Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной отрасли знания. Предмет, основные задачи и категории этики деловых отношений

Дальневосточный федеральный университет

Институт международного туризма и гостеприимства

 

__________________________________________________________________

 

 

В.П. Миргеева

 

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Владивосток

 

Издательство Дальневосточного федерального университета

 

 

УДК 174.4 Обсуждено и утверждено

учебно-методической комиссией ИМТГ

ББК 87.7

М 63

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

 

О.В. Заяц, доцент кафедры «Социальной работы»

ФГОУ ВПО ДВФУ, кандидат социологических наук

 

С.Б. Бурханов, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»

ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», кандидат экономических наук

 

Миргеева, В.П.

М63 Этика деловых отношений: учебно-методическое пособие. / В.П. Миргеева – Владивосток :Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011. – 31 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит систематизированный обзор сведений по курсу «Этика деловых отношений», глоссарий, список вопросов для подготовки к экзамену, вопросы к семинарским занятиям со списком основной и дополнительной литературы.

Для студентов очной и заочной формы обучения, преподавателей, специалистов в сфере управления.

 

 

УДК 174.4

ББК 87.7

 

Миргеева В.П., 2011

ИМТГ ДВФУ, 2011

 

Введение

 

 

Правильно организованное деловое общение способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами. В идеале оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые позволяют добиться и личностно значимых результатов, удовлетворение индивидуальных интересов.

Цель курса – способствовать формированию у студентов соответствующих нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности и поведения.

Задачи курса:

— раскрыть сущностные характеристики, основные понятия и отразить базовые принципы этики деловых отношений с учетом накопленного мирового опыта;

— способствовать освоению основных норм и правил современного этикета, регламентирующих поведение человека в общей структуре экономических отношений, без соблюдения которых, невозможно добиваться успеха и поддерживать репутацию бизнесмена;

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления. Пособие состоит из введения, трех глав, заключения, ... в небольшом объеме в процессе обучения специалиста. Будучи учебным исследованием, она должна по своему содержанию и форме ... первой курсовой работы, студент должен овладевать техникой и этикой научной работы, в частности, тщательным и аккуратным составлением ...

— содействовать развитию и улучшению навыков делового общения, этических

и других духовных принципов межличностных отношений, необходимых в сфере профессиональной деятельности будущих специалистов в области управления.

Преподавание дисциплины базируется на объединении научной и практической проблематики таких дисциплин, как «Психология делового общения», «Социология и психология управления», «Философия», «Эстетика», «История».

Завершая обучение по дисциплине, студент должен:

— овладеть системой знаний, на основе которых обеспечивается решение таких практических проблем, как саморазвитие личности (самоменеджмент), поддержание стабильности, устойчивости рабочих групп, организаций; совершенствование методов подбора и использования персонала, разрешение и предупреждение производственных конфликтов, оптимизация нравственно-психологического климата в коллективах, совершенствование методов морального и материального стимулирования труда, обеспечение психологической защиты от стрессовых ситуаций;

— овладеть культурой поведения и правилами делового этикета в современном деловом мире;

— уметь применить полученные знания для анализа и решения этических проблем деловой жизни в российских условиях.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Становление этики деловых отношений как научно-прикладной отрасли знания. Предмет, основные задачи и категории этики деловых отношений

Этика как философская наука. Генезис и историческая эволюция понятий «этика», «нравственность», «мораль». Этика как «практическая философия», теория нравственности. Этика как наука о морали и компонент духовной культуры. Основные этапы и направления развития этики. Зарождение этических представлений в период разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества. Роль мифов и легенд, преданий и сказаний в формировании нравственных представлений у человека.

Этические размышления стран Древнего Востока. Этические учения Древней Индии и Древнего Китая — брахманизм, буддизм, конфуцианство. Рассмотрение моральных феноменов как свойств мироздания. Отличительные особенности этических взглядов Древнего Востока от европейской философии.

Античная этика. Нравственно-этические размышления в «предфилософии» – мифологии, эпосе, драматургии, поэзии, в учениях Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита и др. Софистика как широкое просветительское движение и философско-этическое учение. Высказывание софистов: «Человек есть мера всех вещей» утверждало, что человек сам является критерием добра и зла. Рационализм Сократа и его единая система нравственных ценностей.

Платон – создатель первой развитой объективно-идеалистической философской системы. Суть этического идеализма Платона. Этика Аристотеля: учение о высшем благе, учение о природе добродетели и учение о конкретных добродетелях.

Средневековое христианское учение о нравственности. Религиозная этика. Учения христианских теологов и философов о нравственности (Августин, Фома Аквинский, Эразм Ротердамский, Мартин Лютер и др.).

12 стр., 5770 слов

Рабочая программа дисциплины деловая этика

... - Нормативный и преобразующий характер принципов и ценностей деловой этики в культуре управления - - Критерии оценки уровня этики деловых отношений - Соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние культуры, управления и ... - Самостоятельная работа Форма отчетности Зачет/ Кол. Зачет/ Кол. Зачет/ Кол. Виды учебной работы Шифр 5 лет 3,5 года 3 года Общая трудоемкость   … Распределение ...

Этика Нового времени. Гуманистическая идеология эпохи Возрождения. Идеи гедонизма и эвдемонизма. Влияние Реформации на становление эмпирической этики. Основные черты этики Нового времени: эмпиризм и рационализм. Точка зрения Т.Гоббса и Дж.Локка на человеческую природу. Проблемы морали и нравственности в учениях моралистов-просветителей XVIII в. Дидро, Гельвеция, Гольбаха.

Этические рассуждения Канта, требования категорического императива.

Идея абсолютной автономии морали Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное действительно».

Современные этические теории. Марксизм и его понимание морали как способа духовно-практического освоения действительности. Натуралистическая этика (эволюционная).

Удар эволюционной теории Ч.Дарвина по религиозно-идеалистической концепции человека и его взгляд на мораль как результат природного развития.

Основоположники эволюционной этики — Спенсер и Кропоткин.

Мораль свободы и достоинства в учении Ницше; мораль, как сфера давления в учении З.Фрейда; философия экзистенциализма, учения Сартра, Хайдеггера.

Место этики в системе философского гуманитарного знания. История развития деловой этики в России. Этика старообрядцев и протестантов – основа этики деловых отношений. Деловая мораль и рыночные отношения.

Мораль, как социальный институт, состоящий из системы стандартов, признанных и разделяемых членами культурной общности. Этика, как научная дисциплина, изучающая социальную мораль. Взаимосвязь морали и права, как основных регуляторов вопросов социальной жизни. Социальная сущность, назначение и функции морали. Субъективная и объективная сторона морали. Категории этики – добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл в жизни.

Функции морали: регулятивная, оценочно-императивная, воспитательно-гуманистическая, познавательная, прогностическая, идеологическая.

Структура морали: нравственная деятельность и отношения, моральное сознание.

Моральное сознание – структура и содержание. Моральные нормы (наставления, запреты, поучения, правила, предписания, заповеди, пожелания).

Моральный кодекс — совокупность моральных норм и принципов, объединенных по единому основанию. Моральные принципы, моральные качества личности, значение нравственного идеала для формирования гармонично развитой личности. Проблемы функционирования морали как целостной системы.

Моральная оценка, ее природа и особенности (одобрение или осуждение, объективно-субъективная сторона ценностного отношения человека к действительности, самооценка человека).

Оценка нравственного поступка; моральная свобода и нравственная ответственность личности.

 

Тема 4. Деловые переговоры и деловой этикет

Семинар № 6

1. Понятие переговоров. Роль переговоров в жизни общества.

2. Основные элементы и характеристики переговоров.

3. Виды и функции переговоров.

4. Типология переговоров.

5. Содержание стратегий ведения переговоров в рамках сотрудничества и соперничества.

6. Тактические приемы ведения переговоров.

7. Организация переговоров.

8. Место и время переговоров, требования к подготовке программы пребывания партнеров.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

... этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: ... грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, ... доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. Холерик активен, предприимчив, ...

9. Правила вручения и приема деловых подарков во время переговоров.

 

Литература

Белланже, Л. Переговоры : пер. с фр./ Л. Белланже. – СПб. : Нева, 2003. – 128 с.

Мамонтов, С.Ю. Тактика ведения переговоров / С.Ю. Мамонтов. – СПб. : Питер, 2002. – 160 с.

Мокшанцев, Р.И. Психология переговоров: учеб. пособие / Р.И. Мокшанцев. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 352 с.

Митчелл, М. Этикет / М. Митчелл. – М. : АСТ, 2004. – 659 с.

Стил, П. Переговоры в бизнесе : пер. с англ. / П. Стил, Т. Бизор. – М. : HIPPO, 2004. – 112 с.

Шотт, Б. Как вести переговоры : пер. с нем. / Б. Шотт. – М. : Омега-Л, 2005. – 128 с.

 

Семинар № 7

1. Характеристика основных этапов переговорного процесса.

2. Психологические приемы начала переговоров.

3. Техника постановки вопросов. Виды вопросов.

4. Заключительный этап переговоров.

5. Необходимые навыки и основные личные качества участников переговоров.

6. Культурные различия участников международных переговоров.

7. Основные отличия национальных стилей ведения переговоров.

8. Деловой этикет и переговоры.

 

Литература

Головина, А. Деловые переговоры. Стратегия победы / А. Головина. – СПб. : 2007. — 188 с.

Дональдсон, М. Умение вести переговоры : пер. с англ./ М. Дональдсон. – М. : Вильямс, 2001. – 224 с.

Майол, Э. Эти странные англичане : пер. с англ. / Э. Майол, Д. Милстед. – М. : Эгмонт Россия ЛТД, 2001. – 72 с.

Фол, С. Эти странные американцы : пер. с англ. / С. Фол. – М. : Эгмонт Россия ЛТД, 2001. – 72 с.

Шевелева, О.В. Организация ведения переговоров : учеб. пособие / О.В. Шевелева. – М. : Советский спорт, 2007. – 244 с.

Япп, Н. Эти странные французы : пер. с англ. / Н. Япп, М. Сиретт. –

М. : Эгмонт Россия ЛТД, 2001. – 72 с.

 

 

Тема 5. Деловое общение по телефону

Семинар № 8

1. Виды, цели и основные этапы телефонных контактов.

2. Правила подготовки к деловой беседе по телефону и условия эффективных телефонных разговоров.

3. Основные принципы и правила телефонного разговора.

4. Признаки пресыщения общением. Общение с «трудными» клиентами по телефону.

5. Корректировка общения по телефону. Телефонный этикет.

6. Работа с автоответчиком.

7. Использование сотового телефона.

 

Литература

Архангельская, М.Д. Бизнес-этикет / М.Д. Архангельская. – М. : Эксмо, 2004. – 160 с.

Блюм, М.А. Этика деловых отношений : учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимова, Н.В. Молоткова. – М. : ФОРУМ, 2009. – 224 с.

Кипнис, М. Тренинг коммуникаций / М. Кипнис. – М. : Ось-89, 2004. – 128 с.

Нельсон, К. Бизнес-этикет. Международные стандарты общения : пер. с англ. / К. Нельсон. – М. : Интернет-Трейдинг, 2005. – 257 с.

Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова. – СПб. : Союз, 2001. – 356 с.

Рыбкин, И.В. Эффективный телефонный контакт / И.В. Рыбкин. – М. : Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 144 с.

Храпков, И.Б. Телефонное общение в бизнесе / И.Б. Храпков. – М. : Генезис, 2004. – 112 с.

3 стр., 1404 слов

Деловой этикет руководителя: прием посетителей 2

... этикета делового человека, можно определить как формирование такихправил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей впроцессе общения. Второй по значению функцией этикета ... bsp;               &nbвид, одежда, умение правильно вестисебя в  различных ситуациях.Благоприятное ...

 

Тема 6. Деловая переписка. Этикет работы

в компьютерных сетях (нетикет)

Семинар № 9

1. Характеристика базовых критериев служебной переписки.

2. Основные виды деловой корреспонденции.

3. Принципы и правила деловой переписки.

4. Стандартные правила составления делового письма или служебной записки.

5. Особенности виртуального этикета — электронная деловая переписка.

6. Технологии ведения записей и использование записной книжки.

7. Этикет пользования компьютером несколькими сотрудниками.

8. Этикет работы в компьютерных сетях (нетикет).

 

Литература

Макеева, В.Г. Культура предпринимательства / В.Г. Макеева. – М., 2002. – 213 с.

Каменская, Е.Н. Психология и этика делового общения / Е.Н. Каменская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 224 с.

Кузин, Ф.А. Культура делового общения / Ф.А. Кузин. – М. : Ось-89, 2005. – 320 с.

Кузнецов, И.Н. Деловое письмо : учебн.-справ. пособие / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и К, 2007. – 325 с.

Смирнов, Г.Н. Этика бизнеса, деловых и общественных отношений / Г.Н. Смирнов. – М., 2001. – 245 с.

Энциклопедия этикета / Сост. О.И. Максименко. – М. : Астрель, 2000. – 512 с.

 

 

Тема 7. Деловая критика, профилактика конфликтов и стрессов на работе. Прием посетителей и общение с ними

Семинар № 10

1. Роль конструктивной критики в рабочем процессе.

2. Этические правила и принципы восприятия критики.

3. Этические отклонения в процессе деловой критики.

4. Конфликты на работе и стратегия поведения в конфликтной ситуации.

5. Профилактика стрессов в деловом общении и индивидуальная стратегия стрессоустойчивого поведения.

6. Правила приема посетителей и общение с ними.

7. Планирование приема посетителей и подготовка к нему.

8. Роль и задачи секретаря в работе с посетителями.

 

Литература

Аминов, И.И. Психология делового общения / И.И. Аминов. – М. : Омега-Л, 2006. – 304 с.

Грэй, Д. Марс и Венера на работе. Как повысить качество общения и достичь успехов на работе / Д. Грэй. – Киев ; М. : София, 2003. – 326 с.

Ментцель, В. Деловой разговор с сотрудниками как инструмент управления : пер. с нем. / В. Ментцель. – М. : Омега-Л, 2005. – 109 с.

Селье, Г. Сресс без дистресса / Г. Селье. – Рига, 2006. – 234 с.

Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2005. – 345 с.

 

 

Тема 8. Деловой протокол.

Поведение на официальных мероприятиях. Уровни проявления деловой этики.

Способы включения норм этики в деловую практику

Семинар № 11

1. Характеристика основных принципов делового протокола.

2. Воздействие национальных традиций и обычаев на деловой протокол.

3. Виды деловых приемов и их классификация.

4. Организация и проведение торжественных деловых приемов.

5. Правила вручения и принятия деловых подарков и сувениров.

6. Правила составления и отправления приглашения на деловой прием.

7. Характеристика и значение визитной карточки.

8. Этикет приветствий и представлений, титулирование.

9. Участие в беседе в соответствии с деловым протоколом. Общие темы для разговора.

4 стр., 1966 слов

Деловая этика предпринимателя

... А.А., Ирлиц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 2007. 12. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. – М., 1998. 13. Де Джордж Р.Т. Деловая этика. – М.: прогресс, 2001. 14. Деркач ... управления персоналом. – М.: Гелан, 2001. 7. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА-М, 2006. 8. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с. 9. ...

 

 

Литература

Барайс, Г. Как это едят : пер. с нем. / Г. Барайс. – М. : БММ АО, 2000. – 96 с.

Инце, Г. Уверенное поведение и хорошие манеры : пер. с нем. / Г. Инце. – М. : БММ АО, 2000. – 96 с.

Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво / Ф.А. Кузин. – М. : ИНФРА-М, 1995. – 288 с.

Нельсон, К. Бизнес-этикет. Международные стандарты общения : пер. с англ. / К. Нельсон. – М. : Интернет-Трейдинг, 2005. – 257 с.

Соловьев, Э.Я. Современный этикет и деловой протокол / Э.Я. Соловьев. – М. : Ось-89, 2000. – 208 с.

Уиттмор, Ж. Деловой этикет / Ж. Уиттмор. – М. : Добрая книга, 2007. – 245 с.

Холопова, Т.И. Протокол и этикет для деловых людей / Т.И. Холопова, М.М. Лебедева. – М. : Анкил : Инфра, 1994. – 243 с.

Ягер, Дж. Деловой протокол. Стратегия личного успеха / Дж. Ягер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. – 370 с.

Ягер, Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Дж. Ягер. – М. : Джон энд Сандэ, 1994. – 238 с.

 

Семинар № 12

1. Уровни проявления деловой этики.

2. Этические кодексы и их значение для организации.

3. Характеристика работы комитетов по этике, юридических комитетов, сотрудников служб по этическим вопросам.

4. Управленческий этический тренинг.

5. Социальный аудит как внутренний контроль этичности действий менеджеров.

6. Внутренние структурные изменения как способ внедрения этических принципов.

 

Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю.Ю. Петрунин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби : Проспект, 2007. – 352 с.

Рюттингер, Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттеингер. – М., 1992. – 254 с.

Уткин, Э.А. Этика бизнеса : учебник для вузов / Э.А. Уткин. – М., 1998. – 345 с.

Шепель, В.М. Управленческая этика / В.М. Шепель. – М., 1989. – 320 с.

Шихирев, П.Н. Этические принципы ведения дел в России / П.Н. Шихирев. – М., 1999. – 402 с.

 

 

Вопросы к экзамену

1. Сущность и содержание этики деловых отношений.

2. Принципы этики деловых отношений.

3. Деловой этикет: история и современность.

4. История развития деловой этики в России.

5. Этика старообрядцев как основа деловой этики в России.

6. Общие требования делового этикета.

7. Внешний вид делового мужчины.

8. Внешний вид деловой женщины.

9. Этические нормы служебных взаимоотношений мужчины и женщины.

10. Понятие, функции, форма и содержание имиджа.

11. Имидж и репутация делового человека. Основные положения формирования репутации и имиджа делового человека.

12. Виды письменного делового общения и этические требования к ним.

13. Критика и ее роль в выполнении служебных обязанностей.

14. Этические аспекты критики.

15. Искусство делового общения по телефону: особенности, преимущества, фазы.

16. Правила пользования мобильным телефоном.

17. Деловой этикет руководителя.

18. Типы взаимоотношений в системе: руководитель – подчиненный.

19. Деловая риторика: роль и виды речевого воздействия в деловых отношениях.

20. Роль культуры речевого воздействия в обеспечении этики деловых отношений.

21. Логика речи, виды аргументирования.

3 стр., 1230 слов

ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

... социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и ... работе имеется ссылка на Трудовой кодекс РФ. В целях раскрытия темы «Личностного делового поведения работника в зависимости от стиля управления», курсовая работа состоит из трёх глав: ...

22. Культура речи. Речевой этикет.

23. Виды речи. Функциональные особенности речи.

24. Влияние современных факторов на формирование речи.

25. Стилистические приемы красноречия.

26. Лексические приемы ораторской речи.

27. Вербальное и невербальное общение.

28. Межнациональные различия невербального общения.

29. Механизмы внедрения этических норм в деловую сферу.

30. Общение: виды, структура, функции.

31. Деловое общение: этика делового общения «сверху – вниз», «снизу – вверх», «по горизонтали».

32. Этика приветствий и представлений.

33. Правила приветствий в деловой сфере.

34. Представления и титулирование. Виды титулов.

35. Визитная карточка, ее назначение и функции в деловой жизни. Виды визитных карточек.

36. Межкультурное общение. Влияние национальных факторов и традиций.

37. Основные отличия восточного делового этикета от этикета западного.

38. Подготовка и проведение служебного совещания.

39. Деловые переговоры как разновидность общения.

40. Стратегия и тактика деловых переговоров, их виды.

41. Подготовка, ведение, анализ результатов деловых переговоров.

42. Роль этических кодексов как регуляторов служебного поведения и деловых отношений.

43. Способы внедрения этических принципов в организацию.

44. Документальное обеспечение этических требований в организациях.

45. Поведение за столом во время деловых приемов.

46. Цель деловых приемов: требования делового этикета к их организации и проведению.

47. Виды деловых приемов их роль в развитии и обеспечении эффективности деловых отношений.

48. Нормы делового этикета в отношении приглашений.

49. Комплименты и благодарности в деловой сфере.

50. Сувениры и подарки в деловой сфере: что, кому, когда и как дарить.

51. Особенности этических норм работы секретаря.

52. Деловая беседа как основная форма делового общения.

53. Правила приема посетителей и общение с ними.

54. Этикет и Интернет.

55. Общение посредством электронной почты.

56. Работа с деловой корреспонденцией. Схемы делового письма или служебной записки.

57. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

58. Профилактика стрессов в деловом общении. Стратегия стрессоустойчивого поведения.

59. Формирование этикета в соответствии с нравами, обычаями и традициями.

60. Умение слушать собеседника. Виды слушания.

 

 

Глоссарий

Адресант – отправитель речи, говорящий. В процессах социальной коммуникации адресант при помощи передачи сообщения стремится вызвать определенной поведение у партнера по коммуникации (адресата).

Акцепт – согласие на предложение вступить в сделку, заключить договор на условиях, указанных в предложении.

Анкета – документ, представляющий собой трафаретный текст с пропущенными строками для заполнения (прилагается к письму-заявке, письму-предложению).

Аристотель (384 – 322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. По мнению А., этика имеет дело с «правильной нормой» поведения, которая обусловлена социальными особенностями и не может быть дедуцирована подобно положениям теоретических наук, равно как и не может претендовать на всеобщность.

2 стр., 808 слов

Основные функции деятельности классного руководителя и способы ...

... чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию. Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями Воспитательная работа школы не может строиться без ... в совместную с детьми деятельность; 4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; 5) взаимодействие с общественными организациями Еще одна функция работы школы и классного ...

Беседа деловая – продолжительный обмен сведениями, точками зрения между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, часто сопровождающийся принятием решений.

Бизнес-план – план, программа осуществления деловой операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности и т.д.

Биологическое общение – общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма, связанное с удовлетворением основных биологических потребностей.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В более узком, собственно этическом смысле слова понятие Б., синонимично понятию добра.

Выступление публичное – сообщение для всеобщего сведения, которое оглашено непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, либо в обстановке, свидетельствующей, что сообщение воспринимает публика.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек должен самостоятельно принять моральное решение в пользу одного из них и нередко вопреки другому.

Гедонизм (греч. hedone – наслаждение) – широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкование ее природы и целей. Основное требование Г. – получение наслаждения и избежание страдания.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, человечности, справедливости – желаемой нормой отношений между людьми.

Деловое общение – общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Деонтическая этика (этика долга) – направление этики, исходящее из приоритета внутренних мотивов, а не последствий действий, как, например, в утилитаризме. С точки зрения деонтической этики действие является морально оправданным для данного лица в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. Обоснование деонтической этики дано в работах И. Канта.

Деловое письмо – вид корреспонденции, направляемой от имени одной организации, учреждения и т.д. другой организации, учреждению, хотя адресована она может быть одному лицу и подписана одним лицом (данное лицо выступает в подобном случае как юридическое, а не частное).

Термин применяется к дипломатической, служебной и коммерческой корреспонденции.

2 стр., 857 слов

Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке.

... познавательной активности учащихся. 3. Мотивация учебной деятельности школьников. 4. Стиль педагогического общения. 5. Профессиональная рефлексия автора урока. Примерная схема анализа поведения и деятельности, обучающихся на уроке. (Схема психологического ...

Диалоговое общение – личностно-ориентированное и персонифицированное субъект-объектное общение, представляющее собой переход от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Дискуссия – стиль поведения, применяемый при обсуждении разногласий в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу методом убеждения (воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению).

Добро и зло – нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно- положительное, благо, а с другой — нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности, зло.

Добродетель – понятие нравственного сознания, являющейся обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, класса, общества) и указывающее на их моральную ценность.

Договор – документ, закрепляющий соглашение двух или нескольких сторон.

Документ – информация на материальном носителе; бумага, имеющая юридическую силу.

Долг – одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях, в какой они выступают перед определенной личностью. Категория долга тесно связана с другими понятиями, такими как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Домострой – русский средневековый сборник нравоучительных, хозяйственных, бытовых правил и наставлений, послуживший эталоном поведения православного человека в различных областях деятельности: управлении домом, торговле, отношении к государству и т.д.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценности личности. Достоинство наряду с совестью и честью является одним из способов осознания человеком своей ответственности перед собой как личностью. От самого человека зависит, насколько высоко он будет нести свое достоинство и осуществлять свое человеческое назначение.

Духовное межличностное общение – общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности.

Жаргонные эквиваленты терминов – жаргонизмы, обозначающие экономические понятия и реалии экономических отношений: «челнок» – физическое лицо – импортер, «накрутка» – торговая наценка, «черный нал» – денежная масса, не контролируемая государством и т.д.

Жестов язык – язык кинетический, язык линейный — система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т.д.

Имидж – целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо с целью популяризации носителя имиджа.

Императивное общение – авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достичь доминирования и контроля над его поведением и внутренними установками, побудить к определенным действиям или решениям.

Инструментальное общение – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

Карта этики – набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс корпорации для каждого сотрудника компании. Содержит также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.

Категорический императив (от лат. imperativus) – термин, введенный Кантом в книге «Критика практического разума» (1788) и обозначающий основной закон его этики. Какнт указывает на три основные формулировки категорического императива. Первая из них требует всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех, т.е. мог быть возведен в ранг универсального морального закона. Вторая формулировка призывает не делать другим ничего такого, что ты сам не хотел бы претерпеть со стороны других. Третья формулировка строго запрещает рассматривать и использовать других людей как средство для достижения собственных целей. Человек не может в принципе рассматриваться как инструмент для социальной деятельности. Согласно Канту К.и. является общим обязательным принципом, которым должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, положения и т.д.

Когнитивное общение – обмен знаниями в процессе познавательной и учебной деятельности.

Кодекс этический (лат. codex – книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. В современных условиях основные принципы и правила делового поведения формулируются в этических кодексах. Выделяют корпоративные, профессиональные, национальные и всемирные этические кодексы. Корпоративный этический кодекс включает в себя положения, отражающие принципы данной корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам, обязательства по охране окружающей среды и т.п. Существует несколько типов корпоративных этических кодексов: а) регулятивный документ с детально разработанными правилами, включая санкции, предусмотренные в случае нарушения кодекса; б) краткий кодекс, включающий в себя абстрактные положения о ценностях, философии, целях корпорации; в) подробный кодекс социальных обязательств фирмы перед вкладчиками, сотрудниками и т.д.

Комитет по этике – временное или постоянное подразделение организации, состоящее из руководителей высшего уровня и специалистов по этике и призванное вырабатывать этическую политику организации, а также решать конкретные этические проблемы данной организации.

Коммуникативная деятельность – процессы установления контакта, обмена информацией, речевого, психологического взаимодействия, целенаправленно осуществляемые вовлеченными в процесс участниками.

Кондиционное общение – обмен психическими и физиологическими состояниями.

«Контакт масок» – процесс общения, в ходе которого используется определенная совокупность стандартных фраз, выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику.

Конфликт интересов – конфликт, которыйвозникает, если у человека есть личная или иная заинтересованность в какой-либо иной организации, которая может получить выгоду от решений, принимаемых этим сотрудником при исполнении им служебных обязанностей; либо от осведомленности сотрудника относительно действий организации или ее планов на будущее.

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную нравственную ценность.

Косвенное общение – включение в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Истинная культура поведения есть органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.

Личностное общение – общение, сосредоточенное в основном вокруг внутренних психологических проблем, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Личность – индивид как активный субъект социальных отношений и целенаправленной деятельности, а также системное качество индивида, обусловленное его сознательной активностью в системе социальных связей и складывающееся в условиях взаимодействия и общения.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращение с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и мимика.

Манипулятивное общение – общение, направленное на извлечение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению в зависимости от особенностей личности собеседника.

Материальное общение – обмен продуктами и предметами деятельности, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Межличностное общение – непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников, подразумевающие психологическую близость партнеров.

Менеджер – наемный профессиональный управляющий предприятием, член руководящего состава компании, банка, финансового учреждения, их структурных подразделений; специалист в области управления.

Монологическое общение – субъект-объектное общение, реализуемое при неравноправных позициях партнеров.

Мораль – система этический ценностей, качеств, особых норм, которые признаются и определяют выбор человеком своего отношения к миру и к окружающим людям; важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – в семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Мотивационное общение – обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями, имеющий своим содержанием передачу друг другу определенных установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Непосредственное общение – прямое общение субъектов, находящихся рядом и общающихся посредством речи и с помощью естественных органов (руки, туловища, головы).

Нравственность – определяющий аспект и форма культуры, дающая общее основание человеческой деятельности: от личности до общества, от человечества до малой группы.

Общение – сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Обучение этике – совокупность приемов и методов повышения этического уровня сотрудников организации.

Опосредованное общение – неполный психологический контакт при помощи специальных средств, отдаляющих получение обратной связи.

Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

Переговоры деловые – форма общения, в которой основное внимание уделяется представлению позиций сторон, имеющих различные, даже противоположные взгляды, с целью поиска возможностей их объединения или для цивилизованного распределения обязанностей между ними при выполнении какой-либо работы.

Поступок – элемент нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Принципы (моральные) (лат. principium – основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Моральные принципы в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

Профессиональная этика (мораль) – определенный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

Психологическая грамотность – овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Разговор деловой – кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Роль – способ поведения, задаваемый обществом; форма действия, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

Светское общение – беспредметное закрытое общение, определяемое формальной вежливостью, носящее ритуализованный характер.

Совещание – общепринятая форма делового общения по обсуждению производственных вопросов и проблем, требующих коллективного осмысления и решения.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершенных поступков.

Социальное общение – общение, преследующее цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития отношений, личностного роста индивида.

Способы повышения этического уровня организации – к наиболее распространенным способам относятся: составление этических кодексов (нормативов), разработка карт этики, создание этических комитетов, обучение этическому поведению, социальные ревизии, этическое консультирование, проведение этических экспертиз.

Справедливость – понятие морального сознания, характеризующее такое положение вещей, которое рассматривается как должное, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его прав.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа к другому.

Стратегия общения – способ реализации индивидуального стиля общения, проявляющийся на всех его этапах: планирования, организации, контроля, корректировки, оценки и т.д.

Такт – хороший вкус в поведении и манере держать себя.

Требование (моральное) – простейший элемент моральных отношений, в которых находятся между собой личность и общество. В этих отношениях человек подчиняется различным формам должествования, которые находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

Уровень нравственного развития – показатель ориентации человека на способ обоснования своих этических ценностей (боязнь наказания, выгода, авторитет, чувство долга по отношению к властям, ориентация на закон или на всеобщие принципы).

Утилитарная этика – направление этики, определяющее моральность поступка, исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения утилитарной этики в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

Формальная роль – поведение, которое ожидается окружающими по данной роли и формируется устоявшимися принципами и традициями.

Формально-ролевое общение – общение, в котором и содержание, и средства регламентированы социальными ролями партнеров по общению.

Функции общения – те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Функция информационно-коммуникативная – функция, котораязаключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.

Функция регуляционно-коммуникативная (интерактивная) – функция, котораязаключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия.

Функция аффективно-коммуникативная (перцептивная) – функция, котораязаключается в восприятии и понимании другого человека, в том числе партнера по общению; направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшим детерминантом эмоциональных состояний человека.

Функция инструментальная – функция, которая характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действий.

Функция интегративная – функция, котораяхарактеризует общение как средство объединения людей.

Функция трансляционная – функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Функция самовыражения – функция, которая характеризует общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Функция экспрессивная – функция, котораяхарактеризует общение как средство взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социализации – функция, которая характеризует общение как средство формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

Функция социального контроля – функция, которая характеризует общение как средство регламентации поведения и деятельности людей.

Целевое общение – общение, служащее средством удовлетворения специфической потребности.

Ценности (моральные) – одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимается, во-первых, общественное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная с категорией достоинства. Честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Эмпатия – механизм, который позволяет отождествиться с другим человеком, ощутить чувства, сходные с переживаниями другого, но отнюдь не гарантирует достижение точно такого же состояния. Люди обладают разной степенью эмпатийности как по количественному, так и по качественному признаку.

Этика – философское учение о морали, нравственности, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Этика профессиональная – своды этических правил, которые базируются на общечеловеческих моральных ценностях и учитывают конкретные условия данной организации или группы.

Этикет – совокупность общепринятых норм, правил и манер поведения, отражающих представления о должном поведении и формализующих процесс общения людей в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………3

Содержание дисциплины…………………………………………………….4

Планы семинарских занятий…………………………………………………10

Вопросы к экзамену…………………………………………………………..18

Глоссарий………………………………………………………………………20

 

Учебное издание

 

Миргеева Валентина Петровна

 

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Учебно-методическое пособие

 

 

В авторской редакции

 

Технический редактор А.А.Лядичева

Компьютерная верстка В.П.Миргеевой

 

Подписано в печать 29.04.2011

Формат 60х84 1/8 Усл. печ.л.3,5; уч.-изд. л. 2,23

Тираж 200 экз.

 

 

Издательство Дальневосточного федерального университета

690950, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

 

Отпечатано в ИМТГ ДВФУ

690001, г. Владивосток, ул. Экипажная, 18.