Министерства образования и науки Республики Казахстан
Некоммерческое АО «Алматинский университет энергетики и связи»
Факультет Аэрокосмических и информационных технологий
Кафедра Социальных дисциплин
«Утверждаю»
Декан ФАИТ___________Табултаев С.С.
«___»__________________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РSI 5204 — ПСИХОЛОГИЯ
Для магистрантов АУЭС
Всех специальностей всех форм обучения
Курс | |
Семестр | |
Всего кредитов | |
Всего кредитов ECTS | |
Общее количество часов | |
Аудиторные | |
Из них: | |
Лекции | |
Практические (сем) | |
Самостоятельная работа | |
в том числе СРМП | |
Семестровые работы | |
Экзамен |
Алматы 2015
Рабочую программу составила: к.п.н., доцент Саньярова Н.С., профессор, д.п.н Мухамбедьярова А.Т.. на основании типовой программы дисциплины, приказ МОН РК №343 от 16.08.2013 г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрено на заседании кафедры «Социальных дисциплин» от 18 июня 2015 г., протокол № 12 .
Зав. кафедрой СД Мухамбедьярова А.Т.
Характеристика учебной дисциплины
1.1 Цель дисциплины – обучение магистрантов основам психологии в плане школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в сфере педагогической деятельности.
Задачи дисциплины
— раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;
— дать магистрантам целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;
— рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;
— развить психолого-педагогическое творческое мышление у магистрантов;
— уметь применить в своей повседневной деятельности полученные знания и практические навыки для достижения максимальной эффективности своей работы.
Описание дисциплины
Курс «Психология» предназначен для магистрантов всех специальностей и направлен на развитие у них профессиональной рефлексии в области психологии обучения и воспитания, эффективность деятельности которых зависит от научного подхода, психологической компетентности и умелом использовании психологических ресурсов. Таким образом, необходимость развития психолого-педагогической компетентности специалистов в новых условиях общественного развития определяет актуальность данного курса в системе высшего профессионального образования.
Общей задачей всего курса психология является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.
Раскрыть основные методологические положения психологической науки, ее основные закономерности, принципы в рамках процессов обучения и воспитания в высшей школе, дидактики, системного, деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии психологии, а также методы, проблемы и перспективы ее развития;
Стимулировать развитие интереса к практической психологической деятельности и педагогическому творчеству;
Дать возможность самостоятельно осваивать знания по теории и методике организации учебно – воспитательного процесса в высшей школе, специфических особенностях профессиональной подготовки будущих инженеров;
Используя активные методики преподавания, технологии профессионально — ориентированного обучения формировать умения и навыки педагогического управления, выбора оптимального стиля педагогического общения, поведения и деятельности в коллективе.
По окончании курса «Психология» магистрантдолжен
иметь представление:
— о различных аспектах коммуникации в сфере профессиональной деятельности;
— о профессиональной рефлексии;
— о основных способов психологического воздействия.
знать:
— социально-психологическую природу педагогической деятельности;
— свойства психологических процессов, включенных в познавательную деятельность;
— содержание и специфику психолого-педагогического воздействия;
Индивидуальные особенности объектов воздействия.
уметь:
— эффективно применять современные методы и приемы преподавания в высшей школе;
— использовать необходимые психолого-методические ресурсы для подготовки и проведения занятий (лекций, семинаров, СРМП и экзаменов);
— применять адекватные психодиагностические методы исследования личности студена и студенческой группы.
1.4 Пререквизиты дисциплины: Навыки и знания, необходимые для освоения изучаемой дисциплины на уровне вузовской программы курса истории, физики, химии, математики, общегуманитарных дисциплин, курс «Истории и философии науки»
1.5 Постреквизиты дисциплины: Знания данной дисциплины используются в процессе преподавательской деятельности, в рамках научно – исследовательской деятельности магистранта, а также в ходе профессиональной деятельности по управлению, обучению производственным коллективом.
Структура и содержание дисциплины
Теоретическая подготовка (15 час.)
Темы | Тема (модули, разделы) | Номер источника |
Введение. 1 час | Конспект, 1,4,7,8 | |
Предмет, задачи и структура психологии высшей школы. 2 часа | Конспект, 5,7,8 | |
Психология познавательной деятельности студентов в процессе обучения. 2 часа | Конспект, 6,7,8,9,21,23 | |
Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях. 2 часа | Конспект, 19,20,21,22,23 | |
Психологические основы процесса воспитания. 2 часа | Конспект, 15,16,17,18,19 | |
Проблемы психодиагностики профессионально-ориентированной личности. 2 часа | Конспект, 11,12,13,14,15, 16,17,18 | |
Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста. 2 часа | Конспект, 17,18,19,20,21, 22 | |
Психология педагогического общения. 2 часа | Конспект, 15,16,17,18,19, 20,21,22 |
Практическая подготовка
Перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля.
1. Из каких компонентов складывается педагогическая деятельность?
2. Из каких компонентов складывается деятельность учения и обучения?
3. Что обеспечивает эффективность этих процессов?
4. Проведите сравнительный анализ содержания понятие «учение», «обучение», «научение».
5. Подготовьте небольшое выступление-лекцию проблемного характера.
6. Составьте профессиограмму личности педагога.
7. Экспресс-опрос по теме: «Социально-психологическая компетентность педагога».
8. Письменный опрос по теме «Социально-психологические особенности личности в условиях рынка. Структура социально-психологических знаний на современном этапе развития общества».
9. Составьте рассказ, в котором фигурировали бы 4 персонажа студентов разных типов темперамента.
10. Назовите основные источники и движущие силы формы и факторы развития личности: дайте понятие ее жизненного пути.
Список литературы
Основная:
1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
2 Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. – Алматы, 2004.
3 Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. – Алматы, 2002.
4 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. – М., 2009.
5 Педагогика и психология высшей школы/ под. Ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, 2006.
6 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.– 2005.
7 Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2006.
8 Вознюк, Д. Онтология – философская наука о бытии отдельного индивидума в обществе и целом [Электронный ресурс] / Д. Вознюк // Режим доступа: http://fb.ru/article/2844/ontologiya—filosofskaya-nauka-o-byitii-otdelnogo-individuuma-i-obschestva-v-tselom, свободный.
9 Волков, Е.Н. Консультирование и психотерапия как социальная инженерия [Текст] / Е.Н. Волков. – Ч. 3: Некоторые основы инженерного подхода к теории и практике консультирования // Здоров’я Украүни — ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 4 (19), декабрь 2011. — С. 42-43. (0,5 п.л.).
– Е.Н. Волков // Режим доступа: http://health ua.com/articles/8050.html, свободный.
10 Ильенков, Э. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) [Электронный ресурс] / Э. Ильенков // Режим доступа: reriholga.ucoz.kz/load/0-0-0-226-20, свободный.
11 Мишин, А.Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность [Текст] / А.Н. Мишин // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).
— Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 187-190.
12 Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2017.html, свободный.
13 Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института [Электронный ресурс] // Режим доступ: www.kazedu.kz/referat/127409, свободный.
14 Становление и развитие философии образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.profile-edu.ru/stanovlenie-i-razvitie-filosofii-obrazovaniya-page-12.html, свободный.
15 Чернякова, И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Текст] / И.Л. Чернякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. — № 4. – С. 18–23.
16 Шрейдер, В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления личности гражданина демократического общества [Электронный ресурс] /В.В. Шрейдер // Режим доступа: www.prof.msu.ru/publ/omsk1/4_15.htm, свободный.
17 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. – М., 2009.
18 Педагогика и психология высшей школы /под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, 2006.
19 Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2006.
20 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2005.
21 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
22 Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. – Алматы, 2004.
23 Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. – Алматы, 2002.
Дополнительная:
1 Агеев В.В. Онтологическое общение как психологическое пространство персонифицированного образования. //http:// www.ageyev.kz/articles/artrus/33.htm
2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 2006.
3 Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. – М., 2007.
4 Основные направления профессионального консультирования в теории и практике современных организаций образования //Менеджмент в образовании. – Алматы, 2006. — №4. – С. 37-48.
5 Педагогическая психология: Хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носкова, О.Н. Щепелина. – СПб., 2006.
6 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., Психология и педагогика. – СПб., 2006.
7 Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. №3, 1989. – С. 7-16.
8 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д., 2008.
9 Столяренко Л7Д7 Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2010.
10 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.
11 Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. – М., 2005.
12 Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 2000.
13 Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2005.
14 Огнетова, И.Ю. К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе [Текст] / И.Ю. Огнетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).
— СПб.: Реноме, 2012. — С. 345-347.
15 Саньярова, Н.С., Верещагина, А.А. Психология и этика делового общения [Текст]: учебное пособие. В 2-х частях / Н.С. Саньярова, А.А. Верещагина. – Алматы: университет «Туран», 2011. – 706 с.
16 Богачкина, Н.А. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Богачкина. — М.: Эксмо, 2007. — 160 с.
17 Дмитриева, Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — Эксмо, 2007. — 128 с.
18 Уляев, С.И., Мовчанюк, С.В. Индивидуализация процесса обучения в вузе [Электронный ресурс] / С.И. Уляев, С.В. Мовчанюк // Режим доступа: , свободный. — Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2007. — № 5.
19 Цыбульская, М.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / М.В. Цыбульская. – М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2007. — 150 с.
20 Носкова, О.Г. Психология труда [Текст]: учебное пособие / О.Г. Носкова / Под ред. Е.А. Климова. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
21 Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Панченко. – Владивосток: Морской гос. ун-т имени адмирала Г.И. Невельского, 2006. – 35 с.
22 Григорьева, М.В. Психология труда [Текст]: конспект лекций / М.В. Григорьева. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.
23 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.
24 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005. – 312 с.
25 Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
26 Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Р.С. Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
27 Дружинин, В. Психология [Текст]: учебник / В. Дружинин. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.
28 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра псих. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
29 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., пераб., доп. – Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
30 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., пераб., доп. – Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
31 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. – 4-е изд., перераб., доп. – Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
32 Введение в психологию [Текст]: учебник / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.
33 Богданов, И.В. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов и др. // Режим доступа: психологический сайт , свободный.
34 Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: учебное пособие / А.К. Маркова. — М.: Знание, 1996. – 308 c.
35 Общая социально-психологическая характеристика труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.libsid.ru/, свободный.
36 Профессиограмма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://anschool-8.ucoz.ru/publ/mir_professij/slovar_professij/professiogramma/9-1-0-163, свободный.
37 Психология педагогического общения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/14.html, свободный.
38 Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1996. — 496 с.