Социально-психологическая структура общения

Феномен общения

«Общение» — это системный социально-психологический феномен. Общение является сложным, многоплановым, комплексным процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение).

Общение выступает в качествевзаимодействия двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией познавательного характера и/или аффективно-оценочного характера с целями налаживания и поддержания отношений, а так же — согласования и объединения усилий.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, понимается в качестве особой, специфической деятельности, «производимой» абсолютно всеми людьми. Итак, феномен общения понимается в качестве процесса социального взаимодействия людей и установления социально-профессиональных отношений между людьми.

Общение порождается социальными, общественными потребностями людей, проявляющимися в стремлении коммуницировать (содержательно общаться), взаимодействовать, выполнять совместную деятельность. Общение детерминируется мотивами, образующимися в самом ходе осуществления людьми процесса совместной деятельности.

Социально-психологическая структура общения

Социально-психологическая структура общения выражается в трёх основных аспектах общения, - коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Процесс общения включает в себя три совокупных подпроцесса («измерения») или стороны общения, — согласно подходу выдающегося и виднейшего советского и российского социального психолога Галины Михайловны Андреевой: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра (ов) по общению)).

Коммуникация (англ. commumication), как термин этимологически происходит от латинского слова (понятия) communico — буквально — «делаю общим». Коммуникация, коммуникативная сторона общения, — это смысловой аспект социального взаимодействия людей (то ради чего люди вступают в контакт).

Виды коммуникации: межличностная, публичная, массовая (по типу отношений между участниками); речевая (письменная и устная), паралингвистическая (пантомимика, мимика, жест, мелодия; скульптура, архитектура), вещественно-знаковая (продукты производства, продукты изобразительного искусства, программные продукты, интеллектуальные продукты).

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

... , жажды, страха и т.п.)являются у человека продуктом   общественно - исторического развития, результатом ... общения» людей. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения «массовой культуры». Некоторые считают ее извечным побочным продуктом ... nbsp; так  и  приобретённые – социально обусловленные и   формирующиеся в процессе индивидуального ...

Интеракция (от англ. interaction < лат. inter + activus — деятельный), — это термин, повсеместно используемый в социальной психологии и обозначающий взаимодействие людей, взаимное влияние людей друг на друга или воздействие групп людей друг на друга. Интеракция (обмен действиями), интерактивная сторона общения, — выступает как построение общей стратегии взаимодействия; способы обмена действиями; согласование планов совместных действий, а также последующий анализ деятельностного вклада каждого участника.

Интеракция понимается в качестве непосредственной межличностной коммуникации (обмен знаковыми символами, действиями, происходящий в данный момент времени), важнейшей особенностью которой является способность человека «принимать роль другого» и представлять (чувствовать) то, как его воспринимает партнёр или группа людей.

Условия эффективности интеракции (взаимодействия): создание соответствующих условий для осуществления деятельности, согласование личностных позиций, единое понимание людьми ситуаций, в которых они осуществляют совместную деятельность и выработка людьми адекватного стиля взаимодействия.

Перцепция (от лат. perceptio — восприятие), перцептивная сторона общения, выступает как психический смысловой процесс восприятия человеком другого человека, процесс формирования его образа, познание своего отношения к нему и понимание партнёра по общению (например: «Все хорошо в человеке, Но что-то меня в нём настораживает. Интересно, что именно?). Перцепция понимается в качестве особого человеческого восприятия. Выделяется, всегда осуществляющееся при перцепции, познание другого человека, строящееся на самопознании.

Основные перцептивные социально-психологические механизмы: идентификация (мысленное и чувственное соотнесение своего внутреннего мира с внутренним миром другого человека и/или других людей) и рефлексия (самоизучение, самоотчет, самоконтроль, анализ прошлых, осмысление настоящих и планирование будущих собственных действий).

11 стр., 5375 слов

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

... и любая коммуникация между людьми, в различной степени затрагивает личности субъектов общения. При всем этом понятие личности и личностных качеств остается туманным и ... будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности. Это делается с той целью, чтобы ...

Рефлексия (от глагола рефлексировать) проявляется как общение человека с самим собой, как взаимодействие частей личности человека, как оценка человеком себя самого (своих поступков, действий, решений, мыслей, чувств, мотивов и т. д.).

Рефлексия — это важнейший психосоциальный механизм развития личности, понимаемый в качестве самопознания, самоанализа, самоисследования.

Имеется особая значимость в перцептивной стороне общения именно социальной перцепции. В этой связи имеет место различение перцепции как восприятия, то есть, как базового психического познавательного процесса, и отдельное выявление социально-психологических характеристик перцепции, характеристик, связанных с социумом и относящиеся именно к окружающим субъекта людям.

Социальная перцепция понимается в качестве процессов и механизмов восприятия, понимания и оценки людьми других различных людей, малых и больших социальных групп, социальных субъектов, объектов, общественных событий. Социальная перцепция выступает как восприятие и познание человека человеком.

Психосоциальный контекст общения

Психосоциальные параметры общения как комплексного процесса:

1) «общение человека с самим собой» (рефлексия как внутриличностный аспект);

2) общение «личность — личность» (любого рода межличностное общение двух людей);

3) общение людей в микрогруппах (диады, триады, проектные микрогруппы и т. п.), общение «личность — группа», общение «группа — личность», общение микрогрупп между собою «внутри» общей группы (внутригрупповое общение);

4) общение одной общей группы с другой группой, с другими группами (межгрупповое общение).

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

... , впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека. Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического ... типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям: к людям (потребность в любви); от людей (как потребность в ... и у подростка появляется стремление к нормальному сексуальному общению. На этой стадии инстанция “Я” борется против ...

В этой связи необходимо рассмотреть понятие «отношение». «Отношение» или «отношения», — это термин, введённый и понятийно раскрытый ещё самим великим Аристотелем для обозначения какого-либо определённого способа человеческого бытия и познания. Генеральное качество «отношения» выражается в том, что в отношении находит проявление взаимосвязь предметов и явлений (событий) окружающего мира.

Учёные выделяют пространственные отношения, временные отношения (в контексте длительности по времени), причинно-следственные отношения, внешние отношения, внутренние отношения, логические отношения, существенные отношения. Ученые выделяют так же отношения целого и части, отношения единичного, т. е. особенного, и общего, т. е. всеобщего.

Особым содержательным образом выделяются социальные отношения: отношения в процессе игровой деятельности, учебной деятельности, производственной, дружеские отношения, семейные отношения и т. д. Наряду с вышесказанным, человек вступает в психосоциальные отношения с созданными им и другими людьми материальными и идеальными продуктами, с объективным природным миром и с социальным миром — с другими людьми.

Научная концепция социальных отношений человека получила развитие в работах Мясищева Владимира Николаевича («Психология отношений» и другие труды).

Имеет место базовое утверждение В.Н. Мясищева о том, что психология отношений органически вырастает из реального взаимодействия людей, в частности, — из педагогической, медицинской, производственной, военной и иной общественной практики, и что фактически все отношения каждой личности по своей природе изначально социальны.

10 стр., 4610 слов

Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта соц

... человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью ... » понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо ...

В связи с этим, нужно рассмотреть понятие «интериоризация». Интериоризация (от лат. interior — внутренний), — это формирование внутренних структур человеческой психики, происходящее благодаря усвоению систем внешней социальной деятельности (простой пример: ребёнок на начальных стадиях развития усваивает жизненные нормы и стиль поведения родителей, копируя их бессознательно и некритично. И, даже если родители регулярно совершают аморальные или преступные действия, ребёнок начинает вести себя так же, искренне думая, что поступает хорошо).

Имеется научное положение о том, что на первых возрастных этапах онтогенеза (во всех детских возрастах) практически полностью доминирует интериоризация, с помощью которой (как процесса) человек (ребёнок) усваивает знания, умения и навыки, познаёт окружающий мир. «Противоположность» интериоризации, — это экстериоризация (другой полюс описываемого сложного психического и социального явления).

Понятие «экстериоризация». Экстериоризация (от лат. exterior — внешний), — это некий психосоциальный и «психообъектный» «переход» от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, социальному плану деятельности, реализуемому в форме приёмов и действий с предметами и продуктами производственной деятельности (в том числе — интеллектуальной деятельности).

Иначе говоря, получив от внешнего мира некоторую сумму знаний и установок, ребёнок перерабатывает их, приходит к своим выводам и убеждения (не всегда совпадающим с тем, что внушали окружающие), и уже их начинает реализовывать в своем поведении в отношении окружающего мира — материального и социального. Нередко в такие моменты родители удивляются: «Почему он так себя ведёт (скажем, дерется, грубит, все ломает)? Мы же его этому не учили. Мало того, говорили, что это плохо…»

4 стр., 1691 слов

«ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

... к адаптивным и интеллектуальным способностям человека, а также к институтам, способствующим социализации личности. Социализация личности всегда была очень тесно связана ... цели, задачи данной работы следующие: -определить понятие социализации личности; -раскрыть содержание процесса социализации; -детально рассмотреть этапы процесса социализации; -определить основные институты социализации личности ...

Доминирует научное мнение о том, что, накопив определённую сумму знаний и переживаний, «пропустив через себя» путём интериоризации множество внешних смысловых воздействий, человек затем начинает психологически преломлять, трансформировать прожитое, осмысленное, — выдавая путём экстериоризации «на гора» («вовне») творческие, уникальные продукты своей внутренней психопознавательной деятельности (например, у отца, который всю жизнь заботился о других и поэтому «не построил палат белокаменных» два ребёнка могут прийти к диаметрально противоположным выводам и выбрать разные жизненные стратегии (создать продукты деятельности).

Первый примет позицию родителя, его установки на жизнь и продолжит его дело. Скажем, занятия благотворительностью. А второй решит, что отец «неправильно жил», был «лохом». И в результате превратится в убеждённого жестокого циника, который начнет наживаться на других людях и «пойдет по головам», чтобы обогатиться и преуспеть).

Наряду с доминированием в детском возрасте интериоризации, на последующих возрастных этапах значение и «удельный вес» экстериоризации всё увеличиваются (и должны увеличиваться).

Экстериоризация, как правило, начинает существенно преобладать в среднем, зрелом возрасте человека (т.н. возраст «акме»).

Психические познавательные виды активности личности интериоризация/экстериоризация являются ведущими способами социально-психологического развития личности каждого человека на протяжении всей его жизни.

Наконец, в анализируемом контексте, нельзя не рассмотреть понятие «социализация». Социализация выступает как явление и как процесс. Социализация — это процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация понимается как развитие личности в многоплановом и полифоничном процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом.[1] Имеют место стихийная и целенаправленная социализация, т. е. социальное воспитание. Социализация является процессом самоизменения личности. Социализация, — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства субъектом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми; – деловой(манипулятивный) уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. ... взаимной антипатии. Отражение партнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людей при составлении образа партнера элементы внешности распределяются примерно ...

Есть различные способы социализации личности в обществе, а также разные формы десоциализации и ресоциализации личности. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности:

· интериоризация/экстериоризация (как «разнополюсный» феномен) по Льву Семёновичу Выготскому;

· внешняя/внутренняя стимуляция и мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну;

· идентификация/отчуждение (относительно разнообразных социальных групп) по Валерии Сергеевне Мухиной.

Также учёными выделяются такие психосоциальные механизмы развития личности человека как: адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм.

В раскрытом выше содержательном контексте коротко опишем понятие социального института (понятие института социализации).

Социальными (общественными) институтами, в широком содержательном смысле, являются, например, система народного образования, система здравоохранения и социальной защиты населения, система вооружённых сил, система МВД, пенитенциарная система и другие макросоциальные системы (институты) базовых общественных (социальных) отношений. Таким образом, социальные институты выражены и проявлены в качестве макроструктур общества, образующих собою систему общественных отношений.

Во всех случаях, общение должно быть адекватным, поэтому здесь мы кратко проанализируем понятие «адекватность». Адекватностьпонимается как точность, правильность, верность, сообразность, соответствие мыслей, чувств и действий человека объективному содержательному контексту окружающей его социальной реальности. Адекватность любого поступка каждого взрослого человека должна быть оценена со следующих основополагающих позиций:

1) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик культурно-исторических условий того времени, в котором он живёт;

2) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик той ситуации, в которой он совершил то или иное действие;

3) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик тех субъектов взаимодействия, которые так или иначе участвовали в ситуации общения, и по отношению к которым он совершил или не совершил те или иные действия;

4) адекватно ли человек поступил с точки зрения объективных характеристик доминирующих обстоятельств его жизнедеятельности в ретроспективе (в прошлом);

5) адекватно ли человек поступил с точки зрения его личностной составляющей (личностных свойств) в текущее (настоящее) время.

Процедура и цели общения

Проанализируем непреложные основы процедуры общения и разнообразные цели общения. Существует «унификационная» (практически универсальная) процедура общения, согласно Алексею Алексеевичу Леонтьеву. Основополагающие этапы (базовые формы) целостной процедуры общения: 1) потребность человека в общении; 2) ориентировка человека в целях общения, ориентировка в ситуации общения; 3) ориентировка человека «в личности» его собеседника; 4) планирование человеком содержания общения «со своей стороны»; 5) восприятие и оценка человеком ответной реакции собеседника; 6) корректировка человеком процесса общения.

Есть звенья акта общения (фазы процедуры общения), по Леонтьеву Алексею Алексеевичу. 1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, осуществить совместную деятельность с партнёром по общению, повлиять на собеседника и т. п.) — психосоциально побуждает человека вступить в контакт и взаимодействовать с другими людьми. 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения (происходит на макро, мезо, и микросоциальном уровне).

3. Ориентирование «в личностных особенностях» собеседника (понимание личностной специфики партнёра по общению в целевом коммуникативном контексте).

4. Планирование содержания общения «со своей стороны» (планирование своей смысловой интенции): человек представляет себе (обычно слабо сознательно), что именно и как именно он сейчас скажет. Почти бессознательно (иногда всё же сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.5. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника (контроль и коррекция эффективности общения на основе установления разного рода обратной связи).6. Корректировка направления, стиля, методов общения и пр.

Определим, что, если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения — оно оказывается неэффективным. Упомянем, что комплексное умение эффективно (социально и профессионально продуктивно, результативно) коммуницировать, — нередко называется «социальным интеллектом» (или эмоциональным интеллектом), «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

В изученном содержательном контексте выявим цели общения. Имеются ближайшие и долговременные цели общения вообще и речевого общения в частности. При этом, могут быть или могут отсутствовать интеллектуальные цели общения. Отдельно выделяются цели общения, связанные с установлением характера отношений.

Ближайшая цель речевого общения выступает как непосредственно выражаемая (подразумеваемая) говорящим цель коммуникативного контакта и как ситуативно обусловленная интенция (актуальное намерение).

Основные разновидности ближайшей цели общения: интеллектуальные цели и цели, связанные с установлением характера отношений. Интеллектуальные цели общения представляют собою получение информации, в том числе оценочной информации; выяснение позиций; поддержку мнения; развитие темы; разъяснение; критику и пр. Исключительно важны цели, связанные с установлением и развитием характера отношений людей, — являющиеся, в сущности, как таковым процессом развития или прекращения коммуникации, что выражается в эмоциональной поддержке или в отвержении партнёра, в побуждении к действию или в отказе от действия и т. п.

За ближайшими целями общения часто стоит целевой подтекст, углубляющий и усложняющий общение. Приведём типичный пример, обрисовывающий это социально-психологическое явление, — человек, поддерживающий не очень для него интересный разговор, может преследовать долговременную цель установления хороших отношений со своим собеседником. Наряду с этим, в качестве примера осветим то, что высказанная кем-то просьба уточнить сказанное при обсуждении какого-либо вопроса группой людей, — может своей ближайшей целью иметь действительное получение информации (с последующей поддержкой или критикой высказанного мнения), а отдалённой целью — намерение заявить о себе, утвердить свой статус. Помимо этого, приведём пример, показывающий указанный подтекст в родительско-детских отношениях. Типовое обращение к ребёнку: «Помоги маме приготовить обед (сделать уборку и т. д. и пр.)», — может выступать побуждением к действию в данной конкретной ситуации, и, одновременно, — воспитательным воздействием, направленным на формирование готовности и умения взаимодействовать с другими людьми, способности уступать, соподчинять свои интересы с интересами других и т. д.

Заключим, что, хотя довольно часто люди более или менее тщательно скрывают или маскируют свои отдалённые цели, в принципе, выявление отдалённых (долговременных) целей общения возможно по общему характеру разговора (деловой или неделовой подход и т. д.), по непроизвольным вербальным или невербальным проявлениям говорящего, по его смысловой интенции (содержательной направленности) и т. п.

Коммуникативная компетентность.

Здесь, сначала укажем факторы, в принципе влияющие на понимание и интерпретацию человеком любого информационного сообщения:

а) общая, социально «заданная» ситуация общения;

б) индивидуальные особенности проявления (выражения) своих психических состояний каждым из участников общения;

в) пол (гендерная специфика);

г) возраст (возрастные особенности);

д) степень личностной и/или социальной значимости партнёров по общению друг для друга;

е) те культурные нормы выражения индивидуальных особенностей личности, которых придерживается человек.

Коммуникативная компетентность выражается как способность продуктивно устанавливать и поддерживать необходимые для активной общественной жизни социальные контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность проявляется как система внутренних психологических качеств, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Характеристики эффективной (продуктивной) коммуникации: достижение взаимопонимания партнёров по общению (взаимодействию), лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определённости в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает результативность целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Причины контрпродуктивной коммуникации:

· 1) разного рода стереотипы — упрощённые мнения относительно каких-либо лиц, ситуаций или проблем, — в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· 2) предвзятые представления — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить», «Мы редко по-настоящему осознаём, что толкование событий другим человеком столь же оправданно, как и наше собственное»);

· 3) негативное отношение, — в тех случаях, когда отношение человека к кому-то (чему-то) враждебное, его очень трудно убедить в правоте «неприятеля» (в справедливости чего-то);

· 4) отсутствие внимания и интереса собеседника, — интерес возникает тогда, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· 5) пренебрежение фактами, — т. е. привычка делать выводы или заключения опираясь не на фактическое положение дел, а на своё личное мнение о положении дел;

· 6) ошибки в построении высказываний, — неправильная речь, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

· 7) неверный выбор стратегии и/или тактики общения с партнёром.

Совместимость в общении.

Совместимость и сработанность людей между собою в процессе общения, — понимается в качестве генеральной характеристики совместной деятельности людей. Разнообразные приёмы и способы вербальной и невербальной коммуникации обеспечивают результативный обмен информацией, необходимой людям для эффективного общения и для организации совместной деятельности в процессе общения. В связи с указанными социальными явлениями архиважное значение имеют феномены совместимости и сработанности.

Межличностная совместимость понимается как личностное принятие партнёров по общению в контексте осуществления ими совместной деятельности. Принятие основано на оптимальном сочетании деятельностно значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик партнёров по общению (ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и пр.).

Оптимальное сочетание данных характеристик в одних случаях предполагает их сходство, в других случаях — взаимодополняемость, а в третьих, — и то и другое.

В контексте описанного выше подчеркнём тот аспект, что индивидуально-психологические свойства личности не существуют «сами по себе», а проявляются в поведении и поступках человека. Отметим, что хорошая межличностная совместимость характеризуется положительным эмоциональным отношением: возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов между партнёрами по общению. Также заострим тот аспект, что, на межличностном уровне, макрорезультатом успешной психологической совместимости является формирование мотивации на совместное решение жизненных проблем, на то, чтобы быть вместе в общении и деятельности.

Особое значение психологическая совместимость приобретает в сложных условиях совместной жизнедеятельности, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства и количества необходимых участников совместной деятельности (имеются в виду многочисленные примеры трудовой деятельности в специфических условиях, выполняемой специалистами профессий особого риска).

Имеет место различение четырёх основных уровней совместимости людей: психофизиологического, психологического, социально-психологического и социального.

Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии темпераментов, потребностей и других психофизиологических характеристик. Психологический уровень совместимости включает в себя сочетаемость характеров, мотивов и стереотипов поведения. Социально-психологический уровень совместимости предполагает собою согласование функционально-ролевых ожиданий и действий. На социальном уровне совместимости важно совпадение или сходство интересов, ценностных ориентаций партнёров по совместной деятельности.

Когда в процессе совместной деятельности у партнёров по общению появляются неприязнь, антипатия, негативные эмоции, то это могут быть как ситуативные недопонимания, т.н. рабочие моменты, так и показатели межличностной несовместимости, — в таких случаях возникает столкновение разных субъективных и объективных тенденций в мотивах, действиях, поведении партнёров, которое ведет к конфликтам.

От психологической совместимости людей следует отличать сработанность людей, под которой понимается согласованность в работе (в совместной трудовой деятельности) между её участниками (творческий коллектив, рабочая группа и т. п.).

Согласованность в работе проявляется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие, дружеские отношения.

Если совместимость характеризуется субъективным удовлетворением партнёров от общения друг с другом, то сработанность определяется эффективностью их деятельности, непременным условием которой является также профессионализм.

Для хорошей совместимости необходим высокий уровень взаимных сопереживаний, которые сопровождаются эмоционально-энергетическими затратами. Сработанность совсем не обязательно должна сопровождаться сильным сопереживанием, оно может быть минимальным, так как здесь более существенно наличие у партнёров навыков и умений, а в профессиональной деятельности — высокий уровень мастерства и способность к сотрудничеству в решении совместных задач.

Таким образом, сработанность — это результат взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности. Сработанность отличается от совместимости меньшей степенью эмоционально-энергетических затрат партнёров по общению, — понимаемому в качестве совместной деятельности людей. Итак, совместимость является условием и результатом возникновения межличностных симпатий, устойчивых положительных взаимоотношений; и совместимость не связана с продуктивностью, успешностью деятельности в отличие от сработанности, в которой продуктивность является главным компонентом.

Наряду со сказанным выше, понятие «сработанность» следует отличать от понятия «сплочённость», хотя они и близки по своему значению. При сработанности взаимное удовлетворение партнёров взаимодействием опосредовано деятельностью, предполагающей определённую степень её успешности и эффективности. У партнёров возникает удовлетворенность не только собой, но и партнёрами, совместно выполняющими определённую работу в группе. Для определения социально-психологического понятия (явления) «сплочённость», кроме удовлетворённости взаимодействием партнёров по общению, опосредованной совместной деятельностью, привносится фактор, который удерживает людей именно в данной группе — фактор «групповой динамики».

Чувство сплочённости, принадлежности к группе людей, понимающих тебя и принимающих тебя таким, каков ты есть, решающих те же проблемы, что и ты, — вот далеко не полный перечень того, что формирует потребность в общении именно с данной конкретной группой. Таким образом, групповая сплочённость — это своего рода результирующая тех сил, которые удерживают людей в данной группе. К числу основных факторов групповой сплочённости относят сходство ценностных ориентаций членов группы, ясность групповой цели, демократический стиль управления группой, относительно небольшую величину группы и её престиж.

Деловое общение.

Деловое общение понимается в качестве коммуникации, обмена информацией, профессионально значимой для участников общения. Деловое общение проявляется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определённой цели и решение конкретной проблемы, — выражается как основное содержание делового общения.

Виды делового общения: официальное и неофициальное деловое общение; формальное и неформальное деловое общение; стандартизированное и не стандартизированное деловое общение. Отдельно выделяется межличностное деловое общение и его базовые параметры: восприятие, понимание (познание) партнёрами друг друга; обмен информацией между общающимися; взаимодействие в процессе контакта.

Формы делового общения, — деловые беседы: деловые встречи, деловые переговоры, деловые совещания, «круглые столы», дискуссии, дебаты, прения и пр. Деловые встречи проводятся что называется «tet-a-tet», а также имеют место деловые встречи нескольких участников. Самостоятельно в данном контексте выделяются публичные выступления: доклады, сообщения, презентации, групповые дискуссии и т. п. Также в указанном контексте рассматриваются разного рода деловые собрания, деловые пресс-конференции (брифинги), деловые завтраки, т.н. бизнес-ланчи, деловые фуршеты, деловые обеды, деловые ужины. Наконец, сюда относятся разнообразные собеседования и самопрезентация при приёме на работу.

Компоненты и элементы делового общения. Деловая беседа (деловая встреча) выступает как основной компонент делового общения. Разговор (беседа) — это своеобразный театр двух или более актёров, и, помимо разговорного, этот особый театр должен быть эмоционально-энергетическим, т. е. необходимо осмысливать и чувствовать собеседника, хорошо улавливать его социальные эмоции (имеется ввиду т.н. социальный или эмоциональный интеллект коммуниканта).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. — М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. — 160 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2008. — 375 с.

3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2002. — 560 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: Академия, 2010. — 192 с.

5. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. — СПб.: Питер, 2006. — 176 с.

6. Бурмистрова Е.В., Фёдоров Д.В. Роль образовательного пространства в социальной адаптации личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2 (11), апрель-июнь 2009, Москва.

7. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. — СПб.: Питер, 2003. — 272 с.

8. Донцов А.И. Деятельность совместная; Взаимодействие межличностное; Динамика групповая; Единство предметно-ценностное; Интеграция групповая; Конформность; Совместимость межличностная; Согласие групповое; Сплочённость групповая. // Социальная психология. Словарь. Под редакцией М.Ю. Кондратьева. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

9. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплочённости // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. — М.: Аспект Пресс, 2002.

10. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. — М.: Аспект Пресс, 2002.

11. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? — М.: ЭКСМО, 2014. — 512 с.

12. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Жуков Ю.М. Группа — коллектив — команда // Социальная психология в современном мире. Тематический сборник научных трудов. Составители: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. — М.: Аспект Пресс, 2002.

13. Донцов А.И., Журавлёв А.В., Кутковой Н.А. Коммуникация как фактор экспрессии и восприятия удивления в ситуации нарушения ожиданий // Вопросы психологии, 2015, № 5. — 178 с., С. 137−145.

14. Донцов А.И., Зеленев И.А. Человек публичный: оценивающий и оцениваемый // Развитие личности. № 4, 2009. — С. 28−34.

15. Донцов А.И., Зеленев И.А. О связи категоризации социального окружения («своих», «чуждых», «иных») с оптимизмом/пессимизмом у россиян // Развитие личности. № 1, 2010. — С. 38−47.

16. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Проблемы безопасности коммуникативных стратегий // Вестник Московского университета, Серия 14. Психология, 2011, № 4. — С. 24−31.

17. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология. Хрестоматия. / Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. — С. 170−179.

18. Донцов Д.А. Общая исследовательская практическая проблематика социальной психологии в образовательном пространстве // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I научно-практической конференции (16−17 октября 2013 г.).

— М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 323 с., С. 21−23.

19. Донцов Д.А. Роль общения в психическом развитии ребёнка. Программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 30 301.65 «Психология». — Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2012. — 76 с.

20. Донцов Д.А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология: Учеб.-метод. пособие по дисциплине «Социальная психология». Специальность 30 301.65 «Психология». — М.: Человек, 2010. — 80 с.

21. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб.: Речь, 2001.

22. Ильин В.А. Психология лидерства. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2015.

23. Ильин В.А. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение // Социальная психология и общество, 2012, № 1.

24. Ильин В.А. К вопросу о соотношении понятий «руководитель» и «лидер» в социальной психологии // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики. Вып. 8 — М.: МГППУ, 2010.

25. Интрагрупповое структурирование и личностное развитие в закрытых образовательных учреждениях / Кондратьев М.Ю.,. Кондратьев Ю. М, Кочетков Н.В., Крушельницкая О.Б., Сачкова М.Е. // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Выпуск V.- М.: МГППУ. 2007. — С. 85−108.

26. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности).

Изд-е 2-е, доп. — Минск: Харвест, 2008. — 432 с.

27. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. — М.: АСТ, 2010. — 448 с.

28. Кондратьев М.Ю. Социальная психология / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 176 с.

29. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 384 с.

30. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. — СПб.: Питер, 2005.

31. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

32. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. Справочно-энциклопедическое издание. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

33. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. — М.: Пер Сэ, 2006. — 272 с.

34. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения // Психологическая наука и образование, № 1, 2011. — С. 13−23.

35. Кондратьев Ю.М. Социальная психология студенчества. — М.: МПСИ, 2006. — 160 с.

36. Крушельницкая О.Е., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания // Психологическая наука и образование, № 2, 2013. — С. 1−14.

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Академия, 2005.

38. Майерс Д. Социальная психология. Перевод с английского. — СПб.: Питер Ком, 2006. — 688 с.

39. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 336 с.

40. Московиси С. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2007.

41. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. — М.: МПСИ, 2006.

42. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения. — М.: Академия имеджелогии, 2015. — 332 с.

43. Петрова Е.А. Визуальная диагностика личности в практической деятельности психолога. — М.: РИЦ АИМ, 2007. — 131 с.

44. Петрова Е.А., Романова А.В. Знаки общения. — М., 2007.

45. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. — М.: Смысл, 2007.

46. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 2001. — 256 с.

47. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 416 с.

48. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 478 с.

49. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. — М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

50. Социальная психология образования: Учебное пособие. / Коллектив авторов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2015.

51. Социальная психология общения. Учебное пособие. Коллектив авторов. Под ред. А.Л. Свенцицкого. — СПб.: СПбГУ, 2016. — 350 с.

52. Социальная психология развития: Учебник для бакалавриата и магистратуры. / Социальная психология образования: Учебное пособие. / Коллектив авторов. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М., 2015. — Москва, Юрайт, 2015.

53. Социально-психологические методы и методики исследования, диагностики и формирования детских, подростковых и юношеских групп и коллективов. / Донцов Д.А., Кочетков Н.В., Молчанова Е.В., Драчёва Н.Ю., Сухих Е.В. Коллективная монография. — М.: Liteo, 2015. — 90 с.

54. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Речь, 2006.

[1] Имеется ввиду нецеленаправленное («стихийное», «несфокусированное») и/или целенаправленное (в качестве социального воспитания в институтах социализации) воздействие (влияние) общества на личность.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector