Основные разновидности социологического опроса

Вариант 10

Опрос как самый распространённый метод исследования в социологии .

 

План контрольной работы

 

1. Введение

2. Основные разновидности социологического опроса.

3. Анкета и требования к её составлению.

4. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.

5. Вывод

6. Глоссарий

7. Список литературы

 

 

Введение

 

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса. Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами; во-вторых, относительной дешивизной; в-третьих содержательностью и универсальностью информации, полученой опросным методом; в-четвертых, возможностью максимального использования техничнских средств для обработки полученных в результате опроса данных.

 

 

Основные разновидности социологического опроса

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

8 стр., 3874 слов

Тема 03. Психопрофилактика и ее основные принципы

... системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику. II уровень — вторичная ... интересов, склонностей, способностей. В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора — семью и школу. Первоначальная направленность интересов возникает, конечно, в ...

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу» и опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, Жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда еще одно широко Распространенное в социологии название таких опросов — экспертные опросы или оценки.

Поскольку массовые опросы чрезвычайно трудоемки (подчас они охватывают десятки тысяч респондентов), то они проводятся не отдельными людьми, а специальными организациями. Эти организации специализированы на сборе данных по множеству актуальных проблем.

Особенность этой информации состоит в том, что, она собирается для научных целей — изучения общественного мнения. Социологические анкеты и «вопросники» интервью разрабатываются специально для того, чтобы опрашивать по ним тех или иных респондентов — группы населения, директоров предприятий, работников милиции, учителей, мигрантов или др. Информация, которая содержится в собранных анкетах и интервью, отражает состояние массового сознания населения, те мнения, которые люди высказывают в момент опроса по конкретным проблемам. Совокупность таких мнений и образует общественное мнение.

Поскольку в советское время социологические опросы не практиковались, то никто не знал, есть ли вообще в стране общественное мнение или его нет. Сегодня же очевидно, что общественное мнение существует. Его «легализация» явилась одним из проявлений либерализации общественной жизни. Информация, характеризующая общественное мнение — это богатейший источник для углубления социологических знаний, в частности, в области социологии белорусских реформ. Выясняя состояние общественного мнения, людей опрашивают обо всем, что происходит в стране и в мире — от борьбы с терроризмом до режима питания. Какое бы изменение ни произошло в мире — буквально в тот же день появляются данные о мнениях по этому поводу разных групп населения, т.е. о реакции общественного мнения. Масштабы «архива» такого рода данных трудно себе даже представить.

Наряду с опросами населения важнейшим источником социальной информации являются опросы экспертов. Они используются для сбора информации по наиболее сложным проблемам, касающимся направлений трансформации экономики и общества. Такого рода вопросы можно адресовать лишь достаточно компетентным экспертам. В этом и состоит основная особенность экспертных опросов и их отличие от опросов массовых. Однако «добывать» экспертов для опроса очень трудно, поэтому на практике часты случаи, когда социологи задают сложные «экспертные» вопросы «простым людям», которые ответов на подобные вопросы не знают и не могут знать. Например, надо ли спрашивать рабочих о положении в науке, школьников — об итогах приватизации? Очевидно, лучше следовать правилу: при проведении опросов не выходить за рамки информированности опрашиваемых.

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... очень простых по структуре и по объему анкет. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ... рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах - респондентах опроса. Индивид - особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель ...

Анкета и требования к ее составлению

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные — нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

 

Вопросы анкеты, их разновидности и назначения

 

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Анкета состоит :

1. вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).

2. вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).

Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... для оценки объекта исследования; • возможность оценить ситуацию опроса; • возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос; • возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту. Трудности при проведении ... использование фокус-группы в сочетании с другими методиками оперативных социологических исследований (например, с анкетным опросом). Экспертный опрос — метод получения социологической ...

Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого — тех, кто клуб не посещает. Однако, учитывая, что в общей массе населения последних больше, следует поступать иначе: в первую очередь формулировать вопросы для всех, затем — для посещающих клуб, потом — для не посещающих его и снова — для всех респондентов.

Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья — снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) — снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым».

Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем — вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем.

В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены… чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях.

8 стр., 3696 слов

Понятийно-категориальный аппарат исследования Актуальность педагогического ...

... имеющихся знаний; обозримые рамки исследования (границы неизведанного, неизвестного); вероятность разрешения вопросов; достижимость результата; конкретность вопросов исследования; четкость формулирования; заинтересованность; потребность ... каких-либо действий, т.е. на изменение, или установление зависимостей. Например, тема «Нравственное воспитание подростков» не является проблемной, поскольку ...

Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса.

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

Композиция анкеты.

Титульный лист;

Вводная часть;

Основная (содержательная часть);

Социально–демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью.

Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты.

Следует также проанализировать вводную часть:

Наличие и правильность обращения респонденту.

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы.

9 стр., 4247 слов

Социология (сдохли мои пальцы)

... девиантному поведению относится – самоубийство Укажите автора пассионарной теории этногенеза – Л. Гумилев Этническая социология изучает – социально обусловленность традиционной культуры, этническую обусловленность общих и частных процессов, воздействие ...

Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

Вывод:по сделаной работе я могу сделать вывод, что каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса.
При всей важности социологической информации нельзя не заметить и определенной доли её субъективности, ибо так или иначе в ней зафиксировано мнение людей, которое по своей природе не может не быть субъективным. Задача исследователя – снизить эту долю, Для чего может использоваться возможность дополнить информацию с помощью других методов, имеющихся в арсенале социологического сииледования.

 

Глоссарий.
Анкета – полевой документ для сбора данных путём постановки вопросов респондентам. Состоит из обращения к респонденту, краткой информации о цели исследования, сообщения о способах заполнения, обусловленных задачами исследования вопросов с заранее предложенными исследователем и /или формулируемыми самими респондентами ответов, выражения благодарности за участие в опросе.

Анкетирование – вид опроса; процесс сбора первичной информации путём распространения и сбора анкет, на вопросы которых респонденты отвечают сами. В зависимости от числа лиц, заполняющих анкеты одновременно, различают индивидуальное и групповое анкетирование.

Интервью – форма социологического исследования, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым, интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы.

Обработка социологической информации – математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

Объект социологического исследования – носитель той или иной социальной проблемы, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни.

Паспортичка – совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты.
Респондент – участник социологического исследования; является источником первичной социологической информации и отвечает на вопросы анкеты или интервьюера.

Список литературы

 

1. Бабосов Е.М. Общая социология. — Мн_, 2004

2. Добреньков В. И., Кравченко А И Социология: в 3-х т. — М.. 2004.

3. Качалов И.Л. Социология: Учебно-метод. Пособие для студ. неэкономических спец. БГУИР всех форм обучения / И.Л.Качалов. — Мн.: БГУИР, 2004.

4. Кравченко А. И. Социология: учебник. – М., 2003.

5. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. проф. А.Н.

Елсукова — Мн., 2004.

8 стр., 3957 слов

Кино как социологическая категория.Исследование кино как источника ...

... источника социологической информации, делаются выводы и интерпретируются полученные эмпирические данные. Глава 1. Кино как социологическая категория 1.1. Теоретические предпосылки и научные подходы в исследовании социологических проблем кино Социология кино - отрасль социологического ...

6. Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2000.