ТЕМА: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

ТЕМА: КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Бажуков В.И. Антропологический подход к исследованию человека, культуры, общества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007. №3. С.92-104.

2. Бор Н. Философия естествознания и культуры народов // Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С.39-50; Бор Н. Единство знаний // Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С.95-114.

3. Гирц К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Спб., 1997. С.171-203.

4. Захарьев Л. «Пределы» науки и «беспредельность» истории (По поводу книги Генриха Риккерта «Границы естественно-научного образования понятий» // Вестник Знания. СПб., 1904. №9. С.87-93.

5. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы литературы. 1995. №8. С.158-173.

6. Кассирер Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1988. С.155-181.

7. Культурология как наука: за и против: материалы «круглого стола» / Запесоцкий А.С. и др. // Вопросы философии. 2008. №11. С.3-31.

  1. Менский М.Б. Квантовая механика, сознание и мост между двумя культурами // Вопросы философии. 2004. №6. С.64-74.
  2. Орлова Э.Л. Основания специализированного познания культурных феноменов // От философии жизни к философии культуры. М., 2001. С.41-69.
  3. Риккерт Р. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: Логика наук о культуре: Антология. М., 1995. С.69-103.
  4. Уайт Л. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры. Спб., 1997. С.141-156; Его же. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры. Спб., 1997. С.17-48.
  5. Фейблман. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры. Спб., 1997. С.156-170.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И СМЫСЛЫ КУЛЬТУРЫ

  1. Аксютина О. Панк в России 1990-х годов: протест или товар? // Философские науки. 2003. №4. С.22-50; №5. С.83-96.
  2. Апинян Т.А. Сущностно-универсальное определение игры: феноменология фантома // Вопросы философии. 2008. №2. С.58-73.
  3. Бейтсон Г. Теория игры и фантазии // Культурология. Дайджест. 2000? №4. С .99-116.
  4. Павлов И.П. Основа культуры животных и человека: Лекция 27 мая 1918 г.

    8 стр., 3702 слов

    Тема 2. Позитивистская традиция в философии науки (6 ч )

    ... –107. Вопросы к экзамену по курсу «Философия и методология науки» за 7-й семестр По лекционным занятиям 1. Предметная область философии науки. Основные смыслы понятия «философия науки». 2. Философия науки и социология науки. 3. ... и научное понимание. М., 1988. Разд. 1: Соотношение философии науки и истории науки. С.97–122. Тема 4. Наука как феномен культуры ( 4 ч) 1. О. Шпенглер о культурно- ...

    // И.П.Павлов: pro et contra. Спб., 1999. С.148-165.

  5. Румянцев О.К. Телеология: культура и натура // От философии жизни к философии культуры. М., 2001. С.81-103.
  6. Михайлов Ф.Т. Homo sapiens: культура и натура его бытия // От философии жизни к философии культуры. М., 2001. С.107-136.
  7. Туровская С.В. Идея жизни в европейской истории мысли // От философии жизни к философии культуры. Спб., 2001. С.274-293.
  8. Щепанская Т.Б. Женщина, группа, символ (на материалах молодежной субкультуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М.. 191. С.17-29.
  9. Яковенко И.Г. Большая и малая традиции европейской культуры: к постановке проблемы. Статья 1 и 2 // Общественные науки и современность. 2005. №4. С.86-99, №6. С.151-165.

ТЕМА: ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

1. Кайзер М., Кляйнеберг М. «Евразия» – фантом или реальная модель развития России? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.IV. №4. С.82-97.

2. Келле В.Ж. Цивилизация и культура // От философии жизни к философии культуры. С.64-80.

3. Кребер А. Стиль и цивилизации // Культурология. Дайджест. 2001. №1. С.7-25.

4. Оруджев З.М., Кузнецова Т.В. Культура и цивилизация // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2007.№4. С.50-67.

5. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Его же. Бои за историю. М., 1991. М.239-281.

6. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы // Вопросы философии. 2007. №4. С.158-170.

7. Шубарт В. Европа и душа Востока // Культурология в текстах и комментариях. Учебное пособие по курсу культурологии. М., 1999. С.205-217.

 

ТЕМА: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

1. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса: публичная лекция // Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1999. Т.1. С.108-145.

2. Василькова В.В. Синергетика и архетипические коды социальной организации // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002. С.247-262.

3. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С.215-242.

4. Жукоцкий В.Д. Лютер и Ленин: две культурологические модели трансформации // Общественные науки и современность. 2006. №1. С.69-82.

5. Земсков В.Б. Дисбаланс в системе взаимодействия пластов культуры как фактор культурной динамики // Общественные науки и современность. 2003. №2. С.136-142.

6. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000. С.243-261.

7. Кондаков И.В. «Культурный промежуток» и «культурный поворот»: (Вариации на темы Ю. Тынянова и Ю. Лотмана) // Общественные науки и современность. 2008. №4. С.163-176.

8. Лесков Л.В. Виртуальность мифа и виртуальность синергетики как антиподы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. №1. С.46-55.

11 стр., 5317 слов

Философия образования и науки 2

... быть способным к обнаружению недостаточно исследованных проблем философии образования инауки. Владетьтерминологией современной философии образования и науки, грамотно пользоваться основополагающими понятиями и категориями истории ... результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные ...

9. Лесков Л.В. Синергетика культуры // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №4. С.35-57; №5. С.14-36.

10. Медведко Л.И. Хаос и Абсурд: Опыт синергетического взгляда на историю XX века // Перекрестки эпох: Социокультурное пространство. Т.2. М., 1998. С.226-256.

11. Павленко А.Н. Место «хаоса» в новом мировом «порядке»: (методологический анализ оснований хаотической космологии) // Вопросы философии. 2003. №9. С.39-53.

12. Петров В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы // Синергетическая парадигма: Нелинейное мышление в науке и искусстве. М, 2002. С.406-428.

13. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Спб., 1997. С.439-465.

14. Уайт Л. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Спб., 1997. С.559-590.

15. Уайт Л. Стадии эволюции, прогресс и оценка культур // Уайт Л. Избранное. С.526-556.

16. Хренов Н.А. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры // Общественные науки и современность. 2001. №2. С.167-180.

17. Чучин-Русов А.Е. Культурно-исторический процесс форма и содержание // Вопросы философии. 1996. №4. С.3-14.

ТЕМА: ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ

1. Аберле Д.Ф. Влияние лингвистики на раннюю теорию культуры и личности // Культурология. Дайджест. 2004. №1. С.97-132.

2. Алпатов В.М. О языковой картине мира японцев // Историческая психология и социология истории. 2008. №1. С.133-141.

3. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Его же. Об искусстве. Спб., 1998. С.423-435.

4. Майданов А.С. Миф как источник знания // Вопросы философии. 2004. №9. С.91-105.

5. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку; Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление // Новое в лингвистике. М., 1960. Вып.1. С.135-168, 169-182.

 

ТЕМА: МИР ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРА

1. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991. С.109-132.

2. Аверинцев С.С. Бахтин, смех и христианская культура // БахтинМ.М: pro et contra. Т.1. Спб., 2001. С.468-483.

3. Бургиньон Э. Психические заболевания, культура и измененные состояния сознания: междисциплинарное поле исследования; Измененные состояния сознания // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С.329-332; 405-461.

4. Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя // Логос. 2006. №3(54).

С.104-137.

5. Введенова Е.Н. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000. С.113-133.

6. Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос… М., 2001. С.229-276.

7. Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999. С.5-14.

8. Гусельцева М.С. Культура как психологическая реальность: опыт идеального моделирования // Вопросы психологии. 2007. №5. С.13-24.

6 стр., 2898 слов

О некоторых общих вопросах разработки истории психологии

... независимой дисциплины. В 1873 г. И. М. Сеченов, задавая вопрос "кому разрабатывать психологию?", вынужден был делать выбор между философами (или другими специалистами гуманитарных наук) и ... Челпанов в России были по своему официальному положению профессорами философии, лишь имевшими склонность уделять много внимания одной из "философских наук" -- психологии. Едва ли они вполне отвечали

9. Едошина И.А. Андрогин в культуре модернизма // Общественные науки и современность. 2003. №3. С.152-161.

10. Ершова Г.Г. Смерть: разрушение картины мира и абсолютное начало // Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Религия и наука: новый симбиоз? Моделирование картины мира… Спб., 2003. С.137-160.

11. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М., 2000. Разд. «Анализ глубинных стереотипов советской эпохи». С.3-42.

12. Зильберман Д.Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. №4. С.72-105.

13. Иванов Вяч. Вс. Интеллигенция как проводник в ноосферу // Русская интеллигенция: История и судьба. М., 1999. С.44-63.

14. Иорданский В.Б. О структуре архаичного коллективного представления // Вопросы философии. 2006. №8. С.29-40.

15. Комков О.А. Imago hominis: концепции человека в истории европейской культуры (Ч.1: Древний мир. Античность. Эллинизм) // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №3. С.96-110.

16. Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века // Вопросы философии. 2001. №8. С.29-41.

17. Кондаков И.В. К феноменологии русской интеллигенции // Русская интеллигенция. История и судьба. М., 1999. С.63-90.

18. Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Анализ феномена мачизма // Общественные науки и современность. 2005. №2. С.166-176.

19. Коул М. Культурные механизмы развития // Вопросы психологии. 1995. №3. С.5-20.

20. Кустарёв А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006. С.92-118 (Советская интеллигенция: поиски самоопределения и идеология (60—80-е годы); Свобода – зачем и для кого).

21. Кустарёв А. Нервные люди: Очерки об интеллигенции. М., 2006. С.335-355 (Субкультуры интеллектуалов, по Э. Гулднеру (в пересказе А.Кустарева).

22. Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М., 1999. Ос. Кн.1: Психология народов. Второй отдел: Как психологические черты рас обнаруживаются в различных элементах их цивилизаций. С.49-61.

23. Левинсон А. Женщина как цель и средство в отечественной рекламе // Женщина и визуальные знаки. М., 2000. С.43-60.

24. Ленк Х.Спорт как современный миф// Разум и экзистенция: анализ научных и ненаучных форм мышления. СПб. 1999. С. 126-148.

25. Линтон Р. Культурные основания личности // Культурология: Дайджест. 2004. №4. С.6-22.

26. Маслоу А. Иерархия потребностей. Любовь у самоактуализировавшихся людей (отрывок из: Мотивация и личность) // Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001. С.327-344.

27. Мюррей Д. Что такое западная концепция «Self» // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. С.309-328.

28. Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах // Прикладная психология и психоанализ. 2003. №3. С.5-19.

29. Назаретян А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации // Вопросы философии. 2002. №11. С.73-84.

30. Никитаев В.В. Герменевтика смерти // Философские науки. 2000. №1. С.109-132.

31. Пятигорский А.М. Индивид и культура // Избранные труды. М., 1996. С.273-297.

32. Уоллес Э.Ф. Психические заболевания, биология и культура // Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология. М., 2001. С.361-404.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

33. Флиер А.Я. Культура лишения жизни // Историческая психология и социология истории. 2008.№2. С.146-162.

34. Флиер А.Я. Любовь как культура // Общественные науки и современность. 2005. №4. С.167-176.

35. Ханипов Р. Укорененность криминальных и тюремных практик в культуре современного российского общества // Мир России. 2008. № 3. С. 132-148.

36. Цивьян Т.В. Оппозиция мужской/женский и ее классифицирующая роль в модели мира // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. М., 1991. С.77-91.

37. Эпштейн М. Тело на перекрестке времен. К философии осязания // Вопросы философии. 2005. №8. С.66-81.

38. Якимович А.К. «Свой – чужой» в системе культуры // Вопросы философии. 2003. №4. С.48-60.

39. Яннарас Х. Личность и эрос. Гл.2: Личностное измерение пространства: отсутствует // Культурология. 2004. №1. С.180-201.