Нормы речевого развития по А. Н. Гвоздеву
Труды лингвиста А.Н. Гвоздева по детской речи известны всем, кто с той или иной целью исследует речь ребенка: его знают и лингвисты, и психологи, и логопеды – и в нашей стране, и за рубежом. В 1973 году Н.С.Жукова провела большую работу – тщательный анализ книги А.Н.Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961) и на его основании разработала таблицу – «Схему системного развития нормальной детской речи». Эту схему автор предлагает использовать «в качестве условного эталона закономерностей овладения детьми родным (русским) языком», поскольку при оценке речи детей с ОНР Н.С.Жукова рекомендует выявлять «не только речевые нарушения, но и то, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено» (Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.М., 1990).
Результаты анализа и систематизации материалов Фонда данных детской речи позволили составить таблицу, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет. (см. таб. в приложении)
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
По мнению Б.М.Гриншпуна, которое поддерживается и другими исследователями, клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. В данной классификации все виды нарушений речи делятся на две группы в зависимости от того, какого вида речь нарушена: устная или письменная.
К нарушениям устной речи относятся:
дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, проявляющееся в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или их смешении;
ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами нёба);
дизартрия- нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Характеризуется голосовыми, просодическими и артикуляционно-фонетическими дефектами;
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием ...
... у детей с нормальным речевым развитием, с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития ____________________________________________51 ГЛАВА 4. Методические рекомендации по развитию предикативного словаря у дошкольников ... с. 18..Захарова А. В. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис.... канд.филол.наук. - М., 1972. - С.23. 19. Кацнельсон С.В. ...
дисфония(афония) — отсутствие или расстройство фонации, нарушение силы, высоты и тембра голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;
заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
брадилалия- патологически замедленный темп речи;
тахилалия- патологически ускоренный темп речи.
Все вышеперечисленные нарушения устной речи относятся к группе нарушений произносительной стороны речи. Кроме них, в нарушениях устной речи еще есть системные или полиморфные нарушения:
алалия- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
афазия- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи подразделяются на:
дислексию- частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в затруднениях опознания и узнавания букв, в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, в аграмма-тизме;
дисграфию- частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация в отличие от клинической, прежде всего, направлена на выявление речевой симптоматики на основе психолого-лингвистических критериев, анализ речевых нарушений позволяет охарактеризовать внешние симптомы недоразвития речи у детей, выявить поврежденные компоненты речевой системы. Именно данные о состоянии сформированности структурных компонентов речи (фонетического, грамматического, лексического) является основой для направления детей в соответствующие группы детского дошкольного учреждения или школы.
Итак, посредством определения состояния сформированности речевых структур прежде решаются практические задачи комплектования групп и создаются предпосылки для определения характера речевой патологии.
В соответствии с психолого-педагогической классификацией (по Р. Е. Левиной) нарушения речи подразделяются на две группы.
Первая группа — нарушение средств общения:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи- нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем;
общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Вторая группа — нарушения в применении средств общения:
заикание,рассматриваемое как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.
Логопедические карты диагностики для речевых нарушений
(Е.Д. Дмитрова)
«Логопедические карты диагностики для речевых нарушений»является хорошим помощником логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов
Данное практическое пособие предназначено для диагностики различных речевых нарушений(дислалии, дизартрии, нарушений голоса, ринолалии, афазии) детей от 0 до 3-х лет и детей старше 3-х лет.
Пособие предлагает не только обследовать речевые расстройства, но и особенности двигательного, психического, эмоционального развития ребенка. Обследуя ребенка комплексно, учитывая различные особенности в целом, дефектолог может в дальнейшем выбрать более точную программу коррекции.
Карты также включают разделы по изучению анамнестических сведений. Отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.
Логопедическое обследование в данном пособии при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти. (см. Карту в приложении)
Информация для родителей
Все чаще родители обращаются к логопеду, потому что ребенку уже 2 или 3 года, а он не говорит или говорит совсем мало. Есть ли повод для волнения или просто нужно подождать и все само наладится?
Как известно, своевременное развитие речи у ребенка является залогом развития его личности. Речь формируется в несколько этапов.
Динамика формирования речи.
№ | Форма речи | Примерный возраст появления |
Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия) | 1-2 мес. | |
Гуканье, гуление | 1.5- 3 мес. | |
Лепет (Ребенок повторяет за вами или сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. | |
Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык» (ляля, тата, кука), много звукоподражаний (гав-гав, би-би) ) | 8 мес. — 1 год 2 мес. | |
Двусловные предложения | 1 год 6 мес. — 2 года 2 мес. | |
Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется) | 1 год 9 мес. — 2 года 6 мес. | |
Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам ) | 2 года 4 мес. — 3 года 6 мес. | |
Словотворчество (Ребенок выдумывает новые слова, при этом используя законы родного языка) | 2 года 6 мес. — 3 года 5 мес. | |
Ребенок проговаривает свои действия, играя с игрушками или занимаясь каким-то своим делом | 2 года 6 мес. — 3 года 6 мес. |
Известно, что развитие речи мальчиков и девочек отличается. Девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков, у них быстро растет запас слов, которые обозначают предметы. Мальчики чаще говорят на «своем» языке, у них в отличие от девочек, больше запас слов, обозначающих действия.
Если ребенок физически развит, нет никаких неврологических заболеваний, он повторяет за вами все, что слышит, активно использует свою речь, вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам, то беспокоиться не о чем.
Если же есть какие то подозрения важно знать причины речего недоразвития.
Основными причинами являются:
- гипоксия (может развиваться, если у матери были порок сердца, ранний токсикоз, анемия, патология пуповины);
- родовая травма;
- асфиксия;
- внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша;
- хирургические операции до 3-х лет;
- переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного;
- нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;
- «затянувшаяся желтушка» (высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);
- проблемы со слухом;
- умственная отсталость;
- черепно-мозговая травма; часто падал; тяжело болел в первые годы жизни;
- у кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
Задержку в развитии речи могут вызывать также неправильные методы воспитания. К ним относятся такие крайности, как недостаточное внимание к ребенку и чрезмерная опека. Во втором случае ребенку просто нет стимула говорить, его и так понимают.
Если ребенку 2 года, а он владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы из 2-3 слов, не умеет показать где на картинке нарисован зайчик , дерево и т.п.
Если в 3 года ребенок не может выполнить подряд 2 команды (пойди на кухню, принеси чашку), не отвечает на вопросы «кто?», «где?», не может построить предложение из 3-4 слов,тгода нужно обратиться к специалисту.
Чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем быстрее будет результат.
Самым эффективным периодом для коррекции речи считается возраст от 2.5 до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции. Если этот период упустить, то потом будет сложнее и у ребенка могут появиться проблемы с успеваемостью в школе.
Развитию мелкой моторики рук специалисты уделяют особое внимание. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Здесь помогут занятия с конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Массаж лица стимулирует ленивые артикуляционные мышцы, и тогда даже самые сложные звуки даются легко. Но все же главное- это ваше общение с малышом, ваш личный пример. С малышом нужно больше заниматься: разговаривать, петь, рассказывать стишки, потешки, читать книжки, играть, имитировать различные звуки.
При этом все свои действия и действия ребенка нужно озвучивать, следите за тем, чтобы ребенок смотрел на вас, когда вы говорите, каждый день вводите новые слова, часто повторяйте их, чтобы он быстрее их запомнил. Рассказывайте малышу для чего предназначены те или иные вещи, что с ними можно делать, а чего делать нельзя. Во время игр используйте простые команды, такие как: «подними мяч», «брось мяч». Ни в коем случае не заставляйте ребенка повторять за вами, если он этого не хочет, иначе со временем все задания, которые вы будете перед ним ставить, требующие от него словесных действий, будут им игнорироваться или отвергаться.
Список использованной литературы
· Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 200 с.
· Логопедические карты для диагностики речевых расстройств — М.: АСТ: Астрель, 2008.
·
ПриложениеКарта комплексной диагностики
речевых и неречевых функций
детей и взрослых с речевыми расстройствами
Фамилия, имя, отчество: ________________________________
Возраст: ______________________________________________
Образовательное учреждение:____________________________
Имя, отчество матери, отца ______________________________
Адрес, телефон: _______________________________________
Кем направлен:________________________________________
Диагноз: _____________________________________________
Анамнез, клинические данные: __________________________
Жалобы: _____________________________________________
Наличие языков:_______________________________________
Правша, левша, амбидекстр, скрытоелевшевство: __________
Дата исследования: ____________________________________
I. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ
Экспрессивная речь
1. Самостоятельное высказывание больного в диалоге
Сколько тебе лет?______________________________________
Когда твой день рождения? _____________________________
Сколько лет тебе будет через год? ________________________
Сколько тебе лет было в прошлом году? __________________
Сколько лет твоей маме, твоему папе, брату или сестре? _____
Сколько лет тебе будет, когда ты пойдешь в школу? ________
Как зовут маму, папу, сестру, брата? ______________________
Кем работают мама, папа? ______________________________
Кем ты хочешь быть? __________________________________
2. Автоматизированная речь
цифровой ряд: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
месяцы: январь февраль март апрель май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Дни недели: понедельник вторник среда четверг
пятница суббота воскресенье
3. Дезавтоматизированная речь
Цифровой ряд: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Месяцы: декабрь ноябрь октябрь сентябрь август
июль июнь май апрель март февраль январь
Дни недели: воскресенье суббота пятница четверг
среда вторник понедельник
4. Заканчивайте пословиц и фраз с «жестким» контекстом
Кончил дело, гуляй . . .
Делу — время, потехе — . . .
Любишь кататься . . .
В небе летит реактивный . . .
С моря подул сильный . . .
5. Стихи, песни со словами
Уронили мишку на пол . . .
Тише, Танечка, не плачь . . .
Идет бычок, качается . . .
6. Повторение.
а) повторение звуков, слогов, серий звуков и слогов:
а | у | и | о | б | с | р | л | ш | л | т | п |
аи | уа | ои | ауи | иуа | уио | ||||||
т-с | б-и | м-р | к-с | п-д | м-п | н-т | с-з |
р-д-з | ф-к-ч | с-б-т-ж | ш-ч-в-м |
ти | лу | на | ра | па | га | ак | ив | ут | оф |
вил | бун | рел | цис | стро | тпру |
бо-ба-би | би-ба-бо | ба-бо-би |
та-да-та | да-та-та | да-та-да |
б) повторение простых, сложных и бессмысленных слов:
домлесрисстолслон дорога
птицапаровозводопровод
полковникполовникпоклонниксверстники
кораблекрушениестрептомицинКилиманджаро
в) послоговое произнесение слов и фраз:
ла-паво-до-емко-роб-ка стрел-ка
у-ни-вер-си-тет Се-год-ня-хо-ро-ша-я-по-го-да
г) воспроизведение ритмической структуры слова и фразы голосом (ладоши, кивки головой):
зи-макош-какар-тин-кафо-то-гра-фи-я
Я-хо-чу-питьВ-го-ро-де-мно-го-ма-шин?
д) повторение фраз:
Собака лаетРебенок спитДевочка пьет чай
Сыворотка из-под простокваши Интересное путешествие
Дети заблудились в лесуСтуденты едут в университет
На ветке елки гнездо птицы
Из-под топота копыт пыль по полю летит
7. Называние.
а) предметов (что это?):
лампадверьокно полчасы стрелки
карандаш выключательпуговица
б) изображений предметов:
ведротарелкамальчик барабан
книгакарандашкоровамячсвинья
в) частей тела:
носглазухобровиколено
локотьволосымизинец
г) действий:
стоитлежитчитает
бежитсидитудит
д) качеств:
большоймаленький высокий
низкийтолстыйтонкий
8. Составление фразы.
а) по картинке (с изображением предметно-пространственных отношений):
б) с заданным словом:
«школа»
«дружба»
«разговаривать»
9. Пересказ текста, прочитанного специалистом
10. Составление рассказа.
а) по сюжетной картинке
б) по заданной теме «Каникулы» (с 6 лет), «Зима» (до 6 лет):
Импрессивная речь
1. Понимание внеситуативных вопросов
Где ты живешь?
__________________________________________________________
Сколько человек в твоей семье?
__________________________________________________________
С кем ты живешь дома?
__________________________________________________________
В какие игрушки ты вчера играл?
__________________________________________________________
Где ты учишься?
__________________________________________________________
Сколько человек в твоем классе?
__________________________________________________________
Что ты сейчас читаешь?
__________________________________________________________
Какие игрушки тебе нравятся?
__________________________________________________________
Где мы покупаем молоко?
__________________________________________________________
2. Понимание ситуативных вопросов
Откуда ты приехал?
__________________________________________________________
Почему ты к нам пришел?
__________________________________________________________
На чем ты доехал к нам?
__________________________________________________________
Где ты сейчас находишься?
__________________________________________________________
Что тебе нравится в кабинете?
__________________________________________________________
Что ты видишь вокруг?
__________________________________________________________
Что ты ел на завтрак?
__________________________________________________________
Какое сейчас время года?
__________________________________________________________
Какой сейчас день недели? (время суток)
__________________________________________________________
Что ты делал вчера (час назад)?
__________________________________________________________
3. Понимание парадоксальных вопросов
Можешь ли ты прилететь к нам на ракете?
__________________________________________________________
Сейчас утро, день, вечер, ночь?
__________________________________________________________
Сейчас лето или осень? (зима, весна).
__________________________________________________________
Ты живешь в лесу?
__________________________________________________________
4. Понимание простых инструкций
подними рукузакрой глаза
сожми пальцы в кулакположи руки на стол
5. Показ
а) предметы и серии предметов:
потолокдверьокнокарандашстолобувьпол
стулбумагачасы
окно — полпотолок — лампа — дверь
стул — окно — карандаш — пол
б) предметные изображения и серии изображений:
в) части тела и серии частей тела:
нос локотьподбородокбровь
глазлобухозатылокпальцы
локоть — коленоглаз — нос — ухопалец — локоть — плечо
лоб — ухо — подбородок — бровь
6. Понимание частотных и не связанных между собой по значению и звучанию слов
Показать на картинке:
Самолетяблококонвертцветоккошкабутылка
Кошка — конвертяблоко — бутылкасамолет — сумка
Женщина — дверь — самолетцветок — конверт — рыба
7. Понимание слов, близких по значению
Показать на картинке:
карманварежкигалстукрукавбантворотникперчатки
ременьшарф
карман — галстук рукав — воротник
бант — перчаткиремень — варежки — рукав
бант — воротник — галстук — ремень
8. Понимание простых предложений
Показать на картинке.
Бабушка режет хлеб.Мама моет стакан.
Бабушка читает книгу.Мальчик читает газету.
Мальчик рисует кошку.Мальчик лежит на ковре.
9. Понимание действий
Показать на картинке:
Ловитзвониткатаетсярыбачит
10. Фонематический слух
а) повторить и написать:
звуки к-тс-зз-ст-дд-т
слоги ба-папа-паба-бапа-база-заза-са
ка-тана-ла
та-да-таба-па-баба-ба-па
слова дом-томкот-годкоса-козабочка-почка
точка-дочкаполковник-половник
б) оценка правильности произнесенных слов:
гинотымпетукстекан
в) соотнесение фонемы с графемой:
Показать на картинке.
шнзптздкмс
г) на стимул поднять руку, на прочий материал — не поднимать:
сасазазасашасаза
кот год коккоткотгодтоккодкот
д) понимание слов, близких по звучанию:
Показать на картинке:
соборпочказаборкоса
бочка — козакрыса — крышакоза — коса
бочка — почкасобор — забор
дочка — коза — крысакрыша — крыса — точка
точка — бочка — почка — дочка
11. Понимание логико-грамматических конструкций.
а) понимание флективных отношений:
показать: ключ ручкойключом ручкуручкой ключ
мамина дочкадочкина мамамама дочки
кто такой:брат отцаотец брата
б) понимание предлогов:
мяч на скамейкемяч под скамейкой
мяч около скамейкимяч перед скамейкой
коробка позади спичкикоробка на спичке
в) понимание сравнительных конструкций:
слон меньше мухимуха больше слона
слон больше мухимуха меньше слона
месяц больше неделинеделя больше месяца
«Таня старше Лены, но моложе Кати»Кто самый старший?
г) понимание отношений последовательности:
лето перед веснойвесна перед летом
«Я позавтракал после того, как поиграл на компьютере»
Что сделал раньше?
д) понимание субъективно-объективных отношений:
Исследование праксических функций
1. Программирование и контроль произвольной деятельности
а) условные реакции выбора (на один стук — поднять руку, на два — не поднимать):
IIIIIIIIIIIII
б) конфликтные условные реакции:
в ответ на кулак поднять — палец, на палец — кулак:
Палецкулаккулакпалецкулакпалецпалецкулак
2. Оральный кинестетический праксис: праксис лицевой мускулатуры
а) по инструкции б) по подражанию
улыбнутьсясложить губы трубочкой
сложить губы рупором
показать зубыязык за нижнюю губу
упереться языком в верхние зубы
положить язык за нижние зубы
упереться языком в нижние зубы
положить язык на нижнюю губу
поднять язык вверхподвигать языком вправо-влево
язык «ковшиком»вытянуть язык «лопатой»
вытянуть язык «иголочкой»облизать губы справа-налево
слева-направонадуть обе щекинадуть правую щеку
надуть левую щекуположить язык за правую щеку
положить язык за левую щекуподнять бровинахмурить брови
сморщить носпощелкать языкомподутьпоцокать языком
3. Выполнение символических и смысловых движений и действий
а) по инструкции б) по подражанию
показать: как целуютсякак свистяткак плююткак пьют
как рубят дровакак чистят зубы
как военные отдают честьпогрозить пальцем
4. Мануальный кинестетический праксис
а) правой рукой б) левой рукой в) перенос позы с одной руки на другую
сжимание кисти в кулакладонь вертикальноперебор пальцев
5. Динамический мануальный праксис (выполнение 4-5 раз)
а) правой рукой б) левой рукой
кулак — кольцокулак (плечо) — кольцо (рука вперед)
кулак — ребро — ладонь
6. Динамический оральный праксис
а) по инструкции б) по подражанию
2 раза поцокать — 2 раза подуть
сложить губы трубочкой-улыбкой
7. Динамический графический праксис
8. Асимметричное постукивание
Правая рука —
Левая рука —
9. Реципрокная координация
10. Пространственный праксис
1) Одноручные пробы на пространственную координацию
а) по подражанию б) по инструкции
показать левую руку вытянуть руку вперед
отвести руку вбок
вытянуть руку над головой спрятать руку за спину
2) Пробы Хэда:
Одноручные:
а) по подражанию б) по инструкции
Двуручные:
Односторонние:
Перекрестные:
11. Конструктивно-пространственная деятельность
1) Копирование:
2) Копирование при помощи ориентиров:
3) Переворачивание на 180°:
4) Сложение геометрических фигур:
5) Самостоятельный рисунок:
СолнышкоДомикРожицаЧеловечекКубик
Исследование гностических функций
Зрительный гнозис
1. Предметныйгнозис (узнавание)
а) реальных предметов:
карандашчасыручкакнигаключложка
б) простых изображений:
часыведроочкифуражкачемодангрибчайник
велосипед змеятелефонножницылампадиванмяч
помидорременьшубадеревояблокобутылка
шкафпетух
в) контурных изображений:
змеяверевкабантмышькроткрыса
кастрюлясахарницачайниктрамвайтроллейбусавтобус
г) контурных пунктирных изображений:
змеяверевкабантмышькроткрыса
кастрюлясахарницачайниктрамвайтроллейбусавтобус
д) перечеркнутых изображений:
бабочкалампаландышмолотокбалалайка
е) наложенных изображений:
ж) выделение фигуры из фона:
бутылкаистаканчашкашляпаутюг лодка
корзинкарука спалкойсамолетптичка
з) недорисованных изображений:
и) фрагментарных изображений:
лодкалицособакасолдатклоунэкипаж
самолеттеннисист танцорывсадник
2. Восприятие сюжетных изображений
3. Оптико-пространственный гнозис
а) называние пространственных признаков:
правыйлевыйвверхвнизвпередназад
б) узнавание геометрических контурных изображений
Круг:теньконтурпунктир
Квадрат:тень контурпунктир
Треугольник:теньконтурпунктир
Овал:теньконтурпунктир
Прямоугольник: теньконтурпунктир
в) выбор и идентификация невербализуемых геометрических фигур:
г) определение времени на часах:
ж) ориентировка в схеме географической карты:
4. Буквенный и цифровой гнозис
а) узнавание букв и цифр простого шрифта:
б) узнавание и идентификация букв и цифр в различных шрифтах:
в) узнавание букв и цифр.
5. Цветовой гнозис
а) называние цвета:
б) идентификация цвета:
в) классификация цвета:
6. Лицевой гнозис
а) узнавание лиц на портретах:
б) узнавание и идентификация лиц на разных портретах:
в) идентификация портретов по следам:
7. Классификация по форме, цвету, величине
8. Локализация прикосновений:
правая сторона
левая сторона
9. Пальцевой гнозис:
Правая рука
Левая рука
10. Стереогноз (узнавание и идентификация предметов на ощупь)
11. Узнавание частей тела
на себе
глазносбровиподбородокшеяспинаколено
на картинке
ухоресницынослобладоньлокотьпятка
Заключение ______________________________________________
______________________________________________________
Рекомендации ___________________________________________
____________________________________________________