Вопрос. МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

Феномен культуры столь сложен и интересен, ее структура и компоненты, уровни и связи, модели функционирования столь разнообразны, что изучением культуры занимаются представители различных научных дисциплин, а также религиозные мыслители, деятели искусства и литературы. Исследование культуры привлекает внимание представителей других наук, прежде всего, гуманитарных: антропологов, археологов, этнографов, филологов, историков, психологов, социологов, искусствоведов. Исследование культуры имеет глубокие философские традиции – есть такие дисциплины, как философия истории, философия культуры. Следует подчеркнуть, что культурология, вычленяясь из философии, тем не менее связана с философией через философию культуры. Если философия культуры нацелена на понимание культуры как целого (т.е. изучает всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, основываясь на исторических фактах (т.е. изучает особенное).

До конца XIX века понятие «культура» обычно находилось в тесной связи с философией и подпитывалось такими отраслями философии, как философия истории, этика, эстетика, теория права и др. отраслями философии, которые можно считать теоретическими, отвлеченными, в определенной степени дистанцированными от материальных основ жизни. Поэтому в обыденном сознании формировалось представление о «культуре» как явлении чисто духовного порядка. Однако в последней трети XIX века стали интенсивно развиваться такие многочисленные новые отрасли знания, которые можно назвать экспериментальными, тесно связанными с материальной жизнью общества. Это такие науки как антропология, этнография, социология, общественная психология, этнопсихология, демография, фрейдизм, семиотика, информатика и мн. др. Они с новых позиций стали изучать феномен человека как творца культуры и поэтому внесли свой вклад в обогащение понятия «культура».

Рассмотрим, как эти дисциплины способствовали развитию культурологи.

Антропология – это наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас. Антропология объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла биологические корни культуры. Наиболее крупными представителями антропологического направления в культурологи являются Э.Б. Тейлор (Тайлор), Л.Г. Морган, Дж. Фрейзер и др. Эти ученые занимались истоками человечества, изучали первобытные общества и пришли к очень важному выводу о том, что существует неоспоримое сходство материальных памятников древнего, ископаемого человека; что существует безусловное сходство мифологии, фольклора, обрядов разных народов. Это сходство говорит о том, на всей планете существует тождество человеческой природы и единство первобытного мышления. Эти научные выводы являются прочными теоретическими аргументами против расизма, национализма, колониальной политики других течений общественной мысли, которые враждебны самой идее культуры.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, ... подтвердить, хотя бы для самих себя, что мы существуем, не впадая в бесконечный спор рассудка с чувствами? ... человеческой субъективности». Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным центром ...

Этнография изучает бытовые и культурные особенности племен, этнических групп (т. е. народностей) и народов мира, проблемы их происхождения, расселения, культурно-исторические взаимоотношения. Этнография сыграла решающую роль в доказательстве и в осознании огромного разнообразия и богатства прошлой и нынешней культуры человечества. Этнография научила людей с пониманием и уважением относится к материальным и духовным достижениям человека как мыслящего и духовного существа, независимо от того, к какому этносу (т.е. народу) – большому или малому – принадлежит человек.

Антропология и этнография являются науками естественно научной отрасли знания и опираются на биологические признаки человека. В отличие от этих наук социология – наука об обществе как целостной системе и не связана с биологией. Социология изучает такие составные части единого человечества, как государства, классы, слои, сословия и более мелкие общественные группы, но изучает не по этническим критериям, а по месту и роли их в современном обществе. Социология помогает культурологии понять весь спектр духовных и материальных проявлений с учетом социальной неоднородности общества. Именно с социологией связаны такие культурологические понятия, как аристократическая культура, пролетарская культура, массовая культура, элитарная культура, маргинальная культура и т.д.

Социальная (или общественная) психология – наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, принадлежащих к отдельным социальным группам. Поскольку их культурные проявления окрашиваются в определенные психологические тона, то и исследования культуры не могут обойтись без учета этого фактора. Например, невозможно объяснить своеобразие крестьянской культуры без знания и понимания специфической деревенской психологии, которая формируется особым отношением сельского жителя к земле и природе. Данные социальной (или общественной) психологии играют для культурологи большую роль.

Особенно плодотворным для изучения национальных культур является использование данных этнической (или национальной) психологии, или этнопсихология — это наука, родственная социальной (или общественной) психологии, иногда выступающая как раздел общественной психологии. Этнопсихология исследует самобытность психического склада отдельных рас, племен и народов. Эта наука восходит к философским построениям таких крупнейших мыслителей как Гегель, Гумбольдт и их многочисленных последователей. Эти ученые, опираясь на конкретный исторический опыт, писали о том, что той или иной нации свойственен неповторимый «дух». В России блестящие образцы культурно-психологических характеристик отдельных народов принадлежат религиозному мыслителю Н.А. Бердяеву. Этнопсихологические исследования помогают объяснить своеобразие той или иной национальной культуры и ее частных, конкретных проявлений исходя из психических особенностей ее создателей.

21 стр., 10099 слов

Место психологии в системе наук. Отрасли психологии

... (рис. I). Психология тесно связана с социальными (общественными) науками, изучающими поведение людей. К социальным наукам относятся психология, социальная психология, социология, политология, экономика, ... культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика. Их относят к гуманитарным наукам. Среди гуманитарных наук наиболее глубокие связи с психологией имеет педагогика. Психология ...

Демография – наука о населении и закономерностях его развития в зависимости от общественных факторов. Эта наука также имеет прямое отношение к культурологии. Ведь любая этническая группа, физически вырождающаяся, или нация, чей генетический фонд подорван неправильной социальной политикой и нерациональной экономикой, обречены на упадок культуры. Например, «раскулачивание» и уничтожение российского крестьянства в результате коллективизации, в результате войн и ГУЛАГа самым пагубным образом сказалось на демографической первооснове и национальной сущности нашей культуры. В результате процессов, вызванных колонизацией, эксплуатацией, стихийными бедствиями, эпидемиями, алкоголем и т.п., погибли культуры «малых» народов и целых древних цивилизаций (ацтеков, майя, инков и др.).

Особое место в становлении современной культурологи занимает фрейдизм – психологическое учение, созданное выдающимся австрийским врачом-психиатром З.Фрейдом и его последователями (неофрейдистами).

В центре концепции фрейдистов и неофрейдистов – бессознательные душевные процессы и мотивации, составляющие, по мнению этих ученых, основной механизм всякого творчества, в первую очередь, художественного творчества. В качестве социальной и философско-антропологической доктрины фрейдизм широко используется для теоретического обоснования многих современных художественных направлений, течений, школ в искусстве и литературе, например, в интерпретации сюрреализма.

Наконец, среди наук, обогативших теорию культуры к началу XX века, следует назвать семиотику – дисциплину, которая исследует свойства знаков и знаковых систем, главным образом естественных и искусственных языков. Семиотика очень сильно влияет на культурологию, предлагая всеобъемлющие выводы. Семиотический подход получил широкое распространение в лингвистике, литературоведении, в теории кино и театра, в искусствознании и в общественных науках. С семиотикой тесно связаны информатика, кибернетика, синергетика – отрасли знаний об информации как одной из главных движущих сил современной цивилизации, о структуре, свойствах, общих законах получения, хранения, передачи, переработки и распространения информации.

щд3 вопрос. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ:

Объектомкультурологии выступает культура как целостная, динамичная и открытая система, а предметом культурологии становится выявление происхождения, функционирования и основных тенденций развития культуры, ее роли и места в системе бытия, а также выявление специфической природы культуры как способа самореализации человека. Задача культурологии — создать историю культуры, которая бы не только объясняла историко-культурные процессы в национальном и мировом масштабах, но могла бы прогнозировать данные процессы и управлять ими.

6 стр., 2786 слов

Культурология как самостоятельная наука

... культурологию наибольшее влияние. Антропология в одном из своих главных направлений занимается сравнительным изучением общества и человека. Понятие «культура» в антропологии выражает по меньшей мере три момента: культурное ... гуманитарными науками. Например, ... культурные процессы и механизмы, их обусловливающие. В то же время такие знания помогают понять чужую или свою культуру, их отличие от культурной ...

Поставленная задача требует решения следующих фундаментальных проблем:

— во-первых, выявление внутри культурных феноменов (имеются в виду язык, мифология, религия, искусство и т.д.) таких базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу и приумножение социального опыта человеческой деятельности;

— затем, изучение факторов, которые изменяют культурные явления и процессы в ходе творчества на различных исторических этапах в различных типах культур;

— наконец, изучение последствий воздействия культуры на социум, историю и т.д.

СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ (ЕЕ РАЗДЕЛЫ):

Культурологиякак философская дисциплина состоит из следующих разделов:

— теория культуры, которая рассматривает основные элементы и функции культуры, ее соотношение с обществом и личностью, проблемы социокультурной динамики и т.д.;

— история культуры, которая исследует различные типы культуры в процессе их исторического развития и сосуществования;

— прикладная культурология, которая занимается описанием и осмыслением культурной жизни конкретного общества;

а также:

— история культурологических учений;

— социология культуры;

— культурная антропология.

ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ

Культурология изучает культурные феномены, к числу которых относятся язык, мифология, традиции, обычаи, быт, религия, мораль, наука, техника, цивилизация, искусство, литература, экономика, политика, идеология, образование и т.д.