Раздел 1. Теория физической подготовки

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра физической подготовки

учебно-научного комплекса специальной подготовки

 

Утверждаю

И.о. начальника кафедры физической подготовки УНК СП

полковник полиции

 

Хромов В.А

 

Автор: Сысоев А.А., доцент кафедры физической подготовки УНК СП

 

Фондовая лекция

по дисциплине Физическая подготовка

 

Тема № 1: Физическая подготовка в Московском университете

МВД России

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

 

протокол №_____________________________

от «__» _____________________ 20___г.

 

Москва 2014

План

1. Цель и задачи физической подготовки; основные понятия и общая характеристика и формы физической подготовки в Московском университете МВД России.

2. Рабочая учебная программа по специальности «Физическая подготовка» в Московском университете МВД России.

3. Требования, предъявляемые к курсантам (слушателям) на занятиях по физической подготовке.

4. Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России.

 

Цель и задачи физической подготовки; основные понятия и общая характеристика и формы физической подготовки в Московском университете МВД России.

 

Физическая подготовка – это специально организованный учебно-тренировочный процесс, направленный на воспитание и поддержание основных физических качеств, психологической устойчивости, укрепления здоровья сотрудников органов внутренних дел, приобретение и стабилизацию у них двигательных навыков и умений, имеющих служебно-прикладную направленность.

Высокий уровень физических качеств, знание боевых приемов борьбы, отличное владение табельным оружием является неотъемлемой частью профессиональной подготовки курсантов.

Целью физической подготовки в Московском университете МВД России является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.

Общими задачами физической подготовки курсантов и слушателей являются:

— развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) до уровня, позволяющего обеспечить успешное освоение ими рабочей учебной программы;

11 стр., 5479 слов

Место дисциплины в структуре ООП. Московского университета

... РФ, кандидат исторических наук, профессор. 2. Аблеев С.Р., начальник кафедры философии Московского университета МВД России, доктор философских наук.     Настоящая рабочая учебная программа обсуждена ... кафедры № 2; - на заседании методического совета Университета «__»_______ 2012 г. Протокол №___; - на заседании ученого совета Университета «__»________ 2012 г. Протокол №___.   Цель ...

— овладение базовыми умениями и навыками самозащиты без оружия;

— активное внедрение разнообразных форм физической культуры и спорта в режим учебной работы и отдыха курсантов и слушателей;

— улучшение физического развития, укрепление здоровья и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам служебной деятельности;

— привитие навыков здорового образа жизни;

— воспитание объективной оценки и уверенности в своих силах.

К специальным задачамфизической подготовки относятся:

— преимущественное развитие скоростно-силовых качеств и силовой выносливости;

— доведение до автоматизма навыков выполнения боевых приёмов борьбы, направленных на обезвреживание и задержание противника в условиях высокого психоэмоционального напряжения и физического утомления в стандартных и нестандартных ситуациях;

— овладение основными способами перемещения, переноски партнёра, преодоления естественных и искусственных препятствий, принятия различных положений для стрельбы при передвижениях, использования табельного оружия в качестве подручных средств;

— формирование умений и навыков коллективных действий при силовом задержании и обезвреживании противника;

— обучение курсантов и слушателей методике самостоятельного поддержания необходимого уровня специальной психофизической подготовленности;

— воспитание смелости и решительности, находчивости, выдержки и настойчивости средствами физической подготовки.

Содержание физической подготовки составляют физические упражнения, теоретико-методические знания.

Основным средством физической подготовки являются физические упражнения.

Развитие и совершенствование физических и психических качеств курсантов достигается использованием специально подобранных упражнений для:

общей выносливости– путем выполнения упражнений преимущественно в умеренном и среднем темпах с длительной работой больших мышечных групп, с активной деятельностью всех систем организма: продолжительный бег, кроссы, марш-броски, передвижения на лыжах, плавание, преодоление полос препятствий, спортивные игры;

силы и силовой выносливости– путем выполнения упражнений, требующих значительного напряжения мышц: поднимание и переноска тяжести, силовые упражнения на гимнастических снарядах, выполняемые на количество раз, различные виды единоборств;

скоростной выносливости– путем выполнения продолжительных скоростных упражнений: бег с ускорением, преодоление препятствий, плавание и передвижение на лыжах на короткие дистанции с небольшими перерывами;

быстроты в действиях и двигательных реакций– путем выполнения упражнений требующих быстрой реакции, максимальной частоты отдельных движений, скоростных и скоростно-силовых действий: бег на короткие дистанции, прыжки, преодоление отдельных препятствий, выполнение боевых приемов борьбы, спортивные игры;

ловкости, пространственной ориентировки и двигательной координации– путем выполнения упражнений со сложной координацией движений, быстрое переключение от одних упражнений к другим, и решением внезапных двигательных задач, упражнения на гимнастических и специальных снарядах, прыжки, акробатические упражнения, спортивные игры, виды единоборств.

9 стр., 4307 слов

Методические материалы для занятий по морально-психологической ...

... Методические материалы подготовлены в соответствии с тематическим планом занятий по морально-психологической подготовке личного состава органов, подразделений и учреждений системы МВД ... менталитетом. Сущность индивидуально-творческого подхода заключается в стимулировании личностного овладения курсантами настоящей учебно-служебной и предстоящей профессиональной деятельности. Критериями овладения ...

Формы физической подготовки. ВМосковском университете МВД России физическая подготовка осуществляется в следующихформах:

— учебные занятия (лекции, семинары, практические занятия);

— факультативные занятия;

— физические упражнения в режиме дня: утренняя физическая зарядка (проводится самостоятельно), тренажи перед заступлением на дежурство, в наряд;

— учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях во вне учебное время;

— консультации и дополнительные занятия с курсантами, отстающими в овладении учебным материалом и пропустившими занятия;

— самостоятельные занятия физическими упражнениями;

— оздоровительные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Физическая подготовка в Московском университете МВД России проводится соответствии с рабочим учебным планом.

Учебные занятияявляются основной формой физической подготовки курсантов и организуются в виде теоретических, практических, методических и показных занятий.

Учебные занятия по физической подготовке длятся 2 академических часа и проводятся на стадионе, в спортивных залах (игровом, борцовском, тренажерном), специальной полосе препятствий.

Для проведения учебных и учебно-методических ??? занятий по физической подготовке на курсах создаются учебные взводы. Учебный процесс осуществляется в соответствии с теорией и методикой физического воспитания. Содержание учебного материала определяется программой по физической подготовке и направлено на эффективное обучение курсантов.

Физические упражнения в режиме дня(утренняя гимнастика, физкультурные паузы) позволяют увеличить общее время, отведенное программой на физическую подготовку, способствуют укреплению здоровья, повышению активности, и работоспособности, лучшему усвоению учебной программы, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры в быт курсантов.

Физические упражнения в режиме дня выполняются в аудиториях, на строевом плацу, стадионе. Занятия проводят «физорги» курсов или руководители групп.

Самостоятельные занятия носят тренировочный характер. С их помощью обеспечивается непрерывность круглогодичного тренировочного процесса, как во время учебных занятий, так и в период экзаменационных сессий, каникул, учебной практики. Задания должны соответствовать требованиям учебной программы и индивидуальным особенностям курсантов.

8 стр., 3760 слов

Физическая подготовка как средство воспитания морально-волевых ...

... Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к ... тренировочных занятий и соревнований. Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической подготовкой спортсменов. ...

О двух оставшихся формах физической подготовки (секционная и спортивно-массовая работа) будет сказано позднее.

 

2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» в Московском университете МВД России.

 

Организация, планирование и проведение учебного процесса по физической подготовке в образовательных организациях высшего профессионального образования (ОО ВПО) МВД России регламентируется приказами, инструктивными письмами, учебными планами, методическими рекомендациями, утвержденными Министерством образования РФ и Министерством внутренних дел России. Основными документами, регламентирующими учебный процесс в Московском университете МВД России, являются: Закон «Об образовании», локальные акты Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативно-правовые акты по организации учебного процесса в Московском университете МВД России.

Учебные планы очного отделения ОО ВПО МВД России предусматривают для проведения академических учебных занятий во всех семестрах по 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

Учебная программа ОО ВПО определяет объем знаний, умений, навыков, уровень физической, спортивно-технической и профессионально-прикладной подготовки, которым должны овладеть курсанты по дисциплине «Физическая подготовка».

В программе выделен теоретический и практический разделы. Содержание теоретического раздела предусматривает формирование у курсантов в процессе лекций и семинаров знаний основ теории и методики физического воспитания и физической подготовки, необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

Содержание практического раздела предусматривает формирование у курсантов знаний, умений и навыков для их последующей профессиональной деятельности.

Программа по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Теория физической подготовки

Лекция 1. Физическая подготовка в Московском университете МВД России.

Лекция 2.Физическая подготовка и спорт в общекультурном и социальном развитии личности.

Лекция 3 Научные основы физического воспитания и спорта.

Лекция 4. Основы здорового образа жизни.

Лекция 5. Основы физической подготовки в ОВД

Лекция 6. Боевые приемы борьбы в системе физической подготовки сотрудников ОВД.

Лекция 7. Организационно-методические основы самостоятельной физической подготовки курсантов и слушателей государственных образовательных учреждений МВД.

Лекция 8. Специфика и тактика применения боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников ОВД.

Требования, предъявляемые к курсантам (слушателям) на занятиях по физической подготовке.

 

Программа физической подготовки предусматривает комплексное решение воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. В период обучения в Московском университете МВД РФ, при помощи средств и методов физической подготовки, слушатели и курсанты овладевают профессионально-прикладными умениями и навыками, приобретают способность переносить в течение длительного времени большие физические и психические нагрузки без снижения работоспособности, усваивают знания по организации, теории и методики физической подготовки.

6 стр., 2765 слов

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов 3

... помощью различных вне-учебных форм занятий физической культурой, в том числе и дополни­тельной самостоятельной подготовкой. Ведь из-за слабой физической подготовленности могут возникнуть неблагоприятные ситуации ... воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самосто­ ...

В процессе обучения в Московском университете МВД РФ курсантам необходимо изучить нормативно-правовые основы организации физической подготовки в системе МВД России; цель, задачи, содержание и формы физической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России, сотрудников органов внутренних дел; средства и методы развития профессионально важных физических качеств и формирования умений и навыков, необходимых для сотрудников органов внутренних дел; основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья.

Курсантам необходимо уметь:

— уверенно и квалифицированно использовать приобретенные двигательные навыки по различным видам физической подготовки;

— осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья;

— поддерживать общую и специальную работоспособность во время обучения;

— организовывать и проводить занятия по физической подготовке;

— владеть навыками организации и проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

Курсанты обязаны:

— систематически посещать занятия по физической подготовке в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;

— повышать свою физическую подготовленность, сдавать контрольные нормативы и зачеты в установленные сроки;

— совершенствовать свое спортивное мастерство;

— соблюдать личную гигиену, рациональный режим учебы, отдыха и питания; вести здоровый образ жизни;

— активно участвовать в физкультурно-массовых, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

— проходить медицинское обследование в установленные сроки;

— рассматривать занятия по физической подготовке как средство активного отдыха и восстановления организма после напряженной умственной работы.

Освобождение от практических занятий по физической подготовке допускается только по заключению врача.

На занятия по физической подготовке курсанты обязаны являться в спортивной форме установленного образца. При проведении занятий на стадионе и в игровом спортивном зале – кроссовки, футболка, трусы ??? (в холодное время – спортивный костюм).

При проведении занятий в борцовских залах – кимоно, самбовки. Вход в спортивные залы в повседневной обуви – запрещен.

На занятиях по физической подготовке курсанты обязаны выполнять следующие меры безопасности:

— строго выполнять все распоряжения преподавателя;

— не выполнять упражнений, связанных с большими физическими нагрузками, сложных по координации, при плохом самочувствии или сгонке веса;

— прекратить выполнение технического действия или другого упражнения, если создалась или может создаться опасная ситуация. Любой занимающийся, заметивший опасную ситуацию, должен подать сигнал для предотвращения возможной травмы;

2 стр., 733 слов

Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

... как образ жизни Тема 2.3. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее ... Понятие адаптации, дезадаптации и адаптивности личности. Раздел 2. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов Тема 2.1.Общая характеристика научно-исследовательской и практической ...

— правильно выполнять самостраховку и броски, проводя их по направлению от центра к краю ковра;

— не выполнять броски за пределы ковра;

— не сидеть на ковре спиной к занимающимся;

— проводить болевые и удушающие приемы в конечной их фазе плавно, без рывков. Сигнал при болевом ощущении или начальной стадии удушения подавать возгласом «Есть!» или хлопком по телу проводящего прием. Проводящий прием после подачи сигнала должен немедленно прекратить действие;

— при выполнении ударной техники, удары в уязвимые места только обозначаются. Удары в туловище выше пояса наносятся с дозируемым контактом, причем воздействие удара не должно приводить к травмам или нокауту.

 

Травматизм и его профилактика на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России.

 

В практике физической подготовки и спорта, связанных с освоением сложно-координационных двигательных действий и особенно боевых приемов борьбы, чаще всего имеют место ушибы, потертости, ссадины, повреждения связочного аппарата суставов, растяжение мышц, реже – вывихи, переломы костей, раны.

В самом общем понимании травма – это повреждение ткани или органа в результате внешнего воздействия. Травмы принято подразделять на:

— механические (ушибы, растяжения, вывихи, переломы, раны);

— психические (тревожность, стресс и т.д.);

— химические (ожоги кислотами, щелочами);

— термические (ожоги, отморожения, солнечный и тепловой удары);

— электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии).

По тяжести выделяют травмы легкой, средней, тяжелой и крайне тяжелой степени. Степень тяжести травмы определяет длительность и результат ее лечения. Как правило, большинство спортивных травм относят к легким (75-85%); такие травмы можно устранить в течение нескольких дней. Более длительного лечения требуют 10-15% травм, значительно нарушающих процесс тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов. Тяжелый и крайне тяжелый характер носят от 5 до 10% травм, они требуют оперативного лечения и делают проблематичной дальнейшую карьеру спортсмена.

Под спортивными травмами понимают повреждения, возникающие в процессе выполнения учебно-тренировочных или спортивных упражнений.

Специфика учебно-тренировочной (в том числе и спортивной) деятельности в различных видах спорта обуславливает причины травм (толчок, удар или сдавливание, форсированное превышение физиологически допустимых нагрузок и др.), их характер (ушибы, растяжения, вывихи, переломы) и локализацию. Например, в различных видах единоборств наиболее распространены травмы коленного сустава, в том числе повреждения менисков (до 40-45% от общего числа травм).

Среди хронических заболеваний наиболее часто встречается деформирующий артроз коленного и локтевого суставов.

Травматизм на учебно-тренировочных занятиях по освоению боевых приемов борьбы имеет свои специфические особенности. Приблизительно 60% всех травм приходится на ушибы и ссадины, 20-25% – на растяжения мышц и связочного аппарата суставов, повреждения менисков и т.д.

14 стр., 6872 слов

Глава I. Психолого-педагогические основы демонстрационного учебного ...

... Также в главе рассматриваются основные особенности демонстрационного учебного физического эксперимента. Требования, достоинства, место, психологические основы, ... к личностному самосовершенствованию. Подростки продолжают систематически заниматься самовоспитанием. Они задумываются над возможностями интеллектуального ... отпечаток и на учение, и на учебные занятия, и на отношения с родителями. Если ...

Успешная профилактика травматизма на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, а также при осуществлении профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах МВД возможна лишь при знании и устранении причин их возникновения. В изучаемом контексте к основным внешним факторам, способствующим возникновению причин травматизма занимающихся относятся:

— недостатки в организации и проведении учебно-тренировочных занятий (плохая разминка без учета возраста, пола, подготовленности; форсирование нагрузки; многочисленность занимающихся на единицу площади спортивного зала; невнимательность тренера-преподавателя и др.);

— нарушение методики обучения и тренировки (несоблюдение педагогических принципов постепенности, систематичности, последовательности и др., неправильно организованное размещение занимающихся в зале и изменение мест занятий, спортивных снарядов и др.);

— недостаточная воспитательная работа с занимающимися, приводящая к их недисциплинированности (невыполнение указания тренера-преподавателя, переход на другое место занятий без его указаний, поспешность и невнимательность при выполнении упражнений и др.);

— несоблюдение правил по материально-техническому оснащению мест занятий и условий безопасности (неисправность спортивных снарядов и инвентаря, недостаточное освещение, отсутствие необходимой вентиляции, несоответствие гигиеническим требования спортивного зала и др.);

— несоответствие физической или психической подготовленности занимающихся тренировочным требованиям;

— нарушение медицинских требований, в частности, контроля организации учебно-тренировочного процесса (допуск к занятиям и соревнованиям без врачебного контроля и осмотра, без достаточного восстановления физического или психического состояния после перенесенных заболеваний и травм и т.д.).

К травматизму занимающихся могут привести и так называемые внутренние факторы:

1) предболезненные скрытые состояния, наличие нераспознанных заболеваний, очагов хронической инфекции;

2) индивидуальные особенности организма (неспособность к выполнению высококоординационных упражнений, излишняя психическая возбудимость и т.д.);

3) состояния утомления, переутомления, перетренированности. Они вызывают ухудшение координации движений и снижение внимания, которые, в свою очередь, являются основными наглядными внешними признаками данных состояний наряду с бледностью, апатией, вялостью, раздражительностью. Данные состояния являются одними из наиболее типичных причин травматизма и заболеваний занимающихся, поэтому их мы рассмотрим подробнее.

Утомлениеэто функциональное состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и временном снижении работоспособности. Субъективно оно может быть оценено как усталость.

В состоянии утомления снижается возбудимость и лабильность нервной и мышечной тканей, активность ферментов, обеспечивающих протекание различных химических реакций, ухудшается деятельность анализаторных систем, учащаются ритмы сердечных сокращений, дыхательных движений, уменьшается глубина вдоха и выдоха, увеличивается потоотделение, уменьшается систолический объем сердца.

9 стр., 4076 слов

Гимнастики и упражнения, применяемые в занятиях танцевальной ...

... предела все тело. Команды чередутся через произвольное время.Можно заниматься и одному, внезапно давая себе команды. «Масло» ... движения головой. 2. Начинайте постепенно, не загоняйте себя. Каждое занятие - это удовольствие наполнение тела энергиями. В сопровождение ... своим желаниям, не стесняясь движений и свободы перемещения. Занятия по методике Габриэллы Рот практикуют во многих дошкольных ...

Переутомлениепатологическое состояние организма, обусловленное чрезмерной нагрузкой. Оно чаще всего проявляется в виде невроза. Наблюдается, как правило, у спортсменов с неустойчивой нервной системой, эмоционально впечатлительных. Клинические проявления четко выражены и характеризуются апатичностью спортсменов, их не интересуют результаты участия в соревнованиях, у них нарушен сон, появляются боли в области сердца, расстройства пищеварения, половой функции, появляется тремор пальцев рук.

При переутомлении отмечаются признаки напряжения адаптации. Увеличивается систолический (СОК) и минутный объем крови (МОК), изменяется общее периферическое сосудистое сопротивление в покое, снижается приспособляемость к физическим нагрузкам.

Перетренированностьэто прогрессирующее развитие переутомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный аппарат регуляции двигательных и вегетативных функций. Характеризуется выраженными нервно-психическими сдвигами, ухудшением спортивных результатов, нарушением деятельности сердечнососудистой и нервной систем, обострением хронических и учащением «простудных заболеваний».

Для предупреждения травматизма тренер-преподаватель и занимающийся (в особенности при проведении самостоятельной физической подготовки) обязаны знать и выполнять определенные меры безопасности. Исходя из темы настоящей лекции основное внимание при их выделении уделено занятиям по профессионально-прикладной физической подготовке курсантов в вузах МВД России.

Большое значение для обеспечения безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий имеет инструктаж. Инструктаж должен непосредственно проводиться как перед началом изучения нового курса дисциплины «физическая подготовка», так и перед каждым занятием. Инструктаж можно проводить групповым или индивидуальным методом в виде беседы или лекции.

Курсанты и слушатели не допускаются до учебных занятий до тех пор, пока они не пройдут вводных инструктаж.

Задача вводного инструктажа заключается в ознакомлении обучающихся с общими положения и правилами техники безопасности на занятиях по физической подготовке.

Вводный инструктаж должен включать следующие основные вопросы:

— правила внутреннего распорядка занятий; обязанности обучающихся по выполнению инструкций, правил, норм техники безопасности и санитарии;

— общие правила безопасности при проведении занятий по физической подготовке;

— основные причины травматизма;

— оказание первой помощи при травмах, несчастных случаях, пищевых отравлениях.

Вводный инструктаж с курсантами и слушателями, приступающими к изучению курса дисциплины «Физическая подготовка», проводят, как правило, ведущие преподаватели, имеющие большой стаж педагогической работы.

Инструктаж проводится с курсантами и слушателями преподавателями кафедры физической подготовки на первом занятии по изучаемой дисциплине с наглядным показом и изучением приемов страховки, самостраховки, применением предохранительных приспособлений. При этом перед занятиями, связанными с техническими средствами обучения, занимающимся должна быть выдана на руки инструкция или памятка по технике безопасности по данной дисциплине.

22 стр., 10908 слов

Влияние занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность ...

... владеть новейшими методами и приемами обучения, навыками индивидуальной работы. Цель курсовой работы - изучение влияния занятий основной гимнастикой на физическую подготовленность детей старшего дошкольного ... пользования ими; ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия. Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе -- деревьях, цветах, ...

Инструктаж на рабочем месте является продолжением вводного инструктажа. Он должен решать следующие основные задачи:

— ознакомление занимающихся с учебно-тренировочным процессом и организационно-методическими основами изучаемой дисциплины;

— информирование о требованиях к спортивной форме, инвентарю и рабочему месту;

— объяснение работы тренажеров и других устройств, которые будут использовать курсанты и слушатели в учебно-тренировочном процессе;

— объяснение необходимости выполнения требований по взаимопомощи и взаимному контролю во время занятий по служебно-прикладным видам спорта.

Перед началом учебно-тренировочного занятия тренер-преподаватель должен:

— проверить подготовленность места занятий (например, на открытой площадке должны отсутствовать камни, палки и т.д.; на специальной яме с опилками проверить их взрыхленность, а также отсутствие посторонних предметов на расстоянии не менее 2 м от ямы; в спортивном зале проверить укладку матов, их соединение, целостность покрышек, отсутствие посторонних предметов вокруг ковра и т.д.);

— проверить макеты оружия и специальные средства (ножи должны быть тупые деревянные или резиновые, пистолеты – деревянные или резиновые макеты, автоматы – макеты с мягкими наконечниками, специальные средства должны быть исправны и выполнять функциональное назначение);

— узнать у занимающихся о состоянии здоровья, готовности к учебно-тренировочному занятию.

В ходе проведения занятия тренер-преподаватель должен:

— осуществлять постоянный контроль состояния мест занятий, исправность оборудования, вентиляции, чистоты, норм освещения;

— включать в каждое занятие упражнения в самостраховке, страховке и оказание помощи при выполнении различных упражнений и технических действий;

— тщательно проводить разминку (в начале общую, а затем специальную);

— осваивать с занимающимися «правила поведения», требовать высокой организованности, дисциплинированности, собранности, внимательности при выполнении упражнений и действий;

— тщательно планировать занятия (последовательность тренировочных занятий, выбор пар), определять величины тренировочных нагрузок в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся);

— осуществлять постоянный контроль за состоянием занимающихся;

— снижать нагрузки при появлении первых признаков утомления у занимающихся (бледность, блеск глаз, перевозбуждение, нарушение координации, ухудшение внимания, апатия, сонливость);

— соблюдать все педагогические принципы организации и проведения занятий (доступность, постепенность, прочность, наглядность, активность, индивидуализация);

— оптимально сочетать нагрузку и отдых.

Тренеру-преподавателю необходимо полностью исключить выполнение приемов и действий, которые не изучались и не предусматривались программой; следить, чтобы:

— перед выполнением приемов нападения и самозащиты проводились специальные подготовительные упражнения;

— изучение приемов нападения и самозащиты осуществлялось только после освоения приемов самостраховки;

— при выполнении захватов и бросков обучающиеся страховали партнера, поддерживая его за руку и не допуская падения на него;

— обезоруживание, освобождение от захватов, болевые приемы выполнялись плавно, без применения большой силы и по сигналу партнера немедленно прекращали выполнение приемов;

— удары ножом, кулаком и ногой обучающиеся только имитировали;

— при выполнении приемов боя автоматом с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны занимающиеся строго соблюдали последовательность выполнения действий, интервалы и дистанции между собой;

— обучающиеся никогда не отвлекались при выполнении силовых упражнений, применяли правильную технику движений и избегали натуживаний;

— при выполнении упражнений с тяжелой штангой спина занимающихся была выпрямленной, с тем чтобы избежать травмы позвоночника;

— при работе с предельными и большими весами обучающиеся не забывали о страховке (силовые нагрузки увеличивались постепенно);

— были исключены упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения, необходимо выяснять у специалистов причины их возникновения (боль – сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы).

Тренеру-преподавателю необходимо помнить, что у слабо подготовленных людей или у людей, давно не занимавшихся силовыми упражнениями, боли могут возникнуть через 12-14 часов после окончания занятия. Такие боли не опасны для здоровья, но свидетельствуют о неподготовленности организма к применяемым нагрузкам, поэтому после длительных перерывов в занятиях следует постепенно повышать объем и интенсивность работы, не форсируя их.

Необходимо иметь в спортивном зале аптечку для оказания первой доврачебной помощи (нашатырный спирт, йод, перекись водорода, бинты, вата, жгут, хлорэтил, пластырь, валидол и т.д.).

Требуется подчеркнуть, что за нарушение требований и мер безопасности при проведении учебно-тренировочных занятий персональную ответственность несут как тренер-преподаватель, так и обучающиеся курсанты (обязанности слушателей и курсантов на занятиях по физической подготовке были представлены выше).

Для профилактики травматизма и повышения эффективности физической подготовки большое значение имеет осуществление как регулярного врачебного контроля за здоровьем занимающихся, так и самоконтроля за состоянием своего организма со стороны самих занимающихся.