Тема 3. Основы высшей нервной деятельности

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине

«Невропатология и неврологические основы логопедии»

специальности переподготовки 1-03 03 71

Логопедия

(квалификация: учитель-дефектолог)

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки,

утвержденным 02.08.2016 рег. № 25-13/194

 

 

 

 

Минск, 2016

Разработчик программы:

С.В.Веренич, доцент кафедры педагогики и психологии непрерывного образования факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП БГПУ, кандидат медицинских наук, доцент.

 

 

 

Рекомендована к утверждению:

 

 

кафедрой педагогики и психологии непрерывного образования

протокол заседания от 26.10.201611

 

 

Советом ИПКиП БГПУ

протокол заседания от 01.11.20168

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Программа дисциплины «Невропатология и неврологические основы логопедии» (30 часов) предназначена для слушателей специальности переподготовки 1-03 03 71 Логопедия.

Цель дисциплины: сформировать основу знаний о функционировании нервной системы в норме и патологии, принципах реабилитации детей с нарушениями речи и заболеваниями нервной системы.

Задачи дисциплины:

— познакомить со строением и принципами работы нервной системы;

— сформировать знания об этиологии, клинике и реабилитации основных заболеваний нервной системы;

— познакомить с мозговыми механизмами речевой функциональной системы и основными видами речевых расстройств, связанных с поражением нервной системы.

Методы и средства обучения:словесные, наглядные, практические, частично-поисковые методы; учебники и учебные пособия, раздаточный материал, таблицы, рисунки, аудиовизуальные средства.

Слушатели должны знать:

основные принципы строения и функционирования нервной системы;

— особенности мозговой организации речевой функции и основные симптомы ее нарушения;

— организацию и симптомы поражения двигательной и чувствительной систем, черепных нервов, высших корковых функций;

12 стр., 5737 слов

Раздел 1. Место дисциплины в системе непрерывного экологического образования

... конференции были подробно рассмотрены вопросы экологического образования дошкольников, предлагалось изменить характер подготовки и переподготовки специалистов дошкольного образования. Было сказано, что педагогам необходимо ... основных принципов охраны окружающей среды выделена и организация и развитие системы экологического образования и воспитания и формирования экологической культуры. 2002 г. – ...

— этиологию, патогенез, клинику и методы реабилитации основных заболеваний нервной системы;

Слушатели должны уметь:

– провести базовый неврологический осмотр;

– дать простейшую интерпретацию основных симптомов поражения нервной системы;

– распознать симптомы нарушений устной и письменной речи, связанные с поражением структур головного мозга у детей с особенностями психофизического развития;

– использовать сведения о состоянии нервной системы в реализации индивидуального подхода к разработке психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Форма текущей аттестации – зачет.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Эволюция нервной системы

Понятие о филогенезе. Диффузный, узловой и трубчатый типы нервной системы. Основные этапы развития нервной системы человеческого эмбриона. Особенности строения головного и спинного мозга новорожденного. Развитие центральной нервной системы в детском возрасте. Критические периоды развития.

 

Тема 2. Анатомия и физиология нервной системы

Классификация, строение и функции нейрона. Нейроглия, понятие о гематоэнцефалическом барьере. Механизмы передачи нервного импульса по аксону. Строение и функции синапса. Понятие о нервном центре, характеристика его основных свойств.

Строение спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Зоны сегментарной иннервации. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге. Проводниковая функция спинного мозга.

Структурно-функциональная характеристика основных отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга).

Функции лобной, теменной, височной, затылочной долей и подкорковых узлов.

 

Тема 3. Основы высшей нервной деятельности

Принципы рефлекторной теории. Основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов. Первая сигнальная система как реакция на непосредственные сигналы из внешнего мира. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.

Доминанта и условный рефлекс. Механизмы замыкания временных связей в коре головного мозга (иррадиация, концентрация, индукция процессов возбуждения и торможения).

Нейрофизиологическая сущность торможения. Характеристика основных видов торможения.

 

Тема 6. Болезни нервной системы у детей

Детский церебральный паралич: этиология, патогенез, характеристика клинических форм. Сопутствующие синдромы детского церебрального паралича. Степени тяжести. Синдромы речевых и психических нарушений. Течение, прогноз, принципы абилитации.

Этиология, патогенез и классификация эпилепсии. Характеристика большого и малого судорожных припадков. Оказание первой помощи. Характерологические особенности больных эпилепсией. Принципы лечения и профилактики.

Клиническая характеристика основных форм черепно-мозговой травмы. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.

8 стр., 3986 слов

Нервная система как физиологическая основа психической деятельности ...

... жить. Окружающая человека среда постоянно действует (через органы чувств) на его нервную систему, на мозг. Организм воспринимает эти воздействия и дает на них ответную реакцию. Этот процесс ... кровообращение, дыхание и др. Большие полушария головного мозга состоят из подкорковых узлов и коры головного мозга, управляющей всей психикой человека. У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных. ...

Классификация и диагностические критерии неврозов. Преморбидные особенности личности. Характеристика системных неврозов. Пути профилактики неврозов.

Поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях (болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера) и наследственных болезнях обмена веществ (фенилкетонурия, липоидозы, гепатоцеребральная дистрофия).

Понятие о дизэмбриогенезе, причины внутриутробных пороков развития нервной системы (гидроцефалия, микроцефалия).

Этиология, патогенез и клинические симптомы воспалительных заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, полиомиелит).

Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

1. Эволюция нервной системы (осн.: [1], [3]; доп.: [7]).

2. Основы высшей нервной деятельности (осн.: [3]; доп.: [3], [6]).

3. Неврологические механизмы речи в норме и патологии (осн.: [2], [4]; доп.: [1], [4], [7]).

4. Основные невропатологические синдромы (осн.: [1], [2], [5]; доп.: [4], [5]).

5. Болезни нервной системы у детей (осн.: [1], [5]; доп.: [4]).

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие о филогенезе. Диффузный, узловой и трубчатый типы нервной системы. Основные этапы развития нервной системы человеческого эмбриона.

2. Особенности строения головного и спинного мозга новорожденного. Развитие центральной нервной системы в детском возрасте. Критические периоды развития.

3. Характеристика нейрона. Нейроглия. Гематоэнцефалический барьер.

4. Механизмы передачи нервного импульса по аксону. Строение и функции синапса. Понятие о нервном центре, характеристика его основных свойств.

5. Строение спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Зоны сегментарной иннервации. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге.

6. Структурно-функциональная характеристика отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга).

7. Основные положения учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов.

8. Первая сигнальная система как реакция на непосредственные сигналы из внешнего мира. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.

9. Доминанта и условный рефлекс. Механизмы замыкания временных связей в коре головного мозга (иррадиация, концентрация, индукция процессов возбуждения и торможения).

Характеристика основных видов торможения.

10. Формы речевой деятельности. Экспрессивная и импрессивная речь. Понятие о речевой функциональной системе.

11. Мозговая организация речеслухового анализатора. Центральные и периферические, афферентные и эфферентные звенья речевой функциональной системы.

12. Этиология и клиническая характеристика основных форм афазии. Ассоциация афазии с нарушениями высших корковых функций.

13. Этиология и клинические признаки алалии. Речевые и неречевые симптомы. Дифференциальная диагностика с тугоухостью и интеллектуальными нарушениями.

5 стр., 2498 слов

Общая схема строения нервной системы. Нервная ткань.

... схема строения нервной системы. Нервная ткань. Нервная система человека состоит из двух основных отделов: центральной и периферической нервной системы. К центральной нервной системе (ЦНС) относятся голов­ной и спинной мозг. Она обрабатывает нервные импульсы, поступающие ...

14. Этиология и клиническая симптоматика дизартрии. Нарушения дыхания, голосообразования, неречевые расстройства при дизартрии.

15. Мозговая организация и условия формирования письменной речи. Клиническая характеристика дислексии и дисграфии.

16. Понятие о невропатологическом симптоме и синдроме. Пути установления неврологического диагноза. Общая схема неврологического осмотра.

17. Синдромы двигательных нарушений. Строение пирамидного пути. Характеристика центрального и периферического паралича.

18. Двигательные нарушения при поражении экстрапирамидной системы и мозжечка. Основные виды гиперкинезов. Методы исследования двигательной функции.

19. Синдромы чувствительных нарушений. Зоны сегментарной иннервации, зоны Захарьина-Геда. Методы исследования чувствительности.

20. Синдромы поражения и методы исследования черепных нервов.

21. Строение, функции и симптомы поражения чувствительных черепных нервов. Характеристика черепных нервов глазодвигательной группы.

22. Строение, функции и симптомы поражения тройничного и лицевого нервов. Общая характеристика черепных нервов каудальной группы. Клинические признаки бульбарного и псевдобульбарного паралича.

23. Синдромы нарушения высших корковых функций. Характеристика гнозиса и основных видов агнозии.

24. Характеристика праксиса и основных видов апраксии. Расстройства сознания, мышления и памяти при локальных поражениях головного мозга.

25. Этиология и патогенез детского церебрального паралича. Характеристика клинических форм.

26. Сопутствующие синдромы детского церебрального паралича. Степени тяжести. Синдромы речевых и психических нарушений. Течение, прогноз, принципы абилитации.

27. Этиопатогенез эпилепсии. Клиническая характеристика большого судорожного припадка, первая помощь.

28. Характерологические особенности больных эпилепсией. Принципы лечения и профилактики.

29. Клиническая характеристика основных форм черепно-мозговой травмы. Отдаленные последствия черепно-мозговой травмы.

30. Классификация и диагностические критерии неврозов. Преморбидные особенности личности. Характеристика системных неврозов. Пути профилактики неврозов.

31. Характеристика хромосомных болезней (болезнь Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера).

Неврологические нарушения
при наследственных болезнях обмена веществ (фенилкетонурия, липоидозы, гепатоцеребральная дистрофия).

32. Понятие о дизэмбриогенезе, причины внутриутробных пороков развития нервной системы. Характеристика гидроцефалии, микроцефалии.

33. Этиология, патогенез и клинические симптомы воспалительных заболеваний нервной системы (менингит, энцефалит, полиомиелит).

34. Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Бадалян, Л. О. Невропатология : учебник для студентов вузов / Л. О. Бадалян. – 8-е изд. – Москва : Академия, 2013. – 400 с.

2. Веренич, С. В. Нервная система в норме и патологии : учеб.-метод. пособие / С. В. Веренич. – Минск : БГПУ, 2005. – 76 с.

3. Веренич, С. В. Нервная система в норме и патологии: нейрофизиология : учеб.-метод. пособие / С. В. Веренич. – Минск : БГПУ, 2011. – 104 с.

4. Логопедия : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

10 стр., 4541 слов

Краткая характеристика основных синдромов отравления

... опасные — насыщающая концен­трация равна или превосходит токсическую. Краткая характеристика основных синдромов отравления . Для тяжелых отравлений различными ядами характерно вовлечение в ... веществ. В литературе можно встретить самые различные характеристики клинических синдромов отравления. Наиболее полный перечень синдромов острой интоксикации различными ядами представлен С. Н. Голиковым ...

5. Скоромец, А. А. Нервные болезни : учеб. пособие / А. А. Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. – 6-е изд. – Москва : МЕДпресс-информ, 2014. – 560 с.

 

Дополнительная:

1. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – Москва : ВЛАДОС, 2009. – 287 с.

2. Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой / Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / С. Н. Шаховская, М. К. Шохор-Троцкая. – Москва : ВЛАДОС, 2007. –311 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 624 с.

4. Ляпидевский, С. С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики : учеб. для студ. вузов / С. С. Ляпидевский; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

5. Сандригайло, Л. И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии / Л. И. Сандригайло. – Москва : Книга по Требованию, 2013. – 270 с.

6. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / В. М. Смирнов. – 3-е изд. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.

7. Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной системы : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. В. Шульговский. – 3-е изд. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.