем полиции. Главной задачей этих организаций провозглашалась экономическая борьба. Так, в Москве были образованы общества” взаимного вспомоществования рабочих”, на Украине, в Белоруссии и Литве – “Еврейская независимая рабочая партия”. В перестроечные годы опыт находчивого полковника был востребован. Например, подобным образом была создана “Либерально-демократическая партия”, а также другие политические организации и массовые движения. Правительство может само создавать социальные движения и использовать их в своих интересах. Вместе с тем, власть может и уничтожить неугодные движения. Для этого обычно применятся два способа. Первый способ состоит в применении репрессий в отношении лидеров и участников движений, под прессом которых движение перестает существовать. Второй способ, наиболее действенный, заключается в официальном признании социального движения. Как только власть признает социальное движение и начинает сотрудничать с ним, это движение теряет размах и практически перестает существовать. Причина в том, что социальные движения объединяют недовольных, которым, в сущности, все равно за кем идти. Участники социальных движений, как правило, слабо разбираются в политических программах и лозунгах, а главным мотивом их поведения является недовольство. Признание властей лишает их возможности выразить недовольство в рядах данного движения.

г) Современные теории коллективного поведения Первые теоретические разработки проблем коллективного поведения относят- ся к концу ХIХ века Их автор французский врач и социальный психолог Г.Лебон. В своем классическом труде “Психология толпы” (1895 г.) он доказал, что поведение человека определяется врожденными (унаследованными от предков) и приобретенными (полученными в результате личного опыта) факторами. Попадая в толпу, человек регрессирует, т.е. возвращается к более ранней стадии развития Г.Лебон сформулировал закон психического единства толпы. Его суть состоит в том, что в толпе происходит сведение людей к одному уровню, вследствие чего, создается однородная масса. Среди главных отличительных признаков этой массы (толпы) им были выделены: 1) легковерность и некритичность, податливость влиянию; 2) властность, консервативность, нетерпимость; 3) неспособность к наблюдению; 4) высокий эмоциональный накал и другие. Эти признаки, по мнению Г.Лебона, образуются вследствие действия трех основных механизмов: анонимности, заражения, внушаемости. В результате действия механизма анонимности люди, составляющие толпу, испытывают чувство неодолимой мощи. Это побуждает их поддаваться подавленным инстинктам и влечениям. Механизм заражения проявляется в распространении психических состояний одних людей на других. Наиболее важным механизмом является внушаемость. Этот механизм проявляется в том, что люди некритически воспринимают любые стимулы и призывы к действию и способны совершать такие акты, которые находятся в полном противоречии с их сознанием, характером и привычками. Среди современных теорий коллективного поведения можно выделить: теории Г.Тарда, Ортеги-Гасета, Д.Рисмена. В них по существу были развиты основные положения концепции Г.Лебона. Взгляды Г.Тарда были изложены в его основном научном труде: ”Общественное мнение и толпа”. Он считал, что связи между индивидами и толпой носят интердуховный и интертелесный характер (приставка “интер” означает – “над”).

Основным механизмом взаимодействия человека и толпы является подражание, т.е. сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей. По мнению Ортеги-и-Гасета, изложенном в книге “Восстание масс”, главную роль   коллективном поведении играют массы. массы перестали быть послушными этим меньшинствам. В работе “Одинокая толпа” Д. Рисмен утверждал, что индивиды действуют механически и, вследствие этого, составляют скорее массу, чем толпу. Над людьми доминируют средства массовой информации, не оставляя человека наедине с самим собой, что и является причиной эмоциональных массовых взрывов . Однако массы, сегодня выполняют те же самые функции, которые раньше были предоставлены избранным меньшинствам; В определенные исторические периоды коллективное поведение приобретает массовый характер. Коллективное поведение – это массовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Субъектом коллективного поведения является толпа. .См.: Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1992 40 См.: Ортега-и-Гасет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гасет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991; См.: Рисмен Д. и др. Одинокая толпа. The lonely crowd, N. Y., 1950 (совместно с N.Glazer и R.Denney); Лица в толпе. Faces in the crowd, New Haven, 1952.  Исследование дает возможность выделить основные особенности коллективного поведения. Во-первых, оно необычно, т.е. не соответствует определенным стандартам. Во-вторых, это один из экстремальных типов поведения. В-третьих, коллективному поведению сопутствует чувство надвигающейся опасности: люди чувствуют, что что-то должно случиться. В-четвертых, оно происходит в определенном социальном контексте: высокий уровень безработицы, низкая квалификация населения, тяжелое социально-экономическое положение и т.д. Коренное отличие между толпой и массой – это наличие и отсутствие непосредственной близости индивидов друг с другом. Коллективное поведение, как правило, отмечается на уровне толпы, но может происходить и в массовом масштабе. Выделяются три вида эмоций, присущих коллективному поведению. Эти эмоции – страх, враждебность, радость – ощущаются и выражаются толпами и массами людей. В различных ситуациях эмоции могут проявляться с различной силой. Секреты влияния лидеров на толпу разработаны в книге Г.Лебона “Психология толп”. Лидер толпы – это, прежде всего человек действия, не знающий сомнений. Он должен обладать крепкой волей, быть энергичным и обаятельным.

д) Проблемы управления коллективным поведением На коллективное поведение можно воздействовать, и, следовательно, управлять им. Любой полицейский знает, как действовать, столкнувшись с толпой подгулявших, агрессивно настроенных людей. Он будет искать их лидера и если ему уда- стся победить его, то удастся и рассеять толпу. Толпа не прощает поражений своим вожакам. Победить лидера – значит победить толпу. Управление коллективным поведением предполагает воздействие на его субъекты. Так, для того, чтобы предотвратить образование толпы или рассеять уже собравшуюся, необходимо переориентировать внимание ее участников. Сосредоточение внимание на одном объекте есть атрибут единства толпы. Поэтому следует перенести внимание людей, образующих толпу, на несколько иных объектов. Как только внимание оказывается разделенным между несколькими объектами, толпа разделяется на автономные группы. Вследствие этого, только что единая, готовая к действию толпа распадается. Подавленные мощным эмоциональным воздействием толпы черты личности, оживают и начинают управлять поведением людей. Люди выходят из под власти эмоций и руководствуются разумом. Широкую известность приобрел случай трансформации спасающейся, близкой к панике толпы в экспрессивную (группу людей, совместно выражающих радость или горе).

Публика, ринувшаяся к выходам из Зимнего велодрома в Париже после окончания одного из митингов в 30-х годах, начала давить друг друга. Это могло привести к многочисленным жертвам. Однако происшествие было предотвращено тем, что одна из групп начала громко и ритмично скандировать: “Не толкай!”. Скандирование было подхвачено всеми, и паника прекратилась. Спасающаяся толпа успокоилась. Действующую толпу может и необычное поведение отдельного человека или группы. Например, во время похорон И.В. Сталина, когда движущейся массе людей был прегражден путь несколькими грузовыми автомобилями, к которым задние начали прижимать передних, начавшуюся давку приостановил один из участников шествия. Он взобрался на автомобиль и крикнул: “Коммунисты назад!”

 

Государственное управление: сущность, виды, система.

 

Государственное управление — это целенаправленное организуюше -регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

Государственное управление — разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства.

1. Субъект целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий — государство. Характер государственного управления в конкретное историческое время определяется характером, конституционными основами (принципами) развития государства. Государство как мозговой центр дает импульсы — приказы государственному управлению — своего рода «нервной системе» общественного организма.

2. Государственное управление опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации государственной власти, которая распространяется на все общество (и на другие сообщества в рамках проводимой государством международной политики).

Законы, иные основные, общие, типовые решения, правила, нормы, устанавливаемые государственной властью — общеобязательны, обеспечиваются авторитетом силы государства.

3. Специфику государственного управления составляют характер и объем охватываемых управлением общественных явлений. В центре государственного управления (смысл государственного воздействия) — решение общих дел, согласование действий всех граждан, защита совместного интереса, удовлетворение потребностей общества, а не отдельных граждан и социальных групп.

4. Комплекс методов и средств государственного воздействия составляют не только правовые, политические, экономические (регулирование, согласование, убеждение, стимулирование и т.д.), но и принуждение с помощью сил правоохранительных государственных органов. Государственная власть и управление в источнике имеет правовую и политическую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу госаппарата, обладающего и средствами принуждения.

Государственное управление — воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

· выполнение общезначимых функций;

· нормативно-распорядительное регулирование;

· подзаконный характер деятельности;

· использование властных полномочий.

Классификация государственного управления. По характеру взаимоотношений центра (центральных органов власти) и регионов (органов власти национально-территориальных и административно-территориальных единиц) различают субординационное и координационное управление.

Координационное управление реализуется в форме федерации или конфедерации, когда наряду с едиными центральными органами власти существуют и периферийные, обладающие полной или частичной самостоятельностью.

Субординационное управление базируется на административном подчинении периферии центру, воздействии на нижестоящие органы управления, принуждении к выполнению команд, поступающих из вышестоящих органов управления, что характерно для унитарных государств.

По критерию использования форм собственности выделяют: федеральное, региональное (субъектно-федеральное), муниципальное и частное (корпоративное) управление.

По воздействию на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое (функциональное) управление предполагает наличие вертикали соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через отраслевые министерства, которые осуществляют единую техническую политику в отрасли, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции. При переходе к постиндустриальному развитию отмечается снижение роли отраслевого управления, так как развитие высоких технологий требует межотраслевого управления. На первый план выходят государственные корпорации, действующие на акционерной основе (РАО «ЕЭС России», «Российская металлургия» и др.).

Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Оно обеспечивается разграничением объемов полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации, местные органы власти.

В зависимости от масштаба временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическое управление определяет долгосрочную ориентацию по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям, намечает цели, задачи, стратегию развития общества и задает направление деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Различают стратегии отраслевые: развитие наукоемких отраслей, использование ресурсосберегающих технологий; функциональные: подавление инфляции, привлечение инвестиций; общеполитические: стабилизация, перестройка, социально-ориентированная политика и др.

Тактическое управление — конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. Иногда происходит корректировка некоторых показателей стратегического плана, пересматриваются какие-либо цели, если выявляется действие ранее неучтенных факторов.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом ставятся конкретные, количественно измеряемые ориентиры и используется ситуационный подход, при котором выбирается приемлемый вариант исходя из сложившихся условий.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3).

Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени Российской Федерации.

В Российской Федерации единство системы государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

К ведению Российской Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти». По сути в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии. Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме государственную власть на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Те же положения нашли свое отражение в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности же правового регулирования организации и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.