Тема 5. Развитие речи в онтогенезе

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ДИФФЕРНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК)

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЧАСТЬ 4»

для направления подготовки 030300.62 «Психология» (бакалавриат)

Код дисциплины по учебному плану Б.3.БЧ.02.

Санкт-Петербург

2014 г.

Структура и содержание учебной дисциплины

для 4-го тематического раздела дисциплины «Общая психология» (4 семестр)

«Сознание и личность»

Темы лекционного курса:

Модуль 1. Личность как предмет исследования

Тема 1. Понятие личности в системе человекознания

Личность в философии, социологии и психологии. Многозначность понятия личности в современной психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Движущие силы развития личности. Устойчивость и изменчивость личности. Поступок как исходная реальность объективного анализа личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,2007.
  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Общая психология. СПб., 2006.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2007.

Тема 2 Личность как предмет психологического исследования

Психические процессы, состояния и свойства в структуре личности. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Методы эмпирического исследования личности. Теоретические и прикладные подходы к исследованию личности. Психодинамические, поведенческие, когнитивные и гуманистические теории личности.

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... (Б3.Б.1) базовой (общепрофессиональной) части. В первом семестре обучения данная дисциплина, по сути, является введением в общую психологию. К «входным» знаниям, умениям и готовностям вчерашнего абитуриента предъявляются следующие ... концепция Л.С. Выготского. Конспект 14 2 4 8 Понятия «индивид» и «личность». Личность и ее формирование. Способности. Конспект, эссе 13 2 6 5 Темперамент: поиск ...

Рекомендуемая литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер. 2001.

Тема 3. Номотетическое и идиографическое описание личности

Традиции понимающей психологии Дильтея и идиографический подход к исследованию личности. Описание личности как особой уникальной целостности. Роль проницательности психолога при идиографическом подходе к личности. Номотетический подход: ориентация на выявление общих закономерностей и универсальных механизмов развития и функционирования личности. Взаимодополнительность номотетического и идиографического подхода к личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2007.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007.

Модуль 2. Язык и речь в развитии личности.

Тема 4. Речь и речевая деятельность.

Язык и речь. Формы языка: понятийный язык, язык схем, символов, жестов, танцев, ритуалов. Язык, сознание и мышление. Слово как форма отражения действительности. Значение и личностный смысл. Психосемантика. Общая характеристика речи как процесса и деятельности. Теории порождения и понимания речи. Виды речи: устная и письменная речь; диалог, монолог и полилог; пассивная и активная речь; кинетическая и звуковая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение. Речевая деятельность: внутренняя и внешняя. Проблемы взаимоотношения мышления и речи. Речевые свойства личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2007.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007.

Тема 5. Развитие речи в онтогенезе

Факторы развития речи. Сенситивный период развития речи. Этапы развития речи в онтогенезе. Период подготовки словесной речи. Лепет и подражание взрослой речи. Период начала активной речи. Стадия слов-предложений. Стадия двух-трехсловных предложений. Освоение фонетики языка. Рецептивная речь (понимание речи).

Экспрессивная (разговорная) речь. Расстройства развития речи у детей. Развитие речи у взрослых.

Рекомендуемая литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2007.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007.

Тема 6. Вербальное и невербальное общение.

Общение как межличностное восприятие, понимание и взаимодействие. Речь в межличностном общении. Эмоционально-выразительная сторона речи. Средства невербальной коммуникации. Активное слушание и аргументация. Искусство говорить свободно и убедительно. Трудности общения. Факторы успешного общения. Техника речи.

15 стр., 7258 слов

Тема 8. Понятие личности в психологии общее представление о личности

... деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей. История исследований личности Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано ... будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие ...

Рекомендуемая литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.,2007.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,2007.

Модуль 3. Сознание и самосознание личности.

Тема 7. Сознание и психика.

Множественность подходов к изучению сознания. Сознание и психика. Сознание и личность. Признаки и свойства сознания. Состояния сознания. Измененные состояния сознания. Сознание как психический процесс. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая).

Структурный анализ сознания Статическая и динамическая модель. Бытийный и рефлексивный уровни сознания.

Рекомендуемая литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,1990.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2007.

Тема 8. Неосознаваемые явления в психике.

Неосознаваемые психические процессы: сущность и классификация. Методы исследования неосознаваемых психических процессов. Концепция неосознаваемой установки Д.Н.Узнадзе. Теория бессознательного З.Фрейда. Понятие коллективного бессознательного в теории К.Г. Юнга. Комплексы индивидуального бессознательного и архетипы коллективного бессознательного. Механизмы психологической защиты и копинга. Надсознательные процессы.

Рекомендуемая литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,1990.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2007.

Тема 9. Самосознание и я-концепция

Субъект и объект самосознания. Развитие самосознания. Я-концепция как результат самосознания. У.Джемс о трехкомпонентной структуре «Я». Понятие Я-концепции, Я-образа и самооценки. Уровень притязаний и самооценка как элементы структуры личности. Формирование позитивной и негативной самооценки. Психологическая защита образа Я. Оптимальный уровень самооценки. Развитие Я в эго-психологии (Э.Эриксон).

Я-концепция и идеальное Я в теории К.Роджерса. Влияние воспитания на Я-концепцию. «Я» как единица личности. Тенденция к самоактуализации как движущая сила развития личности в теориях А.Маслоу и Г.Олпорта. Тенденция к поиску смысла жизни и самосозиданию как движущая сила развития личности (Ф.Франкл, К.Роджерс).

Рекомендуемая литература:

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2007.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб.,2007.
  4. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
  5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- СПб.,2007.

Модуль 1+. Свойства, структура и типология личности

4 стр., 1687 слов

1.Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности ...

... теория личности: 1. Люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в разных ситуациях (черт личности). 2. Нет двух одинаковых людей. Цель психологии личности ... как форма интеграции первичных индивидных свойств. Классические теории темперамента 13 13. Вклад Теплова, ... развития личности Маслоу связывал с понятием самоактуализации, определяя ее как полное применение ...

Тема 10. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека

Основные подходы к проблеме природы личности. Теория двух факторов Штерна. Биологическая детерминация личности. Структура индивида: первичные, вторичные и интегральные свойства. Возрастно-половые, конституциональные и нейротипические свойства человека. Строение тела и особенности психики. Половой диморфизм и психологические особенности индивида.

Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств. Свойства темперамента. Теории темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Факторы и условия, влияющие на изменение свойств темперамента.

Рекомендуемая литература:

  1. Грановская Р.М.Элементы практической психологии. Л.:Изд-во Ленинград. Ун-та, 1988.-560с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2007. –596 с.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов –на –Дону: Феникс, 2001.-671 с.

Тема 11. Свойства и структура личности

Личность как совокупность психических свойств человека. Представление о структуре личности в трудах отечественных ученых. Отношения и свойства личности. Обобщенные свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность.

Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности. Теория черт личности Г.Олпорта, Г.Айзенка и Р.Кеттелла. Пятифакторная модель личностных черт (Большая пятерка).

Личностный конструкт как элемент анализа строения личности (Г.Келли).

Структура личности в психоанализе З.Фрейда. Представления К.Юнга и А.Адлера о структуре личности. Бихевиористский подход к структуре личности. Структура личности с позиций деятельностного подхода. Отношение как элемент анализа строения личности. Структура личности в концепции А.Ф.Лазурского. Разработка представлений об отношениях личности в концепциях В.Н.Мясищева. Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна.

Понятие характера. Соотношение темперамента и характера. Источники формирования характера. Отношения личности и характер.

Понятие и признаки способностей. Задатки. Общие и специальные способности. Одаренность, талант и гениальность. Факторы и этапы развития способностей.

Направленность личности как относительно устойчивая доминирующая система мотивационных образований. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Ценностные ориентации личности.

Рекомендуемая литература:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,2007.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
  4. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.

Тема 12. Типологии личности

Структура и тип личности. Социотипическое поведение личности и характер. Типологии темперамента и характера. Основания типологий темперамента и характера. Конституциональная типология темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона. Клинический подход к изучению характера. Систематика психопатий П.Б.Ганнушкина и типология характеров. Типология акцентуаций характера и темперамента К.Леонгарда и А.Е.Личко. Экстравертная и интровертная установка как основа типологии характеров по К.Юнгу. Социальные типы характеров по Э.Фромму.

2 стр., 867 слов

Основные психологические теории. Гештальт-психология.

... наладить отношений в коллективе, исследования влияния факторов труда на ... освобождения. Психологи могут найти себе яркое применение в политике и бизнесе.   ... аспектов человеческого организма. Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих ... психологические теории. Гештальт-психология.   Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое ...

Рекомендуемая литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007.
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности. М., 2000.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2007.

Примерные темы и планы семинарских занятий: Семинар 1. Тема: «Понятие личности в системе человекознания»

На каждом семинаре проводится контроль самостоятельной работы студентов над ключевыми понятиями темы.

На семинарских занятиях используется также групповая, парная и индивидуальная работа по методу ситуативного анализа для усвоения и применения теоретических знаний дисциплины

Пример ситуации для анализа:

Ситуация: Школьник отличается невежливостью, способен нагрубить учителю.

Вопрос: Как (какими терминами) бихевиористы объяснили бы такое поведение школьника?

Ответ:

  1. Бихевиористы объясняют отклоняющееся поведение школьников как результат неправильного научения.
  2. С точки зрения поведенческой психологии любое поведение (кроме инстинктивного) является результатом научения.
  3. Поведение – это закрепившаяся реакция на стимул. Закрепление реакции (операнта) происходит благодаря положительному или отрицательному подкреплению (Теория Скиннера) (внешнее подкрепление).
  4. В необихевиоризме считается (теория А.Бандуры), что научение происходит также по механизмам наблюдения и подражания (внутреннее подкрепление).
  5. Следовательно, отклоняющееся поведение мальчика – это результат внешнего или внутреннего подкрепления, которое привело к научению.

Примерные вопросы к экзамену

  1. Понятие личности в системе человекознания.
  2. Личность как предмет психологического исследования.
  3. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
  4. Движущие силы развития личности.
  5. Устойчивость и изменчивость личности.
  6. Психические процессы, состояния и свойства в структуре личности.
  7. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека.
  8. Психодинамические теории личности. Практическое применение теории.
  9. Поведенческие теории личности. Практическое применение теории.
  10. Когнитивные теории личности. Практическое применение теории.
  11. Гуманистические теории личности. Практическое применение теории.
  12. Отечественные теории личности.
  13. Идиографический подход к исследованию личности. Практическое применение теории.
  14. Номотетический подход к исследованию личности. Практическое применение теории.
  15. Язык и речь.
  16. Формы языка.
  17. Значение и личностный смысл.
  18. Психосемантика. Практическое применение подхода.
  19. Теории порождения и понимания речи.
  20. Виды и функции речи.
  21. Речь, мышление и сознание.
  22. Факторы развития речи.
  23. Этапы развития речи в онтогенезе. Практическое применение исследований.
  24. Вербальное и невербальное общение. Практическое применение исследований.
  25. Средства невербальной коммуникации. Практическое применение исследований.
  26. Признаки и свойства сознания. Практическое применение исследований.
  27. Неосознаваемые явления в психике, их классификация. Практическое применение исследований.
  28. Понятие копинг-стратегии. Сравнительный анализ защитных механизмов и копинг-стратегий. Практическое применение исследований.
  29. Защитные механизмы и факторы их осознания. Практическое применение исследований.
  30. Теория идентичности Э.Эриксона. Практическое применение исследований.
  31. Определение, функции, эмпирические характеристики сознания.
  32. Структурный анализ сознания.
  33. Состояния сознания.
  34. Самосознание и Я-концепция. Практическое применение исследований.
  35. Формирование позитивной и негативной самооценки. Практическое применение исследований.
  36. Биологическая детерминация личности.
  37. Возраст и личность.
  38. Гендер и личность.
  39. Теории темперамента. Практическое применение.
  40. Свойства темперамента. Практическое применение исследований.
  41. Понятие характера.
  42. Представление о структуре личности в трудах отечественных ученых.
  43. Факторный подход к структуре личности. Практическое применение исследований.
  44. Структура личности в психоанализе З.Фрейда.
  45. Представления К.Юнга и А.Адлера о структуре личности.
  46. Бихевиористский подход к структуре личности.
  47. Понятие акцентуации личности. Типы акцентуаций. Практическое применение исследований.
  48. Понятие социального характера. Типология социальных характеров. Практическое применение исследований.
  49. Понятие и признаки способностей. Практическое применение исследований.
  50. Направленность личности. Практическое применение исследований.

Список обязательной литературы

9 стр., 4013 слов

Применение методов психофизиологических исследований в психофизиологии ...

... Данная цель определила следующие задачи исследования: определить теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда; охарактеризовать методическое обеспечение психофизиологического ... выдвинул идею психофизического пар аллелизма, согласно которой (в отличие от теорий психофизического взаимодействия) душа и тело существуют и совершают свои операции ...

  1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /Л.П. Баданина. – 2-е изд. — М.: Флинта, 2012. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25349
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2012.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2
  4. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

Список дополнительной литературы

12 стр., 5893 слов

АЛСТЕД Я. — Психология, социология, общество. Модели мотивации

... общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое развитие одного человека не объясняет социетального уровня [26, p.21 ... уровней психической организации и уровней защитных действий [19, 20] 1. Диффузия личности (шизоидный уровень). 2. Раздвоение (пограничный уровень). 3. Невроз (депрессивный уровень). ...

  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2007.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — Москва-Воронеж, 1996.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
  5. Берн Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  6. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.
  9. Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. М., 1986.
  10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  12. Психология индивидуальности. Тексты. Ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырей. М., 2000.
  13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Л.В. Куликов, СПб.: Питер, 2000.
  14. Фейдимен Дж., Фрейджер Р. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. — М.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
  15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб, 2003.

Глоссарий Модуль 1. Личность как предмет исследования

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — активное приспособление человека к условиям социальной среды.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ — теоретическое представление о том, что люди рожда­ются с естественной склонностью быть дружелюбны­ми, сотрудничающими и конструктивными и стре­мятся к самореализации.

ИНДИВИД – человек как биологическое существо, как представитель вида Homo sapiens.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимость, уникальность свойств человека.

КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ — теоре­тическая точка зрения, указывающая па процесс и содержание мышления как на причины эмоциональных реакций и психологи­ческих проблем.

ЛИЧНОСТЬ – человек как субъект и объект социальных отношений; социализированный индивид.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ — теоретическое представление о том, что личность является совокупностью поведенческих реакций, приобретенных в результате научения.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ — теоретическое представление о том, что личность определяется динамикой взаимовлияний Ид, Эго и Суперэго.

СУБЪЕКТ — индивидуум или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ — теоретическое представление о том, что люди рожда­ются совершенно свободными и придают своей жиз­ни смысл или уходят от ответственности.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной ... переживаний. Праздник играет определённую роль в процессе социализации человека, осознании им своей роли и отношения к общественным ... что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние. ...

ИДИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ – описание личности как особой уникальной целостности на основе наблюдения, беседы и проективных тестов.

НОМОТЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛИЧНОСТИ – описание личности в сравнении с нормами развития и функционирования личности на основе стандартизированных методик и эксперимента.

Модуль 2. Язык и речь.

ЗНАЧЕНИЕ – это единая для носителей языка обобщенная модель объекта в форме понятия, закрепленная в толковых словарях.

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ – это индивидуализированное значение, основанное на личном опыте и мотивации.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией и эмоциями.

ПСИХОСЕМАНТИКА – область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений.

РЕЧЬ – индивидуализированный язык; форма общения посредством языка.

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР — возникающее между людьми непонимание, основанное на том, что одно и то же событие, одни и те же слова имеют для них разный личностный смысл.

ПОДТЕКСТ – внутренний, добавочный смысл текста.

ЯЗЫК — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Модуль 3. Сознание и бессознательное.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – совокупность психологических образований в функционировании которых субъект не отдает себе отчета.

ИДЕНТИЧНОСТЬ — свойство человека сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. Представление человека о своей принадлежности к определенной социальной группе (национальности, социальному классу, религии).

РЕФЛЕКСИЯ — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ (житейское сознание) — совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ — стремление человека к полному выявлению и развитию своих способностей, личностных возможностей.

СОЗНАНИЕ — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я) — одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.

Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая система представлений личности о самой себе.

Модуль 1+. Свойства, структура и типология личности.

АКЦЕНТУАЦИЯ ЛИЧНОСТИ — чрезмерная выраженность отдельной черты личности, представляющая крайний вариант нор­мы, граничащая с психопатией.

ДИСПОЗИЦИЯ (или предиспозиция) — готовность, предрасположенность субъекта к действию, поступку; черты личности, образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии с опорой на ... к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, учителями) 4. Подростковый ...

ЗАДАТКИ – анатомо-физиологическая основа способностей.

ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (“наивная концепция личности”, “теория личности здравого смысла”) — совокупность неявных представлений человека о личности, о связях между личностными чертами.

ИНТЕЛЛЕКТ – общая адаптационная способность; общая умственная способность.

ИНТЕРНАЛ – тип личности, склонный брать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

ИНТРОВЕРТ – тип личности, преимущественно ориентированный на внутренний мир.

КРЕАТИВНОСТЬ – общая творческая способность.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от сложившейся ситуации, направляющих поведение и деятельность личности. Выражается в устойчивых интересах, склонностях, влечениях, желаниях, идеалах, убеждениях, мировоззрении человека.

СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности людей, проявляющиеся в успешности какой-либо деятельности и определяющие легкость и быстроту обучения этой деятельности.

ТЕМПЕРАМЕНТ – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным.

ХАРАКТЕР – совокупность свойств личности, определяющая особенности отношения к себе, к людям, к труду, к вещам.

ЭКСТЕРНАЛ — тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность.

ЭКСТРАВЕРТ – тип личности, ориентированный на внешний мир в большей степени, чем на собственный внутренний мир.

Список обязательной литературы

  1. Баданина Л.П. Основы общей психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /Л.П. Баданина. – 2-е изд. — М.: Флинта, 2012. – 448 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25349
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2012.
  3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2
  4. Слотина, Т.В. Психология личности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В. Слотина. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21516&cat=1084&page=1

Список дополнительной литературы

  1. Аверин В.А. Психология личности. СПб., 2007.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
  3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — Москва-Воронеж, 1996.
  4. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 2007.
  5. Берн Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  6. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  8. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб., 2002.
  9. Мерлин В.С. Очерк интегральной индивидуальности. М., 1986.
  10. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
  11. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  12. Психология индивидуальных различий [Текст] / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. — М. : ЧеРо, 2000.
  13. Психология личности в трудах отечественных психологов. / Составитель Л.В. Куликов, СПб.: Питер, 2008.
  14. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М., 1979.
  15. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность и личностный рост. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК : Нева ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  16. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб, 2003.
  17. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001.
  18. Яковлева И.В. Психологические детерминанты и механизмы регуляции поведения человека – глава 6 в уч. пособии СПбГУЭФ «Психология и педагогика»/ под ред. И.В.Андреевой, с.90-106, 2003.

ТМК (тест минимальной компетентности – на основе глоссария)

Инструкция: дайте определения следующим понятиям:

  1. адаптация социальная
  2. гуманистическая модель личности
  3. индивид
  4. индивидуальность
  5. личность
  6. поведенческая модель личности
  7. психоаналитическая модель личности
  8. субъект
  9. экзистенциальная модель личности
  10. идиографическое описание личности
  11. номотетическое описание личности
  12. значение
  13. личностный смысл
  14. общение
  15. психосемантика
  16. речь
  17. смысловой барьер
  18. подтекст
  19. язык
  20. бессознательное
  21. идентичность
  22. рефлексия
  23. обыденное сознание (житейское сознание)
  24. самоактуализация
  25. сознание супер-эго (сверх-Я)
  26. Я-концепция
  27. акцентуация личности
  28. диспозиция (или предиспозиция)
  29. задатки
  30. интеллект
  31. интернал
  32. интроверт
  33. креативность
  34. направленность личности
  35. способности
  36. темперамент
  37. уровень притязаний
  38. характер
  39. экстернал
  40. экстраверт

14