2011/2012 Учебный год
Преподаватель: Шелкунова Т.В.
Семинар 1. Тема: Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения.
- Предмет изучения девиатологии.
- Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения».
- Социальная норма. Проблема «нормы» в психологии.
- Понятие «асоциальное поведение», «делинквентное поведение», «аддитивное по ведение» и др. Виды и формы данных разновидностей девиантного поведения.
- .Понятие социальных норм в различных концепциях отклоняющегося поведения:
4.1. Социологизаторский подход к девиантному поведению: теории аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Д.Дьюи и др.)
4.2. Механизмы формирования делинквентной морали и поведения в теории дифференцированной ассоциации Э.Сатерленда.
4.3.Концепция «лабелинга» — «запятнанной репутации», «наклеивания ярлыков» (Э. Гоффман, Г. Беккер).
4.4.Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).
4.5.Биопсихологические концепции нормы и патологии (в теориях З._Фрейда_и Ч. Ломброзо).
Литература:
- Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).
Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.
- Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
- Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
- Страх и стигма. О социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом» Психологический журнал стр.40 т.20 №4 1999г
Семинар 2. Тема: Социальные отклонения: понятие, структура и динамика
- Характеристика компонентов социальных отклонений (человек, норма, другой человек, социальная группа).
- Концепции необходимости для общества девиаций их роль в развитии личности.
2.1.Девиации, помогающие понять и сохранить нормы (Э. Эриксон).
Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения
... суть отклоняющегося поведения в социологии существует такое понятие как социальная норма. Норма (от лат. norma -- признанный обязательный порядок, образец) - является правилом поведения между людьми, тогда как социальная норма средство социальной регуляции поведения людей и социальных ...
2.2.«Этогенический подход» Р. Харриса к изучению социальных отклонений и девиантного поведения.
- Механизмы взаимодействия и функционирования социальных норм и отклонений.
- Типы девиаций, их характеристика.
- Типология предпосылок и проявлений социально-психологической дезадаптированности личности. Девиантный паттерн самореализации.
- Феномен «криминальной личности» и «криминального общества».
Литература:
- Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).
Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия –СПб., 1998.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. – М., 1997
- Психогенетика агрессивности Алфимова М.В. Трубников В.И. Вопросы психологии №6 2000
- Криминальная агрессия т.20 №6 1999 Психологический журнал.
Семинар 3. Тема: Причины девиантного поведения личности.
- Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения. Роль социальной дифференциации и социального неравенства в генезисе девиантного поведения.
- Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения.
3.1.экзистенциально-гуманистический подход;
3.2.психоаналитический подход;
3.3.подход в теории научения.
3.4.когнитивное направление исследования девиантного поведения.
- Механизм отклоняющегося поведения как индивидуального поведенческого акта.
- Семейное неблагополучие как фактор девизитного поведения детей.
Литература:
- Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).
Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
- Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
- Посттравматический стресс с позиции экзистенциально-гуманистической психологии. Грининг Т. Вопросы психологии №1 1994 (ветераны войн)
- Аффект –судебно-психологический экспертологический анализ. Психологический журнал Т22 №3 2001
- Влияние семьи на формирование девиантного поведения матери Психологический журнал т.21 № 2 2000г.
- Дерматоглифика серийных убийц. Богданов Н.Н. и др. Вопросы психологии №4, 1998
- Межполушарная ассиметрия и алкоголизм Вопросы психологии №5, 1999 Компьютерная игра: новая область психологических исследований Шапкин С.А. Психологический журнал №1 1999
- Пограничные расстройства Вопросы психологии №41996
Семинар 4 – 5. Тема: Типология отклоняющегося поведения
1.Модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровне. Их характеристика.
Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую ...
... цивилизации, культурной антропологии, образованию, психологии искусства и искусству, психологии развития, детской и возрастной психологии, психологической педагогике, физиологии активности (психологической физиологии), нейропсихологии, психолингвистике и ... себе беспрецедентно. Не лишен смысла вопрос о том, органично ли вписывается культурно-историческая психология в эти направления или, наоборот, ...
2.Локус контроля девиантного поведения личности.
3.Основные типы девиантного поведений и его характеристика:
- Понятия «наркотизм», «наркомания», «токсикомания». Состояние и тенденции наркотизма и токсикомании. Социально-психологический, портрет наркомана и токсикомана внутренние причины; психологическая коррекция.
- Пьянство и алкоголизм. Состояние и тенденции. Внутренние причины. Социально-психологический, портрет алкоголика; психологическая коррекция.
- Проституция в подростковой и юношеской среде; понятие, состояние и тенденции; внутренние причины.
- Сексуальные девиации и их классификация. Феномен «сексуального поведения». Сексуальные перверсии (извращения) как форма сексуальных девиации.
- Суицид (самоубийство); понятие и основные виды суицидального поведения; состояние и тенденции; внутренние причины; медико-психологический комментарий.
- Психологическая характеристика подросткового вандализма (граффити).
- Социальное творчество как позитивно отклоняющееся поведение. Виды социального творчества. Мода как специфическая форма девиантного поведения.
- Бродяжничество –источники и основные формы проявления.
Литература:
- Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте Вопросы психологии №5 1993
- Подросток-наркоман и его окружение Гульдан В.В. идр. Вопросы психологии»2 1993
- Антинаркотическое воспитание Вопросы психологии №3 1993
- Компания пьяных подростков Климова С.Г. Вопросы психологии №4 1993
- Пьяный подросток Вопросы психологии №4 1993
- Суицид: Хрестоматия по суицидологии /Сост. А.Н. Моховиков.-Киев 1996.
- Глинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. СПб., 1999.
- Абрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого. – М., Изд-во Института психотерапии, 2001.
- Диагностика и лечение детской и подростковой депрессии Первова Л.И. Вопросы психологии №3 1999
- Об условиях, влияющих на становление характера (к акцентуациям характера) Цылев В.Р. Вопросы психологии №52001
- Шкала группового психологического насилия.
Журнал практического психолога (спец. Выпуск) №1-2 январь – февраль 2000 М.
- Психологический анализ феномена детской застенчивости Галигузова Л.Н. Вопросы психологии №5 2000
- Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся Вопросы психологии №3 1994
- Подросток (жертва) – половое правонарушение Вопросы психологии №1 1993
- Особенности психосексуальной ориентации Психологический журнал т14 №4,1993
- О соуциде Психологический журнал т13 №1, 1992
- Временное различие при депрессии т11 №6, 1990
- Наркотики – подростки Вопросы психологии №5,1999
- Локус контроля делинквентной личности Психологический журнал №2 т15 1994
- Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией Е.Т.Соколова С.В.Ильина Вопросы психологии №5 2000
Семинар 6. Тема: Психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде
- Социально-культурная среда как доминирующий фактор формирования девиантного поведения подростков;
- Концепция «агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения» (А. Бандура, А. Басе, М. Лазарус).
- . Уровни, виды и тины социально-культурной среды молодежных субкультур.
- Статус личности и его влияние на социальное поведение подростка и юноши. Статус личности: понятие, классификация, характеристика.
- Формирование ценностных ориентаций и установок личности подростка, их влияние на социальное поведение. Мотив, потребность, поступок и девиантное поведение.
- «Акцентуированная личность» в психологии. Ролевые и позиционные отклонения акцентуированного подростка. Социально-психологические последствия отклонения.
- Осознанная и неосознанная девиация в подростковом возрасте.
Литература:
1. Клиническая психология как область психологических знаний
... модели ролевого поведения. 21. Психологические основы лекарственной терапии. Эффект плацебо и его роль в клинической практике. 22. Профессиональная деформация в психологии и медицине. ... Система оценки результативности психологической помощи. 29. Этические и правовые основы оказания психологической помощи лицам с психическими расстройствами. 30. Психология экстремальной ситуации. Основные ...
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
- Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Школьная дезадаптация Вопросы психологии №41999
- Детская депрессия Вопросы психологии №3 1999
- Пережитое насилие – личность Вопросы психологии№61998
- Социальная депривация Вопросы психологии №3 1993
- «Ненармотивное» психическое развитие Вопросы психологии №6 1994
- Влияние когнитивности на проявления агрессии в детском возрасте Вопросы психологии №1 2000.
- Психокоррекция «трудного» класса Вопросы психологии №6 1994.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально- психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
- Влияние семьи на формирование делинквентности Психологический журнал №2 т15, 1994
- Криминальная субкультура Психологический журнал №2 т15 1994
- Причины подростковой преступности Психологический журнал №2 т16 1995
- Несовершеннолетние правонарушители Вопросы психологии №4, 1996
- Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? Вопросы психологии №4, 1998
Семинар7- 8. Тема: Проблемы профилактики девиантного поведения и социального контроля.
- Понятие профилактики девиантного поведения и социального контроля.
- Общая и специальная профилактика.
- Региональные, территориальные и временные различия распространенности социальных отклонений и проявления девиантного поведения
- Профилактика отклоняющегося поведения. Стимулирование позитивной мотивации.
- Методы коррекции эмоциональных состояний.
- Когнитивное переструктурирование.
- Психологическая интервенция отклоняющегося поведения.
- Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.
- Психологическая коррекция отклоняющегося поведения подростков.
- Предупреждение и профилактика отдельных форм социальной патологии (преступности, пьянства, наркотизма, суицидального поведения и др.).
- Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных подростков.
Литература:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ...
... к самоутверждению. Так сложилось, что хорошая учеба есть аналог социально-одобряемого поведения подростка. И те, кто учится плохо, неминуемо чувствуют себя неполноценными. II ищут ... роль семьи в осуществлении социального контроля за поведением подростка. В подростковом возрасте ряд психических механизмов, необходимых для самостоятельного поведения в качестве взрослого члена общества находится в ...
- Змановская Е.В.Девиатология (психология отклоняющегося поведения).
Уч. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. – М., : Издательский центр «Академия», 2003 –288с.
- Глинский Я.И.,Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения – СПб., 1993.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. Пособие для вузов. –М., 2001.
- Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев 1989г.
- Менделевич В.Д. психология девиантного поведения М., Из-во «МЕДпресс-информ» -432с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.
- Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Учеб.-метод. Пособие /Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Практические занятия Практическое занятие 1
Цель: Исследование психологических особенностей детей в детском доме или интернате.
Требования:
- Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей, не имеющих родителей и воспитывающихся в детских домах.
- Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.
Практическое занятие 2
Цель: Исследование психологических особенностей детей, находящихся в реабилитационном центре «Росток» .
Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...
... Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными работниками. Задачи исследования: 1. изучить теоретические аспекты ... требований к идеологии взаимодействия социальных работников. Степень изученности проблемы. Исследуемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Большинство работ посвящено теоретическим ...
Требования:
1. Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах детей из неблагополучных семей.
-
Практический аспект : подбор, подготовка и использование психодиагностических методик ( рекомендуются проективные, рисуночные методики, личностные опросники, тесты интеллекта, познавательных и эмоционально-волевых сфер личности)
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.
Практическое занятие 3
Цель: Исследование психологических особенностей «трудных» школьников, дезадаптированных подростков..
Требования:
- Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах «трудных» школьников, дезадаптированных подростков
- Практический аспект : подбор, подготовка и использование тестов ПДО, «Школьной дезадаптации анкета», тест Леонгарда. Умение различать акцентуации характера и патохарактерологические особенности подростков по результатам наблюдения и тестирования.
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.
Практическое занятие 4
Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами нетрадиционной сексуальной ориентации, нарушениями полоролевой идентификации и др.
Требования:
-
Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с нарушениями полоролевой идентификации и пр.
- Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.
Практическое занятие 5
Цель: Изучение методов и техник работы с проблемами суицида.
Требования:
-
Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с суицидальными тенденциями.
- Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.
Практическое занятие 6
Цель: Изучение методов и техник работы с зависимостями и со-зависимостями (наркомания и алкоголизм)
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Математические ...
... не выстроено; отсутствует ясная, четкая структура работы; объем работы не соответствует установленным требованиям; выводы и заключение не отражают результаты работы; список литературы включает в себя менее ... раскрытия проблемы, представленной в теме. Во-вторых, необходимо соотнести план работы с имеющимся материалом для подбора наиболее адекватной научной информации, которая позволит достичь ...
Требования:
-
Теоретический аспект: знание теоретического материала о проблемах людей с с зависимостями и со-зависимостями.
- Практический аспект : подбор возможных методов и техник групповой и индивидуальной тренинговой работы.
Исходный материал: см. семинарские работы и приложения к практическим работам.