Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образ

ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

ПРОЕКТ

«Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей»

Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н.

Научный руководитель: Тазиев С.Ф.

Елабуга 2011

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6

3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7

4.Содержание проекта……………………………………………………………8

5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9

5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9

5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение………………………9

5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9

6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10

7. Список использованных источников ………………………………………11

1. Пояснительная записка

Данная тема проекта актуальна конкретно для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.

12 стр., 5693 слов

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. ...

... образования и развития группы всегда выступают психологическая сплоченность людей, составляющих группу, и социально-психологический климат. Психологическая сплоченность группы- характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень ... Вопросы для обсуждения: 1.Понятие о группах и коллективах. 2. Эффективность деятельности группы. 3. Теории лидерства. 4. Проблемы руководства малой ...

Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

Данный проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей.

2. Концептуальные основы проекта

Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный ) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы .

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) — 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Климат социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей:

1. Напряженная социально-психологическая обстановка

2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».

3. Не сплоченность коллектива.

Причинами этих проблем являются:

· Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.

· Предвзятое отношение друг к другу.

· Большая нагрузка.

· Неудобное расписание.

· Неравномерное распределение часов.

· Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.

· Административные и финансовые злоупотребления.

· Формальное существование системы самоуправления.

· Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.

· Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе — объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на формировании сплоченного коллектива.

Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников.

Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы:

· формирование высокой культуры общения и толерантности;

· наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха;

· улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов.

3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач :

· дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом;

· повышение культуры общения всех работников организации;

· сплочение коллектива;

· развитие системы педагогического самоуправления.

С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать:

· развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям;

· улучшению общих условий труда;

· спокойствию и уверенности работников;

· самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере;

· успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом;

· благоприятному развитию педагогического процесса.

4.Содержание проекта

Пути реализации цели и задач Ожидаемый эффект
1 Дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом, т.е. прохождение специальных курсов Более грамотное руководство, с учетом специфики педагогического коллектива. Внедрение целостной и последовательной концепции развития коллектива
2 Совместное (всем коллективом) посещение культурных мероприятий Повышение культуры общения всех работников организации, толерантное отношение друг к другу
3 Участие в различных благотворительных акциях
4

Организация психологических тренингов, направленных на:

— формирование коммуникативных навыков

— управление психологическим состоянием

— развитие персонала (формирование команды)

— управление личностного роста

Сплочение коллектива

На таких тренингах работники научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека.

5

Формирования структуры органов педагогического самоуправления и распределения полномочий.

Проведение реальных, а не формальных педсоветов, на актуальные, животрепещущие темы.

Внедрение метода голосования при принятии решений.

Развитие системы педагогического самоуправления. Грамотное, демократичное управление образовательным учреждением и всеми процессами, происходящими внутри него.

5. Ресурсное обеспечение проекта

5.1 Нормативно-правовое обеспечение

Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция Российской Федерации, Декларацией принципов толерантности, Устав образовательного учреждения.

5.2 Кадровое обеспечение

Работники образовательного учреждения дополнительного образования детей, приглашенные специалисты в сфере менеджмента в образовании и психологических тренингов.

5.3Материально-техническое и финансовое обеспечение

· Материально-техническая база образовательного учреждения.

· Ежегодное финансирование, для приобретения необходимой методической литературы.

· Внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь).

5.4 Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение развития и улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации образовательного учреждения) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности.

6. Ожидаемый результат

· Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

· Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к коллегам, и работе в целом.

· Готовность участвовать в практических делах по улучшению педагогического процесса.

· Сформированность навыков культурного и толерантного поведения сотрудников образовательного учреждения.

· Совершенствование педагогической деятельности в целом.

7. Список использованных источников

1. Аллахвердова О.В. Конфликтология / Санкт- Петербург: Питер, — 2000. – 220 с.

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / М.: Просвещение, — 1983. – 240 с.

3. Вишняков Н.Ф. Конфликтология / Минск, 2000. – 180 с.

4. Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций / Растов-на-Дону: Феникс, — 2004. – 160 с.

5. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. – 120 с.

6. Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. – 184 с.

7. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива / М.: Просвещение, — 1979. – 256 с.

8. Шакуров Р.Х. Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, — 1990. – 180 с.

9. Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki