Тема 5. Общие критерии анализа современного урока. Психологический анализ урока

Цель: формирование готовности к психологической интерпретации компонентов учебно-воспитательной деятельности; расширение психологической компетентности будущего учителя-дефектолога.

Задачи практических занятий:

— формирование представлений о цели, структуре и схемах психолого-педагогического анализа урока

— расширение знаний о психологических особенностях организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влиянии этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— осмысление психологических основ деятельности педагога, его индивидуальных и профессиональных качеств;

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Аннотирование или конспектирование общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)

План проведения:

1. Актуализация общих критериев анализа современного урока (по Г.К. Селевко)

2. Презентация возможных схем (моделей) анализа современного урока (по Г.К. Селевко), общего и тестового (аспектного) анализа урока.

2. Просмотр и конспектирование урока.

3. Обсуждение урока по полученным общим критериям в проблемных группах по параметрам результативности и рациональной структуры урока с точки зрения основных участников образовательного процесса. Использование элементов деловой игры с участием учителя, детей и их родителей и экспертов-методистов, которых представляют студенты.

4. Индивидуальная работа по определенным аспектам (общедидактическому; воспитательному; развивающему; с позиции формирования общеучебных умений и навыков; с позиций личностного подхода; с позиции познавательной активности)

5. Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Составление психолого-педагогического анализа просмотренного урока в двух вариантах: по общим критериям и по определенному аспекту.

11 стр., 5180 слов

Анализ системы современных методов общей психологии

... с внедрением в неё лабораторного эксперимента и измерения. Цель работы: Дать общую характеристику анализа системы современных методов психологии. Задачи работы:  -    Дать определение основной методологии психологической науки; ...

6. Рефлексия практикума.

Список литературы:

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.

2.Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока / / Школьные технологии. – 1997. — № 2. С. 105-118.

3. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.

Тема 6. Психология личности учителя. Психологические требования к личности учителя-дефектолога (2 часа)

Цель – формирование у студентов умения определять и обосновывать психологические требования к личности учителя.

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам:

1) Профессиональное самосознание учителя.

2) Мотивация педагогической деятельности.

3) Учитель-фасилитатор. Тренинг гуманных взаимоотношений между учителем и учащимися.

4) Позитивная Я-концепция учителя, студента педагогического ВУЗа.

5) Роль знаний педагогической психологии в профессиональной деятельности учителя, психолога, дефектолога.

План проведения:

1. Анализ зарубежных тренингов мотивации по критериям оценки личности учителя с позиций:

· Учитель с внутренней (внешней) мотивацией педагогической деятельности (из тренинга внутренней мотивации);

· Учитель – «источник» («пешка») из тренинга личностной причинности;

· Учитель – фасилитатор, принципы работы (из тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися).

2. Определение профессиональных установок работы учителя-фасилитатора.

Самоанализ и составление карты самовосприятия студентов как будущих учителей-фасилитаторов.

3. Определение роли знаний из раздела «Психология личности учителя» для будущей профессиональной деятельности дефектолога:

проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения;

прогнозирование эффективности тренинга гуманных отношений между учителем и учащимися (его идей, приемов работы) применительно к профессиональной деятельности педагога-дефектолога.

4. Анализ результатов анкетирования: «Каким себя видит будущий учитель-дефектолог?»:

определение психологических требований к личности учителя-дефектолога;

формулировка направлений самообразования, способов самокоррекции.

5. Рефлексия практикума.

Литература: 3,4,10

Форма контроля: текущий (анкетирование)

Форма отчета: схема «Психологические требования к личности учителя»

 

Тема 7. Психологические особенности оценки и контроля в обучении и воспитании

Цель – формирование у студентов знаний о педагогической оценке как средстве стимулирования и психологических условиях ее эффективности; развитие умения анализировать средства стимулирования в обучении и воспитании детей; формулировать рекомендации психолога для педагогов по использованию педагогической оценки.

Задания для подготовки:

1. Составить опорный конспект (тезисы) по разделу «Психология педагогической оценки»

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение ... эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

2. Привести примеры (комментарии) теоретического материала (форма – письменно или подбор видеофрагмента)

3. Сформулировать проблемные вопросы по содержанию раздела

План проведения:

1. Анализ конспектов, определение ключевых проблемных ситуаций в вопросах психологии педагогической оценки:

Ø Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

Ø Педагогическая оценка как средство стимулирования.

Ø Условия эффективности педагогической оценки.

2. Определение роли знаний из раздела «Психология педагогической оценки» для будущей профессиональной деятельности дефектолога:

Анализ видеофрагментов, проектирование образовательной среды с включением детей, имеющих психофизические нарушения;

прогнозирование эффективности приемов контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в учебно-педагогическом процессе

3. Формулировка рекомендаций по оценке и контролю учебной деятельности.

4. Рефлексия практикума.

Форма контроля: текущий (тестирование)

Форма отчета: составление памятки для учителя «Оценка как педагогический инструмент»

Литература:Р.С. Немов «Психология. Том II» с. 233-253

Тема 8. Психологические проблемы воспитания детей (2 часа)

Цель – формирование у студентов знаний о структуре «Я-концепции» и психологических условиях ее формирования в процессе воспитания; развитие умения формулировать рекомендации психолога для родителей (исходя из знания психологических механизмов формирования личностных свойств в онтогенезе).

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы по вопросам:

1) Понятие Я-концепция. Характеристика, основные составляющие.

2) Я-концепция и индивидуальное развитие. Психологические механизмы формирования Я-концепции.

3) Я-концепция и поведение родителей. Факторы, влияющие на воспитание детей в семье. Психологические особенности воспитания детей в семье, связанные с возрастом, социальным статусом. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР.

План проведения:

1. Анализ понятий «Я-концепция», «воспитание», составление схемы «Структура Я-концепции».

2. Составление психологических рекомендаций для родителей, воспитывающих детей определенного возраста (с использованием презентации по теории Эриксона)

3. Решение проблемных ситуаций (в ролях: эксперты — консультанты) с целью осмысления многоаспектности психологических проблем воспитания*

4. Интерпретация результатов психологического обследования детей младшего школьного возраста по проективным методикам («Рисунок семьи»).

5. Рефлексия практикума

Литература: 1,2,3,4,9

Форма контроля: текущий

Форма отчета: рекомендации для родителей, схема «структура Я-концепции»

Тема 9. Психология педагогического общения (2 часа)

Цель: формировать умение определять причины возникновения трудностей в общении учителя с учащимися, обосновывать способы их преодоления; систематизировать знания студентов о стилях педагогического общения, стадиях профессионально-педагогического общения и их влиянии на эффективность обучения

3 стр., 1131 слов

Педагогическое общение 4

... проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стиль педагогического общения Педагогическое общениеосуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от ...

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

Аналитический обзор психолого-педагогической литературы. Подготовка вопросов:

Задания для самостоятельной работы (подготовки):

1) Педагогическое общение, виды, функции, структура.

2) Педагогическое общение как творчество.

3) Причины возникновения трудностей в общении учителя с учащимися.

План проведения:

1. Анализ основных понятий по теме практикума.

2. Решение проблемных ситуаций:

— определение характера затруднений в профессионально-педагогическом взаимодействии;

— самоанализ и прогнозирование области собственных затруднений на основе теста В.Ф. Ряховского

3. Выполнение психогимнастических упражнений на развитие рефлексии, эмпатии, коммуникативных умений в процессе педагогического общения*.

4. Классификация вербальных и невербальных средств педагогического общения.

5. Рефлексия практикума

Форма контроля:текущий.

Форма отчёта:текстовая и схематическая информация по теме практикума, схемы «Умения педагогического общения», «Цели педагогического общения», «Этапы педагогического общения»; набор упражнений по развитию коммуникативных умений педагога.

 

Список литературы: 5, 6,7,10

Основная

1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебн. для студентов вузов. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005.

3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

4. Психология человека от рождения и до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. А.А. Реана – СПб.: «прайм-еврознак», 2005.

5. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 2001.

Дополнительная

6. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.

7. Лобанов, А. А. Основы профессионально-педагогического общения/ А. А. Лобанов.- М.: Академия,2002.-192 с.

8. Котикова О.П., Клышевич Н.Ю. Педагогическая психология. – Минск: Аверсев, 2007.

9.Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006.

10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М., 1995.