С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие. Главы из книги. С. 80-88.
Каковы же основные психогеометрические характеристики поведения?
Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, неумение разбираться в политике, узкий круг друзей и знакомых.
Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, великолепное умение разбираться в политике, остроумие, широкий круг общения, узкий крут близких и друзей.
Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность неопределенность, возбужденность, любознательная позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять веши, пунктуальность, умение приобретать новых друзей, имитация поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.
Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность, неумение быть политиком, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.
Зигзаг: жажда изменений, знаний, креативность, великолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремление работать в одиночку, отвращение к «бумажной» работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.
Контрольная работа — Общение как основная сфера жизнедеятельности личности
... дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное ... люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого ...
4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ С.81-84.
Чтобы не совершить ошибки, полезно знать тип характера человека, с которым вы знакомитесь или общаетесь. Быстро и точно определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее.
Ломака. Таким людям прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу.
Любитель решать все с ходу. В противоположность ломаке человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например скажите: «Я позвоню в понедельник». Чтобы закрыть вопрос, так или иначе ваш партнер может вынудить вас ответить «да» или «нет», чтобы покончить с данной темой. Дайте понять, что вы смотрите на дело иначе: «Давайте все-таки не будем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару дней (недель)».
Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.
Наставник. В противоположность разведчику, наставник действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать подобного человека в какой-либо деловой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии. Как же опознать наставника? Первый признак — слова «а вот я вас научу» или «я вам подскажу», или то, что человек использует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде: «Давайте-ка я вас отведу к такому-то».
Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать ему нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейти к делу, которым предстоит заниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито.
Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими он может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе. Но приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда ... оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов ...
Ударник работает, так что вам, вероятно, придется услышать, что он «работает как проклятый». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение его преданностью делу. Только не пытайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.
Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной. Например, кто-то из сослуживцев зовет вас отобедать и заодно обсудить отчет, над которым вы работаете. И только когда обед уже в разгаре, вы вдруг понимаете, что этот скрытый аферист хочет прозондировать почву: дадите ли вы ему рекомендацию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поиску руководящих кадров? Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протяжении остатка разговора внимательно следить, чтобы мотив встречи не менялся.
Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно анализировать все, что вы скажете или сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее такому человеку нужно подтверждение его домыслов, поэтому подыграйте доморощенному психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!».
Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказывающие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделиться и научить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, возможно, даже находить что-то полезное.
Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Его может привести в настоящую ярость, если вы будете выглядеть излишне бодрым и довольным, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.
Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно так же старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменгы, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его поведение, и при встрече с вами заговорит на подобные темы. А ваша обязанность — исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих вопросов.
Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...
... – некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. Оценочная – ... жизни. Спиноза. Душу имеет каждое явление. В душе два вида образований: 1. идеи – то что отражает внешнюю действительность; 2. аффекты – состояния тела, которые ...
Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.
Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту способность бессознательно.
4.6. ТИПЫ СОТРУДНИКОВ В СЛУЖЕБНОМ ОБЩЕНИИ. С. 84-88.
Исполнительскую деятельность, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, можно описать семью психологическими характеристиками (шкалами):
- целенаправленность — бесцельность;
- мотивированность — незаинтересованность;
- самостоятельность — зависимость;
- организованность — стихийность;
- ответственность — безответственность;
- компетентность — некомпетентность;
- творчество — рутинность.
По этим характеристикам можно составить психологические профили исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные. Основными из них являются:
- творческий тип исполнителя — самостоятельный, компетентный, ищущий;
- сверхнормативный — целенаправленный, заинтересованный, организованный;
- регламентированный (наиболее распространенный);
- пассивный;
- «преобразовывающий» указания руководителя;
- низкомотивированный;
- уклоняющийся;
- трудноуправляемый исполнитель — подчиненный. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:
- ленивые — просто работают недостаточно;
- злые — «загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;
- беспомощные — так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;
- эмоциональные — слишком купаются в своих чувствах;
- аморальные — ради собственного удовольствия используют людей и наносят им ущерб;
- занимающие оборонительную позицию — воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
- ожесточенные — носятся со старыми обидами;
- уклоняющиеся — активно избегают света;
- бесчувственные — их не трогают окружающие;
- неумные — делают неверные или ограниченные умозаключения;
- самоуверенные — близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;
- запуганные — ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.
В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:
- генераторы идей — 3%;
- активные эрудиты — 10%;
- ремесленники — 87%.
Генераторы идей — это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т.п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генератора идей невозможно. Особенности, которые присущи творческой личности:
Поведение как психофизиологический феномен
... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...
- открытость ума;
- отсутствие конформизма;
- напористость, склонность к самоутверждению;
- стремление работать «по своему расписанию»;
- способность к напряженной работе в течение длительного времени;
- желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному»;
- склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.
Активные эрудиты — это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.
Ремесленники — это люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Выполняют они рутинную работу — машинопись, калькирование, курьерские функции и т.п.
Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.
Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.
Второй тип поведения (приспособленец) характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он хотя и является хорошим и исполнительным работником, но может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлетворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявит, себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости думать, принимать самостоятельные решения).
Третий тип поведения (оригинал) характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспособиться к организационному окружению.
Поведение экспрессивное
... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...
Четвертый тип поведения (бунтарь) характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важности, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.
Интересную классификацию сотрудников предложил российский ученый В.М. Шепель:
- коллективисты — общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;
- индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
- претензионисты — работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
- подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
- пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
- изолированные — работники с несносным характером.
В книге «Общение с трудными людьми» Р. Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
- агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
- жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом)
во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
- «разгневанный ребенок» — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
- максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
- молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
- «тайный мститель» — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
- «ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.
Подобные характеристики работников дают представление лишь об одной черте характера, но такой, которая в глазах окружающих перевешивает все остальные и способна отравить любую благожелательную атмосферу.
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
- Тип акцентуации, который стремится к материальному благосостоянию, но не любит трудиться; всего достигает обходными путями, поэтому старается быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой:
а) демонстративный;
ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
... - Режим доступа: < tonkie_tela/efirnoe/ekstraverty_i_intr.htm> 8. Статья об адаптации и изменении поведения работника [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: < lectures/strategicheskoe-upravlenie/2079.html> 9. -Элитариум ... Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно - теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, ...
б) возбудимый;
в) педантичный;
г) застревающий.
- Человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность:
а) флегматик;
б) сангвиник;
в) холерик;
г) меланхолик.
- Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни:
а) флегматик;
б) сангвиник;
в) холерик;
г) меланхолик.
- Человек с сильной, уравновешенной, инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляет замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью:
а) флегматик;
б) сангвиник;
в) холерик;
г) меланхолик.
- Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям:
а) флегматик;
б) сангвиник;
в) холерик;
г) меланхолик.
- Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали:
а) ломака;
б) любитель решать все с ходу;
в) разведчик;
г) наставник.