Развитие мотивации школьников к учебной деятельности в классе баяна в учреждениях дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа
по направлению 44.04.01 Педагогическое образование
Профиль «Музыкальное образование»
Исполнитель:
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………..……… 2
Введение ……………..………………………..…………….………….… 3
Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки развития мотивации в работах отечественных и зарубежных исследователей.
1.1 Теоретические основы учебной мотивации в исследованиях отечественных психологов …………………………………………….……….. 9
1.2. Теория учебной мотивации в исследованиях зарубежных психологов …………………………………………………………………….… 15
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..21
Глава 2. Теоретические и психолого–педагогические основы формирования мотивации в процессе развития исполнительских навыков учащихся в классе специального инструмента.
2.1 Формирование мотивационной деятельности при развитии навыков психомоторных способностей в классе специального инструмента ……………………………………………………………………………….……. 23
2.2 Формирование мотивации учащихся в процессе занятий в классе баяна …………………………………………………………….………. 36
Выводы по главе 2 …….………………………………………………… 55
Глава 3. Организации и проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования.
3.1.Анализ учебно-методической литературы …………………. 56
3.2. Основные этапы организации опытно-экспериментальной работы …………….…………………………………………………………….. 65
3.3. Организация и проведение формирующего этапа экспериментальной работы ………………………………………..………….. 73
Выводы по главе 3 ..……..………………………………………………. 96
Заключение ………………………………….…………………………. 98
Список литературы …….…………………………………..………… 101
Введение
Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса всегда строилась на консервативных принципах «должен», «обязан», что, естественно, затрудняло реализацию основного понятия демократизации и гуманизации образования. Но с начала 90-х годов прошлого столетия произошли перемены в общественном сознании. Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей. В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест. Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет «человеческий фактор» и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.
Экспериментальная работа по проблеме формирования эстетического ...
... в ходе экспериментальной работы проверить формы и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы Структура работы: курсовая работа из введения, глав, заключения, ... списка используемых источников. ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ...
Все последовательнее в методических работах учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться. Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме.
Мотивация учащихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса. В словаре мы находим следующее определение: Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, что и составляет актуальность нашего исследования.
Степень разработанности данной проблемы. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс. Вопросы мотивации можно обнаружить в учениях древних мыслителей, где обосновывался объективно-причинный подход к данной проблеме.
Более широкое изучение проблемы начинается в XV в., в период распространения идей гедонизма, которые провозглашали удовольствие, наслаждение высшим благом и целью жизни. Изложение вопросов мотивации встречается у Спинозы, Гоббса, Декарта в XVII в. В конце XVII в. цели мотивации поведения рассматриваются как стремление к балансу, равновесию между удовольствием и неудовольствием.
В основе понимания мотивации в начале XX в. лежит ряд концепций, обусловленных нарастанием идеологической реакции в период перехода от капитализма к империализму. В этих концепциях принижается роль сознания, биологизируются поведение и общественная жизнь. В разных странах мира почти одновременно началась плодотворная работа выдающихся основоположников современных направлений в изучении мотивации. В Австрии — 3. Фрейд, в Германии — К. Левин, в Англии — У. Мак-Дауголл, в Америке — У. Джеймс, Э. Торндайк, Д. Аткинсон, Д. Макклелланд.
Среди представителей русских, а позднее советских ученых, занимавшихся вопросами мотивации, необходимо отметить К.Д. Ушинского, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Е.Н. Соколова, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского. Одной из первых специальных работ по данной проблеме можно считать книгу профессора Петербургского университета Л.И. Петражицкого «О мотивах человеческих поступков». Уже тогда он поставил вопрос о создании научной теории мотивации, необходимой не только для психологии, но и для других дисциплин.
Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности ...
... литература, материалы практики и т.д. Гипотеза исследования: развивающее обучение позволит повысить эффективность педагогических условий формировании учебной деятельности младших школьников. Курсoвая рабoта включает в ... таких структурных элементов Гебос А. И.: Психологические условия формирования положительной мотивации к учению // Воспитание, обучение, психическое развитие: Тез. докл. к V Всесоюз. ...
Для нас важно отметить труды отечественных и зарубежных музыкантов. Так, например, В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта. О повышении активности и стимуляции учебной работы говорится в трудах Г.М. Цыпина, В.М. Подуровского, Н.В. Суслова, Б. Кременштейна. Изучение взаимоотношений учителя и ученика находилась в центре внимания таких ученых, как Г.Г. Нейгауз, А.П. Щапов, Л.Г. Арчажникова, СЕ. Фейнберг, В. Ражников. Ю.Б Алиев разработал методику проблемно-творческого приобщения ученика к музыке. О повышении интереса и любви к музыке и музыкальным занятиям говорится в работах Т. Юдовиной-Гальпериной, Т. Смирновой, Л. Светличной, И. Домогацкой, Л. Осмоловской, Н. Ветлугиной, В. Игнатьева, Л. Игнатьевой, Н. Кончаловской, П. Синявского, В. Сергеева, Н. Дьяченко, Л. Хереско и многих других. Они внесли решающий вклад в создание подходов к исследованию мотивов и мотивации деятельности, которые интенсивно развиваются педагогами до настоящего времени.
Методологическую основу нашего исследования составляют философско-эстетические, психолого-педагогические, музыковедческие и методические труды отечественных и зарубежных исследователей.
Проблема исследования заключается в определении условий формирования мотивации учащихся в процессе обучения игре на инструменте в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования: выявление психолого-педагогических предпосылок формирования мотивации учащихся и определение возможных путей решения данных проблем в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования: специфика формирования положительной мотивации учащихся в процессе обучения игре на баяне в ДМШ.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
— раскрыть исторические предпосылки формирования мотивации в учебной деятельности;
— выявить психолого-педагогические, музыковедческие и учебно-методические предпосылки формирования мотивационной деятельности в классе специального инструмента в отечественной и зарубежной методической литературе;
— проведение опытно-экспериментальной работы и формирование выводов по теме исследования;
— разработать методические рекомендации для эффективного осуществления положительной мотивации в процессе исполнительской деятельности учащихся в классе обучения игре на народном инструменте (баян).
Методы исследования: в соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов:
Динамика развития мотивов учебной деятельности у школьников
... Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная деятельность в свою очередь - «это деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных ... решение задач (И.И. Ильясов). Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива выступает показателем непреодолимого стремления ...
-анализ психолого-педагогической, философской, специальной музыковедческой и музыкально-педагогической литературы;
-изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов;
-наблюдение;
-моделирвание;
-беседа;
-эксперимент;
-изучение педагогического опыта.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении психолого-педагогических, музыковедческих, методических основ формирования мотивации в учебной деятельности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что основные положения и выводы исследования могут использоваться преподавателями дополнительного образования в процессе музыкального воспитания учащихся в целом, использоваться студентами университета при написании курсовых и дипломных работ, обучающихся по профилю «Музыкальное образование».
Гипотеза исследования — если в основе организации учебно-воспитательной работы педагога-музыканта в классе обучения игре на специальном инструменте будут использоваться интегративные знания психолого-педагогических, музыковедческих и учебно-методических предпосылок формирования мотивационной деятельности, то и интерес к обучении учащихся в учреждениях дополнительного образования значительно повысится, а сам процесс обучения будет развиваться гораздо успешнее.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Выявленные психолого-педагогические, музыковедческие и учебно-методические предпосылки формирования мотивационной деятельности являются основами решения проблем организации учебного процесса в классе специального инструмента.
2.Интегративные возможности психолого-педагогических, музыковедческих и учебно-методических предпосылок формирования мотивационной деятельности решают возможности использования педагогом-музыкантом как в теоретическом так и практическом направлениях.
3.Выявленные и экспериментально проверенные психолого-педагогические, музыковедческие и учебно-методические предпосылки формирования мотивационной деятельности позволяют творчески подходить к самостоятельной музыкально-педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психолого–педагогические предпосылки развития мотивации отечественных и зарубежных исследователей
1.1 Теория учебной мотивации в отечественной психологии
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, функциях, механизме образования и функционирования мотивов. Реализация деятельностного подхода означает возможность и необходимость исследования учебных мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления. Рассмотрим последовательно, как в педагогической психологии решаются основные вопросы теории учебной мотивации [19].
Во-первых, каково содержание понятий «учебная мотивация», «учебный мотив»? В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.) [31]. Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, выставление повышенной оценки и др. Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, ... образовательной функции всех других методов. Как отмечалось выше, группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них ...
А что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А. К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней» [31].
А.К. Маркова выделяет также две группы психологических характеристик (критериев) учебных мотивов: содержательные и динамические. Содержательные качества мотивов связаны, по мнению автора, с характером самой учебной деятельности и к ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске, быстроте возникновения. М.В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям): содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности).
Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива.
Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов (мотивации) выделяются в педагогической психологии на основании указанных выше критериев. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанными, на наш взгляд, являются классификации учебных мотивов по содержанию (направленности).
В их основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса [3].
Наиболее полная классификация, на наш взгляд, предложена А. К. Марковой. Она основывается на классификации Л. И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. К уровням (подвидам) познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
Особенности мотивации к учебной деятельности у старшеклассников
... Предмет исследования: мотивационная сфера личности старшеклассников. Цель исследования: изучить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего школьного возраста. Задачи исследования: . ... у юношей и девушек старшего школьного возраста. . Сравнить особенности мотивации к учебной деятельности у юношей и девушек старшего школьного возраста. 1. Характеристика мотивационной ...
Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми) [11].
Обратимся теперь к другой, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.
В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом).
Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения), то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, и др. [8].
В основе второго подхода наряду с указанным ранее критерием выделяется и другой — характер личностного смысла (утилитарно-прагматический и/или ценностный), придаваемого учению, его продуктам. Какую роль играют усвоенные знания в духовном развитии личности, в выработке собственных убеждений, мировоззрения в целом? Если мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном), то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один — мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, и др. [6].
В последние годы получила развитие тенденция подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. Этот подход отражен в работах Марковой А.К., которая рассматривает становление мотивации как усложнение «структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречащих отношений между ними». В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации. Выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие (Н.Ф. Талызина), доминирующие (Р. Р. Бибрих, И.А. Васильев), преобладающие (В.Э. Мильман) определяют направленность всей мотивационной системы. Если ученик удовлетворен, тем как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, несмотря на то, что в какой-то момент она не позволит реализоваться мотиву-стимулу [10]…
Изучение и формирование мотивов учения личности определенного субъекта
... результатов экспериментов. Глава 1. Психолого-педагогические основы исследования мотивов учения 1.1. Понятия мотивации и мотива учения педагогический обучение студент профессиональный Формирование мотивации учения является одной из центральных проблем современного образования, делом ...
Заключение
Рассматривая мотивацию как категорию учебной деятельности, можно сделать вывод о природе её возникновения и динамики. Мотивация к научению возникает только при наличии заинтересованности. А заинтересованность, в свою очередь, возникает при правильных действиях учителя, который создает предпосылки благоприятного климата на занятиях.
Анализируя методы формирования мотивации у детей младшего школьного возраста, можно сказать, что методология мотивации полностью опирается на интерес, любознательность ребенка.
Педагогические условия развития мотивации в классе баяна основываются на умении педагога точно довести до ученика информацию, четко и ясно ставить задачи. Педагогу с первых же занятий нужно развивать в ученике понятие о музыкальном искусстве как художественном процессе. У каждого ученика должна быть сформирована не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к игре на баяне, глубокое понимание и любовь к этому инструменту. Следует помнить, что истинная мотивация учащихся формируется постоянно на всем протяжении педагогического процесса, причем на всех его уровнях и касается абсолютно всех его аспектов.
Данные аспекты развития мотивации в свое время были разработаны таким исследователями как: Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова, Л.Г. Арчажниковой, С. Е. Фейнберга, В. Ражникова и др.
Проблематика мотивации применительно к обучению игре на баяне в ДМШ требует научного и комплексного подхода. Чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания в классе баяна в целом. Общий подъем интереса к игре на баяне необходимо поддерживать современными специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и ее системы культурных ценностей. Исследователи данного вопроса считают, что повышение уровня исполнительского мастерства в значительной мере будет способствовать повышению статуса баяна в системе музыкального образования.
На основе проведенного исследования мы считаем возможным выделить несколько направлений работы педагога в классе специального инструмента с целью повышения мотивированности детей к занятиям музыкой:
1. Личный пример учителя. Его отношение к собственной профессии, успешность в обществе, эрудированность в различных областях знания. Учитель должен быть образцом поведения в быту, в классе, в искусстве. Ученик будет в этом случае подражая учителю, стремиться также достичь высот в исполнительстве.
2. Соревновательный момент очень важен для ребенка. Позиционируя себя, свои достижения в исполнительстве, юный музыкант сравнивает успехи и неудачи с учениками своего класса, своей музыкальной школы. Учитель похвалой, либо постановкой новых задач может существенно влиять на мотивацию ученика к учебе. Отдельную значительную роль здесь могут играть конкурсы различного уровня. Наблюдая на протяжении нескольких лет участие юных баянистов и аккордеонистов в городских и краевых конкурсах, видим, что у лучших педагогов дети с энтузиазмом и огромной ответственностью готовятся и участвуют в соревнованиях. В этом неоспоримая заслуга педагогов, умеющих создать в классе атмосферу доброжелательной конкуренции.
Введение в коррекционную педагогику и специальную психологию.
... необходимо ввести понятие дефекта. В специальной психологии и коррекционной педагогике он рассматривается как временный или постоянный ... своеобразии социально-психического развития ребёнка. Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально- ... наше время доступны такие врачи как логопеды, педагоги-психологи, клинические психологи, дефектологи, а также, другие ...
3. Класс по специальности должен и может стать «семьей», единым дружным коллективом. В таком случае дети идут в музыкальную школу с удовольствием, получают радость от общения с друзьями-коллегами. Здесь интересен опыт видного педагога из Улан Удэ О. И. Шаренды, который активно привлекает родителей к совместному музицированию с детьми и даже к участию в ответственных концертах.
4. Активным фактором влияния на мотивацию учащихся может стать пример бывших выпускников школы, их успешное продолжение обучения в Вузах или реализация в профессиональной и концертной деятельности.
5. Следует организовывать внеклассное общение с учениками – посещение концертов, музеев, выставок и других культурных мероприятий.
В целом мотивированность ученика зависит от их совместного с учителем, родителями существования в культуре и обществе. На это влияют и самые мелкие каждодневные шаги и весь образ жизни учащихся и педагога в искусстве.
Список литературы
1. Аккордеон: Программа для детских музыкальных школ. — М., 1987. 207 с.
2. Алексеев И.Д. Основы методики преподавания игры на баяне: Дисс… .канд. искусствоведения. Киев, 1953. 312 с.
3. Алешина Т. Об эффективности самостоятельных занятий баяниста. — Свердловск, 1990. 93 с.
4. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. M.-JL: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1946. 52 с.
5. Андреева Е. Научные статьи: «Мотивация к обучению и потребности ребенка». Москва, 2004. 213 с.
6. Андреева Е. Научные статьи: Мотивация к обучению и потребности ребенка. М.: 2004. 56 с.
7. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
8. Бай Ю.Н. Теоретические основы совершенствования внутренней структуры музыкально-игровых движений баяниста: дисс. …канд. искусствоведения. Киев, 1986. 182 с.
9. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Воликова Т.В., Сластинин В.А. «Педагогика», М.: Просвещение, 1981. 104 с.
10. Баренбойм JI.A. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1973. 272 с.
11. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство — Л.: Музыка,1974. 67 с.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. 73 с.
13. Басурманов А. Справочник баяниста. — М., 1987. 58 с.
14. Баян и баянисты: Сборники методических статей. Вып.1-7. — М., 1970 — 1988. 167 с.
15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
16. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. Освоение выборной клавиатуры. — М., 1978. 104 с.
17. Беньяминов Б. Гаммы и ежедневные упражнения баянистов. — М.-Л., 1964. 89 с.
18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.,2004.
19. Бирмак А. О художественной технике пианиста. – М., 1973.
20. Блох О.А. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: Монография. М.: МГУКИ, 2002. 226 с.
"Педагогика и психология высшей школы"
... доцент 2010 Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Педагогика и психология высшей школы» «11» июля 2003, регистрационный № ТД–287/тип. Рассмотрена ... педагогической и психологической наук, их отраслями – педагогикой и психологией высшей школы; овладение понятийным аппаратом педагогики и психологии, методологией и методами педагогических и психологических исследований; ...
21. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Педагогика, 2006. 384 с.
22. Бочкарев JI.JI. Применение психологических знаний в практической деятельности музыканта-педагога. М., 1981. 27 с.
23. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Издательский дом «Классика — XXI», 2006. 352 с.
24. Браудо И. Артикуляция. 2-е изд. — Л., 1973. 97 с.
25. Браудо И. Изучение клавирных произведений И.С.Баха в ДМШ. — Л., 1976. 123 с.
26. Браудо И. Об органной и клавирной музыке. — Л., 1976. 64 с.
27. Варга, А.Я. Структура и типы родительских отношения: дис. канд. псих. наук / А.Я. Варга. М., 1986. 206 с.
28. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983. 255 с.
29. Вопросы профессионального воспитания баяниста: Сборник статей. — М., 1980. 66 с.
30. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2006. 134 с.
31. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова. / Институт психологии РАН, 2006. 60 с.
32. Глейхман В. Организация работы начинающего самодеятельного оркестра русских народных инструментов. М.: 1976. Готсдинер А.А. Музыкальная психология. М.: 1993. 192 с.
33. Говорушко П. Основы игры на баяне. — Л., 1963. 47 с.
34. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М.,2006.
35. Давыдов Н.А. Основные предпосылки формирования самостоятельности исполнителя-баяниста // Вопросы проф. воспитания баяниста. Сб. трудов. Вып. 48, под ред. Б.М. Егорова. М., 1980. 21-23с.
36. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. — 2007.
37. Егошина Е.В. Методика исследования мотивов учения. М.:1995. 105 с.
38. Завьялов В. Баян и вопросы педагогики: Методическое пособие. — М., 1971. 273 с.
39. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. М.: Логос, 2004. 384 с
40. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. Пособие. [Текст] / Н.В. Иванова. Череповец: ЧГУ, 2005. 150 с.
41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006. 512 с.
42. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. — М., 1997. 211 с.
43. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие. М., РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.
44. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. вузов и училищ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. 351 с.
45. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986. 212 с.
46. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. 451 с.
47. Козлов Н.И. Козлова Л.И. Научно-исследовательская деятельность будущего педагога. — Чита, 2012.
48. Котляревский И.А, Полянский Ю.А. Актуальные проблемы музыкального образования, 1986. 72 с.
49. Крысько В.Г. Психология и педагогика. — М.: Омега-Л, 2007.
50. Крюкова В. Работа с детскими коллективами — важнейшее направление в системе музыкального воспитания./ В.В. Крюкова. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 22 с.
51. Лепешова, Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников: журнал «Школьный психолог» Е. Лепешова. Издательский дом «Первое сентября», № 9, 2007. 34 с.
52. Липе Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1998. 144 с.
53. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте М.: Просвещение, изд-е 2-е, 2005. 192 с.
54. Мерриам А. Антропология музыки: Физическое и вербальное поведение//Альманах музыкальной психологии.-М.,2001. 78 с.
55. Онеггер,А. О музыкальном искусстве.-Л.,1985. 106 с.
56. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993. 118 с.
57. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. — М., 1977. 83 с.
58. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. м., 2004.
59. Самохина М. А. Научная методическая работа «Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары». Москва, 2005. 132 с.
60. Старчеус М.С. Слух музыканта. — М., 2003. 72 с.
61. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Ростов н/Д.:Феникс, 1999. 56 с.
62. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. — М., 1982. 94 с.
63. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне. — М., 1979. 80 с.
64. Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990. 207 с.
65. Теоретические основы профессиональной подготовки педагога — музыканта/Н.И. Козлов; Забайкал.гос.гум.пед.ун-т, — Чита, 2012. 160 с.
66. Теоретическо-методические проблемы профессиональной подготовки педагога музыканта; учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Н.И. Козлов; Забайкал.гос.ун-т. — Чита 2014, 198 с.
67. Хекхаузен X. Исследования мотивации достижения. Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1974. 240 с.
68. Холопова В. Теория музыки: Мелодика. Ритмика. Фактура.Тематизм. СПб. Лань. 2002. 368 с.
69. Художественное образование Восточной Сибири: история, современность, перспективы. Чита, 2007. 63 с.
70. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.
71. Чиняков А. Преодоление технических трудностей на баяне. — М., 1982. 68 с.
72. Шаров В. Динамика баяна: о двигательных навыках левой руки баяниста. — Кишинев, 1976. 66 с.