Раздел 1. Место дисциплины в системе непрерывного экологического образования

Лекция 1

Тема. 1. Экологические проблемы современности. Природа как общечеловеческая ценность. Исторические норни и нормативно-правовая база экологического образования.

Глобальные экологические проблемы. Развитие демографических процессов на планете.

Необходимость непрерывного экологического образования. Конференции, где обсуждались вопросы непрерывного экологического образования. Необходимость изменения экологического сознания людей.

Конференция ООН в Рио-де-Жанейро. Выводы участников конференции: что угрожает сообществу людей на планете. Концепция устойчивое развития. Гармоничное взаимодействие в системе «человек — природа — общество».

Экологическое образование дошкольников — это начальная ступень в системе непрерывного экологического образования населения. О необходимости всеобщего экологического образования мир заговорил после того, как была осознана опасность глобального экологического кризиса, охватившего всю планету.

В настоящее время планету одолевают природные и антропогенные катаклизмы. Природные – извержения вулканов, цунами, сильнейшие ливни и наводнения рек, ураганы. Антропогенные – это и техногенные катастрофы (например, Чернобыль), и опустынивание земель, и интенсивная вырубка лесов со всеми последствиями для биосферы, и загрязнение воздуха автомобильным транспортом.

В настоящее время в результате антропогенного воздействия окружающая среда изменяется намного быстрее, чем в предыдущие столетия. Уже в этом веке происходят глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями. Наравне с проблемами окружающей среды следует ожидать и обострения нехватки природных ресурсов – воды, продуктов питания в связи с нерегулируемым ростом численности населения планеты. Значительная часть населения в мире, и в том числе и в России, все еще не осознает тесной связи между деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Существует острая необходимость повысить уровень знаний людей и изменить их отношение к природе. До сих пор господствует потребительское отношение человека к миру природы, которое и привело к глобальному экологическому кризису.

Разработка общих стратегий экологического образования в настоящее время проводится на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

6 стр., 2544 слов

Презентация на тему: Экологическая психология 3

... не имеющими необходимого психологического образования. Несмотря на большое количество работ, проводимых в рамках этого научного направления в нашей стране, экологическая психология как научный термин ... работающих в области естественных и социальных исследований, проектировщиков, менеджеров и местного населения. Темы экопсихологических исследований в России Вотечественной психологии с середины 70-хгг. ...

Первая межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды под эгидой ЮНЕСКО проходила в Тбилиси в 1977 г. Она разработала и приняла программу ООН по окружающей среде. Было выработано более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического просвещения для разных категорий населения.

Ген. директор ООН Ф. Майор считает, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное воспитание, которое должно поставить экологические вопросы в центр всех учебных программ, начиная с ДОУ и кончая вузами, подготовкой учителей и управленцев.

Ф. Майор сказал: «Наше выживание, защита окружающей среды может оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

В 1979 г. состоялась 1 Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды: рекомендации для различных министерств по экологическому образованию. На ней было сказано, что цель образования – дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой. С этого момента началось широкомасштабное природоохранное движение в нашей стране.

В академии педагогических наук была создана специальная лаборатория экологического образования, на всех уровнях – от ДОУ до вузов – разрабатывались новые формы природоохранной деятельности.

В 1990 г. состоялась 3 Всесоюзная конференция в Казани. Академиком Геннадием Алексеевичем Ягодиным была представлена и доказана необходимость нового – экологического образования. Центром такого образования должна стать забота о Доме – нашей планете Земле. Экологическое образование должно быть непрерывным. Основной лозунг, провозглашенный на этой конференции, звучал так: «Мыслить глобально – действовать локально».

В решениях по итогам конференции были подробно рассмотрены вопросы экологического образования дошкольников, предлагалось изменить характер подготовки и переподготовки специалистов дошкольного образования. Было сказано, что педагогам необходимо овладеть основами экологии и методами экологического воспитания детей.

В 1992 г. в южной Америке, в Бразилии, в г. Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде. 179 государств – участников проанализировали экологическую ситуацию в мире. В итоге были выделены следующие основные аспекты развития человечества на современном этапе цивилизации:

  1. борьба с бедностью: в мире существует огромное количество бедных людей и немного очень богатых (около 2 млн. миллионеров), предложено изменить структуру потребления и производства;
  2. ухудшение здоровья людей напрямую зависит от состояния окружающей среды, количества чистой воды и полноценной пищи, человечеству угрожает голод,
  3. проанализирован состав атмосферы: признано сильное воздействие газов от производственной деятельности на атмосферный воздух, вследствие этого – кислотные дожди, которые наносят ущерб почве и воде, приводят к глобальному изменению климата,
  4. истребление лесов, связанное с тем, что люди не осознают их огромного значения для биосферы: поставка кислорода, древесины, продуктов питания, охрана почвы, воды, растительного и животного мира,
  5. рассмотрено состояние водных ресурсов планеты: пресной и морской воды, отмечено, что они испытывают огромный экологический стресс из-за загрязнения, вылова животных и растений и других антропогенных факторов (в развивающихся странах каждый третий страдает от недостатка воды),
  6. огромную опасность представляет производство химических веществ и отходов – бытовых и промышленных.

На конференции было также на высшем уровне заявлено, что в решении вышеперечисленных экологических проблем основную роль должен сыграть человеческий фактор. Это – экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая культура людей. Именно поэтому необходимо экологическое просвещение всех категорий населения.

13 стр., 6421 слов

Влияние техногенных факторов окружающей среды на развитие организма

... воздействия окружающей среды на человека с точки зрения биологии, адаптологии и физики. Кровь человека ... образование - к экологической безопасности и здоровью Заключение Литература 1. Особенности адаптаций организма человека ... людей с определенными заболеваниями. В современном обществе развитие технологий и изменение быта происходит быстрее, чем человек успевает приспособиться к этим изменением среды ...

Участники Форума обсудили программу дальнейшего развития цивилизации. Был принят основной правовой документ, который назывался «Концепция устойчивого развития».

Определение устойчивого развития: это развитие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост без деградации природной среды и способность удовлетворить потребности как ныне живущих, так и будущих поколений людей. В широком смысле устойчивое развитие – это новый тип жизнедеятельности всего человечества.

Ученые выделили несколько аспектов, которые могут выступить в качестве показателей динамики устойчивого развития:

демографический аспект – это достижение оптимальной численности населения и стабилизация его прироста. Основной механизм управления процессом – регулирование рождаемости (программы регулирования в наиболее густонаселенных странах – Китае и Индии).

экономический аспект – уменьшение потребления природных ресурсов биосферы, изменение производственно-хозяйственной деятельности. Здесь самой существенной областью является энергетика. Важнейшее направление мировой энергетической стратегии – это энерго- и ресурсосбережение, уменьшение отходов. В целом в мире расходуется и используется не более одной трети того, что вырабатывается.

Существует и продовольственная проблема – множество людей, особенно в государствах Африки и Южной Америки, до сих пор голодают.

Экологический аспект – всем очевидна опасность сложившейся в мире экологической ситуации: если не остановить деградацию природы под воздействием человеческой деятельности, то факт выживания человеческой цивилизации окажется под вопросом.

Рассмотрим тенденции развития экологического образования.

  1. введение отдельного предмета «экология»,
  2. экологизация всех учебных предметов.

В основном предлагается и реализуется вторая тенденция.

Идут дискуссии и по методической организации экологического образования: что должно стоять в центре внимания?

аксиологический подход – т.е. воспитание ценностных ориентаций, мировоззренческие позиции, высшие жизненные ценности.

деятельностный подход – т.е. в первую очередь воспитание умений и навыков грамотного поведения в природной среде и по отношению к своему здоровью.

Эти аспекты взаимосвязаны и реализуются на всех ступенях образования, начиная с дошкольной.

3. Дальнейшие шаги международного сообщества: международные и всероссийские конференции, посвященные этим вопросам.

8 стр., 3939 слов

Личность ученика как субъекта образования и развития

... развитие нервной системы, мозга; –половое созревание; – проявление темперамента; – развитие задатков Психическое развитие: – развитие восприятия; – развитие эмоций; – развитие интеллекта, мышления; – развитие потребностей; – развитие воли, характера; – развитие ... процессе социального воспитания, образования человека как индивидуального ... взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как ...

1997. РИО + 5. Нью-Йорк, спец. сессия Генеральной Ассамблеи ООН по выполнению решений РИО-92.

2002 г., 10.01. – принят закон РФ «Об охране окружающей среды», где среди основных принципов охраны окружающей среды выделена и организация и развитие системы экологического образования и воспитания и формирования экологической культуры.

2002 г. – с 26 августа по 4 сентября в Йоханнесбурге (ЮАР) прошел международный саммит по проблемам окружающей среды и устойчивому развитию «РИО+10» в, участвовало 196 стран. Приветствуя участников саммита, ген. секретарь ООН Кофи Аннан сказал: Мы живем на одной планете, будучи связаны тонкой и сложной сетью экологических, социальных, экономических и культурных взаимоотношений, которые определяют нашу жизнь. Достижение устойчивого развития потребует проявления большой ответственности – за нашу планету, за будущее, за наших детей и за детей наших детей…». Российскую делегацию на саммите возглавлял председатель правительства РФ Михаил Касьянов. Непосредственно перед началом саммита была одобрена принятая правительством Экологическая Доктрина (распоряжением от 31 августа 2002 г.).

Капиталистическая модель развития, как и на форуме РИО, была признана катастрофической для цивилизации.

4. Развитие экологического образования в России. Ученые, работающие в области экологического образования населения России. За­коны и законодательные акты правительства. Экологическое образование в Волгоградской области.

1991 г. – Закон «Об охране окружающей природной среды», статья 72 о системе непрерывного экологического образования

1994 г. – постановление правительства России «О мерах по улучшению экологического образования населения» предусматривало комплекс мероприятий по развитию системы экологического образования в стране с их государственным финансированием.

1996 г. – закон «Об образовании» — о развитии экол. культуры сказано в 14 статье.

1996 г. Временный стандарт по аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, есть раздел «Развитие экологической культуры детей», вопросы экологического образования затрагиваются и в других разделах – «Развитие естественнонаучных представлений», «Человек в истории и культуре»,

Наиболее полно модель непрерывного экологического образования в России описана в Проекте документа «Национальная стратегия экологического образования в РФ»2000 год.

Национальная стратегия развития экологического образования направлна на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России в течение всей его жизни.

В стратегии в разделе 1 проанализировано состояние экологического образования в России и мировые тенденции развития экологического образования.

Раздел 2 посвящен определению целей, задач и принципов экологического образования,

в разделе 3 (в коллективе авторов – Н.А. Рыжова) определены основные уровни и направления экологического образования: в семье, в дошкольных учреждениях в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования, в начальной и средней профессиональной школе, в вузах, повышение квалификации государственных руководящих работников, в вооруженных силах, участие СМИ в информировании населения, политическое и общественные движения и экологическое образование, ООПТ, библиотеки и музеи в системе экологического образования.

В разделе 4 рассматриваются вопросы управления, координации и финансирования организации экологического образования на федеральном, региональном и местном уровнях.

Дума работает над проектом закона «Об экологической культуре». В проекте есть раздел по дошкольному образованию – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, обязательное экологическое образование в ДОУ.

2002 г. в России был принят Закон об охране окружающей среды (10 января 2002 г.) В ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды» один из принципов гласит: «Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры», в ст. 72 – «В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний».

2003 год – Областная Дума принимает «Закон об экологическом образовании в Волгоградской области».

2004 год – в Комитете Природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области разработана Целевая Программа мероприятий по реализации Закона об экологическом образовании в Волгоградской области. Программа разработана в соответствии с положениями «Национальной стратегии» и в настоящее время, хотя в полном объеме финансирования программа не принята, ведется работа по ее реализации. Одним из кураторов программы является межвузовская научно-исследовательская лаборатория экологического образования детей (на базе ВГСПУ и ВГАПК РО), созданная в 2004 году.

Ученые России, работающие по направлению «Экологическое образование»

Общее экологическое образование

  1. Глазачев Станислав Николаевич – доктор пед. наук, профессор, академик-секретарь экологического отделения Российской секции Междунардной академии наук, директор межвузовского центра по разработке технологий эколого-педагогического образования Московского гос. открытого пед. университета им. М.А. Шолохова
  2. Дерябо Сергей Дмитриевич – канд. психол. наук, Моск. психолого-социальный ин-т, автор учебника «Экол. педагогика и психология» совместно с Ясвиным
  3. Захлебный Анатолий Никифорович, ин-т общего среднего образования РАО, докт. пед. н., гл. редактор журнала «Экологическое образование»
  4. Кавтарадзе Дмитрий Николаевич, д.б.н., зав. лаб. экологии и охраны природы биол. ф-та МГУ

Камнев Александр Николаевич, д.б.н., Биологический факультет МГУ, доцент Московского городского психолого-педагогического института, Москва.

  1. Моисеев Никита Николаевич – недавно умерший (в 2000 году) выдающийся академик, организатор и гл. ред. журнала «Экология и жизнь», занимался глобальными проблемами развития цивилизации и экологического кризиса.
  2. Панов Виктор Иванович – докт. психол. наук, психол. ин-т РАО
  3. Ягодин Геннадий Алексеевич – ректор междунар. эколого-политологического ун-та, бывший министр образования РФ
  4. Ясвин Витольд Альбертович – доктор психол. наук, зав. каф. экологической психологии Моск. гор. психолого-педагогического ин-та, Центр экологической политики

Дошкольное экологическое образование

  1. Рыжова Наталья Александровна, докт. пед.н., канд. биол. н., вед. н. сотр. «Центра дошкольного детства им. Запорожца», доцент междунар. эколог.-полит. ун-та, разработчик проекта национальной стратегии экол. обр. в РФ (раздел «Эколог. обр. дошкольников»), автор программы «Наш дом – природа» и учебника «Экологическое образование в детском саду».
  2. Потапова Татьяна Васильевна, докт. биол. наук, преп. биол. ф-та МГУ, автор программы «Надежда» и методического пособия по эколог. обр. детей.
  3. Николаева Светлана Николаевна, канд. пед. наук, н. сотр. ин-та общего и среднего образования РАО, занимается проблемой развития личности ребенка средствами природы, разработаны концепция экологического воспитания дошкольников, программа «Юный эколог», автор учебников и пособий по эколог. обр. детей.

Тема 2. Психологическая типология отношения человека к природе

Вопросы

1. Параметры отношения к природе

2. Возрастные особенности дошкольников и их отношение к природе.

Параметры отношения к природе

Психологическая типология отношения человека к природе детально разработана С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным и описана, в частности, в учебнике «Экологическая педагогика и психология». Типология основана на нескольких параметрах.

Базовые параметры:

модальность

интенсивность

устойчивость

широта

осознанность

Параметры второго порядка:

эмоциональность

обобщенность

доминантность

когерентность

принципиальность

сознательность

Разберем 2 базовых параметра психологической типологии субъективного отношения к природе: модальность и интенсивность. Модальность

Центральным параметром субъективного отношения к природе является модальность – его качественно-содержательная характеристика, модальность характеризуется по оси «прагматическое и непрагматическое» и по оси «объектное-субъектное». Таким образом, мы видим 4 основных модели отношения человека к природе, или 4 типа модальности: объектно-прагматический, объектно-непрагматический, субъектно-прагматический и субъектно-непрагматический.

Выяснено, что в процессе онтогенеза у ребенка вначале спонтанно формируется субъектно-прагматический тип модальности. Макарова Л.М. в своем исследовании «Формирование экологического сознания дошкольников» показала, что уже в старшем дошкольном возрасте при целенаправленном педагогическом взаимодействии педагога и ребенка у детей формируется субъективно-непрагматическое отношение к миру природы.

Следовательно, наша задача – сохранить его субъектное отношение к объектам природы и постепенно изменить прагматическое отношение на непрагматическое.

Далее, одной их важнейших характеристик субъективного отношения к природе является параметр интенсивности.

Интенсивность

Это показатель того, в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение.

Здесь отношение к природе формируется по 4 каналам.

По перцептивному каналу (перцептивно-аффективный компонент) может формироваться влечение к природным объектам.

Что такое влечение? Это недифференцированная, неосознаваемая или слабо осознаваемая потребность во взаимодействии с природным объектом. Такое влечение закладывает основы дальнейшего формирования положительного отношения к данному природному объекту.

Основное значение при этом имеет система естественных релизеров (стимулов, вызывающих определенную положительную реакцию), характерных для этих природных объектов. Следовательно, в педагогическом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов, т.е. подбирать для демонстрации таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызывающими положительную эмоциональную реакцию (стройное тело, большие глаза, приятное пение, мягкий, пушистый, с приятным запахом и т.д.)

Целесообразно также акцентировать внимание на соответствующих свойствах животных и растений (посмотрите, какие у него ушки, потрогайте его).

Эффективно подчеркивать элементы параллелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, так и в аспекте поведенческих проявлений (заботится о детях, самоотверженно защищает территорию, поет песню для своей любимой).

Необходимо стараться задействовать при этом различные сенсорные системы ребенка (посмотри, послушай, понюхай, потрогай).

Таким образом, основное условие для формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу — это отбор потенциально аттракционных (привлекательных) природных объектов и актуализация действия положительных стимулов.

Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень:

1 – эстетического освоения объектов природы,

2 – этического освоения,

2 – отзывчивости на их витальные проявления, реализующейся через эмпатию и идентификацию.

Педагогическая работа с детьми должна вестись через формирование способности эмоционально откликаться на встречу с природными объектами и трансформация впечатлений в образы – изобразительные, литературные, музыкальные, пластические.

Когнитивный компонент характеризует уровень «информационной сенситивности» личности по отношению к природе, которая проявляется в готовности (ситуативная познавательная активность) и стремлении (надситуативная) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы.

По когнитивному каналу происходит формирование интереса личности к миру природы.

Здесь особенности педагогической стратегии определяют психологические закономерности действия стимулов, в частности, фольклорных сказочных образов. Нужно иметь в виду, что даже неявная этическая оценка сказочного поведения живых существ играет свою роль в процессе развития отношения к ним. Должен быть строгий педагогический отбор и анализ предлагаемого детям материала, особенно народных сказок.

Здесь необходимо разделение информации, поступающей от взрослых, с информацией, самостоятельно полученной ребенком при помощи наблюдений и экспериментов. Взрослые, к сожалению, часто поступают под влиянием стереотипов.

Основное в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста:

1 – поддерживать активность в самостоятельном добывании информации,

2 – проводить обучение наблюдению.

Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию с объектами природы.

По практическому каналу целенаправленная педагогическая деятельность должна вестись по следующим направлениям:

1 – стимулирование стремления к субъект-субъектному взаимодействию с природными существами

2 – формирование высокой сенситивности к проявлениям природных объектов.

Важнейшее условие здесь – формирование мотивации взаимодействия с миром природы.

Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии как с самими природными объектами, так и с людьми, взаимодействующими с ними.

Поступочный компонент предполагает:

1 – формирование сенситивности к тем ситуациям, в которых природные объекты нуждаются в активной помощи со стороны людей,

2 – формирование готовности пойти на определенные жертвы ради природных объектов.

Наиболее полно проявляется в природоохранной деятельности. Для детей – актуально присутствовать при акциях.

К базовым параметрам относятся также устойчивость, широта и осознанность.

Устойчивость

Планирование разнообразной экологической деятельности в течение всего года с учетом сезонных изменений в природе.

Широта

1 – нужно не просто дать понятие о природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для ребенка личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка;

2 – давать больше личностно значимых объектов;

3 – расширение индивидуального экологического пространства личности: например, для растений: подоконник → п. + газон →п. + г. + городской парк → … + судьба природы России → … + и мира;

4 – формирование широты как по систематической линии, так и географической.

Осознанность

В дошкольном возрасте развита крайне недостаточно, нет смысла задавать вопросы об отношении к природе, но можно пробовать хотя бы с подготовительной группы.

Параметры второго порядка

Эмоциональность

Необходимо отметить, что любая экологическая информация должна быть эмоционально окрашена. В этом плане наиболее ценна информация о поведении и социальной организации живых существ.

Даже уже сформированное отрицательное отношение к живым объектам может быть изменено после сообщения положительных экологических фактов.

Обобщенность

Позитивное отношение не к отдельным природным объектам, а к природе в целом, опасность стереотипизации (ср. – реклама «Препарат эффективно уничтожает насекомых!»).

Доминантность

Доминантность означает абсолютное превышение значимости для личности отношения к миру природы над значимостью других отношений (к людям, себе, труду) и может свидетельствовать о социально-адаптационных проблемах ребенка, поэтому считается, что педагогически приемлемая степень доминантности отношения к природе – средняя.

Когерентность

(= гармоничность, соотнесенность друг с другом)

С педагогической точки зрения наиболее важным является формирование когерентности таких параметров, как широта и интенсивность.

По широте – все природные объекты равноценны, выявление отверженных объектов и педагогической коррекции к ним.

По интенсивности – насколько отношение к природе в равной степени проявляется в эмоциональной, познавательной и практической сферах.

Принципиальность

Создание педагогических ситуаций, в которых дошкольники учатся отстаивать интересы природного окружения (часто по опросам они говорят одно, а на деле поступают по-другому).

Сознательность

Этому параметру придается особое значение, это «ответственное отношение к природе», формируется под влиянием системы экологических представлений личности, в дошкольном возрасте возникают только отдельные элементы сознательности.

Тема Возрастные особенности дошкольников и их отношение к природе.

Развитие субъектного отношения к природе у дошкольников было проанализировано психологами С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным, в исследованиях Л.М. Макаровой и в пособии по программе «Росинка» «В мире природы» (авторы Ж.Л. Новикова и В.Н. Сахарова) в разделе «Особенности формирования у дошкольников позитивного отношения к природе».

Для ребенка дошкольника характерны следующие основные черты отношения к природе.

1. Дошкольник сориентирован на мир природы, окружающий мир для него едины, мир людей и мир природы для него — единое целое.

2.Целостное восприятие природы у малышей формируется во время контакта с живыми организмами и в опыте общения со взрослыми.

3. Дети воспринимают неживые и живые объекты в качестве субъектов, для них характерно явление анимизма (одушевление объектов) и антропоморфизма (все окружающее воспринимают как подобное человеку, с которым можно общаться, как с человеком).

Близок к этим понятиям и артификализм (объекты мира природы ребенок воспринимает как искусственные, сделанные человеком для своих целей)– он характерен для младших дошкольников.

4. Для ребенка-дошкольника, особенно младшего возраста, характерно восприятие объектов с точки зрения пользы («Парк нужен для того, чтобы я в нем гулял», «Рыба нужна для того, чтобы ее изжарить и съесть» и т.д.).

Таким образом, модальность отношения к природе у младших дошкольников является субъектно-прагматической, и только в старшем дошкольном возрасте, в подготовительной группе приобретает черты субъектно-непрагматического отношения к природе.

В структуре интенсивности отношения к природе у них преобладает когнитивный компонент.

К возрастным особенностям дошкольников различного возраста с точки зрения психопедагогики относятся следующие.

До 3 лет мышление преимущественно связано с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент. Уже в этом возрасте ребенок непосредственно взаимодействует с ближайшим природным окружением.

В младшем дошкольном возрасте (дети 2 младшей и средней группы) дети могут воспринять элементарные взаимосвязи живого организма со средой обитания. Среди мотивов учения преобладает эмоциональное отношение.

В 5-7 лет становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний, именно в это время у дошкольника происходит переход к мышлению общими представлениями, появляется способность к логическому мышлению, увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация).

Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Мотивом учебной деятельности в этом возрасте становится познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей природы.

Важно отметить также и то, что для дошкольников характерен правополушарный тип деятельности: ребенок мыслит, прежде всего, образами.

Особенностью работы с дошкольниками является также и то, что обучение идет в игре.

Кроме того, для старших дошкольников характерно увеличение координационных и двигательных способностей детей, что позволяет использовать экскурсии и походы.

Важно также учесть, что в старшем дошкольном возрасте идет социализация ребенка, что позволяет сформировать у детей основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков.

Тема Экологическое образование дошкольников

Экологическое образование дошкольников имеет свою специфику по сравнению с целями и задачами всеобщего и непрерывного экологического образования взрослого населения и учеников школы. Здесь оно выступает как всестороннее развитие личности ребенка при общении его с природой.

. Личность, по определению Г.К. Селевко, представляет совокупность социально значимых свойств человека, его отношение к миру и с миром.

Л.И. Божович считает, что человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического поведения, которое делает его способным управлять своим поведением и деятельностью.

Личностные новообразования первого года жизни ребенка, по мнению Л.И. Божович, являются мотивирующие представления, освобождающие его от диктата внешних воздействий и превращающие его в субъекта деятельности.

Центральным образованием у ребенка 3 лет будет «система Я» и рождаемая ею потребность действовать самому.

У ребенка 7 лет личностным образованием является внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида.

В основе развития личности лежит развитие социальной активности, инициативы, ответственности, способности к организации времени, социального мышления. Ведущий фактор формирования социальной зрелости – общественно значимая деятельность.

Экологическое развитие затрагивает весь комплекс присущих каждой личности субъектно-личностных свойств и качеств, психических процессов и психических образований.

По мнению В.А. Зебзеевой, уже в дошкольном возрасте у ребенка должна быть сформирована экологическая культура (она применяет термин «экологическая субкультура»), которая определяет характер взаимодействия человека с миром. Именно она выступает источником и фактором дальнейшего экологического развития и саморазвития личности.

Компонентами экологической культуры выступают: экологические установки – ценностные ориентации, потребности, мотивы, желания, интересы, поступки.

Познание природы имеет значение для умственного воспитания ребенка. природа способствует формированию представлений об окружающем мире, расширяет кругозор, развивает умственные способности: сообразительность, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность.

С развитием логического мышления связаны установление причинно-логических связей, анализ, синтез, сравнение, группировка и классификация объектов по различным признакам, проведение аналогий и ассоциаций, обобщение, абстрагирование. Логическое мышление ребенка развивают постановка проблемных вопросов, исследовательская деятельность в природе.

При ознакомлении с природой активно развивается речь ребенка, расширяется словарный запас. С развитием мышления тесно связано формирование коммуникативных умений ребенка.

Условиями развития познавательного интереса к миру природы являются целенаправленные наблюдения в уголке природы, во время прогулок и экскурсий, просмотр видеофильмов о природе, сбор коллекций природного материала и т.д.

Знакомство и закрепление знаний о сенсорных эталонах также эффективно с использованием объектов природы.

Природа выступает как эффективное средство нравственного воспитания дошкольников. При уходе за живыми объектами – животными, растениями — дети учатся понимать самоценность любого живого существа, уважать его право на жизнь, постигать основы экологической этики. Доброта ребенка воспитывается во время общения с домашними животными, когда он получает ответную реакцию животного на ласку – мурлыканье кошки, например. Наблюдение в природе учит детей любить ее, формирует навыки экологически грамотного поведения.

Природа неразрывно связана с эстетическим воспитанием ребенка. На прогулках дети наблюдают и учатся постигать красоту и неповторимость явлений природы, своеобразие природных объектов, получают яркие впечатления о красоте цветков, листьев, бабочек и жуков, пении птиц, красоте рассветов и закатов, утренней росы, облаков. У детей развивается чувство прекрасного, потребность жить по законами красоты.

Природа является средством трудового воспитания. Во время ухода ха живыми объектами у детей воспитываются трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, радость от результатов труда, понимание общественной значимости своих поступков.

Общение детей с природой неотделимо от благотворного воздействия ее на физическое развитие ребенка. Прогулки на свежем воздухе улучшают общее физическое состояние ребенка, а движения, подвижные игры, труд на огороде и цветнике развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Во время знакомства со своим организмом у детей формируются гигиенические навыки, стремление быть здоровым и сильным.

Тема Отношение человека к природе: антропоцентризм и экоцентризм.

Экологический кризис – во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис. С этой точки зрения решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего экологического сознания.

Экологическое сознание, по определению психологов, это совокупность представлений о взаимосвязях «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе и взаимодействия с ней.

Тип экологического сознания определяет и поведение людей по отношению к природе.

Для общественного сознания сейчас все еще характерно потребительское отношение к природе, или антропоцентрическое экологическое сознание. Психологическая база экологического кризиса – антропоцентрическое сознание.

Его основные черты в сопоставлении с экоцентрическим экологическим сознаниеми представлены в таблице.

Таблица

Отношение человека к природе:

антропоцентризм и экоцентризм

антропоцентризм

экоцентризм

1. Высшую ценность представляет человек, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку, а может и вредно, природа объявляется собственностью человечества, причем, как само собой разумеющееся, считается, что оно имеет на это право

1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества

2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, ниже вещи, созданные человеком и для человека, ниже – различные объекты природы, место которых в иерархии определяется полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.

2. Отказ от иерархической картины мира. Разумность человека дает не привилегии, а налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей и мир природы – элементы единой системы.

3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей: производственных, научных и т.д. – получение определенного «полезного продукта», сущность его выражается словом «использование»

3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом» (по аналогии с «нравственным императивом» — базовой категорией этики Канта): правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству

4. Характер взаимодействия с природой определяется «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5. Природа воспринимается только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда»

5. Природа воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком

6. Этические нормы и правила действуют только в мире людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы

6. Этические нормы и правила действуют не только в мире людей, а распространяются на взаимодействие с миром природы

7. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинен процессу развития человека

7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства

8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматизмом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.

8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради ее самой

Т.о., антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания — это системы представлений о мире, для которых характерны:

1) противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности – ориентированность на экологическую целесообразность

2) восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека – как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком

3) прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней – баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Проявления: благополучие мира природы вообще не берется во внимание, все учебные программы до сих пор пронизаны идеей полезности или вредности ее для человека, включая и дошкольное образование.

Проявление старого потребительского отношения к природе в содержании и методике экологического образования дошкольников.

Взаимодействие личности с миром природы

1. общение с собаками снимает у их владельцев стресс, происходит нормализация работы нервной системы.

2. психотерапевтическая функция – гармонизация межличностных отношений, особенно в семьях с детьми

3. способствует реабилитации людей из исправительных заведений и психиатрических больниц

4. эстетическая функция (бот. сады, рыбки)

5. познават. функция – необходимость ухода за животными – поиск информации о них – радость познания

6. функция удовлетворения потребности в компетентности, т.е. повышении самооценки

7. функция самореализации – в «своем мире» ребенок обладает властью и значимостью

8. функция общения – партнерское общение, взаимопонимание, в круг значимых других включает и животных

тема Определение, цели и задачи экологического образования дошкольников.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического образования дошкольников:

1. Формирование системы элементарных научных экологических знаний

2. Развитие познавательного интереса к миру природы

3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы.

5. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

6. Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы)

7. Освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, рационального природопользования.

8. Формирования элементарных навыков природоохранной деятельности.

9. Формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

В целом эти задачи можно представить как триединую задачу – «знания – отношение — поведение».

Тема Принципы отбора содержания (по н.А. Рыжовой)

1. Научность – общедидактический принцип. В ДОУ должны даваться только научные знания, нельзя использовать старые стереотипы: например, «ежик и яблоки», «заяц и морковка» (неверные сведения о питании), «лягушка и жаба», «кролик и заяц» и т.д..

2. Доступность

Информация, которая дается детям, должна быть доступной: «… га леса», «озон. дыра» — не надо, цифры и научные термины не нужны, адаптация к дошкольному уровню: взаимосвязи в природе – «невидимые ниточки», круговорот воды в природе – «путешествие капельки», образование почвы – «волшебные превращения листьев» (игра), состояния воды – «вода-волшебница», местообитание – «дом», роль окраски – «для чего нужны жирафу пятна», роль животных в сообществах – «что делает в природе – профессия», необходимость сохранения биоразнообразия – «все мы друг другу на свете нужны».

3. Гуманистичность.

Формирование экологической культуры, с новыми ценностями, воспитание культуры потребления (особенно в зарубежных программах), переход на личностно-ориентированную модель общения.

4. Прогностичность

умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

5. Деятельностность (термин из концепции экологического образоания) – мотивация участия в посильных видах деятельности, традиционный труд в природе, по-новому – участие в экологических проектах; экологическое образование должно идти через деятельность; детям интересна не теория, а деятельность.

6. Интеграция

экологизация всей деятельности педагогического коллектива в ДОУ и видов деятельности ребенка (термин используется Н.А.Рыжовой для дошкольного образования)

7. Целостность

целостное восприятие природы и мира, в более старшем возрасте пропадает.

8. Конструктивизм

не давать детям отрицательную информацию (или отрицательная, связанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной. ицательная, свЯзанная с экологическими проблемами, должна сопровождаться положительной — т.всеобщего и непрерывного экологиче.); например, кислотные дожди, озоновые дыры – сведения не нужны; «животные умирают, погибают», «кровь животных» и т.д. – не нужны; не должно быть тревоги, воспитывается положительное отношение к слову «экология»; средства массовой информации и движения в защиту природы намеренно сгущают краски и подают отрицательную информацию с преувеличениями, чтобы привлечь внимание к проблеме; детям это не нужно.

9. Регионализм

Знакомство с природой на объектах ближайшего окружения, не всей планеты, а хотя бы территории детского сада, это связано с конкретным мышлением детей.

10. Системность —

должна быть логика изложения материала (можно программу дополнять, изменять, но принцип ее формирования должен сохраняться) и система подачи материала, лучше всего в использовании спец. программ; раньше каждого воспитателя заставляли выбирать программы, сейчас д/с работает, как правило, по одной или нескольким общим программам..

11. Преемственность

экологическое образование должно быть непрерывным и сохранять преемственность – например, программ детского сада со школой.

Тема Содержание временного стандарта по экологическому образованию детей (1996).

Э — РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ

Э 1. Педагоги создают условия для развития у де­тей биологических представлений.

Э 1.1. Педагоги знакомят детей с развитием жизни на Земле (происхождением и многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях, животных, их особенностях, жиз­ни, среде обитания и т.п.).

Э 1.2. Предоставляют ребенку возможность осваивать предлагаемую информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную ли­тературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии в лес, парк, луг и т.д.).

Э 1.3. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту, совершенство живых форм — растений, насе­комых, рыб, птиц, диких и домашних живот­ных и др.).

Э 1.4. Создают условия для творческой самостоятель­ной деятельности детей (тематических рисун­ков и поделок, составления гербариев, игр, сочинения рассказов и сказок о жизни живот­ных и растений и т.п.).

Э 2. Педагоги знакомят детей с природными особен­ностями человека.

Э 2.1. В доступной для детей форме, привлекая ил­люстративный материал, рассказывают об ос­новных биологических системах человека (об анатомии и физиологии, опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной, нервной системе, кровообращении, дыхании, его органах чувств и др.).

Э 2.2. Создают условия для формирования у детей эле­ментарных представлений о работе своего орга­низма и приобщают к ценностям здорового об­раза жизни (обращают внимание на его совер­шенство, сложность, хрупкость, необходимость бережного отношения и пр.).

Э 3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания.

Э 3.1. Знакомят детей с различиями живого и нежи­вого.

Э 3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя фор­мированию понимания ребенком того, что Зем­ля — наш общий дом, а человек — часть при­роды, (знакомят детей с влиянием воды, водо­емов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, расте­ний).

Э 3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды (объясняют, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни чело­века и живой природы, знакомят с правилами личной безопасности: не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.).

Э 3.4. Сотрудники способствуют развитию у детей от­ветственного, бережного отношения к окружаю­щей природе (не ломать ветки деревьев, кор­мить птиц зимой, не разорять муравейники, убирать мусор в лесу и пр.).

Э 3.5. Педагоги создают условия для самостоятель­ной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды (уходу за жи­вотными и растениями, высаживанию деревь­ев и цветов, уборке помещения и территории дошкольных образовательных учреждений и пр.).

14