Семинарские занятия по курсу «психология девиантного поведения» для студентов 4 курса фПиМно (7 семестр)

2011/2012 Учебный год

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Семинар 1. Тема: Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения.

  1. Предмет изучения девиатологии.
  2. Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения».
  3. Социальная норма. Проблема «нормы» в психологии.
  4. Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное по ведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.
  5. .Понятие социальных норм в различных концепциях отклоняющегося поведения:

4.1. Социологизаторский подход к девиантному поведению: теории аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Д.Дьюи и др.)

4.2. Механизмы формирования делинквентной морали и поведения в теории дифференцированной ассоциации Э.Сатерленда.

4.3.Концепция «лабелинга» — «запятнанной репутации», «наклеивания ярлыков» (Э. Гоффман, Г. Беккер).

4.4.Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

4.5.Биопсихологические концепции нормы и патологии (в теориях З._Фрейда_и Ч. Ломброзо).

Литература:

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
  5. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  6. Страх и стигма. О социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом» Психологический журнал стр.40 т.20 №4 1999г

Семинар 2. Тема: Социальные отклонения: понятие, структура и динамика

  1. Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).
  2. Концепции необходимости для общества девиаций их роль в развитии личности.

2.1.Девиации, помогающие понять и сохранить нормы (Э. Эриксон).

12 стр., 5571 слов

Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения

... суть отклоняющегося поведения в социологии существует такое понятие как социальная норма. Норма (от лат. norma -- признанный обязательный порядок, образец) - является правилом поведения между людьми, тогда как социальная норма средство социальной регуляции поведения людей и социальных ...

2.2.«Этогенический подход» Р. Харриса к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.

  1. Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений.
  2. Типы девиаций, их характеристика.
  3. Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации.
  4. Феномен «криминальной личности» и «криминального общества».

Литература:

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб., 1998.
  3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
  4. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1997
  5. Психогенетика агрессивности Алфимова М.В. Трубников В.И. Вопросы психологии №6 2000
  6. Криминальная агрессия т.20 №6 1999 Психологический журнал.

Семинар 3. Тема: Причины девиантного поведения личности.

  1. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.
  2. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
  3. Психологические механизмы отклоняющегося поведения.

3.1.экзистенциально-гуманистический подход;

3.2.психоаналитический подход;

3.3.подход в теории научения.

3.4.когнитивное направление исследования девиантного поведения.

  1. Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.
  2. Семейное неблагополучие как фактор девизитного поведения детей.

Литература:

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  3. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  4. Посттравматический стресс с позиции экзистенциально-гуманистической психологии. Грининг Т. Вопросы психологии №1 1994 (ветераны войн)
  5. Аффект –судебно-психологический экспертологический анализ. Психологический журнал Т22 №3 2001
  6. Влияние семьи на формирование девиантного поведения матери Психологический журнал т.21 № 2 2000г.
  7. Дерматоглифика серийных убийц. Богданов Н.Н. и др. Вопросы психологии №4, 1998
  8. Межполушарная ассиметрия и алкоголизм Вопросы психологии №5, 1999 Компьютерная игра: новая область психологических исследований Шапкин С.А. Психологический журнал №1 1999
  9. Пограничные расстройства Вопросы психологии №41996

Семинар 4 – 5. Тема: Типология отклоняющегося поведения

1.Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.

17 стр., 8216 слов

Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую ...

... цивилизации, культурной антропологии, образованию, психологии искусства и искусству, психологии развития, детской и возрастной психологии, психологической педагогике, физиологии активности (психологической физиологии), нейропсихологии, психолингвистике и ... себе беспрецедентно. Не лишен смысла вопрос о том, органично ли вписывается культурно-историческая психология в эти направления или, наоборот, ...

2.Локус контроля девиантного поведения личности.

3.Основные типы девиантного поведений и его характеристика:

  1. Понятия «наркотизм», «наркомания», «токсикомания». Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический, портрет наркомана и токсикомана внутренние причины; психологическая коррекция.
  2. Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины. Социально-психологический, портрет алкоголика; психологическая коррекция.
  3. Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины.
  4. Сексуальные девиации и их классификация. Феномен «сексуального поведения». Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиации.
  5. Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медико-психологический комментарий.
  6. Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити).
  7. Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.
  8. Бродяжничество –источники и основные формы проявления.

Литература:

  1. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте Вопросы психологии №5 1993
  2. Подросток-наркоман и его окружение Гульдан В.В. идр. Вопросы психологии»2 1993
  3. Антинаркотическое воспитание Вопросы психологии №3 1993
  4. Компания пьяных подростков Климова С.Г. Вопросы психологии №4 1993
  5. Пьяный подросток Вопросы психологии №4 1993
  6. Суицид: Хрестоматия по суицидологии /Сост. А.Н. Моховиков.-Киев 1996.
  7. Глинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. СПб., 1999.
  8. Абрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996.
  9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – М., Изд-во Института психотерапии, 2001.
  10. Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии Первова Л.И. Вопросы психологии №3 1999
  11. Об условиях, влияющих на становление характера (к акцентуациям характера) Цылев В.Р. Вопросы психологии №52001
  12. Шкала группового психологического насилия.

    Журнал практического психолога (спец. Выпуск) №1-2 январь – февраль 2000 М.

  13. Психологический анализ феномена детской застенчивости Галигузова Л.Н. Вопросы психологии №5 2000
  14. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся Вопросы психологии №3 1994
  15. Подросток (жертва) – половое правонарушение Вопросы психологии №1 1993
  16. Особенности психосексуальной ориентации Психологический журнал т14 №4,1993
  17. О соуциде Психологический журнал т13 №1, 1992
  18. Временное различие при депрессии т11 №6, 1990
  19. Наркотики – подростки Вопросы психологии №5,1999
  20. Локус контроля делинквентной личности Психологический журнал №2 т15 1994
  21. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией Е.Т.Соколова С.В.Ильина Вопросы психологии №5 2000

Семинар 6. Тема: Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде

  1. Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения подростков;
  2. Концепция «агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения» (А. Бандура, А. Басе, М. Лазарус).
  3. . Уровни, виды и тины социально-культурной среды молодежных субкультур.
  4. Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика.
  5. Формирование ценностных ориентаций и установок личности подростка, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение.
  6. «Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения акцентуированного подростка. Социально-психологические последствия отклонения.
  7. Осознанная и неосознанная девиация в подростковом возрасте.

Литература:

2 стр., 529 слов

1. Клиническая психология как область психологических знаний

... модели ролевого поведения. 21. Психологические основы лекарственной терапии. Эффект плацебо и его роль в клинической практике. 22. Профессиональная деформация в психологии и медицине. ... Система оценки результативности психологической помощи. 29. Этические и правовые основы оказания психологической помощи лицам с психическими расстройствами. 30. Психология экстремальной ситуации. Основные ...

  1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Школьная дезадаптация Вопросы психологии №41999
  4. Детская депрессия Вопросы психологии №3 1999
  5. Пережитое насилие – личность Вопросы психологии№61998
  6. Социальная депривация Вопросы психологии №3 1993
  7. «Ненармотивное» психическое развитие Вопросы психологии №6 1994
  8. Влияние когнитивности на проявления агрессии в детском возрасте Вопросы психологии №1 2000.
  9. Психокоррекция «трудного» класса Вопросы психологии №6 1994.
  10. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
  11. Влияние семьи на формирование делинквентности Психологический журнал №2 т15, 1994
  12. Криминальная субкультура Психологический журнал №2 т15 1994
  13. Причины подростковой преступности Психологический журнал №2 т16 1995
  14. Несовершеннолетние правонарушители Вопросы психологии №4, 1996
  15. Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? Вопросы психологии №4, 1998

Семинар7- 8. Тема: Проблемы профилактики девиантного поведения и социального контроля.

  1. Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля.
  2. Общая и специальная профилактика.
  3. Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения
  4. Профилактика отклоняющегося поведения. Стимулирование позитивной мотивации.
  5. Методы коррекции эмоциональных состояний.
  6. Когнитивное переструктурирование.
  7. Психологическая интервенция отклоняющегося поведения.
  8. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
  9. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения подростков.
  10. Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др.).
  11. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.

Литература:

2 стр., 700 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ...

... к самоутверждению. Так сложилось, что хорошая учеба есть аналог социально-одобряемого поведения подростка. И те, кто учится плохо, неминуемо чувствуют себя неполноценными. II ищут ... роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением подростка. В подростковом возрасте ряд психических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения в качестве взрослого члена общества находится в ...

  1. Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).

    Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.

  2. Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
  4. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
  5. Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
  6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
  7. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Практические занятия Практическое занятие 1

Цель: Исследование психологических особенностей детей в детском доме или интернате.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей, не имеющих родителей и воспитывающихся в детских домах.
  2. Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 2

Цель: Исследование психологических особенностей детей, находящихся в реабилитационном центре «Росток» .

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными работниками. Задачи исследования: 1. изучить теоретические аспекты ... требований к идеологии взаимодействия социальных работников. Степень изученности проблемы. Исследуемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Большинство работ посвящено теоретическим ...

Требования:

1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей из неблагополучных семей.

  1. Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 3

Цель: Исследование психологических особенностей «трудных» школьников, дезадаптированных подростков..

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах «трудных» школьников, дезадаптированных подростков
  2. Практический аспект : подбор, подготовка и использование тестов ПДО, «Школьной дезадаптации анкета», тест Леонгарда. Умение различать акцентуации характера и патохарактерологические особенности подростков по результатам наблюдения и тестирования.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 4

Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами нетрадиционной сексуальной ориентации, нарушениями полоролевой идентификации и др.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с нарушениями полоролевой идентификации и пр.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 5

Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами суицида.

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с суицидальными тенденциями.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.

Практическое занятие 6

Цель: Изучение методов и техник работы с зависимостями и со-зависимостями (наркомания и алкоголизм)

5 стр., 2190 слов

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Математические ...

... не выстроено; отсутствует ясная, четкая структура работы; объем работы не соответствует установленным требованиям; выводы и заключение не отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее ... раскрытия проблемы, представленной в теме. Во-вторых, необходимо соотнести план работы с имеющимся материалом для подбора наиболее адекватной научной информации, которая позволит достичь ...

Требования:

  1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с с зависимостями и со-зависимостями.

  2. Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.

Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.