Развитие интеллектуальной сферы

Возрастные особенности детей

От 3 до 4 лет

Ведушая потребность — в общении, в уважении; в признании самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность — игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущая функция — восприятие.

Особенности возраста:

1. Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».

2. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.

3. Появление смысловой структуры сознания.

4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.

5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.

6. Удерживает внимание 7-8 минут.

7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

8. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я).

Цели и задачи для взрослых:

1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

4. Формировать умение действовать по правилам.

5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Новообразования:

1. Усвоение первичных нравственных норм.

2. Самооценка.

3. Появление элементов партнерского общения.

 

От 4 до 5 лет

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

3. Повышенная познавательная активность.

4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.

7. Появление осознанности собственных действий.

Цели и задачи для взрослых:

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

6 стр., 2874 слов

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ...

... единство социальных и предметных средств и функционально моделирующая содержание формируемых коммуникативных умений детей в различных видах детской деятельности. Наиболее важным условием формирования ... развития коммуникативных умений после проведения формирующего обучения с использованием театрализованной игры Методологической и теоретической основой исследования являются работы о ведущей роли ...

3. Создавать условия для проявления познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Новообразования:

1. Контролирующая функция речи.

2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

3. Появление элементов произвольности.

4. Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.

 

От 5 до 6 лет

Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление элементов произвольности всех психических процессов.

2. Общение с взрослым внеситуативно-личностное.

3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.

4. Проявление творческой активности во всех видах деятельности. Развитие фантазии.

5. Половая идентификация.

Цели и задачи для взрослых:

1. Формировать элементы произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

3. Способствовать развитию эмпатийных проявлений.

4. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

5. Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов сотрудничества.

6. Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.

7. Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.

Новообразования:

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

 

От 6 до 7 лет

Ведущая потребность — общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Цели и задачи для взрослых:

1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представления.

Новообразования:

1. Внутренний план действий.

2. Произвольность всех психических процессов.

3. Возникновение соподчинения мотивов.

4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.

5. Возникновение первой целостной картины мира.

6. Появление учебно-познавательного мотива.

 

Возрастные нормы психического развития ребенка (критерии результативности)

К 4 годам

Восприятие

 

Цвета Красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый Узнавание, называние, соотнесение
Формы Шар — круг, куб — квадрат, треугольник Узнавание, называние, соотнесение
Величины Большой — маленький, длинный — короткий, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий Узнавание, называние, соотнесение
Пространства Далеко — близко, высоко — низко Узнавание, называние, соотнесение
Эмоционального состояния Радость, грусть, гнев Узнавание, называние, соотнесение

Память

Зрительная образная: объем — 4-5 предметов Слуховая образная: объем — 3-4 звука. Слуховая вербальная: объем — 4 слова. Тактильная: объем — 3-4 предмета.

Внимание

Объем — 4 предмета. Устойчивость — 10-12 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета — при слабой штриховке.

Воображение

Репродуктивное Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик, — взрослый не показывает)
С элементами творческого Дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией. Использование в игре предметов-заместителей

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам.

Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному или двум признакам).

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей — со зрительной опорой или наложением на образец.

Сравнение предметов

По цвету, по форме, по величине, по расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе зрительного восприятия.

При сравнении ребенок должен уметь самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.

Обобщение — по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию; — животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

На вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.) — ребенок должен уметь самостоятельно называть 4 -5 предметов (например, животные: кошка, собака, тигр, жираф, волк).

Сериация*

(Сериация* — термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью)

 

— по цвету — 3 оттенка;

— по величине — 5 предметов;

— по расположению в пространстве — 3 положения;

— серия последовательных картинок к известной сказке — 4 картинки.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по одному признаку — самостоятельно.

Эмоциональная сфера

Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний, радость, грусть, гнев. Знание некоторых способов выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Коммуникативная сфера

Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать различные роли в игре, придуманной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.

Психофизиологическая сфера

— Умение закрашивать предметы внутри контура.

— Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.

— Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные предметы.

— Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи мимики и жестов.

 

К 5 годам

Восприятие

Эмоциональных состояний Радость, грусть, гнев, удивление, испуг Узнавание, называние, соотнесение
Звука Колокольчик, свисток, бубен, деревянные ложки, хлопки в ладоши, погремушка Узнавание, описание (громкий — тихий, низкий — высокий, звонкий — глухой), подражание
Запаха Цветочный, фруктовый, хвойный, медовый, цитрусовый, ванильный Узнавание, описание (слабый — резкий, приятный — неприятный, сладкий)
Вкуса Сладкий, горький, кислый, соленый Узнавание, соотнесение (назови, что имеет такой же вкус, как…)
Свойства предметов Тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный и т. д.) Узнавание по внешнему виду и на ощупь с закрытыми глазами, называние, описание
Пространства Высоко — низко, слева — справа, впереди — сзади Определение место-нахождения предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте
Времени Утро, вечер, день, ночь. Вчера, сегодня, завтра Соотнесение события со временем его происшествия

Память

Зрительная образная: объем — 5 предметов. Слуховая образная: объем — 4—5 звуков. Слуховая вербальная: объем — 5 слов. Тактильная: объем 4—5 предметов.

Внимание

Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15—20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов

По всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.

Обобщение

— на основе изученных свойств;

— по материалу

— по эмоциональному состоянию;

— времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.

Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.

 

Сериация*

— по цвету — 4 оттенка;

— по величине 5 предметов;

— по эмоциональному состоянию — 4 карточки;

— по свойствам — 3 предмета.

Классификация

На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.

Эмоциональная сфера

— Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

— Умение рассказать о своем настроении.

— Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

— Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.

Коммуникативная сфера

Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.

Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила — в учебной ситуации

 

К 6 годам

Восприятие

Оттенков изученных эмоциональных состояний.

Память

Зрительная образная: объем 6 предметов. Слуховая образная: объем 6 звуков. Слуховая вербальная: объем — 6 слов. Тактильная: объем 6 предметов.

Внимание

Объем — 6 предметов. Устойчивость — 20-25 минут. Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения, имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 7-8 контуров предметов, наложенных полностью.

Воображение

Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей, придуманных самим ребенком, и т. д.)

Развитие интеллектуальной сферы. Умение анализировать черты характера героев сказки

Анализ

Умение анализировать черты характера героев сказки. Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов

На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

— дикие и домашние животные; — растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);

— вещи (головные уборы, одежда, обувь); рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.

Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.

Сериация*

— по цвету — 5 оттенков;

— по величине — 7 предметов;

— по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;

— по возрасту — 4 возрастные группы;

— по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;

— серия из 5 последовательных картинок.

Классификация

По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.

Эмоциональная сфера

Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своем настроении. Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.

Коммуникативная сфера

Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения

Волевая сфера

Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации. Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.

Личностная сфера

Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.

 

 

К 7 годам

Мотивационная готовность к школе

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

Память

Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.

Внимание

Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные изображения.

Воображение

Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).

Развитие интеллектуальной сферы

Анализ

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение находить решение проблемных ситуаций.

Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез

Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов

Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение

Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:

Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

Сериация*

По всем свойствам предметов. Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.

Классификация

По существенным признакам.

Волевая сфера

Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

Умение планировать свою деятельность.

Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера

Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.

Список литературы

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валери СГ1Д», 2001.

Крюкова С. В.. Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.

Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.

Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.

Кряжева Н. J1. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития. 1996.

Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М АРКТИ, 2002.

Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.

Богуславская Н. Е„ Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка).

Екатеринбург: Литур, 2000.

Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез. 2000.

Белая А. £’., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М ООО Издательство ACT 2000 Шишова Т. Страхи это серьезно. М.: Искатель, 1997.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.

Лютова Е. К.. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными. агрессивными, тревожными, аутичными детьми).

СПб’. Речь 2002.

Клюева Н. В., Косаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

 

— Особенности личности ребенка, поступающего в школу. Дошкольник становится школьником.

Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги «Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных классов» М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Л. Патрина, издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва, «Просвещение», 1976г.

 

— Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста

«Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста» / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.: ил. — (Педагогическая наука — реформе школы)