Математические основы психологии 2

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МОДУЛЮ 1.

Форма отчетности – развернутый план решения следующих задач.

1).

В школьном классе были проведены исследования по определению взаимосвязи между уровнем тревожности и полом школьника (Д – девочка; М – мальчик).

В результате были получены следующие данные:

пол

Д

Д

М

Д

М

М

Д

Д

М

Д

Д

М

М

М

Д

М

Ур.

тр-ти

21

18

18

18

16

15

13

13

14

12

12

11

9

8

6

7

С помощью статистического анализа определите тесноту и направление взаимосвязи между полом школьника и его уровнем тревожности.

2).

Для оценки способности к обучению учеников А; Б; В; Г; Д; Е; Ж; З (начальные буквы фамилий) был использован метод экспертных оценок. Экспертам, в качестве которых выступили преподаватели, работающие с этими учениками (всего 5 преподавателей), было предложено проранжировать школьников по снижению способности к обучению. В результате были получены следующие данные(Буквы это фамилии школьников оцениваемых педагогами)

Эксперты

1

2

3

4

5

Ранги

1

2

3

4

5

6

7

8

А

В

Г

Ж

Б

Д

Е

З

В

А

Г

Ж

Д

Б

З

Е

А

Г

В

Ж

Д

З

Б

Е

А

В

Г

Ж

Б

Д

Е

З

Г

В

Ж

А

Д

В

Е

З

С помощью статистического анализа оцените степень согласованности мнений экспертов. Дайте оценку.

3).

Учителю было предложено проранжировать учеников в классе в порядке убывания меры доверия к ним. По окончании этой процедуры провели исследование уровня вербальной агрессии у школьников. Были получены следующие результаты (первая строка – номер испытуемого, вторая строка – место в ранговом ряду, третья строка – показатели уровня вербальной агрессии)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

1

2

6

7

4

3

6

5

6

6

7

17

11

7

11

8

12

11

15

17

17

15

С помощью статистического анализа определите взаимосвязь между мерой доверия ученикам и их уровнем вербальной агрессии.

4).

При написании курсовой работы студент провел сравнительный анализ устойчивости самоуверенности (представление о себе как самостоятельном человеке, которого есть за что уважать) у юношей и девушек 11-х классов. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось оценить самоуверенность по 2-ой шкале МИС (методика исследования самоотношения).

На втором этапе по предварительной договоренности с педагогом-математиком провели несложную контрольную работу и, оценки по этой работе были умышленно занижены, относительно обычных. И, наконец, на третьем этапе повторили диагностическую работу, проведенную на первом этапе. Полученные данные свели в 2 таблицы (первая таблица – данные по юношам, вторая таблица – данные по девушкам).

В этих таблицах: первый столбец – номер испытуемого, второй столбец – баллы по самоуверенности до эксперимента, третий столбец – баллы по самоуверенности после эксперимента.

Таблица №1 Таблица №2

1

8

9

1

10

10

2

12

9

2

10

13

3

10

10

3

10

7

4

9

8

4

9

6

5

7

9

5

11

12

6

13

10

6

13

10

7

10

8

7

7

7

8

13

8

8

12

14

9

13

9

9

10

6

10

8

9

10

7

7

11

9

9

11

11

12

12

12

7

12

12

8

13

8

5

13

9

11

14

11

7

14

10

14

15

9

9

15

11

10

16

11

14

16

9

9

17

14

10

17

12

13

18

12

10

18

14

10

19

9

5

19

7

5

20

13

7

20

8

7

21

12

12

21

9

9

22

13

9

22

11

7

23

11

13

23

10

12

24

10

6

24

8

8

Первичный анализ показывает, что самоуверенность юношей и девушек изменяется по окончании эксперимента. Мы видим, что у одних она снижается, у других повышается, у некоторых остается прежней. Вам необходимо с помощью статистического анализа ответить на следующие вопросы:

а) В какую сторону (повышения, понижения) преобладают изменения самоуверенности у юношей и девушек и насколько статистически достоверны эти изменения?

б) Есть ли основания говорить о том, что снижения самоуверенности у юношей (15) статистически достоверно выше, чем снижение самоуверенности у девушек (11)?

5) В последнее время очень актуальным стал вопрос об адаптации детей-беженцев к обучению в школе. В рамках этой проблемы, при написании дипломной работы студент решил экспериментально проверить влияет ли количественное соотношение детей-беженцев и местных детей в школьном классе на уровень адаптированности детей-беженцев к учебной деятельности и группе сверстников. Для этого им были взяты два «смешанных» четвертых класса одной из школ Краснодарского края. В одном из этих классов представительство детей-беженцев было 55% (9 девочек и 8 мальчиков), в другом – 20% (5 девочек и 4 мальчика).

В качестве диагностической процедуры была использована методика, разработанная Н.Г. Лускановой и И.А. Коробейниковой. Полученные экспериментальные данные свели в две таблицы. В этих таблицах: первая строка – обозначение кому (мальчику (М), или девочке (Д)) принадлежат значения по уровню адаптированности к учебной деятельности (вторая строка) и уровню адаптированности к группе сверстников (третья строка).

Таблица №1 Показатели уровня адаптированности детей-беженцев в смешанных классах (55% от общего числа школьников)

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

М

М

М

М

М

М

М

М

20

15

18

18

16

16

18

17

14

15

18

10

12

14

12

16

10

14

10

11

12

8

10

13

11

9

12

12

7

9

11

8

10

7

Таблица № 2 Показатели уровня адаптированности детей-беженцев в смешанных классах (20% от общего числа школьников).

Д

Д

Д

Д

Д

М

М

М

М

18

15

16

15

12

13

14

9

9

12

9

10

9

8

8

9

7

7

С помощью статистического анализа определите взаимосвязь между полом ребенка и уровнем адаптированности к учебной деятельности и группе сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МОДУЛЮ 2.

Форма отчетности – развернутый план решения следующих задач.

1) Студент поставил перед собой задачу, выявить является ли специфика обучения на историческом и математическом факультетах и пол студента причиной уровня эмпатии у студентов, которая диагностировалась с помощью опросника Меграбяна по изучению эмпатии. Для этого были выбраны по 6 студентов и студентов данных факультетов. В результате исследования были получены следующие данные:

исп-го

1

2

3

4

5

6

Студенты исторического факультета

14

9

12

11

11

10

Студентки исторического факультета

12

10

9

8

8

10

Студенты математического факультета

14

12

15

10

18

15

Студентки математического факультета

16

12

9

15

11

14

Ваша задача сводится к тому, чтобы с помощью статистического анализа ответить на следующие вопросы:

а) Можно ли считать каждый из факторов (факультет и пол студента) взятый в отдельности причиной уровня эмпатии у студентов?

б) Является ли взаимодействие факторов (факультет и пол студента) причиной уровня эмпатии у студентов?

Решите задачу обычным способом и с помощью статистических программ SPSS 13.и Statistica 6.0

2) Система ценностных ориентаций человека является важным фактором детерминации его поведения. Ценностно-ориентационное единство выступает одним из важнейших условий интеграции людей в определенные социальные объединения и опосредует особенности отношений между людьми. В последнее время в молодежной среде появляются различные социальные объединения (роллеры, рокеры, анархисты и т.д.), которые имеют собственную ценностную систему. Для исследования ценностных ориентаций была использована методика «ценностные ориентации» М. Рокича. В качестве предмета исследования выступали терминальные ценности (самостоятельность, уверенность в себе, материальная обеспеченность, здоровье, удовольствия, интересная работа, любовь, свобода, красота, верные друзья, познание, счастливая семейная жизнь, творчество).

Полученные данные свели в обобщенную таблицу (роллеры –таблица 1, рокеры –таблица 2, анархисты – таблица 3).

Таблица 1

исп-го

Ценности

Любовь

Здоровье

Свобода

Уверен-ность

Друзья

Мат. обеспеченность

Семья

Самостоя-тельность

Удовольст-вия

Призна-ние

Познание

Красота

Твор-

чество

1

5

8

8

9

7

10

7

10

12

12

10

10

11

2

9

12

9

10

9

10

11

13

8

10

13

5

12

3

6

10

12

8

14

10

12

7

11

7

13

7

9

4

7

9

8

9

10

9

9

6

14

11

8

12

10

5

5

7

11

10

10

11

10

12

10

12

9

9

11

6

9

13

9

8

5

13

11

10

9

9

12

13

9

7

12

10

11

8

7

7

9

7

13

10

8

6

12

8

10

13

14

9

12

12

12

14

10

11

11

10

14

9

9

13

12

9

9

10

14

6

5

9

9

5

7

10

7

8

9

9

13

7

7

7

7

12

11

7

8

Таблица 2

исп-го

Ценности

Любовь

Здоровье

Свобода

Уверен-ность

Друзья

Мат. обеспеченность

Семья

Самостоя-тельность

Удовольст-вия

Призна-ние

Познание

Красота

Твор-

чество

1

12

8

8

9

7

13

7

10

12

5

10

10

11

2

10

6

9

10

9

8

11

13

8

6

13

5

12

3

9

12

12

8

14

9

12

7

11

7

12

7

9

4

7

10

8

10

10

12

9

11

14

11

10

12

10

5

13

7

11

10

10

8

10

9

10

10

7

9

10

6

9

14

9

10

5

13

11

12

9

9

11

13

8

7

12

10

11

9

7

7

9

14

13

10

12

6

6

8

10

13

14

11

12

12

12

7

10

11

11

10

11

9

9

13

12

9

9

10

14

6

5

9

9

5

11

10

7

8

9

9

13

7

7

7

7

12

11

7

8

Математические основы психологии — Стр 2

Таблица 3

исп-го

Ценности

Любовь

Здоровье

Свобода

Уверен-ность

Друзья

Мат. обеспеченность

Семья

Самостоя-тельность

Удовольст-вия

Призна-ние

Познание

Красота

Твор-

чество

1

12

8

8

9

7

13

10

10

12

5

10

10

11

2

10

6

9

10

9

8

5

13

8

6

13

5

12

3

9

12

10

8

14

9

7

7

11

7

12

7

9

4

7

9

11

10

10

12

12

11

14

11

10

12

10

5

13

12

9

10

10

8

9

7

10

10

7

9

10

6

10

8

12

10

7

13

10

11

9

7

11

13

9

7

8

11

11

9

14

7

9

12

13

14

12

6

11

8

6

9

14

11

10

12

12

9

10

10

11

10

9

9

11

13

12

9

13

10

14

10

5

13

9

5

9

10

11

8

9

9

13

7

7

11

7

13

11

7

10

Проведите факторный анализ, выделите возможные факторы по каждой группе и интерпретируйте их.

3).

На теоретическом уровне было предположено, что такой феномен, как конформизм включает в себя такие переменные, как 1) уровень тревожности; 2) мера доверия к себе; 3) уровень самооценки; 4) уровень самоэффективности; 5) уровень эмпатии; 6) уровень склонности к риску. Для решения этой проблемы провели исследование с помощью батареи тестов и далее прокоррелировали полученные значения переменных между собой. В результате получили следующую интеркорреляционную матрицу:

1

0,32

0,14

0,56

0,78

0,06

0,32

1

0,64

0,09

0,78

0,53

0,32

0,64

1

0,44

0,82

0,44

0,32

0,64

0,44

1

0,18

0,33

0,32

0,64

0,44

0,18

1

0,28

0,32

0,64

0,44

0,33

0,28

1

С помощью факторного анализа решите эту задачу.