Объект, предмет и структура педагогической науки. Внедрение достижений в практику обучения воспитания

Педагогика – наука, раскрывающая сущность, цели, задачи и закономерности воспитания и обучения, их роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогика (педагогическая энциклопедия) – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого – детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Объект науки – область действительности, которую она исследует. Объект педагогики – учебно-воспитательный процесс школы, воспитание в семье. Предмет науки – способ видения объекта с позиции этой науки. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Цельпедагогической науки – открытие объективных закономерностей обучения и воспитания в сознательном и целенаправленном применении познанных законов на практике.

В соответствии с представленной целью педагогика выполняет 3 основных функции: общетеоретическую; практическую (эмпирическую); прогностическую (концепция предвидения будущего общества и человека).

Педагогика не развивается изолированно от других наук и всегда находится в тесной связи с науками о человеке (психология, физиология, социология, философия), из которых черпает опорные методологические положения; с медицинскими науками; с техническими науками; с науками гуманитарного профиля.

Функции педагогического труда:

  1. воспитательная – формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;
  2. образовательная – вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
  3. развивающая – развитие у учащихся познавательных интересов, творческих способностей, воли, эмоций, а также познавательных способностей (речь, мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
  4. общественно-педагогическая – воспитание родителей и осуществление педагогического просвещения;
  5. общественная – пропаганда идей общечеловеческих ценностей.

Структура педагогической науки:

1) Ясельная педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей младенческого возраста.

5 стр., 2224 слов

Педагогика: наука и искусство

... занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Надо сказать, ... в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение. Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным ...

2) Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития и формирования личности детей дошкольного возраста.

3) Педагогика школы – самая древняя и самая богатая по своему опыту отрасль педагогики.

4) Педагогика профессионально-технического образования – наука о закономерностях подготовки рабочих высокой квалификации.

5) Педагогика среднего специального образования – ее теоретический фонд развивается за счет положений школьной и вузовской педагогики.

6) Педагогика высшей школы занимает особое место в системе педагогических наук; ее развитие обусловлено факторами научного потенциала и преемственностью со школьной педагогикой.

7) Производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих людей, переориентация их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивать их на новые профессии.

8) Военная педагогика вскрывает закономерности, осуществляющие теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения военнослужащих.

9) Социальная педагогика содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования детей.

10) Педагогика 3-го возраста разрабатывает систему образования и развития людей пенсионного возраста.

11) Исправительно-трудовая педагогика содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц находящихся в заключении (пеницитарная).

12) Сравнительная педагогика исследует закономерности развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

13) История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания в прошлом.

14) Специальные педагогические науки – сурдопедагогика, олигофренопедагогика; разрабатывает теоретические основы, методы, формы воспитания и образования детей и взрослых имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.

В систему педагогических наук также входят методики обучения различным дисциплинам.

 

Его логика и движущие силы

Педагогический процесс — это процесс развития и формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Воспитание как педагогическое явление – та часть педагогического процесса, в которой образование, развитие и формирование личности происходит в различных видах деятельности под руководством и в результате специальной деятельности учителя или воспитателя.

Воспитание как общественное явление – сложный противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами.

2 стр., 805 слов

Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, ЧПК2

... литературы 39 1. Принципы, задачи и содержание воспитания и обучения детей с нарушенным слухом Основной задачей дошкольного образования детей с нарушениями слуха является обеспечение всестороннего ... Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. В большинстве случаев арт-терапевтическая работа вызывает у детей ...

Обучение – работа с умом человека, направленная на становление познавательных процессов человека, его способностей, приобре­тение знаний, умений, навыков.

Обучение – специально организованный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение ЗУН, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение – двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимися (учение), направленный на разрешение педагогических задач.

Преподавание – специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу обучаемым ЗУН и их воспитание в процессе обучения. Это упорядоченная деятельность педагога по реализации целей обучения и обеспечение осознанного практического применения знаний.

Учение – особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение ЗУН и способами учебной деятельности.

Двусторонний характер обучения определяется наличием двух субъектов учебного процесса, их субъект-субъектными взаимоотношениями, где личность ученика в контексте гуманистической и демократической парадигмы, субъект приоритетный.

Логика учебного процесса:

1. подготовка учащихся к активному восприятию учебного материала;

2. усвоение нового материала;

3. восприятие учебного материала – субъективный психологический процесс, в результате которого складывается образ предмета или явления, непосредственно воздействующего на человеческий мозг;

4. осмысление;

5. закрепление – предупреждает забывание учебного материала и обеспечивает сохранение в долговременной оперативной памяти основных и значительных базовых понятий;

6. выработка практических умений и навыков. Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполненным быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Навык – действие, доведенное до автоматизма, формируется путем многократного повторения.

7. обратная связь направлена на выявление ЗУН учащихся, их способностей, уровня развития.

 

  1. Концепции и технологии обучения

Для оценки дидактической теории или концепции выдвигают следующие критерии:

  • результативность обучения (полноту и степень приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения – психические изменения, новообразования в личности, качество знаний, способы деятельности, уровень мышления);
  • эффективность обучения, свидетельствующую о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах.

Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения.

Концепция – система взглядов на какую-либо проблему, основная идея, ведущий замысел.

Концепция обучения – система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на процесс обучения, его сущность, цели, принципы, содержание и способы организации, а также на выявление критериев и показателей эффективности процесса обучения.

4 стр., 1535 слов

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

... формирования произвольности поведения. Не случайно игре как методу обучения отдается предпочтение в разделе «Учебно-познавательная деятельность». Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности ... детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а ...

Концепции обучения:

1. Традиционная – доминирующую роль играет преподавание. Представители – Коменский, Песталоцци, Гербарт. Суть – целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.

Принцип воспитывающего обучения – организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность, обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знание с развитием чувств и воли.

Ступени:

· Ясность – выделение материала и углубленное его рассмотрение;

· Ассоциации – связь нового материала с прошлыми знаниями;

· Система – обнаружение выводов, формулировка понятий, законов;

· Метод – понимание теорий, применение их к новым явлениям и ситуациям.

2. Педоцентристская – доминирующую роль играет деятельность ученика. Представители – Дьюи, Кершенштейнер, Лай. Суть — построение процесса обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ученика.

3. Современная – преподавание и учение. Программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (Гальперин, Занков, Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер).

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальных выбор форм, методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств.

Педагогическая технология – организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология – содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько).

Структура педагогической технологии:

· Концептуальная основа;

· Содержательная часть – цели, задачи обучения, содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – технологический процесс, организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников и учителя.

Эффективность технологии – педагогическая технология должна быть эффективна по результатам и оптимальным затратам и гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизведение педагогической технологии подразумевает возможность применения ее в других однотипных образовательных учреждениях другими субъектами.

Классификация педагогических технологий:

  1. по уровню применения:

· общепедагогические;

· частно- методические (предметные);

· локальные (модульные).

  1. по философской основе:

· материалистические и идеалистические;

· диалогические и метафизические;

· научные и религиозные;

· гуманистические и антигуманные;

· свободного воспитания и принуждения.

  1. по научной концепции усвоения опыта:

· ассоциативно-рефлекторные;

· развивающие;

· гештальт-технологии.

  1. по ориентации на личностные структуры:

· информационные – формирование ЗУН;

· операционные – формирование способов умственной деятельности (СУД);

17 стр., 8467 слов

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения ...

... с ТНР. Представлены выводы по результатам исследования. Предмет исследования – обучение младших школьников (учащихся школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи) письму посредством применения ... специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

· эмоционально-художественные – формирование сферы эстетических отношений;

· эмоционально-нравственные – формирование сферы нравственных отношений;

· технологии саморазвития – формирование самоуправленческих механизмов личности;

· эвристические – развитие творческих способностей учащихся;

· прикладные – формирование действенно-практической сферы личности.

  1. по подходу к ребенку:

· авторитарные;

· дидакто-центрические – приоритет обучения над воспитанием;

· личностно-ориентированные;

· гуманно-личностные;

· технологии сотрудничества;

· технологии свободного воспитания;

· педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся – проблемное, игровые, портфолио.

 

Средства и методы обучения. Классификация методов

Метод обучения – (от греч. Methodos – путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату) упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.

Метод обучения характеризуется 3 признаками – цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Метод обучения отражает: способы обучающей работы учителя и способы учебной деятельности учащихся в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Наиболее ранней является классификация методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Но самая распространенная классификация – по источнику получения знаний.

· словесные методы (источником знаний является устное или письменное слово).

К ним относятся:

1. рассказ – устное повествовательное изложение содержан учебного материала,

2. объяснение – словесное ис­толкование закономерностей,

3. беседа – тщательно продуманная система вопросов, слу­жащая для подведения учеников к пониманию нового материала (может быть индивидуальная или фронтальная),

4. дискуссия – основана на обмене взглядами по определенной проблеме,

5. лекция – способ изложения объемного материала, для старших классов,

6. работа с учителем и книгой (конспект, составление плана, тезирование, цитирование, рецензирование)

· наглядные методы – источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия.

Наглядные методы делят на 2 группы:

1 – метод иллюстраций (пла­каты картины карты зарисовки на доске),

2 – метод демонстраций (приборы, технические установки, ки­нофильм, диафильм)

· практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия. К ним относятся:

1. упражнения (устные, письменные, графические, учебно-тру­довые).

2. лабораторная работа – проведение опытов по заданию учителя.

3. практическая работа проводится после крупных тем, может быть вне школы. Классификация М.Н.Скаткина и И.Я.Порчера в зависимости от характера познавательной деятельности:

14 стр., 6577 слов

Использование структурных формул при обучении учащихся в составлении ...

... приводит к прямо противоположным результатам: создает перегрузку учащихся, порождает неверие в свои силы, отталкивает от ... длительного процесса развития познания, концентрированным выражением исторически достигнутого знания. Образование понятия — сложный диалектический процесс, который ... психолог С.Л. Рубинштейн и его ученики. Авторы работ по методике решения физических задач обычно употребляют ...

1 – объяснительно-иллюстрационная – учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученик ее воспринимает;

2 – репродуктивная – учитель дает образец, а ученик делает по образцу;

3 – проблемный – учитель ставит проблему и наталкивает на путь ее решения;

4 – частично-поисковый (эвристический) – учитель расчленяет проблему на подпроблемы, а ученик осуществляет от­дельные шаги поиска ее решения;

5 – исследовательский – учащиеся, овладев методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности.

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который «помещен», ме­жду учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта по­знава­тельной и практической дея­тельности.Средство обучения оказывает влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становле­ние.

Средства обучения можно класси­фицировать по свой­ствам, субъектам деятельности, влия­нию на качество знаний и на развитие различных способно­стей их эффективности в учебном процессе. Средство обучения помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала и т.д.

По составу объектов средства обучения делят на материальные (учебники, пособия, модели, макеты, оборудование, микроклимат, расписание занятий) и идеальные (усвоенные ранее знания).

Материальные средства связаны с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний, идеальные – с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.

Эффективность использования средств обучения достигается при рациональном сочетании их с содержанием и методами обучения.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания (оборудование демонстрационного эксперимента) и средства учения (оборудование лабораторного практикума).

Средства преподавания помогают возбудить и поддержать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе.

Группы:

· натуральные играют ведущую роль в обучении,

· изобразительные – различные виды таблиц (иллюстративные, текстовые), схемы (текстовые, циф­ровые), учебные картины, диаграммы, портреты, модели и макеты,

· технические – за счет них улучшается представление учащихся о предмете изучения. К ним относят: проектор, графопроектор, компьютер.

· на печатной ос­нове – учебники, тетради, мето­дические пособия,

· аудиовизуальные (экранно-звуковые) – видео и кинофильмы, слайды, диафильмы,

· дидактические материалы.

Сочетая различные средства обучения необходимо найти опти­мальный вариант и большое внимание уделить натуральным средствам обучения. Перед проведением урока необходимо продумать место и сочетание всех средств.

 

Урок как основная форма целостного педагогического процесса

Форма – внутренняя организация содержания.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... физическое воспитание учащихся, укрепление их здоровья. Педагог профессионального обучения по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; ...

Форма обучения – специальная конструкция обучения, характер которой обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами и видами деятельности преподавателя и учащихся.

Виды:

· Внешние – урок-семинар, урок-лекция, урок-игра, конференция, самостоятельная работа, экскурсия, лабораторная работа.

· Внутренние – вводное занятие, занятие по углублению и совершенствованию ЗУН, практическое занятие, занятие по обобщению и систематизации знаний, комбинированная форма организации занятий.

В учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используется фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимися.

В современной школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название от того, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (классом), в течение определенного времени и по установленному расписанию.

Урок– это организационная форма при котором учитель в течение установленного времени руководит в специально отведенном месте коллективно познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них. Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися ЗУН, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Элементы урока:

1. изучение нового материала;

2. закрепление пройденного материала;

3. контроль и оценка знаний;

4. домашнее задание;

5. обобщение и систематизация.

Типология уроков:

1. Урок нового материала – овладение новым материалом (лекция, семинар, киноурок, самостоятельная работа, смешанный урок).

2. Урок совершенствования ЗУН – систематизация и обобщение новых знаний; повторение и закрепление; применение знаний на практике; формирование У и Н; контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН (самостоятельная работа, лабораторная, экскурсия, семинар);

3. Урок обобщения и систематизации – установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности;

4. Комбинированный урок;

5. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

6. Урок по решению технологических задач.

Типологии урока в настоящее время известно от 3 до 18 типов уроков. Делятся в зависимости от: целей, задач, этапов обучения, видов деятельности. Наиболее распространенным видом в школе является комбинированный урок, в котором отражены все этапы (организационный, проверка д/з, изложение нового материала, закрепление и обобщение, д/з на дом).

Требования к современному уроку:

1.Дидактические.

1. Дидактические – на уроке должны реализовываться основные принципы дидактики (научность, доступность…).

2. Четкое определение целей урока – дидактические, развивающие и воспитывающие.

3. Определение места каждого урока в общей системе знаний.

11 стр., 5315 слов

Система профориентационной работы классного руководителя

... следующие задачи: 1. Раскрыть содержание, формы и методы работы классного руководителя по профессиональному самоопределению учащихся; 2. Рассмотреть особенности деятельности профориентации классного руководителя в сельской школе; 3. Изучить практические рекомендации ...

4. Определение максимального содержания урока в соответствии с требованиями программы по уроку.

5. Оптимальное содержание изложения материала преподавателем и самостоятельная работа учащихся.

6. Взаимосвязь основных форм работы (фронтальных…)

7. Дифференцированный подход к учащимся.

8. преемственность в обучении.

9. Применение рациональных методов контроля, объективность оценки знаний.

2. Психологические.

1. Направленность урока на развитие познавательных, психических процессов (внимание, память, воображение).

2. Учет психологических особенностей возраста и психологического состояния учащегося на уроке.

3. Собранность преподавателя, самообладание, самоконтроль, доброжелательность и справедливость.

3. Организационные.

1. Четкая структура урока соответствие его целям содержанию и методам.

2. Рациональное использование времени на уроке.

4. Гигиенические требования.

1. Предупреждение умственного и физического утомления.

2. Обеспечение чистого воздуха и благоприятного температурного режима.

3. Соблюдение норм освещения и соответствие учебной мебели физическим данным учащихся.

Особенности урока технологии:

· Центральное место на уроке занимает практическая работа учащихся. Целесообразно проводить уроки в мастерских в виде сдвоенных уроков

· Практическая работа строится на базе производственного труда

· На занятиях учащиеся работают с помощью различного режущего инструмента, используют станки и т.д., поэтому необходима спецподготовка, с точки зрения безопасности.

 

 

Деятельность классного руководителя в современной школе

Основные обязанности классного руководителя:

1.Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели, – 6 часов (30 процентов от ставки учителя).

2.Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.

3.Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.

4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.

5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.

6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.

7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Классный руководитель имеет право:

1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.

2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.

3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».

4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.

6 стр., 2657 слов

Циклограмма деятельности классного руководителя. Функции и основные ...

... классу и отдельным учащимся; - участие в работе методических объединений классных руководителей; - содействие в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе; - отчёт о деятельности перед администрацией и ...

5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Не имеет право: унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом. Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен знать: — Закон РФ «Об образовании»; — Конвенцию о правах ребенка – Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию. — Школьную гигиену.- Педагогическую этику.- Теорию и методику воспитательной работы.

— Основы трудового законодательства.

Должен уметь:

· Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.

· Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

· Составить план воспитательной работы в классе.

· Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т. д.

· Анализировать собственную деятельность и ее результаты.

· Организовать и провести родительское собрание.

· Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Функции:

· контролируетход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств;

· анализируетхарактер оказываемых на него воздействий;

· координируетучебную деятельность каждого воспи­танника и всего классного коллектива, самоопределение, самовос­питание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Работа классного руководителя- целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитаниявсего образовательного учреждения, анализа преды­дущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллек­тивом школы, и ситуации в классном коллективе.

Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и ин­дивидуальные особенности для развития и стимулирования позна­вательных интересов; через разнообразные формы и методы инди­видуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхожде­ния ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Формы работы классного руководителя:беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг.

Классный час– форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подни­маться и решаться важные моральные, нравственные и эстетиче­ские проблемы.

 

Психологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста (ранний юношеский возраст) и их учет в процессе учебно-воспитательной работы

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового со­зревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Бы­стро развиваются специальные способности. Резко активизи­руется ценностно-ориентационная деятель­ность. Самосознание – сложная пси­хологическая структура, вклю­чает в себя:

1. сознание собст­венного «я» как активного, деятельного начала.

2. сознание собственной тождест­венности.

3. осознание своих психиче­ских свойств и качеств,

4. оп­ределенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии.

11-15лет – подростки; 14-15 – 17-18 – юноши.

Подростковый возраст – пубертатный кризис:

1. Половое созревание – эндокринные изменения (гормоны роста и половые)

2. Дисгармоничность развития, нарушение пропорций тела (угловаты, неуклюжи)

3. Появление вторичных половых признаков (быстрая смена настроения)

4. Гормональная буря. Усиление сексуального возбуждения, не осознают причину, потребности не определены. Основная потребность в привязанности и любви. Самоуважение, начало формирования мужественности и женственности. Формирование нового образа физического «Я». Гипертрофированное и острое переживание собственной внешности.

5. Индивидуальные различия в пубертате. Половые различия. Подростковая гиперсексуальность.

Личность. Основные потребности:

· Потребность в самоутверждении – период бури и натиска – личностная нестабильность, противоречивые черты сосуществуют и борются, настроение от оптимизма до депрессии.

· Отношение к себе как к взрослому – чувство взрослости – изменение внешнего облика. Подражание взрослым, расширение ролевого репертуара. Копирование форм поведения взрослых.

Центральное новообразование – отношение к себе как к взрослому. Чувство взрослости определяет развитие самосознания. Формирование «Я-концепции» – система внутренне согласованных представлений о себе, Я-образ. 11-12 лет – интерес к внутреннему миру, открытие внутреннего мира у себя. Самопознание – смотрится в другого как в зеркало.

Подростковая рефлексия– как потребность разобраться в себе, исповедальность со сверстниками, дневники. Формируются разнообразные Я-образы: физическое Я, идеальное Я, представление об умственных способностях. Самооценка дифференцировалась, но не стабильная, ориентирована на мнение других. Система самооценки не является цельной, изменчива и нестабильна. Формируется Идеальное Я.

Реальное и идеальное расходится, эти расхождения могут запустить саморазвитие. Рождение личности в 3 года и в подростковом возрасте. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются.

· Ведущий тип деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками. Эмансипация от взрослых. Возникновение собственного увлечения. Запой увлечений.

· Потребность в общении – удовлетворяется через дружбу, но дружба противоречива, друг как психотерапевт; неформальные группы и компании; референтная группа.

· Отношения со взрослыми – ограничение влияния эмансипации от родителей. С одной стороны потребность в любви и принятии со стороны родителей, но при этом быть равным. Появляются значимые взрослые.

Формирование эгоидентичности– ощущение тождества самому себе и личностной целостности, ощущается внутренняя уверенность и психосоциальное благополучие. К негативным образованиям Эриксон относит смешение форм идентичности:

А) спутанность временной перспективы (ощущение себя одновременно и младенцем и стариком)

Б) диффузия трудолюбия – неспособность сконцентрироваться на занятиях либо сильное увлечение одним занятием

В) негативная идентичность – отрицание родительских ценностей

Г) ролевая фиксация – негативная групповая идентичность – стремление к подчинению группе.

Д) психологическая регрессия – страх взросления ) сотворение кумира

Структура самосознания:

1. притязание на признание – значимость телесного сознания для оценивания себя, идеальное представление о теле превращается в фрагментарное, сосредоточение на отдельных частях.

2. осознание себя во времени – сохраняется направленность на будущее (в мл. подр.); рассмотрение настоящего с позиций будущего (ст. подр.) то есть, психологическая перспектива, способность сознательно увидеть себя в будущем; внутренняя позиция – умение объективно увидеть свое настоящее положение, сопоставить с желаемым и построить ступени между настоящим и будущим; способность к целеполаганию. Актуализируется страх смерти.

3. Права и обязанности – активная борьба за права, нарушение запретов, отстаивание личного пространства.

Отделение от семьи:

· 11-12лет – конфликт между потребностью в зависимость и стремлением к автономии

· когнитивная реализация отделения, доказательство своей независимости

· аффективная реакция на отделение – чувство вины

· идентификация – поиск объекта

· установление нового типа отношений.

 

Умственное воспитание на внеклассной работе

Организация научно-популярных лекций, показ научно-популярных кинофильмов, проведение читательских конференций, выпуск стенгазет, организация недель физики, химии и других вечеров, конкурсов, олимпиад и др.

Групповые формы умственного воспитания учащихся применяются на занятиях предметных кружков, секций, ученических обществ.

Индивидуальные формы умственного воспитания как правило связаны с чтением научно-популярной литературы, выполнением творческих заданий, подготовкой докладов.

Огромными возможностями для умственного воспитания детей обладают внешкольные учреждения.

 

Формирование мировоззрения учащихся

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, со­циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление).

В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен­него, объективного и субъективного. Субъективная сторона ми­ровоззрения состоит в том, что у человека формируется не толь­ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво­его «Я», своей индивидуальности, своей личности.

У человека, достигшего того уровня развития, когда его мож­но назвать личностью, все свойства и качества приобретают оп­ределенную структуру, логическим центром и основанием кото­рой становится мировоззрение. Соединяя в себе сложную сово­купность ценностных отношений человека к окружающей дейст­вительности, научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро­воззренческие убеждения.

Мировоззренческие убеждения.

Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю­дей. Как и знание, сознание отдельного человека существует толь­ко в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваи­вают знания, накопленные обществом в ходе его истории, в процессе развития общественной практики. Таким об­разом, воздействие на личность осуществляется прежде всего в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе.

Убеждения — это не нечто «значимое » и «понимаемое «, это зна­ния, перешедшие ко внутреннюю позицию личности. Убеждения определяют весь духовный строй личности — ее направленность, ценностные ори­ентации, интересы, желания, чувства, поступки.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действи­тельности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания. Поэтому в процессе формирования мировоззре­ния надо уделить особое внимание формированию методологи­ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель­ность и ее теоретические основания.

Воспитание и религия

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает светский характер образования и школе. Это особенно актуали­зирует необходимость и ответственность педагогов за формиро­вание у учащихся научного мировоззрения, в то же время уваже­нии к взглядам верующих детей и их родителей. За­дача школы раскрыть перед ребенком реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия воспитанник сам вправе сделать спой мировоззренческий выбор.

 

Нравственное воспитание школьников

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общест­ва, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, спра­ведливый или несправедливый. При этом мы пользуемся поня­тием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как фило­софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как ос­воена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нор­мами и принципами, можно судить об уровне его нравственнос­ти. Иначе говоря, нравственность— это личностная характерис­тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду­альное поведение человека.

Правило, имеющее общий характер, т.е. распро­страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва­ние нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной кон­кретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребен­ка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимо­отношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каж­дой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы — нравственные принципы. Например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношений между пред­ставителями разных национальностей регулируются нравственны­ми принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватываю­щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж­дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспитание гуманности

Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется и процессе взаи­моотношений с другими людьми.

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных ви­дах деятельности, в различных вариантах межличностных отно­шений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соуча­стие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не заме­чены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного от­ношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой дея­тельности, жизненных принципов, нравственных поступков вы­зывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность.

Важным условием воспитания гуманности является организа­ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо­щи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение и различных сферах жизни и деятельности и проявля­ется к выдержанности, внутренней организованности, ответствен­ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявлении дисцип­лины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, принятых правил и предписаний. Яв­ляясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся основана на личной ответственности и сознательности, она го­товит ребенка к социальной деятельности.

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культу­ра поведения. Оно включает в себя различные стороны нравст­венного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу­ра. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транс­порте, в общественных местах. В семье и школе необходимо по­знакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др