УДК
371. 214
Лазарева Людмила Ивановна
ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА
В 2011-2012 учебном году в вузах страны массово произошёл переход на двухуровневую систему подготовки выпускников, связанную с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [5]. Началу внедрения предшествовала серьёзная и кропотливая работа вузов по созданию основных образовательных программ различных направлений подготовки, являющихся наряду с государственным стандартом образцом стратегического документа, определяющего общие, основные установки, регулирующие процесс профессиональной подготовки выпускников. Понимание и видение стратегической цели основной образовательной программы является весьма существенным моментом. В этой связи хотелось бы привести высказывания Сенеки-младшего о том, что для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным. С долей иронии о важности правильного видения стратегической цели высказался и В. Гётте: «Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнётся, как следует». Образно говоря, основная образовательная программа и есть та «первая пуговица», которая должна быть застёгнута правильно.
Какие же факторы позволяют составить основную образовательную программу правильно? Ответ очевиден: соблюдение требований государственного образовательного стандарта. Анализ содержания структурных составляющих стандартов позволяет утверждать, что стандарт становится основой вариативного подхода к составлению основных образовательных программ, в первую очередь, их содержательного ядра – учебного плана. Прежде, чем перейти к анализу разработанных вузами основных образовательных программ и содержащихся в них учебных планов в рамках направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», целесообразно выбрать критерии, в соответствии с которыми возможно оценить качество основных образовательных программ, в частности, содержания учебного плана. Эти критерии так же заложены в контенте стандарта, в его четвёртом разделе, характеризующем профессиональный портрет бакалавров с точки зрения инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности. Инфраструктура деятельности социального педагога – это элемент социальной инфраструктуры, включающий совокупность учреждений различных сфер общественно-экономической жизни общества, в которых реализуется его профессиональная готовность осуществлять различные направления, виды и формы социально-педагогической деятельности. Учёт инфраструктуры деятельности социального педагога при составлении учебного плана обусловлен выполнением социального заказа общества и государства на определённую категорию специалистов, необходимых для их прогрессивного развития. В данном случае, вуз обязан подготовить выпускника, который будет обладать высокими качественными характеристиками профессионала-специалиста, что находит отражение в миссии основной образовательной программы, являющейся её стратегическим вектором.
Рабочая программа учебной дисциплины фтд.1. Психология управления
... программа учебной дисциплины: Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2014 г.(рукопись, электронная версия) Кафедра государственного права, ИИП, Образовательный портал http://edu.khsu.ru/Eumk 2 Теоретический элемент 2.1. Учебник (основной) ... Студент, реализующий основное содержание учебной деятельности по дисциплине «Психология управления» ... план Вид учебной работы Всего часов № семестров (по учебному плану) ...
Анализ формулировок миссий основных образовательных программ позволяет говорить о том, что все они, в основном, связаны с обеспечением качественного общедоступного образования в современной конкурентной образовательной среде на основе инновационных образовательных технологий, интеграции процессов обучения, воспитания, научной и общественной деятельности с целью востребованности бакалавров на российском и международном рынках труда. Основными ключевыми фразами при этом становятся «конкурентная образовательная среда» и «востребованность бакалавров на российском и международном рынке труда».
Рассмотрим, что же кроется за этими ключевыми фразами? Главным индикатором конкурентной образовательной среды вуза является конкурентоспособность его выпускника. Поэтому ответственность за содержание образовательных программ и их качественную реализацию ложится на образовательное учреждение, которое должно доказывать потребителю образовательных услуг, что их качество подготовки выпускника лучше, чем в других вузах. Кроме того, показателем качества подготовки выпускника является его востребованность на рынке труда как результатирующего показателя конкурентной способности вуза. Исходя из вышесказанного, ориентация на рынок труда становится одним из основных условий формирования содержания образования бакалавров. Каков же рынок труда, где имплицитно может быть востребован бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Как указывает В. Г. Бочарова, социальная педагогика нацелена на поддержку функциональной деятельности общества в различных областях – образовании, культуре, здравоохранении, социальной и правовой защите человека, социальной работе, социальной политике общества в целом. Кроме того, сегодня актуализируется потребность в такой системе социально-педагогической деятельности, которая способна реализовывать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных и других учреждений [1].
Ответ на этот вопрос находим также в четвёртом разделе государственного образовательного стандарта, характеризующем профессиональную деятельность бакалавра. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: образование (общее, коррекционное, инклюзивное), социальную сферу, здравоохранение, культуру. Из данного списка почему-то выпала область профессиональной деятельности социальных педагогов, связанная с органами правопорядка: полицией, ювенальной юстицией, учреждениями исполнения наказаний, где давно и успешно работают социальные педагоги. Таким образом, инфраструктура деятельности бакалавра профиля «Психология и социальная педагогика», включающая все пять областей профессиональной работы, должна быть отражена в основной образовательной программе и соответственно в учебном плане.
Оценка управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным ...
... контрольно диагностической, регулятивно-координирующей функциями управленческого цикла; 4) результаты профессиональной управленческой деятельности, выраженные в изменении качества оздоровительных, образовательных и воспитательных услуг; эффективности различных управляемых подсистем; реализация собственных ...
При этом, рассматривая инфраструктуру деятельности социального педагога как основу формирования содержания учебного плана, следует учитывать характеристику и основные составляющие такого важного понятия, как «социально-педагогическая деятельность». Существует множество определений данного понятия. Наиболее конкретным, логичным и доказательным нам представляется определение, данное В. С. Торохтием [4]. Автор подчёркивает, что социально-педагогическая деятельность выступает как средство реализации потенциальных возможностей социума, используемое в интересах разрешения возникающих у личности проблем текущего и хронического свойства. При этом называются основные виды и формы социально-педагогической деятельности. К видам социально-педагогической деятельности относятся: психосоциальная работа, медико-социальная, социально-правовая, культурно-досуговая, информационно-воспитательная. К формам – социально-педагогическая диагностика, помощь, поддержка, сопровождение, профилактика, коррекция, реабилитация, консультирование, медико-психолого-педагогический консилиум, посредничество. Поскольку содержание учебного плана изначально отражает особенности профессиональной деятельности будущего специалиста, необходимо принимать их во внимание при отборе наименований учебных дисциплин.
Кроме того, как указано в пункте 4.2. образовательного стандарта по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: обучение; воспитание; индивидуально-личностное развитие обучающихся; здоровье обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида; социализация. По таким позициям как обучение, воспитание и социализация не указан субъект деятельности. Можно предположить, что это не только ребёнок, но и вообще человек, чьи возрастные категории могут быть самыми разными. И здесь встаёт вопрос о том, с какими же возрастными категориями может и должен работать бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика»? Вопрос это не новый, он появился одновременно с возникновением социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности. Как указывает Д. В. Лифинцев, с 1980 года, когда начались первые теоретические исследования в области социальной педагогики в России, были предприняты попытки определить её родство с общепедагогическим знанием и социальной помощью, традициями социальной работы [2]. Такие же шаги предпринимались и в исследованиях, проводимых в странах Северной и Западной Европы, в результате которых профессиональные функции и сферы компетентности социальной педагогики и социальной работы стали рассматриваться как общие.
Сегодня в европейских странах понятия социальной педагогики и социальной работы стали использоваться как синонимичные. Как известно, социальный работник осуществляет свою деятельность с различными возрастными категориями граждан. Кроме того, если рассматривать социальную педагогику, как науку и область практики, связанную с социальным воспитанием человека на протяжении всей жизни, то социальное воспитание может быть представлено и как «воспитание общества», и как «воспитание обществом». Несмотря на то, что это две разные социально-педагогические теории, они не являются взаимоисключающими, а напротив, дополняют друг друга. В их основе лежит одна общая цель: социализация человека. П. Наторп в своей работе «Социальная педагогика» указывал, что воспитательная деятельность всех общественных институтов должна быть направлена на минимизацию «брака» воспитания тех людей, с которыми не справляется семья, школа и другие общественные институты [3]. Этой точки зрения придерживались К. Магер, Г. Ноль, К.Д. Ушинский и др. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальный педагог – это управляющий воспитанием с многообразием профессиональных ролей, который может и должен работать с различными возрастными категориями людей, имеющих проблемы социализации, в различных сферах жизнедеятельности общества.
Таким образом, формирование содержания учебного плана бакалавриата направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психологи и социальная педагогика» возможно с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога, видов и форм социально-педагогической деятельности, охватывающих разновозрастные категории людей. Кроме того, ежегодное корректирование содержания учебного плана должно отвечать социальному заказу общества и потребностям работодателей, чтобы обеспечивать, с одной стороны, востребованность выпускников, их уверенность в нужности обществу, а с другой, — конкурентоспособность вуза.
С обозначенной точки зрения определённый интерес представляет анализ содержания учебных планов российских вузов, осуществляющих подготовку бакалавров по вышеназванному направлению и профилю. Для анализа удобно использовать таблицы-матрицы, отражающие взаимосвязь инфраструктуры, видов и форм социально-педагогической деятельности и дисциплин учебного плана. При этом соотнесение дисциплин учебного плана с различными сферами инфраструктуры возможно на основе ключевого слова, имеющегося в названии дисциплины и сферы инфраструктуры, а также опираясь на описание целей изучения дисциплины и её места в структуре основной образовательной программы. В данной статье рассмотрим одну таблицу-матрицу, отражающую взаимосвязь инфраструктуры деятельности социального педагога и названия дисциплин учебного плана. В качестве анализа возьмём пять учебных планов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр», разработанных вузами различных российских регионов. В целях соблюдения корректности и уважительного отношения к разработчикам учебных планов не будем называть полное наименование вуза, а дадим учебным планам условное название: учебный план №1, учебный план №2 и т.п.
Предварительный анализ учебных планов показал, что помимо учебных дисциплин, напрямую связанных с различными сферами деятельности социального педагога, они включают дисциплины, носящие интегративный характер: их содержание отражает общие социально-педагогические виды и формы работы, применимые для различных сфер инфраструктуры деятельности социального педагога. Поэтому в таблице целесообразно ввести строку «Интеграция сфер», где они будут отражены. В учебных планах вышеназванного направления подготовки использован модульный принцип построения его содержания, которое содержит базовый, общепрофессиональный и специализированный модуль, отражающий особенности профиля подготовки. Рассмотрим лишь вариативную часть общепрофессионального модуля, поскольку именно она отражает видение разработчиками учебных планов специфики профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.
Таблица
Соотношение инфраструктуры деятельности социального педагога и содержания учебных планов направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр»
Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога |
Дисциплины учебного плана №1 |
Образование |
Психологическая служба в образовании. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. Формирование межнациональной толерантности в современной школе. Взаимодействие школы и семьи. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение детей в образовании. Постинтернатское сопровождение детей-сирот. Социально-педагогическая деятельность с особыми образовательными потребностями. Психолог в дошкольном учреждении. Специфика коррекционной работы в учреждениях интернатного типа. Основы профориентологии. |
Здравоохранение |
Психотерапия. |
Социальная защита |
Основы социальной работы. Психология социальной работы. |
Пенитенциарная и правоохранительная система |
|
Культура |
|
Интеграция сфер |
Математические основы психологии. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Методы активного социально-психологического обучения. Психологическое консультирование. Социальная педагогика. Методика и технология работы социального педагога. Управление социальными системами защиты детства. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Педагогика и психология девиантного поведения детей и подростков. Практикум межличностного взаимодействия. Комплексная психодиагностика личности. Психология труда. Основы экстремологии. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Дифференциальная психология. |
Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога |
Дисциплины учебного плана №2
|
Образование |
Теория воспитания. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая работа в коррекционных учреждениях. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа. Методика работы в летних оздоровительных лагерях. Коррекционная педагогика с основами специальной педагогики. Педагогическая социология. |
Здравоохранение |
Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. |
Социальная защита |
Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Педагогические основания социальной работы. Социальная защита детства. Социальная политика. Социально-педагогическая работа с престарелыми людьми. Социально-педагогическое сопровождение детей в замещающих семьях. |
Пенитенциарная и правоохранительная система |
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Ювенальное право. |
Культура |
Социально-педагогическая работа в учреждениях социальной защиты, здравоохранения и культуры. Основы зрительской культуры. Технология организации культурно-досуговой деятельности. Социокультурная анимация. Психология человека в искусстве. Этнокультурные аспекты социально-педагогической деятельности. Этнология. |
Интеграция сфер |
Технология социально-педагогической профилактики и реабилитации. Технология педагогического разрешения конфликтов. Практикум по основам педагогического мастерства. Психолого-педагогический практикум. Педагогическая антропология. Воспитательный потенциал социума. Практикум по социально-педагогическому исследованию. Социально-педагогическая работа с семьёй. Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности. Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения. Диагностические технологии в деятельности социального педагога. Технологии семейного и индивидуального консультирования. Технологии социально-педагогического проектирования с практикумом. Технология социально-педагогического сопровождения людей в трудных жизненных ситуациях. Практикум межличностного взаимодействия. Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне и сельском социуме. Педагогика игры. Педагогическое образование родителей. |
Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога |
Дисциплины учебного плана №3 |
Образование |
Социально-психологическая служба в образовательном учреждении. Педагогическая валеология. Педагогика Монтессори в работе социального педагога. Основы педагогики сотрудничества. Социально-педагогическая работа в условиях детского дома, приюта. Социально-педагогическая работа с детьми, лишёнными родительского попечительства. |
Здравоохранение |
|
Социальная защита |
Социальная политика. |
Пенитенциарная и правоохранительная система |
|
Культура |
Методика организации культурно-досуговой деятельности. Основы театральной культуры. Теория и практика театральной деятельности. Основы художественного творчества. Музыкальное творчество в практике социального педагога. Развитие ребёнка-инвалида в художественно-творческой деятельности. Творчество как среда интеграции детей-инвалидов. |
Интеграция сфер |
Методика посреднической деятельности. Дефектология. Девиантология. Методика работы социального педагога. Социальная диагностика. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Методика организации волонтёрской деятельности. Содействие занятости и трудоустройству молодёжи. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения детей и подростков. Групповые формы работы социального педагога. Тренинги в практике социального педагога. Социальные аспекты формирования здорового образа жизни. Семейное консультирование. Конфликтология в работе социального педагога. Социальная экология. Экологические основы социально-педагогической деятельности. |
Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога |
Дисциплины учебного плана №4 |
Образование |
Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Психолого-педагогические теории воспитания. Методика воспитательной работы. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с особенностями развития. Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения учащихся. Социально-педагогическая деятельность в образовательном учреждении. Социально-педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Основы педагогического мастерства и развития профессиональной компетентности социального педагога. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей. |
Здравоохранение |
Работа социального педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. |
Социальная защита |
Социальная политика. Управление социальными системами. Основы социальной работы. |
Пенитенциарная и правоохранительная система |
Ювенальное право в социально-педагогической деятельности. |
Культура |
|
Интеграция сфер |
Базовые теории воспитания и развития личности. Введение в социально-педагогическую деятельность. Технологии работы с различными категориями детей. Основы психоконсультирования и психокоррекции. Психология семьи и семейного консультирования. Методы психолого-педагогических исследований в работе социального педагога. Психологическое консультирование родителей. Педагогика девиантного поведения. Психология самопознания. Технология работы с социальными службами реабилитации. Педагогическая профилактика зависимостей у детей и подростков. История социальной педагогики. Технологии работы с детьми в критических жизненных ситуациях. Социализация подростков и риски асоциального поведения. Социальное партнёрство как фактор социальной адаптации личности. Экономическое образование как условие социализации личности. Педагогическая антропология. Практикум по орфографии. |
Сфера инфраструктуры деятельности социального педагога |
Дисциплины учебного плана №5 |
Образование |
Социальный педагог в интернатных учреждениях. Организация воспитательного дела. Управление педагогическими системами и педагогическим персоналом. |
Здравоохранение |
|
Социальная защита |
Управление социальными системами. Социальная политика. Теория и практика социальной работы. |
Пенитенциарная и правоохранительная система |
Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях. |
Культура |
Постановка педагогического голоса: музыка и пение. Режиссура массовых праздников. Игротехника и оригами. Основы прикладного искусства. |
Интеграция сфер |
Введение в профессию. Общие основы педагогики. История психологии. История социальной педагогики. Основы коррекционной педагогики. Педагогическая антропология. Социально-педагогический менеджмент. Социально-педагогический маркетинг. Теория консультирования и психокоррекции. Психолого-педагогический практикум. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях различных ведомств. Социально-педагогическая реабилитация. Психолого-педагогический практикум. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Программно-целевое управление и документоведение в работе социального педагога. Управленческое общение. Организация научного исследования. Тренинг уверенности в себе. Коммуникативный тренинг. Психолого-педагогические основы конструктивного общения. Психология управления. Организационное управление. |
Как показывает анализ таблицы, в большинстве учебных планов присутствует явный дисбаланс количества дисциплин, отражающих ту или иную сферу инфраструктуры деятельности социального педагога. Наибольшее количество дисциплин вариативной части учебного плана связано не с конкретной сферой инфраструктуры, а с дисциплинами, содержание которых отражает виды и формы социально-педагогической деятельности в целом. Далее по степени разработанности содержания деятельности социального педагога находится сфера образования, затем сфера культуры, социальной защиты, здравоохранения, пенитенциарной и правоохранительной системы. В учебных планах №1,3,4,5 «открытыми» остаются такие сферы инфраструктуры деятельности социального педагога, как здравоохранение, пенитенциарная и правоохранительная система, культура. Междисциплинарный характер специальности «Социальная педагогика», отражённый в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, накладывает весьма ощутимый отпечаток на содержание учебных планов основных образовательных программ ФГОС ВПО. Это находит подтверждение в большей декларированности дисциплин, охватывающих основы наук, широкие области знаний, общие методики. В то же время, региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты профессиональной подготовки с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога и составляющие основу проведения учебной и производственной практики в учреждениях различных сфер, разработаны не достаточно детально.
Нельзя не отметить и наличие дублирования содержания различных учебных дисциплин, раздробленность содержания одной дидактической единицы по разным дисциплинам. Так, например, в учебном плане № 4 дисциплина «Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе» может и должна включать содержание дисциплины «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей». В учебном плане №3 дисциплина «Психология семьи и семейного консультирования» наверняка может отразить вопросы, освещаемые в дисциплине «Психологическое консультирование родителей». И такие примеры, к сожалению, не единичны.
Текст для различных видов АСПИ — Стр 2
Определённое недоумение вызывают дисциплины, которые весьма опосредованно связаны с формами и видами социально-педагогической деятельности, хотя внешне указывают на определённую сферу инфраструктуры. Например, в учебном плане №5 обозначены такие дисциплины, как «Постановка педагогического голоса: музыка и пение», «Режиссура массовых праздников», «Игротехника и оригами», «Основы прикладного искусства». Думается, что эти дисциплины нужны, скорее, педагогам дополнительного образования, которые в комплексе изучают музыкальные, художественные, театральные дисциплины и более профессионально могут осуществлять процесс обучения различным видам искусств. И совсем уже оригинальной нам показалась дисциплина «Практикум по орфографии» из учебного плана №4. Каким образом она отражает специфику деятельности социального педагога – не ясно.
Наиболее продуманной, с точки зрения учёта инфраструктуры деятельности социального педагога, является содержательная составляющая учебного плана №2. Здесь представлены дисциплины, изучение которых, образно говоря, «закрывает» все сферы инфраструктуры, не дублируя друг друга.
Таким образом, первые попытки разработки основных образовательных программ, учебных планов бакалавриата, далеки от совершенства и это вызвано многими обстоятельствами, связанными с организационно-педагогическими, научно-методическими, кадровыми и другими условиями, сложившимися в различных вузах. Однако государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0504000 «Психолого-педагогическое образование» (степень «Бакалавр»), имеющий модульную структуру, даёт реальную возможность не только составить различные образовательные программы и входящие в них учебные планы, но и позволяет в дальнейшем корректировать их. Безусловно, корректировка учебных планов, поначалу, будет связана с факторами оперативно-ситуационного характера. В тоже время, с течением времени, начнут появляться новые стратегические ориентиры развития профессии, что неизбежно скажется на содержании учебных планов. Пока же можно констатировать следующее: внешняя разработанность содержания учебных планов профиля « Психология и социальная педагогика», многообразие дисциплин, включённых в вариативную часть, несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести возможность составления студентом своей образовательной траектории, связанной с выбранной им узкой профилизацией. Однако, в современных финансово-экономических условиях, в которых находятся вузы, реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов носит, к сожалению, декларативно-рекомендательный характер. К отрицательным моментам можно отнести то, что содержательные составляющие учебных планов не несут в себе внутреннего стратегического стержня, подобно вектору, указывающему характеристику и направление развития профиля направления подготовки. Таким вектором может стать инфраструктура деятельности социального педагога, детализированная в формах и видах социально-педагогической деятельности.
Список литературы
ГОСТ – 2008
-
Бочарова В. Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований в социальной сфере // Социальная педагогика: сборник научных статей/ под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. – М.: ИСП РАО, 2011. 120с. С.4 – 18.
- Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии / Методические материалы. Калининград, 2009. 123 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го нем. Изд-я. СПб., 1911. 360с.
- Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 56 – 69.
- Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа // http: mon.gov.ru (дата обращения 02.01.2012).
ГОСТ – 2003
-
Абасов, З. Подготовка учителей к работе в инновационной среде [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. – 2003. – №10. – С.18–22.
- Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие [Текст] / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 335 с.
- Абдуразаков, М. М. Системно интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий [Текст] / М. М. Абдуразаков, Г. М. Гаджиев // Высшая школа. – 2004. – №1. – С. 50–52.
- Абросимов, В. Н. Профессиональные качества преподавателя [Текст] / В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг. – 2001. – № 6. – С. 4–13.
- Агибова, И. Т. Формирование профессиональных компетенций преподавателя физики в университете [Текст] / И. Т. Агибова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5. – 54–59.
- Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография [Текст] / В. А. Адольф. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1998. – 254 с.
- Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В. А. Адольф // Педагогика. – 1998. –№1. – С. 72–75.
- Аксофор, И Стратегическое управление [Текст] / И. Аксофор. – М., 1989. –193 с.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Наука, – 1991. – 127 с.
- Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–27.
Аниськин, В.Н. Информационная культура как необходимое условие профессиональной компетентности будущих учителей [Текст] / В.Н. Аниськин // Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: тезисы междунар. Науч. конф.