Социология как наука об обществе. Предмет и объект социологии

Социология — наука о закономерности функционирования соц. систем, она изучает механизмы взаимодействий общностей людей в процессе их совместной деятельности, а также способы оптимизации соц. отношений в исторических конкретных условиях. Объектом социологии является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, ипротекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно. А это значит, что процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект связаны неразрывными узами. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социл., в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — индивидов и их групп. Предмет соц. возникает в качестве предмета исследования не в не человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него в данный момент или в данном отношении стороны, части или особенности.

С трудов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел само понятие «социология» и которого по праву называют отцом социологии, начинается все более отчетливое выяснение предмета социол. как самостоятельной науки. Предметом социологии является исследование взаимодействия личностей и социальных групп в их структурных взаимоотношениях в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе. Предметом соц. является прежде всего изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное существо ивследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей присущими соц. качествами — сознанием, волей, навыками, умениями ит.п.

2.Структура социологического знания. Понятие «теории среднего уровня».

 

Современная социология представляет собой систему социологического знания. В зависимости выделяют 3 структуры: — критерий по уровню знаний:

Микросоциологияобращена к процессам непосредственного межличностного взаимодействия, она исходит из того, что сущность социальных явлений можно понять, только анализируя те смыслы, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный интерес для микросоциологии представляют поведение людей, их конкретные действия, мотивы, побуждающие человека к совершению того или иного поступка, отношение к событиям и проблемам, с которыми сталкивается общество. Другой взгляд на общество предлагает макросоциология.Она исследует масштабные социальные структуры, изучает социальные процессы, протекающие в течение продолжительного периода. Макросоциология исходит из того, что поведение индивидов во многом определяется влиянием социальных институтов, в которые они вовлечены. Поэтому она обращена к основным подсистемам общества (экономике, политике, социальной и духовной сферам), важнейшим социальным институтам — науке, образованию, религии и т.п

9 стр., 4450 слов

Тема 3. Философские проблемы человека и общества

... Философские проблемы человека и общества 1.Проблема человека в истории философии. Проблема «природы» (сущности) человека. Индивид, личность, индивидуальность. Дихотомичность бытия человека. 2.Экзистенциализм как учение человеке. Человеческий опыт ... 36. Проблема истины в философии. Основные концепции истины. Истина как процесс. 37. Наука и глобальные научные революции. Философия науки англо- ...

— критерий по функции знаний:

Фундаментальная социологиязанимается социально-философским осмыслением наиболее общих и сложных проблем развития социума, места индивида в общественной жизни, выявлением особенностей социологического познания, моделированием социальных общностей и процессов, разработкой методологических основ социологических исследований и т.д. Для концепций, рожденных в этой области социологического знания, характерны высокая степень абстракции; оперирование общесоциологическими категориями. Не случайно теории, возникающие на этом уровне социологии, принято называть общесоциологическими. В основе фундаментальной социологии лежит теоретическое знание, т.е. знание, лишь косвенно опирающееся на реальность, созданное из каких-либо абстрактных понятий. Другой областью социологического знания является прикладнаясоциология которую можно определить как совокупность принципов, методов и процедур исследования, социальных технологий, программ и рекомендаций, направленных на практическое применение, достижение конкретных социальных результатов. Социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, отражающих фактуру общества и процесс ее изменения. Такие данные собираются преимущественно эмпирическими методами (опросы, наблюдения, анализ документов, эксперименты).

Прикладную социологию невозможно представить без сбора различных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, их последующей обработки иобобщения. Это делает возможным формулирование первичных выводов о конкретных социальных явлениях, теоретических обобщений. Фундаментальная социология с ее общесоциологическими теориями и прикладная социология, во многом основанная на эмпирических исследованиях, неразрывно связаны между собой. Только_теоретическое, не подкрепленное конкретными фактами знание социальной действительности, становится бессодержательным. Только эмпирическое знание, не связанное с теоретическими построениями едва ли сможет выявить сущность большинства социальных явлений ипроцессов.

— критерий по объекту исследований:

Общаясоциология изуч. Социальные процессы и явления, формы и виды общественной жизни.

Специальнаяанализирует особенности взаимодействия соц. Общностей в процессе общения.

Отраслеваярассматривает особенности протекания соц. Процессов в обществе, изучает профессиональные, этнические, гендерные, возрастные и др. общности, процесс эмиграции и различные соц-ые институты.

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

... изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности. Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания. Она включает в себя, ... уровень автономной морали, ориентируемый на внутренне воспринятую систему принципов. В своем развитии люди нередко застывают на подступах к автономной морали. В этом сказывается ...

Социология среднего уровня –часть социологической науки, изучающая закономерности действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы.

 

 

Основные функции и задачи социологии. Социология в системе общественных и гуманитарных наук

Реализация теоретико-познавательной функциипозволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития.

Прогностическая функциясвязана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных структур, о тенденциях их развития.

Организационно-управленческая функциясоциологии связана с выработкой предложений и рекомендаций для политики и практики, направленных на совершенствование социальной жизни, повышение эффективности управления социальными процессами. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности, а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению.

Воспитательно-идеологическая функциясоциологии находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы, обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими науками (естественными, социальными, гуманитарными).

Прежде всего, сопоставим социологию с социальной философией. Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимодополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.

Немало общего между социологией и историей. И та, и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

7 стр., 3104 слов

Методы социологии. Информатизация общества

... и другими. Как свидетельствует история социологии, проблемы методологии и методов исследования актуализируются в сознании научного ... опосредованный опрос, эффективность которого заключается в его оперативности. 3. Метод наблюдения позволяет собирать информацию независимо ... – демократической. Но предпочтение он отдает тому обществу, которому свойственно известное равновесие между этими тенденциями. ...

Но между этими науками и немало существенных различий. История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий. В отличие от этого, главное в социологии как «теоретической» науки – это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Кроме того, история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, а социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории.

Очень важно также определить правильное соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление, проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее, социология и политология – это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая – политическую действительность, политическую жизнь общества.

 

Программа прикладного социологического исследования. Репрезентативность исследования. Типы выборки

В программе социологического исследования принято выделять два основных раздела: теоретико-методологический и методический (процедурный).Теоретико-методологический раздел программы предполагает формулировку проблемы исследования, определение объекта (т.е. социальных носителей проблемы), предмета изучения, постановку цели и задач исследования .Методическийраздел программы включает в себя разработку принципиального (стратегического) плана исследования, обоснование модели выборки и способов отбора единиц изучения, выбор метода сбора информации, а также построение логической схемы основных процедур будущего анализа исходных данных. Т.о., социологические исследования требуют серьезной подготовки. Ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его подготовку. Все исследования в социологии можно разделить на две большие группы: сплошные и несплошные.

Выборочные исследования — самая распространенная разновидность несплошных исследований в социологии. Основное требование к выборке — состав опрашиваемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в эмпирическом объекте исследования. Основные понятия теории выборки.

1.Генеральная совокупность— все множество элементов, составляющих объект. В качестве генеральных совокупностей могут выступать любые социальные общности и группы: избиратели города или области, студенты вуза, взрослое население страны, покупатели какого-либо товара и т.д. 2. Выборочная совокупность (выборка,)— часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов и подлежащая непосредственному изучению в ходе исследования. 3. Единицы анализа (изучения)— элементы выборки (т.е. респонденты), подлежащие опросу. 4.Репрезентативность — это свойство выборки воспроизводить в себ,е основные характеристики генеральной совокупности. Данное свойство позволяет экстраполировать результаты исследования, полученные на ограниченном числе наблюдений, на всю генеральную совокупность, т.е. делать заключения о целом на основании части. Существуют две основные модели выборки: вероятностная (случайная) и целенаправленная (неслучайная).

9 стр., 4078 слов

Структура социологического знания. Место социологических исследований ...

... исследований. Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию — в зависимости от того, на каком уровне изучается общество ... Эти строки - практи­чески половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть ... поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. 6). "Понимающая социология" М. Вебера. Неклассический тип научной социологии ...

6. Методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью).

Основными эмпирическими методами сбора первичной социологической информации являются:

– анализ документов;

– опрос (анкетирование, интервью);

Социологическое исследование начинается, как правило, с изучения документов, т.е. таких элементов культуры, в которых содержится информация о различных этапах жизнедеятельности социальных объектов.

Документы, которые могут быть использованы в качестве первичных источников социальной информации, весьма разнообразны и классифицируются по разным основаниям (критериям).

По способу фиксации информации документы подразделяются на:

– текстовые (на бумажных, магнитных или электронных носителях);

­– иконографические (образные);

– фонетические (на различных носителях);

– статистические (сборники статуправлений и госучреждений).

По социальному статусу они делятся на:

­ – официальные (государственно-общественные);

– неофициальные (личные);

По характеру информации:

– исторические (хроники, летописи, описания прошлых событий);

– правовые;

– экономические;

– политологические;

– культурологические;

– теологические.

По степени близости к описываемому объекту:

– первичные (стенограммы);

– вторичные (справки, аналитические обобщения).

В качестве документов выступают и разнообразные виды социологического инструментария — от протоколов наблюдений и экспериментов до их первичной обработки.

В социологии при изучении документов определились два основных метода их анализа: традиционный (содержательный или качественный) и формализированный (количественный или контент-анализ).

Второй важный метод социологического исследования — опросный.

Опрос —метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий устное или письменное обращение к респондентам с целью фиксации их мнений по изучаемой проблеме.

Основными элементами опроса являются:

– специалист–разработчик опросного инструментария;

– анкетер (интервьюер);

– анкета (план интервью);

– ситуация опроса (способ его проведения);

– респондент (отвечающий).

В практике социологического исследования используются разные виды и методики опросов. Основными видами этого метода являются анкетный опрос и интервью.

8 стр., 3900 слов

Общество как предмет исследования. Социальная реальность и социальное познание

... природы". Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается "первичным" по отношению к обществу. Жизнь общества определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощённые в ... концентрирует свое внимание на основных социальных процессах, повторяющихся в жизненной истории всех социальных групп" . Итак, в первом случае под социальной динамикой понимаются линейные процессы, во ...

Анкетный опрос —один из основных видов опроса. Его особенность — использование анкеты, заполняемой респондентом самостоятельно (в отличие от интервью, в процессе которого ответы записываются самим интервьюером).

Анкетирование подразделяется на раздаточное, почтовое и прессовое.

Раздаточное анкетирование —это такой способ опроса, при котором анкетер непосредственно раздает и собирает анкеты. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых различают индивидуальное и групповое.

Почтовый опрос —распространение анкет путем почтовой рассылки с просьбой о возврате заполненной анкеты.

Прессовый опрос —обращение к респондентам через газету с публикацией анкеты и просьбой вырезать анкету и переслать ее в адрес редакции.

Каждый из этих видов имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.

Интервью —второй вид опроса, при котором интервьюер и респондент находятся в непосредственном контакте.

Различают следующие виды интервью:

– свободное;

– формализованное (стандартизированное);

– фокусированное;

– телефонное.

Для осуществления этого вида опроса необходима высокая квалификация специалиста и ряд специальных требований.

Социальный статус и социальные роли личности

Социальный статус — положение индивида в социальной структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями.

Один человек обладает множеством социальных статусов, так как включен в различные социальные группы и категории. Это дало основание Р. Мертону ввести понятие статусного набора.

Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени. Разновидностями социального статуса выступают предписанные и достигаемые статусы.

Предписанный статус — это статус, унаследованный индивидом от рождения или приписываемый ему обществом или группой независимо от его способностей или усилий.

Достигаемый статус — это статус индивида, который закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, с учетом способностей данной личности или в результате везения. С понятием социального статуса неразрывно связано понятие «социальная роль». Социальная роль — ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Поэтому только поведение, функционально связанное с определенным статусом, отвечающее ожиданиям других людей независящее от индивидуальных характеристик индивида и ни какое другое является социальной ролью.

10. Социализация личности: сущность, этапы, формы и факторы. Понятие процесса «десоциализации и ресоциализации».

Социализация — это процесс усвоения индивидом общечеловеческих, правовых и профессионально-квалифицированных правил и норм поведения. Это сложный процесс включения индивида в общественные структуры, связи и отношения, в ходе которого он усваивает образцы гражданского поведения и профессиональной деятельности, что обеспечивает нормальное функционирование человека и одновременно нормальное функционирование и развитие самого общества.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ожиданий и не разрушает общественных отношений. ...

Формы социализации:

1. Социально спланированная и организованная форма социализации (определяемая иногда как «направленная»).

Вся система дошкольного, школьного и специального образования с соответствующим набором педагогических методик и технологий.

2. Стихийно складывающаяся, или «ненаправленная» социализация, имеющая место в семье, в кругу друзей, приятелей и сверстников, среди коллег по работе, сотрудников и т.д., т.е. везде, где есть формальные или неформальные отношения, в рамках непосредственного контакта между людьми. Неформальные отношения часто развиваются в противовес формальным, выступают их антиподом и снижают (а иногда нейтрализуют) официальную социализацию. Так появляются различные преступные группировки и противозаконная деятельность; различные новаторские течения в искусстве; диссидентство в политике; ересь в религии. В детском коллективе это просто выход из подчинения родителям, проявление непослушания в школе, т.е. все то, что и определяет сущность девиации.

Факторы социализации

1. Биологические (наследственные признаки, как положительные, так и отрицательные).

2. Психологические (черты характера, особенности темперамента, качества памяти, интеллектуальные задатки или их отсутствие, сказывающиеся на легком или затрудненном усвоении социальных норм).

3. Экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества).

4. Социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные и неуставные отношения в армии и т.д.).

5. Политические (господство того или иного политического режима; сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или неподкрепленный экономикой демократизм, анархия или насильственный порядок и т.д.).

6. Культурологические (общее состояние культурной среды как в рамках ближайшего окружения, так и общества в целом, наличие или отсутствие у индивида культуры общения).

Этапы социализации

1. Дошкольный (эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком).

2. Школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта).

3. Послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности).

4. Период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия).

5. Период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения).

Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией – процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией – процессом обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

 

Девиантное поведение. Виды девиации. Делинквентное поведение

В процессе социализации возможны отклонения, дезинтеграция индивида. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, которые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, бюрократия и пр. Это политика уйти от общества, от решения жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и беспокойства .В соответствии с теорией аномии Р.Мертона, девиалтное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества [3. С. 104]. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

30 стр., 14756 слов

Анализ социального конфликта

... В учении философа получила свое развитие идея социальной дифференциации, из которой возникают конфликты. Согласно разработанной им этической трехступенчатой иерархии людей и их добродетелей: 1) в сословие низшей ... и обществе. "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Цит. по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. - М., 1989, с. 201). ...

В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социальноотклоняюшегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. Делинквентное поведение — не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения, как то: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине со стороны покупателя, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположеиом месте и др. Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, — делинквентным. Неодобрение еще не означает наказания. Уголовное наказание очерчивает границу между делинквентным и преступным поведением. Подростки, стоящие на учете в комнате милиции, — делинквенты, но не преступники. Таковыми они становятся, попав за решетку

12. Понятие «общество» в социологии. Основные социологические характеристики.

При всем многообразии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:

· экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;

· политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;

· духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;

· социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.

Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Признаки общества.

1. Социальность (от лат. socialis – совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.

3. Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).

3 стр., 1291 слов

Проблемы конфликтологии. Понятие конфликтологии.Типология социальных ...

... проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт. Конфликт связан с осознанием людьми противоречий своих интересов (как членов тех или иных социальных групп) с интересами других субъектов. ... необходимость выяснения трех исходных позиций: Кто участники конфликта? Кто ведет борьбу и с кем? За что именно идет борьба? Что является предметом спора и в какой ...

4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.

5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.

6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.

7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.

8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:

· социальные институты;

· социальные общности;

· социальные группы, классы, слои;

· социальные организации;

· человеческие индивиды.

Исторические типы и формы семейно-брачных отношений

Формы браков:

· в зависимости от выбора брачного партнера различают экзогамию и эндогамию;

· в зависимости от размера брачной группы различают полигамию и моногамию;

· в зависимости от наличия или отсутствия формального статуса различают юридические и фактическиебраки.

Формы семей:

· по числу родителей семьи подразделяются на полные и неполные;

· по количеству детей семьи подразделяются на бездетные, малодетные, среднедетные и многодетные (критерий много-, средне- и малодетности зависит от типа общества, его культурных ценностей);

· по количеству поколений семьи делятся на нуклеарные и расширенные;

· по стилю управления семьи подразделяются на авторитарные и демократичные;

· в соответствии с типом власти различают матриархальную, патриархальную и эгалитарную семью.

Понятие малой группы и ее роль в образовании социальной структуры.

Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.

Представим себе производственную бригаду, где все друг друга знают и общаются между собой в ходе работы, — это малая группа. С другой стороны, коллектив цеха, где работники не имеют постоянного личного общения, — это большая группа. Об учениках одного класса, имеющих друг с другом личный контакт, можно сказать, что это малая группа, а об учениках всей школы — что большая.

Типология малых групп.

Типология малых групп зависит от того, какой признак брать за основу.По числу людей различаются: диады, триады и более крупные группы. С точкизрения групповой динамики различаются и внутренних связей различаются:Квазигруппа — неустойчивая, временная — взаимодействие поверхностно,недолговременно (попутчики в купе).

Толпа. Типы групп назначения —аудитория, экипаж.Ингруппа — это свои, своя семья, свое общество (по религиозному признаку,возрастному, по интересам).Аутгруппа — чужие, состоит человек в группе, но противостоит ей.Часто группой называют взаимодействующие объединение людей, которые связаныобщим делом или общим интересом. Такие группы имеют многообразнуюклассификацию. Типы групп назначения — аудитория, экипаж.Тип «аудитория» — это группа, в которой есть лидер, которого условноназывают «говорящий» и общение идет только в одном направлении (лекторчитает классу лекцию).Тип «толпа» Михайловский считал, что толпа состоит из людей не имеющихчетко выраженной идентификации.Есть понятие «референтная группа» — это группа, с которой остальные берутпример. Например «золотая молодежь». Это группа наиболее уважаемых членовколлектива поведение, стиль жизни которых является стереотипом дляподражания. В свою очередь референтные группы подразделяются на положительные илиотрицательные, в зависимости от принятия или непринятия групповых норм. Малые группы могут подразделяться на формальные (официальные) инеформальные, в зависимости от наличия или отсутствия официальногосоциально-юридического статуса. Первые действуют на основании официальныхдокументов (юридических норм, уставов, правил, служебных инструкций),вторые складываются стихийно и не имеют особых документов, регламентирующихее функционирование. По характеру объединения людей малые группы выделяют следующие ихвиды:диффузная группа — члены которой вступают в межличностные отношения,которые определяются только личностными симпатиями (компания друзей);ассоциация — члены группы вступают в межличностные отношения, которыеопосредуются только лично значимыми целями (объединения охотников,рыболовов);корпорация — члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемыечастно-групповыми интересами;коллектив —члены группы вступают в межличностные отношения, опосредуемыеединством личных и общественных интересов.

Социометрия малых групп.

Объект исследования — метод социометрии как метод изучения отношений в малых группах.

Предмет исследования — особенности метода социометрии как способа изучения отношений в малых группах. Социометрия представляет собой отрасль социологии и социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные отношения в малых группах.

Изучив выборы, сделанные членами малой группы по определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы и содержательные характеристики этой структуры.

В начале XX века поведение малых групп становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовались естественные и специально подобранные группы в «исправительных» учреждениях, учебных заведениях и армии. Представители различных областей знаний интересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между ее членами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера, взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулирования групп. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Если конкретизировать, то назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказывается «лидер» группы и «отвергнутый»; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры».

С помощью этого способа можно установить популярность — непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и т.п.

20. Понятие, признаки и функции социального института. Процесс «институционализации».

Социальный институт – это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций социальный институт (политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт и т.д.) выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Социальные институты способны выполнять свое предназначение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации общественной деятельности. Этот процесс упорядочивания, стандартизации и формализации человеческой деятельности называется институционализацией. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; формирование общих целей; появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; появление процедур, связанных с нормами и правилами; институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Общие функции социальных институтов:

— удовлетворение социальных потребностей субъектов путем выработки общих правил профессионального действия;

— регулирование действий и взаимодействий социальных субъектов согласно общим правилам (регулятивная);

— обеспечение устойчивости и стабильности общественной жизни;

— интеграция и сплочение субъектов социального действия (интегративная).

Символы — образы, представления об институте, отражающие в концентрированном виде его специфические черты;Основные роли — образы поведения; Физические черты — материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы);Кодексы поведения — способ ролей и осуществление социального контроля. Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

 

 

Конфликт как особая сторона социальных противоречий, его сущность, виды и способы разрешения

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельное убийство или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе — это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов. Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген, или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними).

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности А. Маслоу подразделяет на пять основных типов: 1) физические потребности (пища, секс, материальное благополучие и т.п.); 2) потребности в безопасности; 3) социальные потребности (потребности в общении, социальных контактах, взаимодействии); 4) потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции; 5) высшие потребности в самовыражении, самоутверждении (например, потребности в творчестве).

Все желания, стремления индивидов и социальных групп можно отнести к какому-либо типу этих потребностей. Сознательно или бессознательно индивиды мечтают добиться своей цели в соответствии с потребностями.

для возникновения социального конфликта необходимо, во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей и, во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция, взаимодействие.

Однако далеко не всякое состояние фрустрации и связанное с ним эмоциональное напряжение приводят к социальному конфликту. Эмоциональное напряжение, недовольство, связанное с неудовлетворенностью потребностей, должно перейти определенную границу, за которой агрессия выступает в форме направленного социального действия. Эта граница определяется состоянием общественного страха, культурными нормами и действием социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных институтов, то индивиды легче переходят грань, отделяющую их от конфликта.

Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом.

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуального сознания. Такие конфликты могут быть связаны, например, с излишней зависимостью или с ролевой напряженностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения группового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногласия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп, В этом конфликте индивиды стоят «лицом к лицу», как два боксера, и еще подключаются отдельные личности, не образующие группы.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (т.е. социальную общность, способную на совместные скоординированные действия), вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя индивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воздействию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образуют группу внутри другой, большей группы или когда индивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

Разрешение конфликта. Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать разные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причины конфликта. Действительно, при рациональном конфликте устранение причины с неизбежностью приводит к его разрешению. Однако в случае высокой эмоциональной напряженности устранение причины конфликта обычно никак не влияет на действия его участников или влияет, но очень слабо. Поэтому для эмоционального конфликта наиболее важным моментом изменения конфликтной ситуации следует считать изменение установок соперников относительно друг друга. Эмоциональный конфликт полностью разрешается только тогда, когда противники перестают видеть друг в друге врага.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также разрешен в результате истощения ресурсов сторон или вмешательства третьей силы, создающей подавляющий перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника. Во всех этих случаях непременно происходит изменение конфликтной ситуации.

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта. Рассматривая эти характеристики, можно определить сходства и различия в конфликтах и особенности их протекания.

 

 

Социология борьбы.

Виды борьбы различают в зависимости от их масштаба. С этой точки зрения социальная борьба может подразделяться на:

– межличностную;

– групповую;

– социетальную.

Межличностная борьба — это борьба индивидов за приоритет в какой-либо сфере: в семье, в коллективе, в общественном месте.

Групповая борьба представляет собой соперничество групп в различных проявлениях общественной жизни. Например, борьба жителей района и администрации по поводу строительства гаражей во дворе дома, борьба жителей подъезда со случайными посетителями, борьба жителей, не имеющих домашних животных, с жителями их имеющими, борьба рабочих и администрации предприятий при решении производственных вопросов и т.д.

Социетальная борьба —это социальная борьба крупных общественных объединений: классов, конфессий, государств.

Формы борьбы различаются в зависимости от того, какими средствами она осуществляется. Таковыми, в частности, являются: тайная и явная борьба, вербальная (психологическая, идеологическая) и физическая.

По целевым установкам социальная борьба подразделяется на два основных вида: 1) борьба с целью нанесения вреда или ущерба противоположной стороне; 2) борьба, направленная на уничтожение противоположной стороны.

Основными этапами социальной борьбы являются:

– зарождение конфликта и борьбы;

– период вербального или физического запугивания;

– сам акт борьбы;

– последствия борьбы.

 

Общественное мнение как духовно-деятельный элемент социальной структуры, его природа, виды и функции

В социолог.лит-ре сущ-ет мн-во определений ОМ, по подсчётам нек. иссл-лей их насчитывается около 50. Тем не менее, чаще всего понятие ОМ употр. для обозначения суждений больших соц.общностей людей (народа, класса, соц.группы), возникающих в процессе деят-сти и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам. Поэтому мнение можно рассматривать как оценочное суждение, кот. выражает определённое их отношение к актуальным вопросам соц. Жизни, затрагивающим их общие интересы.

Сложившееся ОМ – не механическая сумма отдельных мнений, а рез-т их взаимообмена, взаимообогащения. Для него ограничено единство рациональных, эмоциональных и волевых эл-тов. Проявляется ОМ не только через оценочные суждения, но и через практические действия индивидов, соц.групп, политич. партий и об-ва в целом.

ОМ достаточно противоречиво. С одной стороны, оно выступает как дух.отношение, а с др.- как духовно-практическое отношение, как проявление соц.воли. ОМ одобряет, порицает, обязывает.

Основные признаки ОМ:

1) публично выраженное мнение

2) распространённое мнение

3) динамичное, подвижное

4) продукт соц.взаимодействия людей

Эти признаки позволяют характеризовать ОМ как одну из форм сознания об-ва.

ОМ выражает отношение людей к соц.действительности. В нём сливаются воедино ролевые, эмоциональные и волевые моменты.

Каналами выражения ОМ являются выборы органов власти, участие масс в законодат., исполнит. деят-сти, СМИ, собрания, манифестации, референдумы.

ОМ имеет сложную внутреннюю структуру и многоуровневый характер. Оно может проявляться на микроуровне (соц.группы, территор. общности), на мезоуровне (область, край, республика) и на макроуровне (об-во в целом).

В некоторых случаях эти уровни могут совпадать, в других – расходиться.

Становление и развитие ОМ происходит двояко:

-целенаправленно (воздействие гос-ва, СМИ, полит.партий)

-стихийно (влияние жизненных обстоятельств, соц.опыта, традиций и слухов).

Объект ОМ – самые разнообр. Процессы, явления, факты, попавшие в сферу социально значимых мнений, интересов соц.субъекта. ОМ может сложится на базе не только реальных интересов, но опираться на иллюзорные, мнимые интересы. В этом случае оно не отражает реальную действительность.

Таким образом, ОМ складывается: во-первых, на основе осознания соц. Общностью своих реальных или иллюзорных интересов; во-вторых, через умение субъекта оценить объект своего интереса.

Функции ОМ:

1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях ОМ приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни об-ва.

2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем.

3) Директивная функция. Опираясь на ОМ, гос.структуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму.

4) Оценочная функция. Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политич. лидера, соц. группы, партии.

 

 

Социологическое изучение общественного мнения.

Концепции ОМ

В силу противоречивости природы ОМ среди исследователей как западных, так и отечественных нет однозначной оценки этого феномена.

П. Бурдье (фр) утверждает, сто ОМ не существует. Он считает, что центры по его изучению не «измеряют» ОМ, а фабрикуют артефакты, т.е. занимаются чем-то вроде «незаконных упражнений» в науке.

Л. Сабато (амер) отмечает, что опросы ОМ формируют определённый тип поведения.

Х. Тейлор (амер) считает, что опросы влияют не столько на общественность, сколько на политических лидеров в исполнительных и законодательных органов власти.

Тем не менее, большинство исследователей считают, что ОМ – это реальность, одна из форм массового сознания и она требует глубокого осмысления.

К концу 20 века на Западе оформились три наиболее влиятельные концепции ОМ.

1) Ю. Хабермас считает, что его концепция рассчитана на сохранение господствующего хозяйственного механизма. ОМ – инструмент в руках господствующих классов, оно всегда является официальным и выражается в прессе и др.офиц.источниках.

2) Н. Луман считает, что для существования ОМ необходим не субъект мнения, а набор необходимых тем. Тема, приковавшая внимание – содержание ОМ. Темы живут в об-ве своей жизнью, их распространение подчинено своим, особым законам. ОМ «привязывается» не к отд. Индивидам, соц. группам, а к темам. Это позволяет говорить о всех людях одинаково; оно охватывает всех и перед ним все равны. Эта концепция оторвана от субъекта, поэтому её критикуют за абстрактный характер. В ней принижена соц. сущность ОМ.

3) Э. Ноэль-Нойман. Концепция представляет собой статистико-психологическое направление в иссл-нии ОМ. Она опирается на демоскопию – научно-статистическую составляющую ОМ, в которой присутствуют колич. данные и усматриваются различия между ними. Критики обвинили Ноэль за то, что она не учитывала качества мнений. В ответ они получили следующее: демоскопия исходит из признания равенства всех граждан, для неё все люди равны. При таком подходе нельзя составить прогноз развития ОМ.

Эти концепции различаются взглядами на субъект ОМ. Изучение ОМ связано с вопросом о власти.