1. Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки

Лекция № 2. История развития психодиагностики.

2. Биометрика Ф. Гальтона и измерение индивидуальных различий.

3. Из истории проективного метода. Первые проективные тесты (Роршаха и Мюррея).

4. Из истории контент-анализа.

5. Отечественная психодиагностика: запрет и возрождение.

6. Возрождение отечественной психодиагностики: проблемы и трудности. Современное состояние психодиагностики.

1. Предыстория психодиагностики. Истоки психодиагностики как науки.

Чтобы понять психодиагностику как науку, ее методологические и теоретические принципы, освоить ее практическое применение, необходимо изучить историю возникновения данной отрасли психологического знания.

Психодиагностика как наука возникла не на пустом месте. Задолго до ее появления, с древнейших времен человека интересовало познание самого себя и окружающих людей. В объективно существующих между людьми индивидуальных различиях заложены предпосылки психодиагностики как науки.

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. В древнем мире применялись различные испытания для выявления тех или иных человеческих проявлений характера и способностей. Знаменитый ученый древности Пифагор основал в Греции школу, при поступлении в которую будущий ученик проходил ряд испытаний. Пифагор придавал большое значение интеллектуальным способностям, особенно решению математических задач, манере смеяться, умению хорошо и достойно держать себя в обществе. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, вел тщательное наблюдение за каждым новичком (Аванесов В.С., 1982, — Бодалев, Столин, с.37).

С давних времен люди пытались создать упорядоченную систему для описания множественных признаков, по которым люди отличаются между собой — так называемые типологии. Типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека к определенному типу.

Многие типологии, которые учитываются при исследованиях индивидуальных различий и по настоящее время, сыграли большую роль в появлении научной психодиагностики: типологии темперамента Гиппократа (Vв. до н.э.), Галена (IIв. н.э.), Канта (конец XVIII в.), психологические типы К.Г. Юнга (), типы нервной системы И.П. Павлова(), современные типологии психологических свойств человека на основании физических характеристик Э. Кречмера, У. Шелдона.

19 стр., 9194 слов

Исследования индивидуальных различий людей

... работы. Цель нашего исследования: дать психофизиологическую характеристику индивидуальным различиям человека. Задачи: - познакомиться с учебной и научной ... пилотов и врачебно-летной экспертизе, для решения проблем психодиагностики в спортивной пси­хологии. Столь широкую ... типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология ...

Становление психодиагностики как науки связано в первую очередь с появлением в психологии измерения, эксперимента. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX — начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

2. Биометрика ф. Гальтона и измерение индивидуальных различий.

Английский биолог Френсис Гальтон (1822-1911) считается родоначальником научного изучения индивидуальных различий. В начале 1860-х гг. он интересуется вопросами наследования физических особенностей и ума человека. Одна из основных идей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей. «Психометрия … значит искусство охватывать измерением и числом операции ума, как, например, определение времени реакции у разных лиц. Пока феномены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки» (Galton Fr. Psychometric Experiment.- 1879. – V.2. – P. 148-157. Бурлачук, с. 14).

Гальтон впервые предложил метод анкетирования и метод свободных ассоциаций. В 1879 г. он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией, Гальтон составлял списки из 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемым (иногда он сам выступал в качестве такового).

С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова(1910)и других.

К достижениям Ф. Гальтона в области психодиагностики относят разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из важнейших методик в его лаборатории. Статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство внедрения в психологию точных количественных методов (Марцинковская Т.Д., 1998, с.105).

Внедрение математико-статистического анализа в обработку психологических данных имело большое практическое значение и широкое применение. Распространение тестов на исследование важнейших психологических параметров (личность, такие психические процессы как память, мышление и т.д.) дало возможность сформировать целую систему объективных методов психологического исследования детей.

14 стр., 6580 слов

1.Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

Психология – наука, изучающая психику, т.е. способность живых организмов к отражению окружающей действительности (применимо и к чел-ку и к животному). Психология – наука изучающая сущность и закономерность развития психики (наука о душевной или психической жизни). Психическая жизнь – сложный, внутренний мир индивида, особая психическая реальность. В данном значении применяется только к чел-ку. ...

Автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был немецкий психолог Герман Эббингауз (1850—1909), изучавший законы памяти. Составив список бессмысленных слогов (искусственных сенсомоторных элементов речи, не имеющих конкретного значения), Эббингауз экспериментировал ими на протяжении пяти лет. Основные итоги проведенного им исследования он изложил в книге «О памяти» (1885), ставшей классикой в мировой психологии. Он выяснил зависимость числа повторений при заучивании списка бессмысленных слогов от его длины (при одном прочтении запоминается 7±2 слогов).

Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

Разработанный Эббингаузом метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени после того, как ряд был заучен, вновь необходимо его воспроизвести. Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом кривая забывания, отражающая процесс памяти, суть которого заключается в том, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. (Марцинковская Т.Д., 1998).

Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению сложных форм поведения — навыков.

3. Из истории проективного метода. Первые проективные тесты (Роршаха и Мюррея)

Проективные тесты – «(от лат. «projection»— выбрасывание вперед) группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию…» (Психологический словарь, 1997).

Начало применения проективных методик было положено Эмилем Крепелином (1856 — 1926) в его методике свободных ассоциаций. По другим источникам (Бодалев, Столин), швейцарский психолог и психиатр К.Г. Юнг (1875-1961) считается первооткрывателем проективных методик благодаря тесту словесных ассоциаций, созданного им в 1904-1905 гг. Метод вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В. Вундта и Ф. Гальтона, однако именно К.Г. Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик. Феномен заключается в возможности посредством косвенного воздействия на значимые стороны переживания и поведения человека вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности. Именно К.Г. Юнг доказал, что бессознательные переживания личности также доступны объективной диагностике.

9 стр., 4336 слов

Основные этапы личностной диагностики (проективные методы и опросники)

Контрольная работа По дисциплине « Психодиагностика личности » на тему: «Основные этапы личностной диагностики (проективные методы и опросники)» Содержание Введение 1 Классификация диагностического инструментария 2 Этапы диагностики 3 Характеристика проективных методик 4 Общая классификация проективных методик 5 Особенности диагностического исследования проективными методиками детей с нарушениями ...

В начале 40-х гг. «проективное движение» в западной психологии набирает значительную силу. Проективные методики становятся популярными в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Сегодня они занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики.

В 1921 году вышла в свет книга швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха (1884-1922) «Психодиагностика», принесшая ему мировую известность. В этой книге Роршах, проработавший много лет в ряде психиатрических клиник, в том числе и российской, и исследуя восприятие случайных форм, предложил новый тест, основанный на перцепции. Тест представлял собой десять таблиц с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые, нужно было сказать о том, что это может быть и на что это похоже.

Помимо установления «типа переживания», тест Роршаха позволяет получить диагностические данные о том, насколько индивидуум реалистично воспринимает действительность, его эмоциональные отношения к окружающему миру, тенденции к беспокойству и тревожности, тормозящей или стимулирующей его активность.

В 1935 году Х. Морган и Г. Мюррей создают проективную методику исследования личности — Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, ТАТ).

Диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций: 1) стремление истолковать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум в соответствии со своим прошлым опытом;

2) во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на coбственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей.

2 стр., 573 слов

Теоритические подходы к анализу личности в экстримальных ситуациях

Семинар. Доклад по управлению эмоциями. Способы управления эмоциями. 1.Вербально (произнести эмоцию)почему я испытываю такие эмоции 2.Монипулятивные – направленные на сознание, волю, поведение человека с целью формирования определённых установок, эм-х реакций, смены ценностных ориентаций. 1)Трансовый приём (наш…. Мы…. Они….) Лингвистика. 2)Проложение дорожку в будущее.(представь себе придёт ...

Определенная работа по исследованию личности велась в области графологии, считающейся одной из областей проективных методов.

В 1872 году аббат Мишон (1806-1881) написал книгу «Система графологии», благодаря которой графология вошла в систему наук. Аббатом и было введено понятие «графология». Он разделил почерк на признаки, приписав каждому из них значения, указывающие на свойства личности.

В США основоположниками графологии были Л. Раис и У.Б. Лукас. В Германии в начале ХХ века доктор Людвиг Клагес предпринял работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и интерпретации. Профессор В. Прейер выпустил ряд значительных по своим достижениям графологических достижений. Во Франции возникло целое графологическое движение, которому способствовал ученый Крепье-Жамен. В своем большом труде «Почерк и характер» он дал вполне научное изложение графологических законов. В Италии выпустил свой графологический труд знаменитый ученый Ч. Ломброзо. В России диагностикой локальных поражений мозга по особенностям почерка занимался А.Р. Лурия. Методом исследования мозговых поражений А.Р. Лурия доказал, что осуществление процесса письма обеспечивается «совместной работой ряда участков мозговой коры, каждый из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или другое условие, необходимое для осуществления письма» (Лурия А.Р., 1950).

Во многих странах стали возникать графологические сообщества. Появлялись научные публикации по графологии, обобщающие практический опыт работы. Например, в 1926 году издана книга известного профессора судебной медицины С. Оттоленги «Экспертиза почерка и графическая идентификация».

В начале ХХ в. вышел объемистый труд И.Ф. Моргенштерна «Психографология».

Анализируя обширную и весьма противоречивую литературу, можно сделать вывод, что согласно традиционным способам оценки проективные методики имеют средние показатели валидности и надежности (Гильбух Ю. 3., 1978; Freeman F., 1971; Sechrest L., 1968).

Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприменимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тенденции развития исследовательского инструментария современной психологии, можно, по-видимому, ожидать постепенного сближения проективных методик с тестами. Работа в этом направлении, если она будет выполняться совместно квалифицированными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферу применения проективных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей (Бодалев, Столин, 2002).

1 стр., 446 слов

Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века

Боевое ПТСР – актуальная проблема психологии XXI века Фокин А.А. Проблема медико-психологических последствий катастроф, стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, локальных войн и вооруженных конфликтов, характерных для конца ХХ в., в настоящее время вызывает серьезную озабоченность не только ученых, но и правительств различных стран мира вследствие увеличения их частоты, выраженности и ...

4. Из истории контент-анализа

Контент-анализ (буквально «анализ содержания») является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. В психодиагностике контент-анализ является способом получения информации, а именно количественно-качественным анализом документальных источников. В качестве документальных источников могут быть использованы личные документы (автобиографии, письма, дневники и т. п.), материалы групповой, коллективной и массовой коммуникации (записи разговоров, дискуссий, совещаний, всевозможные приказы, уставы, объявления, газеты, журналы, радиопередачи и т. п.), а также продукты деятельности людей, включая литературу и искусство.

Контент-анализ — это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления (Гуревич, Борисова, 1997).

В истории развития метода качественно-количественного изучения документов имеется довольно разнообразный опыт его использования для психодиагностических целей.

Впервые метод контент-анализа начал применяться с 20-х гг. ХХ столетия для обработки материалов средств массовой коммуникации.

В нашей стране количественные методы при изучении документов использовали психологи Н.А. Рыбников, И.Н. Шпильрейн, П.П. Блонский, В.Е. Семенов, социолог В.А. Кузьмичев и др. (подробнее см.: Семенов В. Е., 1983).

В 20-е годы известный русский исследователь биографических материалов Н.А. Рыбников в ходе изучения личности использовал ее сочинение о жизни — автобиографию.

Вслед за Н.А. Рыбниковым количественный анализ документов применил психолог П.П. Блонский в целях выявления характера первых воспоминаний школьников 11-13 лет, студентов и учителей (Блонский П. П., 1930).

13 стр., 6198 слов

Анализ психологии принятий управленческих решений в фирме

Оглавление Введение ……………………………………………………………….. …….....3 Управленческая психология ( теория ) ………………………………………..4 Анализ психологии принятий управленческих решений в фирме ООО «СИМ – 2000» ..…………………………………………………………. 19 Заключение ……………………………………………………………………24 Приложение1…………………………………………………………………....25 Список литературы ……………………………………………………………27 Введение Изучая теорию «Управленческая психология» ...

Социолог В.А. Кузьмичев провел тематический анализ 12 еженедельных советских газет, использовав ту же группировку содержания, что и известный исследователь американской прессы тех лет М. Уилли: «I) политика, 2) экономика, 3) культура, 4) сенсации, 5) спорт,. 6) персоналии, 7) мнения, 8) просто интересный материал, для развлечения, 9) журнальный материал, 10) смесь» (Кузьмичев В, А., 1930, с. 37-38).

Как видим, в этом случае своеобразная психодиагностика осуществляется уже на уровне общественного сознания в различных социальных системах (Гуревич, Борисова, 1997).

В 80-х гг. ХХ века Н.Н. Лепехиным и Ч.А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах. Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах (Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности. Л., 1984).

Американскими и европейскими исследователями (Р. Бейлс, М. Уилли, Г. Лассуэлл, К. Левин, X. Себалд) контент-анализ стал использоваться с 40-х годов ХХ столетия для определения психологических особенностей, психических состояний личности и групп.

Психологическая структура отдельной конкретной личности на основе анализа коллекции личностных документов исследовалась Г. Оллпортом (Allport G., 1942) и А. Болдуином (Baldwin A., 1942).

А. Болдуином был предложен подсчет совместной встречаемости слов в тексте (Baldwin А., 1942).

В конце 50-х годов Ч. Осгуд с сотрудниками обогатил контент-анализ методикой «связанности символов», что позволило обнаруживать неслучайные, связанные между собой элементы содержания, представленные в специальных матрицах (Семенов В. Е., 1983; Osgood Ch., 1959).

В сущности, эта методика была началом введения в контент-анализ корреляционной техники, а затем и факторного анализа.

В 60-х годах начала набирать обороты компьютеризация контент-анализа. В Массачусетском технологическом институте появился «универсальный анализатор» — комплекс компьютерных программ анализа текстовых материалов, при помощи которого можно подсчитывать частоты категорий содержания текста, получать различные индексы на основе совместного появления этих категорий и т. д. (Stone Ph., Dunphy D., 1966).

С 70-х годов в США разрабатываются стандартные компьютерные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации.

Использование компьютерных программ в контент-анализе обеспечивает этому методу явные преимущества, заключающиеся в надежности получаемых данных и быстроте анализа, по сравнению с ручным кодированием, выполняемым людьми, которые могут быть подвержены ошибкам из-за утомления и субъективных факторов.

Помимо самостоятельного применения или в комплексе с другими методами контент-анализ может выступать и в качестве вспомогательной техники для обработки данных, полученных посредством проективных методик (например, ТАТ, тест Роршаха), нестандартизованных интервью, открытых вопросов анкет и т. п. (Логинова Н.А., Семенов В.Е., 1973; Столин В.В., 1982; Lindner R., 1950; Hafner A., Kaplan A., 1960; Бодалев А.А., Столин В.В., 2002).

Выделяются два типа основных процедур контент-анализа: качественные — смысловые единицы и количественные – единицы счета. Анализ документов начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используются: а) понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях и т. п.; в) имена исторических личностей, политиков, выдающихся ученых, деятелей искусства, работников производства и т. п.

Единицы счета могут и совпадать и не совпадать с единицами анализа. В первом случае квантификация сводится к определению частот упоминания выделенной смысловой единицы по отношению к другим категориям. Во втором случае единицей счета избирают физическую протяженность или площадь текстов, заполненную смысловыми единицами (в печатных текстах — число строк, абзацев, знаков; по радио или телевидению – длительность трансляции) (ксерокс Чалых).

Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т. е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей, диагностического опыта.

5. Отечественная психодиагностика: запрет и возрождение

Психодиагностика в России развивалась не на пустом месте, она вобрала в себя опыт различных отраслей психологии того времени, философии, физиологии и педагогики. В середине ХIХ века, в годы расцвета естественных наук в России, возникла необходимость в становлении и развитии отечественной психодиагностики. У истоков направления, ориентированного на исследование генезиса психического развития и использовавшего данные о биологическом и физиологическом созревании детей, был Иван Михайлович Сеченов (1829-1905).

Основным методом психологии, по мнению Сеченова, должно быть объективное наблюдение развития психических процессов.

Были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г по инициативе крупнейшего русского психиатра С.С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета.

Большой вклад в психологическую науку экспериментальными исследованиями внес Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся физиолог, психолог, невролог, психиатр. В 1885 г. им была открыта первая в России экспериментальная психологическая лаборатория при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, с нервными процессами. По его мнению, изучение психических процессов не может быть ограничено только субъективной стороной психики. В.М. Бехтерев придерживался утверждения о том, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» (Бехтерев В.М. Объективная психология и ее предмет // Вестник психологии, 1904. — № 9-10, с. 730-Гуревич, с.33).

Объективная психология, по утверждению В.М. Бехтерева, должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.

Бехтеревым В.М. совместно с Лазурским А.Ф. и Нечаевым А.П. разрабатывались новые диагностические методы, отвечающие задачам детской психологии, такие как наблюдение, естественный и рефлексологический эксперименты. Наряду с поиском новых подходов к научно-психологическому изучению ребенка широкое распространение получило создание и использование методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей детей и детских групп в практических целях. Для этих задач использовались тесты, анкеты, биографический, статистический и антропометрический методы, разработанные М.М. Рубинштейном, А.Н. Нечаевым, Н.Е. Румянцевым, а впоследствии П.П. Блонским, М.Я. Басовым, А.С. Залужным, Л.С. Выготским (Марцинковская Т.Д., 1998).

Для экспериментального исследования психики детей в начале века А.Ф. Лазурский возглавил психологическую лабораторию в Петербурге. Лазурский был неудовлетворен лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, что побудило его искать другие способы психологического исследования. Им был применен естественный эксперимент, изложенный в работе «О естественном эксперименте» (1911), который имел особенно большое значение для психодиагностики ребенка.

Итак, во второй половине XIX века в отечественную психологию был введен эксперимент. Но для возникновения психологической диагностики необходимо было, кроме того, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия.

В 1905-1906 гг. психология была введена в качестве учебной дисциплины в школы, она стала одним из важнейших курсов и в педагогических институтах. Один из ведущих ученых того времени, организатор Психологического института и заведующий кафедрой философии Московского университета Г.И. Челпанов настаивал на том, что и в курс прикладной психологии необходимо включить раздел теоретической психологии, так как без знаний общих закономерностей и методологических принципов невозможно грамотное исследование психики детей. Его взгляды кардинально отличались от подхода Нечаева, который настаивал на том, что истинно научной является только экспериментальная психология, основы которой и должны преподаваться будущим учителям.

Особый интерес к тестам возник в сфере образования в связи с практическим запросом общества о степени одаренности учащихся, особенностях их личностного и психического развития. При школах создавались кабинеты для экспериментально-психологического обследования учащихся.

Одной из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию детей является исследование Г.И. Россолимо (1860-1928), в результате которого в 1908 г. была опубликована шкала для измерения уровня общих способностей, впоследствии получившая название «Психологические профили». Григорий Иванович Россолимо, крупнейший невропатолог и психиатр, основоположник детской неврологии в России, поставил своей целью выработку критериев отличия психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. В результате им был создан метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, который стал одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной отсталости. Эта методика индивидуального психологического профиля, состоящая из 11 субтестов для определения следующих психических процессов: внимания, восприимчивости, воли, запоминания, ассоциативных процессов. Далее Россолимо предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Положительным в исследованиях Россолимо было, то, что в отличие от западного тестирования он стремился к целостной оценке личности, к синтетическому способу изображения ее сильных и слабых сторон. «Психологические профили» Г.И. Россолимо с того времени прочно вошли в психологическую диагностику ребенка.

Идеи Г.И. Россолимо получили широкое распространение среди психологов Европы.

Собственно психодиагностические работы в России, за исключением выше изложенных, начали развиваться в послереволюционный период. Особо следует отметить вклад в психодиагностику выдающегося психолога с мировым именем Л.С. Выготского, разработавшего учение о психологическом диагнозе, его особенностях и этапах. При этом Л.С. Выготский подвергал критике тесты за их направленность на диагностику лишь «актуального развития», отмечая неотчетливость самого понятия «интеллект». Отношение к тестам в нашей стране в 20-30-е годы (а психодиагностика в этот период развивалась главным образом как тестология) было далеко не однозначным. С одной стороны, интерес к диагностике был очень велик, и психологи с энтузиазмом занялись этой проблематикой, с другой стороны, многие положения и подходы, постулируемые ею, вызывали критическое отношение.

В 1920-1930-х гг. тестирование набирает обороты в педологии, психологии труда и психотехнике. В области психологического тестирования плодотворно работают Г.И. Россолимо, П.П. Блонский, М.Я. Басов, М.С. Бернштейн, А.А. Люблинская, В.М. Коган и др.

Педология была задумана как комплексная наука, занимающаяся целостным, синтетическим изучением детей. Но научный синтез данных психологии, физиологии, анатомии и педагогики не был осуществлен в рамках педологии.

В это время в нашей стране значительное развитие получила психотехника, а именно труды И.Н. Шпильрейна, С.Г. Геллерштейна, Н.Д. Левитова, А.А. Толчинского и др. (Геллерштейн С.Г., Коган В.М., Шпигель Ю.И., 1929).

В рамках психологии труда и психотехники развивалась психодиагностика, результаты которой нашли применение в ряде направлений народного хозяйства, прежде всего в промышленности, на транспорте, в системе профессионального обучения.

К середине 30-х гг. педология и психотехника начали подвергаться критике, в особенности за формальное использование некоторых теоретически не обоснованных тестов. Это время характеризуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и в промышленности. В школах проходили массовые тестовые обследования, которые не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, в результате принимались решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей.

Ввиду надвигавшейся тестомании и ряда причин субъективного характера было принято известное Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», наложившее запрет на применение тестов и анкет. Это постановление, по мнению А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и А.А Смирнова, получило в последующие годы неправомерно расширительное толкование и привело к отказу от разработки научно обоснованных методов психологической диагностики личности (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А., 1968).

Таким образом, в 30-е гг. прошлого столетия были ликвидированы те направления исследований, которые являлись связующими звеньями психологии с практикой, что нанесло огромный ущерб в развитии психологической науки в целом.

Понадобилось около 40 лет, чтобы психодиагностическое направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х гг. вновь начинают появляться работы по психологической диагностике.

В 1960-1970-е гг. в отечественной психологии развивается так называемый «качественный подход», реализуемый прежде всего в диагностике умственного развития. Такой подход предполагает изучение способностей в условиях выполнения соответствующей деятельности.

На Центральном совете Общества психологов СССР (1969 г.) психодиагностика была признана одной из наименее развитых областей психологического знания, крайне нуждавшейся во внимании со стороны исследователей. Большинством ученых-психологов данное решение было воспринято как долгожданное официальное «разрешение на тесты» (Бурлачук Л.Ф., 2003, с. 89).

В становлении отечественной психодиагностики большую роль сыграла Ленинградская психологическая школа. Во многом благодаря инициативе со стороны Б.Г. Ананьева, признанного лидера ленинградских психологов, тесты начинают занимать полноправное место в психологических исследованиях.

Основной задачей, поставленной перед коллективом в 1962-1963 гг., было комплексное исследование человека как индивида, личности, индивидуальности, с одной стороны, и как субъект труда, познания, общения – с другой стороны.

Дискуссии о тестах периодически вспыхивают вплоть до середины 1970-х гг. и окончательно угасают к началу 1980-х. Психологов-практиков, а их ряды посте­пенно растут, интересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возмож­ности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому параллельно продолжающимся дискуссиям тесты поначалу робко, а затем все более активно используются в медико-психологических исследованиях, изучении разных возрастных групп, профориентации и профотборе, судебно-психологической экспертизе (В. Н. Мясищев и др., 1969; Б. Г. Ананьев и др. 1970-1976; И. Н. Гильяшева, 1969-1974; Е. И. Степанова и др., 1971-1974; Л. Ф. Бурлачук, 1971-1975; К. М. Гуревич др., 1974-1975 и многие другие).

Начиная с 1970-х гг. основным делом для К.М Гуревича стало возрождение психодиагностики. Понимая ее практическую ценность. К.М. Гуревич много сил отдал созданию научных основ этой дисциплины, а также организационно-методической работе. По его инициативе и при его участии проводились первые (после фактического запрета психодиагностики в 1936 г.) конференции и симпозиумы по психологической диагностике, были опубликованы первая коллективная монография «Психологическая диагностика. Проблемы и исследования» (1981), посвященная теоретическим проблемам психодиагностики, и перевод фундаментального труда А. Анастази «Психологическое тестирование» (1982).

В этих работах накапливался собственный опыт организации и проведения диагностических исследований, были получены оригинальные данные, обогащающие известные представления об индивидуально-психологических особенностях личности в норме и патологии. Наряду с эмпирическими работами появляются и первые теоретические, анализирующие состояние дел в зарубежных исследованиях.

Во второй половине 1970-х гг. увеличивается количество публикаций, появляются первые монографии, посвященные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом (В.Г. Норакидзе, 1975; Ф.Б. Березин и др., 1976; В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук, 1978; Л.Ф. Бурлачук, 1979).

Психодиагностика признается в качестве одной из основных сфер приложения профессиональных возможностей психологов, становится неотъемлемым элементом их обучения (Бурлачук Л.Ф., 2003, с.91).

В 1980-е гг. продолжается обсуждение общих и частных проблем психодиагностики, при этом широко привлекается собственный исследовательский опыт. (Бодалев, Столин, с.43-45)

В это время в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования.

Появляются первые учебные пособия для студентов (Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, 1987), первый словарь-справочник (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев: Наукова думка, 1989), адресованный широкому кругу специалистов. В этих работах, и это следует отметить особо, реализуется слияние тестологического, измерительного подхода с дифференциально-психологическим, что составляет подлинную сущность психологической диагностики как науки (Бурлачук Л.Ф., 2002).

Делаются первые шаги на пути разработки оригинальных методик, многие из которых сегодня достаточно активно используются в психологических исследованиях (А.Е. Личко и др.,1983; В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, 1985; М.К. Акимова и др., 1988; А.А. Кроник, 1991 и др.).

Необходимо подчеркнуть важность начатой в 1980-е гг. работы по преодолению почти тотальной психометрической безграмотности психологов, воспринимавших как нечто экзотическое требования к надежности и валидности тестов и не имевших элементарных навыков их конструирования. Обращается внимание и на разработку (не завершенную до сих пор) этических норм, которыми должны руководствоваться создатели и пользователи психологических тестов.

После распада Советского Союза, в последнее десятилетие XX в. развитие психологической диагностики, впрочем как и других наук, естественно, несколько затормозилось. Тем не менее в основных психологических центрах, которыми продолжали и продолжают оставаться в первую очередь Москва и Петербург в России велась определенная работа в области психодиагностики, позволившая достигнуть заметных результатов.

Одной из существенных проблем этого периода, оставшихся в наследство от советской психодиагностики, была острая нехватка методик для практических психологов. Кустарно изготовленные тесты, а в основном это были неадаптированные зарубежные методики, не могли удовлетворять психологов. Поэтому важным событием, повлиявшим на развитие психодиагностической практики, стало создание в Петербурге ИМАТОНа (Госстандарт России) — предприятия, которое занялось подготовкой и продажей тестов для психологов. Первоначально это были известные зарубежные тесты, а позднее появляются и отечественные. В отличие от многих известных западных фирм — производителей тестов, ИМАТОН не только распространитель собственной продукции, но и организатор ее научного сопровождения. Психологи-практики могут получить или совершенствовать свои знания в области психодиагностики, работая с тестами путем участия в краткосрочных обучающих программах, а также конференциях, которые регулярно проводятся ИМАТОНом.

Основная преграда на пути в мировое психологическое сообщество — отсутствие действующих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии российской психодиагностики.

Подводя итог рассмотрению отечественных работ в области психодиагностики, следует отметить, что, несмотря на большое количество вторичных исследований, копирующих западные, в истории имелись и интересные самостоятельные работы, пытающиеся решить научно-методологические проблемы диагностики. На современном этапе развития психодиагностики эти попытки были продолжены.