Цель: формирование готовности к психологической интерпретации компонентов учебно-воспитательной деятельности; расширение психологической компетентности будущего учителя-дефектолога.
Задачи практических занятий:
— формирование представлений о цели, структуре и схемах психолого-педагогического анализа урока
— расширение знаний о психологических особенностях организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влиянии этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— осмысление психологических основ деятельности педагога, его индивидуальных и профессиональных качеств;
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аннотирование или конспектирование общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)
План проведения:
1. Актуализация общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)
2. Презентация возможных схем (моделей) анализа современного урока (по Г.К. Селевко), общего и тестового (аспектного) анализа урока.
2. Просмотр и конспектирование урока.
3. Обсуждение урока по полученным общим критериям в проблемных группах по параметрам результативности и рациональной структуры урока с точки зрения основных участников образовательного процесса. Использование элементов деловой игры с участием учителя, детей и их родителей и экспертов-методистов, которых представляют студенты.
4. Индивидуальная работа по определенным аспектам (общедидактическому; воспитательному; развивающему; с позиции формирования общеучебных умений и навыков; с позиций личностного подхода; с позиции познавательной активности)
5. Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Составление психолого-педагогического анализа просмотренного урока в двух вариантах: по общим критериям и по определенному аспекту.
Анализ системы современных методов общей психологии
... с внедрением в неё лабораторного эксперимента и измерения. Цель работы: Дать общую характеристику анализа системы современных методов психологии. Задачи работы: - Дать определение основной методологии психологической науки; ...
6. Рефлексия практикума.
Список литературы:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.
2.Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока / / Школьные технологии. – 1997. — № 2. С. 105-118.
3. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.
Тема 6. Психология личности учителя. Психологические требования к личности учителя-дефектолога (2 часа)
Цель – формирование у студентов умения определять и обосновывать психологические требования к личности учителя.
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам:
1) Профессиональное самосознание учителя.
2) Мотивация педагогической деятельности.
3) Учитель-фасилитатор. Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимися.
4) Позитивная Я-концепция учителя, студента педагогического ВУЗа.
5) Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности учителя, психолога, дефектолога.
План проведения:
1. Анализ зарубежных тренингов мотивации по критериям оценки личности учителя с позиций:
· Учитель с внутренней (внешней) мотивацией педагогической деятельности (из тренинга внутренней мотивации);
· Учитель – «источник» («пешка») из тренинга личностной причинности;
· Учитель – фасилитатор, принципы работы (из тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися).
2. Определение профессиональных установок работы учителя-фасилитатора.
Самоанализ и составление карты самовосприятия студентов как будущих учителей-фасилитаторов.
3. Определение роли знаний из раздела «Психология личности учителя» для будущей профессиональной деятельности дефектолога:
проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения;
прогнозирование эффективности тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися (его идей, приемов работы) применительно к профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
4. Анализ результатов анкетирования: «Каким себя видит будущий учитель-дефектолог?»:
определение психологических требований к личности учителя-дефектолога;
формулировка направлений самообразования, способов самокоррекции.
5. Рефлексия практикума.
Литература: 3,4,10
Форма контроля: текущий (анкетирование)
Форма отчета: схема «Психологические требования к личности учителя»
Тема 7. Психологические особенности оценки и контроля в обучении и воспитании
Цель – формирование у студентов знаний о педагогической оценке как средстве стимулирования и психологических условиях ее эффективности; развитие умения анализировать средства стимулирования в обучении и воспитании детей; формулировать рекомендации психолога для педагогов по использованию педагогической оценки.
Задания для подготовки:
1. Составить опорный конспект (тезисы) по разделу «Психология педагогической оценки»
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...
2. Привести примеры (комментарии) теоретического материала (форма – письменно или подбор видеофрагмента)
3. Сформулировать проблемные вопросы по содержанию раздела
План проведения:
1. Анализ конспектов, определение ключевых проблемных ситуаций в вопросах психологии педагогической оценки:
Ø Средства стимулирования обучения и воспитания детей.
Ø Педагогическая оценка как средство стимулирования.
Ø Условия эффективности педагогической оценки.
2. Определение роли знаний из раздела «Психология педагогической оценки» для будущей профессиональной деятельности дефектолога:
Анализ видеофрагментов, проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения;
прогнозирование эффективности приемов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в учебно-педагогическом процессе
3. Формулировка рекомендаций по оценке и контролю учебной деятельности.
4. Рефлексия практикума.
Форма контроля: текущий (тестирование)
Форма отчета: составление памятки для учителя «Оценка как педагогический инструмент»
Литература:Р.С. Немов «Психология. Том II» с. 233-253
Тема 8. Психологические проблемы воспитания детей (2 часа)
Цель – формирование у студентов знаний о структуре «Я-концепции» и психологических условиях ее формирования в процессе воспитания; развитие умения формулировать рекомендации психолога для родителей (исходя из знания психологических механизмов формирования личностных свойств в онтогенезе).
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам:
1) Понятие Я-концепция. Характеристика, основные составляющие.
2) Я-концепция и индивидуальное развитие. Психологические механизмы формирования Я-концепции.
3) Я-концепция и поведение родителей. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье. Психологические особенности воспитания детей в семье, связанные с возрастом, социальным статусом. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР.
План проведения:
1. Анализ понятий «Я-концепция», «воспитание», составление схемы «Структура Я-концепции».
2. Составление психологических рекомендаций для родителей, воспитывающих детей определенного возраста (с использованием презентации по теории Эриксона)
3. Решение проблемных ситуаций (в ролях: эксперты — консультанты) с целью осмысления многоаспектности психологических проблем воспитания*
4. Интерпретация результатов психологического обследования детей младшего школьного возраста по проективным методикам («Рисунок семьи»).
5. Рефлексия практикума
Литература: 1,2,3,4,9
Форма контроля: текущий
Форма отчета: рекомендации для родителей, схема «структура Я-концепции»
Тема 9. Психология педагогического общения (2 часа)
Цель: формировать умение определять причины возникновения трудностей в общении учителя с учащимися, обосновывать способы их преодоления; систематизировать знания студентов о стилях педагогического общения, стадиях профессионально-педагогического общения и их влиянии на эффективность обучения
Педагогическое общение 4
... проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стиль педагогического общения Педагогическое общениеосуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от ...
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы. Подготовка вопросов:
Задания для самостоятельной работы (подготовки):
1) Педагогическое общение, виды, функции, структура.
2) Педагогическое общение как творчество.
3) Причины возникновения трудностей в общении учителя с учащимися.
План проведения:
1. Анализ основных понятий по теме практикума.
2. Решение проблемных ситуаций:
— определение характера затруднений в профессионально-педагогическом взаимодействии;
— самоанализ и прогнозирование области собственных затруднений на основе теста В.Ф. Ряховского
3. Выполнение психогимнастических упражнений на развитие рефлексии, эмпатии, коммуникативных умений в процессе педагогического общения*.
4. Классификация вербальных и невербальных средств педагогического общения.
5. Рефлексия практикума
Форма контроля:текущий.
Форма отчёта:текстовая и схематическая информация по теме практикума, схемы «Умения педагогического общения», «Цели педагогического общения», «Этапы педагогического общения»; набор упражнений по развитию коммуникативных умений педагога.
Список литературы: 5, 6,7,10
Основная
1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.
3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
4. Психология человека от рождения и до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-еврознак», 2005.
5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.
Дополнительная
6. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.
7. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения/ А. А. Лобанов.- М.: Академия,2002.-192 с.
8. Котикова О.П., Клышевич Н.Ю. Педагогическая психология. – Минск: Аверсев, 2007.
9.Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006.
10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М., 1995.