Соц. мобильность в современном обществе

Соц. стратификация и социальная мобильность

Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества противостоит не менее известная и более популярная в западной социологии, а теперь и в России теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества. В современном постиндустриальном обществе отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определённость. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» – слой (от латинского stratum – слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.

Теории социальной стратификации базируются в основном на выделении структур по вертикали. В этом случае страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих статусно-ролевых позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. При этом предлагаются разные критерии стратификации.

 

Соц. мобильность в современном обществе

Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Под социальной мобильностью понимается изменение индивидом, группой, классом своей социальной позиции, занимаемой в экономическом, политическом, профессиональном пространстве жизнедеятельности человека. Различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую. Во всех этих случаях индивид не меняет социальный слой, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

8 стр., 3560 слов

1.Социальная система общества

... условия для жизни и развития людей (деревня – мегаполис). Элементы социальной структуры общества: - социальные общности – объединения людей в совместной деятельности, в ходе которой они ... между людьми или группами людей, которые осуществляются в соответствии с законами социальной организацией общества. Структура социальных отношений: - субъекты (стороны, между которыми возникают отношения); - объект ...

Основы современных теорий социальной стратификации и мобильности были заложены П.А. Сорокиным ещё в 20-е годы («Система социологии», «Социальная мобильность» и др.).

В последующие годы она развивалась и обогащалась. Одним из дискуссионных вопросов теорий социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход индивида из одной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьёй этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений.

Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путём формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

На современном этапе развития российского общества проблемам социальной стратификации и мобильности уделяется большое внимание. Среди отечественных социологов признание получила идея академика РАН Т.И. Заславской, согласно которой современное российское общество состоит из следующих 4-х слоёв: верхнего, срединного, базового и нижнего. По мнению автора классификации, на середину 90-х гг. занятое население России распределялось в следующей пропорции: верхний слой – 6 %, срединный – 18 %, базовый – 66 %, нижний – 10 %.

Социальные институты и организации

Важной формой социального взаимодействия и одними из основных элементов социальной структуры общества выступают социальные институты и социальные организации. Социальными институтами являются, например, семья, в рамках которой воспроизводятся новые члены общества; система образования, с помощью которой они усваивают накопленные знания, культурные ценности и передают их последующим поколениям; заводы, банки, рынки как экономические институты, осуществляющие производство и распределение товаров и услуг; государство и его органы (суд, прокуратура, полиция, тюрьма) как политико-правовые институты, осуществляющие контроль за поведением членов общества ради сохранения общественного порядка, предотвращение и разрешение конфликтов между ними. Ни отдельные люди, ни общество в целом не могут нормально существовать и развиваться вне таких долговременных коллективных объединений.

Социальные институты – это особенно важные и глубокие, прочно утвердившиеся и устойчивые, регулярные, самообновляющиеся, упорядоченные социальные взаимодействия, прямой противоположностью которых являются случайные, спонтанные, хаотичные, поверхностные, спорадичные и неорганизованные связи между людьми и их группами. В связи с этим социальные институты можно определить как сравнительно высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубокой интегрированностью в своих элементах, многообразием, гибкостью и динамичностью их функций, а, следовательно, и всей системы.

16 стр., 7720 слов

Институт психоанализа

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е.Ю. 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА. 1. ...

Для социальных институтов характерно чёткое разделение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность, слаженность их действий, достаточно высокий и жёсткий уровень регуляции и контроля за этим взаимодействием. Н. Смелзер, например, определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определённой социальной потребности. Благодаря этому в обществе достигается большая предсказуемость в поведении людей, стабильность и надёжность социальных связей, устойчивость социальной структуры и порядок в обществе.

Российский социолог С.С. Фролов выделяет пять признаков социальных институтов:

1) Установки и образцы поведения (например, для института семьи – привязанность, уважение, ответственность; для института образования – любовь к знаниям, посещаемость);

2) Культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фабричная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы, святыни);

3) Утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образование – класс, библиотека);

4) Устные и письменные кодексы поведения (для государства – Конституция, Законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

5) Идеология (для семьи – романтическая любовь, совместимость, индивидуализм; для бизнеса – монополия, свобода торговли, право на труд; для религии – православие, баптизм, протестантизм и др.).

Социальные связи, лежащие в основе социальных институтов, называются институциональными, а сам процесс придания этим связям упорядоченного, нормативного характера именуется институционализацией. Последнее связано также с улучшением и углублением разделения труда и профессионализацией деятельности, ведущими к повышению эффективности социальных институтов, а также с созданием учреждений, организующих функционирование соответствующего института, управление и контроль за его деятельностью и обеспечение необходимыми ресурсами. Регулирование использования ресурсов общества – важная задача социальных институтов.

Выделяют главные и неглавные социальные институты. Например, в экономическом институте выделяются институты торговли, обращения ценных бумаг, а политический институт включает в себя институт представителей президента, институт по проведению предвыборной кампании и др. Институты выполняют различные функции, которые делятся на главные и неглавные или латентные, кроме того, возможно наличие дисфункций.

Для характеристики функций социальных институтов целесообразно выделить два существенных момента, а именно сознательно сформулированные цели, преследуемые в рамках функционирования данного социального института, и объективные последствия деятельности этого института. Такое различие особенно важно в ситуации, когда необходимо социологически объяснить наличие определённых социальных действий, продолжающих существовать в обществе даже тогда, когда поставленные перед этими действиями цели не осуществляются.

Основой взаимодействия социального института с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворения основных общественных потребностей. Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоёв и классов общества, меняют, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в деятельности социального института могут возникнуть явления дисфункций, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной, организационной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности социального института.

5 стр., 2277 слов

Социальная и биологическая основы материнства

... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, ...

Социальные организации.Известную трудность представляет разграничение понятий «социальный институт» и «социальная организация». И не только потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, армия, суд, банк, магазин, финансовое учреждение и др.) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать эти понятия, употребляя их как синонимы. Другие же такое разграничение проводят более или менее чётко и подробно.

Так, Н. Смелзер, отмечая большую и всё возрастающую роль многочисленных организаций в современных развитых обществах, определяет организацию (он не употребляет понятие «социальная организация») как характерную для сложных обществ «крупную вторичную группу, образуемую для достижения определённых целей». В книге «Социология», подготовленной под руководством Г.В. Осипова, даётся подробная и содержательная характеристика «социальных организаций», которые рассматриваются как сложные, взаимосвязанные, иерархические, целевые социальные системы, как инструмент общества для достижения определённых целей, как своего рода «клеточки» социальной структуры, её малые совокупности.

Характерные для социальной организации признаки: целевая природа; распределение членов организации по ролям и статусам; разделение труда и его специализация на функциональной основе; построение по вертикальному (иерархическому) принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем; наличие специфических средств регулирования и контроля за деятельностью организации, прежде всего, через создаваемые управляющей подсистемой институты и нормы; целостность социальной системы. В принципе социальная организация представляет собой высший уровень социальных систем, для которых характерны такие системообразующие факторы, как цель, иерархия, управление и синергия. Последнее является эффектом приращения, полученным в ходе совместной деятельности, результат которой выше, чем сумма соответствующих индивидуальных усилий.

Эффективность организационных форм объясняется возникновением эффекта синергии. Проявление синергии в социальных организациях означает прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий их участников.

Социальные институты и организации могут быть формальными и неформальными. В рамках первых взаимодействие субъектов происходит на основе законов или иных правовых актов, формально утверждённых распоряжений, установлений, правил, регламентов, уставов и т.д. С точки зрения содержания целей и задач, которые имеют социальные институты, охватывающие все сферы жизни общества, они подразделяются на политические, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы и другие общественно-политические организации); экономические – с организацией и управлением хозяйственной деятельностью (собственность, завод, банк, торговля, деньги, труд, рынок и другие); институты культуры и воспитания – с созданием, укреплением, развитием и распространением духовных ценностей (образование, наука, художественные учреждения и организации, семья и др.).

13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

... всякие, а лишь социальные системы, и среди них в первую очередь общество. Помимо названных принципов, обществу как системе присущи и иные: самоорганизация, динамизм, открытость, наличие управления, передача информации и др. ...

Ведущая роль среди этих социальных институтов принадлежит политическим институтам.

Неформальные институты и организации появляются стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Это спонтанно сложившиеся системы социальных связей, взаимодействий. В них действуют свои, отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации и институты не выполняют важных для общества функций. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации.

 

26. Личность в современном информационном пространстве

Сегодня почти никто не сомневается в том, что личности для осуществления социального поведения в коллективе необходим ста­бильный поток информации. Устойчивая информационная связь с ок­ружающей средой, в которой человек функционирует в качестве дея­тельного социального субъекта, есть одно из основных условий нормы жизнедеятельности. Прекращение доступа к информации может спровоцировать разнообразные психические отклонения и даже психиче­ские заболевания индивидуума. При этом на человека оказывает ко­лоссальное воздействие не только устойчивый информационный контакт с социальной средой либо его недостаток, а также и количество, объем, содержание и структура приходящей и обрабатываемой информации.

Нужную информацию индивидуум приобретает из опыта част­ного общения, а также из различных источников информации. Прева­лирование информации, приобретаемой опосредованно, становится основой сегодня коллективного развития. Сложная динамика социаль­ных процессов, воздействие общественных перемен на обыденную жизнь индивидуума делают его зависимым от потока самых разных информации, сообщений, нужных ему в его повседневной жизни и не нужных. Все меньше и меньше информации, требуемой для жизни в коллективе, он может приобрести, опираясь на личный опыт. Потреб­ность в социальной информации удовлетворяется человеком сегодня, преимущественно при помощи средств массовой информации — ра­дио, телевидения, кино и пр. В особенности это касается вопросов, на­ходящихся за пределами личного опыта граждан: о ситуации в иных областях и странах, о политической элите, экономической обстановке и т.д. Как замечает большинство исследователей, массовые информа­ционные коммуникации все больше влияют на обыденную жизнь человека, создают вторую, «субъективную реальность», воздействие кото­рой на него не менее существенно, чем воздействие объективной дей­ствительности .

Влияние информации, информационных потоков на человече­скую психику, или информационно-психологическое влияние, произ­водится на человека, по сути, на протяжении всей его жизни в разно­образных обстоятельствах и ситуациях. Для их обозначения обычно применяют термин «информационные ситуации». Ситуационные информационные обстоятельства, при которых на личность производится информационно-психологическое влияние, для удобства последующе­го изучения и проведения анализа разумно каким-либо способом клас­сифицировать.

В соответствии с целями и отношениями субъектов все инфор­мационные ситуации можно разделить на несколько основных групп. К первой группе следует отнести сочетание информационных ситуаций межличностного взаимодействия, т. е. таких обстоятельств, при кото­рых совершается как прямое, так и косвенное общение. В подобных обстоятельствах индивидуум является единовременно как субъектом, так и объектом информационного воздействия, реализовывается дву­сторонний информационный процесс. Межличностные информаци­онные ситуации в зависимости от состава и характера социальных свя­зей делятся на общественно-политические, профессионально-деловые, социокультурные, семейно-родственные, социально-бытовые, товари­щеские и пр. Возможна и иная классификация, базирующаяся на дру­гих основаниях.

3 стр., 1346 слов

КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ -баланс интересов различных групп и слоев ...

... представляющая собой борьбу за признание личных достижений, творческих способностей со стороны общества, группы или отдельных людей. 50. СОТРУДНИЧЕСТВО - стиль поведения в конфликтах, который ... материальных, финансовых и иных ресурсов, недостаточностью взаимной информации, различиями во взглядах на трудовую мотивацию, формы стимулирования, социальное партнерство, деловое сотрудничество и т. п. 29. ...

Ко второй группе информационных ситуаций можно отнести местоположение индивидуума в составе социальной группы, на кото­рую производится прямое информационно-психологическое влияние определенным коммуникатором. Подобные обстоятельства можно на­звать информационно-контактными. В них, как правило, реализовыва­ется однобокая прямая коммуникация типа «коммуникатор — общ­ность людей». К ним относятся ситуации проведения заседаний, кон­ференций, забастовок, разнообразных зрелищных мероприятий и т.п. К следующей, третьей, группе можно отнести такие информационные ситуации, в которых на личность оказывают влияние СМИ. В этих ситуациях реализовывается однобокая опосредованная коммуникация типа «средство массовой коммуникации — аудитория». Их можно от­нести к массовым информационным ситуациям, характерным для про­смотра различных телевизионных передач, прослушивания радиопро­грамм, чтения печатных изданий, взаимодействия с различными ин­формационными системами и т.д. Массовая информация воплощается в жизнь с применением особых средств формирования и трансляции информации. К таковым относят средства массовой коммуникации и средства массовой информации (называемые еще масс-медиа), упот­ребляя их в виде синонимов.

По мнению многих исследователей и исторических источников, предпосылкой появления СМИ послужил переход от аграрного к про­мышленному обществу, немало этому способствовали успехи предпри­нимательства и развитие торговли. Для обеспечения полнокровной торго­во-экономической деятельности в данной обстановке требовалось систе­матическое информирование больших коллективов людей. Предшествен­никами современных средств массовой информации в их сегодняшнем значении были особые торгово-осведомительские, корреспондентские бюро. Подобные заведения консультировали своих клиентов по разнооб­разным интересующим их проблемам, в частности, оповещали о стоимости товаров, условиях поставки, ситуации в разных областях и т.д. Так, в установленный период общественного развития возникает новая специа­лизация труда человека и, соответственно, специальность — журналист, которая заключается в торговле значимой информацией.

Общественная информация теперь выступает товаром массово­го спроса, доступным для всякого, кто приобрел газету, информацион­ный бюллетень и т.д. Журналистику порой приравнивают к периодике, хотя формально журналистская деятельность подразумевает литера­турно-публицистическую деятельность в прессе» и включает в себя подбор, обработку и распространение злободневной, социально важ­ной для социума информации. Журналист становится живым вопло­щением информационной рыночной связи; трактовка, подача и распро­странение новостей превращаются в его профессиональное дело, спо­соб воздействия на широкий круг людей — подписчиков, читателей.

4 стр., 1586 слов

общение как форма социального взаимодействия.Историко-теоретические ...

... социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения. Данная работа характеризует, общение как социально-психологический феномен, а так же изучает процессы взаимодействия и обмена информацией ... в связи с изменением общественно-политической обстановки в стране. Развитие общества (политической, экономической, социальной, духовной сфер) и логика развития науки как два фактора, способствующих ...

Показательно, что непредвзятость в подаче информации пона­чалу является оригинальной рекламой, гарантом качества сообщений в СМИ. Так, надпись под заглавием выпускаемой в Германии в 1609 г. «Страсбургской газеты» гласит следующее: «Все известия напечатаны в том виде, в каком были получены». Немало развитию СМИ способ­ствовало усиление политической деятельности. Средства журналисти­ки энергично применялись в качестве социального инструмента управ­ления обществом, невзирая на сущность политической системы — как в демократических, так и в тоталитарных государствах. Совершенство­вание науки и культуры привело к расширению и систематическому обмену информацией в данных сферах, что, конечно, содействовало дальнейшему становлению СМИ и их специализации.

Возникновение современных технических средств сбора, перера­ботки и распространения информации ознаменовало собой переворот в области массовой информации. На сегодняшний день магнаты, контроли­рующие производство массовой информации и каналы связи, представ­ляют так называемую «четвертую власть», не нуждающуюся в выборах и не требующую утверждения правительством либо парламентом.

В обстановке быстрого усовершенствования информационных технологий и безграничного роста предоставляемых ими возможностей наиболее злободневным вопросом по-прежнему является вопрос о жизненных установках представителей социума и характере имеющих­ся между ними связей. Разбор социальной структуры и ее динамики должен проводиться с учетом подвижности социальных групп, про­центного соотношения и модификации связей между ними. В настоя­щее время учеными все шире рассматривается проблема «атомизации» общества, тесно связанная с увеличением роли массовой информации и снижением прямых контактов в обыденной жизни человека. Все боль­ше отгораживаясь от общества, индивидуум попадает в зависимость от иллюзии самодостаточности. Именно поэтому система образования и СМИ, в первую очередь, должны уделять максимум внимания приви­ванию людям в информационном обществе чувства ответственности за окружающую их реальность, добиваясь отчетливого понимания взаи­мосвязи всего человечества.

Итак, с развитием коммуникационных технологий в социальной структуре современного общества, по мнению многих исследователей, наметятся следующие трансформации:

1. Поскольку новейшие информационные технологии позволя­ют произвести наиболее оперативный учет интересов индивидуумов, качественные параметры социальных группировок будут совершенст­воваться по таким характеристикам, как степень образования, интел­лектуальность и пр.

2. Возрастет численность работоспособных граждан. Люди старшего поколения смогут даже после выхода на пенсию продолжать трудовую деятельность, поскольку увеличится планка трудоспособно­го возраста.

3. На смену социально-экономической пирамиде придет сете­вая структура, вернее отвечающая возможностям новейшей информа­ционной техники.

3 стр., 1202 слов

Группа как основа социальной организации.Эффективность работы рабочих групп

... и др. 1. Группа как основа социальной организации 1.1 Виды рабочих групп в организациях Одним из основных свойств человеческой личности является потребность в общении и взаимодействии с другими ... общении с себе подобными. Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым ...

4. Автономия личности, немыслимая в рамках классического общества, в информационном — займет одно из наиболее высоких мест в иерархии ценностей. Обычно индивидуум реализуется лишь путем принадлежности к какой-либо конкретной группе, являясь эле­ментом в системе корпоративных связей. Если же он «никуда не вхож», значит, не является личностью. В техногенной культуре появ­ляется своеобразный вид автономии индивидуума: человек, строго не связанный с коллективом, может эластично выстраивать свои взаимо­отношения, окунаться в разнообразные социальные общности и куль­турные обычаи.

Нынешнее научное и техническое творчество привлекают в сферу деятельности человека совершенно новые виды объектов, изуче­ние которых требует соответствующих стратегий. Данные объекты представляют собой саморазвивающиеся системы с синергетическими эффектами. Их совершенствование неизменно сопряжено с прохожде­нием системы через особенные состояния неустойчивости, благодаря чему возникают новейшие структуры и степени организации системы, воздействующие на старые показатели.

 

Общество как система. Современные представления о социальной структуре общества.

общество — целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их суммы. Общество как социальная система — это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Таким образом, под обществом как социальной системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

Россия находится в стадии перехода от посттоталитаризма к политическому плюрализму и демократии и от огосударствленной административно-распределительной к частновладельческой рыночной экономике. Соответственно, переходный характер носят критерии социальной стратификации, процессы изменения которых достаточно сложны, поскольку слом старых общественных отношений опережает формирование новых. Чтобы понять происходящие в этой области сдвиги, полезно сравнить основные черты стратификации нынешнего российского и «доперестроечного» общества, с которого начинался трансформационный процесс. В стратификации советского общества решающую роль играл политический капитал, определявшийся местом общественных групп в партийно-государственной иерархии. Место индивидов и групп в системе власти и управления предопределяло не только объем имевшихся у них распорядительных прав, уровень принятия решений, но и круг социальных связей и масштабов неформальных возможностей. Стабильность политической системы обусловливала устойчивость состава и положения политической элиты — «номенклатуры», а также ее замкнутость и отгороженность от управляемых ею групп.

Современная ситуация характеризуется резким ослаблением государственной власти. Напряженная борьба политических партий и группировок, неразработанность их конструктивных программ, утрата доверия народа к большинству политических институтов, невиданное распространение беззакония и коррупции обусловливают быструю сменяемость политиков, нестабильность политической системы в целом. Сложившаяся в советское время стратификация правящего слоя по номенклатурному принципу находится «в состоянии полураспада» — ее остов еще сохраняется, но механизм воспроизводства разрушен. Система властных органов существенно перестроена — одни из них ликвидированы, другие только организованы, третьи принципиально изменили свои функции. В результате формально мы сегодня имеем новую систему высших государственных должностей. Обновился и персональный состав занимающих эти должности лиц, часть которых пришла из иных сфер деятельности. Тем самым ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп. На первый взгляд прежней номенклатуры не стало, она исчезла, растворившись в других слоях общества. Но в действительности она сохранилась. Продолжает существовать подавляющая часть как ранее бывших номенклатурными должностей, так и связанных с ними властно-распорядительных функций. Причем более половины квазиноменклатурных должностей занимает прежняя политическая элита, реализующая модели управленческой деятельности, характерные для советской системы. Между членами бывшей номенклатуры поддерживаются устойчивые деловые связи, способствующие сохранению свойственного ей сословно-классового сознания.

4 стр., 1769 слов

Тестовые методы формирования малых групп операторов для информационных систем

... опыта работы, но и от согласованного взаимодействия между специалистами, входящими в МГО. Взаимодействия в малой группе операторов информационных систем имеют ряд особенностей по сравнению ... управляющего элемента выступает группа специалистов - малая группа операторов (МГО), относятся к разряду биотехнических систем (БТС). Характеристиками МГО как своеобразной социальной системы являются те же ...

Вместе с тем дестабилизация власти и личное «временщичество» руководителей государства способствуют относительному ослаблению роли политического компонента социальной стратификации. Разумеется, объем властных и политических полномочий оказывает большое влияние на формирование социального статуса групп. Однако на первую роль выдвигается, если можно так выразиться, «экономико-политический» фактор, т.е. место общественных групп в управлении экономикой, в приватизации общественной собственности, в распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Перераспределение накопленного богатства — едва ли не единственная сфера управленческой деятельности, где роль политической власти усилилась. Прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности служит в современной России важнейшим фактором, определяющим социальный статус управленческих групп.

В России сейчас существуют две относительно обособленные системы общественной оценки социокультурного потенциала работников. Первая действует в негосударственном секторе, испытывающем актуальную потребность в квалифицированных специалистах и готовом высоко оплачивать их работу. Вторая, традиционно сохраняющаяся в государственном секторе, по-прежнему несет отпечаток уравниловки и нигилистического отношения к умственному труду. В результате происходит расслоение российской интеллигенции на группы, существенно различающиеся своим положением. Таковы, например, высокооплачиваемые квалифицированные специалисты управленческого и экономико-юридического профиля, занятые в частном секторе экономики; более или менее поддерживаемые «на плаву» специалисты научно-технического профиля, занятые в топливно-энергетическом комплексе и других экспортных отраслях; работающие в бюджетных организациях и предоставленные самим себе специалисты социального и гуманитарного профиля.

В целом структура российского общества претерпела заметные изменения по сравнению с советским временем, но вместе с тем сохраняет многие прежние черты. Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, которое займет многие годы. Тем временем стратификация общества будет и далее терять жесткость и однозначность. Границы между группами и слоями станут «размываться», возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом. На первый взгляд эта тенденция напоминает размывание социально-классовой структуры, наблюдаемое в современных западных обществах, но думаю, это сходство формально. Дело в том. что возникновение относительно однородных «обществ среднего класса» характерно для постиндустриализма. Россия же не только не переросла индустриальной стадии развития, но и переживает тяжелейший кризис, отбросивший ее экономику далеко назад. В этих условиях социально-классовые различия в положении общественных групп приобретают особую значимость. Они прорисовываются даже резче, чем прежде, во многом определяя другие стороны социального статуса.

Социальное взаимодействие-его структура и роль в жизни общества

Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их. Оно имеет объективную и субъективную стороны:

· Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

· Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

ременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:

§ оно предметно,т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;

§ оно внешне выражено,а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;

§ оно ситуативно,т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);

§ оно выражает субъективные намерения участников.

Хотелось бы подчеркнуть, что взаимодействие — это всегда коммуникация. Однако не стоит отождествлять взаимодействие с обычным общением, т. е. обменом сообщениями. Это гораздо более широкое понятие, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Действительно, два человека могут не говорить ни слова и не стремиться ничего сообщать друг другу иными средствами, однако уже тот факт, что один может наблюдать за действиями другого, и другой знает об этом, делает любую их активность социальным взаимодействием. Если люди совершают на глазах друг у друга какие-то действия, которые могут быть (и непременно будут) как-то интерпретированы противоположной стороной, то они уже обмениваются смыслами. Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей.

Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.

Социальное действие — это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга. При этом социальное действие может быть инициировано самим социальным субъектом (индивидом, группой) и тогда оно рассматривается как «вызов», а может быть реакцией на социальные действия других как «ответ на вызов».

Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание междуакторами. Если акторы «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.