Пед. деятельность — вид деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Учитель – личность, организующая и реализующая учебно воспитательный процесс в школе.
Функции учителя:
Управление (координировать действие учеников)
Прогнозирование
Диагностика (получение информации о протеканиях и результатах учебно-воспитательного процесса)
Проектирование
Планирование
Организационная (вовлечение детей в учебный процесс)
Аналитическая (анализ дела)
Профессиональная компетентность учителя — совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессиональные качества: любовь к детям, умение ставить цели, настойчивость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории и детской психологии, владение методикой, чувство юмора.
Личностные качества: человечность, доброта, терпеливость, порядочность, щедрость, уважение к людям, душевная чуткость.
2.Функции классного руководителя. Планирование воспитательной работы кл. рук-ля: перспективное, календарное, текущее
Кл.рук-ль – основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначенное директором шк для осуществления воспитательной работы в классе.
Институт кл рук-ва сложился давно. В Росии до 1917 была введена должность классных наставников и кл. дам. Права и обязанности их определялись уставом. Во времена единой трудовой школы должность называлась групповодом. После переименования групп в классы появилась должность кл. руководитель
Функции:
Аналитическая – изучение и анализ индивидуальных особенностей с помощью психолога. Изучение и анализ качества уч-ся в его развитии(беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия – она помогает выделить лидеров и изгоев)
Организационно-координирующая– организация внеурочной деятельности; работа с учителями предметниками, психологом, соц. педагогом; индивидуальная пед.работа с социальным педагогом и психологом
Коммуникативная – формирование позитивных в/отношений между детьми, управление в/отношениями в классе, формирование оптимальных отношений в системе учитель-ученик, в обучении учащихся установлении положительных в/действия с людьми
Воспитательная – деятельность кл рук-ля осуществляется по следующим направлениям:Диагностикаколлектива,Целепологание,Проектирование,Организация развития и сформирования Д,Оценка достигнутого, корректировка
Анализ работы психиатрической службы поликлиники
... учебных заведениях, трудовых коллективах итд. Планирую свою работу и анализирую показатели своей деятельности. Ежемесячно составляю отчеты о работе психиатрического кабинета. За каждые 6 месяцев составляю анализ ... иной документации в соответствии с установленными правилами. Провожу санитарно-просветительную работу. Являюсь секретарем районной комиссии по профилактике алкоголизма, наркомании и ...
Планирование– процесс определения воспитательных задач кл.рук-ля и средств их решения.
План воспитательной работы – перечень задач и дел с группой и отдельными учениками, а также с учителями класса, с психологами, родителями на определенный период времени.
Виды планов кл. рук-ля:
Перспективное планирование(год, полугодие, четверть)
Разделы плана:«сведения о классе» — количество учащихся, сведения о здоровье, поведения, успеваемости, занятия в кружках, сведения о семьях(можно вклсоц.паспорт); «психолого-пед-ая характеристика» — отражается уровень развития внутриличностных отношений, интересы и склонности детей, анализ результатов успеваемости,посещаемости, уровня воспитанности всего класса и отдельных учеников; «цельи задачи учебно-воспитательной работы» — задачи должны быть конкретны и охватывать все стороны воспит-ой работы: умственное, нравственное, трудовое.; «организационно воспитательные работы» — изучение учащихся, их семей; выбор актива класса; распределение обязанностей; работа с документами: личные дела, журнал, дневники учащихся; «содержание воспитательной работы»
Форма этого раздела может быть различной:
по основным сторонам воспитания: умственная, трудовая, нравственная, эстетическая, физическая
по видам деят-ти: познавательная, досуговая, нравственно-этическая, трудовая, физкультурно-оздоровительная
по тематическим периодам(на основе КТД – Иванова )
3.Возникновение и развитие педагогики. Вклад выдающихся педагогов Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского(1592—1670).
Его главный труд «Великая дидактика». Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная система, стали основой педагогической теории. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово — с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума».
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827).
«О, любимый народ! — восклицал он. — Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания. В предисловии к своей книге «Человек как предмет воспитания», вышедшей в 1867 г., К.Д. Ушинский подчеркивает: «… Из сказанного вытекает уже само собой, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности» питания учащихся.
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Формирование коллектива при обучении детей с ОПФР (с интеллектуальной ...
... о формировании коллектива и положительных межличностных отношений учащихся классов интегрированного обучения. Различные авторы А.Н. Колоплева, Т.Л. Лещинская, М.В. Швед, В.А. Шинкаренко в качестве важнейшего условия эффективной работы в ...
Воспитание— целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый
6.Современные концепции коллектива: методика коммунарского воспитания И.П.Иванова, концепция формирования общечеловеческих ценностей В.А.Караковского.
По мнению Каракосвского школа должна яв-ся главным нравственным окладом общества. Современных условиях жизни общества воспит должно стать главным и социальным приоритетом, а главная тенденция школы- школы воспитующего.
Принципы:из всех показателей оценки школы, главной следует считать самочувствия в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому; для педагога личность школьника главная ценность и основной объект его заботы; высокая требовательность к ученику должна включать, высокое требовательность к его чел достоинству; обучения и воспитэффективны если они целесообразны и не масштабны. Творчество учителя важнейший признак пед культуры.
Воспитательная работа проходит в 3 этапа: создания школьного разновозрастного коллектива, кот яв-ся ядром школьной воспит системы; система самоуправления улучшается. В классах водится должность дежурного командира. Он избирается большинством голосов, прямым голосованием на собрании классного коллектива. Срок работы 1 месяц. Для каждого отдела создается временный совет, в состав кот входят и учащиеся и учителя; на этом этапе заканчивается формирования системы. Возникшая в сфере досуга она охватывает все больше и больше участников школьной жизни, постепенно включал в себя все учеб воспит процессы.
Задачи:формирование у детей целостной картины мира; формирование гражданского самосознания; приобщение детей к общим чел ценностям; формирование у подрастающего человека креативности; формирования осознания собственного Я.
Коллективное творческое дело определяется как совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела, направленные на принятия общей идеи, творческую коллективную реализацию дела, его коллективный анализ и оценку принятия идеи нового дела.
Технология Иванова предполагает 6 этапов реализации дела:
На предварительном этапе послед дей-я педагогамогут быть следующими: выделить в соответствии с задачами воспит работы в классе те воспит задачи на к-ые следует направлять дело; проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе, выявить проблемы коллектива и причины проблемы; определить место данного дела в системе воспит работы в коллективе; составить собственный план в организации подготовки дела в коллективе.
Коллективное планирование: побеседовать с организатором коллектива как организовать коллективное планирования дела; принять участие в сборе совета коллектива; помочь ребятам выбрать ту или иную форму колет планирования; принять участие в сборе- старте.
Коллективная подготовка:инструктаж ведущих дел; организация репетиции фрагмента дела; инструктаж по проверки готовности проведения дела
Роль психологических аспектов педагогического процесса в формировании ...
... актуальность. Целью курсовой работы является определение значения психологических аспектов педагогического процесса в ВУЗе для формировании знаний, умений и навыков к способам деятельности, личностным качествам ... восприятие ее дает возможность придать учебно-воспитательному процессу профессиональную направленность. Таким образом, можно сделать вывод, что сущность процесса обучения в ВУЗе состоит в ...
Коллективное провидение: помочь создать необходим псих атмосферы дела; способствовать сохранению эмоц подъема можерного тона дела; поддерживать чувство успешности детей в ходе дела.
Коллективный анализ: придворит разработка; инструктаж ребят организаторов по проведению анализа дела; учитывать предложения и рекомендации по совершенству КТД.
Ближайшие последствия: предварительное прогнозирование возможных предложений по проведению следующего дела; содействовать предлож новых дел.
Здесь партнерская позиция педагога в проведении КТД, пед направленность на сотрудничество и сотворчество в месте с коллективом детей.по данной технологии создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. Существуют возрастные этапы технологии и виды дел. В начшк используется в основном- игра. Сред звене- техническое творчество, участие в муз изобраз творческих проектов. Старшие классы-творч проекты, исслед работы, сочинения итд.
Вопрос 7. Сущность и функции педагогического процесса. Основные компоненты целостного педагогического процесса. Этапы педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это организация воспитательных отношений, заключающаяся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов, влияющих на развитие его участников (Г.М.Коджаспирова).
ЦПП– это процесс, в котором социальный опыт воспитателя переплавляется в личностные качества воспитанников.
Сущность ЦПП – обеспечение единства и целостности процессов обучения, воспитания, развития.
Идея целостности: это взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, возникающих и протекающих в нем, во взаимоотношениях все субъектов пед. процесса, связях пед. процесса с явлениями внешней среды.
Педагогический процесс, как система выполняет следующие функции:
— воспитательную
— образовательную
— развивающую
— социальную
Каждый из процессов (обучение, воспитание, развитие, формирование) имеет доминирующую и вспомогательную функции: воспитание – воспитательная (доминирующая) и развивающая, формирующая, обучающая (вспомогательные).
Воспитательная функция проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит взаимодействие с воспитанниками, в личности воспитателей, в их профессионализме, в учебных планах, программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Образовательная функция проявляется в основном и реализуется в процессе обучения, во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры, как суммы ЗУН, опыта творческой деятельности и отношений.
Развивающая функция – это развитие в процессе воспитания, выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, формировании у него новых качеств, новых умений. Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умениях, навыках или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого.
13 стр., 6132 слов
Целостность процесса обучения
... грани между процессами образования, воспитания и развития личности относительны, и некоторые их аспекты являются общими. Условное выделение этих функций необходимо в практической деятельности педагога при целеполагании процесса обучения и диагностике ...
Социальная функция (функция социализации)проявляется во всем, в любом образовательном учреждении. Воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отвергает. А это частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учебном учреждении.
Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс:
1. Целевой компонент – включает все многообразие целей и задач пед. деятельности: от генеральной цели – всестороннего, гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
2. Содержательный компонент – отражает смысл, вкладываемый в общую цель и в каждую конкретную цель.
3. Организационно-деятельностный компонент – включает взаимодействие педагогов и воспитанников, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
4. Контрольный (результативный) компонент – отражает эффективность протекания пед. процесса , характеризует сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Этапы пед. процесса:
Этапы – это последовательность развития процесса.
1. Подготовительный этап.
На данном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.
2. Основной этап.
Идет реализация целей и задач, поставленных на подготовительном этапе. Важной задачей является организация деятельности.
3. Заключительный этап.
На данном этапе происходят анализ деятельности, подведение итогов, оценивание полученных результатов, с целью дальнейшей доработки неудачных моментов и использования положительного опыта удачных моментов.
Таким образом, педагогический процесс – одно из ключевых понятий педагогики, сущностькоторого заключается в обеспечении единства и целостности процессов обучения, воспитания, развития. Педагогический процесс выполняет ряд функций и реализуется через ряд этапов.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом (клруком и учителями предметниками) различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внешкольная воспитательная работа – это педагогическая деятельность в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, направленное на развитие у детей интересов и способностей.
Возможности внеклассной воспитательной работы:1.Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке
2.Вкл. разных видов внекл-ой работы , обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки
3.Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деят-ти, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности
4.В различных формах внекл-ой работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и прочее
Цель внекл-ой воспит-ой работы – усвоение необходимого для жизни социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей
10 стр., 4632 слов
Неформалы в среде школьной молодежи и методы работы с ними
... целей детских официальных и неофициальных объединений, разнообразию их содержания, форм и методов работы. Свободные объединения могут становиться частью общественных организаций. За счет их обогащаются, ... К числу самодеятельных объединений относится парная и групповая дружба, разнообразная совместная работа, деятельность по интересам. Такие объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, ...
Задачи:
1.Формирование у ребенка положительной «Я – КОНЦЕПЦИИ»
2.Формирование навыков сотрудничества, коллективного в/действия
3.Формирование нравственного, волевого, эмоционального компонентов мировоззрения
4.Развитие познавательного интереса: расширяется кругозор, приобщается к различным видам искусства,углубляются знания по предметам
Функции:
Образ-ая: обучение детей определенным навыкам поведения, коллективной Ж, навыкам общения
Разв-ая: развитие психических процессов школьника, развитие индивидуальных способностей
Восп-ая:приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование нравственных качеств
Требования к внеклассной работе:
Обязательная постановка цели
Определить ожидаемые результаты
Оптимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке
Высокие личностные качества педагога-организатора без фальши…
Педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие в сложившейся в классе ситуации(творчество педагога)
12.Характеристика методов воспитания: поощрение, наказание, соревнование.
-методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Задачи: закрепления положительных форм поведения; предупреждение и пресечение негативных проявлений и поступков; формирование положительной мотивации поведения.
Условия:учет индивидуальных особенностей воспитанников; опора на общественное мнение; точная эмоциональная направленность; правильная дозировка.
Поощрение- стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности.
Виды: одобрение, похвала, благодарность, награда, материальное награждение.
Наказание– торможение отрицательных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.
Виды: замечания, порицание, неодобрение, выговор и др.
Соревнование-метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, которые каждый его участник стремится максимально проявить своих способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими.
Формы: конкурсы, викторины, фестивали, олимпиады, спартакиады, выставки.
10.Учебно- методическое обеспечение:учебные планы, программы, учебники и учебные пособия
Содержание образования отражается в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях.
Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на каждый предмет в год, неделю; продолжительность учебного года и каникул.
В базисном учебном плане представлен перечень всех учебных дисциплин по годам обучения в школе (вузе).
Изучаемые предметы в учебном плане подразделяются на три группы: обязательные (базовый — федеральный компонент), по выбору учащихся (региональный компонент) и предметы, изучение которых определяется советом школы, вуза (школьный, вузовский компоненты).
Исторические аспекты развития методов обучения 4
... развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, используемые в современном учебном процессе. Гипотеза исследования: современные методы обучения направлены на всестороннее развитие личности, ...
В базисном учебном плане устанавливается распределение часов на различные образовательные области, факультативы, курсы по выбору.
На основе базисного разрабатываются учебные планы школ (вузов) с учетом их специфики. Эти планы различны для дневных, вечерних, заочных, дистанционных форм обучения.На основе учебных планов составляются учебные программы.
Учебная программа содержит пояснительную записку о целях изучения данного предмета, об основных требованиях к знаниям и умениям учащихся (студентов), тематическое планирование изучаемого материала по предмету в каждом классе (курсе); собственно программу — перечень разделов и тем по курсу, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для данного курса; рекомендуемую литературу; вопросы для контроля; тематику курсовых, квалификационных работ (в вузе).
Типовые учебные программы разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта по определенной дисциплине. Они имеют рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе типовых, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры).
Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного учебного заведения.
Авторские учебные программы учитывают требования образовательного стандарта, но могут иметь другую логику изложения учебного материала, авторские взгляды на изучаемые явления и процессы. В основном используются на курсах по выбору, факультативах.
При концентрическом способе построения материал данной ступени обучения в более усложненном виде изучается на последующих ступенях. Концентризмобусловлен необходимостью учета возрастных особенностей учащихся.
Линейный способ построения учебных программсостоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы. Этот способ более экономичен.
Учебникявляется источником учебной информации и выступает средством обучения, отражает цели и содержание обучения.
В учебнике главной формой является текст. Он делится на:основной (базовые термины, их определения, основные факты, явления, процессы, события; описание законов, теорий, ведущих идей и т.д.);
дополнительный (документы, хрестоматийные и справочные материалы, биографические данные, статистические сведения.пояснительный(введения, примечания, разъяснения, словари, указатели и т.д.).
Понятие содержания образования. Основные компоненты содержания образования. Государственный образовательный стандарт.
содержания образования- целенаправленный процесс обучении и воспитания в интересах человека, общества государства.
7 стр., 3147 слов
Развитие потенциала личности педагога дополнительного образования
... присутствие этих групп характеристик определяет специфику интеллектуального потенциала педагога дополнительного образования. §3. Профессиональное развитие педагога потенциал личность педагог профессиональный Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две ...
Сущность содержания образования: для успешного осуществления обучения необходимо понять, чему надо учить, т.е. каким должно быть содержание образования: знаниево- ориентированный подход – определяет содержание образования как педагогическая адаптированная система научных знаний; линостно- ориентированный поход— определяет содержание как пелагогический адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте и состоит из 4 компонентов: опыт познавательной деятельности- включает в себя знания о природе, обществе, человеке. ( понятия и термины, теории и законы, научные и социальные идеи, знания о способах деятельности методах познания); опыт существования деятельности- проявляется через умения и навыки; опыт творческой деятельности: виды деятельности-владение альтернативным мышлением. решение новы проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую систему; сферы деятельности- умственная нравственная трудовая эстетическая.
Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений- обусловливается нравственными стимулами, эстетической потребностью, эмоциональной окрашенностью, мотивами деятельности. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности.
Факторы определяющее содержания образования:цель образования.уровень развития технического и экономического развития страны; учет международного опыта; уровень возможностей учеников и воспитанников; уровень развития в культуре искусстве политике.
В соответствии с законам РФ об образовании в нашей стране введен стандарт образования- система основных параметров, принимаемые в качестве госуд. Нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Компоненты:федеральный-обеспечивает базовый стандарт образования по разным предметам на всей территории страны; национально- региональный- определяет те нормы, которые относятся к компетенции регионов. Учитываются интересы в области образования всех своеобразие народов; школьный- школа сама определяет объем учебного времени.
Функции стандарта:критериально-оценочная; обеспечения права на полноценное образование; сохранения единства образовательного пространства страны; гуманизация образования; управления; повышения качества образования.
15.Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
1. Рассказ – монологическое, последовательное изложение материала.
Активные методы обучения
... знаний, самостоятельному поиску решения проблем; - педагог будет понимать значимость использования активных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения активных методов обучения ... деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» ...
Виды рассказа:А) рассказ-вступлениеБ) рассказ-повествованиеВ) рассказ-заключение
«+»а) доступный методб) большой объем материала
« — »а) невысокий уровень самостоятельностиб) трудно удержать внимание
Требования:
1) Рассказ должен обеспечить достижение целей
2) Содержать достоверные факты
3) Иметь четкую логику
2. Беседа – вопросно-ответная форма изложения материала.
Виды бесед: 1)катехизическая (проводится с целью проверки изученного материала)2)эврестическая (используется при изучении нового материала)
3)сократическая4)вводная5)закрепляющая6)контрольно-корректирующая
«+»1)активность познавательной деятельности
« — »
1. Требует большого объема времени
2. Диспут–Требования: 1)установление информационных рамок диспута2)на обсуждение выдвигается не более 5-ти спорных вопросов
3)своевременное начало4) соблюдение регламента
3. Объяснение– использование закономерностей существующих свойств, изучаемых объектов, явлений.
«+»:1)доступность2) высокий уровень развивающей функции3) включает познавательную деятельность
«-»:
1) слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся
2) одинаковый темп усвоения материала
Требования:
1) точная и четкая формулировка сути проблемы
2) последовательное раскрытие связей
3) логика изложения материала.
4. Работа с книгой –
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
1. Иллюстрация
2. Демонстрация
3. Наблюдение
В) Практические методы:
Источник: действие
1. Упражнение
2. Лабораторная работа
3. Практическая работа
16.Наглядные методы обучения: иллюстрация, демонстрация, видеометод.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
5. Рассказ
6. Беседа
7. Диспут
8. Объяснение
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
4. Иллюстрация– метод обучения, связанный с показом и восприятием предметов, процессов, явлений в их символьном изображении.
Требования:
1) Необходимо продумывать дидактическое назначение метода
2) Необходимо сочетать иллюстрации для фронтальной работы с раздаточным материалом.
«+»1.Слуховое восприятие сочетается со зрительным
«-»1.Дорогостоящие оборудования. 2. Не всегда высокое качество пособий.
5. Демонстрация –метод обучения, предполагающий показ опытов, технических установок.
1) Все ученики должны хорошо видеть демонстрируемый объект
2) Можно было бы воспринимать всеми органами чувств
3) Самостоятельность учеников.
6. Наблюдение– метод целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Виды:
1) Наблюдение в реальных условиях
2) Наблюдение в классных условиях
3) Требования:
1. Перед наблюдением ставится цель
2. Все фиксируется
3. Результаты обрабатываются и делаются выводы.
Видеометод.
В) Практические методы:
Источник: действие
4. Упражнение
5. Лабораторная работа
6. Практическая работа
Сущность понятий воспитания, самовоспитания, перевоспитания, особенности воспитательного процесса, соц.воспитание.
Воспитание в широком смысле представляет собой влияние общества на личность.
Воспитаниев узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитание является многофакторным процессом. На него влияют различные факторы, совокупность которых можно разделить на две группы: объективную и субъективную.
К первой группе факторов относятся:
1) наследственность и состояние здоровья человека;
2) социальный и профессиональный статус семьи, который оказывает влияние на окружение ребенка;
3) обстоятельства биографии;
4) специфика строя страны и исторической эпохи.
Ко второй группе относятся:
1) особенности психики, мировоззрение, ценностно-мотивационная сфера личности, направленность, внутренние потребности как воспитателя, так и воспитуемого;
2) порядок взаимоотношений с социумом;
3) организованные воспитательные воздействия на человека со стороны некоторых людей, групп и общества в целом.
Целью воспитания являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемого (или группы воспитуемых), которые осуществляются под влиянием специально предназначенных и поэтапно проведенных воспитательных акций и действий. Всякая воспитательная задача решается посредством инициирования воспитателем активных действий воспитанника. Успешность воспитательной акции как единства средств и способов достижения цели выражается как увеличение степени самостоятельной активности воспитанника.
Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.
Цели воспитания:
Воспитание представляет собой процесс целенаправленной и намеренно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).
Выделяют три группы задач, которые решаются на каждом из этапов социализации:
1) естественно-культурные;
2) социально-культурные;
3) социально-психологические. Естественно-культурные задачи представляют собой процесс достижения установленного уровня физиологического и сексуального развития на всяком из возрастных этапов, характеризующегося отдельными нормативными отличиями в различных географико-культурных условиях.
Социально-культурные задачи – задачи, связанные с формированием морально-нравственных, познавательных, ценностно-смысловых потребностей и позиций, которые проявляются на каждом возрастном этапе в определенном историко-культурном социуме. Они обусловливаются обществом в контексте общего, регионального и личностного окружения человека.
Социально-психологические задачи включают в себя процессы формирования самоопределения личности, ее самосознания, самоактуализации и самоутверждения, имеющие различные характеристики на каждом из возрастных этапов.
Решение этих задач на каждом этапе социализации необходимо для полноценного развития и становления всесторонне и гармонично сформированной личности. В противном случае происходят задержка или недоразвитие личности.
Перевоспитание – это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.
К задачам перевоспитания относят:
1) применение таких социальных условий и воспитательных возможностей социума, которые способствуют ликвидации различных отрицательных влияний со стороны окружения;
2) использование лечебной и воспитательно-педагогической работы в совокупности, с тем чтобы изменить или предотвратить возникновение внутренних предпосылок трудновос-питуемости;
3) коррекцию последствий неправильного воспитания в семье и школе;
4) коррекцию процесса психического развития подростка, которая включает в себя ликвидацию промежутков в интеллектуальном и нравственно-этическом развитии, определение и организацию целесообразного гигиенического режима в обществе;
5) использование социально-правовых мер исправления или изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей;
6) психологическую подготовку трудновоспитуемого подростка к самовоспитанию. Функции перевоспитания:
1) ликвидация отрицательных условий и обстоятельств окружающей среды, а также предупреждение возникновения оснований для трудновоспитуемости, целью которой является усиление положительного развития подростка;
2) коррекция самооценки и понимания себя как личности, которая осуществляется в соответствии с нормами, диктуемыми обществом, атакже устранение недостатков формирования личности;
3) ликвидация результатов неправильного и антисоциального воспитания в семье трудновоспитуемого подростка;
4) активизация внутренних ресурсов личности с целью преодоления ею отрицательных стилей поведения.
К общим методам самовоспитания учащихся относятся следующие методы.
1. Механизмы духовно-нравственного самосовершенствования:
1) cамоанализ. Представляет собой приемы научения школьников способам самоанализа, это оценка своего конкретного поступка, вырабатывание личного соображения о своем поведении, о своем месте в коллективе, о взаимоотношениях с одноклассниками, родственниками, учителями. Самоанализ помогает с рациональной точки зрения смотреть на ситуацию;
2) самокритика. Представляет собой формирование на базе самоанализа способности критически оценивать свои действия, поведение, взаимоотношения в обществе и семье. Важно также формирование правильной самокритики, не приводящей к самообвинению;
3) самопознание. Цель – осознание и составление целостного и совокупного портрета собственного «я», «я»-концепции, формирование жизненных целей, определение своего места в мире;
4) самоочищение. Проявляется как средство избавления от внутренних кризисов и конфликтов.
Самовоспитание формирует нравственно-моральную личность, которой присущи интеллектуальная свобода и свобода выбора и поведения.
Организация совместной деятельности.
22. Понятие о формах обучения. Возникновение и развитие системы форм обучения индивид., индивид. групп., коллектив.
Форма обучения в дидактике означает внешнюю сторону организации учебного процесса, зависит от целей, содержания, методов, средств и тд.
На сегодняшний день используется различные формы организации учебного процесса:
— индивидуальная (репетиторство, работа с отстающими, работа с одаренными)
— групповая (работа в микрогруппах, задания могут быть разные, а могут быть одинаковые)
— фронтальная (работа преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами)
— коллективная форма (учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия)
Развитие форм обучения:
— белл-ланкастерск. система взаимного обучения. Сущность заключалась в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей, что в итоге позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей.
— мангеймская (КУС).
Характеризуется тем, что при сохранении КУС обучения учащиеся в зависимости от способностей, уровня интеллектуального развития и степени подготовки распределялись по разным классам
1. наиболее способные
2. средне способные
3. малоспособные
4. вспомогательн.
— Дальтон-план. ( Индивидуальное обучение).
Цель состояла в том, чтобы дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующим его способностям
Сущность: учащиеся по каждому предмету получали задания на год и отчитывались по ним в установленные сроки.
— План Трампа. Предполагала сочетание занятий в больших аудиториях(100-150 чел) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивид.работу учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилась 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение лекционного материала , углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков – 20 %, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся. Классы при этой системе отменялись, состав малых групп был непостоянный.
— метод проектов. Основу школьных программ должна составлять опытная деятельность ребенка, связанные с окружающей его реальностью и основан на его интересах.
24.. Диагностика. Виды метода контроля.
Диагностика – общий способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса.
Диагностика берет вместе с процессом совместный труд учителя и ученика и процесс учения на основе возможности и способности.
Диагностика включает в себя контроль, проверку, накопление данных, прогнозирование дальнейших событий.
Задачи:
— анализ процессов и результатов развития школьников.
— анализ процессов и результатов обучения (глубина, объем обученности, умение использовать накопления знаний, навыки)
— анализ процессов и результатов воспитания.
Методами диагностирования яв-ся: тестирование обученности и воспитанности, исследование возможностей.
Основная цель: своевременное выявление, оценивание и анализ учебно-воспитательного процесса в связи с его продуктивностью.
Виды контроля:
а) Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебного предмета.
б) Текущий контроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывное отслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебного процесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий его систематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся с вопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемый материал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знаниях и умениях.
в) Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
г) Итоговый контроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года. Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во 2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этом учитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметов проводятся контрольные работь! (по математике, языкам и др.), охватывающие основной учебный материал.
д)отсроченный.контроль.Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительном этапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также средней общеобразовательной и профессиональной школы (техникумов, ПТУ).
Методы и приемы контроля:
1.Устные (опрос)
2.письменные (диктант, сочинение)
3.практические (практич. задания)
4. дидактические тесты
Формы контроля:
1 Организационные формы. К ним относятся индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль и “поурочный балл”. Кратко их охарактеризуем.
2 Индивидуальная проверка знаний. Ее задача— глубокий и всесторонний контроль знаний, умений и навыков ученика, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и соответствующих выводов о каждом ученике, для организации индивидуального подхода к нему в процессе учебно-воспитательной работы.
3 Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это особенно удобно, если учащиеся выполняли работу группой. Здесь проявляется взаимопомощь ребят. При такой проверке следует дойти до каждого, а не ограничиваться “огульной” оценкой всей группы. Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.
4 Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается весь класс, вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Весь класс в момент опроса работает напряженно и в быстром темпе. Если какой-то ученик затрудняется ответить на вопрос, то учитель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а обращается к другому, третьему ученику, предлагает ответить тому, кто уже готов
Задачи нравственного, трудового, физического воспитания.
Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания следующие:
укрепление здоровья, правильное физическое развитие;повышение умственной и физической работоспособности;развитие и совершенствование природных двигательных
качеств; обучение новым видам движений; развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и других);формирование гигиенических навыков; воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма); формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом; развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Нравственность— это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.
26.Методы воспитания: рассказ, беседа, пример.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания; содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений: иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым и доступным языком; отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Беседа( диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
активизирует учащихсся;развивает их память и речь;делает открытыми знания учащихся;имеет большую воспитательную силу;является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
требует много времени;содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ,который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.
Общие понятие о методах и приемах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
9. Рассказ
10. Беседа
11. Диспут
12. Объяснение
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
7. Иллюстрация
8. Демонстрация
9. Наблюдение
В) Практические методы:
Источник: действие
7. Упражнение
8. Лабораторная работа
9. Практическая работа
Классификация по характеру познавательной деятельности:
Авторы:Лернер, Скаткин
1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстрационный)
2. Репродуктивные
3. Проблемного изложения материала
4. Эврестический (частично-поисковый)
5. Исследовательский
Классификация на основе целостного подхода к процессу обучения:
Автор: Бабанский
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
А) словесные
Б)наглядные
В) практические
Г)логические
Д)гностические
2. методы стимулирования и мотивации
3. методы контроля и самоконтроля
Классификация на основе дидактической цели:
Авторы: Данилов, Есипов
1. Методы приобретения новых знаний
2. Методы формирования умений и навыков
3. Методы применения знаний
4. Методы проверки закрепления ЗУН
23. Характеристика методов организации деятельности и опыта поведения: упражнение. Приучение, поручение, требование.
Упражнения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение.
Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма.
Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д.то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий: 1) системы упражнений; 2) их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частоты повторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников; 8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулирования упражнений. Между такими факторами, как частота, объем упражнений, и Достигнутыми результатами существует прямая зависимость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью.
Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.
Приучение применяется на всех этапах воспитательного процесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие.
Использовать игры целесообразно в тех случаях,1) цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников;
2) процесс достижения цели скучный, однообразный и сопряжен с неприятными ощущениями.
Поручения.С помощью поручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изготовить игрушки для
подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т. д. Поручения дают и для того, чтобы развить не обходимые качества: неорганизованным дают задание подготовить провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
28.Понятие системы образования: образовательные программы, образовательные учреждения, органы управления.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования
К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере образования, а также федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения
27. Урок: типология и структура по дид.цели.
Урок – это ограниченный во временном, смысловом, организационном отношении отрезок учебного процесса. По классификации различают следующие типы урока:
1. По дидактическим целям (Есипов, Огородников):
— урок ознакомления с новым материалом;
— урок закрепления;
— урок выработки и закрепления умений и навыков;
— обобщающий урок;
— урок проверки знаний;
2. По содержанию и способам проведения (Казанцев)
3. По цели организации детерминированной общедидактической целью (Махмутов):
— уроки изучения нового материала;
— уроки совершенствования ЗУН;
— уроки обобщения и систематизации;
— комбинированные уроки;
— уроки коррекции ЗУН;
— уроки контроля;
4. По месту проведения.
Каждый урок имеет свою структуру. Структура урока – это соотношение компонентов урока, их последовательность и взаимосвязь.
Структурные элементы урока:
• Организация начала урока (определение готовности к совместной деятельности, мобилизующее начало)
• Постановка цели и задач урока (формулировка целей и задач урока, осознание и принятие цели и задач урока учащимися)
• Проверка домашнего задания (определение степени усвоения изученного и готовности к восприятию нового, выявление возникших трудностей, в усвоении изученного , выяснение степени ответственности учащихся)
• Объяснение (научное, увлекательное и доступное к подаче учебного материла, с активным привлечением учащихся)
• Закрепление (подбор спец.заданий после объяснения нового материала, осуществляется связь теоретического материала с практикой, выработка умений и навыков применения знаний)
• Повторение (это систематизация, обобщение и воспроизведение учебного материала по темам и разделам, введение элементов поискового характера)
• Подведение итогов урока (выяснение, что узнали нового на уроке, чему научились, оценка качества урока)
• Домашнее задание (обобщение задания на дом, разъяснение способов выполнения)
Независимо от типа урока существует три обязательных компонента:
a. Организация начала урока
b. Постановка целей и задач урока
c. Подведение итогов урока
Подготовка учителя к уроку, тематическое и поурочное планирование.
Подготовка урока— это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
Диагностиказаключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученное™, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, — а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
Прогнозированиенаправлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять.
Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
дата проведения урока и его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; цели и задачи образования, воспитания, развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала; методы и приемы работы учителя в каждой части урока;учебное оборудование, необходимое для проведения урока; задание на дом.
18.Вспомогательные формы организации учебной работы — это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие формы.
Экскурсия — древняя форма учебной работы, поэтому требования к экскурсиям хорошо разработаны. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен все-сторонне подготовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащихся на выполнение предстоящих задач. В плане экскурсии указывается тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), организация познавательной деятельности учащихся, средства и снаряжения, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов экскурсии. Экскурсия может быть фронтальной, групповой или мик-рогрупповой. Учебные экскурсии планируются как по от-дельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.
Важное значение имеет заключительный этап экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала. Учащиеся анализируют и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготовляют таблицы, устраивают выставки. По теме экскурсии проводится итоговая беседа: учитель подводит итоги, оценивает знания, приобретенные учащимися во время экскурсии, делает обобщающие выводы, рекомендует прочитать дополнительную литературу, которая позволит учащимся глубже ознакомиться с вопросом.
Семинар – это форма учебных занятий, в которой теория обязательно опирается на практику. Она возникла в древнегреческих и римских школах, когда сообщения учащихся сочетались с комментариями и заключениями преподавателей.
Цель такой формы обучения – закрепить пройденного материала, научить присутствующих определенной методике.
Лекция (от лат. lectio– чтение) – устное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. В основном, эта форма учебных занятий применяется в старших классах средней школы, ссузах и вузах.
Форма лекции обычно применяется при изложении нового, довольно объемного материала. Она, как правило, состоит из трех частей:вступления(введения), изложения и заключения. В кратком вступлении обозначаются тема, план и цель лекции. Они должны заинтересовать аудиторию, сообщить об актуальности темы лекции. Визложении – основной части лекции – последовательно раскрываются все главные вопросы, приводятся определения основных понятий. Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершает ее.
Преимущества: один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.
Недостатки:1.отсутствие обратной связи.2.усреднённость уровня сложности содержания лекции. 3.возможность для разной степени включённости слушателей лекции.