Самыгин. Психологич. типы деловых партнеров

С.И. Самыгин, А.М. Руденко. Деловое общение: учебное пособие. Главы из книги. С. 80-88.

Каковы же основные психогеометрические характеристики поведения?

Квадрат: организованность, пунктуальность, строгое соблю­дение правил, инструкций, аналитичность мышления, вниматель­ность к детям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторож­ность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, неумение разбираться в политике, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, уста­новка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уве­ренность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая ра­ботоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, велико­лепное умение разбираться в политике, остроумие, широкий круг общения, узкий крут близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность неопре­деленность, возбужденность, любознательная позитивная установ­ка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колебания на­строения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять веши, пунктуальность, умение приобретать новых друзей, имита­ция поведения других людей («примеривание ролей»), тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доброже­лательность, забота о другом, щедрость, способность к сопережива­нию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ори­ентация на мнение окружающих, нерешительность, неумение быть политиком, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, знаний, креативность, великолеп­ная интуиция, одержимость своими идеями, мечтательность, уст­ремленность в будущее, позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения, стремле­ние работать в одиночку, отвращение к «бумажной» работе, душа компании, остроумие, безалаберность в финансовых вопросах.

12 стр., 5754 слов

Контрольная работа — Общение как основная сфера жизнедеятельности личности

... дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное ... люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого ...

4.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ С.81-84.

Чтобы не совершить ошибки, полезно знать тип характера человека, с которым вы знакомитесь или общаетесь. Быстро и точ­но определив психологический тип партнера, вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее.

Ломака. Таким людям прежде чем принять какое-либо реше­ние, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конк­ретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколь­ко раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, неже­ли пытаться вытянуть ответ сразу.

Любитель решать все с ходу. В противоположность ломаке че­ловек этой категории должен непременно принять решение к кон­цу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окон­чательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например скажите: «Я позвоню в понедельник». Чтобы закрыть вопрос, так или иначе ваш партнер может вынудить вас ответить «да» или «нет», чтобы покончить с данной темой. Дай­те понять, что вы смотрите на дело иначе: «Давайте все-таки не бу­дем ставить сейчас последнюю точку, отложим это еще на пару дней (недель)».

Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам ничего взамен не сооб­щает, а если и выдает какую-то информацию, она часто оказывает­ся ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в ва­шей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит от­вечать слишком подробно, просто смените тему разговора.

Наставник. В противоположность разведчику, наставник дей­ствительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать подобного человека в какой-либо дело­вой ситуации, вы можете извлечь большую пользу для себя, потому что наставник сведет вас с другими людьми, которые также сумеют помочь вам в данном предприятии. Как же опознать наставника? Первый признак — слова «а вот я вас научу» или «я вам подскажу», или то, что человек использует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде: «Давайте-ка я вас отведу к такому-то».

Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех победах и достижениях хвастуна на личном фронте и про­фессиональном поприще. Лучше всего дать ему нахвастаться вво­лю. А когда он иссякнет, перейти к делу, которым предстоит за­ниматься. Чтобы поднять заниженную самооценку хвастуна, расточайте ему похвалы на протяжении всей встречи, но пусть это не выглядит нарочито.

Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчай­шие подробности того, что произошло с ним накануне. Можно про­сто усесться поудобнее и насладиться повествованием рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими он может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не ... огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе. Но приняв это семеричное подразделение, перейдем к обобщению, ибо всегда ... оболочки, ибо градации Материи всех планов Бытия семеричны. Дело науки будущего осветить эти явления путем научных методов ...

Ударник работает, так что вам, вероятно, придется услышать, что он «работает как проклятый». Отнеситесь к этому сочувствен­но и выразите восхищение его преданностью делу. Только не пы­тайтесь доискаться причин такого одностороннего взгляда на жизнь, ибо для тех, кто страшится общения с людьми и свободного времени, труд представляет собой скрытую форму защиты.

Человек, вынашивающий скрытые планы. Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушате­лем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встре­чи была совсем иной. Например, кто-то из сослуживцев зовет вас отобедать и заодно обсудить отчет, над которым вы работаете. И толь­ко когда обед уже в разгаре, вы вдруг понимаете, что этот скрытый аферист хочет прозондировать почву: дадите ли вы ему рекоменда­цию, если он замолвит за вас словечко одному своему знакомому агенту по поиску руководящих кадров? Когда встречаетесь с подоб­ным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протяжении остатка раз­говора внимательно следить, чтобы мотив встречи не менялся.

Доморощенный психолог. Этому надо непрерывно анализи­ровать все, что вы скажете или сделаете. Не подумайте, что это касается вас одного. Тем не менее такому человеку нужно под­тверждение его домыслов, поэтому подыграйте доморощенному психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проница­тельны!» или «Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вы­шел настоящий психолог!».

Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи, и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Люди, пересказыва­ющие историю своего взлета, хотят во что бы то ни стало поделить­ся и научить других, поэтому вы должны спокойно сидеть и, воз­можно, даже находить что-то полезное.

Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда жи­вет своими и чужими неприятностями. Его может привести в на­стоящую ярость, если вы будете выглядеть излишне бодрым и до­вольным, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выгля­деть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.

Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Избегай­те сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встречи оденьтесь стро­го, ни в коем случае ничего вызывающего. Точно так же старай­тесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуаль­ным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то личные моменгы, иначе ваш собеседник решит, что вы одобряете его поведение, и при встрече с вами заговорит на подоб­ные темы. А ваша обязанность — исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих воп­росов.

10 стр., 4684 слов

Психологические особенности толпы и особенности поведения отдельного ...

... – некоторые внешние раздражители становятся сигналами благополучия/неблагополучия 4. Мотивационная - эмоции определяют поведение человека, становятся кратковременными мотивами его деятельности, заставляя стремится к цели 5. Оценочная – ... жизни. Спиноза. Душу имеет каждое явление. В душе два вида образований: 1. идеи – то что отражает внешнюю действительность; 2. аффекты – состояния тела, которые ...

Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навя­зать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.

Человек не рождается манипулятором. Он развивает способ­ность манипулировать другими людьми с тем, чтобы избегать не­приятностей и добиваться желаемого, причем развивает он эту спо­собность бессознательно.

4.6. ТИПЫ СОТРУДНИКОВ В СЛУЖЕБНОМ ОБЩЕНИИ. С. 84-88.

Исполнительскую деятельность, отвлекаясь от ее предметных и профессиональных качеств, можно описать семью психологиче­скими характеристиками (шкалами):

  1. целенаправленность — бесцельность;
  2. мотивированность — незаинтересованность;
  3. самостоятельность — зависимость;
  4. организованность — стихийность;
  5. ответственность — безответственность;
  6. компетентность — некомпетентность;
  7. творчество — рутинность.

По этим характеристикам можно составить психологические профили исполнителей и путем качественного анализа выделить наиболее типичные. Основными из них являются:

  1. творческий тип исполнителя — самостоятельный, компетент­ный, ищущий;
  2. сверхнормативный — целенаправленный, заинтересован­ный, организованный;
  3. регламентированный (наиболее распространенный);
  4. пассивный;
  5. «преобразовывающий» указания руководителя;
  6. низкомотивированный;
  7. уклоняющийся;
  8. трудноуправляемый исполнитель — подчиненный. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:
  • ленивые — просто работают недостаточно;
  • злые — «загрязняют» свои отношения с людьми раздражи­тельностью и вызывающим поведением;
  • беспомощные — так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;
  • эмоциональные — слишком купаются в своих чувствах;
  • аморальные — ради собственного удовольствия использу­ют людей и наносят им ущерб;
  • занимающие оборонительную позицию — воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;
  • ожесточенные — носятся со старыми обидами;
  • уклоняющиеся — активно избегают света;
  • бесчувственные — их не трогают окружающие;
  • неумные — делают неверные или ограниченные умозак­лючения;
  • самоуверенные — близки к тому, чтобы счесть себя непог­решимыми;
  • запуганные — ограничивают свои потенциальные возмож­ности, опасаясь неизвестно чего.

В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории:

  • генераторы идей — 3%;
  • активные эрудиты — 10%;
  • ремесленники — 87%.

Генераторы идей — это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т.п. Это бла­годаря им движется наука вперед. Провести водораздел между сво­бодным и рабочим временем генератора идей невозможно. Осо­бенности, которые присущи творческой личности:

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...

  • открытость ума;
  • отсутствие конформизма;
  • напористость, склонность к самоутверждению;
  • стремление работать «по своему расписанию»;
  • способность к напряженной работе в течение длительного времени;
  • желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественно­му»;
  • склонность к работе с неясно определенными, запутанны­ми и двусмысленными проблемами.

Активные эрудиты — это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществ­ляются грандиозные проекты.

Ремесленники — это люди, которые ждут постоянных указа­ний от руководителей и делают только то, что им скажут, если, ко­нечно, они в состоянии это сделать. Выполняют они рутинную ра­боту — машинопись, калькирование, курьерские функции и т.п.

Можно выделить четыре типа поведения человека в органи­зации.

Первый тип поведения (преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя та­ким образом, чтобы своими действиями никак не входить в проти­воречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с при­нятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном зависят от его личных воз­можностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих людей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вы­текающую из чувства долга.

Второй тип поведения (приспособленец) характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в органи­зации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он хотя и является хорошим и исполни­тельным работником, но может в любой момент покинуть организа­цию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но со­ответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне желательны, приносят определенное удовлет­ворение (у руководителей это обусловлено возможностью проявит, себя, продемонстрировать собственную власть, получить наслажде­ние от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходи­мости думать, принимать самостоятельные решения).

Третий тип поведения (оригинал) характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет суще­ствующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и ру­ководством. В том случае, когда организация может отказаться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут най­ти свое место в организации, успешно приспособиться к органи­зационному окружению.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и бодрой, пружинистой походкой здорового человека; приветливым выражением ... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ...

Четвертый тип поведения (бунтарь) характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организа­ции, все время входит в противоречие с организационным окру­жением и создает конфликтные ситуации. Необходимость опреде­ленного типа поведения для таких людей является вынужденной, внешне навязанной, что обусловлено как непониманием важнос­ти, необходимости ценностей и норм поведения в организации, так и отсутствием соответствующих навыков и привычек.

Интересную классификацию сотрудников предложил россий­ский ученый В.М. Шепель:

  • коллективисты — общительные работники, активно под­держивающие общественные начинания;
  • индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответ­ственности, самостоятельности;
  • претензионисты — работники, которым присущи тщесла­вие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
  • подражатели — сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;
  • пассивные — слабовольные работники, не проявляющие инициативы;
  • изолированные — работники с несносным характером.

В книге «Общение с трудными людьми» Р. Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось рабо­тать в различных фирмах:

  • агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задира­ющие других колкости и раздражающийся, если его не слу­шают. Как правило, за его агрессивностью скрывается бо­язнь раскрытия его некомпетентности;
  • жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обви­няющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом)

во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;

  • «разгневанный ребенок» — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
  • максималист — человек, желающий чего-то без промедле­ния, даже если в этом нет необходимости;
  • молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
  • «тайный мститель» — человек, причиняющий неприятно­сти с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то по­ступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  • «ложный альтруист» — якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявить­ся в виде саботажа, требования компенсации и т.п.

Подобные характеристики работников дают представление лишь об одной черте характера, но такой, которая в глазах окружа­ющих перевешивает все остальные и способна отравить любую благожелательную атмосферу.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Тип акцентуации, который стремится к материальному бла­госостоянию, но не любит трудиться; всего достигает обходными путями, поэтому старается быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой:

а) демонстративный;

3 стр., 1230 слов

ЛИЧНОСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

... - Режим доступа: < tonkie_tela/efirnoe/ekstraverty_i_intr.htm> 8. Статья об адаптации и изменении поведения работника [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: < lectures/strategicheskoe-upravlenie/2079.html> 9. -Элитариум ... Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно - теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, ...

б) возбудимый;

в) педантичный;

г) застревающий.

  1. Человек, нервная система которого определяется преобла­данием возбуждения над торможением, вследствие чего он реаги­рует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движе­ний, вспыльчивость, необузданность, несдержанность:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки об­думанны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек с сильной, уравновешенной, инертной нервной си­стемой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмо­ции проявляет замедленно (трудно рассердить, развеселить); обла­дает высокой работоспособностью:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Человек со слабой нервной системой, обладающий повы­шенной чувствительностью даже к слабым раздражителям:

а) флегматик;

б) сангвиник;

в) холерик;

г) меланхолик.

  1. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали:

а) ломака;

б) любитель решать все с ходу;

в) разведчик;

г) наставник.