ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.
Тема 1. Соотношение биологического и социального в развитии преступного поведения
План
1. Понятие о психобиологических предпосылках асоциального поведения.
2. Причины трудновоспитуемости детей и подростков.
3. Виды психических аномалий у подростков.
4. Педагогическая коррекция поведения акцентуированных подростков.
Литература
1. Беличева СА. Основы превентивной психологии. М., 1994.
2. Блейхер В.М., Круг И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1998.
4. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1999.
5. Захаров А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993.
6. Корнилова Т.Н. Диагностика мотивации готовности к риску. М., 1997.
7. Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.: Медицина, 1992.
8. Кудрявцев В.Н. Генезис преступлений: опыт криминологического моделирования: Учеб. пособие. М.: Инфра-М., 1998.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
10. Меграбян АЛ. О патологическом и криминальном развитии личности // Проблемы общей и судебной психиатрии. М., 1981.
11. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1999.
12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 1998.
13. Фелинская Н.Н. О роли биологических и социальных факторов в формировании патологии личности несовершеннолетнего правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении/Отв. ред. Й.А. Невский. М., 1968.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2
Тема 2. Криминальная агрессия
План
1. Понятие криминальной агрессии.
2. Теоретические основания психологической типологии криминальной агрессии.
3. Типология криминальной агрессии.
Литература
1. Антонпн Ю.М. Психология убийства. М.: Юристъ, 1997.
2. Антонин Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.
Психология криминальной агрессии
... остановится на понятии, предложенным Сафуановым Ф.С. который говорит, что криминальная агрессия - конкретная форма поведения субъекта, который стремится реализовать свое внутренне побуждение, направленное в отношении ... например случаи эвтаназии и убийство матерью своих детей, и более тяжкие случаи как убийство матерью своих детей, а следом ее самоубийство. Углубленное исследование необходимо ...
3. Бандура А., Р. Уолтере. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
4. БейчДж., Гольдберг Г. Творческая агрессия. Нью-Йорк, 1974.
5. Бородин С.В. Преступления против жизни. М.: Юристъ, 1999.
6. Бютнер X. Жить с агрессивными людьми. М., 1991.
7. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Голев А.С. Нарушение поведения лиц в состоянии алкогольного опьянения // Психологический журнал. № 5. 1986.
8. Михайлова В.П., Корытченкова Н.И. Концепция уровней развития агрессивности и стадий ее протекания // Интегральная ин-
дивидуальность: Теория и практика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
9. Сафуанов Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал. 1999. № 6.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3
Тема 3. Понятие личности и типология преступников
План
1. Активность личности и ее жизненная позиция.
2. Нравственное состояние общества и преступность.
3. Общая психологическая характеристика разных типов преступников.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет пОзнания. Л., 1968.
2. Антонян Ю.М. Взаимодействие личности преступника и социальной среды // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 30. М., 1979.
3. Антонян Ю.М., Еникеев М.Н., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений М., 1996.
4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4
Тема 4. Психология потерпевшего
План
1. Психологическая характеристика потерпевшего.
2. Исследование личности потерпевшего.
3. Психологический анализ показаний потерпевшего.
Литература
1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1967. № 6.
2. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1988.
3. Конева КВ., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие. Ярославль, 1998.
4. Коченов М.М, Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
5. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.
6. Дисков Б.Д. Судебно-психологическая экспертиза: Практикум по экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5
Тема 5. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе
План
1. Предмет судебно-психологической экспертизы и поводы ее назначения.
2. Компетенция судебно-психологической экспертизы, основные вопросы, решаемые экспертом-психологом.
3. Подготовка, назначение, использование судебно-психологической экспертизы следователем, судом.
Литература
1. Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе. Тюмень, 1999.
2. Конева КВ., Орел В.Е. Судебно-психологическая экспертиза: Учеб. пособие. Ярославль, 1998.
3. Коченов М.М, Судебно-психологическая экспертиза. М., 1977.
Социально-психологические механизмы формирования личности преступника
... это определение не раскрывает всех криминально-психологических особенностей преступных групп, являющихся предметом ... в сфере экономики. Преступления, совершаемые группой преступников, всегда считались видом преступности, отличающейся ... Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории «малых групп», ... криминализованной личности); 4.Когнитивная – познавательная ус
4. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1988.
5. Дисков Б.Д. Судебно-психологическая экспертиза: Практикум по экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. Л., 1990.
6. Реан А.А. Судебно-психологическая экспертиза по делам об изнасиловании // Психологический журнал. 1990. № 2.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6
Тема 6. Личность корыстного преступника
План
1. Общая психологическая характеристика личности корыстных преступников.
2. Мотивы корыстного преступного поведения.
3. Отдельные типы личности корыстных преступников:
а) «утверждающийся» тип;
б) «дезадаптированный» и «алкогольный» типы;
в) «игровой» тип;
г) «семейный» тип.
Литература
1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.
2. Джекебаев У. С., Фатимов Т.Г., Судакова Р.Н. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Алма-Ата, 1987.
3. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
4. Криминальная мотивация / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
5. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7
Тема 7. Психология осмотра места происшествия
План
1. Место происшествия — источник информации о психологических особенностях личности преступника.
2. Особенности психической деятельности следователя при осмотре места происшествия.
3. Роль эмоционального фактора при осмотре места происшествия.
Литература
1. Мамайчук И.И. Психологические аспекты следственной деятельности с участием несовершеннолетних. СПб., 1995.
2. Рейковстй Я. Экспериментальная психологи эмоций. М., 1979.
3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1995.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Предмет, задачи и методы юридической психологии. Связь с другими науками.
2. Психология личности и ее структура.
3. Понятие «личность преступника». Поступок, проступок, преступление. Грани между ними.
4. Психологическая характеристика преступления (влияние эмоций, состояние сознания, воли на подготовку и совершение преступления).
5. Мотивы преступления, их структура и место в системе субъективных признаков преступления.
6. Проблема соотношения социального и биологического в противоправном поведении.
7. Классификация мотивов преступлений.
8. Содержание и формы проявления мотивов преступлений.
9. Психологические основы предварительного расследования. Структура деятельности следователя. Психологические требования к его профессии.
10. Стадии формирования показаний свидетелей.
11. Судебно-психологические методы воздействия на личность преступника. Принцип судебно-психологического воздействия.
Психологический портрет преступника его разработка в процессе ...
... и оперативно - розыскной деятельности может быть восполнен психологическим анализом преступления‚ нося в большей степени комплексно - исследовательский характер, где определение психологических особенностей преступника способно сыграть решающее значение. Личность преступника зачастую так зашифрована ...
12. Система методов судебно-психологического воздействия на личность преступника.
13. Варианты неблагоприятного развития личности.
14. Факторы, определяющие психическое состояние человека, совершившего преступление, и особенности его состояния.
15. Содержание и формы разрядки психического напряжения, вызванного преступлением.
16. Психологические особенности допроса. Приемы допроса и индивидуально-психологические особенности преступника.
17. Механизмы преступления и коррекция девиантного поведения.
18. Принципы советского уголовного процесса и их влияние на психику участвующих в деле лиц. Психологические особенности следственной, судебной и прокурорской деятельности.
19. Психологические основы воспитательной функции уголовного процесса.
20. Профессионально-психологические требования к лицам, осуществляющим производство по делу (следователя, прокурора, адвоката и др.).
21. Психология потерпевшего и свидетеля.
22. Психология подозреваемого и обвиняемого. Мотивы их поведения на следствии и на суде.
23. Психологические характеристики преступной деятельности в зависимости от национальности.
24. Психология очной ставки. Психология следственного и судебного экспериментов.
25. Психология осмотра, обыска, розыска.
26. Психология человека, отбывшего наказание. Психическое состояние человека, лишенного свободы.
27. Психологические основы исправительной деятельности. Психологические особенности исправления и воспитания. Роль труда в перевоспитании.
28. Психология межличностных отношений в малых группах, между воспитателем и осужденными. Психологические барьеры, конфликты и их преодоление.
29. Роль коллектива в исправительной и воспитательной деятельности.
30. Профессионально-психологические требования к личности воспитателя в исправительно-трудовых учреждениях.