Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической ку 2

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры

«ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ»

Характеристика объекта педагогических воздействий в афк

Выполнила: Степанова Я.Ю.

Омск- 2015

Содержание:

  1. Введение
  2. Классификация инвалидов в зависимости от тяжести заболевания и ограниченности жизнеобеспечения
  • 1 группа инвалидности
  • 2 группа инвалидности
  • 3 группа инвалидности
  1. Классификация инвалидов в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.)
  • Нарушение зрения
  • Нарушение слуха
  • Нарушение интеллекта
  • Нарушение ОДА
  • Нарушение речи
  1. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья
  • У лиц с нарушением зрения
  • У лиц с нарушением слуха
  • У лиц с нарушением интеллекта
  • У лиц с нарушением ОДА
  • У лиц с нарушением речи
  1. Литература

Введение

Инвалидность (лат. invalidus — «несильный», in — «не» + validus — «силач») — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

10 стр., 4885 слов

Методологические проблемы применения информационных технологий в обучении детей с нарушением развития интеллекта

Оглавление Введение Глава 1. Современные условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Предпосылки развития специализированного обучения в России 1.2 Методологические основы обучения детей с нарушением развития интеллекта Глава 2. Методология применения информационных технологий в образовании 2.1 Информационные технологии в общеобразовательном процессе 2.2 Проблемы методологии ...

Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Ограничения функций разделяют по категориям:

  • нарушения статодинамической функции (двигательной),
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции,
  • сенсорные (зрения, слуха, обоняния, осязания),
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

1. Классификация инвалидов в зависимости от тяжести заболевания и ограниченности жизнеобеспечения (инвалиды I, II, и ш группы)

1 Группа инвалидности

Для определения первой группы инвалидности показателем считается социальная недостаточность, которая требует социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению одной из категории жизнедеятельности либо их сочетанию. Показатели установления 1 группы инвалидности:

  • неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;
  • неспособность к ориентации (дезориентация);
  • неспособность к общению;
  • неспособность контролировать свое поведение.

2 Группа инвалидности

Для установления второй группы инвалидности показателем является социальная недостаточность, которая требует социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания для установления 2 группы инвалидности:

2 стр., 912 слов

Коррекция страхов средствами арт

Коррекция страхов средствами арт-терапии Принято считать, что страхи – эмоциональные нарушения или неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного функционирования психики и построения поведения. Однако наличие у ребенка большого количества разнообразных страхов – показатель преневротического состояния. В случае ...

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

3 Группа инвалидности

Для определения третьей группы инвалидности критерием является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание. Показания для установления 3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.

(http://103-law.org.ua/Article.aspx?a=33)

16 стр., 7605 слов

Развитие способностей к саморегуляции в деятельности детей с ЗПР

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт Педагогики и Психологии Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии Курсовая работа. По дисциплине Психология детей с ЗПР. На тему Развитие способностей к саморегуляции в деятельности детей с ЗПР. Выполнила студентка Группы 4КП-22 Левенец Н.В. Проверила доцент Бучилова И.А. Череповец 20042005 уч. год Содержание.Ведение.3 Глава 1 Анализ ...

2. Классификация инвалидов в зависимости от нозологических признаков (инвалида по зрению, слуху, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.)

Нарушение зрения относится к основным видам нарушений функций организма (нарушение сенсорных функций).

В связи с этим при утрате функции зрения человек может признаваться инвалидом по зрению.

Различают больных со следующими зрения и слуха к обучению">нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света).

В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

При нарушении функции зрения происходит нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации и точности движений. Также наблюдаются нарушения осанки, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры. К сопутствующим заболеваниям относятся неврозы, болезни органов дыхания, сердечно — сосудистой системы, обмена веществ. А также общее недоразвитие речи, ДЦП, минимальная мозговая дисфункция (ММД), может быть снижение слуха и быстрая утомляемость.

2 стр., 957 слов

Определение, причины возникновения и виды нарушения речи при нормальном слухе, вторичные отклонения

СОДЕРЖАНИЕ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ 3 1.1 Определение, причины возникновения и виды нарушения речи при нормальном слухе, вторичные отклонения 3 1.2 Психические особенности больных с нарушениями речи при нормальном слухе 5 1.3 Физические особенности больных с нарушениями речи при нормальном слухе 6 1.4 Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями речи при нормальном слухе 7 2 ...

Больные с нарушением слуха могут быть: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций. Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Нарушение интеллекта

В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, потребностно — мотивационной сферы и пр. Ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности. Типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость.

Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

У людей с нарушением интеллекта происходит нарушение познавательной деятельности. Снижается сила и подвижность нервных процессов. Происходит нарушение высших психических функций, аналитико-синтетической деятельности ЦНС. Также наблюдается дисплазия; нарушение окостенения, осанки, деформация стопы, позвоночника, дисгармоничность физического развития; нарушение координации движений.

Врожденные пороки сердца, заболевания внутренних органов, эндокринные нарушения, сенсорные отклонения — все это наблюдается у людей с нарушением интеллекта.

12 стр., 5959 слов

Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха по верботональному методу

... в специальном педагогическом воздействии. Развитие движений - первый и необходимый шаг к развитию речи, движение - речь, затем мышление - речь, слух - речь. При движении дети вслушиваются в звук, ... с нарушением слуха учатся говорить и воспринимать речь одновременно. Методика речевых стимуляций соответствует развитию речи нормально слышащих детей. Дети с нарушениями слуха воспринимают речь через ...

Нарушение ОДА

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

1.Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

2.Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

3.Преобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит, заболевание конечностей, системные заболевания скелета.

У людей с нарушением опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

При поражении ОДА церебрального генеза происходит нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, координации, микро- и макромоторики. Наблюдается остеохондроз, мышечная гипотрофия, остеопороз, контрактуры, дисгармоничность физического развития. К сопутствующим заболеваниям относятся нарушения сердечно — сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов. А также нарушение слуха, зрения, интеллекта. Низкая работоспособность.

При поражении ОДА спинального генеза наблюдается полная или частичная утрата движений, чувствительности, расстройство функций тазовых органов.

Происходит нарушение вегетативных функций, появляются пролежни. Характерен остеопороз. При высоком (шейном) спинальном поражении – нарушается дыхание, появляются ортостатические нарушения. При вялом параличе — атрофия мышц. При спастическом — тугоподвижность суставов, контрактуры, спастичность.

При поражении ОДА вследствие ампутации или врожденного порока нарушается опороспособность и ходьба (при ампутации нижних конечностей), координация движений, осанка, вертикальная поза; также наблюдается уменьшение массы тела и сосудистого русла.

16 стр., 7808 слов

Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

... характеризуется наличием насильственных движений типа атетоза, миойлонии, которые сочетаются со значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи. Детские церебральные параличи ... Общее представление о нарушении двигательной сферы .2 Формы нарушения двигательной сферы .3 Нарушения психики при ДЦП .4 Коррекционная работа при нарушениях двигательной сферы в старшем ...

Наблюдаются нарушения регуляторных механизмов, дегенеративные изменения нервно-мышечной и костной ткани, контрактуры. Нарушаются функции кровообращения, дыхания, пищеварения, обменных процессов. Снижается общая работоспособность, появляются фантомные боли.

Нарушение речи

Речь — важнейшая функция человека, поэтому в ее осуществлении принимают участие корковые речевые зоны, расположенные в доминантном полушарии (центры Брока и Вернике), двигательные, кинетические, слуховые и зрительные области, а также проводящие афферентные и эфферентные пути, относящиеся к пирамидной и экстрапирамидной системам, анализаторам чувствительности, слуха, зрения, бульбарные отделы мозга, зрительный, глазодвигательный, лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий и подъязычные нервы.

В осуществлении речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого неба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. Кроме того, важна координация дыхания и произношения звуков.

Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Причины нарушения речи: внутриутробная патология; наследственная предрасположенность и генетические аномалии; неблагоприятные роды и их последствия, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Виды речевых нарушений:

— нарушение устной речи;

— нарушения письменной речи.

(http://kokarevala.narod.ru/index/0-38)

Так, при нарушении зрения, наблюдается общее недоразвитие речи разных уровней, сопровождающееся различными типами дизартрии, недоразвитие письменной речи смешанного характера (различные виды дисфагии).

При нарушении слуха, нарушаются основные компоненты речи: фонетико-фонематический, лексический, грамматический; недостаточно сформированы как произносительная, так и семантическая стороны речи.

При нарушении интеллекта, страдают все функции речи, в той или иной степени. От различных форм нарушения речи, можно судить о степени умственной отсталости! )

При нарушении ОДА, свойственно нарушение речи в форме дизартрии (нарушения произношения звуков), связанное с тем, что у таких лиц затруднено ощущение положения языка и губ. (Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99.).

Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, восприятие формы и объема тела. В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

— дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

— алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, таки сенсорная);

— дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон;

— неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции;

— анартрия — отсутствие речи. (с.234 учебник)

3. Типичные нарушения двигательной сферы лиц с отклонениями в состоянии здоровья

1. Двигательные нарушения у лиц с нарушением зрения.

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности.

В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями и двигательными действиями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх; нарушается координация и точность движений.

И. М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может.

У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений.

Рассматривая скоростно — силовые качества мы поймем, что незрячие дети обладают самым низким уровнем прыжковой способности.

У детей с нарушением зрения низкая двигательная активность, а следовательно меньше выносливость и работоспособность. Также у детей с нарушением зрения значительно снижена мышечная сила, движения медленны и нерешительны, угловаты; наблюдается нарушение статического и динамического равновесия.

2. Двигательные нарушения у лиц с нарушением слуха.

У детей с нарушением слуха преимущественно страдает речевой анализатор. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов и тем самым в первую очередь влияет на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

У детей с нарушением слуха отмечается задержка развития локомоторных статических функций. Задержка в развитии «прямостояния» (овладение сидением, ходьбой и т.д.) приводит к нарушению ориентировки в пространстве и в предметном мире. Также неслышащие отличаются недостаточной двигательной подвижностью.

Нарушения двигательной сферы у детей проявляются:

  • в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп, туловища и рук, скоростно-силовых качествах, скоростных качеств;
  • в трудности сохранения статического и динамического равновесия;
  • в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыками ходьбы;
  • в относительно низком уровне ориентировки в пространстве;
  • в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими.

3. Двигательные нарушения у лиц с нарушением интеллекта

На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы.

Замедленный темп локомоторных функций, непродуктивность движений, двигательное беспокойство и суетливость проявляются при легкой степени умственной отсталости. Все движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика.

У детей с умственной отсталостью умеренной степени, моторная недостаточность встречается в 90-100% случаев, страдает согласованность, точность и темп движений. Они замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега, прыжков, метаний.

Основным нарушением двигательной сферы умственно отсталых является расстройство координации движений.

Нарушения в развитии двигательных способностей

  1. нарушение координационных способностей — точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
  2. отставание в развитии физических качеств — силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения; выносливости к повторению быстрой динамической работы, работе субмаксимальной (большой, умеренной) мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп; скоростно- силовых качеств в прыжках и метаниях; гибкости и подвижности в суставах.

Нарушения основных движений

  1. неточность движений в пространстве;
  2. грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;
  3. отсутствие ловкости и плавности движений;
  4. излишняя скованность и напряженность;
  5. ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности, и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.

4.Двигательные нарушения у лиц с нарушением (поражением) ОДА

Общие признаки:

  • упрощенные рефлекторные формы двигательной активности (не соответствующие возрастным нормам);
  • задержка формирования всех основных моторных функций.

Виды двигательных дефектов при нарушениях опорно-двигательного аппарата:

  • параличи и парезы. Паралич — полное отсутствие возможности совершать произвольные движения. Парез — слабая форма паралича, выражающаяся в ограничении возможности совершать произвольные движения (ограничение объема движений, снижение мышечной силы и т.п.);
  • нарушение мышечного тонуса. Как правило, нарушения двигательных функций сопровождаются повышением мышечного тонуса или изменчивостью мышечного тонуса. Эта особенность у лиц с нарушениями двигательной сферы не позволяет им выполнять те виды профессиональной деятельности, для которых необходимы скоординированность или ритмичность движений (сборка деталей и механизмов, управление движущимися объектами, работа, требующая быстрого реагирования на сигналы и т.п.);
  • синекизии — это непроизвольные движения, которые сопутствуют произвольным (например, движение рук при ходьбе).

    Наличие патологических синекизий затрудняет выработку автоматизированных моторных профессиональных навыков;

  • несформированность реакций равновесия;
  • нарушения ощущения движений. Эти нарушения ведут к затруднениям в определении положения собственного тела в пространстве, в сохранении и удержании позы, к нарушениям координации движений. У многих лиц также искажено представление о собственных движениях, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающей средой, в выработке моторных навыков и т.п.;
  • насильственные движения. К насильственным движениям относят непроизвольные неконтролируемые двигательные реакции (например, тремор рук).

    Такие движения затрудняют выполнение произвольных движений и овладение двигательными навыками.

) (Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99.)

5.Двигательные нарушения у лиц с нарушением речи

У людей с нарушением речи, характер двигательных нарушений зависит от первичного нарушения. Также люди с нарушением речи не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой, у них нарушена моторика.

Список литературы:

  1. http://kokarevala.narod.ru/index/0-38
  2. (Солнцева В.А., Белова Т.В. Психологические особенности лиц с нарушениями двигательного развития (нарушениями функций опорно-двигательного аппарата) // Справочник по организации и проведению профориентационной работы — М.: ООО «Центр новых технологий», 2012. — С. 97–99.)
  3. Лекционный материал курса
  4. http://www.fizkult-ura.ru/system/files/imce/books/theory/adaptivnaya_fk.pdf-Учебное пособие «Частные методики адаптивной физической культуры»
  5. http://103-law.org.ua/Article.aspx?a=33