План:
-
Разнообразие подходов в определении понятия «методология».
- Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
- Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
- Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
- Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
- Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
- Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
- Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.
Литература:
-
Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с.
- Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
- Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
- Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.
Семинар 2.
Цель: раскрыть особенности познавательной ситуации исследования психики
План:
-
Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.
- Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
- Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
- Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.
Литература:
Кун, Логика открытия или психология исследования
... динамический процесс, в котором возникает научное знание, нежели логическая структура результатов научного исследования. Занимаясь этим, мы оба подчеркиваем значимость фактов как безусловных данных, а также ... аналогичных случаях. Несомненно, они чаще всего задуманы как метафоры, риторически применяемые к ситуациям, для которых сэр Карл не раз находил превосходные описания. Тем не менее, ...
-
Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
- Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
- Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
Семинар 3.
Вопросы:
-
Первые научные революции в XVI-XVIIIвеках.
- Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
- Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
- Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.
Литература:
-
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
- Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
- Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с.
- Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
- Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
- Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
- Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995.
Семинар 4
Вопросы:
-
Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.
- Механицизм в естественных науках.
- Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
- Механицизм и социальные науки.
- Механицизм в психологии.
УСРС 1 (4 часа: 2лекц., 2сем.)
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста Напомним, что метод - это способ, при помощи которого собираются научные факты. К ... изучение психического развития, его механизмов и закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с психических особенностей взрослого. При этом важно ...
Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го – первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.
Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.
Литература:
-
Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.
- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
- Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
- Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.
- Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
Семинар 5.
Вопросы:
-
Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.
- Методика как конкретизация метода.
- Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.
- Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.
- Частный характер классификаций методов психологического исследования.
Литература:
-
Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психологические методы. – Л., 1976. – С. 23-25
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб.,2000. – 348 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
- Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. – 208 с.
- Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. — М., 1950. – 130 с.
- Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с.
- Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкова и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
Семинар 6.
Вопросы:
-
Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX- началаXX-го веков.
- Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
- Неклассическая методология в естествознании.
- Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).
Литература:
1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...
... человека и объективными, нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области психологии профессий и их истории могут быть полезны ... Данная позиция известна в научном мире как «картезианская философия», или «картезианская интуиция». Благодаря этому случаю и ... как таковое не раскрывается. Правда, отнесенность к нашей науке такого составного термина, как "профессия психолога" сомнений ...
-
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
- Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
- Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
- Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
- Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
Семинар 7
-
Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;
- концепция ноосферы Вернадского;
- тектология А.А.Богданова;
- кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана;
- Общая теория систем Л. фон Берталанфи.
УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)
Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.
Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.
Литература:
-
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
- Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
- Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.
- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
- Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
- Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
- Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
- Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
- Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
- Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
Семинар 8.
Вопросы:
Презентация на тему: Психология как наука
... психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека. •Исследование ... разумным, волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; •сознание – в эпоху Просвещения ...
-
Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.
- Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
- Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
- Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).
Литература:
-
Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
- Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
- Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
- Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
- Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.
- Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
- Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
- Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
- Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
- Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
- Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
УСРС 3 (2 часа: 2семин.)
Психика как предмет исследования психологии
... одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, когда феномен психики объясняется эволюцией ... гипотезы. Функции психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ на вопрос, в чем состоят функции психики, весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что ...
Цель: анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го — начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии.
Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.
Литература:
-
Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.
- Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
- Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
- Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
- Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
- Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
- Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
- Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
- Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
- Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
- Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
- Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
- Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
- Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
- Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
- Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.
Семинар 9
Вопросы:
Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте
... легко переходит в стратегию "выигрыш-проигрыш" или "выигрыш-выигрыш". Вопрос 35. Использование психологических приемов в рекламном тексте Языковое манипулирование – это отбор и использование ... всегда искренни. Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) ...
-
Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.
- Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
- Современные подходы к созданию объективного метода.
Литература:
-
Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.
- Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.
Семинар 10.
Вопросы:
-
Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.
- Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
- Критерии нормальности в бихевиоризме.
- Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
- Критерии нормальности в гуманистической психологии.
Литература:
-
Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, — 256с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1984.
Семинар 11.
Вопросы:
-
основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;
- основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
- общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.
Литература:
-
Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.
- Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
- История буржуазной социологии XIX — начала ХХ века. — М.: Наука, 1979. — С. 128-135.
- Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.
Семинар 12.
Вопросы:
-
Понятие об уровнях исследования в психологии.
- Эмпирический уровень исследования в психологии.
- Теоретический уровень исследования.
- Метатеоретический уровень исследования.
- Виды психологических исследований: корреляционные исследования;
- Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;
- Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;
- Виды психологических исследований: качественные исследования.
Литература:
Методы психологического исследования. Основными методами психологического ...
... это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии. Виды интервью: свободное, не регламентированное ... контрольными, или уточняющими. Главный компонент анкеты – не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования 3. Психика –системное свойство высокоорганизованной материи, заключающаяся ...
-
Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.
- Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
- Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
- Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
- Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.
Семинар 13
Вопросы:
-
этапы психологического исследования;
- постановка проблемы исследования;
- выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
- планирование исследования;
- сбор данных;
- обработка данных;
- интерпретация полученных результатов;
- выводы и включение результатов в систему научных знаний.
- Структура исследовательской работы;
- Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;
- Структура и содержание основной части исследования.
- Этические нормы психолога-исследователя.
Литература:
-
Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
- Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
- Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
- Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
- Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.