СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МОДУЛЮ 1.
Форма отчетности – развернутый план решения следующих задач.
1).
В школьном классе были проведены исследования по определению взаимосвязи между уровнем тревожности и полом школьника (Д – девочка; М – мальчик).
В результате были получены следующие данные:
пол |
Д |
Д |
М |
Д |
М |
М |
Д |
Д |
М |
Д |
Д |
М |
М |
М |
Д |
М |
Ур. тр-ти |
21 |
18 |
18 |
18 |
16 |
15 |
13 |
13 |
14 |
12 |
12 |
11 |
9 |
8 |
6 |
7 |
С помощью статистического анализа определите тесноту и направление взаимосвязи между полом школьника и его уровнем тревожности.
2).
Для оценки способности к обучению учеников А; Б; В; Г; Д; Е; Ж; З (начальные буквы фамилий) был использован метод экспертных оценок. Экспертам, в качестве которых выступили преподаватели, работающие с этими учениками (всего 5 преподавателей), было предложено проранжировать школьников по снижению способности к обучению. В результате были получены следующие данные(Буквы это фамилии школьников оцениваемых педагогами)
Эксперты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ранги |
|||||
1 2 3 4 5 6 7 8 |
А В Г Ж Б Д Е З |
В А Г Ж Д Б З Е |
А Г В Ж Д З Б Е |
А В Г Ж Б Д Е З |
Г В Ж А Д В Е З |
С помощью статистического анализа оцените степень согласованности мнений экспертов. Дайте оценку.
3).
Учителю было предложено проранжировать учеников в классе в порядке убывания меры доверия к ним. По окончании этой процедуры провели исследование уровня вербальной агрессии у школьников. Были получены следующие результаты (первая строка – номер испытуемого, вторая строка – место в ранговом ряду, третья строка – показатели уровня вербальной агрессии)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
1 |
2 |
6 |
7 |
4 |
3 |
6 |
5 |
6 |
6 |
7 |
17 |
11 |
7 |
11 |
8 |
12 |
11 |
15 |
17 |
17 |
15 |
С помощью статистического анализа определите взаимосвязь между мерой доверия ученикам и их уровнем вербальной агрессии.
4).
При написании курсовой работы студент провел сравнительный анализ устойчивости самоуверенности (представление о себе как самостоятельном человеке, которого есть за что уважать) у юношей и девушек 11-х классов. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе испытуемым предлагалось оценить самоуверенность по 2-ой шкале МИС (методика исследования самоотношения).
На втором этапе по предварительной договоренности с педагогом-математиком провели несложную контрольную работу и, оценки по этой работе были умышленно занижены, относительно обычных. И, наконец, на третьем этапе повторили диагностическую работу, проведенную на первом этапе. Полученные данные свели в 2 таблицы (первая таблица – данные по юношам, вторая таблица – данные по девушкам).
В этих таблицах: первый столбец – номер испытуемого, второй столбец – баллы по самоуверенности до эксперимента, третий столбец – баллы по самоуверенности после эксперимента.
Таблица №1 Таблица №2
1 |
8 |
9 |
|
1 |
10 |
10 |
2 |
12 |
9 |
|
2 |
10 |
13 |
3 |
10 |
10 |
|
3 |
10 |
7 |
4 |
9 |
8 |
|
4 |
9 |
6 |
5 |
7 |
9 |
|
5 |
11 |
12 |
6 |
13 |
10 |
|
6 |
13 |
10 |
7 |
10 |
8 |
|
7 |
7 |
7 |
8 |
13 |
8 |
|
8 |
12 |
14 |
9 |
13 |
9 |
|
9 |
10 |
6 |
10 |
8 |
9 |
|
10 |
7 |
7 |
11 |
9 |
9 |
|
11 |
11 |
12 |
12 |
12 |
7 |
|
12 |
12 |
8 |
13 |
8 |
5 |
|
13 |
9 |
11 |
14 |
11 |
7 |
|
14 |
10 |
14 |
15 |
9 |
9 |
|
15 |
11 |
10 |
16 |
11 |
14 |
|
16 |
9 |
9 |
17 |
14 |
10 |
|
17 |
12 |
13 |
18 |
12 |
10 |
|
18 |
14 |
10 |
19 |
9 |
5 |
|
19 |
7 |
5 |
20 |
13 |
7 |
|
20 |
8 |
7 |
21 |
12 |
12 |
|
21 |
9 |
9 |
22 |
13 |
9 |
|
22 |
11 |
7 |
23 |
11 |
13 |
|
23 |
10 |
12 |
24 |
10 |
6 |
|
24 |
8 |
8 |
Первичный анализ показывает, что самоуверенность юношей и девушек изменяется по окончании эксперимента. Мы видим, что у одних она снижается, у других повышается, у некоторых остается прежней. Вам необходимо с помощью статистического анализа ответить на следующие вопросы:
а) В какую сторону (повышения, понижения) преобладают изменения самоуверенности у юношей и девушек и насколько статистически достоверны эти изменения?
б) Есть ли основания говорить о том, что снижения самоуверенности у юношей (15) статистически достоверно выше, чем снижение самоуверенности у девушек (11)?
5) В последнее время очень актуальным стал вопрос об адаптации детей-беженцев к обучению в школе. В рамках этой проблемы, при написании дипломной работы студент решил экспериментально проверить влияет ли количественное соотношение детей-беженцев и местных детей в школьном классе на уровень адаптированности детей-беженцев к учебной деятельности и группе сверстников. Для этого им были взяты два «смешанных» четвертых класса одной из школ Краснодарского края. В одном из этих классов представительство детей-беженцев было 55% (9 девочек и 8 мальчиков), в другом – 20% (5 девочек и 4 мальчика).
В качестве диагностической процедуры была использована методика, разработанная Н.Г. Лускановой и И.А. Коробейниковой. Полученные экспериментальные данные свели в две таблицы. В этих таблицах: первая строка – обозначение кому (мальчику (М), или девочке (Д)) принадлежат значения по уровню адаптированности к учебной деятельности (вторая строка) и уровню адаптированности к группе сверстников (третья строка).
Таблица №1 Показатели уровня адаптированности детей-беженцев в смешанных классах (55% от общего числа школьников)
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
М |
М |
М |
М |
М |
М |
М |
М |
20 |
15 |
18 |
18 |
16 |
16 |
18 |
17 |
14 |
15 |
18 |
10 |
12 |
14 |
12 |
16 |
10 |
14 |
10 |
11 |
12 |
8 |
10 |
13 |
11 |
9 |
12 |
12 |
7 |
9 |
11 |
8 |
10 |
7 |
Таблица № 2 Показатели уровня адаптированности детей-беженцев в смешанных классах (20% от общего числа школьников).
Д |
Д |
Д |
Д |
Д |
М |
М |
М |
М |
18 |
15 |
16 |
15 |
12 |
13 |
14 |
9 |
9 |
12 |
9 |
10 |
9 |
8 |
8 |
9 |
7 |
7 |
С помощью статистического анализа определите взаимосвязь между полом ребенка и уровнем адаптированности к учебной деятельности и группе сверстников.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО МОДУЛЮ 2.
Форма отчетности – развернутый план решения следующих задач.
1) Студент поставил перед собой задачу, выявить является ли специфика обучения на историческом и математическом факультетах и пол студента причиной уровня эмпатии у студентов, которая диагностировалась с помощью опросника Меграбяна по изучению эмпатии. Для этого были выбраны по 6 студентов и студентов данных факультетов. В результате исследования были получены следующие данные:
№ исп-го |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Студенты исторического факультета |
14 |
9 |
12 |
11 |
11 |
10 |
Студентки исторического факультета |
12 |
10 |
9 |
8 |
8 |
10 |
Студенты математического факультета |
14 |
12 |
15 |
10 |
18 |
15 |
Студентки математического факультета |
16 |
12 |
9 |
15 |
11 |
14 |
Ваша задача сводится к тому, чтобы с помощью статистического анализа ответить на следующие вопросы:
а) Можно ли считать каждый из факторов (факультет и пол студента) взятый в отдельности причиной уровня эмпатии у студентов?
б) Является ли взаимодействие факторов (факультет и пол студента) причиной уровня эмпатии у студентов?
Решите задачу обычным способом и с помощью статистических программ SPSS 13.и Statistica 6.0
2) Система ценностных ориентаций человека является важным фактором детерминации его поведения. Ценностно-ориентационное единство выступает одним из важнейших условий интеграции людей в определенные социальные объединения и опосредует особенности отношений между людьми. В последнее время в молодежной среде появляются различные социальные объединения (роллеры, рокеры, анархисты и т.д.), которые имеют собственную ценностную систему. Для исследования ценностных ориентаций была использована методика «ценностные ориентации» М. Рокича. В качестве предмета исследования выступали терминальные ценности (самостоятельность, уверенность в себе, материальная обеспеченность, здоровье, удовольствия, интересная работа, любовь, свобода, красота, верные друзья, познание, счастливая семейная жизнь, творчество).
Полученные данные свели в обобщенную таблицу (роллеры –таблица 1, рокеры –таблица 2, анархисты – таблица 3).
Таблица 1
№ исп-го |
Ценности |
||||||||||||
Любовь |
Здоровье |
Свобода |
Уверен-ность |
Друзья |
Мат. обеспеченность |
Семья |
Самостоя-тельность |
Удовольст-вия |
Призна-ние |
Познание |
Красота |
Твор- чество |
|
1 |
5 |
8 |
8 |
9 |
7 |
10 |
7 |
10 |
12 |
12 |
10 |
10 |
11 |
2 |
9 |
12 |
9 |
10 |
9 |
10 |
11 |
13 |
8 |
10 |
13 |
5 |
12 |
3 |
6 |
10 |
12 |
8 |
14 |
10 |
12 |
7 |
11 |
7 |
13 |
7 |
9 |
4 |
7 |
9 |
8 |
9 |
10 |
9 |
9 |
6 |
14 |
11 |
8 |
12 |
10 |
5 |
5 |
7 |
11 |
10 |
10 |
11 |
10 |
12 |
10 |
12 |
9 |
9 |
11 |
6 |
9 |
13 |
9 |
8 |
5 |
13 |
11 |
10 |
9 |
9 |
12 |
13 |
9 |
7 |
12 |
10 |
11 |
8 |
7 |
7 |
9 |
7 |
13 |
10 |
8 |
6 |
12 |
8 |
10 |
13 |
14 |
9 |
12 |
12 |
12 |
14 |
10 |
11 |
11 |
10 |
14 |
9 |
9 |
13 |
12 |
9 |
9 |
10 |
14 |
6 |
5 |
9 |
9 |
5 |
7 |
10 |
7 |
8 |
9 |
9 |
13 |
7 |
7 |
7 |
7 |
12 |
11 |
7 |
8 |
Таблица 2
№ исп-го |
Ценности |
||||||||||||
Любовь |
Здоровье |
Свобода |
Уверен-ность |
Друзья |
Мат. обеспеченность |
Семья |
Самостоя-тельность |
Удовольст-вия |
Призна-ние |
Познание |
Красота |
Твор- чество |
|
1 |
12 |
8 |
8 |
9 |
7 |
13 |
7 |
10 |
12 |
5 |
10 |
10 |
11 |
2 |
10 |
6 |
9 |
10 |
9 |
8 |
11 |
13 |
8 |
6 |
13 |
5 |
12 |
3 |
9 |
12 |
12 |
8 |
14 |
9 |
12 |
7 |
11 |
7 |
12 |
7 |
9 |
4 |
7 |
10 |
8 |
10 |
10 |
12 |
9 |
11 |
14 |
11 |
10 |
12 |
10 |
5 |
13 |
7 |
11 |
10 |
10 |
8 |
10 |
9 |
10 |
10 |
7 |
9 |
10 |
6 |
9 |
14 |
9 |
10 |
5 |
13 |
11 |
12 |
9 |
9 |
11 |
13 |
8 |
7 |
12 |
10 |
11 |
9 |
7 |
7 |
9 |
14 |
13 |
10 |
12 |
6 |
6 |
8 |
10 |
13 |
14 |
11 |
12 |
12 |
12 |
7 |
10 |
11 |
11 |
10 |
11 |
9 |
9 |
13 |
12 |
9 |
9 |
10 |
14 |
6 |
5 |
9 |
9 |
5 |
11 |
10 |
7 |
8 |
9 |
9 |
13 |
7 |
7 |
7 |
7 |
12 |
11 |
7 |
8 |
Математические основы психологии — Стр 2
Таблица 3
№ исп-го |
Ценности |
||||||||||||
Любовь |
Здоровье |
Свобода |
Уверен-ность |
Друзья |
Мат. обеспеченность |
Семья |
Самостоя-тельность |
Удовольст-вия |
Призна-ние |
Познание |
Красота |
Твор- чество |
|
1 |
12 |
8 |
8 |
9 |
7 |
13 |
10 |
10 |
12 |
5 |
10 |
10 |
11 |
2 |
10 |
6 |
9 |
10 |
9 |
8 |
5 |
13 |
8 |
6 |
13 |
5 |
12 |
3 |
9 |
12 |
10 |
8 |
14 |
9 |
7 |
7 |
11 |
7 |
12 |
7 |
9 |
4 |
7 |
9 |
11 |
10 |
10 |
12 |
12 |
11 |
14 |
11 |
10 |
12 |
10 |
5 |
13 |
12 |
9 |
10 |
10 |
8 |
9 |
7 |
10 |
10 |
7 |
9 |
10 |
6 |
10 |
8 |
12 |
10 |
7 |
13 |
10 |
11 |
9 |
7 |
11 |
13 |
9 |
7 |
8 |
11 |
11 |
9 |
14 |
7 |
9 |
12 |
13 |
14 |
12 |
6 |
11 |
8 |
6 |
9 |
14 |
11 |
10 |
12 |
12 |
9 |
10 |
10 |
11 |
10 |
9 |
9 |
11 |
13 |
12 |
9 |
13 |
10 |
14 |
10 |
5 |
13 |
9 |
5 |
9 |
10 |
11 |
8 |
9 |
9 |
13 |
7 |
7 |
11 |
7 |
13 |
11 |
7 |
10 |
Проведите факторный анализ, выделите возможные факторы по каждой группе и интерпретируйте их.
3).
На теоретическом уровне было предположено, что такой феномен, как конформизм включает в себя такие переменные, как 1) уровень тревожности; 2) мера доверия к себе; 3) уровень самооценки; 4) уровень самоэффективности; 5) уровень эмпатии; 6) уровень склонности к риску. Для решения этой проблемы провели исследование с помощью батареи тестов и далее прокоррелировали полученные значения переменных между собой. В результате получили следующую интеркорреляционную матрицу:
1 |
0,32 |
0,14 |
0,56 |
0,78 |
0,06 |
0,32 |
1 |
0,64 |
0,09 |
0,78 |
0,53 |
0,32 |
0,64 |
1 |
0,44 |
0,82 |
0,44 |
0,32 |
0,64 |
0,44 |
1 |
0,18 |
0,33 |
0,32 |
0,64 |
0,44 |
0,18 |
1 |
0,28 |
0,32 |
0,64 |
0,44 |
0,33 |
0,28 |
1 |
С помощью факторного анализа решите эту задачу.