Психология и этика деловых отношений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине

«Психология и этика деловых отношений»

по специальности 2−25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Разработал преподаватель О.В. Мельникова

Утверждено на заседании цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № ____ от ___________ 2011 г.

Председатель цикловой комиссии

/В. А. Коноплич /

Мозырь

2011 Автор:

О.В. Мельникова, педагог-психолог, преподаватель Мозыркого государственного политехнического колледжа.

Рецензент:

О.С. Сотниченко, социальный педагог, преподаватель Мозыркого государственного политехнического колледжа.

Методические указания по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» разработаны в соответствии с типовой учебной программой для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. Программа разработана Министерством образования РБ 25.06.2007 г.

Учебно-методическое пособие содержит краткие теоретические сведения по дисциплине с определениями ключевых понятий по каждой теме. Для успешной самостоятельной работы над учебным курсом каждая тема заканчивается вопросами для самоконтроля. В начале пособия приводится список основной и дополнительной литературы, рекомендованной для использования в процессе самоподготовки. В указаниях даны задания для домашних контрольных работ.

Методические указания предназначены для учащихся заочной формы обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Введение

Актуальность курса «Психология и этика деловых отношений» обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям цивилизованный характер.

Все виды деятельности человека — профессиональная, менеджерская, предпринимательская, любая другая, предполагающая управление и взаимодействие с людьми, осуществляются в ходе делового общения. Деловое общение ведется по определенным правилам, знание которых помогает не только избежать ошибок, но и найти наиболее оптимальный путь в решении многих проблем.

Профессиональная психология и этика представляют собой совокупность этических норм и принципов, психологических качеств и установок, а также технологических правил, которые специалист должен знать и умело применять в своей деятельности. Иными словами, это — этика, психология и технология делового общения.

Этика — это совокупность норм поведения делового человека, требования, предъявляемые, обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это адаптированные к нуждам делового человека сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику. Это — этика деловых бесед и переговоров, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Этика включает и деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет — это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов и т. д.

Но наряду с этическими нормами и ценностями, базирующимися на принципах долженствования, от современного делового человека требуются психологические знания, умения и навыки. Требуется умение привлекать к себе людей, строить человеческие взаимоотношения, знать людей, объединять их для решения стоящих перед коллективом задач.

Профессиональная этика и психология, как и любая другая социальная теория, не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать эти задачи вновь и вновь творчески и самостоятельно, совершенствуя механизмы связей и взаимодействия человека и общества.

Изучение курса составляет одно из важнейших направлений гуманитарной подготовки современного специалиста. Овладение содержанием курса будет способствовать выработке у студентов способности к самостоятельному осмыслению событий, умению анализировать их, самоопределению в нестандартных ситуациях и изменившемся современном мире.

Главная цель курса — представить этические и психологические основы профессиональной деятельности, помочь учащимся сориентироваться во всей сложности и многообразии деловых отношений, усвоить идеи, подходы, приемы, накопленные практикой современного предпринимательства в нашей стране и за рубежом.

В результате самостоятельного изучения курса, отработке практических занятий и прослушивания во время сессии отдельно отобранных тем студенты должны:

  • иметь четкое представление о деловой этике, психологии взаимоотношений;
  • знать и уметь применять на практике технологию делового общения;
  • усвоить нормы и правила делового этикета в нашей стране и за рубежом, руководствоваться ими в практической деятельности.

Порядок изучения дисциплины учащимися заочного отделения следующий:

  • самостоятельное изучения учебной литературы;
  • выполнение практических работ в период сессии;
  • прослушивание лекций в период сессии

Целью данного методического пособия является оказание помощи учащимся заочного отделения в изучении дисциплины «Психология и этика деловых отношений».

Для этого в пособии кратко изложены изучаемые темы, показывающие основные моменты, которые должен знать специалист, указаны литературные источники по прорабатываемой теме, приведены контрольные вопросы для самоконтроля качества усвоения изученной темы.

Общие методические указания

Большое значение для учащегося заочного отделения имеет умение работать самостоятельно с литературными источниками. Значительную роль играет рациональная, правильная организация учебного процесса, организация работы с книгой.

Ознакомившись с программой и методическими указаниями по данной дисциплине, выберите из имеющегося перечня литературу по изучаемой теме, внимательно прочитайте нужную тему учебника, уясните сущность рассматриваемых в учебнике вопросов.

Содержание программы дисциплины Введение

Предмет и задачи психологии и профессиональной этики. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности. Высшие общечеловеческие ценности. Сознание и психика.

Методические указания

В успешной деятельности современного работника, имею­щего профессионально-техническое образование, все большее значение приобретает профессиональная компетентность в области психологии и этики деловых отношений. Данная компетентность основывается, прежде всего, на знании себя, своих особенностей и возможностей, понимании внутренне­го мира другого человека, умении общаться, предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации и т. п.

Объект психологии составляет мир субъективных явле­ний, процессов и состояний, осознаваемых или неосознавае­мых объектов.

Задачи психологии как системы знаний:

  • человеку необходимо понять, чего хотят и что могут окружающие его люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характе­ра и темперамента;
  • человеку необходимо осознать свои достоинства, недос­татки и возможности.
  • Задачи этики:
  • описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравствен­ной культурой общения;
  • учить морали — давать человеку необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».

Методы психологии — это основные пути и приемы науч­ного познания психических явлений и их закономерностей.

Применяемые в психологии методы можно разделить на организационные и эмпирические.

К организационным методам относятся: сравнитель­ный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный.

Сравнительный метод — сопоставление групп испыту­емых с целью найти сходство и различия между ними.

Сравнительно-возрастной метод — сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выяв­ления динамики изучаемого психологического процесса.

Лонгитюдный метод — многократные исследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного времени, измеряемого иногда десятками лет.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, метод тестов.

Более подробно о методах психологи вы можете узнать из литературы 1.1.

Моральные ценности — общественные установки, выра­женные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначе­нии человека, о его идеалах и принципах.

Особое место в системе моральных ценностей занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и Любовь.

Что собой представляют эти феномены можно узнать, изучив литературу 1.1.

Психика — это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства, с которыми можно познакомиться, изучив литературу 1.1

Сознание — высшая форма обобщенного отражения объ­ективных устойчивых свойств и закономерностей окружаю­щего мира. С основными функциями, которые выполняет сознание, можно узнать, изучив литературу 1.1

Литература

(1.1) стр. 9−16; (1.1) стр. 16−26; (1.1) стр. 28; (1.1) стр.30−31.

Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите предмет и задачи психологи.
  2. Назовите предмет и задачи этики.
  3. Какие методы психологических исследований вы знаете?
  4. Что относится к высшим моральным ценностям?
  5. Как вы понимаете феномен «смысл жизни»?
  6. Какова взаимосвязь психики и мозга?
  7. Каковы функции сознания?

Тема 1 «Познавательная сфера личности специалиста»

Ощущение. Восприятие. Особенности восприятия. Внимание. Виды внимания. Память. Воображение. Мышление.

Методические указания

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование окружающего мира. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нём, для достижения человеком собственных целей, удовлетворения своих потребностей.

Познавательная сфера личности включает в себя такие важные процессы как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

Человеческий организм при помощи органов чувств получает различную информацию о предметах и явлениях материального мира. Эта информация передаётся в мозг, где формируются копии раздражителей. Процесс создания таких копий (при непосредственном воздействии на органы чувств) называется ощущениями. Следует отметить, что органы чувств являются единственными каналами, по которым внешний мир «проникает» в сознание человека. (Вспомните, какие существуют органы чувств).

Однако в сознании человека отражаются не только отдельные свойства предметов и явлений, но и предметы и явления в своёй целостности. Такое отражение называется восприятием. При изучении этого процесса обратите внимание на специфику восприятия людьми друг друга. Изучите особенности формирования первого впечатления.

Внимание — это активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

При изучении такого процесса как внимание необходимо в первую очередь изучить его виды, с которыми можно познакомиться, изучив литературу 1.1.

Очень важным процессом познавательной сферы личности является память. Память — естественное свойство человеческого мозга. Память представляет собой процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком накопленного опыта, информации, полученной в результате своей жизнедеятельности. Изучая этот процесс, рассмотрите различные виды памяти (эмоциональную, двигательную, образную, смысловую и т. д.) 1.1.

Воображение — это создание, построение образа результата трудовой деятельности до её начала. В общении воображение предполагает создание программ, моделей поведения и взаимодействия его субъектов. Например, перед деловыми переговорами его участники стремятся представить те ситуации, которые могут возникнуть в их процессе.

Изучая процесс мышления, запомните, что основное его отличие от памяти и восприятия состоит в том, что мышление — это процесс опосредованного (без участия органов чувств) отражения действительности, предполагающий познание и созидание нового. Обратите внимание, что мышление неразрывно связано с речью.

Литература

(1.1) стр. 63−64; (1.1) стр. 70−73;(1.1) стр.79

Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой процесс восприятия. Как он связан с ощущениями и в чем разница между этими двумя процессами?
  2. Каковы особенности процесса восприятия?
  3. Дайте определение понятию «внимание». Какие виды внимания вы знаете?
  4. Что собой представляет процесс памяти? Можно ли улучшать память? Если да, то как?
  5. Какова роль воображения в жизни человека?
  6. В чём основное отличие мышления от остальных познавательных процессов?

Тема 2 «Эмоционально-волевая сфера личности работника»

Эмоции и чувства. Эмоциональные состояния. Воля и волевые качества личности.

Методические указания

Человеческое общение, контакты человека с окружающей природой и внешней средой вызывают у него определённые внутренние, душевные переживания. Эти переживания называют эмоциями. Они носят ситуативный характер, возникают по поводу успехов и неудач, комфорта и дискомфорта, встречи с прекрасным и безобразным. Соответственно, по своему выражению бывают положительными и отрицательными. При изучении данного вопроса рассмотрите признаки различных эмоций.

Устойчивые эмоциональные отношения к определённым предметам или явлениям называют чувствами. Изучая данный вопрос, обратите внимание на различия между эмоциями и чувствами.

Эмоциональное состояние можно рассматривать как эмо­циональный компонент общего психического состояния чело­века. От чувств оно отличается своей слабой направленностью на конкретный объект, а от эмоций — большей продолжитель­ностью и устойчивостью.

Мы практически всегда нахо­димся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадост­ном, оптимистическом, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний: настроение, аффект, фрустрация, стресс.

В процессе общения и взаимодействия деловым людям приходится решать сложные и трудные задачи, что требует от них волевых усилий. Воля — это, прежде всего решительность и настойчивость в достижении поставленных целей. Волевые качества личности — это способность человека дос­тигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них — это сила, стойкость, целеустремленность.

При изучении воли, проанализируйте, как воля человека может оказать влияние на успешность делового общения с людьми, а так же на успешность ведения бизнеса.

Литература

(1.1) стр. 96−111

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое эмоции? Чем эмоции отличаются от чувств?
  2. Какие признаки проявления эмоций вы можете назвать. Чем они характеризуются.
  3. В чем особенность эмоциональных состояний?
  4. Что такое воля, и какие функции она выполняет?
  5. Охарактеризуйте основные качества воли.
  6. Можно ли воспитывать волю? Если да то, каким образом.

Практическая работа № 1 «Характер личности»

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое характер человека?

2. Какие черты характера вы знаете?

3. Что влияет на формирование характера?

4. Какие черты характера помогают, а какие мешают человеку в общении с людьми?

5. Проанализируйте положительные и отрицательные черты своего характера. Какие из них помогают, а какие мешают вам в общении с людьми?

Тема 3 «Психологическая структура личности современного специалиста»

Структура личности. Потребности и мотивы. Направленность личности. Мировоззрение.

Методические указания

К. Платонов считал, что структура личности включает четыре уровня:

— низший уровень — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства);

— второй — включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т. п.);

— третий — представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

— высший — характеризует направленность личности (убеждения, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера, мировоззрение).

Потребности — явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: биологические (витальные), информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Мотив — это побуждение к действию.

Анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, а при анализе мотивов дает ответ на вопрос «зачем?»

При изучении данного вопроса более подробно изучите происхождение потребностей, их классы, а также обратите внимание на иерархию мотивов А. Маслоу (по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей).

Обратите внимание на то, как связаны между собой потребности и мотивы деятельности.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. При изучении этого вопроса обратите внимание на формы направленности (влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение).

Особое внимание обратите на мировоззрение — систему философских, эстетических, этических естественнонаучных и др. взглядов на окружающий мир и себя в этом мире.

(1.1) стр.32−37; 41−49.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие уровни, по Платонову, включает в себя психологическая структура личности?

2. Дайте определение понятию «потребности»;

3. Дайте определение понятию «мотив»;

4. Что называют направленностью деятельности?

5. Какие формы направленности вы знаете? В чём заключается их сущность?

6. Что такое мировоззрение?

Тема 4 «Психологическая характеристика деятельности»

Деятельность. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

Деятельность — активное взаимодействие живого сущест­ва с окружающей действительностью.

Обратите внимание, что в деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Деятельность че­ловека всегда обусловлена разнообразными потребностями, среди которых выделяют потребности естественные (при­родные) и социальные.

В целом деятельность имеет ряд отличительных психоло­гических черт:

  • она носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат;
  • она связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;
  • она носит общественный характер, осуществляется в обществе и направлена на удовлетворение потребностей общества.

Специфическая особенность игры состоит в том, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практи­ческие результаты, которые достигаются с ее помощью.

Учение — специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Обратите внимание, на особенности научения.

Труд — свойственная только человеку деятельность с ис­пользованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата, продукта.

Литература

(1.1) стр.135−148.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое деятельность?

2. Каковы отличительные психологические черты деятельности?

3. Чем отличается игра от других видов деятельности?

4. Перечислите виды учения.

5. В чём заключается особенность труда? Какие виды труда Вы знаете?

Тема 5 «Индивидуально-психологические особенности личности»

Человек. Индивид. Личность. Индивидуальность. Темперамент. Характер. Способности. Виды способностей.

Методические указания

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек». Из этих понятий «человек» — самое широкое и общее, все остальные включают­ся в него. Содержательно эти понятия переплетены между со­бой.

ЧЕЛОВЕК

ИНДИВИД (биол.)

ЛИЧНОСТЬ (соц. псих.)

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (псих).

Человек как индивид представляет собой биологическую особь из класса млекопитающих, вида Homo sapiens («человек разумный»).

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены в ходе развития.

Обратите внимание, любого ли человека можно назвать личностью.

Индивидуальность — неповторимое сочетание психологических особенностей личности, таких как характер, темперамент, способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Характер — это стержневое психологическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях. В том числе характер накладывает отпечаток и на общение. Подумайте, какими чертами характера должен обладать современный человек, что бы общение с ним было приятным и продуктивным (в деловой сфере)?

Темперамент — это совокупность индивидуально-своеобразных свойств психики, одинаково проявляющихся в разнообразной деятельности личности, оставаясь постоянными в течение жизни. Темперамент, так же как и характер является важной психологической особенностью человека, но отличается от характера, обратите внимание, чем. Учёными установлена связь между преобладающим типом темперамента и трудоспособностью, общительностью человека. Обратите на это внимание при изучении данной темы.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. При изучении способностей обратите внимание на то, что способности возникают не на пустом месте, они развиваются из задатков.

Литература

(1.1) стр. 112−134.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как Вы понимаете высказывание «Личностью не рождаются, личностью становятся»?
  2. Дайте определение понятию «индивидуальность».
  3. Что такое характер? Что оказывает влияние на его формирование?
  4. Дайте определение понятию «темперамент». Какие типы темперамента Вы знаете?
  5. Что такое способности? Назовите виды способностей. Какими способностями, на Ваш взгляд, должен обладать современный деловой человек?

Практическая работа № 2 «Темперамент личности»

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое темперамент человека?
  2. Какие типы темперамента вы знаете? Каковы особенности каждого из них?
  3. Как различные типы темперамента могут влиять на работоспособность и общение человека?
  4. Как в темпераменте выражается отношение человека к складывающимся вокруг него событиям?
  5. Как вы считаете, для чего нужно знать тип своего темперамента?
  6. Чем темперамент отличается от характера?

Тема 6 «Морально-психологический климат трудового коллектива»

Группа. Виды групп. Коллектив. Морально-психологический климат коллектива. Лидер в группе. Стили руководства.

Методические указания

В этой теме первоначально необходимо изучить понятие группы. Затем рассмотреть различные виды групп (условные, реальные, лабораторные, естественные, большие, малые, организованные, неорганизованные, формальные, неформальные, группы членства, референтные группы, формирующиеся группы и коллективы).

Наиболее подробно необходимо изучить, что собой представляет коллектив. Коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаи­модействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Обратите также внимание на специфику мужских и женских трудовых коллективов.

Морально-психологический климат во многом зависит от руководителя или лидера коллектива. Морально-психологический климат — совокупность отношений членов коллектива к условиям и характеру совместной деятельности; к коллегам, членам коллектива; к руководителю.

Поэтому необходимо рассмотреть такие понятие как «лидер» и «руководитель». Чаще всего руководитель назначается извне, официально, а лидер выдвигается «снизу». Обратите внимание на различие между этими понятиями. Изучая стили руководства, обратите особое внимание на три самых основных стиля: демократический, авторитарный, либеральный. Какой из этих стилей наиболее эффективный, но и сложный.

(1.1) стр. 158−165

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте определение понятию «группа»?
  2. Какие виды групп Вы знаете?
  3. Что такое коллектив?
  4. От чего зависит морально-психологический климат коллектива?
  5. Как вы понимаете понятия «формальный» и «нефор­мальный» лидер?

6. Какие вы знаете стили руководства. Какой стиль руководства наиболее эффективный и почему?

Тема 7 «Конфликты: причины, пути преодоления»

Конфликты, их причины. Виды конфликтов. Стили поведения в конфликтах.

Методические указания

Большое влияние на климат коллектива оказывают так же различного рода конфликты, происходящие в организации. Поэтому, изучая конфликт, рассмотрите его составляющие (конфликтная ситуация, инцидент).

Обратите внимание на то, что может стать причиной конфликтов. Подробно рассмотрите различные виды конфликтов (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, социальные) и способы их разрешения и стили поведения в конфликтных ситуациях (конкуренция, уклонение, приспособление, сотрудничество, компромисс).

Обратите внимание на то, что нужно сделать, чтобы не допустить конфликт.

Литература

(1.1) стр. 184−197

Вопросы для самоконтроля

  1. Что собой представляет конфликт?
  2. Перечислите причины конфликтов?
  3. Какие виды конфликтов вы знаете?
  4. Как не допустить возникновение конфликта.

Тема 8 «Психология и этика делового контакта»

Этика и деловой этикет. Служебный этикет. Речевой этикет. Этикет телефонных переговоров. Формирование первого впечатления. Психологические приёмы формирования положительного впечатления у партнёра по общению.

Методические указания

Известно, что культура людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и со времён позднего средневековья именуются этикетом. Но этикет определяет лишь формы, технические аспекты общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Оно должно опираться на общие принципы и нормы этики, демонстрируя связь между этикой и этикетом. Поэтому, изучая данную тему в первую очередь необходимо разобраться в том, как взаимосвязаны понятия «этика» и «деловой этикет». Что представляет собой «этический кодекс» фирмы.

Изучая служебный этикет, рассмотрите его проявление в таких нравственных качествах, необходимых деловому человеку, как вежливость, предупредительность, корректность, тактичность, скромность, терпимость, обязательность, точность. Обратите так же внимание на существующие в обществе определённые правила этикета в отношении форм приветствия и представления людей друг другу.

Культура речи занимает одно из первых мест среди других навыков и приёмов, которые использует человек, чтобы склонить на свою сторону собеседника, делового партнёра, аудиторию. Ведь слово — это отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика. При изучении данного вопроса рассмотрите такое понятие как «словарный запас», обратите внимание на то, какие ошибки может совершать человек в своей речи, задумайтесь, какие из них совершаете вы и постарайтесь их избегать.

Большое значение в деловой жизни имеет соблюдение этических правил не только при личной встрече, но и при общении по телефону. Чаще всего средствам телефонной связи отдаётся предпочтение перед письмом, телеграммой, а иногда и встречей. Привычность и доступность телефона как средства связи привели к широкому распространению мнения о том, что нет ничего проще, чем позвонить по телефону. Вместе с тем, правила телефонного общения существуют и их соблюдение (или несоблюдение) особенно в официальной обстановке является показателем культуры общения человека. Изучая этикет телефонных переговоров прежде всего необходимо обратить внимание на правило «7 П».

Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Построение образа партнёра по этим схемам иногда приводит к так называемым эффектам первого впечатления. Знание этих схем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке, а также, в некоторой степени, поможет избежать его ошибочного формирования.

Литература

(1.1) стр. 197−208.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что собой представляет этика? Что такое деловой этикет?
  2. Что такое этический кодекс? Для чего он нужен?
  3. Как культура речи может повлиять на деловое общение?
  4. Каковы этические требования к телефонным переговорам?
  5. Что оказывает влияние на формирование первого впечатления о человеке?

Тема 9 «Деловой этикет»

Особенности этикета в разных странах. Имидж. Одежда и манеры делового мужчины. Одежда и манеры деловой женщины.

Методические указания

При изучении данной темы рассмотрите как особенности этикета отдельных стран (Англия, Франция, Индия, германия и т. д.), так и общие правила международного этикета. Необходимо также обратить внимание на понятие «имидж», что оказывает влияние на имидж. Особое внимание обратите на имидж делового мужчины и деловой женщины. Какая одежда допустима в деловой среде, а какая нет, какие существуют цветовые ограничения в одежде для различных видов деловых мероприятий.

Литература

(1.1) стр.197−202; (1.2) стр. 16−24; 30−42; (1.3) стр.133−144,162−167.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте национальные особенности этикета в различных странах.
  2. Что такое имидж делового человека?
  3. Как влияет внешний облик делового человека на имидж?
  4. Каковы характерные черты внешнего вида и манер современного делового мужчины?
  5. Назовите характерные особенности современного женского делового костюма.

Общие методические указания по выполнению контрольной работы

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Психология и этика деловых отношений» учащиеся заочного отделения выполняют одну домашнюю контрольную работу и одну итоговую контрольную работу.

При выполнении домашней контрольной работы необходимо, прежде всего, соблюдать следующее:

  • Выполнение домашней контрольной работы начинать после изучения всего курса дисциплины «Психология и этика деловых отношений».
  • Приступая к выполнению домашней контрольной работы записать точную формулировку вопроса.
  • Ответы должны быть полными по существу и краткими по форме. Содержание контрольной работы должно соответствовать теме и плану задания, быть изложено своими словами, простым, ясным и грамотным языком.
  • Контрольная работа выполняется на листах формата А4, либо в ученической тетради, обложка оформляется в соответствии с образцом титульного листа (образец прилагается).
  • На первой странице тетради следует записать вопросы контрольной работы.
  • На следующей странице тетради записывается и дается ответ на него. Слова «вопрос», «ответ» писать не нужно.
  • Ответы на вопросы должны показать умение учащегося анализировать и обобщать изучаемый материал. Для этого следует в ответе раскрыть сущность рассматриваемого вопроса и сделать вывод (обобщение).

    Мысли излагать своими словами ясно и четко, не переписывая фрагменты текста из учебных пособий, кроме цитат.

  • В конце текста ответов на задания указывается литература, с указанием страниц используемого материала.
  • Оформлять контрольную работу нужно синими или фиолетовыми чернилами.
  • Писать нужно четки подчерком.
  • Для пометок преподавателя на каждой странице должны быть отведены поля 3−4 см.
  • Рекомендуемый объем контрольной работы — около 16 страниц ученической тетради либо 8−10 страниц печатного текста шрифтом № 14, межстрочным интервалом1, формат А4.
  • Контрольная работа преподавателем колледжа проверяется в течение недели с момента регистрации на заочном отделении. По результатам проверки контрольной работы преподавателем пишется рецензия. (О результатах ДКР учащийся узнает самостоятельно, получение работы — на заочном отделении).
  • Задание контрольной работы включает определение понятий по психологии и этике, теоретические вопросы, на которые надо дать ответы письменно, практические задания.
  • Вопросы заданий приводятся ниже.
  • В конце выполненной работы должен быть приведен список литературы, который должен содержать следующий минимум реквизитов: фамилию автора, название литературного источника, издательство, город, где издан литературный источник, год издания.
  • В конце выполненной работы ставится дата выполнения, подпись и оставляется чистый лист для рецензии преподавателя.

Варианты заданий контрольной работы

Первая буква фамилии

Номер задания 1

Вариант задания 2

А

1

1

Б

2

2

В

3

3

Г, И

4

4

Д,

5

5

С

6

6

Н

7

7

М

8

8

Л

9

9

Ш

10

10

Щ, Я

11

1

О, Ю

12

2

П, Э

13

3

К

14

4

Х, У

15

5

Т, Ф

16

6

Ч, Ц

17

7

Р

18

8

Е,

19

9

Ж, З

20

10

Задание 1

1. Предмет, задачи и методы психологии и профессиональной этики. Высшие общечеловеческие ценности. Психика человека и структура сознания.

2. Психологическая характеристика внимания. Виды внимания. Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности.

3. Понятие об ощущении. Классификация и виды ощущений. Особенности ощущений и их развитие в профессиональной деятельности.

4. Понятие о восприятии. Классификация и виды восприятий. Особенности восприятий и их развитие в профессиональной деятельности.

5. Психологическая характеристика памяти. Виды памяти и их развитие в трудовой деятельности. Процессы памяти.

6. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности. Виды мышления. Операции мышления.

7. Характеристика речи. Единство мышления и речи. Виды речи. Функции речи.

8. Психологическая характеристика воображения. Виды воображения. Формы воображения.

9. Компоненты эмоциональной сферы личности. Понятие об эмоциях, их отличия от чувств. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности.

10. Основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Возможности преодоления стрессовых состояний. Развитие и нарушения эмоциональной сферы личности.

11. Понятие о воле. Особенности волевой деятельности. Волевые качества личности.

12. Психологическая структура личности. Направленность личности. Интересы, убеждения, мировоззрение личности.

13. Понятие о деятельности. Основные виды деятельности. Деятельность и активность современного специалиста.

14. Потребности как источник активности. Пирамида потребностей Маслоу. Мотивация деятельности.

15. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Учет типа темперамента в трудовой деятельности личности.

16. Понятие о характере. Структура характера. Формирование характера.

17. Понятие о способностях. Классификация способностей. Формирование способностей в трудовой деятельности.

18. Группы и их классификация. Психологический климат в коллективе, феномен лидерства. Стили руководства.

19. Психологические особенности общения. Содержание и виды делового общения. Этикет как высшее проявление нравственной культуры личности.

20. Конфликты, их причины. Виды и стратегии поведения в конфликтах. Пути предупреждения конфликтов.

Задание 2 Вариант 1

1. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Разозлившись на своего любимого кота, испортившего обивку на новом диване, хозяйка отшлепала его.

б) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, девушка смутилась, и на ее щеках выступил румянец.

в) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.

и) Посмотрев фильм о «красивой» любви, девушка представила себя на месте героини.

г) После серьезной ссоры с другом у девушки пропал аппетит, и уже через неделю она выглядела изрядно осунувшейся и похудевшей.

2. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси).

Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому по­воду в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вер­нуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

д) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

е) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

3. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?

Вариант 2

1. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

2. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.

б) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

в) В опасных ситуациях человек паникует.

г) Не любит оставаться один.

д) Не может отказать, когда его просят о помощи.

е) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

ж) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию. 3. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.

Вариант 3

1. Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

б) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.

в) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

г) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы.

д) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

2. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

а) Просматривая образцы обоев, супруги рассуждают, какие из них лучше подойдут для детской комнаты.

б) Ребенок после прогулки просит у мамы бутерброд.

в) Отец рассказывает сыну, как из бумаги можно сделать самолетик.

г) Продавец ручных пылесосов, привлекая внимание потенциальных покупателей, демонстрирует достоинства товара и сообщает, что цена на следующую партию будет уже выше.

д) Поздно вечером мама говорит сыну, что пора выключать телевизор и ложиться спать, иначе утром будет трудно вставать в школу.

3. Подберите относительно данной конфликтной ситуации наиболее оптимальную стратегию поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.

Директор частной фирмы обещал своим сотрудникам солидную премию к Новогодним праздникам. Но из-за срыва партнерами поставки крупной партии товара прибыль оказалась незначительной, что не позволило руководству выполнить свое обещание. Среди работников фирмы зреет недовольство.

Вариант 4

1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

2. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

а) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

б) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

в) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

г) Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

д) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

3. Разрешите конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:

Вы пришли после работы домой. Сверху сквозь стену гремит музыка и очень вам мешает.

Вариант 5

1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

б) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

в) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

г) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в мате­риале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

д) Примерно 65−70% времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

2. Укажите, какой стратегией борьбы со стрессом пользуется каждый из описанных ниже персонажей (решает проблему, изменяет свое отношение к ней или, смирившись с проблемой, старается уменьшить влияние на свой организм стресса, вызванного ею).

а) Гражданка А. попала в автомобильную катастрофу и получила травму шеи. Она утверждает, что в результате этого несчастного случая стала лучше понимать людей, у которых постоянно что-то болит.

б) В ресторане господин Н. и его новая знакомая были вынуждены более получаса ждать, пока их обслужат. Он начал отпускать шутки по поводу медлительности официантов и в конце концов решил, что в результате этой задержки у них оказалось больше времени на беседу.

в) Начальник крайне низко оценил работу своего сотрудника В. Тот думал о том, чтобы уволиться, перейти в другой отдел или обжаловать решение начальника. В итоге он выбрал последний вариант.

г) Стол госпожи Х. в офисе стоит рядом со столом женщины, у которой громкий визгливый голос. Чтобы снять напряжение, госпожа Х. каждый день во время обеденного перерыва совершает спокойную пробежку по парку.

3. Разрешите конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:

Вы живете в общежитии, любите порядок и чистоту. Ваш же сосед по комнате всегда оставляет беспорядок.

Вариант 6

1. Определите, какие виды воображения проявляются в следующих ситуациях:

а) Учитель представляет, как отреагируют ученики на его рассказ.

б) Глядя на облака в небе, человек видит в них очертания знакомых объектов.

в) Мальчик мечтает стать известным политиком.

г) Инженер, рассматривая чертеж, представляет, как может выглядеть данная машины в реальности.

д) Детям дали задание подготовиться к конкурсу на самый оригинальный сюжет для новогоднего вечера.

2. Определите, какие функции эмоций актуализируются в следующих ситуациях:

а) Собираясь на первое в своей жизни свидание, девушка сильно волнуется. Ее руки дрожат, когда она собирает волосы в прическу, а сердце учащенно бьется.

б) Не подготовившийся к семинару студент так боялся, что его спросят, что был не в состоянии реагировать на смешные истории, которые рассказывал ему сосед по парте.

в) От страха при виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.

г) Услышав любимую мелодию, доносившуюся из приемника, девушка отложила на время книгу и поспешила прибавить звук.

д) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек чувствовал себя настолько счастливым, что даже не заметил, как начался дождь.

3. Разрешите конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:

Вы работающий человек, к своему делу относитесь добросовестно. Но начальник стал делать вам замечания по работе.

Вариант 7

1. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.

б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.

в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.

г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.

д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.

е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

2. Какие механизмы психологической защиты действуют в следующих ситуациях:

а) После развода у Маргариты возникли серьезные финансовые трудности. Она сменила дорогие наряды на одежду спортивного сти­ля, стала ходить на работу пешком (раньше ее подвозил муж или же она брала такси).

Коллег и знакомых она уверяла, что такая оде­жда удобна, а благодаря пешим прогулкам она получает всю необ­ходимую физическую нагрузку и совершенно не нуждается в диете.

б) Антон Сидоренко часто приходит домой навеселе. По этому по­воду в семье нередки ссоры. Тем не менее, когда его жена ушла в магазин, забыв взять с собой кошелек, и была вынуждена вер­нуться, Антон заявил: «Пить надо меньше, тогда и забывать не бу­дешь».

в) Сергей не закончил домашнюю работу по биологии. Чтобы не позориться перед классом, он притворился, что у него болит голова, и опустил ее на парту.

г) Саша отвык от сосания пальца в четыре года. В семь лет ему сообщили, что его родители разводятся и он будет жить с мамой и «новым папой». Саша снова стал сосать палец.

д) Маленькая Ирина очень расстроилась, что мама ее отшлепала. Она побежала в свой игрушечный уголок и побила куклу.

е) Когда Светлана сердится, она садится за пианино. Она уже сочинила в такие минуты несколько прекрасных джазовых мелодий.

3. Разрешите конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:

Вам предстоит сдавать экзамен и вдруг преподаватель предлагает пяти учащимся защитить рефераты, а не учить билеты. Четыре темы выбрали сразу же. Осталась только одна тема и вы хотите ее взять. Как вы поступите, если ваш давний недруг также претендует на эту тему?

Вариант 8

1. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.

б) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.

в) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.

г) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.

д) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.

е) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

2. Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях

а) Учитель видит, что ученик списывает контрольную работу у соседа, и делает ему замечание.

б) Студент-первокурсник сдал зимнюю сессию на «десятки».

в) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.

г) Девушка получила от любимого письмо из армии.

д) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.

е) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.

ж) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.

з) В жаркий летний полдень на даче мужчина обливается прохладной водой.

3. Разрешите конфликтную ситуацию, используя стратегии: сотрудничество, уступчивость, компромисс, принуждение, приспособление:

Вы ожидаете приятельницу, с которой договорились о встрече. Идет дождь, вам холодно; и только через 30 минут вы видите свою приятельницу, которая рассказывает вам какой интересный фильм она только что увидела.

Вариант 9

1. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Написание журналистом аналитической статьи.

б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.

в) Составление свидетелем словесного описания преступника.

г) Собирание ребенком конструктора.

д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.

2. Определите виды общения, актуализирующиеся в следующих ситуациях. (Вариантов ответа может быть несколько.)

а) Оказавшись в скучной компании, парень рассказывает веселые истории и анекдоты.

б) Не застав друга дома, мальчик оставляет ему у соседей записку с просьбой позвонить.

в) Заметив знакомую, идущую по другую сторону дороги, девушка приветливо улыбнулась ей и помахала рукой.

г) Подойдя к автобусной остановке, мужчина поинтересовался у окружающих, давно ли прошла «шестерка».

д) Мэр города обращается по радио к горожанам с призывом принять активное участие в субботнике.

3. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в данной ситуации:

С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.

Вариант 10

1. Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Составление учителем вопросов к контрольной работе.

б) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.

в) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.

г) Составление архитектором будущего плана постройки.

д) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.

е) Решение учебной задачи новым способом

2. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению

б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.

в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.

г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.

д) Студент сильно волнуется перед экзаменами.

е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

ж) В компании друзей он всегда в центре внимания.

3. Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в данной ситуации:

Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

Задание 3

(для всех вариантов)

Имеются следующие понятия:

1)адаптация; 2) воля; 3) конфликт; 4) направленность личности; 5) совместимость; 6) темперамент; 7) стресс; 8) характер; 9) эмоции; 10) общение; 11) мышление; 12) ощущение; 13) память; 14) воображение; 15) восприятие; 16) внимание.

Поставьте в соответствие каждому из них одно из приведенных ниже определений:

1. Сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.

2. Психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека.

3. Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

4. Индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности.

5. Активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

6. Специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

7. Приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом.

8. Состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

9. Возникновение противоречий, столкновение противоположно направленных интересов, отсутствие взаимопонимания по вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

10. Индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

11. Взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей.

12. Психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта.

13. Психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

14. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств.

15. Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

16. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач.

Контрольные вопросы по дисциплине

  1. Назовите предмет, задачи и методы психологии и профессиональной этики.
  2. Что такое психика и сознание?
  3. Что мы относим к высшие общечеловеческим ценностям?
  4. Назовите и охарактеризуйте три группы психических явлений.
  5. В чем заключается своеобразие внимания как психического процесса? Назовите и охарактеризуйте виды внимания.
  6. Свойства внимания и их развитие в профессиональной деятельности.
  7. Что такое ощущение? Классификация и виды ощущений. Особенности ощущений и их развитие в профессиональной деятельности.
  8. Что такое восприятие? Классификация и виды восприятий. Особенности восприятий и их развитие в профессиональной деятельности.
  9. В чем заключается своеобразие памяти как психического процесса? Назовите и охарактеризуйте виды памяти и их развитие в трудовой деятельности.
  10. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти.
  11. В чем заключается своеобразие мышления как высшей формы познавательной деятельности?
  12. Охарактеризуйте виды мышления, приведите примеры.
  13. Перечислите мыслительные операции и дайте их краткую характеристику.
  14. Дайте характеристику речи. Назовите виды речи, функции речи. В чем единство мышления и речи?
  15. Что такое воображение? Назовите и охарактеризуйте виды воображения, формы воображения.
  16. Назовите компоненты эмоциональной сферы личности. Дайте характеристику эмоциям и чувствам. В чем отличие эмоций от чувств?
  17. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности.
  18. Охарактеризуйте основные эмоциональные состояния и их внешнее выражение. Перечислите возможности преодоления стрессовых состояний.
  19. Что такое воля? В чем особенности волевой деятельности? Назовите и охарактеризуйте волевые качества личности.
  20. Что такое личность? Как понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек»?
  21. Что представляет собой психологическая структура личности? Дайте характеристику направленности личности. Интересы, убеждения, мировоззрение личности.
  22. Что называется деятельностью? Назовите и охарактеризуйте основные виды деятельности. Деятельность и активность современного специалиста.
  23. В чем своеобразие потребностей как источника активности? Пирамида потребностей Маслоу. Мотивация деятельности.
  24. Что такое темперамент? Дайте психологическую характеристику типам темперамента. Учет типа темперамента в трудовой деятельности личности.
  25. Дайте определение понятия «характер». Охарактеризуйте структуру характера. Как формируется характер человека?
  26. Что такое способности? Классификация способностей. Формирование способностей в трудовой деятельности.
  27. Что общего и в чем отличия понятий «группа» и «коллектив»? Классификация групп.
  28. Что такое социально-психологический климат коллектива? В чем состоит феномен лидерства? Назовите и охарактеризуйте стили руководства.
  29. Что такое общение в чем его психологические особенности? Назовите и охарактеризуйте виды делового общения.
  30. Какие барьеры общения вы знаете? Дайте им характеристику.
  31. Какие приемы общения вы знаете? Дайте им характеристику.
  32. В чем особенность этикета как высшего проявления нравственной культуры личности? Нормы и правила этикета. Культура речи.
  33. Дайте определение конфликта и конфликтной ситуации. Перечислите виды и причины конфликтов.
  34. Назовите виды и стратегии поведения в конфликтах. Пути предупреждения конфликтов.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1. Бороздина Г. В. Психология и этика деловых отношений: учебное пособие. — 2-е изд. — Мн.: РИПО, 2010. — 215 с.

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 208с.

3. Браим И.Н. Культура делового общения: учебник. — Мн.: Экоперспектива, 2000. — 174 с.

4. Бороздина Г. В. Профессиональная психология и этика: учебно-практ. пособие. — Мн.: БГЭУ, 2000. — 120 с.

5. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие. — Мн.: Новое знание, 2000. — 328 с.

6. Чеховских М.И. Психология делового общения: учеб. пособие. — М.: Новое знание, 2006. — 253 с.

Дополнительная литература

1. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 368 с.

2. Платонов К.К. Занимательная психология. — 4-е изд. — М.: Мол. Гвардия, 1986. — 224 с.

3. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. — Мн.: Юнацтва, 1990. — 192 с.

4. Топф К. Деловой язык жестов: универсальный код бизнес-успеха и благополучия женщин. — М.: АСТ; Астрель, 2007. — 221 с.

5. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека: организация встреч, приёмов, презентаций. — Мн.: Асар, 1994. — 96 с.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982. — 230 с.

7. Вечер Л.С. Ваш имидж. — Мн.: Полымя, 2002.— 288 с.

8. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.: Просвещение, 1987. — 224с.

9. Козубовский В.М. Общая психология: учебное пособие. — Мн.: Амалфея, 2008.

Словарь основных понятий

Авторитет- признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации. Социально-психологической основой авторитета является наличие определенных заслуг, качеств, престижность исполняемой социальной роли, ответственность поведения.

Агрессивность- кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Выражается в гневе, злости, действиях против других людей.

Адаптация- приспособление организма, личности к изменившимся условиям жизни в целом.

Адекватность- соответствие, равнозначность.

Активность личности- инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя.

Акцентуации характера- чрезмерная выраженность его отдельных черт. При неблагоприятных обстоятельствах могут приводить к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности.

Амбиция- самовлюбленность, надменность, самоуверенность, завышенная самооценка своего «Я». Амбициозное поведение свидетельствует о деформированном самосознании, недооценке других людей.

Ассоциация- связь двух или нескольких психических явлений, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Аутизм- крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

Аутогенная тренировка- активный метод психотерапии, сочетает самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность.

Аффект- кратковременное сильное эмоциональное состояние (гнев, страх, ужас, экстаз, радость и др.).

При аффекте действия подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению.

Аффилиация- стремление человека быть в обществе других людей.

Валеология- наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни.

Внимание- активная направленность сознания на определенный объект при одновременном отвлечении от других предметов и явлений.

Волевые действия- сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели.

Воля- сознательное управление субъекта своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели.

Воображение- психический процесс создания новых образов на основе имеющихся представлений, знаний, опыта.

Воспитание- в широком смысле — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, в узком — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, обеспечивающих необходимые условия для его развития.

Восприятие- психический познавательный процесс, отражение предметов и явлений в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Депрессия- субъективное состояние подавленности, пессимизма, угнетенности духовных сил. Возникает вследствие реакции на тяжелые ситуации (смерть близких людей, неудача, потеря жизненной перспективы, разочарование в чем-либо или в ком-либо).

Деятельность- активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели.

Защитные механизмы- сознательные и неосознанные способы преодоления отрицательных психических состояний.

Индивидуальность- проявление индивидуальных качеств человека во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта.

Инсайт- интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Интеллект- в широком смысле — умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком — ум, мышление.

Интуиция- познание без видимого, осознанного участия, рассуждения, логических доказательств. Позволяет быстро, почти «внезапно» находить правильное решение проблемы.

Катарсис- освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. Один из методов психотерапии.

Коллектив- это организованная группа людей, объединенных социально значимой целью и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.

Коммуникабельность- социально-психологическая черта личности, способность ее к товарищескому общению с другими людьми.

Конфликт- возникновение противоречий, столкновение противоположно направленных интересов, отсутствие взаимопонимания по вопросам, связанным с острыми эмоциональными переживаниями.

Конформизм- самоподчинение человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Лидер- член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Личность- системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Менталитет- направленность и склад мышления личности, группы.

Мозговой штурм- условное название методов активизации группового поиска идей, решения проблемы.

Мотив- фактор (причина) побуждающие к деятельности, связанной с удовлетворением определенной потребности.

Мотивация- совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели. Мотивацию следует отличать от мотивировки — объяснения человеком целесообразности и необходимости своих действий.

Мышление- психический процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира, высшая форма творческой активности человека.

Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих человека на выполнение поставленных задач.

Настроение- относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы и деятельность.

Общение- специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности.

Одаренность- наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности.

Ощущение- отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на формы чувств.

Память- процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Представления- образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются.

Психика- свойство животных и человека, выполняющее ориентирующие, контролирующие, приспособительные, побуждающие и смысло-образующие функции в поведении и деятельности.

Рефлексия- самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни.

Самосознание- система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к себе.

Самовоспитание- сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Самооценка- суждение человека о наличии, отсутствии или слабости у него тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом, эталоном.

Самопознание- изучение человеком своей внутренней сущности в процессе общественной деятельности.

Сензитивность- повышенная чувствительность к происходящим событиям. Обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.

Совместимость (психологическая) — взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей.

Способности- индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют успешность обучения тем или иным видом деятельности.

Стресс- состояние психического и физиологического напряжения, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Темперамент- индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений личности.

Толерантность- отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Убеждение- личностное образование, представляющее собой оценочное отношение человека к действительности.

Установка- готовность к реализации актуальной в данной ситуации потребности.

Фрустрация- психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, связанное с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Характер- индивидуальное сочетание существенных свойств личности, определяющих отношения человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении и поступках.

Харизма- «божественный» дар, исключительная одаренность.

Ценностные ориентации- разделяемые и внутренне принятые личностью материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости.

Цинизм- бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.

Чувства- одна из форм переживания человеком своего отношения к действительности, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.

Эйфория- состояние приподнятого настроения, беспечности, довольства, не соответствующее объективным условиям.

Экстраверсия- свойство личности, выражающееся в направленности на окружающий мир, других людей.

Экстремальная ситуация- такое усложнение условий жизни и деятельности, которое приобрело для личности, группы особую значимость.

Эмоции- переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе.

Эмпатия- понимание и чувствование в переживании, эмоции, психические состояния другого человека.

Этика- особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло.

Образец титульного листа

35

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector