Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Ф. 7.03-07

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Южно-Казахстанский государственный университет

им. М. АуЭзова

 

«Утверждаю»

Проректор по УМР

ЮКГУ им.М.Ауэзова

___________Сабырханов Д.Д.

«_____»___________2016г.

 

ПРОГРАММА

дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ»

 

для магистрантов ГПИИР

 

по специальности: 6М072600, 6М072800, 6М073300, 6М070800, 6М071200, 6М075000, 6М073200, 6М072400, 6М042000, 6М071300, 6М072900, 6М073000, 6М073100, 6М075000, 6М070100

 

Количество кредитов — ___2______

 

 

Шымкент, 2016г.

Составитель: д.пс.н., профессор Искакова М.С.

 

Программа рекомендована на заседании

кафедры «Общая психология»

(протокол №____ от «______»__________2016г.)

 

Заведующий кафедрой ________________________ М.С.Искакова

 

Программа рекомендована заседанием МК

«Физическая культура и спорт» факультета

(протокол №__1_____ от «______»__________2016г.)

Председатель МК ________________ Бозшатаева Г.Т.

 

 

Программа одобрена и утверждена на заседании УМС ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №__1__ от «______»__________2016__г.)

 

 

Руководитель УМО __________________________ ______________

 

 

© Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план Содержание дисциплины
Перечень темы практических занятий
Рекумендуемая литература
Авторы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

Сформировать психологические компетенции специалиста индустриально-производственного комплекса, научить адаптации в профессиональной деятельности и умению решать новые задачи и принимать ответственные решения в ходе трудовой деятельности.

Основная задача изучения дисциплины:

· Осознание своего жизненного пути в контексте социального целого

· Учить проявлять коммуникабельность и социально-психологическую компетентность в деятельности по специальности;

· Научить владеть навыками психической саморегуляции;

· Формировать навыки креативности и творческой активности

· Научить адаптироваться в производственно-профессиональной деятельности.

· Уметь проявлять позитивное мышление и качества личности- инициативность в решении актуальных производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность:

· Дать знания об эмоциональном интеллекте;

· Научить сознательно самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;

· Формировать умение демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходим студентам для изучения данной дисциплины — философия, педагогика, общая психология, психология личности, культурология, этика и эстетика.

После окончания курса «Психология» у магистрантов ГПИИР формируются нравственно-этическое мировоззрение о себе, правильное взаимоотношение с семьей, с родителями, с детьми и с окружающими людьми, приобретаются умения к самопознанию, положительное отношение к инновационному обучению, знания об адаптации в производственно-профессионалной деятельности, позитивное мышление и актуализируются качества личности как инициативность в решении производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность и преодоление страхов и стрессов,стремление самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности и поддержать профессиональную компетентность и демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.

Пререквизиты курса. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо магистрантами для изучения данной дисциплины — философия, общая психология и психология личности. Введение в специальность, Самопознание, Акмеология

Постреквизиты курса. Содержание курса и изучение данной дисциплины формирует у магистрантов понимание повышает мотивы учебной деятельности и профессиональные компетенции, адаптация в профессиональной деятельности и умение решать задачи самостоятельно.

 

Наименование модуля и шифер Психология
Ответственный за модуль Искакова М.С.
Тип модуль Общий модуль
Уровень модуля Магистратура
Количество часов в неделю 2 часа (1-лекция, 1-семинары)
   
Количество кредитов
Форма обучения Дневная
Семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы Количество часов
Лекция семинар СРМП СРМ
Психологические особенности современного мира и деятельности в нем    
Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.
Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.
Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.
Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.
Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?
Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.
Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.
Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно- психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.
Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.
Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.
Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.
Психология стресс — и self-менеджмента.
Киберпсихология и интеллект.
Психологический профиль специалиста индустриального общества.
  Всего: 150 часов

 

Содержание дисциплины

Введение

Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Тема 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Психологические особенности современного мира и современной деятельности. Структура современной психологии. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде), в малых группах (в микросреде), в личности человека (социальная психология личности).

Тема 2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.

Психологические функции современного производства и производственных отношении. Социальные сети. Социальная боль. Психосоматика – тренд в психологии. Экзистенциальный кризис бытия. Тренд успешности. О нехватке времени.

Тема 3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.

Теоретико – методологические основы психологии бизнеса. Жизненные циклы организации. Лидерство и лидер как основа процветания современного бизнеса. Новые способы управления людьми. Психология успеха. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Тайм-менеджмент или организация рабочего (личного) времени. Имидж как средство успешного предпринимательства. Поведение в типичных ситуациях бизнес – общения.

Тема 4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.

Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технология стратегий и тактики в переговорном процессе.

Тема 5.Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.

Профессиограмма и психограмма профессионала. Понятие профессионально-важных признаков (качеств), их виды, пути выявления. Виды психограмм. Этапы составления психограммы. Подходы к выявлению ПВК. Подсистема пространственных характеристик: физическое, географическое, историческое, биологическое, экономическое, социальное, психологическое пространства. Жилая среда. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Поведенческая география (Дж. Голд).

Социальное пространство как основной детерминирующий факторличности. Социальная депривация. Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида.

Тема 6.Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?

Психология здоровья — новая отрасль человекознания. Сущность психического здоровья человека. Самоуправление и психическое здоровье. Оценка и самооценка психического здоровья. Принцип самосовершенствования в философии востока. Античная философия об активности психики. Виды саморегуляции. Информационно-энергетический уровень саморегуляции. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции. Мотивационный уровень саморегуляции. Особенности саморегуляции в различных состояниях бодрствования. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью. Состояния, связанные с пониженной психической активностью. Предневротические неблагоприятные состояния. Нарушения в сфере личностной мотивации. Искусство преодоления стресса. Современные тренды успешности. Психология успеха.

Тема 7.Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.

Психическое выгорание. Связь идентичности с выгоранием. Катарсис. Критики культуры о психическом выгорании. Сравнение современных симптомов психического выгорания с симптомами ХХ века. Связь выгорания с социальным взаимодействием. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Имидж как средство успешного предпринимательства.

Модуль 2. Психологические основы поведения человека в системе инновационной индустриально- производственной деятельности

Тема 8.Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.

Что собой представляет слово понимание. Понимание как интерпретация. Понимание как включение новых знаний в прошлый опыт субъекта. Семантические аспекты понимания. Понимание естественного языка. Стратегия интерпретации. Взаимопонимание – необходимое условие общения. Экспериментальные исследования понимания.

Тема 9.Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно-психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.

Тема 10.Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.

Система «человек-машина-среда» и основные факторы влияющие на её эффективность. Понятие эргономики. Методологическая база эргономики. Цель и задачи эргономики. Надежность человека как части эргатической системы. Психофизиологические основы эргономики. Плюсы и минусы машин на производстве.

Тема 11.Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.

Личность и её отличительные особенности. Категория личность в науке. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Факторы формирования и развития личности, социализация личности. Психологическая структура личности. Психология межличностных отношений. Межличностные отношения как социально-психологический феномен. Понятие «группа». Межличностные отношения в группе. Этапы формирования коллектива. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Тема 12.Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.

Социально-психологические проблемы гендерной психологии. Понятие гендера. Предпосылки и этапы развития гендерной психологии. Специфика отечественных исследований в области психологии пола. Гендер как социальная категория. Социальные нормы, роли и гендерные конфликты. Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества. Констатирующий эксперимент. Формирующий эксперимент.

Тема 13.Психология стресс — и self-менеджмента.

Понятие и сущность self (само) и стресс менеджмента. Симптомы стресса. Причины профессионального стресса. Психологические причины стресса: стрессогенные стили мышления, стресс и характер, продолжительность жизни и стресс, Интернет-зависимость. Физиологические причины стресса: стресс и метеочувствительность, вредные привычки, образ жизни, питание. Последствия стресса: синдром хронической усталости, бессонница, психосоматические состояния, стресс и депрессия. Self (само) менеджмент – условие личного и профессионального успеха: самоменеджмент (или таймменеджмент) – техника правильного использования времени. Стресс-менеджмент: основы стресс-менеджмента; обучение релаксации; как найти мысли, которые запускают стрессовую ситуацию; «неуправляемые» эмоции; стратегии стресс-менеджмента.

Тема 14.Киберпсихология и интеллект.

Человек в информационном мире. Социальная система киберпространства как новая социальная общность. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета. Групповая динамика сетевого сообщества. Психологическое исследование феномена интернет-аддикции. Методы полевого психологического исследования в сообществе хакеров. Особенности образа Я «жителя» интернета. Тайм-менеджмент или организация рабочего (личного) времени в интернете. Виртуальные сетевые сообщества девиантного поведения. Модель социализации пользователей в киберпространстве. Психология компьютерных игр. Групповая игровая деятельность в Интернете.

Тема 15.Психологический профиль специалиста индустриального общества. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве. Социальный портрет нового человека. Критическое мышление. Мобильность. Креативность. Адаптивность. Способность к самообразованию. Рефлексивность и толерантность.

 

Практические занятия

Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Семинары — тренинги

Тема 1. Социально-психологический тренинг коммуникативных навыков.

Тема 2. Коуч-тренинг по развитию персональной ответственности.

Тема 3. Тренинг командообразования.

Тема 4. Формирование коппинг – стратегии выработки критического мышления.

Тема 5. Основы управления конфликтами в организации.

Тема 6. Тренинг преодоления конфликтов в производстве.

Тема 7. Тренинг «Феноменология конфликтов и пути их разрешения»

Модуль 2. Психологический анализ характеристики человека в системе инженерно- психологической организации трудовой деятельности.

Тема 8. Тренинг организационного развития.

Тема 9. Использование навыков нейролингвистического программирования в межличностном взаимодействии.

Тема10. Упражнение «Превращаем проблему в цели».

Тема 11. Тренинг личностного роста.

Тема 12. Элементарные средства саморегуляции и хорошего настроения. Упражнение «Слова, слова, слова». Тренинг по развитию психической саморегуляции .Тренинг развития креативности.

Тема 13. Упражнение «Несколько шагов к совершенству», «Эффект плацебо».

Тема 14. Социально-психологический тренинг формирования гендерного самосознания –«Путь женщины и путь мужчины».

Тема15. Социально-психологический тренинг повышения личностной стоимости и мотивации карьерного роста.

Задания по СРМП

Модуль1.

1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.

3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.

4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.

5. Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.

6. Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?

7. Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.

Модуль2.

8. Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.

9. Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно-психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.

10. Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.

11. Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.

12. Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.

13. Психология стресс — и self-менеджмента.

14. Киберпсихология и интеллект

15. Психологический профиль специалиста индустриального общества.

 

Задания по СРМ

1. Презентация на тему Психология труда/Педагогическая психология/Медицинская психология/Юридическая психология/Военная психология/Психология спорта/Психология торговли/Психологии научного творчества/Психология художественного творчества. Презентации не должны повторятся.

2. ЭССЕ на тему «правдива ли отговорка – “мне не хватает времени”»

3. Презентация на тему «Новые способы управления людьми». Студенты между собой обговаривают, по какому виду будут готовить презентацию. Можно работать в группе, если темы подходят друг-другу.

4. Ролевая игра. Студенты делятся на 2 группы и поочередно демонстрируют конфликтную систуацию, которую должна решить другая группа. Каждая группа должна подготовить не менее 5 конфликтных ситуации.

5. Реферат на тему «Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.»

6. Групповая работа на тему: Информационно-энергетический уровень саморегуляции/Эмоционально-волевой уровень саморегуляции/Мотивационный уровень саморегуляции. Студенты делятся на 3 группы, соответственно по темам, готовят справку по темам.

7. Портфолио на тему «Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.»

8. Презентация из своего опыта на тему «Мой конфликт».

9. Деловая игра на тему «Психологичекая культура».

10. Деловая игра по теме «Плюсы и минусы машин на производстве». Студенты деляться на 2 группы и обсуждают данную тему.

11. Психологическая игра на тему «Межгрупповые отношения и взаимодействия»

12. Дебаты по теме «Гендерные различия». Студенты деляться на 2 группы и обсуждают, под чьим управлением, женщины или мужчины, компания/организация/государство будет процветать. (Желательно мальчики за женщин, девушки за мужчин).

13. Групповая работа на тему: Причины профессионального стресса/Психологические причины стресса/Физиологические причины стресса. Студенты делятся на 3 группы, соответственно по темам, готовят справку по темам.

14. Дебаты по теме «положительные и отрицательные стороны интернета в жизни людей»/Как влияет интернет на жизнь человека/Человек до и после появления интернета.

15. Портфолио на тему «Психологический профиль специалиста индустриального общества»

Рекомендуемая литература.

1. Ниренберг Дж., Росс И.С. Секреты успешных переговоров. М.: Омега, 2007.

2. Бронинг Г. Руководство по ведению переговоров. М. 1996.

3. Атвер И. Я вас слушаю. Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М.: Экономика.-1984. С.112.

4.Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. — М., 1990.

5.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Природа: объект или субъект отношений личности. //Школа здоровья. 1995. № 1. с. 81-92.

6.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. — Даугавпилс, 1994.

7. Бузан Т. Скоростная память. – Волгоград, 2001.

8. Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.

9. Гогоберидзе А.Г. Образование студента. Задачник по самодиагностике и само- информированию. – СПб., 2000.

10. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.

11. Гримак Л.П. Общение с собой. — М., 1991.

12. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. — М., 2001.

13. Панкратов В.Н. саморегуляция психического здоровья. — М., 2001.

14. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб.: Речь, 2002.

15. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.,1990.

 

Автор: д.пс.н., профессор Искакова М.С.