Семинарские занятия 3

Дисциплина: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Семестр: 3

Преподаватель: Ичетовкина Н.М., кафедра психологии 416 каб., 1 уч.корп.

Учебники и учебные пособия (Возрастная психология)

  1. Возрастная психология [Текст]: Детство, отрочество, юность: учеб. пособие для студ. обучающихся по пед. спец. / сост. В. С. Мухина, А. А. Хвостов.- М.: Академия, 2001, 624 с
  2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. для высш. школы.- М.: Академический Проект, 2001, 704 с
  3. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст]: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. ОПД.Ф.01-Психология / Б. С. Волков.- М.: Владос, 2005, 368 с
  4. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. 31 000 «Педагогика и психология» / О. Б. Дарвиш; под ред. проф. В. Е. Клочко.- М.: Владос-пресс, 2005, 264 с
  5. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий.- М.: Сфера, 2005, 464 с
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст]: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов.

    / В. С. Мухина.- М.: Академия, 1998

  7. Солодилова, О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / О. П. Солодилова.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005, 288 с
  8. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст]: (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005, 352 с

Учебники и учебные пособия (Педагогическая психология)

  1. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Академия, 2001, 368 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия: для студентов пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Академия, 2007, 368 с.
  3. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. 31 000 «Педагогика и психология», 33 400 «Педагогика» / под ред. Н. В. Клюевой.- М.: Владос-пресс, 2006, 400 с.
  4. Айсмонтас, Б. Б.

    19 стр., 9113 слов

    Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

    ... ГАВС,1993.-176с. Немов Р.С. Психология: Учебник. -М.:Владос, 2000.-688с. Психология и педагогика: Учеб. пособие /Отв. ред. В.М.Николаенко. ... - М.: ИНФРА-М,2000.-175с. Современный словарь по психологии. - ... навыков и умений: 30 Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004 - Стр 4 гибкости - способности ...

    Педагогическая психология [Текст]: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас.- М.: Владос-пресс, 2004, 208 с.

  5. Габай, Т. В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов по спец. психологии / Т. В. Габай.- М.: Академия, 2003, 240 с.
  6. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Ф. Демидова.- М.: Акад. Проект: Трикста, 2006, 220 с.
  7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А.Зимняя.- М.: Логос, 2005, 384 с.
  8. Люкин, В. В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Глаз. гос. пед. ин-т; В. В. Люкин.- Глазов: ГГПИ, 2000, 128 с.
  9. Петерс, В. А. Педагогическая психология в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие / В. А. Петерс.- М.: Лига, 2006, 127 с.
  10. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 544 с.
  11. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений по пед. спец. / Н. Ф. Талызина.- М.: Академия, 2003, 288 с.
  12. Якунин, В.

    А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В. А. Якунина.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Полиус, 1998, 639 с.

Занятие № 1 Вводное семинарское занятие № 2 Тема: Особенности развития ребенка от рождения до трех лет

  1. Подготовить сообщения по тематическим направлениям:
  • пренатальное (внутриутробное) развитие ребенка;
  • новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития. Комплекс оживления;
  • развитие познавательной сферы в младенчестве. Роль общения со взрослыми;
  • кризис одного года.
  1. Раннее детство (1−3 года): общая характеристика возраста, развитие речи, ведущая деятельность, развитие познавательных процессов.
  2. Кризис трех лет.

Литература к семинару

  1. Власова, З.И. Особенности отношений ребёнка с близкими взрослыми и познавательное развитие детей в период кризиса трёх лет//.

    5 стр., 2014 слов

    Психология Этапы развития психологии

    ... социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление ... , в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий VII этап. Современная ...

    Психолог в детском саду.- 2006.- № 4 — С.36−45

  2. Власова, З.И. Влияние кризиса трёх лет на познавательное развитие дошкольника//. Психология обучения.- 2007.- № 10 — С.39
  3. Жарова, В. А. Ранняя диагностика речевых нарушений у детей младенческого возраста//. Практическая психология и логопедия.- 2006.- № 4 — С.15−17
  4. Разенкова, Ю.А. Служба ранней помощи как форма оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи семьям с проблемными детьми младенческого и раннего возрастов//. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2010.- № 2.- С. 35
  5. Белогай, К. Н. Факторы речевого развития ребенка в период раннего детства//. Психолог в детском саду.- 2009.- № 3. — С. 96−106
  6. Некрасова, О.А. Особенности работы социального педагога по адаптации детей раннего возраста к детскому саду//. Детский сад от, А до Я.- 2009.- № 2.- С. 48−52

Семинарское занятие № 3 Тема: Дошкольное детство (3−7 лет)

  1. Взаимодействие ребенка с социумом.

    Речевое и эмоциональное общение.

  2. Умственное развитие: речь, особенности восприятия, мышления. Внимание, память, воображение.
  3. Личностное развитие, формирование внешнего образа. Негативные личностные образования: детская ложь, детская зависть, детские страхи.
  4. Игра как ведущий вид деятельности. Влияние игры на общее психическое развитие ребенка.

Литература к семинару

  1. Дошкольное детство и основы национальной культуры//. Дошкольное воспитание.- 2008.- № 9. — С. 92−97
  2. Игра как способ освоения иностранного языка дошкольниками//. Иностранные языки в школе.- 2007.- № 6. — С.42−46
  3. Специальные формы и методы коррекции личностного развития дошкольников// Маралов В. Г. Коррекция личностного развития дошкольников: пособ. для воспитателей и детских психологов / В. Г. Маралов, Л. П. Фролова.- М., 2008.- С. 47−63.
  4. Развиваем эмоциональную сферу дошкольника с помощью деревянных ложек//.

    20 стр., 9582 слов

    Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

    ... основные черты личности. Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология. В психическом развитии ребенок проходит ряд периодов, этапов ... только ему особенностями. По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяют на ...

    Дошкольное воспитание.- 2010.- № 4. — С.32−37

  5. Современный дошкольник как феномен развития//. Мир психологии.- 2010.- № 1. — С.3−11
  6. Авдулова, Т.П. Психологическое содержание процесса социализации дошкольников//. Психолог в детском саду.- 2008.- № 4.- С. 40−54
  7. Андреева, А. Д. Современный дошкольник: возрастные нормы и жизненные реалии//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 3−17
  8. Белова, Е. С. Особенности эмоционально-личностного развития дошкольников с высокими интеллектуальными способностями//. Психолог в детском саду.- 2010.- № 2.- С. 29−46
  9. Гилева, А.В. Дошкольник и телевидение в мире информационных технологий//. Детский сад от, А до Я.- 2010.- № 2.- С. 92−96
  10. Гладкова, Ю. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению//. Ребенок в детском саду.- 2009.- № 4.- С. 8−14
  11. Кудрявцев, В.Т. Интеллектуальная готовность к обучению в школе развития: источники и слагаемые//.

    10 стр., 4916 слов

    Криминальная психология. Психологическая характеристика личности

    ... психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения,, психологию личности преступника и преступных групп - это: А судебная психология; Б - криминальная психология; В - психология исправительной деятельности; 6. Психология ... отсутствие интереса к обучению или производительному труду ... В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшей школы. - М.: ...

    Перемены.- 2008.- № 2.- С. 78−86

  12. Шаехова, Р.К. Формирование психологической готовности детей к обучению в школе: реальность и перспективы//. Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2009.- № 2.- С. 343

Семинарское занятие № 4

  1. Тема: психология младшего школьного возраста

  1. Проблема готовности ребенка к обучению в школе. Показатели готовности.
  2. Взаимодействие младшего школьника с социумом. Вербальное и эмоциональное общение.
  3. Умственное развитие: устная и письменная речь. Развитие познавательных психических процессов.
  4. Личностные особенности ребенка младшего школьного возраста. Формирование образа Я. Развитие эмоционально-чувственной сферы. Гендерная идентификация.
  5. Учебная деятельность младшего школьника. Мотивы учебной деятельности.

Литература к семинару

  1. Доступны ли младшим школьникам исследовательские работы?//.

    Начальное образование.- 2009.- № 2. — С.10

  2. Психологические особенности и механизмы развития способностей в младшем школьном возрасте//. Начальная школа. Прил. к газ. «Первое сентября».- 2010.- № 20.- С. 3
  3. Абдулаева, Е. Жестово-образные игры. Для раннего и младшего дошкольного возраста//. Дошкольное воспитание.- 2010.- № 10.- С. 26
  4. Алиев, М. Н. Развитие одаренности младших школьников//. Педагогика.- 2010.- № 10.- С. 44
  5. Баркова, Н.Н. Формирование потребности в обучении и саморазвитии у младших школьников//. Начальная школа.- 2008.- № 3.- С. 24
  6. Василевская, Н. Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста//. Детский сад от, А до Я.- 2007.- № 5 — С.83
  7. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников//. Начальная школа.- 2009.- № 2.- С. 73
  8. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников//. Педагогика.- 2009.- № 5.- С.

    3 стр., 1016 слов

    ВОПРОС ╣ 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении младших школьников

    3 Вопрос № 13 Учет особенностей темперамента в воспитания и обучении младших школьников Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма ... не один раз. Сангвиник и холерик в школе и вне ее инициативны, а школьника с преобладающими чертами флегматического темперамента нужно втягивать в ...

    7

  9. Евсикова, Н. И. Некоторые особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, обучающихся в различных педагогических системах//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2008.- № 4. — С.20
  10. Евтюшина, Н.И. Изучение личности младшего школьника//. Педагогические науки.- 2009.- № 6.- С. 42−44

Семинарское занятие № 5

  1. Тема: Психология подросткового возраста

  1. Физиологические условия развития личности подростка.
  2. Становление нового типа взаимоотношений: родители, учителя, сверстники. Общение с противоположным полом.
  3. Развитие познавательной сферы. Учебная деятельность. Отношение к школе и учебным предметам. Ориентация на труд.
  4. Развитие личности. Идентификация с собственным Я. Кризис личности подростка. Развитие самосознания и самооценки.
  5. Психология трудного подростка. Девиантное поведение: пьянство и алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение.

Основные направления, средства профилактики девиантных форм поведения подростков.

Литература к семинару

  1. Что делать, если подросток пробует курить//. Учительская газета.- 2006.- № 19.- С. 15
  2. Аникеева, Н. Подросток: познай самого себя//. Воспитание в школе.- 2009.- № 4.- С. 54−59
  3. Бондарёва, Л.В. Особенности преживания одиночества детьми, оставшимися без попечения родителей (подростковый возраст)//. Психология обучения.- 2007.- № 11 — С.63−74
  4. Егорычева, И.Д. Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)//. Мир психологии.- 2008.- № 1.- С. 189−202
  5. Мурашова, Е. Что такое подростковый кризис?//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№ 13−14) — С.39−40
  6. Поляков, С. Отечественный подросток и социокультурная ситуация развития//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 7.- С. 93−97
  7. Яничева, Т. Подростковый кризис: время опасных желаний//. Первое сентября.- 2007.- 21 апреля. — С.18

Семинарское занятие № 6

  1. Тема: Психология юношеского возраста

1. Многомерность социального развития и расширение диапазона социальных ролей в юношеском возрасте.

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... маркетинга и проблемы психологии развития личности. Проблема психологической экспертизы рекламы и оценка ее эффективности. «Адвертологический» подход в психологии рекламы. Рекламная деятельность как диалог. ... семинарские занятия, проводимые в различных формах с применением технических средств обучения. Большое значение придается самостоятельной работе студентов. Обязательное знакомство с ...

* Взаимоотношения с родителями.

* Общение со сверстниками и особенности молодежной субкультуры/представить сообщения о различных современных субкультурных течениях/.

2. Учебно-профессиональная деятельность старшеклассников.

3. Развитие самосознания и формирование мировоззрения в юности.

4. Проблема гендерного взаимодействия. Любовь и взаимоотношения полов в юности. Значение дружбы в ранней юности.

Подготовить сообщения:

  • Проблема раннего материнства и отцовства: психологический аспект.
  • Романтическая любовь в ранней юности как психологическое явление.

Литература к семинару

  1. Степанов, П. Старшеклассники//. Воспитательная работа в школе.- 2007.- № 1 — С.38−44
  2. Трейвиш, Л. Как выбирают, готовятся и поступают в вузы старшеклассники: данные опроса выпускников и их родителей//. Директор школы.- 2007.- № 4.- С. 75−80
  3. Корженко, А.Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте//. Вопросы психологии.- 2010.- № 2.- С. 80−88
  4. Семина, А.Е. Молодежная субкультура в эстетическом воспитании подростков//. Искусство и образование.- 2008.- № 3.- С. 110−117
  5. Бутковская, С.А. О взаимосвязи гендерной идентичности и профессионального самоопределения в юношеском возрасте//. Высшее образование сегодня.- 2007.- № 4.

    — С.53−55

  6. Зыкова, Н. А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте//. Психология обучения.- 2009.- № 2. — С.44−58
  7. Кисилёва, А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте//. Психология в вузе.- 2006.- № 4 — С.16−22
  8. Мерзлякова, Д. Р. Необходимость учета индивидуально-личностных особенностей при разрешении конфликтов в подростковом и юношеском возрасте//. Среднее профессиональное образование.- 2009.- № 11. — С.35−37
  9. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах//. Психологическая наука и образование.- 2005.- № 3.- С. 16−25

Итоговая контрольная работа по разделу «Психология развития. Возрастная психология» семинарское занятие № 7 Тема: Психология обучения

  1. Понятие об обучении. Учение и преподавание.

    Виды обучения (традиционное, развивающее, дистанционное и др.).

  2. Проблемное обучение.
  3. Программированное обучение.

Литература к семинару

  1. Проблемное обучение — современная технология подготовки педагога//. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования /М.М.Левина.-М., 2001.- С. 59−113.
  2. Психолого-педагогические основы теории проблемного обучения//. Методы проблемного обучения.- Минск, 2007.- С. 5−29.
  3. Бейзеров, В. А. Проблемное обучение//. Образование в современной школе.- 2005.- № 12 — С.48−51.
  4. Бухлина. Л.Ю. Экспериментальные исследование развивающего эффекта проблемно-диалогического обучения//. Начальная школа: плюс до и после.- 2007.- № 3. — С.3−5.
  5. Вахрушева, Л. Н. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста//. Начальная школа.- 2010.- № 1. — С.18−22.
  6. Ильницкая, И. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2006.- № 12 — С.82−85.
  7. Ильницкая, И. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения//. Дошкольное воспитание.- 2007.- № 1 — С.19−23; № 3. — С.15−21Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание.-2006.-№ 12.
  8. Ситаров, В.А. Программированное обучение//. Дидактика: Учебник / В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002.- С.280−289.

Семинарское занятие № 8 Тема: Структура учебной деятельности

Группа делится на 3 подгруппы:

а) первая подгруппа разрабатывает вопрос о мотивах и целях учебной деятельности школьников и представляет собранный материал двум другим подгруппам студентов.

б) вторая подгруппа разрабатывает вопрос об инструментальном компоненте учебной деятельности школьников и предоставляет собранный материал двум другим подгруппам (см. учебное пособие по пед. психологии ВВ Люкина).

в) третья подгруппа разрабатывает вопрос о структурных элементах учебной деятельности, называемых «контроль» (самоконтроль) и «оценка» (самооценка) учебной деятельности школьников и предоставляет приготовленный материалом всем участникам семинара.

Подготовить сообщение на тему:

  • Проблема безотметочного обучения. Субъективизм школьной отметки

Литература к семинару

1. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие для студентов ВУЗов./ под ред. А.С.Роботовой, Т.В.Леонтьева и др. М., Академия, 2004.

2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1996.

3. Лефрансуа Г. Психология для учителя. 11-е изд. М.: Олма-Пресс, 2005.

4. Педагогическая психология (текст): уч. для студ. ВУЗов, обуч. по специальности «Педагогика и психология». Под ред. Н.В.Клюевой. М.: Владос Пресс, 2006.

5. Хрестоматия по педагогической психологии / Под. ред. А.И. Красило, А.П. Новгородцевой — М., 1995.

6. Божович, Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности//. Психология в вузе.- 2008.- № 5.- С. 121−150

  1. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников//. Психология в вузе.- 2008.- № 5.- С. 36−120
  2. Божович, Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема//. Психология в вузе.- 2008.- № 5.- С. 6−36.
  3. Зачесова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся //. Новые ценности образования.- 2006.- № 3.- С. 74−83
  4. Зверева, С.В. Особенности готовности к школе мальчиков и девочек//. Дошкольная педагогика.- 2003.- № 4. — С.14

Семинарское занятие № 9 Тема: Типы учеников по характеру обучаемости

  1. Характеристика высокообучаемых детей. Психология детской одаренности. Типы одаренности. Особенности работы педага с высокообучаемыми детьми.
  2. Низкообучаемые дети: характеристика, поиск решения проблем.
  3. Креативные/творческие дети.

Литература к семинару

  1. Калмыкова, З. И. Психологические принципы развивающего обучения [Текст] / З. И. Калмыкова.- М.: Знание, 1979, 48 с.
  2. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст]: на основе анализа их самост. учеб. деятельности / Е. С. Рабунский.- М.: Педагогика, 1975, 182 с.
  3. Готовь сани летом//. Учительская газета.- 2003.- № 26.- С. 14
  4. Гости из будущего: дети индиго//. Домашний очаг.- 2006.- № 11 .- С.192−194
  5. Иващенко, Н. «Дети Индиго» и кризис традиционной педагогики//. Знание-сила.- 2008.- № 9. — С.37−43
  6. Левшинова, С. Дети индиго- кто это такие?//. Наука и религия.- 2006.- № 6 — С.40−42
  7. Левшинова, С. Дети Индиго- другая реальность//. Наука и религия.- 2006.- № 10 — С.2−5
  8. Милорадова, Е. Дети индиго//. Лицейское и гимназическое образование.- 2006.- № 9 — С.71−78
  9. Первушина, Е.В. Нужно ли лечить детей-индиго//. Дошкольная педагогика.- 2008.- № 2.- С. 4−7
  10. Поляков, С. П. Грядет цивилизация индиго//. Свет. Природа и человек.- 2005.- № 12. — С. 32 — 34
  11. Пометкин, Н. Дети индиго: люди из будущего?//. Калина Красная.- 2007.- 1 декабря.- С. 5
  12. Резапкина, Г. «Мой сын- индиго"//. Школьный психолог.- 2006.- № 16 — С.33−34
  13. Савенков, А. «Дети Индиго»: осторожно- мистификация//. Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября».- 2007.- № 4 — С.6−7
  14. Кутнякова, Н. П. Учимся понимать детей [Текст]: современные модели организации классного коллектива / Н. П. Кутнякова.- Ростов-на/Д.: Феникс, 2008, 284 с.

Семинарское занятие № 10 Тема: Психологические теории обучения

Группа делится на 3 подгруппы и готовит материал по следующим тематическим направлениям:

1. Методологическая база и основа теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина.

2. Методологическая база и техника работы учителя по теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

3. Теория развивающего обучения Л.В.Занкова.

Литература к семинару

  1. Открытые уроки в начальной школе. Математика. Русский язык [Текст]: по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова / сост. Н. А. Завьялова.- Волгоград: Учитель, 2005, 77 с.
  2. Даниил Борисович Эльконин (1904 — 1984) [Текст]: биобиблиогр. указ. / С. Ф. Батракова.- М., 1991, 62 с.
  3. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова.- М.: Пед. общ-во России, 2000, 224с.
  4. Обучаем по системе Л. В. Занкова [Текст]: первый год обучения: кн. для учителя / И. И. Аргинская, Н. Я. Дмитриева, А. В. Полякова, З. И. Романовская.- М.: Просвещение, 1991, 241 с.
  5. Александрова. Э.И. Особенности формирования навыков при обучении математики по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова//. Начальная школа.- 2005.- С.38−42
  6. Каминская, М.Д. Освоение учителем деятельности в дидактической системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова//. Библиотечка «Вестника образования России».- 2005.- № 4. — С. 2 — 45
  7. Селевко, Г. Царство теории: технология развивающего обучения Эльконина — Давыдова//. Учительская газета.- 2005.- № 43. — С. 24
  8. Ситаров, В.А. Концепция развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина//. Дидактика: Учебник / В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002.- С.273−280
  9. Степанова, М. Василий Васильевич Давыдов (1930−1998)//. Школьный психолог. Прил. к газ. «Первое сентября».- 2007.- № 15. — С. 20−23
  10. Степанова, М.А. Теория П.Я. Гальперина и ее значение для практики современного образования//. Вестник московского университета.- 2005.- № 1. — С.82
  11. Веретенникова, И.В. Диалог — одна из форм сотрудничества на уроке: система Л.В.Занкова//. Начальная школа.- 2006.- № 11.- С. 58−62
  12. Нечаева, Н.В. Ученый, заглянувший в будущее: [о Л.В. Занкове]//. Начальная школа.- 2006.- № 3. — С.5−8
  13. Ситаров, В.А. Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова//. Дидактика: Учебник / В.А.Ситаров; под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002.- С.268−273
  14. Степанова, М. Обучение «по Занкову"//. Школьный психолог. Прил. к газ. «Первое сентября».- 2007.- № 15. — С. 24−26
  15. Терещенко, Л.В. Слагаемые продуктивной творческой деятельности учителя развивающего обучения//. Современный урок.- 2008.- № 2 — С.115−118
  16. Чуприкова, Н. И. Система Л.В. Занкова: взгляд психолога//. Начальная школа.- 2007.- № 7. — С.7−12
  17. Чуприкова, Н. И. Система Л.В. Занкова: взгляд психолога//. Педагогика.- 2007.- № 7. — С.3−9
  18. Яковлева, С. Теория Занкова и современное образование//. Учительская газета.- 2007.- 6 ноября (№ 45) — С.21

Семинарское занятие № 11 Тема: Психология воспитания

  1. Воспитание: понятие, функции явления.
  2. Психологические механизмы воспитания (подражание, идентификация, переживания, рефлексия и др.).

    Взаимосвязь механизмов воспитания с возрастом воспитанника.

  3. Институты воспитания (семья, школа, СМИ и др.).

Литература к семинару

  1. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей//. Педагогическая техника.- 2008.- № 5. — С. 61−67
  2. Методы социального воспитания//. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова.- М., 2002.- С.
  3. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в пространстве детской субкультуры//. Новые ценности образования.- 2007.- № 3 — С.48−56
  4. Айрапетова, В.В. Актуальные проблемы воспитания//. Педагогика.- 2008.- № 5.- С. 104−110
  5. Алиева, Ш. Г. Семья как основа формирования морального воспитания детей//. Педагогические науки.- 2009.- № 2. — С.13−17
  6. Баева, И.А. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы рости//. Народное образование.- 2010.- № 2.- С. 248−254
  7. Войскунский, А. Е. От психологии компьютеризации к психологии интернета//. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психологи.- 2008.- № 2. — С.140−153
  8. Воропаев, М.В. Классный руководитель в системе воспитания//. Классный руководитель.- 2009.- № 8.- С. 59−64
  9. Ефимова, Н. Моя семья: программа для родителей//. Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября».- 2006.- № 5.- С. 18−25
  10. Жижикина, М. О стилях поведения и методах воспитания//. Школьный психолог. Прил. к газете «Первое сентября».- 2008.- 16−29 февраля — С.36−37
  11. Зеньковский, В. Проблемы воспитания в средней школе// Воспитательная работа в школе.- 2004.- № 4. — С. 5−7
  12. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения//. Народное образование.- 2007.- № 8.- С. 232−237
  13. Парамонов, А. Уклад хозяйствования как среда воспитания//. Воспитательная работа в школе.- 2009.- № 4.- С. 61−66
  14. Паскал, В.В. Ошибки воспитания в семье//. Справочник классного руководителя.- 2009.- № 2.- С. 19−22
  15. Полякова, А. Мобильный телефон как средство индивидуализации воспитания//. Народное образование.- 2007.- № 7. — С.245−248
  16. Понкин, И.В. Воспитание семейных ценностей в системе образования//. Образование.- 2004.- № 12. — С. 3−8.

Семинарское занятие № 12 Тема: Психология учителя

1. Личность учителя. Структура педагогических способностей (за основу можно взять исследования Н.В.Кузьминой, В.А.Крутецкого).

2. Деятельность учителя: мотивы, целевые ориентиры и профессиональные умения.

3. Педагогическое общение:

* стили и факторы педагогического общения;

* способы и препятствия профессионального педагогического общения;

* конфликты в педагогическом коллективе как форма педагогического общения/взаимодействия.

4. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога. Стрессоустойчивость. Профилактика выгорания. (За основу можно взять исследования Губиной С.Т.)

Литература к семинару

  1. Обратная связь: взгляды учителя сельской школы на школьное обучение//. Лицейское и гимназическое образование.- 2005.- № 7.- С. 75−78
  2. Риски новых технологий//. Первое сентября.- 2005.- 22 ноября.- С. 3
  3. Как оплачивается труд учителя в Англии, Франции, Германии и США?//. Управление школой. Прил. к газете «Первое сентября».- 2008.- № 13.- С. 11−22
  4. Откуда берутся компетентные учителя// Генике, Е. А. Профессиональная компетентность педагога/ Е. А. Генике; отв. ред. М. А. Ушакова.- М., 2008.- С. 52−106
  5. Что нам мешает видеть и принимать ученика таким, какой он есть?//. Первое сентября.- 2008.- 27 сентября (№ 18).

    — С. 9−10

  6. Учитель — это стиль//. Учительская газета.- 2008.- 30 сентября (№ 40).

    — С.6−7 (вкладка)

  7. Понятие конфликта, его характеристика//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 4−12
  8. Конфликты в педагогическом общении//. Конфликты и взаимодействия / авт.-сост. А. В. Комарова, О. М. Ольшевская.- М., 2008.- С. 12−86
  9. 2010 год объявлен Годом учителя в Удмуртии//. Удмуртская правда.- 2009.- 18 ноября.- С. 1
  10. Когда ученик отказывается от взаимодействия с учителем//. Первое сентября.- 2010.- 30 января. — С.12
  11. Профессиональный кодекс учителя: проект, рекомендованный Педагогической ассамблеей к обсуждению в образовательных учреждениях)//. Вестник Герценовского Университета.- 2010.- № 3. — С.40−41
  12. Бобрышева. И. В. Профессионализм современного учителя с позиции разных моделей педагогической деятельности//. Инновации в образовании.- 2009.- № 2. — С.11−17
  13. Бондаренко, Е. Н. Воззрения на профессиональные компетенции современного учителя в различных странах мира//. Высшее образование сегодня.- 2009.- № 1. — С. 42−44
  14. Виват Триумвирату!: виртуальная дружба = реальное общение = качественное общение//. Учительская газета.- 2007.- 24 июля. — С.7
  15. Батчаева, Н. А. Педагогическое общение в контексте психологических и социальных конфликтов//. Педагогические науки.- 2010.- № 4.- С. 14−19
  16. Вавилова, А.А. Оценка поведения учителя в проблемных ситуациях//. Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2007.- № 1 — С.61−68
  17. Кочетова, Е.А. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников//. Начальная школа.- 2006.- № 10 — С.54−56
  18. Кравец, В.В. Сущность и функции педагогического общения в системе открытого образования//. Педагогическая информатика.- 2005.- № 2. — С 53
  19. Михайлова, А. " …и что мне делать, если ребёнок не хочет раскрываться?"//. Первое сентября.- 2007.- 9 июня — С.17
  20. Монина, Г. Искусство педагогического общения//. Первое сентября.- 2007.- 14 июля (№ 13−14) — С.31−32
  21. Мурашов, А. Разговор без слов: Учитель — ученик: невербальная коммуникация//. Народное образование.- 2002.- № 8. — С.111−116
  22. Осорина, Мария. Ябеда-корябеда: зачем дразнить друг друга//. Учительская газета.- 2004.- № 47.- С. 23

КСР

  1. Контрольная работа по возрастной психологии.
  2. Заполните таблицы:

* Какие виды деятельности становятся ведущими, и какие новообразования в них формируются в соответствии с периодизацией Д.Б.Эльконина?

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Новообразования

Раннее детство

Дошкольное детство

Младшее школьное детство

Подростковый возраст

Ранняя юность

* Как проявляются возрастные кризисы во взаимодействии с социумом?

Возрастной период

Со взрослыми

Со сверстниками

С самим собой

Раннее детство

Дошкольное детство

Младшее школьное детство

Подростковый возраст

Ранняя юность

* Как происходит процесс самопознания в следующих возрастных периодах?

Раннее детство

Дошкольное детство

Младшее школьное детство

Подростковый возраст

Ранняя юность

  1. Подготовьте реферативные сообщения по следующим тематическим направлениям (при составлении рефератов возможно использование материалов из учебных пособий, периодических изданий, журналов, интернет-ресурсов/с обязательным указанием ссылок на них):

  1. Достоинства и недостатки обучения детей раннего возраста
  2. Детская лживость как воспитательная проблема
  3. Гиперактивное поведение детей. Работа с гиперактивными детьми
  4. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения
  5. Леворукий ребенок в школе
  6. Акцентуации характера подростков
  7. Психологические причины неуверенности в себе
  8. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе
  9. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте
  10. Межличностные конфликты в общении подростков
  11. Психология юношеской дружбы и любви
  12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства
  13. Молодежь как особая социально-психологическая группа группа. Характерные психологические черты молодости
  14. Роль учёбы и выбора профессии в жизни молодых людей
  15. Психологические и социальные проблемы молодежи
  16. Родительство как психологический феномен
  17. Понятие зрелости. Критерии зрелости, ее возрастные границы. Кризис середины жизни (условное выделение — 40 лет)
  18. Психологические кризисы в пожилом возрасте
  19. Адаптация различных типов людей к феномену старости. Страх старения и смерти. Проблема одиночества в старости
  20. Планирование и организация работы учителя, имеющего информацию о типах темперамента детей в классе
  21. Приемы управления вниманием учащихся на уроке с учетом их возраста
  22. Воспитание детей в неполной семье
  23. Манипуляции в педагогическом общении (педагог-педагог, педагог-ученик/студент, педагог-административное лицо учебного заведения)
  24. Конфликтные ситуации учителя с учащимися и спо­собы их преодоления и предупреждения
  25. Психология профессионального/эмоционального выгорания педагога

  1. Творческая работа «Беседа с автором» книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

  1. Вспомните свой опыт обучения в школе. Кто из учителей, на ваш взгляд, был наиболее эффективным, успешным? Обоснуйте свой ответ.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector