Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°;
Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано УМО вузов России по образованию
в области социальной работы Министерства образования Российской Федерации
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности
«Социальная работа»
Президентская библиотека Республики Беларусь
2 002000 111548
МОСКВА 2002
1398706
ЦК 36
БК 65.272 Х73
Авторы:
И. Холостова, доктор исторических наук, профессор, президент
Академии проблем социальной работы;
Ф. Дементьева, доктор медицинских наук, профессор.
Рецензенты:
Ю. Е. Серебрянский, доктор медицинских наук, профессор; Т. А. Шилова, доктор психологических наук, профессор;
Н. Б. Шмелева, доктор педагогических наук, профессор.
Холостова Е, И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»», 2002. — 340 с.
ISBN 5-94798-048-7
В учебном пособии раскрываются теоретические аспекты социальной реабилитации, ее сущность и содержание. Дается описание социальной жизнедеятельности инвалидов, рассматриваются программы и технологии социальной реабилитации, описывается практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов
Для студентов и аспирантов вузов социального профиля, специалисьов системы социальной защиты населения.
УДК 36
ББК 65.272
© Е. И. Холостова, 5-94798-048-7 Н, Ф. Дементьева, 2002
Содержание
Введение 7
реабилитации инвалидов 10
§ 1. Научные концепции социализации
и инвалидизации 10
Вопросы для самоконтроля 22
Рекомендуемая литература 22
§ 2. Сущность и содержание социальной
реабилитации 22
Вопросы для самоконтроля 41
Рекомендуемая литература 42
§ 3. Социальные ограничения инвалидов
и модели инвалидности 42
Вопросы для самоконтроля 52
Рекомендуемая литература 53
§ 4. Принципы и структура
социальной реабилитации 53
Вопросы для самоконтроля 77
Рекомендуемая литература 77
Раздел II. Социальная среда
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... и вдовы; вынужденные жить на минимальное государственное или социальное пособие. Цели гериатрической реабилитации: реактивация, ресоциализация, реинтеграция. Реактивация подразумевает поощрение пожилого ... или иной стране системами социального обеспечения, пенсионной, организации здравоохранения и социальной защиты и др. Профессиональная гериатрическая реабилитация включает такие аспекты, как ...
жизнедеятельности инвалидов . 7 9
§ 1. Жилая среда 79
Вопросы для самоконтроля 87
Рекомендуемая литература 87
§ 2. Градостроительная среда 88
Вопросы для самоконтроля 104
Рекомендуемая литература 104
§ 3. Социально-психологическая среда 107
Вопросы для самоконтроля 119
Рекомендуемая литература 119
§ 4. Образовательная среда
для инвалидов 120
Вопросы для самоконтроля 132
Рекомендуемая литература 132
§ 5. Производственная среда как условие
социальной реабилитации инвалидов 133
Вопросы для самоконтроля 139
Рекомендуемая литература 140
§ 6. Физкультура и спорт как специфическая
(оздоровительная) среда в социально-средовой реабилитации инвалидов 140
Вопросы для самоконтроля 158
Рекомендуемая литература 159
§ 7. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями 160
Вопросы для самоконтроля 164
Рекомендуемая литература 164
Раздел III. Программы социальной реабилитации..…166
§ 1. Индивидуальная программа
реабилитации инвалидов 166
Вопросы для самоконтроля 187
Рекомендуемая литература 187
§ 2. Социальная реабилитация лиц старших возрастов в стационарных учреждениях социального обслуживания 188
Вопросы для самоконтроля 205
Рекомендуемая литература 206
§ 3. Реабилитационная индустрия 207
Вопросы для самоконтроля 215
Рекомендуемая литература 215
Раздел IV. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов 216
§ 1. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 216
Вопросы для самоконтроля 230
Рекомендуемая литература 231
§ 2. Социально-средовая реабилитация инвалидов
с нарушениями слуха 232
Вопросы для самоконтроля 237
Рекомендуемая литература 238
§ 3. Социальная реабилитация инвалидов
с нарушениями зрения 239
Вопросы для самоконтроля 244
Рекомендуемая литература 245
§ 4. Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 246
Вопросы для самоконтроля 254
Рекомендуемая литература 255
Раздел V. Практика работы учреждений социального обслуживания инвалидов: отечественный и зарубежный опыт 257
§ 1. Реабилитационные учреждения 257
Вопросы для самоконтроля 290
Рекомендуемая литература 290
§ 2. Опыт реабилитации инвалидов
за рубежом 292
Вопросы для самоконтроля 316
Рекомендуемая литература 316
Словарь терминов 318
Введение
Настоящее учебное пособие является одним из немногих, посвященных актуальной проблеме нашего общества — социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.
Социально-психологические особенности слабовидящих людей на основе ...
... -психологические особенности слабовидящих людей на основе Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы ... особенностей слабовидящих людей. 2. Охарактеризовать деятельность Центра медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению. 3. Провести эмпирическое исследование социально-психологических особенностей ...
Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.
Образование службы медико-социальной экспертизы позволяет разработать не только индивидуальные реабилитационные программы для лиц с ограниченными возможностями, но и создавать различные модели реабилитационных учреждений, внедрять инновационные технологии социальной работы с данной категорией населения, развивать архитектурную среду и реабилитационную индустрию.
Восстанавливая способности инвалидов к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, социальные работники и социальные реабилитологи помогают им определять свои социальные роли, социальные связи в обществе, способствующие их полноценному развитию.
Накопленные теоретические знания, большой практический опыт по работе с инвалидами свидетельствует о необходимости систематизации сведений по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и изложении его в виде учебного пособия для студентов вузов социального профиля.
В связи с подготовкой образовательных стандартов по специальности «Социальная реабилитология» представление издание может стать одним из отправных документов в обработке и утверждении учебных планов для подготовки специалистов данного профиля.
Учебное пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены теоретико-методологические аспекты реабилитации, сделан акцент на понятийный аппарат, раскрытие сущности и содержания социальной реабилитации.
Во втором разделе в отдельных главах излагается среда обитания инвалида — понятие, непосредственно соприкасающееся с социально-средовой реабилитацией. Представлена жилая среда, градостроительная, образовательная, производственная, физкультурно-оздоровительная, психолого-оздоровительная. Отдельно рассматривается проблема
социально-средового воздействия на инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В специальном разделе представлены социальные программы реабилитации инвалида, тот ее компонент, который касается индивидуальной реабилитации.
В отдельной главе рассматривается социальная интеграция как заключительный этап, как результат социальной реабилитации.
Дается описание социальной реабилитации лиц пожилого возраста с учетом их жизненных установок, психофизических возрастных изменений, семейного положения, места проживания.
Последний раздел посвящен реабилитационным учреждениям, в основу которой положены такие критерии, как масштаб деятельности, категории реабилитируемых граждан и др. Описывается зарубежный опыт работы с инвалидами.
В заключение приводится словарь терминов по данной проблеме.
Раздел I Теоретические основы социальной реабилитации инвалидов
§ 1. Научные концепции социализации и инвалидизации
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды.
Иными словами, инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн. человек. В перспективе их численность будет расти1.
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих научные положения на практике — с другой.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
Так, анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществлялся в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: с точки зрения социоцентристских теорий и на теоретико-методологической платформе антропоцентризма. На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия.
Для осмысления проблемы анализа инвалидности как социального феномена (инвалидность с социологической точки зрения — это «ненормальная» норма или «нормальное» отклонение) важной остается проблема социальной нормы, с разных сторон изучавшаяся такими учеными, как Э. Дюрк-гейм, М. Вебер, Р. Мертон, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье.
Анализ социальных проблем инвалидизации в целом и социальной реабилитации инвалидов в частности осуществляется в плоскости социологических концепций более общего уровня обобщения сущности этого социального явления — концепции социализации.
Социальная реабилитация инвалидов важна не только сама по себе. Она важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм создания равных возможностей инвалидам, для того чтобы быть социально востребованными. Основные положения концэпций инвалидизации и социализации инвалидов представлены нами в таблице (см. табл. 1); разработанной А. И. Мухнаевои2.
Таблица 1
Основные социологические концепции социализации и инвалидизации
Общие социологические подходы |
Понятийный аппарат |
Основные идеи |
|||||
Концепции социализации |
Концепции инвалидизации |
Концепции социализации |
Концепции инвалидизации |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Структурно-функциональный анализ (Парсонс, Мертон, Дэвис) |
Социальная адаптация; интериоризация; поддержание образца; социальная интеграция; органысоциализации; отклоняющееся поведение |
Инвалиды,дети сограниченными возможностями. |
Устойчивость социальной системы; адаптация индивидов к социальной среде;интеграция индивида в социальную систему; интериоризация общепринятых социальных норм; адаптивные механизмы (Т. Парсонс); Классифицикация типовиндивидуальной адаптации к структурной аномиипо признаку различения «культурных целей» (ценностей, предписываемых культурой) и «институализированных средств» (норм); Типология способов индивидуальной адаптации кструктурной аномии: конформизм; инновация; ритуализм; ретритизм («уход»); бунт (Р. Мертон) |
Социальная политика государства вотношении к инвалидам; социальная реабилитация; инвалидность; социальные службы; социальная поддержка семей. |
|||
Социально-антропологическийподход (Э. Дюрк-гейм) |
Аномия;социальнаянорма;социальноеотклонение;девиация;солидарность; отклонения вразвитииличности |
Дети сограниченнымивозможностями; нетипичные дети |
Аномия как отсутствие«органической» социальнойсолидарности;Аномия как различныевиды нарушений в ценностно-нормативной системеобщества (ценностно-нормативный «вакуум»,«отсутствие» норм; низкаястепень воздействия социальных норм на индивидов,их неэффективность в качестве средства социальнойрегуляции поведения; расплывчатость и противоречивость социальных норм;противоречия между нормами-целями и нормами-средствами) |
Формы социальных отношений;социальные институты; механизмы социального контроля |
|||
Символический интеракционализм (Дж.Г. Мид; Ч. Кули)
|
Социализация индивидуального сознания;рефлексивное социальное «Я»; «зеркальноеЯ» |
Инвалиды |
Социализация индивидуального сознания как социальный процесс, приобщение индивидуальныхментальных процессов к «большому сознанию»;Превращения физиологического организма в рефлексивное социальное «Я»;Формирование социальной природы индивида(«зеркального «Я»);основные элементы самоопределения: 1) образ нашего облика впредставлении другогочеловека; 2) образ его суждения онашем облике; 3) самоощущение (например, гордость или унижение) на воспринятую намиреакцию других |
Символы;роли;становление социального «Я»;стереотипы;самоконтроль |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Классическая социологическая теория, понимающая социология (Вебер, Смелзер) |
Социализация; образцы поведения; социальные роли; интеракции; социальные ожидания; культурные ценности; нормы-правила; нормы-ожидания |
(Непосредственно в данной теории не упомянуты) Раскрытие субъективного смысла |
Адаптивистский и развивающий подходы исследования социализации;Непрерывность процесса социализации;Различия между социализацией детей и взрослых;Социализация как приобретение опыта и осваивание установки,соответствующие социальным ролям;Цели: 1)способствоватьинтеракции людей наоснове социальных ролей; 2) обеспечить сохранение общества благодаряусвоению его новымичленами сложившихся внем убеждений и образцов поведения Факторы успешной социализации: социальныеожидания, измененияповедения и стремлением к конформизму |
Идея субъективноосмысленногодействия индивида, ориентированного на поведение другихлюдей;специфическиемеханизмы социальной адаптациилиц с ограниченными возможностями;определение основных компонентов дивиации— человек, которому свойственнотакое поведение;норма или ожидание — критерий оценки поведения как дивиантного, социум,реагирующий наданное поведение |
|||
Становление личности; Я-идентичность («эго-идентич-ность»); социаль-ная идентичность (групповая и психосоциальная) |
(Непосредст-венно в дан-ной теории не упомяну-ты, опосре-дованно можно выде-лить разделе-ние на этапы становления индивида) «Упрощен-ное проявле-ниезнаков» |
Социокультурный контекст становления личности;психосоциальное развитие человека в течениевсего жизненного цикла;восемь последовательных стадий психосоциального становленияиндивида, характеризующихся специфическими задачами |
(Непосредственнов данной теориине упомянуты)целостность восприятия мира впримитивныхкультурах;сопоставленияобразов социальной нормы в примитивных культурах |
||||
Задачи развития на каждом этапе: для младенческого периода – формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста – борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста – развитие активной инициавы, появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период обучения в школе – получение навыков трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда; в подростковом или раннем юношеском возрасте – ключевая стадия идентичности, первое цельное осознание себя и своего места в мире, окончание поиска себя в различных ролях; конец юности и начало зрелости – решение взрослых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей; в зрелый период – борьба творческих сил человека против косности и застоя; в период старости формируется окончательное цельное представление о себе |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Теория взаимодействия психических и социальных факторов в процессе становления личности (Э. Фромм) |
Социализация; «продуктивный характер» личности; « бегство от свободы» |
(Непосредственно в данной теории не упомянуты) |
Субъектность индивида социальном процессе;Психические процессыпервичны и во многомопределяют структурусоциальных феноменов;Соответственно пятиформам социализации(мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способовадаптации к социуму:рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный,продуктивный |
(Непосредственнов данной теории неупомянуты)идея социальногохарактера;функции социального характера;семья — психический представитель общества;средства, методы испособы воспитания детей |
|||
Феноменоло-гические теории (Бергер, Луман, Щюц) |
Интернализация; первичная социализация; вторичная социализация; «Значимые другие»; «обобщенные другие»; объективации |
Дети с ограниченными возможностями; нетипичные дети |
Социализация — всестороннее и последовательное вхождениеиндивида в обьективный мир общества или«отдельную его часть»;С первичной социализацией связаны «значимые другие», формирование в сознанииобраза «обобщенногодругого» — общества,субъективное установление целостной идентичности;В процессе вторичнойсоциализации — «биологические ограничения становятся менее важными для процессов освоения социальной реальности, которые теперь устанавливаются в терминахвнутренних свойствприобретенного знания,то есть в терминах основополагающейструктуры этого значения»;Феноменологическоепонимание объясняетпроцесс социализациииндивидов с ограниченными возможностями, которые могутпользоваться различными (сохраненными) знаковыми системамив освоении социальности (взамен утраченных) |
Процессы социального конструирования реальности; специфика повседневного восприятия инвалидности, мышления и деятельности; агенты конструирования; продукт конструирования |
|||
Концепция социализацион-ной нормы (А.И. Ковалева) |
Типы социализа-ции; социализа-ционнаянорма;типы социальнойнормы;социализа-ционнаянорма;отклоняющаясясоциализацияСоциальный вывих;отклонения в развитииличнос-ти |
Индивид с ограничен-ными воз-можностями; социализа-ция неслы-шащих; |
Типы социализации: По характеру социальности: естественный, примитивный, сословный, стратификацион-ный, единообразный, паттерна-листский, комформистский, моносоциокультурный, поли-социокультурный и др.; по характеру социализационного процесса: профессиональная, познавательная, правовая, трудовая и др.; по результативности: успешная, нормативная, кризисная, отклоняющаяся, принудитель-ная, реабилитационная, ускоренная, запаздывающая и др.; девиация как крайняя фор-ма отклоняющей социализации |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
Биологизаторс-кая концепция развития ребен-ка |
Социальный вывих; отклоне-ния в развитии личности |
Нетипич-ный ребе-нок; дефект; дети-инва-лиды |
Особенности социализации детей-инвалидов должны исходить из рассмотрения этих индивидов как нормальных, способных осваивать социальность, но иными способами, путями, средствами, чем типичные индивиды Субьективность личности в процессе ее воспитания, соци-альный характер воспитания; Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип; Объяснение отклонений в раз-витии личности на основе как бологической, так и социаль-ной обусловленности этого процесса, анализ влияний социальной среды на личность |
Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями; Педология (синтез педагогики и психологии) характеризовалась междисциплинарным подходом к изучению целосного ребенка; формирование подходов психодиагностики по отношению к детям-инвалидам |
|||
Новая теория воспитания (П.П. Блонский) |
Моральная дефективность; нравственное уродство; отклонения в нравственном развитии |
Дефектив-ность |
Необходимость рассмотрения психики как результат эволюции и целостного подхода к изучению ребенка; Нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка |
Доказательство научной несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка |
Т. Парсонсу принадлежит разработка социального понятия «роль больного», введенного в 1935 г. Гендерсоном1. Рассматривая болезнь как форму социального отклонения, при которой индивид играет специфическую социальную роль, ученый разработал модель этой роли больного. Модель описывается четырьмя характеристиками: больной освобождается от обычных социальных обязанностей; больной индивид не считается виновным в том, что он болен; поскольку болезнь социально нежелательна — больной стремится скорее выздороветь и обращается за компетентной профессиональной помощью; ожидается, что в рамках этой социальной роли индивид будет соблюдать предписания компетентного врача2. В рамках данной социальной модели Т. Парсонс не рассматривает в качестве болезни такие психофизические состояния, как алкоголизм, беременность, инвалидность, поскольку при этих состояниях человек не освобождается от социальных обязанностей.
Важными в разработке теории социальной реабилитации являются подходы к понятию инвалидности, предложенные Н. В. Васильевой, рассмотревшей восемь социологических концепций инвалидизации.
В структурно-функциональном подходе (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс) рассмотрены проблемы инвалидности как специфического социального состояния индивида (модель роли больного Т. Парсонса), социальной реабилитации, социальной интеграции, социальной политики государства по отношению к инвалидам, конкретизируемой в деятельности социальных служб по поддержке семей, имеющих детей-инвалидов. Предложены понятия: «дети с ограниченными возможностями», «инвалиды». В отечественных исследованиях в рамках структурно-функционального анализа проблему инвалидизации исследовали Т. А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.
В рамках социально-антропологического подхода (Э. Дюркгейм) в отношении инвалидизации исследовались стандартизированные и институциональные формы социальных отношений (социальная норма и девиация), социальные институты, механизмы социального контроля. Использована терминология для обозначения детей-инвалидов: нетипичные дети, дети с ограниченными возможностями. В отечественных трудах данный подход продолжили А. Н. Суворов, Н. В. Шапкина и др.
Макросоциологический подход к изучению проблем инвалидности отличает социально-экологическую теорию У. Бронфебреннера, продолженную в отечественных исследованиях В. О. Скворцовой. Проблемы инвалидности рассматриваются в контексте «воронки» понятий: макросистема, экзосистема, мезосистема, микросистема (соответственно политические, экономические и правовые позиции, господствующие в обществе; общественные институты, органы власти; взаимоотношения между различными жизненными областями; непосредственное окружение индивида).
В теориях символического интеракционализма (Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина и др.) инвалидность описывается посредством системы символов, характеризующих эту социальную группу лиц с ограниченными возможностями. Рассматриваются проблемы становления социального «Я» инвалида, анализируется специфика этой социальной роли, устойчиво воспроизводимые стереотипы поведения самих инвалидов и отношение к ним социального окружения.
В рамках теории наклеивания ярлыков или теории социентальной реакции (Г. Беккер, Э. Лемертон) для обозначения лиц с ограниченными возможностями появляется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям этой девиации наклеивается ярлык — инвалид. В рамках этой социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом через изучение феноменов социального контроля, социальной реакции. Появляется новое понятие «социальный аттитюд». В отечественных исследованиях на этой методологической базе проблемы инвалидизации изучались М. П. Левицкой и др. 1
Н. В. Васильева отдельно рассматривает теорию стигматизации И. Гоффмана. В этой также социоцентристской теории изучаются социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения отношения к нему общества в целом, проблема инвалидов мыслится в понятиях «девианты», понятие «стигма» в данном аспекте близко к понятию «наклеивание ярлыка». Рассмотрение механизмов и социальных последствий стигматизации с оговорками можно соотнести с механизмами социальной реакции, социального контроля.
Феноменологический подход отличает социокультурную теорию нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой2. Феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется всем его социальным окружением. Он характеризуется всем многообразием исторически сложившегося этноконфессионального, социокультурного макро- и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Этот подход продолжен в исследованиях Д. В. Зайцева, Н. Е. Шапкиной и др.
В итоге можно сделать вывод о том, что социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.)3.
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход.
Вопросы для самоконтроля
- В поле каких научных подходов рассматриваются проблемы инвалидизации?
- В чем состоит сущность социализации лиц с ограниченными возможностями?
- Какой, на ваш взгляд, должна быть государственная социальная политика в отношении инвалидов?
- Назовите имена отечественных исследователей, занимающихся проблемами социализации и интеграции инвалидов в обществе.
Рекомендуемая литература
- Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб.:»Ленато ACT», 1996.
- Фром Э. Душа человека / Пер. с англ. М., 1992.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности. М, 1999.
- Ким Е. Независимая жизнь лиц с ограниченными возможностями. М, 1997.
- Мухлаева А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс… канд. соц. наук М,2002.
§ 2. Сущность и содержание социальной реабилитации
Для того чтобы проанализировать процесс социальной реабилитации инвалидов, вообще лиц с ограниченными возможностями, необходимо выяснить, каково содержание понятия «инвалидность», какими социальными, экономическими, поведенческими, эмоциональными гениями оборачиваются те или иные патологии здоровья и, естественно, что представляет собой процесс социальной реабилитации, какую цель он преследует, какие составные части или элементы в него ходят.
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid — «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «»инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях,, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в максимальной степени осуществлять обеспечение прав таких инвалидов; декларировались права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет умственно отсталому лицу развивать свои способности и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено также право детей с отклонениями в развитии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают ею активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Положения о защите прав инвалидов содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической помощи и т. п.
Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.
Идеология Правил основана на принципе обеспечения равных возможностей, предполагающем, что инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах. Они должны получать поддержку, в которой нуждаются в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Всего таких правил 201.
Правило № 1 — углубление понимания проблем — предусматривает для государств обязательство разрабатывать и поощрять осуществление программ, направленных на углубление понимания инвалидами их прав и возможностей. Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставленными им возможностями. Углубление понимания проблем должно стать важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации. Инвалиды могли бы оказывать помощь в углублении понимания проблемы в рамках мероприятий своих собственных организаций
Правило № 2 — медицинское обслуживание — предписывает принятие мер для разработки программ раннего обнаружения, оценки и лечения дефектов. К осуществлению этих программ привлекаются дисциплинарные группы специалистов, что позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе системы общего образования. К процессу образования на всех уровнях должны привлекать родительские группы и организации инвалидов.
Специальное правило посвящено занятости — государствами признан принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получать возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Государства должны активно поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая активная поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установку стимулирующих квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, заключение специальных контрактов и предоставление преимущественных прав на производство, налоговые льготы, гарантию соблюдения контрактов или оказания других видов технической или финансовой помощи предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов. Государства должны побуждать нанимателей осуществлять разумные меры для создания инвалидам соответствующих условий, принимать меры для вовлечения инвалидов в разработку программ подготовки кадров и программ занятости в частном и неофициальном секторах.
В соответствии с правилом поддержания доходов и социального обеспечения государства несут ответственность за предоставление социального обеспечения инвалидам и поддержание их доходов. Государства должны учитывать при оказании помощи издержки, которые часто несут инвалиды и их семьи в результате инвалидности, а также обеспечивать материальную поддержку и социальную защиту лицам, которые взяли на себя заботу об инвалиде. Программы социального обеспечения должны также стимулировать усилия самих инвалидов, направленные на поиск работы, которая приносила бы доход или восстанавливала их доходы.
Стандартными правилами в области семейной жизни и свободы личности предусматривается обеспечение возможности инвалидам проживать совместно со своими семьями. Государства должны содействовать тому, чтобы консультативные услуги по вопросам семьи включали соответствующие услуги, связанные с инвалидностью и ее влиянием на семейную жизнь. Семьи, имеющие инвалидов, должны иметь возможность пользоваться патронажными услугами, а также иметь дополнительные возможности для ухода за инвалидами. Государства должны устранять все неоправданные препятствия для лиц, желающих или усыновить ребенка-инвалида, или обеспечить уход взрослому инвалиду.
Специальные правила направлены на выработку стандартов, обеспечивающих вовлечение инвалидов в культурную жизнь и участие в ней на равной основе. Стандарты предусматривают принятие мер для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом. В частности, государства должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, залам и т. д. Такие меры включают оказание поддержки персоналу, осуществляющему организацию отдыха и занятий спортом, а также проекты, предусматривающие разработку методики доступа и участия в этих мероприятиях инвалидов, обеспечение информации и разработку учебных программ, поощрение спортивных организаций, расширяющих возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государства должны поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.
В области религии стандартные правила предполагают оощрение мер, направленных на обеспечение равного уча-гия инвалидов в религиозной жизни их общин.
В области информации и исследований государства обязаны регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно-исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах, услугах и об их использовании.
Рассматривать вопрос о создании банков данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. При этом необходимо учитывать необходимость защиты личной жизни и свободы личности. Разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, затрагивающих жизнъ инвалидов и их семей. Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи. Разрабатывать и совершенствовать технологию и критерии проведения обследований, принимая меры для содействия участию самих инвалидов в сборе и изучении данных. Информация и знания по вопросам, касающимся инвалидов, должны распространяться среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях.
Стандартными правилами определяются требования по разработке политики и планированию мероприятий в интересах инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. На всех этапах принятия решений должны привлекаться организации инвалидов к участию в разработке планов и программ, касающихся инвалидов или затрагивающих их экономическое и социальное положение, и потребности и интересы инвалидов по возможности включать в общие планы развития, а не рассматривать отдельно.
Специально оговаривается необходимость содействовать разработке местными общинами программ и мероприятий для инвалидов. Одной из форм такой деятельности является подготовка учебных пособий или составление перечней подобных мероприятий, а также разработка учебных программ для персонала на местах.
Стандартные правила определяют, что государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.
Стандартными правилами рекомендуется экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы, а также обеспечить консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.
Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.
Специальные аспекты стандартных правил посвящены ответственности за постоянный контроль и оценку выполнения национальных программ и за предоставление услуг, направленных на обеспечение равных возможностей для инвалидов, а также другим положениям.
Несмотря на разработанность данных международных документов, они не полностью отражают сущность и содержание таких широких и сложных понятий, как «инвалидность», «инвалид». Кроме того, социальные изменения, объективно происходящие в современных обществах или выражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание этих терминов. Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия «инвалидность»:
- любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
- ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
- затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности)1.
Анализ всех приведенных выше определений позволяет сделать вывод о том, что дать исчерпывающее изложение всех признаков инвалидности достаточно трудно, так как содержание противоположных ему понятий само по себе достаточно расплывчато. Так, выделение медицинских аспектов инвалидности возможно через оценку утраты здоровья, но это последнее настолько вариативно, что даже ссылка на влияние пола, возраста и культурной принадлежпостй не устраняет затруднений. Кроме того, сущность инвалидности заключается в тех социальных барьеpax, которые состояние здоровья воздвигает между индивидом и обществом. Характерно, что в попытках отойти от сугубо медицинской трактовки Британский совет объединений инвалидов предложил такое определение: «Инвалидность — это полная или частичная потеря возможностей участвовать в нормальной жизни общества на равных началах с другими гражданами из-за физических и социальных преград»2. Международное общественное мнение все более утверждается в мысли о том, что полноценное социальное функционирование является важнейшей социальной ценностью современного мира. Это находит свое выражение в появлении новых индикаторов социального развития, применяемых для анализа уровня социальной зрелости того или иного социума. Отчет о мировом развитии за 1993 год, выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигает новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждает наиболее эффективные каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения Финансовые инвестиции в охрану материнства и детства, службы планирования семьи, лечение болезней детского и подросткового периодов не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, но и наиболее значительным образом сокращают показатель DALY, т. е. «суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смертности». Соответственно основной целью политики в отношении инвалидов признается не только наиболее полное восстановление здоровья и не только обеспечение их средствами к жизни, но также и максимально возможное воссоздание их способностей к социальному функционированию на равных основаниях с остальными гражданами данного социума, не имеющими ограничений здоровья.
В нашей стране идеология политики в отношении инвалидности развивалась аналогичным образом — от медицинской к социальной модели. В соответствии с Законом «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», «инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите»1. Позднее было определено, что инвалид — «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению -жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»2. При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы.
Очевидно, что данные определения больше акцентируют медицинское содержание проблемы, чем социальное, сводя последнее к необходимости социальной помощи, несамостоятельности инвалидов. Утверждение социальных аспектов реабилитации инвалидов происходит с большими трудностями и противоречиями.
Законодательное оформление получила такая ситуация, когда дети рождаются с нарушениями функций, делающими для них невозможными нормальное развитие и соответствующие возрасту занятия. Инвалидность у детей определяется как «значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 утверждено Положение о признании лица инвалидом, в котором наряду с тремя группами инвалидности вводится категория «ребенок-инвалид» — лицо в возрасте до 16 лет», что противоречит Гражданскому кодексу, Семейному кодексу, нормативным положениям и практике ряда реабилитационных центров, где обслуживание детей планируется до 18 лет.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан3 медико-социальная экспертиза (по нормативно-правовым актам СССР — Врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК)) устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Постановлением Правительства РФ от 16 января 1995 г. № 59 утверждена Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов», состоящая из следующих федеральных целевых программ:
- медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
- научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов;
- формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности;
- разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий;
- разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов.
Кроме того, были изданы указы Президента РФ, направленные па государственную поддержку инвалидов, в том числе Указы Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (1992 г.), «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (1992 г.), «О мерах по профессиональной реабилитации инвалидов и обеспечению занятости инвалидов», постановление Правительства Российской Федерации № 1151 от 25 ноября 1995 г., которым утвержден федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам достаточно значительны. Так, в Российской Федерации официально зарегистрированные и стоящие на учете инвалиды составляют менее 6% населения1, в то время как в США — почти пятую часть всех жителей. Это связано, разумеется, не с тем, что граждане нашей страны значительно здоровее американцев, а с тем, что со статусом инвалидности в России связаны определенные социальные льготы и привилегии. Лица с ограниченными возможностями стремятся получить официальный статус инвалидности с его льготами, существенными в условиях дефицита социальных ресурсов; государство же ограничивает число получателей таких льгот достаточно жесткими рамками.
Несмотря на все более впечатляющие успехи медицины, численность инвалидов не только не сокращается, но неуклонно возрастает, причем практически по всем типам обществ и всем социальным категориям населения. В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных причин. В зависимости от причины возникновения условно можно выделить три группы2: а) наследственно обусловленные формы; б) связанные с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов и в самые ранние сроки жизни ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой стойкое расстройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.
Немаловажны также факторы медицинской и педагогической запущенности, под воздействием которых, например, ребенок, объективно способный обучаться и развиваться в нормальном социальном окружении, попадает в условия вспомогательной школы или дома-интерната, оказывается удален из семьи, изолирован от общества, что препятствует его нормальной интеграции в социум, дальнейшему развитию и самообеспечению. В таких случаях особенно важно своевременное предоставление помощи, так как со временем способности к коррекции личности, интеллекта и поведения утрачиваются, и патология приобретает стойкий характер.
К сожалению, нельзя не отметить, что значительная часть как детских, так и взрослых патологий вызвана недостаточным или некачественным развитием медицинских услуг. Это, например, может являться прямым следствием неточной диагностики, ошибок при родовспоможении, неправильного, непоследовательного или недостаточного лечения. Современного диагностического оборудования в стране недостаточно, оно сосредоточено только в крупных центрах, его услуги недоступны для большинства населения по стоимости. Следует указать также на низкий уровень культуры ряда родителей, их недостаточную мотивацию в поиске адекватной помощи для детей-инвалидов, в настойчивом осуществлении реабилитационных процедур и мероприятий.
Разумеется, интенсивное развитие техники, транспортных технологий и урбанистических процессов, не сопровождающееся гуманизацией технических воздействий, приводит к росту техногенного травматизма, что также ведет к росту инвалидности. Напряженное состояние окружающей среды, рост антропологической нагрузки на вмещающий ландшафт, экологические катастрофы, подобные взрыву на Чернобыльской АЭС, ведут к тому, что техногенные загрязнения влияют на повышение частоты генетических патологий, снижение защитных сил организма, возникновение новых болезней, неизвестных ранее.
Как ни парадоксально, сами успехи науки, в первую очередь медицины, имеют своей оборотной стороной рост ряда заболеваний и числа инвалидов в целом. Это вызвано тем, что во всех странах на стадии промышленного развития происходит значительный рост продолжительности жизни и заболевания пожилого возраста становятся неизбежным спутником значительной части населения. Многих людей спасают от болезней и травм, которые прежде были смертельными, однако полного восстановления здоровья добиться не всегда возможно, и они продолжают жить инвалидами.
Появились возможности спасать многих детей, которые, родившись с определенными дефектами, прежде были обречены на «естественное выбывание». Появление новых лекарственных и технических средств сохраняет им жизнь и во многих случаях позволяет компенсировать последствия дефекта. Но в других случаях, в то же время, растет число лиц с определенными патологиями, которые берут па-чало как раз в этих пренатальных и перинатальных отклонениях, обстоятельствах первых дней или месяцев жизни ребенка.
На рост инвалидности могут оказывать влияние также ситуативные факторы, краткосрочные по сравнению с долговременными тенденциями социально-демографических процессов. Обострение социально-экономического кризиса в нашей стране в настоящее время усиливает влияние факторов, обусловливающих причины инвалидности. Бюджетные трудности, недостаток кадров и современного оборудования снижают возможности системы здравоохранения по поддержанию и восстановлению здоровья населения. Менее последовательной и результативной становится охрана труда, особенно на предприятиях негосударственной формы собственности — это ведет к росту производственного травматизма и, соответственно, инвалидности. Ухудшение состояния окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка ведет к нарастанию патологий здоровья как детей, так и взрослых.
Отставание уровня доходов от роста стоимости жизни, снижение стандартов потребления, испытываемый большинством населения белково-витаминный дефицит впрямую влияют как на здоровье взрослых, так и особенно на здоровье детей, затрудняют возможности корригировать развитие тех, кто нуждается в усиленном уходе, дополнительной помощи для своей медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации. Отсутствие навыков здорового образа жизни, неудовлетворительные стандарты питания, употребление суррогатов спиртных напитков также патогенно влияют на здоровье. Есть прямая и значимая корреляция между социально-экономическими трудностями и ростом инвалидизации.
В результате транспортных травм гибнет беспрецедентное количество жителей, однако число потерявших здоровье многократно выше. Военные конфликты также имеют своим результатом массовую инвалидизацию как непосредственных участников военных действий, так и гражданского населения.
Таким образом, для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивом тенденции нашего социальною развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.
Кроме того, общая негативная характеристика процессов воспроизводства населения, депопуляционные процессы, снижение рождаемости предъявляют высокие требования к социальным и трудовым ресурсам будущего Инвалиды являются не только гражданами, нуждающимися в особой социальной помощи, но также возможным значительным резервом развития общества. Считается, что в первом десятилетии XXI в они будут составлять не менее 10% всей рабочей силы в промышленно развитых странах1, причем отнюдь не только на примитивных ручных операциях и процессах. Необходимо максимально реализовать индивидуальный реабилитационный потенциал всех лиц с ограниченными возможностями2, дать им возможность обеспечить себя материально, наиболее полно участвовать в социальной жизни, самореализоваться.
Понимание социальной реабилитации также прошло свои достаточно содержательный путь развития. Первоначально здесь преобладал чисто медицинский подход. Всемирная организация здравоохранения полагала, что сущность реабилитации заключается в том, чтобы «не только вернуть больного к его прежнему состоянию, но и развивать его физические и психологические функции до оптимального уровня».3. Очевидно, что здесь акцент сделан прежде всего на психосоматических качествах человека, восстановления которых было достаточно для достижения им социального благополучия. Правда, здесь содержится указание на необходимость развития «до оптимального уровня», что можно рассматривать в качестве некоторой предпосылки к сверхреабилитации, развертыванию свойств индивида сверх того уровня, который он имел до наступления инвалидности.
Постепенно происходит переход от чисто медицинского подхода к социальной модели, а в рамках социальной модели реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида Комитет экспертов ВОЗ дает следующую развернутую трактовку: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество Сами инвалиды, их семьи и местные органы должны участвовать в планировании и проведении мероприятий по реабилитации»4. С точки зрения Л П. Храпылиной, данное определение неоправданно расширяет обязанности общества перед инвалидами, в то же время не фиксируя никаких обязанностей самих инвалидов «выполнять свои гражданские функции с определенными затратами и усилиями»1. К сожалению, этот односторонний акцент сохраняется во всех последующих документах.
В 1982 г. Организацией Объединенных Наций была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, которая предусматривала такие направления, как:
- раннее обнаружение, диагностика и вмешательство; медицинское обслуживание;
- консультирование и оказание помощи в социальной области;
- подготовка к самостоятельному индивидуальному уходу, независимому образу жизни;
- обеспечение вспомогательными техническими средствами, средствами передвижения, социально-бытовыми приспособлениями и пр.;
- специальные услуги в области образования;
- услуги по восстановлению профессиональной трудоспособности (включая профессиональную ориентацию, профессионально-техническую подготовку, трудоустройство)2.
Все дальнейшие международные документы в той или иной мере включали данные направления: меры медицинской реабилитации, профилактика ухудшения здоровья и усилия по его восстановлению; реабилитация личности, восстановление социофункциональных способностей индивида; максимально раннее и полное возвращение инвалидов к трудовой деятельности; обеспечение внешних возможностей для интеграции инвалидов в общество; создание системы реабилитации, объединяющей централизованные (государственные) и децентрализованные ресурсы. На данный момент итоговым является определение реабилитации, принятое в результате обсуждения в ООН процитированных выше Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов: «Реабилитация означает процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и/или социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи. Он включает в себя широкий круг мер и деятельности… Необходимо изменить общество, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества”3.
Рассмотрение многочисленных международных документов потребовалось для того, чтобы выяснить, как трансформировалось понимание инвалидности и обязательств общества по отношению к инвалидам. От чисто медицинского подхода постепенно происходило движение к социальному подходу; от представления о том, что общество должно поддерживать инвалидов и окружать их заботой и уходом, произошел переход к признанию приоритета особых нужд инвалида перед потребностями общества в целом. Социальная реабилитация в настоящее время признается неотъемлемым правом инвалида и неотменимой обязанностью общества перед инвалидом.
Вопросы для самоконтроля
- Что означает термин «инвалид» и когда он стал употребляться в России?
- Назовите международные документы по правам инвалидов.
- Перечислите Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденные ООН в 1994 г.
- Какими законодательными актами защищаются права инвалидов в России?
5. Дайте определение «реабилитации» и в чем состоит особенность «социальной реабилитации»?
Рекомендуемая литература
- Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
- Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М.,1998.
- Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М., 1999.
- Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992.
- Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М.,1996.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Вена, 1993.
1См.: Государственный доклад “О положении инвалидов в Российской Федерации”/Под ред. А.И. Осадчих. М., 1996. С.6.
2Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов. М., 2002
1См.: Васильева Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности//Социологический сборник Вып. 7. М.: Социум, 2000. С.51.
2См.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь/ Пер. с англ. Казань: Изд-во КГУ, 1997. С. 19.
1См.: Левицкая М. П. Социальные проблемы регулирования труда инвалидов: Дис… канд. соц. наук Кишинев, 1991.
2См.: Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс. 1999. №4. С 38—45.
3См.. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. M.: Юристъ, 1997. С. 327.
1См.: Преодолевая барьеры инвалидности. М., 1997.
1См.: Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М., 1998. С. 5.
2Там же
1Принято постановлением Верховного Совета СССР от 11 декабря 1990г.
2См.: Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф3
3Приняты постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г.
1См.: Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред.А.И. Осадчих.М., 1999.
2См.:Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.
1См.: Социально-демографическое развитие в Западной Европе. М., 1992. С. 71.
2См.: Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. М., СПб., 1998. Т. 2. С. 10
3Восстановление трудоспособности: Хроника ВОЗ. 1969. Т. 23а. С. 255.
4Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., 1996. С. 8-9.
1Там же. С. 9.
2См.: Хуан-Сеппел А. Развитие многопрофильных программ реабилитации и их эффективность. Вена, 1989. С. 23.
3Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Вена, 1933. С. 43.