Ранний возраст. Дифференциация предметно-практической и игровой деятельности в раннем возрасте. Становление активной речи.

Билет №30

В этом возрасте формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер, формируется его поведение. Ведущей деятельностью становится предметная. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Отличительные психолого-педагогические особенности раннего возраста:темпы роста и физического развития по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4-4.5 ч.);организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами);овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания; активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность («Я – мальчик», «Я – девочка»);испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства; проявляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление к достижению результата своей деятельности.Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

12 стр., 5985 слов

Особенности развития зрительных форм восприятия у дошкольников с задержкой психического развития

Министерство образования и науки РФ Череповецкий Государственный Университет Институт педагогики и психологии Курсовая работа На тему «Особенности развития зрительных форм восприятия у дошкольников с задержкой психического развития» Выполнила студентка группы 4КП-22 Елизарова Л.Г. Проверила Пепик Л.А Череповец 2006 г Введение Период дошкольного детства, является периодом интенсивного сенсорного ...

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнаёт окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например зелёная кошка остаётся кошкой).

Он ориентируется прежде всего на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребёнок не различает цвета. Однако, цвет ещё не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он ещё не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрёшки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается вНа третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребёнка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому ко­пированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым. За каждым сло­вом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребёнком, и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. В том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это де­лать в одиночестве, активные слова ребёнка также задерживают­ся: у него не возникает потребности назвать предмет, обратить­ся к кому-либо с просьбой, или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт. И только ситуация предметного сотрудни­чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред­мет и значит произнести своё слово.Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребёнка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей рече­вой активностью ребёнка. Дети уже могут слушать и понимать не только об­ращённую к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в испол­нении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытают­ся рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становит­ся самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.Рождение игрыДействия маленького ребёнка с предметами — это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.) Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются иг­ровые замещения, когда новое название знакомых предметов опре­деляет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.).

5 стр., 2257 слов

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного возраста с психомоторными нарушениями

  Н.В. Виноградова, Л.С. Рычкова Введение Современная психология обращает особое внимание на то, что существенное влияние на гармоничное развитие человека оказывает двигательная активность. Эта позиция нашла свое подтверждение в исследованиях многих ученых, среди которых можно отметить работы Е.П. Ильина, И.И. Мамайчук, Е.Д. Худенко, М. Wilms-Floet, J.M. Maldonado- Duran, S. Lubin [4-6, 10-13 ...

3 стр., 1073 слов

Психологическое консультирование родителей детей с суицидальными наклонностями

Содержание: стр. Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты процесса консультирования 5 1.1. Общее представление о консультировании как процессе 5 1.2. Структура процесса консультирования 8 Глава II. Исследование психоэмоционального состояния родителей детей, склонных к суицидальному поведению 12 2.1.Обоснование выбора объекта и метода исследования 12 2.2. Анализ результатов исследования 17 2.3. ...

Однако, становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение даёт начало новой деятельности — сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте. Символические игровые замещения, возникающие в конце ранне­го возраста, открывают огромный простор для фантазии ребёнка и, естественно освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребёнком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения. Появление потребности в общение со сверстникамиОчень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потреб­ность в общении со сверстником складывается на третьем го­ду жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

8 стр., 3960 слов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. №нед № темы Тема Примечания Темы для самостоятельной работы Формы контроля Тема 1. Методология

  Культурология   №нед № темы Тема Примечания Темы для самостоятельной работы Формы контроля   Тема 1. Методология осмысления культуры. Предмет и задачи курса. Понятие культуры», этимология слова «культура». Основные подходы к осмыслению культуры. Культура как форма жизнедеятельности человечества Пивоев В. М. Философия культуры: Учеб. пос. в 2 ч. Петрозаводск, 1999. Ч. 1. Гл. 1. & ...

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

... шага; -практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку; -обсуждение результатов работы совместно с родителями. [13] При формировании навыков необходимо учитывать имеющуюся сенсорную ... обусловлены атрофиями сетчатки, снижением остроты центрального зрения. При рассматривании предметов ребенком с нормальным зрением изображение отражается на идентичных точках сетчаток, и ...

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
  • открытость детского сада семье;
  • ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

  1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
  5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Форма (лат. — forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

9 стр., 4449 слов

Инновационные формы работы классного руководителя с родителями

... изучить инновационные формы работы классного руководителя и семьи. Объект исследования: процесс работы классного руководителя с родителями. Предмет исследования: инновационные формы работы классного ... аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов). Мы ...

Все формы с родителями подразделяются на

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информаци-онные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы).

Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

  • внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
  • работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению

Формирование у детей представлений о величине предметов и их измерений в дошкольной организации и семье.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребенка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, которая влияет на умственное и математическое развитие ребенка .Овладение элементарными способами измерения совершенствует глазомер. Развитый глазомер является основой многих практических навыков и умений и требуется людям разных профессий. Измерительная деятельность дошкольника способствует развитию у него наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления. Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности.

Дети учатся осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Измерительная деятельность формирует математические представления и понятия. С ее помощью можно решить практические и бытовые задачи.Формирование у детей представлений о величине в разных возрастных группах.Знакомство детейвторой младшей группысо сравнением предметов по их размерам следует вести постепенно. Обычно дети 3-4 лет воспринимают размер предметов не дифференцированно, то есть по отношению к любым предметам употребляют слова большой-маленький. Поэтому сначала необходимо научить ребенка выделять в предметах длину, затем ширину, а потом только высоту.Задания для упражнения в сравнении предметов по величине:— на столе лежат полоски разной длины, сравните их. Покажите длинную и короткую.-покажите полоску такой длины. Ребенок выполняет задание и объясняет, почему этот предмет выбрал.-игра «Сверни ленту». Ребенок сворачивает ленты разной длинны и объясняет почему одну ленту он свернул быстрей.- игра «Построим башню». Взрослый просит ребенка построить башни разной высоты.- игра «Поставим машину в гараж»(ворота широкие-узкие, высокие-низкие).

В средней группедетей учат сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по размеру. При этом ребенок должен овладеть сравнительной оценкой величины (длиннее, покороче, еще короче, самая короткая).

Каждый предмет нужно сравнивать с соседним.(«Синяя лента шире красной, но уже голубой»).Игровые ситуации:-«Построим лесенку»-«Разложи по порядку»-«На какой ступеньке петушок?»Игры:-«Построим дом». В этой игре ребенок будет составлять дома разных размеров из частей. Ребенку необходимо построить дом, а для этого подобрать подходящие детали: крушу, дверь, окна.-«Говори наоборот» Предложить ребенку поиграть: «Я буду говорить слово, и ты тоже говори, но только наоборот, например, большой-маленький». Можно предложить следующие пары слов: толстый-тонкий, черный-белый, легкий-тяжелый, широкий-узкий, высокий-низкий и др.- «Покажи одинаковые предметы» Приготовить заранее предметы. Например, это могут быть чашка, тарелка, хлеб, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш. Предложить ребенку среди этих предметов найти: металлические, тяжелые, мягкие, длинные, деревянные, маленькие и т. д.

В старшем возрастеследует перейти к формированию трехмерности предметов. Сравнивая предметы различного объема, дети должны понять, что большими и меньшими их называют в зависимости от трех измерений. Количество предметов, которые сравниваются увеличивается до 10 и разница в размерах между ними уменьшается. Усложнение заключается в том, что сначала предметы сравниваются по одному признаку, а потом по другому (палочки сначала раскладываются по ширине, а потом по длине).

Другое усложнение – указанный предмет сравнивается не только с соседними, но и с предшествующими и последующими. Игры: «Что изменилось?», «Угадай, которого не хватает?», «Найди свое место».Проводятся игры, которые требуют смекалки и сообразительности: «Угадай, кто выше(ниже) ростом?» Петя выше Саши, а Саша выше Коли. Кто из мальчиков самый низкий, а кто самый высокий.«Кто первый?» Мишки забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй-меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий? Ребенок практикуется в измерении предметов постоянно в разнообразных видах деятельности, в лепке, при создании построек, в изготовлении игрушек, но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответсвующих количественных отношений.