Самыгин. Психологич. типы деловых партнеров

С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие. Главы из книги. С. 80-88.

Каковы же основные психогеометрические характеристики поведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблю­дение правил, инструкций, аналитичность мышления, вниматель­ность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторож­ность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, неумение разбираться в политике, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, уста­новка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уве­ренность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая ра­ботоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, велико­лепное умение разбираться в политике, остроумие, широкий круг общения, узкий крут близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность неопре­деленность, возбужденность, любознательная позитивная установ­ка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания на­строения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять веши, пунктуальность, умение приобретать новых друзей, имита­ция поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброже­лательность, забота о другом, щедрость, способность к сопережива­нию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ори­ентация на мнение окружающих, нерешительность, неумение быть политиком, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, знаний, креативность, великолеп­ная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, уст­ремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремле­ние работать в одиночку, отвращение к «бумажной» работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

14 стр., 6788 слов

Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми

Тема: Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми Содержание Введение 1. Агрессивность, причины ее возникновения и особенности проявления у подростков 1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психологии 1.2 Причины агрессивного поведения 1.3 Особенности проявления агрессивности у детей и подростков 2. Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков ...

4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ С.81-84.

Чтобы не совершить ошибки, полезно знать тип характера человека, с которым вы знакомитесь или общаетесь. Быстро и точ­но определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее.

Ломака. Таким людям прежде чем принять какое-либо реше­ние, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конк­ретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколь­ко раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, неже­ли пытаться вытянуть ответ сразу.

Любитель решать все с ходу. В противоположность ломаке че­ловек этой категории должен непременно принять решение к кон­цу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окон­чательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например скажите: «Я позвоню в понедельник». Чтобы закрыть вопрос, так или иначе ваш партнер может вынудить вас ответить «да» или «нет», чтобы покончить с данной темой. Дай­те понять, что вы смотрите на дело иначе: «Давайте все-таки не бу­дем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару дней (недель)».

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сооб­щает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывает­ся ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в ва­шей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит от­вечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. В противоположность разведчику, наставник дей­ствительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать подобного человека в какой-либо дело­вой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии. Как же опознать наставника? Первый признак — слова «а вот я вас научу» или «я вам подскажу», или то, что человек использует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде: «Давайте-ка я вас отведу к такому-то».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях хвастуна на личном фронте и про­фессиональном поприще. Лучше всего дать ему нахвастаться вво­лю. А когда он иссякнет, перейти к делу, которым предстоит за­ниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчай­шие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно про­сто усесться поудобнее и насладиться повествованием рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими он может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

Ударник работает, так что вам, вероятно, придется услышать, что он «работает как проклятый». Отнеситесь к этому сочувствен­но и выразите восхищение его преданностью делу. Только не пы­тайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушате­лем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встре­чи была совсем иной. Например, кто-то из сослуживцев зовет вас отобедать и заодно обсудить отчет, над которым вы работаете. И толь­ко когда обед уже в разгаре, вы вдруг понимаете, что этот скрытый аферист хочет прозондировать почву: дадите ли вы ему рекоменда­цию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поиску руководящих кадров? Когда встречаетесь с подоб­ным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протяжении остатка раз­говора внимательно следить, чтобы мотив встречи не менялся.

10 стр., 4722 слов

Образ человека в психоаналитической философии

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт экономики и управления Контрольная работа по дисциплине «Философия» Образ человека в психоаналитической философии Екатеринбург 2014 СОДЕРЖАНИЕ Введение З. Фрейд ...

Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно анализи­ровать все, что вы скажете или сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее такому человеку нужно под­тверждение его домыслов, поэтому подыграйте доморощенному психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проница­тельны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вы­шел настоящий психолог!».

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказыва­ющие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделить­ся и научить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, воз­можно, даже находить что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда жи­вет своими и чужими неприятностями. Его может привести в на­стоящую ярость, если вы будете выглядеть излишне бодрым и до­вольным, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выгля­деть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегай­те сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь стро­го, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно так же старай­тесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуаль­ным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменгы, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его поведение, и при встрече с вами заговорит на подоб­ные темы. А ваша обязанность — исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих воп­росов.

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навя­зать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способ­ность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать не­приятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту спо­собность бессознательно.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека. Традиционным этот вопрос является и в общей ...

4.6. ТИПЫ СОТРУДНИКОВ В СЛУЖЕБНОМ ОБЩЕНИИ. С. 84-88.

Исполнительскую деятельность, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, можно описать семью психологиче­скими характеристиками (шкалами):

  1. целенаправленность — бесцельность;
  2. мотивированность — незаинтересованность;
  3. самостоятельность — зависимость;
  4. организованность — стихийность;
  5. ответственность — безответственность;
  6. компетентность — некомпетентность;
  7. творчество — рутинность.

По этим характеристикам можно составить психологические профили исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные. Основными из них являются:

  1. творческий тип исполнителя — самостоятельный, компетент­ный, ищущий;
  2. сверхнормативный — целенаправленный, заинтересован­ный, организованный;
  3. регламентированный (наиболее распространенный);
  4. пассивный;
  5. «преобразовывающий» указания руководителя;
  6. низкомотивированный;
  7. уклоняющийся;
  8. трудноуправляемый исполнитель — подчиненный. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:
  • ленивые — просто работают недостаточно;
  • злые — «загрязняют» свои отношения с людьми раздражи­тельностью и вызывающим поведением;
  • беспомощные — так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;
  • эмоциональные — слишком купаются в своих чувствах;
  • аморальные — ради собственного удовольствия использу­ют людей и наносят им ущерб;
  • занимающие оборонительную позицию — воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
  • ожесточенные — носятся со старыми обидами;
  • уклоняющиеся — активно избегают света;
  • бесчувственные — их не трогают окружающие;
  • неумные — делают неверные или ограниченные умозак­лючения;
  • самоуверенные — близки к тому, чтобы счесть себя непог­решимыми;
  • запуганные — ограничивают свои потенциальные возмож­ности, опасаясь неизвестно чего.

В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

Экспрессивное поведение в общении и его понимание. Поведение экспрессивное [лат. expressio — выразительность] — выразительное, яркое проявление чувств, настроений. Термины экспрессия и экспрессивность используются в том случае, когда необходимо подчеркнуть степень выраженности духовного мира человека или указать на средства его выражения. Экспрессивное поведение или то, что подразумевают под этим ...

  • генераторы идей — 3%;
  • активные эрудиты — 10%;
  • ремесленники — 87%.

Генераторы идей — это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т.п. Это бла­годаря им движется наука вперед. Провести водораздел между сво­бодным и рабочим временем генератора идей невозможно. Осо­бенности, которые присущи творческой личности:

  • открытость ума;
  • отсутствие конформизма;
  • напористость, склонность к самоутверждению;
  • стремление работать «по своему расписанию»;
  • способность к напряженной работе в течение длительного времени;
  • желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественно­му»;
  • склонность к работе с неясно определенными, запутанны­ми и двусмысленными проблемами.

Активные эрудиты — это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществ­ляются грандиозные проекты.

Ремесленники — это люди, которые ждут постоянных указа­ний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, ко­нечно, они в состоянии это сделать. Выполняют они рутинную ра­боту — машинопись, калькирование, курьерские функции и т.п.

Можно выделить четыре типа поведения человека в органи­зации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя та­ким образом, чтобы своими действиями никак не входить в проти­воречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с при­нятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных воз­можностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вы­текающую из чувства долга.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

Рассмотрим основные подходы, объясняющие природу и механизмы поведения людей в организациях. Будем рассматривать западные концепции социального поведения, т.к. в отечественной науке в 40-70-е годы базовое понятие «поведение» фактически исчезло не только в социологических, но и в психологических исследованиях. Теория поведения человека в организации включает в себя 2 направления: • психологическое ...

Второй тип поведения (приспособленец) характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в органи­зации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он хотя и является хорошим и исполни­тельным работником, но может в любой момент покинуть организа­цию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но со­ответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлет­ворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявит, себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслажде­ние от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходи­мости думать, принимать самостоятельные решения).

Третий тип поведения (оригинал) характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет суще­ствующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и ру­ководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут най­ти свое место в организации, успешно приспособиться к органи­зационному окружению.

Четвертый тип поведения (бунтарь) характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организа­ции, все время входит в противоречие с организационным окру­жением и создает конфликтные ситуации. Необходимость опреде­ленного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важнос­ти, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.

Интересную классификацию сотрудников предложил россий­ский ученый В.М. Шепель:

  • коллективисты — общительные работники, активно под­держивающие общественные начинания;
  • индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответ­ственности, самостоятельности;
  • претензионисты — работники, которым присущи тщесла­вие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
  • подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
  • пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
  • изолированные — работники с несносным характером.

В книге «Общение с трудными людьми» Р. Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось рабо­тать в различных фирмах:

  • агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задира­ющие других колкости и раздражающийся, если его не слу­шают. Как правило, за его агрессивностью скрывается бо­язнь раскрытия его некомпетентности;
  • жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обви­няющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом)

во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;

  • «разгневанный ребенок» — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
  • максималист — человек, желающий чего-то без промедле­ния, даже если в этом нет необходимости;
  • молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
  • «тайный мститель» — человек, причиняющий неприятно­сти с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то по­ступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  • «ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявить­ся в виде саботажа, требования компенсации и т.п.

Подобные характеристики работников дают представление лишь об одной черте характера, но такой, которая в глазах окружа­ющих перевешивает все остальные и способна отравить любую благожелательную атмосферу.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Тип акцентуации, который стремится к материальному бла­госостоянию, но не любит трудиться; всего достигает обходными путями, поэтому старается быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой:

а) демонстративный;

б) возбудимый;

в) педантичный;

г) застревающий.

  1. Человек, нервная система которого определяется преобла­данием возбуждения над торможением, вследствие чего он реаги­рует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движе­ний, вспыльчивость, необузданность, несдержанность:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки об­думанны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек с сильной, уравновешенной, инертной нервной си­стемой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмо­ции проявляет замедленно (трудно рассердить, развеселить); обла­дает высокой работоспособностью:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек со слабой нервной системой, обладающий повы­шенной чувствительностью даже к слабым раздражителям:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали:

а) ломака;

б) любитель решать все с ходу;

в) разведчик;

г) наставник.