Тема 2. Позитивистская традиция в философии науки (6 ч )

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Разд. 1. Научная мысль как планетное явление. 9, 11, 13, 14, 15, 19, 24, 25, 26, 30.

Фейерабенд П.Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Против методологического принуждения. С.126–141, 507–519.

Кассирер Э.Избранное. Опыт о человеке. М., 1997. Наука.

Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998. С.180–218. Философия истории: Введение: 1. Логика исторической науки.

Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. От науки к литературе. С.375–383.

Фуко М.Археология знания. Киев, 1996. Наука и знание. С.177–188.

Башляр Г.Новый рационализм. М., 1987. С.28–40, 160–171.

Гуссерль Э. Метод прояснения //Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996. Разд.4. Горизонты философии науки: феноменология. Вводные замечания. С.358–376.

  1. О. Конт: критерии позитивного знания и классификация наук; критика метафизики и принципы позитивной философии.

  2. Феноменализм, эмпиризм и принцип экономии мышления в эмпириокритицизме Э. Маха.
  3. Философия как логика науки. Критерии научности. Принципы верификации и фальсификации. Проблема демаркации между наукой и ненаукой. Наука и псевдонаука.
  4. Позитивистская традиция и аналитическая философия.

Литература

Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. Ч. 1–3. С.11–76.

Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981. гл. 3: Мах, Эйнштейн и поиск реальности. С.73–120.

Поппер К.Логика и рост научного знания. М., 1983. Предположения и опровержения. Гл. 1. Наука: предположения и опровержения: 1 – 3, 8– 10. С.240–253, 270–280.

Витгенштейн Л.Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994. 1– 4.1221, 6–53,54.

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. //Аналитическая философия: становление и развитие: Антол. М.,1998. С.69–90.

Страуд Б. Аналитическая философия и метафизика // Там же. С. 510–525.

4 стр., 1642 слов

Общая характеристика психологии как науки. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

Основные значения термина «психология». Источники психологического знания. Сравнительные особенности житейской и научной психологии. В самом широком смысле, психология – это наука, изучающая психику. В более узком, психология - это наука об особенностях внутреннего мира человека (Вундт 1897г). Однако подобных определений много, потому что много направлений психологии, изучающих разные предметы и, ...

Тема 3. Историческая природа науки (5ч)

  1. Т. Кун: критика антиисторизма; концепция науки в свете новой истории науки; научные революции и смена парадигм, роль научного сообщества.

  2. И. Лакатос: реальная история науки и ее рациональные реконструкции; история науки в свете научно-исследовательских программ; внутренняя и внешняя история науки.
  3. Э. Гуссерль: интенционально-историческое исследование начала науки; «идеальная объективность» и ее традирование в истории науки; «смыслообразование» и «смыслооседание».
  4. М. Фуко: идея археологии гуманитарных наук; «эпистема» как исторически априорное пространство знания, особенности классической и неклассической эпистемы.
  5. Философия науки как история науки; многообразие методологий исторического осмысления науки.

Литература

Кун Т.Структура научных революций. М., 1975. Предисловие С.7–15; Введение. Роль истории. С.16–27; Гл. 2. На пути к нормальной науке. С.27–42; Гл. 9. Природа и необходимость научных революций. С.123-145.

Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978. Введение. С.203;§1. Конкурирующие методологические концепции: рациональная реконструкция как ключ к пониманию реальной истории. С.204205; Д. Методология научно-исследовательских программ. С.216230. Е. Внутренняя и внешняя история. С.230235;§2. Критическое сравнение методологических концепций. С.236239; Заключение. С.265.

Гуссерль Э.Начало геометрии // Гуссерль Э. / Деррида Ж. Начало геометрии. М., 1996. С.210245.

Гуссерль Э.Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопр. философии.1992 № 7. § 9, b, i, k; § 10, 12.

Фуко М.Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. Предисловие. С.2837; по классической эпистеме: гл.3,§26; гл.4, §1, 2; гл.6.§7; гл. 7,§1,3,5; по неклассической эпистеме: гл.7,§1,3, гл.8,§1; гл.9, §3, 4, 5, 7, 8.

17 стр., 8328 слов

История психологии 20

... Тем самым, живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как оду­шевленное, т. е. одаренное и ... самим термином “ду­ша”, давшим имя нашей науке. Развитие психологических знаний в эпоху феадолизма. Древнегреческая цивилизация в силу ... драматических коллизий работа исследова­тельской мысли, и только история науки может рас­крыть различные уровни постижения этой психической ...

Фуко М.Археология знания. Киев, 1996. Гл. 3,§6. Наука и знание: (а) Позитивности, дисциплины, науки. С.177180; (е) Различные типы истории наук. С.188191; (f) Другие археологии. С.191194.

Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное понимание. М., 1988. Разд. 1: Соотношение философии науки и истории науки. С.97122.

Тема 4. Наука как феномен культуры ( 4 ч)

1. О. Шпенглер о культурно-исторической обусловленности и изменчивости форм и стилей познания. Математика как искусство; идея множественности математики. Понятие «природа» как функция культуры, отрицание общечеловеческого характера естествознания.

2. Место науки в концепции культурно-исторических типов Н. Данилевского. Соотношение общечеловеческого и культурно-национального в науке.

  1. П. Флоренский и Г. Гачев о культурно-национальной обусловленности стилей мышления в науке – об английском, французском, немецком стилях мышления.

  2. Проблема самобытности русской науки: за и против. Русский космизм – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Литература

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск, 1993. Гл.1,§ 3 -5; Гл. 6,§2.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Гл.6. С.124135.

Гачев Г. Науки и национальные культуры (гуманитарный комментарий естествознанию).

Ростов-н/ Д., 1992.

Флоренский П.А. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. У водоразделов мысли. М., 1990. Ч. 1: Гл. 4. Мысль и язык, § 1. Наука как символическое описание. С. 109125.

Циолковский К.Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Русский космизм: Антол. философской мысли. М., 1989.

Вернадский В.И. Автотрофность человечества. Несколько слов о ноосфере // Там же.

Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Там же.

Тема 5. Социальное измерение науки (4ч)

  1. Философия науки и социология науки: история и современность.

    11 стр., 5248 слов

    Философия позитивизма. docx

    ... этики. Какие последствия вытекают отсюда для философии? Реальное знание о мире исчерпывающим образом дают частные науки. Для философии, следовательно, остается только одно - анализ ... и понимание философии как логического анализа языка науки. Самым общим образом позицию неопозитивистов можно сформулировать так: истинным знанием является только эмпирическое знание, которое сводится ...

  2. Наука как особый вид деятельности и профессия. Институционализация науки
  3. Социальные функции науки. Роль науки в жизни современного общества. Гуманитарное воздействие науки. Наука и властные отношения.
  4. Социальная обусловленность содержания научного знания.

Литература

Малкей М. Наука и социология знания. М., 1983. Гл.1. С.549.

Поппер К. Социология знания. Гл. 23 // Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т.2. С.245259.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Башляр Г. Научное призвание и душа человека // Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987. С.328346.

Фейерабенд П. Наука в свободном обществе // Башляр Г. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. 507519.

Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки //Научная деятельность: структуры и институты. М., 1980. С. 2756.

Манхейм К. Социология знания // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. Гл. 5. С.219261.

Домашняя контрольная работа

Исторические смыслы соотношения философии и науки

  1. Ценность знания и науки в античной культуре; признаки, выделяющие научное знание. Платоновский ряд наук, место и роль в нем философии. Аристотелевское деление на общие и частные науки; философия как наука о первоначалах и причинах.

  2. С. Боэций об исследовании природы вещей и значении науки о рассуждении в этом процессе; о природе логики и ее отношении к философии. Ф. Суарес и мнения средневековых мыслителей о предмете теологии, философии и метафизики и их месте в ряду других наук.
  3. Ф. Бэкон об отличиях старой и новой науки: по целям, способам доказательства, основаниям исследования. Философия как Органон и действенная наука. Р. Декарт о недостатках старой науки, поиск метода новой науки. Философия как источник начал науки; основания достоверности философии.
  4. И. Кант о научном пути метафизики, об отличиях метафизики от логики, психологии, антропологии и др. Опыт теоретического естествознания и самокритика философии. Г.В.Ф. Гегель об основаниях выделения философии в ряду других наук, о потребности опытных наук в философии.

Литература

Платон. Государство. Кн. 7 . 521 d – 533 e // Сочинения: В 4 т. М., 1994. Т. 3.

Аристотель. Метафизика. Кн. 1, гл.1, 2; Кн. 2, гл.1, 2; Кн. 4, гл. 1, 2, 3 // Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т.1.

Боэций С. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. Комментарий к Порфирию. Кн. 1. С.5–24.

Суарес Ф. Предисловие к кн. «Метафизические рассуждения» // Историко-философский ежегодник. М., 1987. С.218–245.

Суарес Ф. О природе первой философии, или метафизики. Разд. 1 // Там же.

Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Сочинения: В 2 т. М., 197 . Т.1. С. 59–83.

Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т.1. Ч.1–6. С.251–287.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. Предисл. к 1-му изд.; Предисл. ко 2-му изд.; Введение.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974. Введение. С.84–107.

Вопросы к экзамену по курсу «Философия и методология науки»

за 7-й семестр

По лекционным занятиям

1. Предметная область философии науки. Основные смыслы понятия «философия науки».

2. Философия науки и социология науки.

3. Критерии философского осмысления науки. Философия науки и науковедение.

4. Неокантианстская и неорационалистическая концепции науки.

5. Французский структурализм как методология гуманитарного знания и герменевтическое представление науки

6.Феноменологическая концепция науки.

7.Альтернативные модели науки: Вернадский – Фейерабенд.

8. Альтернативные модели науки: Маркс – Хайдеггер.

9. Альтернативные модели науки: Конт – Соловьев.

10. Концепция науки классического позитивизма и ее особенности у эмпириокритиков.

11. Неопозитивистская модель науки как логический анализ науки.

12. Постпозитивизм и его критика позитивистской традиции в философии науки.

13. От логики науки к истории науки

14. История «истории науки». Экстернализм и интернализм в историографии науки.

15. Антиисторизм позитивистской историографии науки и его критика.

16. История науки в феноменологической интерпретации Гуссерль.

17.Структуралистская интерпретация истории науки М. Фуко.

18. Классический образ новоевропейской науки.

19. Неклассическая и постнеклассическая наука.

20.Природа науки в концепции культурно-исторических типов О. Шпенглера и Н. Данилевского. Культурологический подход в современной философии науки

21.Универсализм и европоцентризм как философские позиции в объяснении природы науки.

22. Культурно-исторические типы науки: механико-математическое естествознание как продукт рационалистически ориентированной западноевропейской культуры и его альтернативы.

23. Культурно-исторические типы науки: русский космизм в науке как самобытное явление.

По семинарским занятиям

  1. Платоновский ряд наук, место и роль философии. Аристотелевское деление на общие и частные науки; философия как наука о первоначалах и причинах.

  2. С. Боэций об исследовании природы вещей и значении науки о рассуждении в этом процессе; о природе логики и ее отношении к философии.
  3. Ф. Суарес и мнения средневековых мыслителей о предмете теологии, философии и метафизики и их месте в ряду других наук.
  4. Ф. Бэкон об отличиях старой и новой науки: по целям, способам доказательства, основаниям исследования. Философия как Органон и действенная наука.
  5. Р. Декарт о недостатках старой науки, поиск метода новой науки. Философия как источник начал науки; основания достоверности философии.
  6. И. Кант о научном пути метафизики, об отличиях метафизики от логики, психологии, антропологии и др. Опыт теоретического естествознания и самокритика философии.
  7. Г.В.Ф. Гегель об основаниях выделения философии в ряду других наук, о потребности опытных наук в философии.
  8. В.И. Вернадский : трактовка науки как высшей культурной ценности, признание планетарной миссии науки в условиях Земли; концепция ноосферы. Фейерабенд (или Ницше): антисциентистское представление науки как репрессивной силы.
  9. Г. Риккерт о логической сущности научного метода; Э. Кассирер: наука как символическое представление действительности.
  10. Г. Башляр: неорационализм как опыт философии нового научного духа.
  11. Р. Барт, М. Фуко: структуралистская интерпретация науки.
  12. Э. Гуссерль: метод прояснения как феноменологическое обоснование науки.
  13. О. Конт: Критерии позитивного знания и классификация наук; критика метафизики и принципы позитивной философии.
  14. Феноменализм, эмпиризм и принцип экономии мышления в эмпириокритицизме Э. Маха.
  15. Л. Витгенштейн: принципы логического атомизма; оценка философии.
  16. К.Поппер: философия как логика науки; принципы верификации и фальсификации; проблема демаркации между наукой и ненаукой.
  17. М.Вебер «Наука как призвание и профессия»; Г.Башляр «Научное призвание и душа человека».
  18. Р.Карнап и Б.Страуд об отношении логического позитивизма и аналитической философии к метафизике.
  19. Т. Кун: Критика антиисторизма; концепция науки в свете новой истории науки; научные революции и смена парадигм, роль научного сообщества. И. Лакатос: реальная история науки и ее рациональные реконструкции; история науки в свете научно-исследовательских программ; внутренняя и внешняя история науки.
  20. Э. Гуссерль: интенционально-историческое исследование начала науки; «идеальная объективность» и ее традирование в истории науки; «смыслообразование» и «смыслооседание».
  21. М. Фуко: идея археологии гуманитарных наук; «эпистема» как исторически априорное пространство знания, особенности классической и неклассической эпистемы.
  22. О. Шпенглер: идея множественности математики; отрицание общечеловеческого характера естествознания. Н.Я. Данилевский: соотношение общечеловеческого и культурно-национального в науке.
  23. П. Флоренский и Г. Гачев о культурно-национальной обусловленности стилей мышления в науке (об английском, французском, немецком стилях научного мышления)
  24. Своеобразие позиции русских космистов в науке – К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского (особенности мировоззрения, методологии, стиля мышления).

Программа лекционного курса на 8-ой семестр.

Тематический план занятий.

Тема

Кол.

учебных

часов

Лекции

1

Проблемы реальности в «науках о природе».

2

2

Основные подходы в естественнонаучном исследовании.

4

3

Проблемы реальности в «науках о культуре».

4

4

Методология гуманитарного познания.

6

5

Основные концепции научной рациональности.

4

Итого

20

Семинары

Проблемы методологии естественнонаучных дисциплин.

6

Проблемы методологии гуманитарных дисциплин.

8

Проблемы методологии социальных дисциплин.

4

Язык науки.

2

Итого

20

Тема 1. Проблемы реальности в «науках о природе». (2 ч.)

1. Объект и предмет научного исследования, понятие научной реальности.

2. Основные черты естественно -научной реальности: математическая природа естественнонаучной реальности, десубстанциализация и дематериализация научной реальности, онтология дополнительности, очевидность как очевидность алгебраической формы, первичность функции по отношению к сущности. Техническая реальность как разрешение дилеммы опыта и разума.

3. Проблема референта научной теории. Концепция онтологической относительности Куайна.

Тема 2. Основные подходы в естественнонаучном исследовании. ( 4 ч.)

1. Понятие метода. Метод и теория. Методы и подходы в научном познании.

2. Фундаментальные подходы в естественно — научном исследовании: системный подход, функционально- динамический, эволюционный.

Тема 3. Проблемы реальности в «науках о культуре» ( 4 ч.)

1. Дильтей: описательная «психология» и постановка проблемы исторической реальности.

2. Феноменология и проблема исторического бытия ( М. Хайдеггер).

3. Предмет гуманитарного знания.

4 . Социальное конструирование реальности.

Тема 4. Методология гуманитарного познания . ( 6 ч.)

1. Неокантианцы (Виндельбанд: номотетическое и идеографическое знание, Риккерт: науки о природе и науки о культуре, Н. Гартман и Кассирер: критика метафизики истории, подход к «Новой исторической науке».

2. Развитие исторических исследований во Франции: французская историческая школа «Анналов», французский структурализм и постструктурализм.

3. Нарратология.

4. Философская герменевтика.

Тема 5. Основные концепции научной рациональности. (4 ч.)

1. Концепция критериальной рациональности.

2. Анархизм Куна и Фейерабенда.

3. Некритериальная концепция рациональности Патнема.

Литература:

1. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

2. Куайн У. Онтологическая относительность. // Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1997.

3. Порус В.Н. Эпистемология: некоторые тенденции. // Вопросы философии. 1997. №

4. Философия и методология науки. М., 1996. Гл.8,9,12.

5. Стадник В. П. Фундаментальные подходы в научном познании, Екатеринбург, 1994.

6. Научные методы и методологическое сознание: Сб. науч. тр. Свердловск , 1986.

7. Поппер К. Логика научного исследования// Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983, гл.2.

8. Хайдеггер М. Исследовательская работа В. Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни// Вопросы философии. 1995. №11.

9. Рикер П. Торжество языка над насилием// Там же. 1996. №4.

10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1996.

11. Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология 20 век: Антология. М., 1995.

12. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Там же.

13. Риккерт Г. Науки о природе и науке о культуре// Там же.

14. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995.

15. Барт Р. Избранные работы. М., 1994.

16. Структурализм: «за» и»против»: сб. ст. М., 1975.

17. Рорти Р. Случайность. Ирония и солидарность. М., 1996.

18. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции // Одиссей: человек в истории. М., 1991.

19. Ньютон-Смит В. Главы из книги «Рациональность науки.». // Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994. Разд. 4: Концепция научной рациональности.

20. Лаудан Л. Главы из книги «Наука и ценности». // Там же.

План семинарских занятий на 8 семестр

Тема 1. Проблемы методологии естественнонаучных дисциплин. ( 6 ч.)

1. Объективность научного знания. Статус научной теории и теоретических конструктов. Природа научного факта и научного закона. Роль эксперимента.

2. Стандарты научного метода: индуктивность, операциональность, технологичность.

3. Историческая обусловленность современной естественнонаучной методологии.

4. Проблема достоверности естественнонаучного знания:

джастификационизм (М. Шлик: критика теории протокольных предложений); пробабилизм (Карнап); фальсификационизм (догматический, методологический, утонченный методологический).

Литература:

1. Пуанкаре А. Объективная ценность науки. Ценность науки. Ч.3 // Пуанкаре А. О науке., М., 1983.

2. Поппер К. Логика научного исследования. Гл.2. О проблеме построения теории научного метода; гл.5. Проблема эмпирического базиса // Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

3. Уайтхед А.Н. Наука и современный мир // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М.,1990. С.95-173.

4. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. Гл.6: От негативного мышления к позитивному: технологическая рациональность и логика господства.

2. Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

3. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995. С. 8-79.

Тема 2. Проблемы методологии гуманитарных дисциплин. ( 8 ч.)

1. Смысл и назначение «истории». Предмет гуманитарного знания.

2. Основные проблемы методологии школы «Анналов»: взаимосвязь эмпирических исследований и теоретических допущений; природа исторических фактов и законов; исторические свидетельства и их критика; проблема «истоков» или «начал» в истории; междисциплинарность и полнота исторического исследования; проблемы классификации истории; проблема субъекта исторического познания.

3. Основные проблемы структурной антропологии: история и этнология (история и структура — диахрония и синхрония); достоверность исторического и этнографического анализа; предмет структурной антропологии; язык и общество; структурный анализ в лингвистике и антропологии; понятие структуры в этнологии; «модели» структурного анализа.

4. Основные проблемы постструктурной методологии: история идей и археология знания. Понятие дискурса. Основные методологические принципы истории идей: идея глобальной истории; линейная схема исторического развития; непрерывность исторического развития; единое начало исторического развития; поиск сущности и цели истории. Основные методологические принципы археологии знания: идея локальной истории; прерывность и «рассеивание»; лингвистический анализ и археология знания; «правила формации» дискурса; объекты формации; формация модальностей высказывания; установление концептов; формация стратегий. Дискурс и власть. Способы контроля за производством дискурса. Проблема Субъекта истории.

5. Основные проблемы герменевтической методологии: объяснение и понимание; проблема количества смысла слов; значение слова и контекст; понятие конгениальности; герменевтический круг; понимание и интерпретация. Онтологический поворот в герменевтике.

Литература:

1. Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге. Грамматический параллелизм и его русские аспекты. Аксиомы системы стихосложения. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

2. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. Гл.1-5,15,16.

3. Фуко М. Археология знания. Киев. 1996.

4. Фуко М. Что такое автор. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине.М., 1997.

5. Блок М. Апология истории и ли ремесло истории. М., 1978.

6. Бродель Ф. Что такое Франция. Т.1: Пространство и история. Введение.

7. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

8. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М.,1977.

9. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995. С. 3-37, 152-186.

10. Гадамер. Истина и метод.

11. Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века. // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. М., 1997. 1

12. Лотман Ю. М Театр и театральность в строе культуре начала 19 века. // Там же.

13. Лотман Ю. М. О семиосфере.// Там же.

14. Рорти Р. Философия и зеркало природы. М., 1997, Гл. 7

15. Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М., 1996. Часть 2. Иронизм и теория. С. 103-130.

Тема 3. Проблемы методологии социальных дисциплин. (4 ч.)

1. Социальное и гуманитарное знание: социология и история.

2. Э. Дюркгейм: «социальный факт» — основное методологическое понятие; признаки социальных фактов; общество и природа как объекты исследования — единство и различия; социология как общая методология гуманитарного знания; основной методологический принцип: «социальные факты нужно рассматривать как вещи».

4. М. Вебер: проблема объективности в социальных науках; борьба с психологизмом; определение социологии; категория «идеального типа»; категория «генетического типа», категория «социального действия», «целерационального действия».

5. П. Бурдье: структурализм и теория социологического анализа: разрушение субстанционального способа мышления; структурализм — «философия без субъекта»?; превращенный характер социальной реальности; проблемы смысла и референта социальных понятий; способы задания единства и доказательности социального знания; социальный субъект и социальные структуры; «идеальные типы» — способы выявления структуры изоморфных случаев; метод аналогии отношений; структура как система ковариаций, посредством которой одна структура системы отношений переходит в другую.

Литература

1. П. Бурдье. Структурализм и теория социологического знания // Методология общественных наук: сборник: Пер. с англ. М., 1975. Ч.2.

2. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

3. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

Тема 4. Язык науки. (2 ч.)

1. Основные характеристики языка естествознания: метафоричность, полиморфизм, сленговый и кодифицирующий характер.

Чистая математика и математика как язык естествознания.

2. Особенности языка гуманитарного знания: язык гуманитарной науки как результат взаимодействия языка; выросшего из предмета исследования;традиционализм и смещение значений языковых выражений; единство и различие процессов внутреннего развития языка и развития социальной реальности; проблема перевода и соизмеримости культур; иерархический билингвизм; полиморфизм понятий гуманитарных наук; роль этимологического анализа.

Литература:

1. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1979.

2. Лукьянец В.С. Философские основания математического познания. М.,1983.

3. Блажевич Н.В. Математика как язык науки: философско-методологический анализ. Екатеринбург, 1993.

4. Тарский А. Истина и доказательство // Вопр. философии. 1972. № 8.

5. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.

Вопросы к экзамену Философия и методология науки (2001г.)

Часть II (Стародубцева е.П.) по лекциям:

1. Объект и предмет научного исследования, понятие научной реальности.

2. Основные черты етественно-научной реальности.

3. Основные черты гуманитарной реальности.

4 а) Понятие метода. Метод и теория.

б)Общая характеристика метода новоевропейского естествознания.

5. Фундаментальные подходы в естественно-научном исследовании: системный подход, функцианально-динамический, эволюционный.

6. Предмет гуманитарного знания.

7. Развитие исторических исследований во Франции в 20 в.

8. Французская историческая школа «Анналов»: проблемы методологии исторического познания.

9. Структурализм: основные проблемы метода.

10. Структурная антропология: основные проблемы метода.

11. Постструктурализм: основные проблемы метода.

12.Постструктурализм и структурализм: сравнительная характеристика.

13. Философская герменевтика — общая методология гуманитарного знания.

14. Нарратология и история.

15. Язык науки.

16. Математика как язык науки.

17. Основные концепции научной рациональности.

18. Социология: философские проблемы методологии.

19. Проблема достоверности естественно-научного знания.

По семинарам:

20. Проблема референта научной теории. Концепция онтологической относительности Куайна.

21. Г. Маркузе: стандарты научного метода: индуктивность, операциональнрсть, тех нологич ность.

22. М. Шлик: критика теории протокольных предложений.

23. М. Блок: предмет исторической науки, проблема «историков» в историческом исследовании.

24. М. Блок: предмет исторической науки, проблема «историков» в историческом исследовании.

25. М. Блок: проблемы языка исторического исследования.

26. К. Леви- Стросс: предмет структурной антропологии, история и этнология, этнология и этнография.

27. К. Леви-Стросс: структурный анализ в лингвистике и антропологии.

28. М. Фуко: история идей и археология знания.

29. М. Фуко: понятие дискурсивной формации.

30. М. Фуко: порядок дискурса.

31. М. Фуко: что такое автор.

32. Э. Дюркгейм: «социальный факт» — основное методологическое понятие.

33. П. Рикер: герменевтика как общая методология гуманитарного знания.

34. М. Вебер: проблема объективности в социальных науках, борьба с психологизмом;

определение социологии.

35. М. Вебер: категория «идеального типа» — основное методологическое понятие, категория «генетического типа», понимающая социология и категория «социального действия», «целерациональное действие».

36. Ю.М. Лотман: о семиосфере.

37. Ю.М. Лотман: поэтика бытового поведения в русской культуре 18-го в.

38. Р.Рорти: иронизм и теория.

39. Р. Рорти: от эпистемологии к герменевтике.

40. Уайтхед: проблема естественно-научной реальности.

41. X. Патнем: основные концепции научной рациональности.